Если военнослужащий совершил преступление в отпуске

Обновлено: 26.04.2024

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Комментарий к Ст. 337 УК РФ

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. ч. 3 и 4 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступлением является самовольное оставление части или места службы, а равно неявка без уважительных причин на службу продолжительностью более двух, но не более 10 суток.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которые размещаются в казармах, порядок увольнения из расположения части регламентируется ст. ст. 239 — 245 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Оставление воинской части является оставление ее территории. Под территорией воинской частипонимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.

Преступление может быть совершено и путем самовольного оставления места службы. Местом службы военнослужащего считается воинская часть, куда он зачислен для прохождения службы. Поэтому чаще понятия воинской части и места службы совпадают. Но место службы может и не совпадать с расположением воинской части (например, при нахождении военнослужащего в командировке местом службы будет территория части, указанная в командировочном предписании, эшелон, поезд).

Местом службы признается также и место лечения военнослужащего, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или медицинским учреждением иной ведомственной принадлежности.

Большинство судей правильно разграничивают эти понятия. Однако до сих пор имеют место и отдельные ошибки.

Так, при рассмотрении уголовного дела в отношении младшего сержанта С. военным судом гарнизона Безречная было установлено, что виновный самовольно оставил военный госпиталь, в котором находился на стационарном излечении, после чего более одного месяца уклонялся от службы. В дальнейшем он же не выполнил указание военного комиссара о возвращении в госпиталь и более двух месяцев незаконно проводил время по своему усмотрению.

Правильно квалифицировав оба эпизода уклонения по ч. 4 комментируемой статьи, суд в то же время ошибочно расценил содеянное названным лицом как самовольное оставление части.

В данном случае С. самовольно оставил место службы — военный госпиталь, в который он был направлен в установленном порядке для прохождения лечения.

Кроме того, не прибыв в дальнейшем по указанию военного комиссара в госпиталь, С. совершил неявку в срок без уважительных причин на службу, что также должно было найти самостоятельную оценку в приговоре.

Необходимым признаком состава рассматриваемого преступления является самовольный характер оставления воинской части или места службы без разрешения начальника.

Неявка в срок на службу означает, что, оставив воинскую часть или место службы на законном основании, военнослужащий уклоняется от своевременной явки на службу, пребывает вне части или места службы свыше установленного срока. Для неявки в срок на службу характерно уклонение от несения обязанностей военной службы путем преступного бездействия (военнослужащий, находящийся в отпуске, не является в часть к указанному в отпускном билете сроку и продолжает оставаться у родственников).

Началом самовольного оставления части является момент оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы, концом — время явки военнослужащего в расположение воинской части или место службы либо время его задержания вне пределов расположения воинской части или места службы, если при этом у виновного не было намерения уклониться от военной службы на срок свыше десяти суток. Военнослужащий, совершив самовольное оставление части, может добровольно явиться не в свою часть, а в расположение другой воинской части или в военную комендатуру города. Конечным моментом преступления в этих случаях будет считаться время явки военнослужащего в расположение другой части или в военную комендатуру.

При неявке в срок без уважительных причин на службу начальным моментом преступления следует считать истечение срока явки военнослужащего в часть или место службы, указанного в соответствующем документе (командировочном предписании, отпускном билете, увольнительной записке).

3. Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. К ним относятся солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, т.е. до окончания первого курса обучения; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ст. ст. 2, 22 — 24, 34 — 36 Закона о воинской обязанности).

Не являются субъектами воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии со ст. 23 указанного Закона подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на военную службу, но были призваны на военную службу в нарушение требований действующего законодательства.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Лицо осознает, что оно самовольно, без разрешения командира (начальника) оставляет расположение воинской части или места службы и таким образом уклоняется от несения обязанностей военной службы, и желает этого. Сознанием виновного охватывается и продолжительность незаконного пребывания вне части или места службы свыше двух суток (в ч. ч. 3 и 4 — соответственно свыше десяти суток или свыше одного месяца). При неявке в срок на службу виновный также сознает, что он находится вне расположения воинской части, без уважительных причин уклоняется от своевременной явки в часть, желает или сознательно допускает продолжения своего незаконного пребывания вне части свыше двух, десяти суток или свыше одного месяца.

Поскольку преступление представляет собой временное уклонение от несения обязанностей военной службы, субъективная сторона характеризуется намерением субъекта лишь временно находиться вне части или места службы и желанием вернуться в часть и продолжить прохождение военной службы. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части (ст. ст. 44, 55 УК). Субъект преступления — лицо, отбывающее наказание в дисциплинарной воинской части. Объективная и субъективная сторона этого преступления аналогична рассмотренным выше.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту.

Правовое положение лиц, проходящих военную службу по контракту, определяется Законом о воинской обязанности. Объективная и субъективная сторона преступления аналогична рассмотренным выше с той лишь разницей, что деяние предполагает более длительное отсутствие по сравнению с установленным сроком. Субъектом преступления, кроме лица, проходящего службу по призыву, является военнослужащий по контракту.

7. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируются указанные в ч. 3 деяния продолжительностью свыше одного месяца.

Примечание к комментируемой статье предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств.

Тяжелыми обстоятельствами служебного характера могут быть неуставные действия со стороны сослуживцев, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, жизненные интересы, честь и достоинство. Вопрос о наличии таких обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Примером правильной оценки всех обстоятельств является дело в отношении матроса Б.

При таких обстоятельствах военный суд флота пришел к правильному выводу о том, что преступление Б. совершено вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и обоснованно прекратил данное дело на основании примечания к комментируемой статье.

Когда лицо совершает несколько уклонений от военной службы, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью комментируемой статьи, содеянное квалифицируется как единое преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Если уклонения от военной службы предусмотрены разными частями комментируемой статьи, то каждое преступление квалифицируется отдельно и наказание назначается за каждое из них.

Покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку.

Если самовольное оставление части или места службы совершены во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, то при наличии признаков соответствующих составов преступлений такие действия помимо комментируемой статьи требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 340 — 344 УК.

О грубом дисциплинарном проступке

Как проходит разбирательство, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок, и в какие сроки это происходит.


Для начала рассмотрим общий порядок. Данный вопрос регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (далее по тексту - ДУ ВС РФ).

Перед тем как командир принимает решение о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания – обязательно проводится разбирательство (ст. 81 ДУ ВС РФ).

Разбирательство проводится в следующих целях:

- установить виновных лиц,
- выявить причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство может проводиться следующими лицами:

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются в обязательном порядке в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

  • событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
  • лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
  • вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
  • данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
  • наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
  • обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
  • характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  • причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  • другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.


Командир вправе принять решение о наказании своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру материалы разбирательства.

Разбирательство оканчивается составлением протокола. Форма протокола выглядит вот так:

 Протокол о грубом дисциплинарном поступке

Обратите внимание: военнослужащий вправе требовать внесения в протокол объяснений и замечаний по содержанию протокола, а также изложить причины своего отказа от его подписи.

Протокол и материалы разбирательства предоставляются для ознакомления военнослужащему и уже далее направляются командиру для рассмотрения.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания.

Если обстоятельства совершения ГДП установлены ранее (ревизией, проверкой или административным расследованием и т.д.), то разбирательство командиром может не назначаться. В таком случае составление протокола не должно превышать трое суток.

Обратите внимание: если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть в обязательном порядке под расписку ознакомлен военнослужащий!

Применение дисциплинарного взыскания (ст. 83 ДУ ВС РФ) к военнослужащему производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Кроме того, действия (бездействия) должностных лиц можно обжаловать, обратившись в органы Военной прокуратуры и в судебном порядке.

Уголовные дела средней тяжести и тяжкие расследуют следователи органов внутренних дел.


Например, уголовные дела о неквалифицированной краже ( по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже ( по ч.2 и ч.3 ст.158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел. — это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам.

Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление. -это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление.

Кто рассматривает уголовное дело, которое совершил военнослужащий в отпуске?

При этом не имеет значения, находился ли при исполнении обязанностей военнослужащий либо был в отпуске. В силу ч. 8 ст. 151 УПК РФ споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.


(Но не сказано, какой именно: гражданский или военный).Таким образом, напишите обращение в гражданскую прокуратуру либо военную прокуратуру о том, что по вышеуказанным причинам необходимо передать уголовное дело в военный следственный отдел.С уважением, Роман 31 Мая 2016, 11:29 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 08 Сентября 2014, 10:41, вопрос №551799 23 Мая 2021, 12:25, вопрос №1644698 23 Апреля 2021, 16:04, вопрос №1618245 04 Мая 2016, 09:44, вопрос №1240915 18 Апреля 2016, 19:17, вопрос №1224948 Смотрите также

Военная юстиция и подследственность уголовных дел.

7 ч. 3 этой статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Указанные положения свидетельствует о том, что следователям СКР дела о преступлениях, совершенных указанными в этой норме должностными лицами и военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей и вне расположения части, соединения, учреждения, гарнизона, не подследственны. 2.В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ по уголовным делам, предусмотренным ст.112 УК РФ, производится дознание, что является определённой Уголовно-процессуальным законом РФ формой предварительного расследования. Настоящее уголовное дело возбуждено и расследовано по ст.112 УК РФ (квалифицированный состав), что означало производство в обязательном порядке по данному делу дознания, а не предварительного следствия.

Это же означает, что НАДЛЕЖАЩИМ субъектом доказывания по данному уголовному делу в соответствии с законом УПК РФ, являлся дознаватель органа внутренних дел МВД России.

Keywords: jurisdiction, military, crime, criminal case, preliminary investigation, the duty of military service. В прокурорской и следственной практике вопросы о подследственности возникают достаточно часто, при этом их правильное разрешение является гарантией соблюдения законности осуществления предварительного расследования.

В уголовно-процессуальном законодательстве России под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания [2, с.

331]. Правоотношения, связанные с определением подследственности (в том числе по уголовным делам о преступлениях военнослужащих), регламентируются ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

2 ст. 151 УПК РФ предварительное

1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.


Таким образом, в указанной правовой норме содержатся два требования, при одновременном соблюдении которых предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации: 1) специальный субъект –– военнослужащий; 2) преступление совершено в связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Следует отметить, что в системе Следственного комитета Российской Федерации созданы специализированные военные следственные отделы (управления), в которых и осуществляется расследование уголовных дел о преступлениях военнослужащих.

О подследственности уголовных дел, возбужденных в отношении военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Актуальность исследования обусловлена тем, что преступные деяния военнослужащих представляют особую опасность. Отличительная характеристика преступлений, со-вершаемых в Вооруженных силах РФ, состоит в том, что они не просто опасны сами по себе, но и способны стимулировать увеличение количества разных видов тяжких и особо тяжких преступлений. Сохранение правопорядка, профилактика преступлений, своевременное и качественное раскрытие преступлений, совершенных в войсках и органах государственной власти, в которых предусмотрена военная служба, в значительной степени влияют на уровень национальной безопасности страны.

Ключевые слова: уголовное дело, подследственность, расследование, следствие, дознание, следователь, дознаватель.

Summary: The article discusses the issues of determining the jurisdiction of crimes committed by and against military personnel when the preliminary investigation in the form of the preliminary inquiry is not mandatory.

Статья 151. Подследственность


— Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.3. Дознание производится:1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в — , настоящей части;2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных , и и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), и и Уголовного кодекса Российской Федерации;4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных и , частью первой , , , и Уголовного кодекса Российской Федерации;5) утратил силу.

— Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;6) дознавателями органов государственного

Кто расследует уголовные дела — признаки и виды подследственности

Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ, рассматривает дознаватель, а кражу по ст.

158, ч. 2 или ч. 3 – следователь. Органы дознания:

  1. отдел внутренних дел (ОВД);
  2. государственная пожарная служба (ГПС);
  3. служба судебных приставов (ССП);
  4. командиры воинских частей.

Определение подследственности регламентируется 151 статьей УПК РФ. В ней зафиксированы классифицирующие факторы подследственности и соотнесение УД определенным следственным органам.

Апелляционное постановление № 22-99/2016 от 28 сентября 2016 г.


Соответственно положениям данной статьи, следствием по каждому конкретному УД должно заниматься то процессуальное лицо, которое уполномочено на это законом.

обвиняется в открытом хищении чужого имущества с применением насилия и его действия квалифицированы по п.

Уголовные дела средней тяжести и тяжкие расследуют следователи органов внутренних дел.


Например, уголовные дела о неквалифицированной краже ( по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже ( по ч.2 и ч.3 ст.158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел. — это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам.

Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление. -это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление.

Кто рассматривает уголовное дело, которое совершил военнослужащий в отпуске?

При этом не имеет значения, находился ли при исполнении обязанностей военнослужащий либо был в отпуске. В силу ч. 8 ст. 151 УПК РФ споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.


(Но не сказано, какой именно: гражданский или военный).Таким образом, напишите обращение в гражданскую прокуратуру либо военную прокуратуру о том, что по вышеуказанным причинам необходимо передать уголовное дело в военный следственный отдел.С уважением, Роман 31 Мая 2016, 11:29 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 08 Сентября 2014, 10:41, вопрос №551799 23 Мая 2021, 12:25, вопрос №1644698 23 Апреля 2021, 16:04, вопрос №1618245 04 Мая 2016, 09:44, вопрос №1240915 18 Апреля 2016, 19:17, вопрос №1224948 Смотрите также

Военная юстиция и подследственность уголовных дел.

7 ч. 3 этой статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Указанные положения свидетельствует о том, что следователям СКР дела о преступлениях, совершенных указанными в этой норме должностными лицами и военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей и вне расположения части, соединения, учреждения, гарнизона, не подследственны. 2.В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ по уголовным делам, предусмотренным ст.112 УК РФ, производится дознание, что является определённой Уголовно-процессуальным законом РФ формой предварительного расследования. Настоящее уголовное дело возбуждено и расследовано по ст.112 УК РФ (квалифицированный состав), что означало производство в обязательном порядке по данному делу дознания, а не предварительного следствия.

Это же означает, что НАДЛЕЖАЩИМ субъектом доказывания по данному уголовному делу в соответствии с законом УПК РФ, являлся дознаватель органа внутренних дел МВД России.

Keywords: jurisdiction, military, crime, criminal case, preliminary investigation, the duty of military service. В прокурорской и следственной практике вопросы о подследственности возникают достаточно часто, при этом их правильное разрешение является гарантией соблюдения законности осуществления предварительного расследования.

В уголовно-процессуальном законодательстве России под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания [2, с.

331]. Правоотношения, связанные с определением подследственности (в том числе по уголовным делам о преступлениях военнослужащих), регламентируются ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

2 ст. 151 УПК РФ предварительное

1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.


Таким образом, в указанной правовой норме содержатся два требования, при одновременном соблюдении которых предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации: 1) специальный субъект –– военнослужащий; 2) преступление совершено в связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Следует отметить, что в системе Следственного комитета Российской Федерации созданы специализированные военные следственные отделы (управления), в которых и осуществляется расследование уголовных дел о преступлениях военнослужащих.

О подследственности уголовных дел, возбужденных в отношении военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Актуальность исследования обусловлена тем, что преступные деяния военнослужащих представляют особую опасность. Отличительная характеристика преступлений, со-вершаемых в Вооруженных силах РФ, состоит в том, что они не просто опасны сами по себе, но и способны стимулировать увеличение количества разных видов тяжких и особо тяжких преступлений. Сохранение правопорядка, профилактика преступлений, своевременное и качественное раскрытие преступлений, совершенных в войсках и органах государственной власти, в которых предусмотрена военная служба, в значительной степени влияют на уровень национальной безопасности страны.

Ключевые слова: уголовное дело, подследственность, расследование, следствие, дознание, следователь, дознаватель.

Summary: The article discusses the issues of determining the jurisdiction of crimes committed by and against military personnel when the preliminary investigation in the form of the preliminary inquiry is not mandatory.

Статья 151. Подследственность


— Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.3. Дознание производится:1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в — , настоящей части;2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных , и и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), и и Уголовного кодекса Российской Федерации;4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных и , частью первой , , , и Уголовного кодекса Российской Федерации;5) утратил силу.

— Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;6) дознавателями органов государственного

Кто расследует уголовные дела — признаки и виды подследственности

Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ, рассматривает дознаватель, а кражу по ст.

158, ч. 2 или ч. 3 – следователь. Органы дознания:

  1. отдел внутренних дел (ОВД);
  2. государственная пожарная служба (ГПС);
  3. служба судебных приставов (ССП);
  4. командиры воинских частей.

Определение подследственности регламентируется 151 статьей УПК РФ. В ней зафиксированы классифицирующие факторы подследственности и соотнесение УД определенным следственным органам.

Апелляционное постановление № 22-99/2016 от 28 сентября 2016 г.


Соответственно положениям данной статьи, следствием по каждому конкретному УД должно заниматься то процессуальное лицо, которое уполномочено на это законом.

обвиняется в открытом хищении чужого имущества с применением насилия и его действия квалифицированы по п.

Читайте также: