Кто относится к медицинским работникам первичного звена

Обновлено: 18.05.2024

На основе оценки состояния первичной медико-санитарной помощи
в России был выявлен ряд проблем - износ основных фондов поликлиник, больниц, отсутствие необходимого оборудования или его износ; отсутствие автотранспорта в районных больницах, включая фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории; неукомплектованность учреждений персоналом и не отвечающая требованиям оплата труда. В связи с этим возникла необходимость поиска новых механизмов решения проблем
повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, создания новой модели медицинской помощи в первичном звене.

В августе 2019 года состоялось совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, в ходе которого Президент поручил продолжить работу по укреплению и совершенствованию первичного звена здравоохранения.

Одной из основных задач этой работы стало внедрение единого высокого стандарта оказания медицинской помощи – чтобы он был одинаковым для всех жителей России, вне зависимости от места,
где проживает человек.

В рамках реализации поручений Президента в 2019 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1304,
в котором были утверждены основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения:

обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;

приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан
при организации первичной медико-санитарной помощи.

От модернизации всей сферы оказания первичной медицинской помощи ожидаются результаты по проведению реконструкции центральных
и районных больниц, появление оптимально расположенной инфраструктуры, решение проблемы кадрового дефицита, обеспечение врачей достойным размером оплаты труда, оснащение больниц и поликлиник необходимым оборудованием и транспортом.

Косвенно программа положительно скажется и на отечественных производителях, так как при выборе оборудования и медицинских изделий
для переоснащения продукция российского производства должна иметь приоритет.

строительство фельдшерско-акушерских, фельдшерских пунктов
и врачебных амбулаторий в населенных пунктах с численностью населения
до 2 тысяч человек и приобретение передвижных мобильных комплексов;

возможность для граждан оценки своего здоровья путем прохождения профилактического медицинского осмотри и (или) диспансеризации;

завершено формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов
в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тысяч человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов
в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

Так, в 2019-2020 годах введено в эксплуатацию 1396 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в 71 субъекте Российской Федерации, приобретено и поставлено в медицинские организации 985 передвижных медицинских комплексов. В 2021 году в медицинские организации будет еще поставлено 304 передвижных медицинских комплекса.

-82,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения используют медицинские информационные системы и обеспечивают информационное взаимодействие с ЕГИСЗ.

-68,7% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Минздрав России разработал для субъектов Российской Федерации Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, включающие типовую модель региональной программы.

Чтобы реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения шла эффективно, прозрачно и в рамках межведомственного взаимодействия, Минздрав России создал Межведомственную рабочую группу (далее – МРГ) по проведению экспертизы. В ее состав вошли Минздрав, Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин, Минтруд, Минобрнауки, Минпросвещения, Росздравнадзор, Минпромторг. В течение 2020 года МРГ проводила масштабную работу: экспертную оценку проектов региональных программ по территориальному планированию, анализу объектов здравоохранения, оказывающих первичную помощь, инфраструктуры и особенностей транспортной доступности, кадрового обеспечения.

Региональные программы модернизации являются комплексными
и содержат мероприятия, реализуемые в рамках нескольких государственных программ. Так, субъектами РФ запланированы мероприятия по обеспечению транспортной доступности, в том числе строительство и приоритетный ремонт дорог с целью обеспечения доезда до медицинских организаций.

Чтобы повысить привлекательность и престижность труда медицинского работника, проводятся изменения системы оплаты труда, под контролем опытных наставников закрепляются профессиональные компетенции молодых специалистов, прошедших целевое обучение. Выпускникам медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, решившим начать карьеру в первичном звене здравоохранения, предоставляется служебное жилье, приоритетное выделение мест в яслях, детских садах, школах для детей медперсонала. Все это включено
в социальный пакет для медицинских работников первичного звена и скорой помощи.

С января 2021 года проект модернизации первичного звена здравоохранения стартовал во всех субъектах Российской Федерации. Программа должна была начать свое действие в июле 2020 года, но из-за ситуации с covid-19 была перенесена на полгода. И, как показал опыт 2020 года, многие поликлиники и больницы оказались не готовы к резкому росту инфекционной заболеваемости. Поэтому в ходе подготовки
и утверждения региональных программ модернизации первичного звена были учтены потенциальные угрозы и вызовы. Сроки действий проекта по модернизации первичного звена здравоохранения установлены до окончания 2025 года.

Программа модернизация первичного звена здравоохранения охватывает все 85 субъектов Российской Федерации и рассчитана на пять лет. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено более 500 млрд рублей и еще около 50 млн. рублей – за счет бюджетов регионов. Потребность субъектов Российской Федерации
в финансовых средствах по заявкам составляла 809 млрд рублей. В настоящее время к участию в мероприятиях по модернизации первичного звена здравоохранения заявлено 3003 медицинские организации.

Мероприятия призваны обеспечить оптимально доступную медицинскую помощь для населения, в том числе жителей малых населенных пунктов и отдаленных, труднодоступных уголков страны, а также обеспечить охват всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год и оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

На 2021-2025 годы в рамках программ модернизации первичного звена запланировано:

-строительство (реконструкция) 5 592 медицинских учреждений
на сумму 246, 15 млрд. рублей;

-капитальный ремонт 7 974 объекта здравоохранения на сумму
113, 2 млрд. рублей;

-приобретение автотранспорта в количестве 20 263 шт. на сумму
23, 4 млрд. рублей;

-приобретение медицинского оборудования в количестве 97 771 единиц на сумму 174, 90 млрд. рублей.

В 2021 году запланировано капитальное строительство и реконструкция 1054 объектов, капитальный ремонт 1529 объектов, приобретение 26625 единиц медицинского оборудования, приобретение 6739 единиц автотранспорта (из них 2000 автомобилей были отгружены Минпромторгом до 31 декабря 2020 года).

Итак, модернизация первичного звена здравоохранения — беспрецедентная, стратегически важная программа, которая
по достоинству будет оценена населением. Уже в 2021 году более 40 млн человек почувствуют на себе положительные изменения, связанные
с реализацией мероприятий программ.

Кроме того, она демонстрирует синергетическое развитие государственных программ сразу в нескольких сферах: здравоохранения, жилищного и дорожного строительства, образования, экономики. В сумме такое взаимодействие окажет гораздо более мощный положительный эффект, чем реализация программ по отдельности.

Читайте также: