Если работник учится в вечерней школе

Обновлено: 14.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Статья

Подготовила учитель биологи и

Я работаю в вечерней школе более 10 лет и хочу поделиться с коллегами особенностями работы в данной школе. Контингент обучающихся нашей школы в основном очень сложный. У нас обучаются дети, которые длительно не посещали дневные школы, оставались на повторное обучение, у которых не сложились отношения с одноклассниками и учителями, которые лишены внимания и заботы со стороны родителей. Они предоставлены сами себе и не защищены. Каждый из них нуждается в педагогической поддержке .Работа учителей нашей школы направлена на то, чтобы дети, уклоняющиеся от учебы, состоящие на учете В ПДН,ГОВД и КДН, проживающие в семьях социального риска, опекаемые закончили школу и получили документ об образовании.

Анализируя проблемы детей в школе. Можно сделать вывод, что семья в настоящее время переживает кризис, связанный с экономическими изменениями в обществе. В нашей школе успешность воспитания личности ребенка во многом зависит от взаимодействия школы и семьи. Это невозможно сделать без изучения особенностей семьи каждого отдельно взятого ребенка. А проблем немало. Многие семьи – педагогически несостоятельны. Конфликтны. Ведут аморальный образ жизни. Образовательный и социальный статус многих родителей низкий. Они пассивны и не заинтересованы в делах школы.

Остановлюсь немного на работе с родителями в моем классе. Я являюсь классным руководителем 9 класса. Дети – очень сложные. Семьи –проблемные. Сразу же познакомилась со всеми родителями лично, записала их телефоны и договорилась о сотрудничестве в плане контроля за посещаемостью и успеваемостью детей. Даже если ребенок пропустил один день, тут же связываюсь с родителями и вместе решаем эту проблему. Некоторые родители сами стали заходить в школу, но таких мало. Часты в моей работе посещения семей, разъяснительные беседы с родителями. В основном, детей воспитывают мамы и с этим связаны определенные трудности. Много приходиться беседовать с детьми, объясняя необходимость их образования в дальнейшем.

В нашей школе небольшой контингент обучающихся и поэтому они все на виду. И порой те дети, которые пропускали занятия в дневных школах, у нас начинают учиться без пропусков.

Большое внимание в нашей школе уделяется внеклассной работе. Стараемся создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся. Дети же при этом проявляют высокую активность. Будучи в дневных школах на последних ролях, здесь они выходят на первые. И порой те, кто еле-еле тянет в учебе, проявляют такую артистичность. Что остается только удивляться. Даже посещаемость в школе становится заметно лучше, когда идет подготовка к какому – либо мероприятию. Поэтому стараемся проводить как можно больше различных мероприятий.

Очень важна , конечно, и атмосфера в школе. Педагогический коллектив прилагает все усилия, чтобы атмосфера была теплой и дружеской. Т. К. очень многим детям не хватает тепла в семье и порой их просто необходимо жалеть, а не ругать.. Они уже в таком возрасте испытали такие проблемы, о которых многие дети из благополучных семей даже и не догадываются.. Поэтому учителя нашей школы относятся к таким детям с пониманием.. Только в такой атмосфере возможен результат, к которому мы стремимся в нашей школе – защитить подростка, дать ему почувствовать уверенность в своих силах, помочь устоять в жизненных перипетиях. Внимательное, доброжелательное ,уважительное отношение к детям, интересная разнообразная воспитательная работа дают положительный результат.

Дети, которые считались прогульщиками и двоечниками, у нас постепенно начинают работать на уроках, выходить к доске, выполнять домашнее задание, они хотят получать хорошие отметки и быть первыми.

В организации учебной деятельности тоже есть свои особенности. Здесь необходим обязательный индивидуальный подход. Бывает даже , разрешаем ребенку ничего не делать на уроке , если видим, что у него что – то случилось и ему нужно это пережить. А некоторых наоборот загружаем по полной. т.к. они не могут не нарушать дисциплину, если у них появляется свободная минутка. Есть , конечно, дети очень сложные, практически неуправляемые. Здесь самые большие сложности. Дело порой доходит до ПДН и до милиции, но это в самых крайних случаях. Помимо индивидуального подхода на уроках используем и дифференцированный подход, т.к. знания у всех детей разные. Очень часто используем игровую деятельность на уроке, это дает возможность вовлекать всех детей в образовательный процесс. Дети хорошо на это откликаются, даже старшеклассники. Стараемся как можно больше дать знаний и закрепить их в течение урока, оставляя на домашнее задание минимум. Потому что далеко не все дети его выполняют и порой не по своей вине. Причин и семейные конфликты, и недостаточное внимание со стороны родителей, и привычка ничего не делать.

Думаю, что педагоги нашей школы, учитывая специфику детей, делают для них очень много, порой просто заменяя им родителей и даже в какой – то мере семью . Ребята делятся с учителями проблемами, просят совета.

Кароч история такая ушел я с 10класса забил на учебу. год они меня искали (учителя и инспектора) так как уже собирались переезжать.
Нашли меня через сестренку которая училась в новой школе. И вот кароч приходили ко мне домой фотали новую хату и комнаты (я так думаю собирались забрать меня в детдом Kappa ну или в спецшколу) пол года мы их посылали куда подальше. И вот родители за****ь меня отмазывать. причины почему не хочу учиться: я работаю с батей (на заводе(нет) на стройке) где хорошо платят 700руб. в день. Образование нечего не даст ибо сейчас все по блату и тебя только возьмут в макдак. В вечернюю школу реально можно будет не ходить? и что будет если их опять послать по дальше?

img

Да закончи ты эту шляпу, получи аттестат и от тебя отстанут. Вечерняя школа это как заочка-можешь не ходить почти

Просто доучись 1 год, будь человеком. Если тебе реально плевать, то можешь просто как-нибудь сдать егэ и забить, в чем проблема ?

Зачем тебе вообще эта школа? Что она может тебе дать, если ты уже понял что работягой будет для тебя лучше.

не понимаю людей которые не любят школу :doubt:
так же не понимаю как можно не закончить 9 классов и не пойти куда-то дальше
или тупо закончить 11 классов,в этом нет нечего трудного
+в школе круто,кормят норм и можно просто приходить и отсиживать уроки

я же написал что работаю на стройке а не в макдаке так что платят мне норм

Зачем тебе вообще эта школа? Что она может тебе дать, если ты уже понял что работягой будет для тебя лучше.

Куратор основного раздела

не понимаю людей которые не любят школу :doubt:
так же не понимаю как можно не закончить 9 классов и не пойти куда-то дальше
или тупо закончить 11 классов,в этом нет нечего трудного
+в школе круто,кормят норм и можно просто приходить и отсиживать уроки


Что крутого в просиживании штанов? даже на примере тса - он работает получает деньги сейчас, а мог бы просиживать штаны в школе и всё-равно не получал бы там никаких знаний т.к. ему это не интересно

Просто доучись 1 год, будь человеком. Если тебе реально плевать, то можешь просто как-нибудь сдать егэ и забить, в чем проблема ?


учителя вы****и все мозги. ок да согласен можно было пойти в другую школу. но увы меня уже тошнит при виде учителей (или я просто тупой и меня оставят на 2 год)

учителя вы****и все мозги. ок да согласен можно было пойти в другую школу. но увы меня уже тошнит при виде учителей (или я просто тупой и меня оставят на 2 год)


Не проще год потерпеть, учитывая что ты на все предметы можешь забить, чтобы тебя вообще потом не трогали ?

Кароч история такая ушел я с 10класса забил на учебу. год они меня искали (учителя и инспектора) так как уже собирались переезжать.
Нашли меня через сестренку которая училась в новой школе. И вот кароч приходили ко мне домой фотали новую хату и комнаты (я так думаю собирались забрать меня в детдом Kappa ну или в спецшколу) пол года мы их посылали куда подальше. И вот родители за****ь меня отмазывать. причины почему не хочу учиться: я работаю с батей (на заводе(нет) на стройке) где хорошо платят 700руб. в день. Образование нечего не даст ибо сейчас все по блату и тебя только возьмут в макдак. В вечернюю школу реально можно будет не ходить? и что будет если их опять послать по дальше?

img

не понимаю людей которые не любят школу :doubt:
так же не понимаю как можно не закончить 9 классов и не пойти куда-то дальше
или тупо закончить 11 классов,в этом нет нечего трудного
+в школе круто,кормят норм и можно просто приходить и отсиживать уроки


Нет ничего трудного? Ты рофлишь? Я и так запотел в первой четверти 10 класса, от 8 до 10 уроков каждый день (со с/к обязательными, офк) + всякие говномероприятия, коллектив довнов и остальной калл

Кароч история такая ушел я с 10класса забил на учебу. год они меня искали (учителя и инспектора) так как уже собирались переезжать.
Нашли меня через сестренку которая училась в новой школе. И вот кароч приходили ко мне домой фотали новую хату и комнаты (я так думаю собирались забрать меня в детдом Kappa ну или в спецшколу) пол года мы их посылали куда подальше. И вот родители за****ь меня отмазывать. причины почему не хочу учиться: я работаю с батей (на заводе(нет) на стройке) где хорошо платят 700руб. в день. Образование нечего не даст ибо сейчас все по блату и тебя только возьмут в макдак. В вечернюю школу реально можно будет не ходить? и что будет если их опять послать по дальше?


700 рублей это хорошо платят? без среднего образования так и будешь всю жизнь получать такие "хорошие" деньги.
у тебя родители идиоты что ли? им вообще наплевать что у них сын даже школу закончить не может? иди учись, потом жалеть будешь

Прийти учиться в вечернюю школу можно в любом возрасте - хоть в 16 лет, хоть в 80!

В вечерней школе учатся… утром

В вечернюю школу попадают те, кто в свое время смог окончить только 9 классов (то есть получил базовое образование). Причины тому самые разные: некоторым тяжело дается учеба в обычной школе, некоторые переводятся в вечерку из лицеев и колледжей, где им не понравилось, некоторые рано обзавелись семьями, а некоторые решили, что девяти классов достаточно, чтобы пойти работать.

- Иногда у нас учатся сразу целыми семьями! - рассказывает Нина Кушнеревич, директор вечерней школы №19. - А иногда бывает так: у жены высшее образование, а у мужа - базовое. Вот он и идет учиться, чтобы стыдно перед женой не было.

Большинство этих школьников - взрослые люди. Они столкнулись с тем, что аттестат о среднем образовании все-таки необходим, и единственная возможность получить его сейчас - поступить в вечернюю школу. Зачисляют сюда всех желающих, никаких экзаменов или собеседований проходить не нужно.

Программу 10-го и 11-го классов в вечерней школе проходят три года, хотя она ничем не отличается от программы обычной, дневной. Все потому, что для удобства учеников занятия проходят четыре дня в неделю, а уроков каждый день всего по 4 - 5. Кроме того, учатся в вечерке в две смены: первая - с 8.00 до 13.25, вторая - с 15.45 до 21.05. Приходить можно в любую. Если вдруг срочно вызвали на работу или, например, заболел ребенок, свое расписание уроков всегда можно переиначить. А еще в вечерней школе есть заочное отделение. Заочникам не нужно каждый день ходить на уроки, достаточно четыре раза в год являться на сессию.

В остальном же вечерняя школа ничем не отличается от дневной: здесь учатся по тем же учебникам, пишут те же контрольные, ведут такие же дневники и уходят на каникулы в то же время, что и все остальные школьники.

Кстати, многие из тех, кто приходит в вечернюю школу, не ограничивается только лишь аттестатом. Из прошлогоднего выпуска вечерней школы №19 в колледжи поступил 21 человек, 6 - в ПТУ и 6 - в вузы.

На уроки приезжают на своих машинах, чтобы поговорить об Иване Шамякине

Мы с Ниной Степановной отправляемся по классам. В вечерней школе №19 на очном отделении их три - десятый и два двенадцатых. На заочке же классов шесть, по два в каждой параллели. Сама школа небольшая, двухэтажная, на каждом этаже по несколько кабинетов - словом, обстановка весьма камерная.

- Ну-ка, расскажите корреспонденту, почему вы не получили аттестаты? - громко интересуется директор. Ее вопрос встречают взрывом хохота.

- Не хотел учиться!

- Рано вышла замуж!

- Хотел зарабатывать деньги! - раздаются ответы.

- И много у вас получилось заработать? - любопытствую.

- Нормально, вон машина во дворе стоит, - машет один из учеников в сторону окна.

- Как правило, сюда приходят люди в сознательном возрасте, - объясняет Нина Степановна. - Их никто не заставляет ходить в школу, они делают выбор сами и поэтому учатся с интересом. Иногда бывает так, что кто-то бросает и вечернюю школу, а через некоторое время все равно приходит и восстанавливается. И тогда уже догрызает гранит до конца, потому что знает: это нужно в первую очередь ему самому.

- Я не смогла окончить школу, потому что рано вышла замуж, потом родился ребенок, - рассказывает одна из учениц. - Решила пойти учиться сейчас. Сначала было страшно, потому что я ведь уже взрослая, а тут - снова в школу… Но потом втянулась, сейчас мне очень интересно учиться.

На выпускной - не с родителями, а с детьми

- Этому нашему ученику было уже за 40, когда он окончил школу. А вот это - жена священника …

- Все ученики такие разные, как они друг к другу относятся?

- Замечательно! Все между собой дружат, никто никого не обижает. У нас же маленькая школа, здесь все друг друга знают.

- А родительские собрания бывают?

- Конечно. Только они не родительские собрания, а просто собрания: взрослые ученики приходят сами, и мы обсуждаем наши внутренние школьные дела. Но если ученик несовершеннолетний, тогда мы приглашаем его родителей.

А еще в вечерней школе необычные выпускные балы. Если обычно выпускники приходят на них с родителями, то здесь - с детьми и супругами!

Помимо учебы в вечерке есть и вполне традиционная внеклассная жизнь: здесь устраивают концерты и конкурсы, делают постановки, проводят тематические вечера. Взрослые серьезные мужчины с особенным удовольствием переодеваются в костюмы и вдохновенно играют роли в сценках - словом, веселятся, как и положено всем настоящим школьникам.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Как можно получить аттестат, не ходя в школу?

Сдать экзамены экстерном

Экстернат - это сдача экзаменов за курс базовой или средней школы, на основании которых можно получить соответствующий аттестат. Правда, не учиться вообще нигде, а потом внезапно прийти в школу и попросить сдать все экзамены, не получится. Должна быть уважительная причина, по которой ребенок был вынужден проходить учебную программу самостоятельно: например, его школа лишилась права выдавать документы об образовании. В этом случае придется сдавать абсолютно все экзамены за курс базовой или средней школы: русский, белорусский и математику - письменно, все остальные предметы - устно. Принимать такие экзамены будет комиссия.

Учиться на дому

Такой вариант возможен только для тех детей, которые серьезно болеют и поэтому не могут ходить в школу. Перечень медицинских показаний, по которым ребенка можно перевести на домашнее обучение, составляет Минздрав. В этом случае домой к ученику будут приходить либо учителя из той школы, где он учился раньше, либо из школы по месту жительства. Расписание занятий и учебную программу составляют на основе типовых. А если ребенок выздоровел или его состояние улучшилось, он сможет вернуться в школу.

Возрастная категория сайта 18 +

Тема вечерних школ в прессе поднимается редко. До сих пор бытует мнение, что эта форма обучения - для неудачников и двоечников. Тем не менее, несколько тысяч граждан России ежегодно получают среднее образование в таких учебных заведениях.

Среднее образование в вечерней школе

Дело было вечером: плюсы и минусы вечерней школы

Жизнь сложилась так, что полное среднее образование я вовремя не получил. Необходимость продолжить обучение в средней, а затем и в высшей школе возникла недавно. О вечерних школах я, конечно, слышал, но конкретно никогда этой формой обучения не интересовался. Поэтому всю информацию пришлось собирать "с нуля".

Моя работа построена на постоянных разъездах, на одном месте не сижу. Поэтому очень важно было найти школу, расположенную близко к дому, - чтобы не тратить время и силы на дорогу.

Первым делом позвонил в окружной отдел департамента образования своего округа, получил адреса и телефоны близлежащих школ. Наметил для себя основные критерии выбора.

  • возможность учиться не каждый день;
  • бесплатное образование;
  • график, удобный для совмещения с другой учебой или работой;
  • разнообразие форм обучения
  • разновозрастные классы;
  • схематичность изложения материала на некоторых формах обучения;
  • не подходит людям, у которых плохо развит самоконтроль

Во-первых, я единственных кормилец в семье, "лишних" денег нет. Образование не должно стоить слишком дорого. Во-вторых, меня интересовало обучение, при котором нужно было бы выполнять минимум домашних заданий, - свободного времени крайне мало. В-третьих, важно количество занятий в неделю и время их начала. С работы готовы отпускать пораньше, но не каждый день.

Взвесив свои желания и возможности, начал обзванивать учебные заведения.

Год за два: ускоренное получение аттестата

Первым делом я обратился в школу, которая предлагала обучение экстерном. Ускоренное очно-заочное образование есть в каждой второй "вечерке". Выпускники девятых классов могут пройти два последних школьных года за один. На первый взгляд, это очень удобно для "взрослых" школьников: не приходится долго ждать желанного аттестата.

Но, поговорив подробнее, я понял, что мне интенсив не подходит. Программа очень насыщенная. Большинство тем приходится активно прорабатывать дома. Преобладает схематичная система изложения: преподаватели читают лекции, как в институте. Всю дополнительную информацию ученик добывает сам: готовит доклады, изучает учебники и дополнительную литературу. После каждого блока тем проходят контрольные работы. К ним тоже нужно готовиться.

В конце года придется сдавать экзамены по всем(!) общеобразовательным предметам. А их немало: алгебра, геометрия, физика, химия, литература и т. д. Подготовиться к такому количеству испытаний человеку, много работающему, очень сложно. Как минимум, нужно брать отпуск.

Смутил меня и вопрос оплаты. Бесплатного интенсива не бывает. Стоимость обучения в школах варьируется от 500 до 1000 долларов в год. За каждую дополнительную консультацию с преподавателями нужно платить.

Для взрослых

В следующей школе из списка решил узнать про обычные, не сокращенные программы. Оказывается, по нормативам срок обучения в вечернем общеобразовательном заведении на третьей ступени (старшая школа) составляет три года. Дело в том, что занятия проходят не ежедневно (три раза в неделю - учеба, один день - зачеты). Количество учебных часов в неделю значительно меньше, чем в обычной школе (23 вместо 36). Увеличенная продолжительность обучения - мера вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу.

Кстати, тематическая наполненность занятий в дневной и вечерней школах одинакова. Исключение - физкультура и так называемые предметы эстетического цикла: рисование, черчение, музыка и т. п. Не во всех вечерних школах есть информатика.

Занятия идут по вечерам, с 16.00 до 20.30. Для тех, кто не может трижды в неделю отпрашиваться с работы, предусмотрен индивидуальный график: по договоренности с преподавателями часть уроков можно пропускать, выполняя задания дома.

В конце обучения сдаются выпускные экзамены по той же системе, что и в обычной школе. Два предмета обязательные (сочинение, алгебра), еще два - на выбор из прочих школьных дисциплин. Окончившим школу выдается аттестат государственного образца, точно такой же, как и в обычной общеобразовательной школе.

Хотите сдать ЕГЭ? Если желающих набирается достаточно, единый государственный экзамен проводят централизованно. Если нет, выпускники могут записаться на ЕГЭ самостоятельно.

Золотая середина

"Если есть короткая и длинная программы, возможно, найдется и средняя по продолжительности" - подумал я и продолжил сбор информации.

Такой вариант действительно есть. Правда, учиться придется … по утрам. Полное название "вечерки" - Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа. Оказывается, смены бывают не только вечерние, но и утренние. Уроки начинаются в 9 утра и заканчиваются практически как в обычной школе - после обеда. "В чем же тогда отличие?" - спросил я.

Во-первых, учиться придется четыре дня в неделю, а не пять. Такой режим устраивает ребят, которые покинули обычную школу, чтобы начать активно готовиться к поступлению в вуз. Появляется дополнительный свободный день для посещения репетитора или подготовительных курсов. Во-вторых, такое обучение подходит и противоположной категории учеников - тем, у кого в прежней школе были проблемы с учебой. В "вечерке" педагоги более внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. Нуждающиеся в психологической помощи (например, дети из неблагополучных семей) могут воспользоваться бесплатными услугами психолога или социального педагога.

Третий плюс - возможность параллельно получить профессию. В некоторых школах (в частности, ГОУ ВСОШ 51) для учащихся дневной формы организованны специальные занятия по информатике, по окончании которых выдается сертификат о приобретенной профессии лаборанта-программиста.

По утрам чаще занимаются ребята школьного возраста (14-16 лет). Взрослых немного - в это время все на работе.

В утренних группах продуман досуг учеников: организуются бесплатные походы в театр и музеи, автобусные экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть кружки и секции (например, театральные или музыкальные).

Кстати, в некоторые вечерние школы принимают и без основного общего образования. Организованны занятия для девятого или даже восьмого классов. Правда, прийти в такую школу на общих основаниях нельзя: обязательно требуется заключение комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас покинуть предыдущее место учебы.

Вечерняя школа

Сидя за партой

Проанализировав собранную информацию, пришел к выводу: остановлюсь на традиционной трехлетней системе. Потеря времени компенсируется удобным графиком занятий, небольшими домашними заданиями, развернутостью изложения. Выбрал ближайшую к дому школу, предлагающую такую форму обучения.

Чтобы записаться в вечернюю школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9 классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний - в школу зачислят. Такие случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не было. Пришлось сдавать экзамен!

Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

В моем классе оказалось 26 человек; молодых людей больше, чем девушек. Большинство учащихся - студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают в училище или колледже, полное среднее - в ВСОШ. График получается напряженный: утром - профессиональные занятия, вечером - общеобразовательные предметы. Зато через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.

Несколько одноклассников - люди моего возраста - немного за двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик, тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше осознанно и не хотят тратить время просто так.

Переписываю расписание. Каждый день предусмотрено пять-шесть уроков. Перед первым занятием волнуюсь - вдруг ничего не пойму из объяснения педагога? Все-таки большой перерыв в занятиях может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию - эти предметы мне никогда не давались.

Поначалу мне действительно пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и правила. Затем стало проще. Очень помогли педагоги - дополнительно объясняли непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу значительно сложнее, чем "притершийся" за годы совместного обучения класс: у каждого ученика "вечерки" своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях, свои трудности. Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или параллельной учебой.

Один из преподавателей рассказал, что самый тяжелый период в работе - сентябрь. В этот месяц у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы: оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.

Но не стоит думать, что ученики вечерних школ - сплошные неудачники. Например, в прошлом году 24% выпускников ВСОШ 51 поступили в вузы, в том числе и государственные. Профили институтов - самые разные, как и сами ученики, и причины, которые привели их на порог "вечерки".

Читайте также: