Эти условия не обусловлены трудовым договором ошибка в построении предложения

Обновлено: 20.05.2024

Учиться пора

Галина Михайлова

Галина Михайлова запись закреплена

Типы грамматических ошибок.
1)Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Большинство возражали против подобных изменений в плане работы (верно: большинство возражало).

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

2. Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.

Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

( никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.

2) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Вы читали книгу Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"? ( Им.п.)

Брат трудился на заводе "Фотон". Если перед вами ТРУДИЛСЯ НА ЗАВОДЕ "ФОТОНЕ" - это ошибка!

Если же нет нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Брат трудился на "Фотоне" ( П.п.)

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

5. Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее - может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.

Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕТСЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:

Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6) Нарушения в построении предложения с причастным оборотом.

1. Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

2. Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастного оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

8) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
В одном предложении употребляются глаголы одного и того же ВИДА, они должны быть и в одном времени.
Если глаголы РАЗНОГО вида и времени, то это ошибка.
Как увидеть?

Найдите предложение, в котором есть однородные глаголы- сказуемые.
Определите, какого вида и времени данные глаголы.
ТЕОРИЯ для выполнения этого задания:

Два вида глаголов:

— совершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?);

— несовершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?).

Три времени глаголов:

— прошедшее (действие уже произошло, определяем по суффиксу -Л-);

— настоящее (действие происходит в настоящее время, сейчас);

— будущее (действие только произойдёт в будущем).

В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.

Научиться (ЧТО ДЕЛАТЬ) – любить, несовершенный вид.

(ЧТО СДЕЛАТЬ?)- понять , совершенный вид.

Глаголы разного вида, это ошибка.

В детстве особенно важно научиться любить природу и (ЧТО ДЕЛАТЬ?) понимать её красоту и тайну.

9) Ошибки в употреблении имени числительного.
Типичные ошибки.
1.Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами,имеющими только множественное число.

Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).

Два огромных волка перебежали дорогу.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. во множественном числе.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.
6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Он прочитал не более полутораста страниц.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1. Комментарий.
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. В этом году город отметил свое шестьсотлетие.

Пример № 2. Комментарий.
Среди депутатов было пятеро женщин. Среди депутатов было пятеро женщин.

Среди депутатов было пять женщин. (Собирательные числительные НЕ употребляются с сущ. женского рода).

Пример № 3. Комментарий.
Мы опоздали всего на полторы сутки. Мы опоздали всего на полторы сутки.

Мы опоздали всего на полутора суток.

10) Неправильное построение сложного предложения.
7 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.

1.Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала. - неверно

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала. - верно, потому что если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

2.Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море. - неверно


Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников. - верно

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

4. Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки. - неверно.
Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки. - верно
Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять тип придаточного, затем уже подбирать соответствующий союз.

5.Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи. - неверно.
Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи. - правильно. - Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

6.Всё указывало, что погода скоро резко изменится.- неверно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится. - верно - Глагол требует указательного местоимения.

7.Он говорил ТО, что это невозможно. - неверно.
ВЕРНО:
1.Он говорил О ТОМ, что это невозможно.

2.Он говорил, что это невозможно.
Ошибка: неправильное использование указательного местоимения ТО.

Читайте также: