Этот уровень организации письменной речи осуществляет работу нескольких анализаторных систем

Обновлено: 16.05.2024

Психологический. Этот уровень решает задачи формирования мотивов, интересов, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма. Включает звенья:

Возникновение намерения, мотива к письменной речи.

Создание на его основе общего смысла содержания.

Регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемым действием.

Психолингвистический. Обеспечивает операциональную сторону регуляции программы и состоит из нескольких звеньев:

Процесс звукоразличения на уровне фразы. Объем акустического восприятия и слуховая память обеспечивают восприятия определенного объема информации и удержание её в памяти.

Актуализация образов представлений в графемы. На основе поступающей звуковой информации происходит её перешифорвка в соответствующие буквы.

Актуализация моторного образа буквы и её перешифорвка в тонкие движения руки.

Написание букв, слов, фраз.

Психофизиологический. Осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи, то есть, межанализаторные связи.

Мозговая основа письма обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной височной и затылочной зон коры левого полушария мозга. Необходима сохранность каждой из этих зон для организации их совместной деятельности.

19.Отечественные подходы к обучению письменной речи.

Положения об организации и построении формирования письменной речи.

1. Л. С. Выготский. С начала школьного обучения у учащихся почти нет потребности в письменной речи. При её формировании необходимо создавать специфические для речи мотивы и ставить перед школьниками специфические задачи.

Способ создания адекватной мотивации – побуждение писать на волнующую ребёнка тему.

Письменная речь основана на внутренней речи, способности к абстракции, произвольности и осознании речевых процессов – условия для их формирования обязательны в программе обучения письменной речи.

2. П. П. Блонский. Он указывал на необходимость анализа деятельности писателя.

Условия, делающие писателя писателем: определённый уровень скорописи, усидчивость, глубина и качественность анализа действительности, связанность изложения, децентральная позиция к написанному, богатство мыслей.

Задача: воспитать в ребёнке писателя при обучении письменной речи. (сходная мысль у Брунера). Наиболее подходящее литературное творчество для младших школьников – рассказ. Основной способ развития письменной речи – написание сочинения, при этом особое внимание следует уделять его редактированию.

3. Н. И. Жилкин. Он изучал компоненты письменной речи как действие построения текста (младшие и средние школьники).

Письменная речь – сложная аналитико-синтетическая деятельность, включающая механизмы отбора слов, упреждения и критики текста.

Автор занимался проблемой связанности текста. Связанность – результат действия в установлении соотношения между двумя соседними предложениями.

4. М. Р. Львов. Изложение помогает осваивать образцы речи. В процессе сочинения образцы вводятся в употребление.

Основное условие освоения письменной речи – создание мотивации.

Автор для развития письменной речи строил общение с учениками посредством писем.

Структура письменной речи, её операции по М. Р. Львову:

Осмысление темы высказывания

Отбор материала, относящегося к теме

Расположение материала в нужной последовательности

Использование средств языка в соответствии с его нормами и задачами

Педагоги также занимались обучением детей письменной речи.

1. Л. Н. Толстой. Мотивацией для развития письменной речи являются интересные для ребёнка темы сочинений. Должен предоставляться большой выбор тем, ставиться актуальные проблемы + заинтересованность темой учителя, так как учитель пишет сочинение вместе с учениками.

Работа по принципу разделённого действия: учитель своим примером показывает, как использовать те или иные сложные речевые операции. Главная идея такой работы – культивирование разнообразных форм сотрудничества между учителем и учащимися, между учениками.

2. В. А. Сухомлинский. Он занимался детским словесным творчеством, которое развивает духовные силы ребёнка.

Побуждение детей к творчеству – это главный принцип педагогической деятельности.

Процесс учения – непрерывный акт открытия нового. Особое внимание уделяется генерации смыслового содержания, которая требует выражения, т.е. придумывание, о чём писать.

Важны отношения между учителем и учениками. Они должны быть глубоко гуманные, основанные на уважении личности ребёнка; необходимо присутствие взаимного доверия, непринуждённости и раскованности.

В СССР в 80-е годы В.Я. Ляудиц предложила современный метод обучения письменной речи. Она работала совместно со своим аспирантом И.П. Негурэ. Она подошла к формированию письменной речи как к действию построения целостного текста.

Основные положения оптимизации развития письменной речи:

Детей следует учить не только языку, умению выражать заданное смысловое содержание, но и генерировать собственные мысли. Необходимо обучать детей приёмам сочинительства, тому, как воплощать мысль в текст.

Обучение связной речи осуществляется на основе сочинения оригинальных текстов – сказок, историй, т.к. это наиболее интересно в младшем школьном возраста, а младший школьный возраст – сензитивный для развития творческого воображения.

Одним из самых выдающихся достижений человечества является письменная речь. Благодаря этому умению мы можем сохранять и передавать точную информацию сквозь время и пространство. Письменность оказывает непосредственное влияние на устную речь. Ведь формулировка мыслей и умение пересказывать тексты во многом зависит от количества и качества прочитанной информации.

Влияние письменной речи

Что такое письменная речь

  • Продуктивный. Под этой категорией подразумевается написание самого текста.
  • Рецептивный. Это означает чтение текста.

современная письменная речь

Содержание обучения письму

Содержание обучения письму включает:

а) лингвистический компонент (обучение графической и орфографической системам иностранного языка);

б) психологический компонент (формирование графических и орфографических навыков, реализуемых при выполнении письменных заданий);

в) методологический компонент (овладение приемами выполнения письменных заданий, способствующих усвоению графики и орфографии ИЯ и помогающие овладению лексико-грамматическим материалом и формированию навыков и умений чтения и устной речи.

14 стр., 6999 слов

Использование моделей при обучении первоклассников чтению и письму

… письма: при обучении чтению и письму по свежим следам анализа. Уже к началу основного периода обучения грамоте учащиеся овладевают навыком соотнесения звука и буквы, обозначения звука буквой … одной из моделей выступает речевой акт – высказывание в рамках определенной ситуации общения, произнесенное … ними, модели коммуникации, модели порождения речи. 2. Моделирование языковой системы отработано в …

Программа по ИЯ предусматривает разные задачи обучения письму на разных этапах обучения:

а) на начальном этапе

идет овладение графикой букв, формируются каллиграфические умения и навыки;

б) на среднем этапе

главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.);

в) на старшем этапе

обучение письменной речи направлено на совершенствование навыков устной речи (сочинение, письмо, деловые бумаги и др.).

Обучение письму и письменной речи начинается с обучения технике письма. Техника письма

– это совокупность основных начертательных средств (буквы, буквосочетания) для изображения на письме звуков и звукосочетаний.

Германские языки пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах – печатном и рукописном, каждый из которых имеет прописные и строчные буквы.

В УМК по немецкому языку принят рукописный шрифт (связанное письмо); в УМК по английскому языку полупечатный шрифт (print script), облегчающий усвоение графикой.

Сравнение алфавитов родного и иностранного языков позволяет выделить три основные группы букв:

1) сходные буквы – A a, O o, P p, B b, K, M, E e, C c, m, U u, g, y, n, z, I i

2) частично совпадающие по написанию – k, T, X x, H, Q, Y

3) начертания которых абсолютно новы для учащихся – W w, q, R r, t, Z, S s, D d, F f, G, h, J j, L l, V v, N, ß .

Основные ошибки учащихся при овладении техникой письма:

— внутриязыковая интерференция оказывает влияние на неразличение сходных букв в самом ИЯ (k — h, v — w, I — J, Z — L, H — N);

— межъязыковая интерференция препятствует различению сходных букв ИЯ и родного языка (p, b, m, c, g, y, n, z);

— неумение различать в буквах направления сходных элементов (f — t — l;

— трудности в усвоении графемно-фонемных соответствий (ch — sch, sch — tsch, ch — ck, ei — ie).

В обучении графике следует придерживаться дифференцированного подхода: сосредоточить усилия учащихся на овладении написанием новых для них букв и буквосочетаний, а относительно одинаковых и сходных по написанию использовать явление трансференции

– т.е. положительного переноса навыков из родного языка в иностранный.

20 стр., 9609 слов

Особенности мотивационно-побудительной готовности к обучению связной письменной речи школьников с трудностями в обучении

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Общетеоретические подходы к изучению мотивации учебной деятельности .1 Понятие о мотивации, виды мотивов учения .2 Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников Выводы по первой главе Глава 2. Изучение особенностей мотивации к …

Немного истории

Письменность проходила несколько этапов своего развития:

Как можно понять из истории, письменность прошла длинный путь от образности к выражению звуков. В современном мире используется алфабетическое письмо. И лишь несколько стран (Китай, Япония) продолжают использовать в выражении своих мыслей иероглифы.

древняя письменная речь

Статья:

Письмо определяется как знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию с помощью графических элементов. Как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Письмо определяется и как сложная речевая деятельность, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные тесно связанные и взаимообусловленные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный.

В процессуальном отношении письмо является продуктивным, чтение – рецептивным. Чтобы записать мысль, необходимо вычленить ее в законченной форме, разбить на лексемы и затем каждую из них посредством письма отразить материально. Вместе с тем пишущий имеет возможность каждую последующую часть своего письма базировать на чтении того, что написано раньше (Д.Б. Эльконин). Завершающей операцией процесса письма является контрольное прочтение, на базе которого осуществляется последующий контроль и редактирование, то, что для чтения является началом работы, для письма является его концом (Н.И. Жинкин).

Письменная речь имеет несколько различное значение в зависимости от понятийного контекста, в котором она используется.

Всовременной лингвистике письменная речь определяется как речь, предназначенная для изображения на бумаге с помощью специальных графических знаков; одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи по времени возникновения и способам выражения. Как лингвистические коды (лексико-грамматические и синтаксические единицы), построенные по существующим кодифицированным нормам. Материальным продуктом письменной речи является сложное смысловое целое – письменный текст (дискурс).

В психофизиологическом аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями. Психофизиологическую основу письменной речи составляет сохранное и полноценное функционирование отделов мозга (центрального и периферического) и проводящих путей анализаторных систем.

Структура письменной речи является весьма сложной (В.Я. Ляудис). Она состоит из четырех основных уровней и множества звеньев в каждом из них. Психологический уровень решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма. Лингвистический уровень обеспечивает письмо лингвистическими средствами реализации процесса, реализует перевод внутреннего смысла и содержания в лингвистические коды (лексико-морфологические и синтаксические единицы). Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации программы – процесс акустического восприятия и звукоразличения, актуализация образов-представлений графемы и моторного образа буквы, написание. Последний психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций, осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи.

Письменная речь формируется сознательно в процессе целенаправленного обучения ребенка на 5–7 годах жизни и требует, по сравнению с устной речью, более развитого самоконтроля, умения оценивать и управлять ею. В начале обучения способы возникновения письменной речи осознаны, позже они автоматизируются и превращаются в сенсомоторный навык.

Интонация коррелирует со всеми аспектами минимального речевого акта – высказывания (локуса): в локутивном аспекте интонация оформляет мысль в соответствии с целями общения, в связи с иллокутивным аспектом реализует намерения говорящего, в перлокутивном аспекте отражает фактор адресата. Письменный текст, как высказывание в широком понимании этого термина, в полной мере реализует интеллектуальную и волевую стороны сознания и выражает характер эмоционального восприятия действительности. В зависимости от характера адресации, целеустановки, экспрессии и эмоциональной доминанты определяется манера интонационной реализации письменного текста, стиль его интонирования (Е.Г. Сафронова).

Решение вопроса о декодировании интонации письменного текста в смысловом, эмоциональном, логическом аспектах лежит в области существующих связей между синтаксисом и интонацией (Г.Н. Иванова-Лукьянова). Синтаксический подход к интонации оформился в классических трудах лингвистов (А.В. Добиаш, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов) и нашел развитие в исследованиях современных интонологов (Г.Н. Иванова-Лукьянова, Т.М. Николаева, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина).

Выделены три принципа пунктуации: С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро обозначают ее роль в понимании письменного текста и выделяют смысловой принцип. Я.К. Грот указывает на роль пунктуации в выявлении синтаксической стороны письменного текста и определяет грамматический принцип. Л.В. Щерба, А.М. Пешковский называют интонационный принцип как показатель ритмики и мелодики речи.

Исследования в области онтогенеза детской речи показывают, что овладение интонационной структурой языка, организацией собственного дыхания обеспечивает детям в дальнейшем возможность использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и способствует формированию произвольной речи. Овладение синтаксисом неразрывно связано с овладением детьми интонацией (А.А. Леонтьев, Д. Слобин). Синтаксическая сторона речи развивается при условии включения ребенка в общение с взрослым и происходит в двух формах – фазической (грамматическое структурирование) от слова к предложению и семантической (предикативности) от предложения к отдельному слову (Л.С. Выготский) [64]. Применение указанных категорий позволяет предварительно выделить функциональные типы высказываний по сложности и характеру отражения в них предметно-действенной (игровой) ситуации . Программирование линейно организованных языковых синтаксических структур, с учетом иерархии языковых единиц, их синтагматических и парадигматических правил комбинирования и отбора, согласованности морфологических компонентов (аффиксов) и их адекватности семантическому и грамматическому значению строится на основе сложного комплекса когнитивных и языковых операций.

Первостепенное внимание в настоящее время уделяется вопросам лингвистики текста, которому присуща собственная, качественно специфическая интонация, регламентированная регулярностями – конкретно-языковыми и типологическим характеристиками (Ю.А. Дубовский). Под текстом понимается продукт целенаправленной речевой деятельности, обладающий характеристиками связности, цельности и относительной законченности, центром которого является содержательно-концептуальная информация.

Таким образом, интонация является средством оформления письменного текста, она обеспечивает овладение пунктуацией и синтаксисом, наряду и во взаимодействии с синтаксисом служит для выражения смысловых отношений между синтагмами и предложениями в структуре связного (устного и письменного) текста, участвует в определении членов предложения, систематическом членении и указании коммуникативных типов предложений. Исходя из вышеизложенного, признается неоспоримым факт зависимости возможности усвоения письма от сформированности интонационной стороны речи.

Для чего нужна письменная речь

Это говорит о неумении использовать речевые обороты, эпитеты, и грамотно построенные фразы. Поэтому очень важно читать как можно больше книг или статей. Ведь как ни крути, а письменность влияет на содержание нашей разговорной речи.

Мотивация

Развитие грамотной речи предполагает большую работу над собой, а для этого нужен какой-то толчок, стимул. Как развить грамотную речь? Для начала надо решить, для чего это нужно именно вам. И в зависимости от силы собственной мотивации тренироваться как можно чаще.

Надо много упорства, чтобы изменить себя, неважно, в какой области. Чем более желанна цель, тем больше сил прилагается, тем больше времени тратится. Результат зависит от степени труда. Например, бизнесменам грамотно разговаривать необходимо для заключения важных договоров. А для вращения в определенных кругах это обязательное качество.

Совершенствование умений и навыков техники письма

Для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии широко применяются различного рода диктанты: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, предупредительные.

Наиболее распространенным является слуховой

диктант. Основное его назначение – закрепит в сознании учащихся звуко-буквенные отношения, установить прочную связь между зрительным и звуковым образом слов и словосочетаний. Слуховой диктант является надежным средством контроля прочности усвоения звуко-буквенных отношений и орфографии. Поэтому он является средством как обучения, так и контроля. Слуховой диктант может включать только те слова, которые отрабатывались ранее. Содержание текста не должно представлять трудностей для учащихся. Целесообразно, чтобы текст диктанта был связным, а не представлял собой набор предложений, не объединенных смыслом. При проведении этого вида диктанта следует соблюдать следующую последовательность: вначале читается весь текст диктанта, затем – по предложениям, причем каждое из них произносится один раз. Подобная организация обеспечивает сосредоточение внимания учащихся и позволяет тренировать быстроту перекодировки, т.е. перехода со звукового кода на графический.

Зрительный и предупредительный

диктанты являются обучающими упражнениями, т.к. они напрвлены только на усвоение звуко-буквенных отношений и трудных в орфографическом плане слов. При их составлении следует учитывать те же требования, что и для слуховых диктантов. Что касается их проведения, то здесь имеются значительные отличия от проведения слухового диктанта.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и …

Поскольку задача зрительного диктанта – подкрепить слуховые восприятия предварительными зрительными и тем самым облегчить усвоение трудных орфограмм, то проведение зрительного диктанта начинается со зрительного восприятия текста, который потом будет диктоваться. Учитель раздает учащимся копии текста (либо проецирует текст на доску с помощью техники; в компьютерном классе текст выводится на мониторы) и прочитывает его вслух. Потом учащиеся 2-3 мин. зрительно воспринимают текст, который затем убирается, и учитель диктует текст. Вариант подобного диктанта: после чтения и зрительного восприятия текста учащиеся записывают его по памяти.

Промежуточное место между зрительным и слуховым диктантом занимает так называемый зрительно-слуховой. При его проведении в процессе диктовки предложения записываются одновременно на доске и в тетрадях. Важно только, чтобы учащиеся не списывали текст с доски. После диктанта происходит проверка записанного учащимися в тетрадях и разъяснение ошибок.

При проведении зрительного и предупредительного диктантов следует придерживаться двух общих правил:

— перед проведением этих двух видов диктантов необходимо дать установку на запоминание сложных в орфографическом отношении слов, чтобы учащиеся сконцентрировали свое внимание на правописании слов или звуко-буквенных отношениях. Т.е. должна быть дана установка на произвольное запоминание графических образов.

— необходимо предупредить учащихся, чтобы они не записывали сложных орфограмм в ходе их зрительного восприятия или разбора, т.к. в этом случае практическое значение диктантов снижается.

Иногда используется ещё один вид диктанта – самодиктант. Сущность его состоит в том, что учащийся по памяти записывает выученный им наизусть текст или стихотворение. Этот вид работы содействует запоминанию не только звучащего текста, но и его графического обозначения, т.е. приучает внимательно относиться к правописанию в процессе заучивания.

Речь выступления ВКР

1. Нарушения и коррекция письменной речи у детей

2. План

ПЛАН
• ПСИХОЛОГИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
• ФОРМИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МОЗГОВЫЕ ОСНОВЫ ПИСЬМА

3. Письмо

ПИСЬМО
• . СЛОЖНАЯ ОСОЗНАННАЯ ФОРМА РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА ВХОДЯТ ПОМИМО РЕЧИ И ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЯ РАЗНОЙ МОДАЛЬНОСТИ — ЗРИТЕЛЬНОЙ, АКУСТИЧЕСКОЙ И
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ, ВХОДЯТ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ И
КИНЕТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУКВЕННЫХ ЗНАКОВ,
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ И Т.Д.

4. Речь

РЕЧЬ
УСТНАЯ
• ВОЗНИКАЕТ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ
• ФОРМИРУЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО В
ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ
ЛЮДЬМИ
• ФОРМИРУЕТСЯ НЕПРОИЗВОЛЬНО И
ПРОТЕКАЕТ АВТОМАТИЧЕСКИ
ПИСЬМЕННАЯ
ВОЗНИКАЕТ НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
ФОРМИРУЕТСЯ СОЗНАТЕЛЬНО, В ПРОЦЕССЕ ОСОЗНАННОГО И
ПРОИЗВОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПОСОБЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПИСЬМА С САМОГО
НАЧАЛА ВЫСТУПАЮТ КАК ОСОЗНАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, И ТОЛЬКО
ПОСТЕПЕННО ПИСЬМО АВТОМАТИЗИРУЕТСЯ И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В
ПЛАВНО ПРОТЕКАЮЩИЙ НАВЫК
. НА РАННИХ ЭТАПАХ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ КАЖДАЯ
ОТДЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗОЛИРОВАННЫМ,
ОСОЗНАННЫМ ДЕЙСТВИЕМ, НАПИСАНИЕ СЛОВА РАСПАДАЕТСЯ
ДЛЯ РЕБЕНКА НА РЯД ЗАДАЧ

5. Психологическое содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УСТНАЯ
ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОНТЕКСТНАЯ, ЧТО РЕАЛИЗУЕТСЯ, ВО-ПЕРВЫХ, В
РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ПРИ НАЛИЧИИ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ
И СОЗДАЕТ КОНТЕКСТ, ВНУТРИ КОТОРОГО ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ
ИНФОРМАЦИИ УПРОЩАЮТСЯ
УСТНАЯ РЕЧЬ ИМЕЕТ РЯД ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ, ПОМОГАЮЩИХ КОММУНИКАЦИИ
ЕСТЬ ЦЕЛЫЙ РЯД НЕФОРМАЛИЗУЕМЫХ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ
ЗАВИСЯТ ОТ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПРЯМО ИЛИ
КОСВЕННО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОЯВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ
— ОБЩЕЙ И ВЕРБАЛЬНО
ПРОИЗНОСИТСЯ
ПИСЬМЕННАЯ
• СИТУАТИВНА. КОНТЕКСТ СОЗДАЕТСЯ В РЕЧИ
• ЭМОЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ В СЛОВАХ
• МОТИВЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ТАКЖЕ ВОЗНИКАЮТ
ПОЗЖЕ, И САМИ ОНИ БОЛЕЕ АБСТРАКТНЫ И
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТИЧНЫ, ИХ ТРУДНО СОЗДАТЬ
• МЫСЛИТСЯ

6. Письменная речь

7. Психологические предпосылки формирования письменной речи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
• СФОРМИРОВАННОСТЬ (ИЛИ СОХРАННОСТЬ) УСТНОЙ РЕЧИ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ ЕЮ,
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
• ФОРМИРОВАНИЕ (ИЛИ СОХРАННОСТЬ) РАЗНЫХ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ, ОЩУЩЕНИЙ, ЗНАНИЙ И
ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, А ТАКЖЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,
• СФОРМИРОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (ПРАКСИС РУКИ)
• ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ АБСТРАКТНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
• СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ — РЕГУЛЯЦИЯ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА
ДЕЙСТВИЯМИ, НАМЕРЕНИЯ, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ

8. Структура письма

СТРУКТУРА ПИСЬМА
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, РЕШАЕТ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ, ИНТЕРЕСА К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, СМЫСЛОВОГО
СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, РЕГУЛИРУЕТ И КОНТРОЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИСЬМА
• ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ — ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС — КАКИМИ СРЕДСТВАМИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПИСЬМО; РЕАЛИЗУЕТ ПЕРЕВОД ВНУТРЕННЕГО СМЫСЛА И СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ НА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ, В ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОДЫ — В ЛЕКСИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ,
Т.Е. В СЛОВА, ФРАЗЫ И ТЕКСТЫ
• ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В СТРУКТУРЕ ПИСЬМА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ НЕСКОЛЬКИХ
АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ, КОТОРЫЕ И ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
• МОЗГОВАЯ ОСНОВА ПИСЬМА. ВЫПОЛНЕНИЕ ТАКОГО СЛОЖНОГО ПРОЦЕССА КАК ПИСЬМО ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ПРИ СОВМЕСТНОЙ
РАБОТЕ РЯДА МОЗГОВЫХ ЗОН, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УСЛОВИЕ
(КОМПОНЕНТ) ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОТЕКАНИЯ ПИСЬМА.

9. Психологический уровень включает ряд звеньев:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВКЛЮЧАЕТ РЯД
ЗВЕНЬЕВ:
1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ, МОТИВА К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
2) СОЗДАНИЕ ЗАМЫСЛА (О ЧЕМ ПИСАТЬ),
3) СОЗДАНИЕ НА ЕГО ОСНОВЕ ОБЩЕГО СМЫСЛА (ЧТО ПИСАТЬ) СОДЕРЖАНИЯ,
4) РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЯЕМЫМИ
ДЕЙСТВИЯМИ.

10. Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
(ПРОГРАММЫ) И СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЗВЕНЬЕВ:
1.
ПРОЦЕСС ЗВУКОРАЗЛИЧЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА
СЛОВА, ЕГО АКУСТИЧЕСКОЙ, КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ И КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ НА УРОВНЕ ФРАЗЫ.
2.
ОБЪЕМ АКУСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВОСПРИЯТИЕ
ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБЪЕМА ИНФОРМАЦИИ И УДЕРЖАНИЕ ЕЕ В ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ.
3.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГРАФЕМЫ НА ОСНОВЕ ПОСТУПАЮЩЕЙ ЗВУКОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ПЕРЕШИФРОВКА В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ БУКВЫ.
4.
АКТУАЛИЗАЦИЯ МОТОРНОГО ОБРАЗА БУКВЫ И ЕЕ ПЕРЕШИФРОВКА В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ БУКВЕ
СЕРИЮ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУКИ.
5.
НАПИСАНИЕ БУКВ, СЛОВ, ФРАЗ.

11. Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕАЛИЗАЦИЮ ВСЕХ УКАЗАННЫХ
ВЫШЕ ОПЕРАЦИЙ И ДЕЙСТВИЙ:
1)
ПРОЦЕСС ЗВУКОРАЗЛИЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТОЙ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО И АКУСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРОВ;
2) ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ АКУСТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ АКУСТИЧЕСКИМ АНАЛИЗАТОРОМ (И ВОЗМОЖНО СОВМЕСТНО С
КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ); В СТРУКТУРУ ВОСПРИЯТИЯ ВХОДИТ, КАК СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЗВЕНО ИКОНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ОНО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ
КРАТКОВРЕМЕННЫЙ ОТБОР И УДЕРЖАНИЕ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЕЕ ОБРАБОТКИ;
3) ПЕРЕШИФРОВКИ С ОДНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ДРУГОЙ (СО ЗВУКА НА БУКВУ) ПРОИСХОДЯТ БЛАГОДАРЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
АКУСТИЧЕСКОЙ, ЗРИТЕЛЬНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ РАБОТОЙ ТРЕТИЧНОЙ ЗАДНЕЙ ЗОНЫ
МОЗГА — ТРО (TEMPORALIS — PARIETALIS — OCCIPITALIS) ВИСОЧНО-ТЕМЕННО-ЗАТЫЛОЧНОЙ ЗОНОЙ; ЗДЕСЬ И ПРОИСХОДИТ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУКВЕННЫХ ЗНАКОВ;
4) ПЕРЕШИФРОВКА ОПТИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ В ДВИГАТЕЛЬНЫЙ И В НАПИСАНИЕ БУКВЫ ПРОИСХОДЯТ БЛАГОДАРЯ СЛОЖНОЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
ЗРИТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ.

12. Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга

МОЗГОВАЯ ОСНОВА ПИСЬМА ВЕСЬМА СЛОЖНА,
ЧТО ЕСТЕСТВЕННО, ТРЕБУЕТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
НЕ ОДНОГО, А РЯДА УЧАСТКОВ МОЗГА
• . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЗА СЧЕТ РАБОТЫ ЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА —
ПЕРЕДНЕ-, ЗАДНЕИ МЕДИО-БАЗАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ ЛОБНОЙ ОБЛАСТИ КОРЫ ГОЛОВНОГО
МОЗГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТОЙ
ЗАДНЕЛОБНЫХ, НИЖНЕТЕМЕННЫХ, ВИСОЧНЫХ, ЗАДНЕВИСОЧНЫХ, ПЕРЕДНЕ-ЗАТЫЛОЧНЫХ
ОТДЕЛОВ (ЗОНА ТРО) ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, НА КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЫБОР
ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ (НУЖНЫХ ЗВУКОВ, СЛОВ, СИНТАКСИСА), ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОВМЕСТНОЙ
РАБОТОЙ ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ РЕЧЕВЫХ ЗОН, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА СИНТАГМАТИКУ И
ПАРАДИГМАТИКУ РЕЧИ. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВСЕХ ЭТИХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
МОЗГА И СОСТАВЛЯЕТ МОЗГОВУЮ ОСНОВУ ПРОЦЕССА ПИСЬМА.

13. Письмо

ПИСЬМО
- ЯВЛЯЕТСЯ СЛОЖНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ВКЛЮЧАЮЩИМ В СВОЮ СТРУКТУРУ КАК
ВЕРБАЛЬНЫЕ, ТАК И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ВНИМАНИЕ,
ЗРИТЕЛЬНОЕ, АКУСТИЧЕСКОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ТОНКУЮ МОТОРИКУ РУКИ,
ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДР.
У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЛАДАЮЩЕГО ВЫСОКОРАЗВИТЫМ ПИСЬМОМ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ДЕЙСТВУЕТ ПЕРВЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, ПРИЧЕМ ОСОЗНАННО, В ТО ВРЕМЯ КАК ДВА
ДРУГИХ УРОВНЯ РАБОТАЮТ КАК БЫ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ.
У ДЕТЕЙ НАБЛЮДАЕТСЯ ДРУГАЯ КАРТИНА ВСЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМА ПРОТЕКАЮТ
ПРОИЗВОЛЬНО, И РАБОТАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛОК ОПЕРАЦИЙ.

У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и
могут лежать они в сфере не только элементарных
психических процессов (моторики, графомоторных
координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.),
но и в сфере высших психических функций — в нарушении
общего поведения, внимания, несформированности
личности и абстрактных форм мышления и др.

15. Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно

АГРАФИЯ — ЭТО СЛОЖНОЕ И НЕОДНОРОДНОЕ РАССТРОЙСТВО
ПИСЬМА И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, И ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В РАЗНЫХ
ФОРМАХ, КОТОРЫЕ УСЛОВНО МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ГРУППЫ,
В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ НАРУШЕНИЯ РАЗНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ И РАЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
1) РЕЧЕВЫЕ АГРАФИИ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ РАССТРОЙСТВА РЕЧИ;
2) ГНОСТИЧЕСКИЕ (НЕРЕЧЕВЫЕ) ФОРМЫ АГРАФИИ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ
РАССТРОЙСТВА РАЗНЫХ ВИДОВ ГНОЗИСА.

16. Артикуляционно-акустическая дисграфия

17. Оптическая дисграфия

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
• СВЯЗАНА С НЕДОРАЗВИТИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА,
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАМЕНАХ И ИСКАЖЕНИЯХ БУКВ
НА ПИСЬМЕ.

18. Моторная дисграфия

МОТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ
• ДЛЯ НЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ТРУДНОСТИ ДВИЖЕНИЯ РУКИ ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА, НАРУШЕНИЕ
СВЯЗИ МОТОРНЫХ ОБРАЗОВ ЗВУКОВ И СЛОВ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ.

19. Дисграфия на почве языкового анализа

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
МЕХАНИЗМОМ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ФОРМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА:
• АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА,
• СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
• ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ИСКАЖЕНИЯХ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

20. Аграмматическая дисграфия

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
• АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОРАЗВИТИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ — МОРФОЛОГИЧЕСКИХ, СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ. ЭТА ФОРМА
ДИСГРАФИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА ПИСЬМЕ В АГРАММАТИЗМАХ НА УРОВНЕ СЛОВА,
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА И ЯВЛЯЕТСЯ КОМПОНЕНТОМ СИСТЕМНОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.
• ДЕТИ ЗАТРУДНЯЮТСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ ЛОГИЧЕСКИХ И ЯЗЫКОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ
ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ ВСЕГДА СООТВЕТСТВУЕТ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПИСЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ, НАРУШАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ И
ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

21. Дисорфография

ДИСОРФОГРАФИЯ
• ЭТО СТОЙКОЕ НАРУШЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ПИШУЩЕГО ПРИМЕНЯТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ
ПРАВИЛА ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЙ ИЛИ СВОЕГО РЕЧЕВОГО ЗАМЫСЛА
• ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ ОСНОВНУЮ ТРУДНОСТЬ ВЫЗЫВАЕТ РЕШЕНИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ: ИМ ТРУДНО УВИДЕТЬ "ОПАСНОЕ МЕСТО" В СЛОВЕ, СЛОЖНО
ПОДОБРАТЬ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО, ХОРОШО ВЫУЧИВ ПРАВИЛО, РЕБЁНОК НЕ МОЖЕТ
ПРИМЕНИТЬ ЕГО НА ПИСЬМЕ.

Одна из главных сложностей, с которой сталкиваются дети во время изучения процесса письма – это то, что речь звучит в мыслях, но плохо произносится устами. Она носит абстрактный и отвлеченный характер.

Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.

Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.

Недоразвитие письма — как формировать?
Причины недоразвития письменной речи и методы коррекции. Письмо детей с ОНР. Технологии формирования письменной речи как средства…

С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.

По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.

И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.

Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.

Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.

Взаимосвязь письма и психики

Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций. Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи.

Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, — это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.

Письменные навыки у детей
Процесс письма и письменность — особенности техники письма. Как формируются у ребенка навыки письма. О проблемах устной и письменной речи на…

Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.

Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.

Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.

Предпосылки формирования письма

Л.С. Цветкова исследовала и описала психологические предпосылки развития этого типа речевой деятельности. Если их не формировать и нарушать, это может привести к разным видам нарушений письма и к сложностям его развития.

  1. Первая предпосылка – это развитие устной речи, изучение ее, а также способность к синтетической аналитической деятельности. Письмо очень связано с устной речью, и невозможно без высокого уровня ее сформированности.
  2. Вторая предпосылка — это развитие разных типов восприятия, знаний и ощущений, а также их взаимодействия. Сюда же можно включить пространственные представления и восприятия.
  3. Третья предпосылка – это сформированность сферы движений: тонких, предметных. Сюда включаются разные типы праксиса рук: переключаемость, подвижность и устойчивость.
  4. Четвертая предпосылка – это развитие у детей абстрактных типов деятельности, что приводит к тому, что ребенок переходит от действий с предметами к абстрактным действиям.
  5. Пятая предпосылка – это развитие общего поведения. Ребенок должен уметь регулировать самого себя, контролировать свои действия и мотивы, направлять внимание и удерживать его.

Факторы формирования письменной речи

Также нужно отметить, что фактором развития письменной речи считается формирование у детей мозговых структур – морфогенез – которые обеспечивают работу тех функций психики, которые принимают участие в процессах письма. Это области мозга, которые обладают особым строением и иначе работают. Чтобы такой сложный процесс психики, как письмо, протекал грамотно, необходима слаженная активность всех этих отделов мозга.

Левое полушарие у всех людей ведущее. Оно отвечает за мыслительные процессы и полноценную работу речи.

Правое же полушарие обычно подчинено левому. Исключение составляют левши, у них полушария мозга как бы меняются местами по своим функциям. Как мы уже отмечали, разные отделы головного мозга обладают разными функциями.

К примеру, область затылка – это центральный орган зрения, можно сказать главная приемная станция зрения.

За работу слуховых ощущений и анализа отвечает височная область в левом полушарии мозга.

Область темечка — это корковый аппарат, который анализирует ощущения человека, возникающие в мышцах и коже. С ее помощью мы оцениваем положение собственного тела.

Лобные отделы отвечают за координирование движений тела во времени.

Чтобы разобраться в структуре письма особенностях психофизиологии этого процесса, то для определения недостатков развития в этой области нужно понимать, в каком именно отделе коры появились дефекты, какой уровень процесса работает неправильно и какие психофизиологические особенности приводят к тому или иному типу нарушений речи на письме.

Для этого нужно изучить структуру письма. Не менее важно освоить то, как этот процесс протекает на психологическом и физиологическом уровнях. Владение этой информацией позволит получить более ясное понимание методик коррекции письменной речи.

Уровни протекания процесса письма

Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.

Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.

Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический.

Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.

Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.

Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.

Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.

Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.

И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.

Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.

Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.

Этапы формирования письма

Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.

Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.

После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.

Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.

Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.

Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.

На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.

Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.

Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.

Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики. Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр.

Формирование навыков письма

При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.

После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.

Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.

Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.

Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны.

Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.

У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики. Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы.

Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма.

Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.

Преодоление и профилактика нарушений письма и чтения — логоигры
Логопедические игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения у детей. Игры на составление предложений, на развитие структуры…

Читайте также: