Этика как особая философская наука обязана своим появлением работам

Обновлено: 02.07.2024

За многовековую историю развития этики как науки она обрела свою специфику и только ей присущие методы исследования, заняла определенное место в системе наук. Раскрывая предмет изучения этики, Е. Г. Федоренко подчеркивает, что мораль изучается не только этикой. Многие другие науки (педагогика, психология, социология, медицина и т. д.) имеют в этой области свой предмет исследования. Однако все они изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную), этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сущности [176, 6].

Итак, мораль — это предмет изучения этики. Ее называют особой формой общественного и индивидуального сознания, она выполняет функцию регулирования поведения человека, побуждая его подчиняться определенным общественным законам. Благодаря этическим установкам, выработанным обществом, человек осознает, что можно делать, а что нельзя, что хорошо и похвально, а что предосудительно и аморально.

Человек не может не согласовывать свои интересы с интересами общества, в противном случае он вступает в конфликт с ним и с окружающими его людьми (хотя в разной степени несоответствие между требованиями морали и тем, как ведут себя люди, наблюдается довольно часто). Это и отклонение от моральных норм отдельного члена общества, а может быть и всего общества, государства, когда нарушаются права человека, ведутся захватнические войны, провоцируются экологические катастрофы, проводится политика геноцида против собственного народа и т. д. Каждое общество создает свою мораль, с помощью которой формируется личность гражданина, а он, ориентируясь в своем поведении на выработанные нормы морали, способствует развитию и прогрессу общества, в котором он живет.

Мораль — не застывшая форма, она исторически развивается, видоизменяется, совершенствуется в ходе общественного прогресса: и общинно-родовая, и рабовладельческая, и феодальная, и буржуазная мораль (различные виды морали) служили укреплению и утверждению общественных отношений, но в ходе исторического развития были низвергнуты, заменены новыми, соответствующими времени моральными установками. В то же время существуют общечеловеческие нормы морали, которые передаются от поколения к поколению, от общества к обществу.

Этика, как любая наука, имеет свой понятийный аппарат, который со временем развивается, усовершенствуется, обогащается новыми понятиями и определениями. Так мораль как форма общественного сознания развила свои социальные функции, важнейшими из которых являются познавательная и мировоззренческая.

Познавательная функция морали призвана давать оценки действиям человека, изучает духовно-психологические качества людей. Мировоззренческая функция определяет место человека во Вселенной, меру его ответственности за судьбы мира, за будущее Планеты.

Поведение человека в обществе регулируется моральными нормами. Нормы определяют, насколько действия отдельного человека или коллектива соответствуют общему представлению о смысле жизни в данном обществе, способствуют ли они его развитию и процветанию, раскрытию его способностей и возможностей. Моральная норма, как правило, формируется как повеление, обязательное для исполнения людьми во всех случаях жизни: не убий, не укради, почитай родителей и т. д. Однако каждый человек применяет моральные нормы в соответствии со своими убеждениями, учитывая определенные условия и обстоятельства, по-своему интерпретируя моральные представления о долге, справедливости, добре и зле. У большинства людей простые нормы нравственности приобрели форму привычки и выполняются автоматически, без принуждения.

Категории этики отражают моральное состояние человека, степень его гражданской зрелости и готовность служить во благо общества.

Добро и зло — понятие относительные. На протяжении развития человеческого общества эти понятия менялись, наполнялись новым содержанием. С их помощью оцениваются поступки людей, их деятельность. При этом под злом понимаются препятствия на пути развития как общества, так и отдельной личности. Каждый человек встречается в жизни с добром (любовь, культура, доброжелательность) и со злом (ненависть, грубость, насилие и др.).

Долг — одна из основных категорий этики. В словаре этики долг определяется как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент [160, 82].

С одной стороны, каждый человек должен осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать неправильное понимание или неисполнение им своего долга. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько понял или исполнил человек свой долг [160, 83].

Таким образом, долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований при исполнении своих обязанностей.

Достоинство — в этой категории выражается способность человека осознавать свою значимость и потребность пользоваться уважением со стороны окружающих. Обладая собственным достоинством, библиотекарь всегда будет помнить об уважении достоинства читателей и своих коллег.

Мы кратко рассмотрели основы понятийного аппарата этики. Знание особенностей развития этики как науки поможет нам понять специфику профессиональной этики как одного из частных направлений этической науки.

Основные задачи и назначение газеты

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи

2.1. Предмет новой науки в общетеоретических концепциях классиков Викторианской эпохи Основоположников британской социальной антропологии – Э. Б. Тайлора, Г. Мейна, Дж. Лёббока, Дж. Мак-Леннана и др., – первые общие работы которых появились в 60-х годах XIX в., вряд ли

Кризис этики и права

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

10.1. Генезис науки. Определение науки

10.1. Генезис науки. Определение науки Среди проблем, связанных с наукой и ее местом в культуре, логичным представляется начать с определения этого феномена. Однако к современному определению науки привели исследования, в которых с середины XX века делались попытки выявить

11.2. Сущность и назначение искусства

11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)

II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника

1. Понятие этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на

1. Основные понятия этики

2. Этика и мораль как предмет этики

2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

21. Гегель и метафизические основания этики

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

1. Теоретические основы профессиональной этики

1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

3. Нормы библиотечной этики

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

1.1. Этика, мораль, нравственность.
1.1.1. Предмет этики
1.2. Основные понятия и проблемы этики
1.2.1. Основные понятия этики
1.2.2. Нормативная и теоретическая этика
1.2.3. Индивидуальная и социальная этика
1.3. Основные функции этики
1.3.1. Регулятивная функция
1.3.2. Аксиологическая (оценочная) функция
1.3.3. Воспитательная функция
1.4.2. Религиозная этика
1.4.3. Сословная этика
1.4.4. Классовая мораль
1.4.5. Космополитизм -патриотизм - национализм

См.: 1. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1983. - Т. 4;
2 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С. 8.

1 Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). М, 1995. С. 447.
2 См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998. - С. 26 - 28.
3Ожегов СИ. и. ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1993. - С. 433. 4 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. - М, 1983. - Т. 16. - С. 209.

1.2. Основные понятия и проблемы этики
1.2.1. Основные понятия этики
Счастье - эвдемония (от греч. eudaimonia - счастье) -фундаментальная категория человеческого бытия. Как предмет анализа

1 Словарь русского языка. В 4 тома. Т.2. М. 1986. С. 298, 513.

См.: Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995. 10

1 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? //Собр. соч.: В 22 т. -М., 1983. Т. 16. С. 209. 12

Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ. Мораль отличается от права и по своим санкциям. Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Так, право опирается на государство, а мораль - на общественное мнение и на чувства человека, такие как совесть, долг, справедливость, любовь и т.п. И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали - общественное и личное осуждение.
Мораль, с одной стороны, предполагает свободную личность, а, с другой - формирует свободную и ответственную личность. Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстает, как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы.

1.3.4. Познавательная, или гносеологическая функция
Мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Считается, что нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической литературе и, прежде всего, в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
1.3.5. Мировоззренческая функция
Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.
1.4. Исторические типы моральных систем
В истории этики выделяются следующие типы моральных систем: архаическая нравственность, религиозная (языческая, христианская, мусульманская, протестантская) мораль; сословная (рыцарская, мещанская, лакейская, дворянская, купеческая, олигархическая, элитарная) мораль; классовая (рабская, рабовладельческая, крестьянская, пролетарская, буржуазная) мораль. Рассмотрим некоторые из них.

'См.: Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряжённых контекстов // Вопр. философии. - 200]. - № 3.
2 Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии.. 1991 - № 1. С. 40.

1 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 32.

1 См.: Домострой. М., 1990.

' Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.40-41
2 Там же. С.26-27.

1.4.5. Космополитизм -патриотизм - национализм
Космополитизм (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин
мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма

Волченко Л.Б.Мещанство // Этика: Учебник / под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М, 1999. С. 277. 2 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 96. См.: Дробницкий ОТ. Мораль. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.. С. 3

Вопрос о философской природе этического знания был реально поставлен в литературе прошлых лет в связи с распространенным определением философии как науки о наиболее общих законах природы общества и мышления. Поскольку этика касается не только общих, но и частных законов бытия человека, "опускается" до уровня конкретных рекомендаций к организации практической жизни; в случае принятия упомянутого выше определения, получается что она выходит за пределы философского знания. Достаточно известными болгарскими этиками, в частности, В. Момовым, в свое время был прямо сформулирован тезис о том, что этика лишь по традиции рассматривается как философская наука.

Вложенные файлы: 1 файл

зоя.docx

Этика как философская наука. Объект изучения и структура

Вопрос о философской природе этического знания был реально поставлен в литературе прошлых лет в связи с распространенным определением философии как науки о наиболее общих законах природы общества и мышления. Поскольку этика касается не только общих, но и частных законов бытия человека, "опускается" до уровня конкретных рекомендаций к организации практической жизни; в случае принятия упомянутого выше определения, получается что она выходит за пределы философского знания. Достаточно известными болгарскими этиками, в частности, В. Момовым, в свое время был прямо сформулирован тезис о том, что этика лишь по традиции рассматривается как философская наука. Так из области философского знания была устранена та ее часть, которая фактически, если взять историю философии, завершала большинство известных философских систем или даже целиком лежала в их основаниях.

Приведенный вывод представляется вполне закономерным, если вспомнить методологию, на базе которой он был сделан. Дело в том, что в марксистском подходе к философии была очень ограничена ее онтологическая часть, философия была чрезмерно гносеологизирована. В борьбе с так называемыми натурфилософскими учениями философии вообще было отказано в праве делать какие-либо вероятностные выводы о законах организации бытия в целом. Между тем, все формы мировоззрения, включая мифологию, религию, саму философию, пытаются дать человеку именно представление о мире в целом, пытаются выявить какие-то основания бытия, позволяющие обрести смысл собственного индивидуального существования. Иначе говоря, всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком.

Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.

В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали

Функции морали

ЭВОЛЮЦИОННО_ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ

Но родительское чувство у животных длится лишь тот срок, на протяжении которого детеныш и помет нуждаются в помощи и охране родителей. Следовательно, этот инстинкт действует лишь постольку, поскольку он способствует сохранению потомства и передаче наследственных особенностей родителей. Наоборот, отсутствие родительских инстинктов начисто отметает родительские генотипы, и потому естественный отбор сохранял, усиливал и совершенствовал родительские инстинкты. Но уже у стадных животных этот тип альтруизма распространяется за пределы семьи и охватывает стаю, стадо, которые иначе, в отсутствии чувства взаимопомощи и долга у ее членов, обречены на быстрое вымирание, ибо у многих видов животных только стая, а не пара родителей, способна одновременно осуществлять систему сигнализации об опасности, систему защиты и откорма детенышей. Если отсутствует передача опыта родительским примером, то стадно-стайные инстинкты тем более оказываются наследственно закрепленными, точно так же, как защитная окраска, наличие когтей и других средств самообороны. 1. С чего начинается человек и . Человечность? Эволюция вида одновременно идет в разных направлениях, но с разной скоростью. Гемоглобин человека отличается от гемоглобина гориллы лишь одной аминокислотой из 247, и, вероятно, таков же уровень различий других биомолекул. От появления питекантропов ("человека прямоходящего") нас отделяет около 1.5 млн. лет, от неандертальцев (ранняя форма "человека разумного") - 125 тыс. лет, а современный человек появился около 50 тыс. лет назад. Одно поколение составляет около 25 лет, и мы отделены от нашего звероподобного предка всего несколькими тысячелетиями поколений отбора. Но что же мог за это время сделать отбор? Эволюция вида идет направленно, по определенному видовому каналу, и, например, тутовый шелкопряд под влиянием отбора способен за десяток поколений пройти наследственный сдвиг от огромной бабочки с коконом, весящим 3 грамма, до карликовых экземпляров, с весом в 6-7 раз меньшим и в три раза ускоренным развитием. Иными словами, наличие такого видового канала обеспечивает не только сверхбыструю эволюцию, но и эволюцию коррелированную, согласованную по целым системам признаков. Не так много лет потребовалось, чтобы из тапирообразной морды вырос хобот слона и чтобы сформировалась шея жирафа, отдавшая в его распоряжение всю листву, недоступную другим животным. Когда наш предок начал ходить на задних лапах, а передние лапы стали руками, появились орудия, стремительно рос мозг, слагался совершенно новый канал коррелированного сверхбыстрого эволюционирования, канал, предуказанный длительной беззащитностью детеныша. Эта беспомощность, беззащитность детеныша связана с прогрессирующей кортиколизацией мозга, перемещением функций из стволовой части в кору. Параллельно эволюционному росту мозга все более удлинялся срок беременности, а главное, срок беспомощности детенышей, в течение которого они нуждаются в охране не только родителей, но и всей стаи. У самых примитивных племен детеныш до шести лет совершенно неспособен к самостоятельному существованию, к добыванию пищи, к обороне, и даже у индейцев он лишь в девять лет становится способным к самостоятельной охоте.

Старые люди с их жизненным опытом и резервуаром хранимых в памяти знаний неизбежно были почитаемым и охраняемым кладом для племени. От этой малочисленной группы выживание племени, может быть, зависело в гораздо большей мере, чем от молодых, но неопытных добытчиков. Объем знаний и навыков, которые до развития письменности приходилось целиком держать в памяти, конечно, очень велик, и потому не из чисто этических принципов, а просто в силу здравого смысла, у народов, не имевших развитой письменности, старейшины пользовались очень большим авторитетом. Разумеется, старые люди уже не передавали свои гены потомству, но группы и племена, в которых охрана старых людей и помощь им не была столь же автоматической и рефлекторной, как и помощь детям, обрекались на быстрое вымирание. Таким образом, ближайшее рассмотрение показывает, что эта форма альтруистических эмоций - на защиту старости - должна была закрепляться естественным отбором, а не только вырабатываться воспитанием. 5. Групповой естественный отбор на жажду познания К одной из особенностей человека следует отнести любопытство и жажду знаний, что обрекало многих людей на жертвы и лишения. Вспоминая проделки бесчисленных поколений школьников и студентов, увиливавших от занятий, можно счесть стремление к знанию противоестественным, тем более что овладение знаниями зачастую не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и, соответственно, оставить большее число детей. Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочисленно: те, кто шел дальше общепринятого или думал о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, всегда действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию. Но зато на генотип, устремленный к усвоению и пониманию, работал отбор групповой, иногда необычайной мощности. Стоит сопоставить судьбу стада полулюдей, целиком лишенных духа познания, с судьбой такой группы, в которой хоть изредка появлялись его носители. Они почти всегда погибали бесцельно или бесследно, но нет-нет, да оставляли современникам какую-либо из тысячи находок - будь то насадка камня на палку или умение плыть на бревне, - и это хоть немного повышало шансы группы на выживание и успешное размножение. Групповой отбор не был столь интенсивным и сильным, чтобы сделать жажду знаний всеобщей и неукротимой (как, например, половое чувство), но он все же шел. Шутка "научная работа есть удовлетворение личной любознательности за государственный счет" - хороша, но не точна: любопытство удовлетворяется чтением, даже бездумным. Но именно жажда познания нового и истинного заставила работать в науке сотни тысяч людей еще до того, как этот труд стал хорошо оплачиваться и почитаться. Жажда знания обуревала множество людей всегда, даже если она уводила в жречество, монашество, знахарство, шаманство, алхимию, талмудизм, кабалистику, сектантство, в изучение Библии, Корана, конфуцианства. Итак, эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к старикам, охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые неизбежно развивались под действием естественного отбора - по мере превращения человека в животное социальное из-за цефализации и удлинения срока беспомощности детей.

В дальнейшем выяснилось, что этот конституциональный тип действительно характеризуется одновременно и высоким ростом, и агрессивностью, причем, по английским данным, среди преступников ростом выше 184 см. примерно каждый четвертый имеет половой хромосомный комплекс XYY. В отличие от обычных правонарушителей, эти субгиганты обычно начинают преступную деятельность рано, причем среди их родственников преступность отсутствует и о влиянии среды думать не приходится. Во всех этих случаях грубый дефект хромосомного аппарата оказывает столь властное влияние на формирование личности, что все остальные воздействия могут лишь слегка модифицировать основную типологию. Если в отдельных, достаточно редких случаях преступность оказывается связанной с грубой аномалией наследственной конституции (XXY, XYY), то только на этом основании оспаривать роль социальных факторов и среды в формировании преступности так же нелепо, как на основании существования наследственных типов авитаминоза отрицать наличие алиментарных (средовых) авитаминозов. Поэтому, по сравнению с эксквизитными аномалиями хромосомных комплексов, гораздо более социально значимы генные дефекты конституции. Мы имеем в виду, главным образом, не определяющие личность четкие наследственные дефекты нервной системы, как, например, вызывающие эмоционально-этическую деградацию личности хорею Гентингтона или наследственную тяжелую эпилепсию, а массового типа наследственные характерологические особенности, такие, как вспыльчивость эпилептоидов, догматизм, отрешенность и черствость шизоидов, наследственная расторможенность, проявляющаяся, в частности, алкоголизмом. Наследственная причинность преступности этого типа поразительно наглядно проступает при рассмотрении преступников, имеющих однояйцевых и двуяйцевых близнецов. Независимо от яйцевости, оба близнеца, родившись одновременно, в одной семье, в дальнейшем, как правило, оказываются в сходных социально-экономических условиях, в сходных условиях воспитания и образования; поэтому основное различие между однояйцевым и двуяйцевым партнером преступника сводится к тому, что первый по генотипу идентичен преступнику, а второй отличен от него примерно по половине генов. Материалы, собранные в Европе, США и Японии на протяжении тридцатилетия, ясно показывают, что эта разница решающим образом влияет на судьбу партнера: при генотипической идентичности (однояйцевая близнецовость) он в 2/3 случаев оказывается тоже преступником, а при неполном генотипическом сходстве (двуяйцевая близнецовость) он становится преступником лишь примерно в четверти случаев. Частота преступности второго близнеца при преступности первого среди пар однояйцевых и двуяйцевых близнецов

Структура морали

Явления, которые мы относим к сфере морального, очень разнообразны: поступки людей, групп, моральные отношения между людьми, психические свойства индивидуумов, мотивы, воля, ценности, правила и т.д. Но, несмотря на это, можно определить структуру морали:

с одной стороны ѕ это система моральных знаний, понятий, оценочные представления и суждения и др., т.е.

с другой стороны ѕ это поступ-ки, действия, отношения человека к другим людям, к обществу, к самому себе и др., т.е.

Гречушкина, Н.В.Этика: теоретический курс: Учебное пособие / Н.В. Гречушкина. –Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2017. – 75 с.

Л.Г. Сатарова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского;

© Н.В. Гречушкина, 2017

Содержание

Тема 1.Этика как область философского знания ……………………………. 5

Тема 2.Мoрaль в жизни чeловeка и oбщeствa…………………………………….8

Тема 3.Основные категории морали……………………………………………..13

Тема 4.Этическая мысль Античности……………………………………………26

Тема 5. Христианская этика………………………………………………………35

Тема 6. Этические искания европейского Возрождения

Тема 7.Этические учения в России ……………………………………………..46

Тема 8.Проблемы прикладной этики ……………………………………………55

Тема 9. Нравственные ценности личности………………………………………61

Тема 10.Этико-гуманистические проблемы современности…………………. 67

Предисловие

Пособие состоит из теоретического и практического курсов. В первом разделе освещаются проблемы возникновения морали, история формирования нравственности, важнейшие категории этики. Идейно-проблемный комплекс включает в себя понимание этики как практической философии, раскрытие сущности и содержания морали, овладение категориальным аппаратом, образующим ядро высших нравственных ценностей. Общечеловеческие компоненты этического знания выявляются путем анализа специфики его развития на различных исторических этапах. Прикладной аспект изучения дисциплины позволяет применять этические знания в контексте реалий современной жизни. Выявление специфики нравственного регулирования общественных отношений позволяет уделить внимание проблемам нравственности семейно-брачных отношений и нравственному воспитанию личности.

Пособие синтезирует эстетическую и воспитательную составляющие образовательного процесса. Такое единство способствует личностному росту студентов, корректировке своего темперамента, позволяет оценить опыт литературных героев и приобщиться к добродетели путём их преемственности из русской литературы.

В связи с малым объёмом лекционной работы и большим объёмом самостоятельной работы данное пособие окажет существенную роль при подготовке студентов к зачёту: сформирует у них качественные знания, позволит применить важнейшие категории морали в жизни, корректируя свой личный опыт.

Тема 1

Этикa кaк oблaсть филoсофскoго знaния

2. Особенности этического знания и функции этики.

3. Структура этики. Характер взаимодействия компонентов.

Особенности этического знания и функции этики

1. Мoрaль основана на объективном историческом опыте.

2. Мирная жизнь является моральным идеалом и целью истории.

3. Всякое познание начинается с признания ценности нравственных идей.

4. Мораль завершает познание как целостное мировоззрение.

Вероятностный характер выводов этики соответствует природе философского знания. Этика является мировоззренческой наукой и к ней не могут быть применимы все строго научные критерии, характерные для естественных наук. В этике выделяется эмпирический (теоретический) и нормативный уровень исследования нравов. На первом создается исходная база рассуждений, происходит обоснование морали, строятся логически выдержанные нравственные системы, на втором – утoчняются фoрмы нoрм, которые проявили себя в практической действительности.

Функции морали направлены на описание нравственности, прояснение ее источников и хода развития, формулировку ее целей и идеалов. Выделяют дидактическую, гуманизирующую, познавательную, регулятивную, коммуникативную функции. Дидактическая функция заключается в нравственном воспитании личности, гуманизирующая – в ориентировании личности на общечеловеческие ценности, в реализации выбора сoбственного жизнeннoго пути. Познавательная функция связана с формированием представлений индивида о нормах поведения, дoлге, чести, дoбре и достoинстве. Нравственность регулирует поведение единичного человека и социума в целом. Индивид контролирует свою жизнь путём самоориентирования на нравствeнные ценности. Указанные функции реализуются посредством чтения философских трудов и художественных произведений, авторы которых пытаются передать на основании опыта жизни своих героев и собеседников мировоззренческие идеалы, значимость ценностей и механизмы их наследования. Нравственность и мораль обеспечивают взаимопонимание и общение людей на основе общих нравственных ценностей. Структура этики. Характер взаимодействия компонентов.

Нрaвственность выступает в качестве пoведенческой устанoвки единичного человека; мoраль – как поведенческая установкa социальных групп; этикa является наукой о наиболее общих законах поведения личности и кoллективов.

Раздeлaми этики являютcя:

1) арeтология – учeние o дoбрoдeтелях;

2) дeонтoлогия – учeние о дoлгe;

3) aксиoлoгия – учeниe o цeннoстях;

4) фeлиoлогия – учeниe o счaстьe;

5) учeниe o спрaведливocти;

6) рeлигиозная этика.

Мoрaльнoe измeрeниe личнocти – характеристика человека, системы проявлений нравственности в виде доброты, честности, правдивости. Для личности характерна активная мыслительная деятельность и душевные, эмоциональные переживания, реализуемые в муках совести, сострадании, утверждении собственного достоинства, жeртвe сoбoй рaди другoгo. Этические размышления субъекта обусловлены требованиями решить проблему вины и oтветствeннocти, вопрос господства разума над страстями. Мораль предполагает умeрeннocть, спoсобнocть чeловека ограничить свои природные желания. Разумность его поведения ориентирована на высшее благо и реализуется в проявлении доброй воли. С моральным измерением личности тесно связано моральное измерeниe oбщeства.

Тема 2

Читайте также: