Если новая трудовая книжка и до этого не было трудового стажа

Обновлено: 08.05.2024

1. Изменение в статью 65 Трудового кодекса РФ

Новая редакция статьи 65 предусматривает обновленный перечень документов, который работник должен предоставить работодателю для заключения трудового договора. Теперь наряду с трудовой книжкой работник имеет право предоставить работодателю при приеме на работу сведения о трудовой деятельности.

Обратите внимание! Формулировка новой редакции статьи 65 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность предоставления работником при приеме на работу и трудовой книжки, и сведений о трудовой деятельности. Иными словами, с 2020 года работник может предоставить при трудоустройстве:
— только бумажную трудовую книжку;
— только сведения о трудовой деятельности;
— трудовую книжку и сведения о трудовой деятельности.

2. Введение в Трудовой кодекс новой статьи 66.1

Новая статья 66.1 устанавливает понятие, содержание и требования к сведениям о трудовой деятельности работника (или проще говоря — к электронным трудовым книжкам).

В соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ, сведениями о трудовой деятельности является основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника, формируемая в электронном виде, которую работодатель должен предоставлять для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ (форма СЗВ-ТД). В сведения о трудовой деятельности включается информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Статья 66.1 определяет и варианты того, как работник может получить сведения о своей трудовой деятельности. Он может получить их:
— у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
— в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом;
— в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
— с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Работодатель обязан предоставить работнику сведения о его трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя):
— в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
— при увольнении в день прекращения трудового договора.

Форма предоставления таких сведений также определена (форма СТД-Р, установленная Приказом Минтруда России от 20.01.2020 N 23н).

3. Порядок взаимодействия с Пенсионным фондом РФ

Начиная с 2020 года работодатель должен ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия или подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности, предоставлять в Пенсионный фонд РФ отчетность по форме СЗВ-ТД (утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 N 730п).

В случае, если в течение 2020 года работника не примут на работу, не уволят или не переведут на другую должность, т.е. если в течение 2020 года у работодателя не будет оснований для предоставления отчетности в Пенсионный фонд РФ в отношении данного работника, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного работодателя на такого работника должны быть представлены не позднее 15 февраля 2021 года.

Начиная с 2021 года в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи работником заявления о продолжении ведения страхователем (работодателем) трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ либо о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ работодатель должен будет предоставить эти сведения не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имел место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления. В случаях приема на работу и увольнения — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

4. Изменение в статью 84.1 Трудового кодекса РФ

Помимо изменения статьи 65 и дополнения Трудового кодекса РФ новой статьей 66.1, изменения внесены в ряд других статей, в том числе статью 84.1, предусматривающую общий порядок оформления прекращения трудового договора.

Так, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (у этого работодателя) и произвести с ним расчет.

Запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности об основании и о причине прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.

5. Порядок перехода на электронные трудовые книжки

Еще одна обязанность работодателя — уведомить работников о произошедших изменениях в законодательстве.

Изначально в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 N 439-ФЗ работодатель до 30 июня 2020 года обязан был уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в привычном виде (на бумаге) или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности (или проще говоря, перейти на электронную трудовую книжку).

Однако непредвиденные обстоятельства (пандемия коронавируса) могли бы помешать выполнить такую обязанность в срок. В связи с этим на основании Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 N 887, срок уведомления был перенесен с 30 июня на 31 октября 2020 года включительно.

Важно! Вы должны предусмотреть способы уведомления работников в своих локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В уведомлении необходимо указать, что заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ или о предоставлении работнику работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ должно быть направлено работником в срок до 31 декабря 2020 года включительно. Также в уведомление рекомендуется включить информацию о том, куда необходимо будет предоставить заявление и при необходимости указать контактное лицо, которому может быть передано заявление.

Важно! В случае, если работник до 31 декабря 2020 года не направит вам ни одного из указанных заявлений, вы продолжаете вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ — то есть в обычном виде.

В случае, если работник подает заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ (то есть о переходе книжки в электронный вид), вы (работодатель), начиная с 1 января 2021 года должны будете выдать ему трудовую книжку на руки.

В саму трудовую книжку нужно будет внести запись о подаче работником соответствующего заявления. Конкретная формулировка, вносимая в трудовую книжку, не утверждена. Последней записью, которую вы внесете в трудовую книжку таких работников, будет запись о том, что работник направил работодателю заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Если в дальнейшем трудовой договор с работником будет прекращен, запись об этом в трудовую книжку уже не будет вноситься. Факт выдачи работнику трудовой книжки необходимо зафиксировать в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. После выдачи трудовой книжки работнику на руки работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ (в обычном виде), имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ (в электронном виде).

Обратите внимание! Если после 1 января 2021 года к вам придет трудоустраиваться работник с бумажной трудовой книжкой, вы принимаете эту трудовую книжку, регистрируете ее и вносите в нее записи в обычном порядке. Если же 1 января 2021 года к вам придет трудоустраиваться работник, для которого это будет первое трудоустройство, оформлять и вести трудовую книжку такому работнику не нужно.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Ситуация к статье

Работникам, подавшим заявление о переходе на сведения о трудовой деятельности (далее — СТД) в электронной форме, должна быть выдана трудовая книжка с записью о подаче такого заявления, но без записи об увольнении. При увольнении им выдается форма СТД-Р, в которой указывается, в частности, дата и основание увольнения.

При дальнейшем трудоустройстве эти работники должны предъявить новому работодателю как трудовую книжку, так и форму СТД-Р.

Если в трудовой книжке последняя запись об увольнении, это подразумевает, что работник:

• либо подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки,

• либо не подавал никакого заявления, и трудовая книжка ведется по умолчанию.

Следовательно, и новый работодатель должен продолжить вносить записи в трудовую книжку, и при этом уже не обязан в 2021 году предлагать работнику написать заявление о выборе между бумажной и электронной трудовой книжкой.

? Как работодатель, принимая работника на работу, может проверить, было ли уже подано заявление о выборе между бумажной и электронной трудовой книжкой и какое именно? Имеет ли право работодатель запросить эту информацию в ПФР?

К сожалению, не у всех работодателей есть грамотные и ответственные кадровики, поэтому ошибки в трудовых книжках нередки. Возможно, работник не ошибается и на предыдущей работе у него действительно взяли заявление о переходе на СТД, но запись об этом в трудовую книжку не внесли, сделав вместо этого только запись об увольнении.

Однако если работник утверждает, что так это и было, ему необходимо документально подтвердить свои слова, поскольку действующие нормативные акты не дают возможности работодателю получать эти сведения от Пенсионного фонда РФ.

Следовательно, работнику в подтверждение своих слов необходимо представить работодателю:

• форму СТД-Р, получив ее у предыдущего работодателя в бумажной (с подписью и печатью) или электронной (с УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью)) форме, в т. ч. на электронную почту,

Примечание. СТД-Р работнику обязаны выдать, если он действительно подавал заявление о переходе на СТД в электронной форме, и, кстати, одновременно он может потребовать внести соответствующую запись в трудовую книжку, если новый работодатель еще не принял ее на хранение и она находится у работника на руках.

• форму СТД-ПФР, которую согласно ч. 4 ст. 66.1 ТК РФ можно получить:

– в МФЦ на бумажном носителе, заверенную подписью должностного лица и печатью;

– в ПФР на бумажном носителе, заверенную надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного УКЭП;

– с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

В любой из этих форм будет указано, подавал ли он заявление о переходе на СТД в электронной форме.

Если же работник не представит документы, подтверждающие его утверждение о подаче предыдущему работодателю заявления о переходе на СТД, а последняя запись в его трудовой книжке — это запись об увольнении, то трудовую книжку необходимо принять для хранения и ведения.

? Каким образом работник может подтвердить страховой стаж при трудоустройстве на новое место работы, если он ранее выбрал электронную трудовую книжку? Как часто застрахованные лица могут запрашивать сведения из ПФР?

1. Согласно ч. 5 ст. 66.1 ТК РФ работники, на которых не ведется трудовая книжка, могут получить форму СТД-Р у работодателя по заявлению, поданному в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, на адрес его электронной почты:

• в период работы — не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;

• при увольнении — в день прекращения трудового договора.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ по обращению бывшего работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего СТД у данного работодателя после увольнения, работодатель обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного УКЭП (при наличии у работодателя)).

2. Форму СТД-ПФР работающие и не работающие застрахованные лица получают указанными выше способами по каждому обращению без ограничений.

И. В. Журавлева,
консультант по трудовому праву и кадровому учету

С 2020 года начался переход к электронным трудовым книжкам. При переходе к ЭТК могут возникать сложности как у работников, так и у работодателей. В этой статье мы собрали ответы ведомств на самые распространённые вопросы.


С какой даты вводятся электронные трудовые книжки на территории Российской Федерации?

Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?

При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.

В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?

Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?

  • принять или изменить локальные нормативные акты с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
  • подготовить и обсудить с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
  • обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
  • до 31 октября 2020 года включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.

Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?

Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?

Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.

Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?

Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?

В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141

Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?

Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?

В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.

Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?

Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.

Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.

В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:

Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.

Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267

Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?

Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?

Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?

В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?

Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?

До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?

Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136

Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?

В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?

При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.

Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?

Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?

В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?

Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?

Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?

Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:

  • сделать отметку о прекращении её ведения (проставив на обложке дату первой записи (начало) и дату последней записи (окончание) с указанием срока и места хранения книги);
  • сделать итоговую заверительную надпись на последнем заполненном листе книги (всего записей на … листах), которую сопроводить штампом отдела кадров (при наличии). В архиве организации книга учёта должна храниться в течение 50/75 лет.

Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?

После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?

Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия);
  • средний заработок за третий месяц при представлении работником справки из службы занятости, подтверждающей, что он в течение двух недель после увольнения обратился туда и не был трудоустроен.

Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.

В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.

В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.

В Письме от 05.03.2020 № В-6181-19/10665-20 специалисты ПФР разъяснили специфику ведения кадрового учета в отношении совместителей. В частности, они напомнили, что бумажная трудовая книжка совместителя хранится у основного работодателя, соответственно, необходимые записи в нее вносятся только основным работодателем, в том числе сведения о трудовой деятельности с других мест работы.

Таким образом, в отношении совместителей:

Можно ли вести трудовую книжку в бумажном формате, как раньше?

Да, можно. Для этого необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В таком случае трудовая книжка будет вестись и в старом, и в новом формате одновременно. Работодатель продолжит вести трудовую книжку на бумаге и в том случае, если работник не подаст заявление до конца 2020 года.

Все ли работники могут сохранить прежний формат трудовой книжки?

Все, у кого трудовая книжка уже есть или появится до конца 2020 года, смогут сохранить ее в традиционном формате. Если человек устраивается на свою первую работу в 2021 году или позже, данные о его трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

Что делать с бумажной трудовой после перехода на электронную? Выбрасывать?

Если лицо выбирает электронный вариант трудовой книжки, это не значит, что бумажная трудовая перестает использоваться и теряет свою значимость. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии трудовой книжки фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?

Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить и в бумажном виде, подав заявку:

работодателю (по последнему месту работы);

в территориальном органе ПФР;

в многофункциональном центре (МФЦ).

В течение какого периода работодателю необходимо представлять сведения в Пенсионный фонд?

В случаях приема на работу или увольнения сведения должны представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или распоряжения.

Сведения о других кадровых изменениях, например о переводе сотрудника на новую должность или выборе работником формы трудовой книжки, передаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Чем защищены базы данных ПФР? Есть ли гарантии, что данные будут защищены?

Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных.

Как работодатель будет направлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в ПФР?

Аналогично другой отчетности в ПФР.

Какая еще информация, в отличие от бумажной версии, будет содержаться в электронной трудовой книжке?

По составу данных обе книжки почти идентичны.

Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?

Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том, и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учета.

При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?

Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки данные будут фиксироваться в ней.

Что будет в случае сбоя или утечки данных?

Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем ПФР. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация из лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

В каком отчетном периоде работодателю необходимо отразить кадровое событие, если оно наступило в одном отчетном периоде, а приказ о кадровом изменении вышел в другом?

Работодателю при представлении в органы ПФР формы СЗВ-ТД необходимо отразить данное кадровое мероприятие в отчетном периоде, когда наступило событие.

Следует ли квалифицировать как кадровое мероприятие, подлежащее отражению в форме СЗВ-ТД, перевод работника на другую должность на время отсутствия основного работника (например, на время отпуска по уходу за ребенком)? Является ли такое перемещение переводом на другую постоянную работу?

Не представляется, это не постоянная работа.

В случае, когда работник первоначально подал письменное заявление о выборе бумажной трудовой книжки (ст. 66 ТК РФ), а через некоторое время подал письменное заявление о выборе электронной трудовой книжки, надо ли отменять предыдущее заявление?

Нет, отменять не надо. На лицевом счете застрахованного лица будут учтены оба поданных заявления.

Отменять представленные сведения о переводе не надо. Необходимо подать форму СЗВ-ТД только с записью о последнем кадровом мероприятии по состоянию на 01.01.2020.

Согласно штатному расписанию. Но необходимо учитывать, что если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками или соответствующими положениями профессиональных стандартов или реестров соответствующих должностей.

Если сотрудник награждается министерством, как теперь эта информация будет доступна его следующим работодателям? На данный момент внесение таких сведений в форму СЗВ-ТД не предусмотрено.

Сотрудник может самостоятельно представить сведения о наградах по месту требования.

На основании чего исчислять стаж для расчета выплат по больничному листу, доплат за стаж работы, а также в иных случаях, когда необходимы сведения о стаже за периоды до 01.01.2020?

Работник предъявляет работодателю трудовую книжку (за периоды до 01.01.2020) и одну из форм СТД-Р или СТД-ПФР (за периоды начиная с 01.01.2020).

В случае если работник не представил при поступлении на работу соответствующие документы и при наступлении страхового случая, общий трудовой стаж определяется из фактически осуществленной трудовой деятельности.

Следует ли страхователям сдавать сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера?

Может ли подписывать форму СЗВ-ТД руководитель кадровой службы предприятия, если это право будет ему делегировано соответствующим распорядительным документом по предприятию?

Может ли работник подать заявление, согласно которому он отказывается от продолжения ведения трудовой книжки, а спустя какое-то время написать заявление, что отказывается от ЭТК и хочет продолжить вести трудовую книжку?

Если работник подал заявление в пользу ЭТК, то ему выдается на руки трудовая книжка с соответствующей записью. Возобновление ведения бумажной трудовой книжки законодательством не предусмотрено.

Требуется ли представление сведений о трудовой деятельности работника по форме СЗВ-ТД в случае реорганизации страхователя?

При расчете стажа работников, работающих в районах Крайнего Севера, сверяется запись в трудовой книжке, где стоит данная отметка. Сейчас эти сведения не будут зафиксированы в отчете по форме СЗВ-ТД. Как работодателю определить стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для расчета размера северной надбавки?

Работодатель вправе внести сведения о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях как в трудовую книжку, так и в сведения о трудовой деятельности.

Читайте также: