Есть ли у сотрудников полиции трудовые книжки

Обновлено: 02.05.2024

Министерство труда и социальной защиты РФ наконец реализовало свою давнюю задумку актуализировать нормы, регламентирующие ведение трудовых книжек. С 1 сентября 2021 года работать с трудовыми книжками мы должны уже с учетом новых требований. Рассмотрим основные изменения, которые нас ожидают.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ПОРЯДКА РАБОТЫ С ТРУДОВЫМИ КНИЖКАМИ

Первая попытка заменить морально устаревшую во многом Инструкцию[1] была сделана еще в 2018 году: 23.04.2018 на сайте Минтруда России был опубликован проект Порядка ведения и хранения трудовых книжек, который так и не был принят — по всей видимости, в связи с тем, что как раз вскоре после этого началось активное внедрение электронных трудовых книжек и проект в части некоторых своих положений перестал быть актуальным, не успев родиться…

• электронные трудовые книжки и

• специфика удаленных работников.

В порядок частично инкорпорированы нормы Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[2] (далее — Правила). При этом сами Правила продолжают действовать.

В первоначальной редакции проекта Порядка момент вступления его в силу был привязан к дате отмены Правил, чтобы вместо двух документов — Правил и Инструкции — кадровикам можно было руководствоваться только одним — Порядком.

Это означает, что идея Минтруда России освободить нас от обязательного ведения бумажных личных карточек пока, к сожалению, не заработает: разделы формы № Т-2 либо формы, самостоятельно утвержденной работодателем, куда вносятся сведения о приеме, постоянных переводах и увольнении, подлежат заполнению записями, дублирующими информацию в трудовых книжках, и к ним должны быть автографы работников — вплоть до отмены Правил.

КАКИЕ НОВШЕСТВА ОЖИДАЮТ НАС С 1 СЕНТЯБРЯ?

Что меняется в форме трудовых книжек

1. Собственно говоря, в общем и целом утвержденные Порядком формы трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку почти не претерпели изменений, а те, что есть, — весьма незначительны:

• Титульный лист:

– для указания профессии (рабочие) и специальности (служащие) вместо двух строк предусмотрена одна. Так что полученную работником новую профессию или специальность вписать будет некуда;

– количество разворотов раздела увеличено с 10 до 14;

– количество разворотов раздела уменьшено с 10 до 7;

• Вкладыш в трудовую книжку:

– обложка для вкладыша не предусмотрена;

– для сведений о работе установлено 12 разворотов, для сведений о награждении — 5;

• Нумерация бланков:

Вопросы в тему 1

– ни в форме книжки, ни в форме вкладыша, приведенных в Порядке, не предусмотрено (!) указание их серий и номеров.

2. Как и прежде, бланки трудовой книжки и вкладыша должны храниться работодателями как документы строгой отчетности и выдаваться ответственному лицу по его заявке. По окончании каждого месяца ответственное лицо обязано предоставлять в бухгалтерию отчет о наличии бланков и суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, прилагая приходный ордер кассы организации.

заметим

Весьма странный факт: в новом нормативном документе не учтено, что сейчас у подавляющего большинства работодателей отсутствуют наличные расчеты и приходных кассовых ордеров у них быть не может ввиду отсутствия кассы.

3. Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее, как и ранее, подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта и без возложения материальной ответственности на работника, испортившего бланк строгой отчетности.

Что меняется в формах регистрационных книг

1. Как и раньше, работодатели обязаны будут вести учет как самих трудовых книжек и вкладышей в них, так и бланков трудовой книжки и вкладыша.

2. Изменяются не сами формы — порядок их утверждения. Применяемые сегодня формы:

• приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и

• книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

С 1 сентября нам нужно будет вести:

1. Учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

2. Учет трудовых книжек и вкладышей в них —

при этом конкретные названия книг или журналов, а также их формы работодатели должны будут разрабатывать самостоятельно, установлены только обязательные регистрационные элементы:

• при учете бланков книжек и вкладышей нужно будет фиксировать сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка;

• при учете трудовых книжек и вкладышей — указывать:

– трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, — очевидно, только от тех работников, на которых трудовые книжки еще ведутся, а также

Мнение автора

– трудовые книжки и вкладыши в них, выдаваемые работникам вновь (т. е. дубликаты, новые книжки взамен отсутствующих у работника и вкладыши), с указанием их серии и номера.

3. Как и прежде, эти книги (или журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации (или индивидуального предпринимателя) и печатью организации (при наличии).

4. Абсурдного требования скреплять их сургучной печатью или опломбировывать в Порядке нет — что не может нас не радовать.

Что меняется в ведении трудовых книжек

1. Учтены изменения в главе 49.1 ТК РФ, согласно которым трудовая книжка дистанционного работника ведется:

• при условии ее предоставления работником работодателю (в т. ч. путем направления по почте заказным письмом с уведомлением).

Разумеется, это только для случаев, когда трудовая книжка на работника ведется.

2. Записи в трудовых книжках теперь на законном основании можно полностью или частично вносить с использованием технических средств путем переноса красителей — т. е. на принтере или в виде оттиска штампа.

3. Установлен срок для внесения любых записей (кроме записи об увольнении): в течение пяти рабочих дней (запись об увольнении — в день увольнения).

5. Установлено правило о фиксации в трудовой книжке трансформации временного перевода на другую работу в постоянный. В этом случае в трудовую книжку вносится следующая запись:

Схема записи в трудовую

Пример заполения трудовой 1

6. Регламентирован порядок внесения записей о работе по совместительству, которые вносятся по желанию работника на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Если работнику потребовалось внести запись о работе по совместительству и он в данный момент не работает ни у одного работодателя, ему следует обратиться к работодателю, у которого он осуществлял работу по совместительству — это совершенно новая практика, когда работодатели смогут вносить записи в трудовые книжки работников-совместителей.

Записи о приеме на работу по совместительству, о переводе и об увольнении разрешено вносить как в хронологическом порядке, так и блоками (одновременно о приеме и увольнении) после увольнения из каждой организации на основании документа, содержащего сведения о приеме на работу и о прекращении данного трудового договора.

Подчеркнуто, что запись о работе по совместительству вносится также в тех случаях, когда она имела место до трудоустройства к работодателю, работа у которого для работника является основной, — ранее это не делалось.

Проблема в том, что именно порядок-то и не установлен… Кроме требования о запрете зачеркивания… Нам представляется, что в документе пропущен абзац.

8. Специальные указания даны по внесению записей о профессиональной служебной деятельности в виде государственной гражданской и муниципальной службы, военной службы и государственной службы иных видов, которые устанавливаются федеральными законами. Они, сказано в Порядке, вносятся в трудовую книжку по месту прохождения службы с учетом положений соответствующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок прохождения государственной службы.

Что меняется в оформлении дубликата

1. Подробно расписан порядок заполнения титульного листа — не очень понятно зачем, поскольку он заполняется так же, как в трудовой книжке.

2. Больше не требуется указывать продолжительность непрерывного стажа, нужно только внести сведения об общем стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном документально. Таким подтверждением могут быть, в частности, СТД по формам СТД-Р и СТД-ПФР.

3. Оказывать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, работодатель теперь обязан только в случае, если утрата трудовой книжки произошла по вине самого работодателя.

4. Вносятся сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы, — учитывая, что дубликат в большинстве случаев выдается вместо утраченной трудовой книжки, данный абзац выглядит несколько странно.

Что меняется в оформлении вкладыша

1. Подчеркнуто, что вкладыш в трудовую книжку является ее неотъемлемой частью.

2. Установлено, что, если на титульном листе отсутствует место для внесения записи о выдаче очередного вкладыша, такую запись следует сделать на титульном листе первого вкладыша.

Что меняется в порядке выдачи трудовой книжки работнику

2. Установлен срок для выдачи трудовой книжки на руки работнику, подавшему заявление о предоставлении ему работодателем СТД: книжка должна быть выдана в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не позднее дня увольнения.

3. Нормативно установлена формулировка, вносимая в трудовую книжку в таких случаях:

Схема заполнения трудовой 2

Пример заполнения трудовой 2

Вопрос в тему

4. А вот вопрос о том, нужно ли заверять такую запись аналогично записи об увольнении, остается открытым. Впрочем, если следовать правилу буквального исполнения нормативных требований, то заверять запись не следует, поскольку подобного требования в Порядке нет.

5. Конкретизирован порядок выдачи трудовой книжки в случае смерти работника. После внесения в нее соответствующей записи трудовая книжка:

• выдается под расписку на руки тому члену семьи работника, который предъявил свидетельство о смерти, или

• высылается по почте по письменному заявлению одного из родственников.

ВЫВОД

Мы обсудили основные изменения, которые нужно будет учесть при работе с трудовыми книжками с 1 сентября этого года. У вас, коллеги, еще есть время внимательно и вдумчиво изучить новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек, чтобы не допускать ошибок и не иметь проблем ни для себя — при проверках, ни для работников — при последующем трудоустройстве и оформлении пенсии.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013).

1.Когда работодатель должен сдавать сведения по форме СЗВ-ТД в 2020 году?

В 2020 году - в случае приема, перевода на другую постоянную работу или увольнения работника, подачи работником заявления о продолжении ведения трудовой книжки или формировании ее в электронном виде (далее - заявление), работодателем в территориальный орган ПФР представляется информация о работнике: месте его работы, его трудовой функции, документе, на основании которого было проведено кадровое мероприятие, причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами информация. Информация предоставляется по форме СЗВ-ТД в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее кадровое мероприятие.

2.Ведется ли трудовая книжка (на бумажном носителе) по вновь принятым работникам?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работникам, которые впервые устроятся на работу, начиная с 01.01.2021, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

3.Как понять, что сотрудник уволился с предыдущего места работы, если нет бумажной трудовой книжки?

Законодательством предусмотрены формы сведений о трудовой деятельности СТД-ПФР и СТД-Р, которые содержат данную информацию и могут быть предъявлены работником при трудоустройстве.

Форму СТД-ПФР работник может получить в ПФР или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, форму СТД-Р - у своего работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя).

4.Должен ли глава крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФХ) предоставить сведения по форме СЗВ-ТД на себя? Или отчетность предоставляется только на работников?

Законодательством не предусмотрена обязанность глав КФХ (в том числе членов КФХ) предоставлять форму СЗВ-ТД в отношении себя. Форма СЗВ-ТД предоставляется только в отношении работников.

5.Если работник подал заявление на ведение трудовой книжки в бумажном варианте надо ли сдавать СЗВ-ТД?

Да. Независимо от выбора работника работодатель обязан представлять на него форму СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР.

6.Если в январе месяце 2020 года нет кадровых изменений, надо ли подавать отчет в феврале за январь?

Если в январе месяце 2020 года не было кадровых мероприятий (прием, перевод на другую постоянную работу, увольнение), ни одним работником не было подано заявление о выборе способа формирования трудовой книжки, то отчет по форме СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР не представляется.

7.Если работник принят в 2019 году и продолжает без каких-либо кадровых изменений работать в 2020 году, должна ли на него предоставляться форма СЗВ-ТД и когда?

При отсутствии у работника случаев перевода на другую постоянную работу, увольнения, сведения в отношении него должны быть предоставлены в случае подачи им заявления о выборе способа формирования трудовой книжки, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.

8.Будет ли делаться запись о службе в армии или очной учебе в институте при открытии трудовой книжки в электронном виде. Ранее, при ведении трудовых книжек в бумажном виде, первой записью в трудовой книжке при первичном поступлении работника на работу была запись о его службе в армии или очной учебе в институте на основании данных военного билета и диплома соответственно. Сейчас в электронной книжке надо будет делать эти записи?

Нет, данные записи не представляются в территориальный орган ПФР в составе отчетности по форме СЗВ-ТД.

Для учета данных периодов в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица работник может обратиться в ПФР с заявлением застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет и соответствующими документами.

9.В 2019 году организация заключала гражданско-правовые договоры (далее - ГПД) с физическими лицами. Сведения о лицах, работающих по ГПД, передавались в ПФР в составе форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Должны ли предоставляться сведения по форме СЗВ-ТД на физических лицах, работающих по ГПД в 2020 году? Изменится ли с 2020 года порядок предоставления сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении таких лиц?

Форма СЗВ-ТД не представляется на граждан, заключивших с организацией ГПД. Обязанность предоставлять в отношении таких граждан отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ‑СТАЖ - сохраняется.

10.Означает ли переход на электронные трудовые книжки, что кадровику придется вносить информацию о трудовой деятельности работника с начала его трудовой деятельности и по сей момент?

Нет, в форму СЗВ-ТД при первом ее представлении на работника (но не позднее 15.02.2021) включается последняя запись, внесенная в трудовую книжку, актуальная по состоянию на 01.01.2020.

11.Если работник имеет несколько мест работы по совместительству и у него электронная трудовая книжка, надо ли будет по нему со всех мест работы сдавать отчётность по форме СЗВ-ТД?

Да, формы СЗВ‑ТД заполняются и представляются работодателями на всех работников (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе) при наступлении событий, предусмотренных законодательством.

12.Как изменится периодичность предоставления формы СЗВ-ТД в 2021 году в случае приема, перевода на другую постоянную работу или увольнения работника?

Если в 2020 году отчетность по форме СЗВ-ТД представляется в территориальный орган ПФР не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли кадровые мероприятия, то с 01.01.2021 отчетность по форме СЗВ-ТД представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелись случаи перевода на другую постоянную работу, а в случаях приема на работу и увольнения – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

первые пять цифровых знаков, разделенные точкой - это код наименования вида профессиональной деятельности (раздел I профессионального стандарта), содержащего обобщенную трудовую функцию, к которой относится выполняемая работником работа по должности (профессии), специальности (раздел III профессионального стандарта);

последние два цифро-буквенных знака (раздел II профессионального стандарта) – буквенный знак кода обобщенной трудовой функции и цифровой знак – уровень квалификации, к которому относится данная обобщенная трудовая функция.

14. При трудоустройстве на новую работу после 01.01.2021 бумажные трудовые книжки не будут предоставляться работодателям? И будет ли необходимость вести бумажные трудовые с 01.01.2021?

Если работник не сможет подать заявление о выборе формы ведения трудовой книжки до 31.12.2020 либо подаст заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажной форме, то работодатель продолжит ведение его трудовой книжки в бумажной форме. На работников, выбравших электронную форму ведения трудовой книжки, а также впервые устраивающихся на работу, начиная с 01.01.2021, бумажная форма трудовой книжки не ведется.

15. Сотрудник принят на работу 02.02.2020. До этого нигде не работал. Надо ли ему заводить бумажную трудовую книжку (он ее принес) или сразу переходить на электронный вариант?

Такому работнику необходимо завести бумажную трудовую книжку. В случае подачи им заявления о выборе электронной формы ведения трудовой книжки, сделать соответствующую запись в трудовой книжке и выдать ее работнику на руки.

16. Как вести бумажные трудовые книжки параллельно с новым отчетом?

Да. В отношении работников, которые еще не подали заявление о выборе способа ведения трудовой книжки либо подали заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажной форме, они продолжают вестись в ранее установленном порядке. Одновременно в отношении таких работников работодатель должен предоставлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД.

17. Нужно ли сдавать форму СЗВ-ТД на работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры?

Нет, так как сведения о трудовой деятельности - это сведения о работе по трудовому договору.

18. Какую информацию нужно предоставить за январь 2020 года, если принятых и (или) уволенных за этот период работников не было?

В случае если в январе 2020 года не произошло никаких кадровых изменений (прием; увольнение; лишение работника права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; перевод на другую постоянную работу; установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации (заполняется с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и тому подобное)); переименование организации, подача заявления о выборе формы ведения трудовой книжки), форма СЗВ-ТД за январь не предоставляется.

19. Нужно ли прикреплять к форме СЗВ-ТД заявление работника о выборе формы ведения трудовой книжки?

Нет. Сведения о сделанном работником выборе указываются непосредственно в форме СЗВ-ТД.

20. Форма уведомления сотрудника о возможности выбора книжки унифицирована или произвольна?

Рекомендуемая форма уведомления будет размещена на сайте Роструда.

21. Индивидуальный предприниматель, у которого нет работников, должен предоставлять форму СЗВ-ТД?

22. Если работник в январе 2020 года написал заявление о том, чтобы оставить бумажную трудовую книжку, какую форму нужно подавать и в какой срок?

23. Какую запись надо делать в трудовой книжке, когда отдаем ее работнику, при выборе электронной трудовой книжки?

Рекомендуемая формулировка будет размещена на сайтах Минтруда России и Роструда.

24. Если сотрудник выбрал бумажную трудовую книжку, при увольнении нужно ли выдавать форму СТД-Р?

Нет, данная форма выдается только работникам, перешедшим на электронную форму ведения трудовой книжки.

25. Работник отказался от бумажной трудовой книжки у другого работодателя. К нам приходит с электронной трудовой книжкой, в которой сведения только от предыдущего работодателя. Где взять сведения о полном страховом стаже для расчета больничного?

Для этих целей разработана форма сведений о трудовой деятельности СТД‑ПФР, включающая в себя все сведения о трудовой деятельности работника, после перехода на электронную форму трудовой книжки. Форму СТД-ПФР работник может получить в ПФР или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. За периоды до перехода на электронную форму трудовой книжки работник может предоставить работодателю бумажную форму своей трудовой книжки.

26. Где взять форму СТД-Р и как ее заполнять?

Проект формы СТД-Р и порядок ее заполнения размещены на сайте Минтруда России. На текущий момент документы находятся на регистрации в Минюсте России.

В данном случае – это перевод на должность бухгалтера.

28. Если работник принят на работу в 2010 году, в текущем 2020 году: в январе – переведен на другую должность, а в феврале уволен. Какие сведения должны быть на него предоставлены в отчетах за январь и февраль?

29. Следует ли отражать ли в форме СЗВ-ТД внутреннее / внешнее совместительство работника?

Да, поскольку совместительство (внутреннее / внешнее) оформляется трудовым договором (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

30. Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о ведении трудовой книжки в электронном или в бумажном варианте.

Уведомление работников о выборе формы ведения трудовой книжки осуществляется по основному месту работы, поскольку именно там хранится трудовая книжка. Прием заявлений о выборе формы ведения трудовой книжки также осуществляется по месту основной работы.

31. Следует ли отражать в форме СЗВ-ТД периоды выполнения работником дополнительной работы (совмещения), например, за ушедшего в декрет основного работника (с работником заключено дополнительное соглашение к основному трудовому договору)?

Нет, поскольку в данном случае трудовой договор один.

32. В ноябре 2019 приняли на работу сотрудника по основному месту работы. В январе 2020 года приняли еще раз по внутреннему совместительству. Заявление о выборе формы ведения трудовой книжки в январе работником не подавалось. Какие записи будут внесены в СЗВ-ТД?

По такому сотруднику в отчете за январь будут отражены две записи:

33. Если работник работал на 0,5 ставки и был переведен на 1 ставку по этой же должности. Необходимо ли предоставлять в этом случае по нему форму СЗВ‑ТД?

Нет, поскольку в данном случае не идет речь о переводе работника на другую должность / структурное подразделение.

34. Нужно ли включать в форму СЗВ-ТД перевод в другое подразделение, без изменения должности (т.е. переименование подразделения было АУП стало администрация)?

Да, если речь идет об изменениях в штатном расписании.

35. За какой месяц должна быть сдана форма СЗВ-ТД (январь или февраль), если приказ о переводе работника издан 30 января 2020 года, дата перевода - 3 февраля 2020 года?

За февраль (т.е. по дате события).

36. Отчет подавать, если установлена первая или высшая категория воспитателю?

Да. Присвоение категории является кадровым мероприятием (код мероприятия: 4‑Установление (присвоение)).

37. Как теперь оформлять изменения фамилии или имени у сотрудника?

39. Как в отчете СЗВ-ТД заполнять графу 4 для муниципальных и государственных служащих?

40. Подают ли сведения по форме СЗВ-ТД структуры МВД, УФСИН и приравненные к ним службы?

Да, после утверждения порядка предоставления формы СЗВ-ТД на данную категорию служащих. Проект порядка размещен на сайте Минтруда России.

42. Если отчетность предоставляется через уполномоченного представителя, как это нужно оформить?

Необходимо предоставить в территориальный орган ПФР по месту учета страхователя две формы: заявление на подключение к ЭДО ПФР и уведомление о предоставлении полномочий представителю.

43. А как быть с записью о времени службы в рядах Вооруженных сил?

44. Какие сведения должны отражаться в форме СЗВ-ТД на внешнего совместителя, принятого на работу в 2019 году (ведь заявление о выборе формы ведения трудовой книжки он подаст по основному месту работы)?

46. Трудовая книжка директора образовательной организации хранится у учредителя, нужно ли образовательной организации брать с директора заявление о ведении трудовой книжки и сдавать форму СЗВ-ТД или это делает учредитель?

Обязанность предоставлять форму СЗВ-ТД возложена на страхователя‑работодателя. Соответственно, форма СЗВ-ТД должна предоставляться тем юридическим лицом, с которым установлены трудовые отношения (т.е. в штат, которого зачислен работник, где он выполняет свою трудовую функцию, чьему трудовому распорядку подчиняется).

47. Подлежат ли указанию в форме СЗВ-ТД сведения: о повышении работником квалификации или присвоении работнику смежной професии?

48. На каникулах школьников принимают в школьную трудовую бригаду по срочному трудовому договору на 4 дня, нужно ли сдавать на них форму СЗВ-ТД?

Да, нужно, поскольку форма СЗВ-ТД предоставляется в отношении застрахованных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

49. Есть ли необходимость в форме СЗВ-ТД указывать, что должность главный специалист относится к должности муниципальной службы? В трудовой книжке запись просто - главный специалист.

В форме СЗВ-ТД записи о наименовании трудовой функции (должности) заполняются в соответствии с правилами ведения бумажных трудовых книжек.

50. Если работник принят на работу в 2021 году, но писал заявление на ведение бумажной книжки у предыдущего работодателя, новый работодатель должен тоже продолжать вести бумажный носитель?

Да, в таких случаях ведение трудовой книжки новым работодателем продолжает осуществляться в бумажной форме, до тех пор, пока работник не подаст заявление о переходе на её электронный вид.

51. Если работник принят после 30.06.2020, как его уведомить об электронной трудовой книжке, ведь у него есть право до конца года принять решение?

В случае приема на работу работника, который ещё не определился с выбором формы ведения трудовой книжки, работодатель уведомляет его о данном праве в общем порядке.

Электронная форма для обращения в министерство

Полезные ссылки

Профилактика ВИЧ/СПИД

Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан

Обращение, направленное на официальный сайт Министерства по электронной почте, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон, суть обращения (далее - Интернет-обращение).

Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований, в пункте 2.9 Административного регламента, также являются:

Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.

По форме или сути: как доказать трудовые отношения, разъяснил ВС

Далеко не все компании оформляют сотрудникам трудовые договоры. Если дело дойдет до конфликта – работнику придется в суде доказывать, что он с согласия работодателя трудился на определенной должности и подчинялся правилам распорядка. Сделать это непросто, в том числе из-за формалистской позиции судов. Они склонны придавать значение документальному оформлению отношений. Но это как раз обязанность работодателя, а не работника, который является слабой стороной и может стать жертвой злоупотреблений. Об этом напомнил Верховный суд в одном из недавних дел. Апелляция не увидела в спорном деле признаков трудовых отношений, но ВС отправил дело на пересмотр.

Были ли договоры трудовыми или действительно подрядными, единого мнения не оказалось. Гострудинспекция Иркутской области встала на сторону Жариновых – с одним особым мнением одной из сотрудниц, которая сочла, что прав работодатель.

Трудовые и гражданско-правовые: в чем разница

Куйбышевский районный суд города Иркутска признал фактически сложившиеся трудовые отношения, однако Иркутский областной суд отменил решение нижестоящей инстанции и отклонил требования монтажников. Они не согласовали с работодателем такие важные условия трудового договора, как место работы, трудовые функции, режим рабочего времени, оплату труда (то, что обычно содержится в письменном трудовом соглашении). К тому же, добавил областной суд, Жариновы пропустили срок исковой давности. О том, что с ними заключены договоры подряда, они узнали, когда их подписывали, в мае 2015 года. Тогда и надо было обращаться в суд, а не после несчастного случая.

Верховный суд, который затем рассмотрел это дело, счел, что апелляция неправильно расставила приоритеты: придала значение юридическому оформлению, а не сути отношений сторон. А ведь по факту они могли сложиться трудовыми. Надо помнить и о том, что работники являются слабой стороной: их могут вынудить подписать договор подряда, напоминается в определении 66-КГ17-10. Суд апелляционной инстанции упустил из виду доводы Жариновых, которые могли указывать на наличие трудовых отношений: у них было место работы и должность, они подчинялись общему распорядку работы, прошли инструктаж, аттестацию и стажировку. А еще у истцов сохранились пропуска с названием фирмы и должностями.

Не прошел и срок исковой давности, решила коллегия под председательством Людмилы Пчелинцевой. Ведь только после несчастного случая Жариновы узнали о том, что документы были оформлены неверно. В итоге ВС передал дело на пересмотр в Иркутский областной суд. Ему предстоит разобраться, работали ли Жариновы по правилам внутреннего распорядка (трудовой договор) или действовали независимо и были обязаны лишь сдавать результат работ (договор подряда).

Несчастный случай определенно повлиял на возможность квалифицировать гражданско-правовые договоры как трудовые, полагает Олязаева. Иного мнения юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Иван Федоткин, который не сомневается, что отношения здесь трудовые. Ведь электромонтажники прошли аттестацию и получили группу по электробезопасности, а еще для них обязательны предварительные и периодические осмотры, перечисляет он.

Разница между двумя видами договоров не всегда очевидна, но определенные признаки у каждого из них есть. Трудовые отношения означают подчинение правилам внутреннего распорядка и выполнение обязательных распоряжений руководства. Для гражданско-правового договора важен только результат, который сдается заказчику, а дисциплина и условия работы не играют никакой роли: исполнитель сам организовывает свой труд. Как правило, достижение конечного результата влечет за собой прекращение такого соглашения. Поэтому Олязаева не советует перезаключать договор подряда в течение долгого времени, а также издавать приказы и распоряжения в отношении исполнителя. Плохая идея знакомить его с правилами трудового распорядка, следить за его рабочим временем и так далее, перечисляет Олязаева.

Почему работнику нелегко отстоять свои права

Сотруднику, который не был официально трудоустроен, сложно доказать свою позицию, отмечает юрист трудовой практики “Бейкер Макензи” Елена Питиримова. Суды чаще принимают во внимание документы работодателя. Это могут быть книги учета трудовых книжек, журнал регистрации приказов и другие реестры, где истец не упоминается, штатное расписание, в котором нет указанной им должности, и так далее. “Еще непонятно, как суд в условиях спора самостоятельно определит название должности или размер зарплаты”, – недоумевает Питиримова.

ВИДЕОЛЕКЦИИ LF ACADEMY

Работники, конечно, могут располагать доказательствами принадлежности к определенной компании. Например, это визитные карточки, фирменная одежда, копии электронной переписки от имени компании, свидетельские показания. Но судьи понимают, что сами по себе это не признаки трудовых отношений, отмечает Питиримова. К тому же у них возникает много вопросов, допустимы ли вообще такие доказательства.

Не на руку работнику и маленький срок исковой давности. Для индивидуальных трудовых споров это всего три месяца со дня, когда человек узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Если сотрудник работает без оформления больше трех месяцев, да еще и не получает зарплату, у него очень низкие шансы выиграть суд с работодателем, заключает Питиримова.

Но выиграть все-таки можно, о чем говорит положительная судебная практика:

Если нет трудового договора, приказа о приеме на работу, табеля учета рабочего времени, правил внутреннего трудового распорядка, записей в трудовой книжке – это может показывать не гражданско-правовые отношения, а нарушения со стороны работодателя –

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Полицейские уходят на пенсию не так, как остальные российские пенсионеры. У них свои правила и сроки, которые регламентированы законодательством.

Как назначают пенсии МВД в 2020 году, что изменилось для действующих сотрудников полиции, которые должны были завершить службу, и от чего зависит размер выплаты, разобрался Бробанк.

Нюансы пенсионных платежей сотрудникам МВД

Порядок начисления пенсионных выплат сотрудникам МВД отличается от алгоритма расчета пенсий для гражданских. В первую очередь разница в основаниях для начала выплат. Служащие МВД получают право на получение пенсии в таких случаях:

  1. При достижении определенного возраста. Для сотрудников МВД – 45 лет.
  2. Если возникают проблемы со здоровьем, из-за которых сотрудник не может больше нести службу.
  3. При наличии минимального рабочего стажа. Размер этого стажа – 25 лет. При этом половину срока в 12,5 лет – сотрудник должен работать именно в органах, ведомствах или приравненных к ним подразделениях.

Основной параметр, по которому будут рассчитывать пенсионное пособие, это рабочий стаж. Если сотрудник набрал минимальный стаж, он сможет претендовать на получение выплат независимо от того, какой возраст у него на данный момент.

К специальному трудовому стажу бывшего сотрудника МВД можно отнести службу в армии, национальной гвардии, пожарной охране, ФКСН Российской Федерации. Также при расчете стажа учитывают годы, когда служащий участвовал в антитеррористических мероприятиях, работал в уголовном розыске и в зоне ведения военных действий.

Работник МВД может самостоятельно выбирать основание для выхода на пенсию и начисления выплат. Некоторые сотрудники МВД остаются на службе даже при достижении 45 лет. Если позволяет здоровье, то они продолжают работать. Служащих МВД можно отнести к той категории граждан РФ, которые вправе получать и страховые пенсионные платежи, и по гособеспечению. Деньги, которые полагаются за рабочий стаж, начисляют из федерального бюджета.

Служащие МВД имеют право на получение выплат как по гособеспечению, так и страховые пенсионные выплаты

Как рассчитывают пенсию МВД

Основная часть пенсий служащим МВД – без надбавок и льгот – зависит от нескольких параметров:

  • размера оклада служащего МВД;
  • занимаемой должности в предшествующие 5 лет работы;
  • специального звания.

Отдельно от основной части рассчитывают выплаты по дополнительным критериям:

  1. Годы военной службы.
  2. Трудовой стаж не в органах.
  3. Надбавки.

В итоге общий размер выплат вычисляют по формуле:

0,5 * (Д + З + В) * 72,73%

В этой формуле Д означает должность, З – звание, В – выслуга лет.

При расчете выслуги, кроме самого срока службы, учитывают и другие временные промежутки:

  • получение профильного образование на дневной форме обучения, 2 месяца учебы учитывают как 1 месяц работы;
  • период испытательного срока на работе;
  • карьерный перерыв в связи с необходимостью выполнения работы в другой государственной структуре;
  • смену должностей всех рангов;
  • службу в прокуратуре, ФСКН, национальной гвардии, пожарной охране;
  • работу на таможне или в следственном комитете.

Также при наличии специального звания сотрудник МВД может выполнять обязанности судьи. Этот период тоже учитывают при расчете выслуги.

Порядок выхода на пенсию служащих МВД

Пенсионные выплаты сотрудникам МВД практически не отличаются от платежей военным. Для бывших служащих МВД действуют особые льготы, так как их работа связана с тяжелыми условиями и высоким риском для жизни и здоровья. Поэтому государство любыми способами старается обеспечить достойную жизнь бывшим сотрудникам МВД, которые отработали достаточно времени на благо страны и граждан.

В зависимости от жизненных обстоятельств сотрудникам МВД начисляют такие виды пенсий:

  1. За выслугу лет. Срок работы в правоохранительных органах должен быть не менее 20 лет. Также может быть разделение на 12,5 лет работы в органах и 12,5 лет работы в гражданских условиях, но тогда служащий не может уйти на пенсию раньше, чем в 45 лет.
  2. По потере кормильца. Если служащий в полиции сотрудник погиб, нетрудоспособные члены его семьи могут обратиться за начислением пособия.
  3. По инвалидности. Если сотрудник МВД получил инвалидность во время службы или в течение 3 месяцев после увольнения, ему полагается специальный вид пособия.

Получается, что возраст выхода сотрудника полиции на пенсию определяется с учетом выслуги лет. Если гражданин РФ начал службу в органах в 18 лет, то на пенсию он сможет выйти уже в возрасте 38 лет. Но реальный возраст назначения пенсионных выплат зависит и от проводимой реформы по пенсиям МВД.

Как оформляют пенсию в МВД

В общем процесс оформления пенсионных выплат бывшим сотрудникам милиции и полиции происходит по такому же алгоритму, как и для гражданских лиц. Но при назначении учитывают некоторые нюансы. Сначала сотрудник МВД ставит в известность начальство, что он собирается уходить на пенсию. Уведомить руководство следует в форме рапорта, который подают не менее, чем за 3 месяца до предполагаемого увольнения.

Подавать рапорт нужно за 3 месяца до предполагаемого ухода на пенсию

В рапорте сотрудник МВД обязательно должен указать:

  • причины принятия решения о выходе на пенсию;
  • основания, по которому сотруднику начислят выплаты;
  • дату выхода на пенсию.

После этого нужно дождаться, когда начальство рассмотрит и одобрит рапорт. Только после этого можно начинать оформлять пенсионные выплаты.
Для начисления пенсии понадобится:

  • заявление;
  • документы, свидетельствующие о том, что сотрудник имеет право на определенные льготы;
  • денежный аттестат;
  • расчетный лист.

Если у сотрудника наработан стаж на гражданских должностях, то нужна также и трудовая книжка. Любые другие дополнительные основания для начисления пенсионных выплат, нужно подтвердить документально, например, справкой о назначении инвалидности.

Как выплачивают пенсии сотрудникам МВД

Пенсии бывшим сотрудникам полиции выплачивают в Сбербанке России с зачислением выплат на счет или переводом по почте с получением по домашнему адресу. Также пенсию могут выплачивать по доверенности, заверенной нотариально. Зачисление денег на лицевой счет пенсионера происходит таким путем:

  1. МВД РФ перечисляет деньги из федерального бюджета со своего лицевого счета на корреспондентский счет Сбера в Москве. Сроки зачисления – не позже второго дня месяца, когда производят выплаты.
  2. Сбербанк России распределяет и перечисляет деньги в территориальные отделения банков не позже, чем на следующий день после их поступления на коррсчет.
  3. Территориальные банки зачисляют выплаты на счета пенсионеров в Сбербанке не позднее следующего дня после их перевода в территориальные отделения.
  4. Если пенсионер МВД перевел получение пенсии в другой банк или принял решение получать по почте у него другой срок. Ему поступят деньги не позднее третьего дня с момента перечисления денег в территориальное отделение Сбербанка.

Когда даты выплат выпадают на выходные или праздничные дни, зачисление на счет может растягиваться до 10 дней от даты перевода денег из МВД РФ. Если пенсионер оформляет получение пенсии в другом банке, то за перечисление денег на его счет комиссию не взимают.

Пенсионеры часто пользуются правом на получение выплат в коммерческих банках, потому что там предлагают более выгодные программы кредитования и обслуживания.

Как оформить перевод пенсии в другой банк, прочитайте в статье на сервисе Бробанк.ру.

Кредит Почта Банк для пенсионеров оформить онлайн-заявку

Макс. сумма 4 000 000 Р
Ставка От 5,9%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 20 000 руб.
Возраст От 18 лет
Решение 1 день

По составленному финансовому плану на 2021-2022 годы из федерального бюджета выделят больше 1,55 трлн рублей. Такой размер финансирования сопоставим с величиной на 2016 год, до того как была сформирована Росгвардия. Тогда бюджет МВД составлял приблизительно 1 трлн рублей. В 2021 году на деятельность МВД и структурных подразделений выделят около 765,5 млрд рублей. А в 2022 году финансирование составит почти 790 млрд рублей.

Военные из Москвы и Петербурга будут получать надбавку в 100% от оклада

21 января 2020 года президент Российской Федерации сформировал новое правительство. Оно установило надбавку в размере 100% от оклада сотрудникам полиции, Росгвардии и военным, которые служат в Москве, Петербурге и в областях.

Такое решение подписал новый глава Правительства РФ – Михаил Мишустин. Согласно этому постановлению на надбавку могут рассчитывать сотрудники органов внутренних дел РФ, которые принимают участие в охране общественного порядка. А также те сотрудники, которые служат в органах, организациях и подразделениях для выполнения задач и обязанностей, возложенных на Министерство внутренних дел РФ.

К началу 2021 года повышать зарплаты начнут не только работникам в московской и ленинградской областях, но и в других субъектах Российской Федерации. Средства на повышение заработной платы выделят из федерального бюджета. Региональным работникам полиции оклад повысят за счет местного бюджета. При этом сотрудникам МВД из центральных регионов Российской Федерации доплатят меньше, чем сотрудникам Северных округов. Дело в том, что для работников и пенсионеров Крайнего Севера и приравненных к нему районов действуют повышенные региональные коэффициенты.

Оклад сотрудника полиции формируется из нескольких величин:

  • регионального коэффициента;
  • класса работника;
  • надбавки при наличии высшего образования;
  • доплаты за ненормированный рабочий день и угрозу для жизни сотрудника;
  • сложности работы и наличие риска для жизни.

Если вырастет размер оклада, увеличатся и данные надбавки, так как они зависят в процентном соотношении от величины оклада. Иногда размер таких премиальных доплат может доходить до 2-3 окладов. В 2020 пенсия для бывших сотрудников МВД поднимется на 3,8%.

Ход реформы МВД 2020-2021

В первом квартале 2020 года Президент Путин подписал распоряжения об отставке и назначил новых сотрудников в большинстве силовых ведомств. Это коснулось и многих руководящих должностей. Чуть раньше в августе 2019 года, Президент подписал поправки в законодательство о службе в органах внутренних дел РФ. По нововведениям увеличивается предельный возраст нахождения на службе. Он увеличен на 5 лет:

Должность или звание Пенсионный возраст
Среднее начальство, майоры и подполковники полиции, внутренней службы и юстиции 55
Полковники 60
Генералы 65

Также повысили и предельный возраст для поступления на службу в органы:

  1. При замещении должностей рядового состава и младшего начальства – до 35 лет.
  2. Для должностей среднего, старшего и высшего начальства – до 40 лет.

Также по реформе в 2021 году оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел. Эти обязанности планируют к началу следующего года передать следователям.

Многие бывшие сотрудники МВД получают двойную пенсию

По официальным данным средняя пенсия у бывших сотрудников МВД в начале 2020 года составила 17 тысяч рублей, что на 2 тыс. руб. выше, чем средние пенсии у других пенсионеров. Кроме того пенсионер полиции успевает заработать и вторую пенсию на гражданке, если пример решение закончить службу при наработке минимального военного стажа. Именно эта категория граждан чаще всего становится получателями двойных пенсий.

У работников внутренних органов последнее время возникают опасения, что минимальный срок службы в органах будет увеличен с 20 до 25 лет. Но на данный момент таких изменений не было.

Читайте также: