Если в организации один сотрудник генеральный директор

Обновлено: 17.05.2024

Руководитель организации (далее — руководитель, директор) является работником организации, который выполняет функции единоличного исполнительного органа . По большей части правоотношения с ним регулируются нормами трудового права, однако в силу особенностей его функционала имеет место и применение гражданско-правовых норм. В связи с этим трудоустройство руководителя имеет некоторые особенности.

1. Принимаем решение о назначении (избрании)

При принятии решения о назначении (избрании) (далее — избрание) директора учитываются требования, которые предъявляются к такой должности (высшее образование, стаж и пр.) . Решение принимает уполномоченный орган (лицо). Он различен в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Рассмотрим, кто принимает решение по приему на работу директора .

Критерии для сравнения Организационно-правовая форма юридического лица
ООО (ОДО) ОАО (ЗАО) УП
Кто принимает решение Общее собрание участников Общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) Собственник имущества
Как принимается решение Более 50% голосов (в уставе может быть предусмотрено большее количество голосов) Более 50% голосов (в уставе может быть предусмотрено большее количество голосов) Единоличное решение
Какой документ оформляется Протокол Протокол Форма не установлена

Обратите внимание!
От кандидата на должность директора следует получить перечень необходимых для трудоустройства документов. В частности, к ним относятся: документ, удостоверяющий личность, документы воинского учета, об образовании, а также трудовая книжка (кроме совместителей) .

Отметим, что нельзя принимать директора на условиях совместительства, если он уже руководит государственной организацией или организацией, в уставном фонде которой >= 50% акций (долей) находятся в собственности государства. Исключением является педагогическая, научная или иная творческая деятельность, а также медицинская практика .

Также кандидат может написать заявление о приеме на работу. Отметим, что в перечне обязательных документов оно не предусмотрено. Однако на практике наниматель может попросить его написать. Более того, если такое заявление будет написано, впоследствии его следует включить в личное дело .

Помимо принятия решения уполномоченным органом в уставе могут быть предусмотрены иные процедуры, предшествующие приему на работу директора. В частности, проведение конкурса. Кроме того, в зависимости от вида организации обязательные процедуры могут быть предусмотрены и в законодательстве. Например, до приема на работу директора банка специальная комиссия Нацбанка должна провести оценку соответствия его квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации .

2. Заключаем трудовой договор

Как правило, решение о заключении трудового договора принимается одновременно с решением об избрании. Если они принимаются коллегиальным органом, то в повестке дня протокола должны значиться оба вопроса по отдельности.

В силу ч. 1 ст. 254 ТК полагаем, что с директором может быть заключен только срочный трудовой договор. Как правило, это контракт на срок от одного года до пяти лет .

На заметку
С директором государственной организации допустима только контрактная форма найма .

При разработке контракта с директором можно воспользоваться примерными формами контрактов. В контракте можно предусмотреть условие о предварительном испытании. Однако если директор принимается на работу по конкурсу, то испытательный срок устанавливать нельзя .

Трудовой договор оформляется письменно в двух экземплярах (для организации и для директора). Как правило, от имени организации его подписывает председатель общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) или же собственник имущества .

Обратите внимание!
Если в организации до приема нового директора функции исполнительного органа по гражданско-правовому договору выполнял управляющий или управляющая организация, то до заключения трудового договора в штатное расписание необходимо ввести должность руководителя организации (директор, генеральный директор, заведующий, начальник или управляющий) .

3. Издаем приказ о приеме на работу

После заключения контракта необходимо оформить приказ о приеме на работу . При этом должны соблюдаться требования правил делопроизводства .

Приказ издает руководитель организации . Так как в организации не может быть одновременно двух директоров (кроме коллегиального исполнительного органа), издать и подписать такой приказ должен новый директор.

4. Вносим запись в трудовую книжку

После того как директор проработает в организации более пяти дней (но не позднее семи дней после издания приказа о приеме на работу), следует внести запись в трудовую книжку. Основанием для ее внесения является приказ о приеме на работу. При этом формулировка в записи должна полностью соответствовать формулировке в приказе .

5. Заводим личное дело и заполняем личную карточку

На директора в обязательном порядке заводится личное дело. Для этого новый директор должен оформить личный листок по учету кадров и автобиографию. Затем кадровый работник или иное ответственное лицо регистрирует личное дело в журнале (книге) учета личных дел .

Организация должна вести воинский учет. Поэтому если директор является военнообязанным лицом, то на него нужно оформить личную карточку воинского учета установленной формы . В ином случае личную карточку на директора можно не заполнять. Вместе с тем ее оформление не запрещено. При разработке личной карточки можно воспользоваться формой Т-2.

6. Корректируем список аффилированных лиц (для хозяйственных обществ)

7. Передаем документы, дела и печать организации

Когда в организации сменяется руководитель, новому директору передаются все необходимые документы и дела от прежнего. Например, устав, лицензии, бланки строгой отчетности и пр. Оформить такую передачу следует актом приема-передачи документов и дел . Кроме того, аналогичным образом целесообразно оформить передачу новому директору печати организации.

8. Уведомляем органы и организации

О приеме нового директора необходимо уведомить некоторые органы и организации. Рассмотрим, кого и в какие сроки следует проинформировать, в таблице .


Штатным расписанием называется документ, который определяет обязанности сотрудников и устанавливает для них условия по оплате труда.

Однако в организациях, особенно в только что созданных, может оказаться так, что имеется лишь один сотрудник – сам руководитель.

Нужно ли в этом случае составлять штатное расписание? И если да, то как оно должно выглядеть? Об этом далее в статье.

Как быть, если работает только генеральный?

Количество сотрудников в ООО может быть любым – закон здесь не устанавливает обязательных требований. Однако может быть и так, что в фирме работает только один человек – директор. Он единственный, без кого организация не может существовать. Такое возможно в следующих случаях:

  1. ООО было создано недавно, фактически финансово-хозяйственная деятельность пока не ведётся, и сотрудники пока ещё не наняты.
  2. Род деятельности фирмы таков, что для него достаточно только одного человека (например, коммерческое посредничество, когда организация занимается только тем, что сводит друг с другом заказчиков и исполнителей или продавцов и покупателей).
  3. ООО создано затем, чтобы вести коммерческую деятельность, но учредитель хочет избежать личной материальной ответственности, которую ГК РФ предусматривает для ИП. Ради этого он готов выполнять и требования по налоговой отчётности, которые для ООО куда серьёзнее, чем для ИП.

В любом случае, ситуация, когда в штате организации имеется лишь один сотрудник, встречается не так уж редко.

Возможна и ситуация, когда даже директор не является работником. Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор заключается между работником и работодателем – однако если единственный учредитель одновременно выступает и как директор, то он не может подписать трудовой договор сам с собой, и нормы трудового права на него не распространяются (ст. 273 ТК РФ).

Нужен ли документ?

Внимание! В том случае, если работник принимается на должность, не предусмотренную этим документом, могут возникнуть вопросы у контролирующих органов – вплоть до возбуждения административного дела по ст. 5.27 ТК РФ.

Наконец, письмо Роструда от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1 указывает, что при отсутствии перечня должностей может быть поставлена под вопрос правомерность сокращения штата или численности работников.

Таким образом, можно сделать вывод: хотя напрямую необходимость иметь расписание в законе не указана, тем не менее на этот документ имеются ссылки в статьях ТК РФ. Кроме того, Роструд в пояснительных письмах и комментариях рекомендует составлять этот документ в любой организации. Следовательно, даже в том случае, когда в ООО имеется лишь один сотрудник, для подстраховки лучше иметь штатное расписание.

Необходимо учитывать, что штатное расписание может охватывать не только имеющиеся должности, но и те, которые планируется ввести. В этом случае у ООО будут иметься вакансии, которые могут быть заполнены в будущем. Такой вариант актуален для недавно открытых фирм, где директор ещё не успел набрать штат сотрудников.

Как составить: содержание

В том случае, если в ООО имеется лишь один сотрудник, штатное расписание может быть составлено в двух вариантах:

  • Если набор персонала не планируется, в документе будет отражена только одна должность – сам директор.
  • Если планируется наём работников, то в расписании заранее могут быть указаны должности, которые будут введены по мере заключения трудовых договоров с кандидатами.

Разница между этими вариантами состоит лишь в количестве позиций в расписании. В первом случае она будет одна, во втором – столько, сколько сотрудников планируется нанять на момент составления документа. Нужно также помнить, что расписание может корректироваться приказом директора.

Содержание же штатного расписания проще рассмотреть на основе унифицированной формы Т-3, утверждённой постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Она больше не является обязательной, но, поскольку этот бланк удобен в использовании, он широко применяется до сих пор в большинстве организаций.

Т-3 включает в себя следующую информацию:

При использовании формы Т-3 нужно учитывать следующие требования ОКУД:

Как заполнить каждый пункт?

Заполнение при использовании бланка Т-3 производится следующим образом:

Количество строк должно соответствовать количеству разных должностей. В последней строке указывается сумма по графам 4 (количество единиц) и 9 (размер выплат, общий фонд оплаты труда).

Сам документ подписывается директором. Если в ООО он один, то он же подписывает и в качестве главбуха, поскольку лично отвечает за ведение бухучёта на предприятии.

Таким образом, можно сделать вывод: штатное расписание желательно иметь даже там, где в фирме имеется лишь один руководитель. При этом документ может составляться с помощью как собственных форм, разработанных в организации, так и с использованием бланка унифицированной формы Т-3.

Из ООО увольняется единственный работник - генеральный директор. Возможно ли внести запись об увольнении в трудовую книжку генерального директора самим генеральным директором? Что при этом указывается как основание увольнения: приказ руководителя или протокол общего собрания учредителей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Генеральный директор, являющийся единственным работником организации, должен в последний день работы сам издать приказ о своем увольнении и внести на его основании запись об увольнении в свою трудовую книжку.

Обоснование вывода:

Исходя из части шестой ст. 11, ст. 273 ТК РФ руководитель (единоличный исполнительный орган) организации является работником этой организации, условия труда которого регулируются не только общими, но и специальными (глава 43 ТК РФ) нормами трудового законодательства. Каких-либо особенностей увольнения генерального директора применительно к рассматриваемой ситуации главой 43 ТК РФ не предусмотрено. Поэтому в данном случае порядок увольнения руководителя организации регулируется общими нормами ТК РФ о прекращении трудового договора.

Так, ст. 84.1 ТК РФ предусматривает, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (унифицированная форма приказа об увольнении утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1).

Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе утверждает штаты, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Представляется очевидным, что генеральный директор обладает этими полномочиями во все время работы, в том числе и в последний день работы (день увольнения либо день, предшествующий первому дню отпуска с последующим увольнением).

Таким образом, генеральный директор должен в последний день работы сам издать приказ о своем увольнении. В том случае, если в этот день генеральный директор по каким-то объективным причинам (например, временная нетрудоспособность) не работал или не подписал сам приказ о своем увольнении, это может сделать уполномоченное им на подписание такого рода приказов лицо*(1).

Порядок заполнения трудовых книжек установлен Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила), а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утверждённой постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция).

Согласно п. 10 Положения все записи в трудовой книжке, в том числе и запись об увольнении, вносятся на основании соответствующего приказа. Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что в графу "Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись" трудовой книжки вносятся реквизиты приказа (распоряжения) или иного решения работодателя. Таким образом, в трудовой книжке в качестве основания увольнения сотрудника указывается именно соответствующий приказ (распоряжение) работодателя.

В соответствии с п. 45 Правил ответственным за ведение трудовых книжек является работник, назначаемый приказом (распоряжением) работодателя. Как правило, им назначается сотрудник отдела кадров или менеджер по персоналу. Но в случае, если руководитель является единственным работником организации, ответственным за ведение собственной трудовой книжки является он сам.

Согласно п.п. 10, 35 Правил лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, в день увольнения работника должно внести в его трудовую книжку запись об увольнении, а также заверить все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя. Записи заверяются подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.

В рассматриваемой ситуации, поскольку увольняемый сотрудник и ответственный за ведение трудовых книжек совпадают в одном лице, генеральный директор должен в день увольнения работника сам внести в свою трудовую книжку запись об увольнении, а также заверить все записи о трудовой деятельности у данного работодателя, расписавшись в книжке 2 раза: сначала как работодатель, потом как увольняемый работник.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

11 марта 2012 г.

*(1) При определении иного уполномоченного лица необходимо руководствоваться следующим. В силу прямого указания ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателей - юридических лиц в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Соответственно, генеральный директор общества вправе передать иному лицу полномочия на подписание кадровых документов, в том числе и приказов. На сегодняшний день в трудовом законодательстве не предусмотрена форма документа, которым генеральный директор может уполномочить иное лицо на подписание кадровых документов. В правоприменительной практике зачастую в качестве таких документов используют доверенность, оформленную в соответствии с гражданским законодательством (ст. 185 ГК РФ), или изданный на основании ст. 8 ТК РФ генеральным директором локальный нормативный акт в произвольной форме (приказ, иной распорядительный документ) о возложении на определенного работника общества обязанностей по оформлению приема и увольнения работников. Однако в рассматриваемой ситуации, поскольку генеральный директор является единственным работником организации, уполномочить иное лицо на подписание кадровых приказов он может только посредством выдачи доверенности.

В данной статье для удобства изложения мы будем обозначать единоличный исполнительный орган как "руководитель" или "директор".

Статья 276 Трудового кодекса (далее – "ТК РФ") предусматривает возможность внешнего совместительства для руководителя организации только при условии получения согласия основного работодателя.

Стремление законодателя регламентировать труд директора на условиях внешнего совместительства вполне понятно – директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества, имеет доступ ко всей документации (в том числе, к данным клиентов и поставщиков) и управляет обществом с целью получения прибыли для последнего.

Однако, совместительство помимо удобства (например, при назначении лица директором в нескольких компаниях, входящих в одну группу) несет в себе также и некоторые риски, о которых речь пойдет далее.

Чем рискует основной работодатель в случае внешнего совместительства директора

Для основного работодателя главным риском является ведение бизнеса директором "на стороне". Директор, имея достаточный опыт руководства деятельностью компании основного работодателя, при желании может организовать свой конкурирующий бизнес, переманить клиентов, сотрудников, заключать договоры между своей компанией и компанией-работодателем с целью получения выгоды. Для компании – основного работодателя директора такие действия могут привести к весьма ощутимым убыткам.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – "ГК РФ") в статье 53.1 предусматривает возможность для участников общества взыскать с директора такие убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду), что и сделали истцы по делу А59-1152/2015.

Судебная практика

Истцы (два юридических лица, но для краткости обозначим их "Общество 1") в деле А59-1152/2015 обратились в арбитражный суд с иском о возмещении убытков с бывшего руководителя (далее – "Директор").

Как установили суды, Директор в качестве единственного участника создал другое общество (далее – "Общество 2") – прямой конкурент бизнеса истцов, он же стал генеральным директором вновь созданного общества. В нарушение требований статьи 276 ТК РФ ответчик не получил у основного работодателя разрешения на работу по совместительству в Обществе 2.

Будучи генеральным директором в Обществе 2, ответчик принял часть персонала Общества 1 в Общество 2 по совместительству, предпринимал действия по "переводу" клиентов в Общество 2, вводил контрагентов в заблуждение относительно функционирования Общества 1, заключал невыгодные для истцов сделки между Обществом 1 и Обществом 2, причинив тем самым убытки Обществу 1 в размере более 43 млн рублей.

Суды признали требования истцов законными, а иск подлежащим удовлетворению в полном объеме1. Более того, истцам удалось обратить взыскание на долю Директора в Обществе 22 в связи с недостаточностью денежных средств ответчика и отсутствия иного имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Отметим, однако, что сумма, которую удастся фактически взыскать с ответчика за причиненные убытки, весьма незначительна. Поэтому, при приеме на работу директора для работодателя крайне важно свести риски внешнего совместительства к минимуму (о том, как это сделать, речь пойдет ниже).

Юридические риски для работодателя, у которого директор работает по совместительству

Взглянем на данную проблему со стороны другой компании – компании, в которой директор работает по совместительству.

Давайте представим ситуацию, когда директор принят на работу в общество и не сообщил работодателю о том, что является директором в другой компании. Такая ситуация вполне может иметь место, ведь работодатель не вправе требовать с кандидата на должность директора подтверждение согласия основного работодателя в виду запрета, установленного статьей 65 ТК РФ (согласие не входит в список документов, подлежащих предъявлению при заключении трудового договора).

Чем в такой ситуации рискует работодатель? По сути, работодатель по совместительству несет те же риски, что и основной работодатель, т.е. риск причинения убытков.

Юридические риски для директора

Какие же риски несет сам директор, работающий по совместительству в нескольких компаниях?

Во-первых, при неполучении согласия основного работодателя на внешнее совместительство директор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора согласно статье 192 ТК РФ. Если директор продолжит работать по совместительству в другой компании, основной работодатель вправе уволить его по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ за неоднократное исполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Возникает вопрос, можно ли неполучение согласие на внешнее совместительство считать однократным грубым нарушением трудовых обязанностей для целей увольнения директора по пункту 10 части 1 статьи 81 ТК РФ?

Как следует из судебной практики (см., например, определение Московского областного суда от 20 мая 2010 года по делу №33-9730), руководителя общества можно уволить по данному основанию, если он действовал вопреки интересам общества с целью получения личной выгоды, используя средства общества. При этом необходимо иметь в виду, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 "вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе".

Таким образом, работодателю еще предстоит доказать, являлось ли в конкретном случае неполучение директором согласия на внешнее совместительство однократным грубым нарушением обязанностей.

Во-вторых, действия директора "на стороне", без ведома основного работодателя, при условии причинения такому работодателю убытков могут повлечь к взысканию с директора причиненных убытков по статье 53.1 ГК РФ.

В суде работодателю предстоит доказать факт причинения работодателю (обществу) убытков, их размер, противоправность действий директора, наличие причинно-следственной связи между действиями директора и наступившими для общества неблагоприятными последствиями. При рассмотрении подобных дел суды далеко не всегда встают на сторону работодателя.

Судебная практика

Директор Общества 1 учредил свое общество с ограниченной ответственностью (Общество 2) с похожим названием, с аналогичным видом деятельности и без согласования с участниками Общества 1 в нарушение статьи 276 ТК РФ. Кроме того, Директор перерегистрировал на вновь созданное им Общество 2 телефонный номер, принадлежащий Обществу 1, который указывался в рекламных объявлениях в течение нескольких лет. Таким образом, Директор перевел деятельность Общества 1 на Общество 2, причинив тем самым Обществу 2 убытки в виде упущенной выгоды.

В постановлении от 2 февраля 2012 года по делу №А46-4288/2011 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа посчитал, что само по себе наличие оборота в Обществе 2, а также прибыли от него не может автоматически являться убытками для Общества 1. Суд отказал Обществу 1 во взыскании убытков с Директора.

Способы минимизации рисков внешнего совместительства

Учитывая изложенную выше позицию судов, для работодателя особенно актуальным является определение способов минимизации рисков в случае внешнего совместительства директора. Рассмотрим некоторые из них.

Для начала необходимо определиться, можно ли директору запретить в уставе общества, локальных нормативных актах, трудовом договоре работать на условиях совместительства в других организациях.

Учитывая то, что статья 276 ТК РФ не содержит прямого запрета на внешнее совместительство руководителя, абсолютный запрет на совместительство в уставе общества, трудовом договоре, локальном нормативном акте (например, в Положении о директоре) является ухудшением положения директора как работника, а, следовательно, нарушением части 2 статьи 9 ТК РФ.

Указанный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2011 года по делу №А67—3910/2010, где директор оспорил отдельные пункты Положения о директоре, в том числе и запрет на совмещение должностей в органах управления других организаций).

Таким образом, установить абсолютный запрет на внешнее совместительство директора не получится.

Что же можно сделать?

1) Можно прямо прописать в трудовом договоре, что трудоустройство директора у внешнего работодателя без получения согласия основного работодателя является основанием для расторжения трудового договора с директором без выплаты компенсации в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Кроме того, в трудовом договоре возможно прописать, что участие директора в других юридических лицах также является основанием для прекращения трудового договора по пункту 13 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Судебную практику по данному основанию увольнения единоличного исполнительного органа нельзя считать полностью сформированной, однако есть отдельные судебные акты, подтверждающие правомерность включения такого основания увольнения в трудовой договор (см., например, Определение Московского городского суда от 23 ноября 2016 №4г-13615/2016).

Увольняя директора по данному основанию (как и по пункту 10 части 1 статьи 81 ТК РФ за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей) работодателю необходимо помнить о соблюдении порядка применения дисциплинарных взысканий, предусмотренном статьей 193 ТК РФ. До применения дисциплинарного взыскания (в том числе, в виде увольнения) работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечению двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись.

Несоблюдение порядка применения дисциплинарного взыскания, изложенного в статье 193 ТК РФ, дает директору право обжаловать свое увольнение и добиться восстановления на работе, что подтверждается судебной практикой3.

2) Кроме того, можно предусмотреть дополнительные меры контроля за деятельностью директора. Осуществление контроля логично поручить ревизионной комиссии (ревизору) и прописать в уставе общества, а также в локальном нормативном акте (например, в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре)) права и обязанности, коррелирующие с обязанностями директора, установленными в уставе общества, трудовом договоре, а также локальном нормативном акте (например, в Положении о директоре). Одной из обязанностей директора для целей внутреннего контроля может быть предоставление декларации о доходах уполномоченному органу общества или его участникам (акционерам). Предоставление подобной декларации было предусмотрено статьей 9 проекта Федерального закона N 96700565-2 "Об особенностях регулирования труда руководителя организации" (проект данного федерального закона снят с рассмотрения). За непредставление подобной декларации, а также в случае обнаружения дополнительного дохода, не оговоренного с работодателем, в трудовом договоре с директором можно предусмотреть дисциплинарную ответственность в виде увольнения по пункту 13 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Таким образом, игнорирование вопросов, связанных с внешним совместительством единоличного исполнительного органа, ведет к существенным рискам для общества, которые, однако, можно свести к минимуму, предусмотрев изложенные выше меры контроля за деятельностью директора, а также меры оперативного реагирования в виде применения дисциплинарных взысканий.

[1] См. решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11 августа 2015 года по делу №А59-1152/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2015 года №05АП-9302/2015 по делу №А59-1152/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта.2016 года №Ф03-566/2016 по делу №А59-1152/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года №05АП-4219/2016 по делу №А59-1152/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 года №05АП-6430/2016 по делу №А59-1152/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2016 года №Ф03-4657/2016 по делу №А59-1152/2015.

[2] См. постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2016 года №Ф03-4657/2016 по делу №А59-1152/2015.

[3] См., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 24 июля 2015 года по делу №33-2811/2015.

Читайте также: