Финансово правовая ответственность контрольная работа

Обновлено: 16.05.2024

Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законодательства и целесообразности деятельности в сфере создания, распределения и использования финансовых ресурсов (государственных, местных и др.), которые носят публичный характер, для наиболее эффективного социального и экономического развития государства и его регионов.

При проведении финансового контроля проверяются:

  • соблюдение правопорядка, установленного в сфере финансовой деятельности правопорядка органами государственной и муниципальной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, гражданами;
  • эффективность и экономическая обоснованность осуществляемых функций, их соответствие поставленным государственным задачам и задачам муниципальных образований.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью всей финансовой деятельности государства, поэтому он базируется на всех тех принципах, на которых строится финансовая деятельность и которые закреплены в Конституции и нормативно-правовых актах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Пределы действия нормативных правовых актов. подробнее .

Общие принципы финансового контроля:

Финансовый контроль, наряду с общими принципами, базируется на специфических принципах, зафиксированных в Лимской декларации: объективность и независимость, гласность и компетентность. Согласно Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее , контрольные органы могут функционировать эффективно и объективно только тогда, когда они полностью независимы от проверяемых ими предприятий и организаций и в достаточной мере защищены от постороннего влияния.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что полностью государственные контрольные органы не могут быть независимы в полной мере, так как являются неотъемлемой частью государства, высший контрольный орган должен обладать организационной и функциональной независимостью, необходимой для реализации возложенных на него задач. Юридическая защита должна гарантироваться против любого вмешательства, которое подрывает контрольные полномочия контрольного органа.

Виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяют по разным критериям – в зависимости:

  • от времени проведения - предварительный контроль (осуществляется до завершения операций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов); текущий контроль (реализуется непосредственно в процессе денежных операций); последующий контроль (проводится после свершения финансовых операций);
  • от волеизъявления субъектов контрольных правовых отношений – обязательный контроль (осуществляется в результате требований законодательства, или по решению государственных компетентных органов); инициативный контроль (происходит по решению хозяйствующих субъектов – собственными силами или вследствие привлечения аудиторской организации и аудиторов);
  • от правового статуса субъектов деятельности контроля: аудиторский, общественный, муниципальный и государственный контроль;
  • от содержания – бюджетный, страховой, налоговый, на рынке ценных бумаг, валютный;
  • по объекту проверки ревизии – документальные (идет проверка документов, включая первичные денежные документы – платежные ведомости, счета, чеки, ордера); фактические (наличие материальных ценностей и денежных ресурсов); сплошные, или полные проверки (проверка всей деятельности учреждения, организации или предприятия за определенный срок); частичные, или выборочные (контролируются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности – прием налоговых и страховых взносов, проверка командировочных расходов и т.д.);
  • по организационному признаку – плановые (предусмотрены в плане работы органа); внеплановые (проводятся в связи с поступлением жалоб, сигналов, заявлений, требующие немедленной проверки); комплексные (проводятся несколькими контролирующими органами одновременно).

Финансовый контроль осуществляется различными методами, к которым относятся: проверки, ревизии, рассмотрение заявок, проектов финансовых планов, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, обследование, наблюдение, заслушивание информации должностных лиц, докладов, анализ и др.

Метод наблюдения ориентирован на ознакомление с положением дел в финансовой деятельности субъекта. Обследование некоторых аспектов финансовой деятельности проводится с использованием анкетирования и опроса. В ходе проверки, осуществляемой на месте, используются отчетные, балансовые, расходные документы для выявления нарушений финансовой деятельности и устранение ее последствий. Анализ направлен на выявление разного рода нарушения финансовой дисциплины с использованием разных аналитических приемов.

Ревизия является основным методом финансового контроля, это наиболее полное, глубокое и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности отдельных структур с целью проверки законности, целесообразности и эффективности. После окончания ревизии комиссия составляет имеющий юридическое значение документ – акт ревизии. В акте указываются цели, результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой деятельности, причины, которые привели к этим нарушениям, виновные в нарушениях лица, меры их ответственности, предлагаются меры по устранению нарушений. К акту ревизии могут быть приобщены возражения и замечания главного бухгалтера и руководителя.

В ходе ревизии, в случае необходимости, составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются для возбуждения уголовного дела следственным органам.

Финансово-правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность – это система правовых отношений, включающая разные подвиды (институты финансово-правового принуждения):

  • бюджетная ответственность;
  • налоговая ответственность;
  • финансовая ответственность в банковской деятельности;
  • финансовая ответственность в области обязательного социального страхования.

Все перечисленные институты обладают собственным правовым регулированием, закрепленным специальными нормативными актами.

В настоящее время отсутствует единая форма нормативного акта, благодаря которому были бы установлены нормативные положения, имеющие отношения ко всем институтам финансово-правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность – это ограничение прав лица, которое налагается по решению уполномоченного органа в результате совершения финансового правонарушения для наказания нарушителя субъективных интересов в сфере правового регулирования финансовой деятельности и предупреждения совершения им других правонарушений.

Целью данной контрольной работы является изучение правовых основ и проблем финансовой ответственности в РФ.
Задачи контрольной работы:
• Рассмотрение сущности финансовой ответственности;
• Изучение правовых основ финансовой ответственности;
• Раскрытие проблем финансовой ответственности в РФ.

Содержание

Ведение.……………………………………………………………….…………..3
1. Сущность финансовой ответственности……………………..………………5
2. Правовые основы финансовой ответственности……………………………6
2.1. Черты и признаки финансовой ответственности………………….……….6
2.2. Состав финансовой ответственности.………………………….………. 13
2.3. Цели и функции финансовой ответственности……………..………….…17
3. Проблемы финансовой ответственности в РФ……………………………..20
Заключение………….…………..……………………………………………….24
Список использованной литературы……….………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы и проблемы финансовой ответственности в РФ, контрольная работа.doc

1. Сущность финансовой ответственности……………………..…………… …5

2. Правовые основы финансовой ответственности……………………………6

2.1. Черты и признаки финансовой ответственности………………….……….6

2.2. Состав финансовой ответственности.………………………….……… . 13

2.3. Цели и функции финансовой ответственности……………..………….…17

3. Проблемы финансовой ответственности в РФ……………………………..20

Список использованной литературы……….………………………………….25

В настоящее время необходимо поставить вопрос о существовании специального вида ответственности - финансовой. Вопрос о ее существовании возник недавно и сразу же вызвал массу острых дискуссий.

Вместе с тем, в последние годы в связи с развитием финансового, в частности налогового, законодательства о пауке стала четко выделяться финансово-правовая ответственность, как самостоятельный вид ответственности.

Ученые, занимающиеся финансово-правовой проблематикой, признают в финансовой ответственности самостоятельный вид юридической ответственности либо отмечают реальные перспективы ее обособления. Многие из них выделяют в ее составе налоговую и бюджетную ответственность. Появились комплексные научные исследования по вопросам ее применения.

Процесс выделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождается рядом неопределенностей, которые сейчас имеют место. Это, как уже было отмечено, породило теории об отсутствии такого вида ответственности, о существовании лишь административной ответственности, например, за нарушения налогового законодательства.

Возникновение финансово-правовой ответственности обусловлено происходящими в стране рыночными преобразованиями, происходящими одновременно с переосмыслением места и роли, функций государства в обществе и экономике, изменением форм и методов государстве иного управления, созданием новых структур и институтов, поиском оптимального баланса механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования рынка.

Целью данной контрольной работы является изучение правовых основ и проблем финансовой ответственности в РФ.

Задачи контрольной работы:

  • Рассмотрение сущности финансовой ответственности;
  • Изучение правовых основ финансовой ответственности;
  • Раскрытие проблем финансовой ответственности в РФ.

1. Сущность финансовой ответственности

Понятие финансовой ответственности — одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

Признаком финансовой ответственности является наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финансового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в двух формах: позитивной (добровольной, активной) и негативной (государственно- принудительной, ретроспективной).

Финансово-правовая ответственность – это правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения4.

Таким обрзом, я считаю, фактическим основанием привлечения лица к финансово-правовой ответственности является только совершение им финансового правонарушения.

2. Правовые основы финансовой ответственности

2.1. Черты и признаки финансовой ответственности

Финансовая ответственность включает в себя все признаки, характеризующие ее как правовую. Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются5:

  • формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах;
  • гарантированность государством;
  • реализация в двух формах — позитивной и негативной;
  • обеспеченность государственными мерами воздействия — убеждением или принуждением;
  • наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий;
  • осуществление в процессуальной форме.

Черты финансовой ответственности представлены на рисунке 1.

Рис.1. Черты финансовой ответственности

Вместе с тем финансовая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление финансовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Признаком финансовой ответственности является наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финансового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в двух формах: позитивной (добровольной, активной) и негативной (государственно- принудительной, ретроспективной) 6.

Позитивная финансово-правовая ответственность существует в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей, она возникает на основе формальных (нормативных) признаков. Финансовая деятельность государства основывается не только на установлении запретов относительно совершения каких-либо действий. Одним из важнейших условий реализации финансово-правовых норм выступает добросовестное соблюдение субъектами финансового права предоставленных им прав и выполнение возложенных обязанностей. В этой связи субъекты финансового права должны неукоснительно соблюдать суверенные финансовые права государства, осознавать свой общественный долг уплачивать налоги, возвращать бюджетные ссуды и кредиты, использовать государственные денежные средства по целевому назначению и т. д.

Я считаю, что позитивный смысл финансово-правовой ответственности придают осознанные действия субъектов финансового права, направленные на выполнение возложенных обязанностей и реализацию финансовых полномочий в пределах предоставленных прав. Следовательно, основанием позитивной финансовой ответственности является соблюдение правовых норм, а не совершение финансового правонарушения.

Некоторые субъекты финансового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие — в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение. Поэтому, по моему мнению, в целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Относительно позитивной финансовой ответственности, могу сказать, что принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений финансового законодательства. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной.

Таким образом, позитивная финансовая ответственность основывается на принципах добросовестности предпринимательской деятельности и социальной справедливости.

Добровольная форма реализации финансовой ответственности имеет следующие юридические признаки7:

  • неразрывно связана с нормами финансового права, устанавливающими финансово-правовой статус субъекта;
  • является юридической обязанностью, обусловленной финансово-правовым статусом; гарантирована государственным принуждением;
  • реализуется добровольно в виде правомерного поведения;
  • одобряется (в некоторых финансовых правоотношениях и поощряется) со стороны государства;
  • осуществляется в рамках общих финансовых правоотношений.

Позитивная финансовая ответственность нацелена на недопущение нарушений порядка аккумулирования, распределения и использования государственных денежных фондов. Однако низкая правовая культура участников финансовых правоотношений, потребительское отношение к публичной власти, сопровождающиеся наличием высоких фискальные требований государства и противоречивого финансового законодательства провоцируют отдельных субъектов на совершение негативных поступков.

Нарушение норм финансового права обусловливает необходимость негативной финансовой ответственности, которая имеет несколько аспектов8.

Во-первых, она представляет собой реакцию государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние дополнительной обязанности претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия в форме имущественных лишений (взысканий).

Во-вторых, финансовая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и «возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры, по моему мнению, могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогопла-тельщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Негативная финансовая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной ( компенсационной).

Признаки финансовой ответственности представлены на рисунке 2.

Рис.2. Признаки финансовой ответственности

Признаки финансовой ответственности:

1) Материальные, характеризующие финансовую ответственность в качестве охранительного финансового правоотношения.

Материальные признаки финансовой ответственности включают два аспекта:

1. Установление составов финансовых правонарушений и санкций за их совершение финансовым законодательством. Так, согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Финансовая ответственность соответствует общеправовым принципам юридической ответственности и принципам финансового права. Основанием применения финансовой ответственности является виновное совершение финансового правонарушения. Финансовая ответственность может быть исполнена правонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с порицанием. Привлечение к финансовой ответственности не исключает возможности применения иных мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства;

2. Определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное финансовое правоотношение. Санкции за нарушения финансового законодательства дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются уполномоченными органами.

Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законодательства и целесообразности деятельности в сфере создания, распределения и использования финансовых ресурсов (государственных, местных и др.), которые носят публичный характер, для наиболее эффективного социального и экономического развития государства и его регионов.

При проведении финансового контроля проверяются:

  • соблюдение правопорядка, установленного в сфере финансовой деятельности правопорядка органами государственной и муниципальной власти, учреждениями, организациями, предприятиями, гражданами;
  • эффективность и экономическая обоснованность осуществляемых функций, их соответствие поставленным государственным задачам и задачам муниципальных образований.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью всей финансовой деятельности государства, поэтому он базируется на всех тех принципах, на которых строится финансовая деятельность и которые закреплены в Конституции и нормативно-правовых актах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Пределы действия нормативных правовых актов. подробнее .

Общие принципы финансового контроля:

Финансовый контроль, наряду с общими принципами, базируется на специфических принципах, зафиксированных в Лимской декларации: объективность и независимость, гласность и компетентность. Согласно Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее , контрольные органы могут функционировать эффективно и объективно только тогда, когда они полностью независимы от проверяемых ими предприятий и организаций и в достаточной мере защищены от постороннего влияния.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что полностью государственные контрольные органы не могут быть независимы в полной мере, так как являются неотъемлемой частью государства, высший контрольный орган должен обладать организационной и функциональной независимостью, необходимой для реализации возложенных на него задач. Юридическая защита должна гарантироваться против любого вмешательства, которое подрывает контрольные полномочия контрольного органа.

Виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяют по разным критериям – в зависимости:

  • от времени проведения - предварительный контроль (осуществляется до завершения операций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов); текущий контроль (реализуется непосредственно в процессе денежных операций); последующий контроль (проводится после свершения финансовых операций);
  • от волеизъявления субъектов контрольных правовых отношений – обязательный контроль (осуществляется в результате требований законодательства, или по решению государственных компетентных органов); инициативный контроль (происходит по решению хозяйствующих субъектов – собственными силами или вследствие привлечения аудиторской организации и аудиторов);
  • от правового статуса субъектов деятельности контроля: аудиторский, общественный, муниципальный и государственный контроль;
  • от содержания – бюджетный, страховой, налоговый, на рынке ценных бумаг, валютный;
  • по объекту проверки ревизии – документальные (идет проверка документов, включая первичные денежные документы – платежные ведомости, счета, чеки, ордера); фактические (наличие материальных ценностей и денежных ресурсов); сплошные, или полные проверки (проверка всей деятельности учреждения, организации или предприятия за определенный срок); частичные, или выборочные (контролируются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности – прием налоговых и страховых взносов, проверка командировочных расходов и т.д.);
  • по организационному признаку – плановые (предусмотрены в плане работы органа); внеплановые (проводятся в связи с поступлением жалоб, сигналов, заявлений, требующие немедленной проверки); комплексные (проводятся несколькими контролирующими органами одновременно).

Финансовый контроль осуществляется различными методами, к которым относятся: проверки, ревизии, рассмотрение заявок, проектов финансовых планов, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, обследование, наблюдение, заслушивание информации должностных лиц, докладов, анализ и др.

Метод наблюдения ориентирован на ознакомление с положением дел в финансовой деятельности субъекта. Обследование некоторых аспектов финансовой деятельности проводится с использованием анкетирования и опроса. В ходе проверки, осуществляемой на месте, используются отчетные, балансовые, расходные документы для выявления нарушений финансовой деятельности и устранение ее последствий. Анализ направлен на выявление разного рода нарушения финансовой дисциплины с использованием разных аналитических приемов.

Ревизия является основным методом финансового контроля, это наиболее полное, глубокое и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности отдельных структур с целью проверки законности, целесообразности и эффективности. После окончания ревизии комиссия составляет имеющий юридическое значение документ – акт ревизии. В акте указываются цели, результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой деятельности, причины, которые привели к этим нарушениям, виновные в нарушениях лица, меры их ответственности, предлагаются меры по устранению нарушений. К акту ревизии могут быть приобщены возражения и замечания главного бухгалтера и руководителя.

В ходе ревизии, в случае необходимости, составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются для возбуждения уголовного дела следственным органам.

Финансово-правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность – это система правовых отношений, включающая разные подвиды (институты финансово-правового принуждения):

  • бюджетная ответственность;
  • налоговая ответственность;
  • финансовая ответственность в банковской деятельности;
  • финансовая ответственность в области обязательного социального страхования.

Все перечисленные институты обладают собственным правовым регулированием, закрепленным специальными нормативными актами.

В настоящее время отсутствует единая форма нормативного акта, благодаря которому были бы установлены нормативные положения, имеющие отношения ко всем институтам финансово-правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность – это ограничение прав лица, которое налагается по решению уполномоченного органа в результате совершения финансового правонарушения для наказания нарушителя субъективных интересов в сфере правового регулирования финансовой деятельности и предупреждения совершения им других правонарушений.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из главных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. Юридическая ответственность является одной из правовых форм государственного принуждения.

Государственное принуждение по своему содержанию является государственным явлением в связи с его непосредственной взаимосвязью с государственной властью и имеет правовую форму, что находит свое проявление в момент правоприменительной деятельности. Кроме того, государственное принуждение представляет собой систему, функционирующую в правовом пространстве.

В структуру данной системы входят классификационные группы, первичным элементом которых является мера государственного принуждения. Понятие меры применительно к государственному принуждению используется не как количественная характеристика, а отражает качественное содержание, так как с точки зрения соблюдения правовых предписаний субъектами права существуют два вида последствий: правомерное поведение и правонарушение либо иные правовые аномалии. Под видом государственного принуждения принято понимать отраслевое деление принудительных мер, которое впервые было введено в теории административного права.

Любая отрасль права заключает в себе возможность применения принудительных мер и в своем регулирующем воздействии на общественные отношения не может обойтись без государственного принуждения. Финансовое право не является исключением, что обусловлено развитием отечественного законодательства, изменением общественных отношений, развитием рыночной экономики, порождающих возникновение новых видов юридической ответственности.

Как и право в целом, финансовое право воз- действует на общественные отношения путем установления прав и обязанностей между их участниками, обеспечивая реализацию прав и обязанностей возможным государственным принуждением. Особенности принуждения в финансовом праве выражаются через его предмет, цели, принципы, функции и метод, что позволяет также раскрыть роль принуждения в финансовом праве, назначение и правовую природу применяемых в этой отрасли принудительных мер.

Под финансово-правовым принуждением следует понимать воздействие уполномоченными на то органами государства, должностными лицами на поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Причины, обусловливающие необходимость применения государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, различны. Например, в сфере бюджетных отношений можно выделить следующие:

  • исключительно важная роль бюджета в жизни государства и муниципальных образований;
  • бюджетная деятельность представляет собой разновидность государственной, которой присущ властный характер;
  • преобладание императивного метода регулирования бюджетных отношений;
  • наличие правонарушений в бюджетной сфере.

В сфере налоговых отношений имеют место такие факторы, как:

  • бюджетообразующее значение налоговых доходов;
  • закрепление обязанности по уплате налогов в законодательных актах;
  • конституциональный характер обязанностей по уплате налогов;
  • наличие массового уклонения от уплаты налогов, влекущее причинение значительного ущерба финансовым интересам государства.

Основное назначение финансово-правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института государственного принуждения и без наличия самостоятельного института ответственности.

Важно указать, что система государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, наряду с мерами финансовой, административной и уголовной ответственности включает также иные правовые средства — меры процессуального принуждения, предусмотренные финансовым (бюджетным, налоговым, валютным), административным и уголовно-процессуальным законодательством.

Меры процессуального принуждения в сфере публичных финансов применяются уполномоченными органами государственной власти в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальным порядком в отношении обязанных лиц с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания финансовой дисциплины. В отличие от иных процессуальных мер, применяемых в сфере публичных финансов, их применение сопровождается дополнительными обременениями организационного и имущественного характера.

Финансово-процессуальное принуждение — регламентированная процессуальными нормами финансового права деятельность государственных, специально уполномоченных органов по образованию, распределению, использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также по осуществлению контроля в целях установления законности и эффективности финансовых операций.

Указанная деятельность носит правовой характер и обладает признаками государственного принуждения. Целью применения мер финансово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения обязанных лиц.

Юридическим основанием применения мер финансово-процессуального принуждения, как правило, является факт совершения финансового правонарушения. Однако некоторые меры могут применяться и при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о возможном нарушении финансовой дисциплины. Важно помнить, что основаниями финансово-правовой ответственности всегда являются финансовые правонарушения. В советский период проблема правонарушений в финансовой сфере и ответственности за них рассматривалась в свете ведущих отраслей права.

В настоящее время существование специального вида ответственности в сфере публичных финансов — финансовой ответственности, не вызывает сомнений, поскольку с развитием финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства в науке четко выделяется финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как форму государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключающуюся в применении компетентными органами государственной власти к правонарушителю финансово-правовых норм обременений имущественного характера.

К основным признакам финансово-правовой ответственности принято относить следующие:

  • финансово-правовая ответственность — средство охраны правопорядка в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований;
  • финансово-правовая ответственность устанавливается нормами финансового права;
  • основанием финансово-правовой ответственности всегда является финансовое правонарушение;
  • финансово-правовая ответственность связана с применением финансово-правовых санкций;
  • финансово-правовая ответственность применяется специально уполномоченными субъектами;
  • финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме и др.

Цели финансово-правовой ответственности в законодательстве прямо не указаны, хотя выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле БК РФ определено, что этот Кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; в преамбуле Закона о валютном регулировании указано, что целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности.

Важно указать, что в теории финансового права устоялось положение о том, что финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, выполняет регулятивную, охранительную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную, стимулирующую функции.

При этом принципы финансово-правовой ответственности как руководящие, базовые идеи определяют природу юридической ответственности, ее суть, содержание и назначение, механизм действия. Принципы юридической ответственности наряду с ее функциями выражают природу и назначение юридической ответственности. Вопрос о принципах финансово-правовой ответственности дискуссионный, перечень принципов окончательно не сформирован в юридической литературе.

В классификационном ряду принципов финансово-правовой ответственности следует выделить конституционные принципы финансовой ответственности (соразмерность ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и идеям; наличие вины; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности, определенность правовой нормы, устанавливающей ответственность) и общие принципы финансово-правовой ответственности (принципы индивидуализации, законности, гуманизма, неотвратимости).

Финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности (уголовной, административной и др.), что обусловлено системностью юридической ответственности.

Таким образом, выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения.

Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско- правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Читайте также: