Если работала по трудовому договору какое пособие можно получить

Обновлено: 18.05.2024

Иногда компании не понимают различий между этими договорами и заключают с сотрудниками договор ГПХ. А потом проверки, штрафы, суды. Рассказываем, как избежать.

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

Есть два вида договоров для работы с исполнителями. Разбираемся, как оформить подрядчика для временной работы и почему не стоит постоянного сотрудника по договору ГПХ.

Трудовой договор

Трудовой договор — соглашение между руководителем и наемным работником, где описаны их права и обязанности. По трудовому договору сотрудников нанимают в штат компании.

Компания наняла бухгалтера и заключила с ним трудовой договор. Он должен в срок и без ошибок считать налоги и готовить отчетность — это его обязанности. А компания за это выплачивает зарплату.

Отношения между сотрудником и работодателем регулирует Трудовой кодекс РФ.

Кроме обязанностей, по трудовому законодательству сотрудник получает гарантии. Например, если он заболеет, то компания сохранит за ним рабочее место. Сотрудник вылечится и продолжит работу.

При найме по трудовому договору работодатель получает много контроля за работой сотрудника. И вот какие плюсы:

  1. Работодатель решает, что должен делать сотрудник, и определяет это в должностной инструкции. Например, штатный повар должен каждый день готовить обед из пяти блюд для пяти сотрудников.
  2. Устанавливает корпоративные правила в компании: режим работы, порядок отпусков. Например, сотрудник должен приходить на работу в 9:00, уходить — в 18:00 и носить одежду делового стиля.
  3. Работодатель применяет дисциплинарные взыскания, если сотрудник не выполняет правила рабочего распорядка или плохо работает. Например, если сотрудник не выходит на работу без причины или опаздывает.

Правда, минусов для работодателя больше. По трудовому законодательству у сотрудника много прав и гарантий, и обеспечивает их в большинстве случаев работодатель.

Уволить сотрудника без его согласия сложно. Даже если он хамит, не выходит на работу, плохо выполняет обязанности — это еще надо доказать и подтвердить документами. Суд часто оказывается на стороне сотрудника. Если все подытожить, то минусы трудового договора у работодателя такие:

  1. Работодатель обязан вовремя выплачивать зарплату. И неважно, заработала компания в этом месяце или кризиса, пандемии, скачка валюты продажи просели.
  2. Кроме зарплаты сотруднику, работодатель платит государству страховые взносы за него и частично оплачивает больничные сотрудника.
  3. Он должен вести кадровую документацию, сдавать отчеты за сотрудников.
  4. Для сотрудников работодатель должен создавать нормальные условия труда и обеспечивать всем необходимым для работы. Например, бухгалтеру нужно выделить ноутбук, купить лицензию на компьютерную программу и оплачивать интернет.
  5. Если сотрудник не хочет увольняться по своему желанию, его сложно уволить. Даже если он плохо выполняет свои обязанности.
  6. Работодатель сохраняет рабочее место за сотрудниками во время болезни, отпуска, декрета. Например, уволить сотрудницу во время декрета без ее желания нельзя. Кроме случаев, когда компания ликвидируется или закрывается ИП.

У сотрудника плюсов работы по трудовому договору больше:

  1. Гарантированная зарплата: получает ее два раза в месяц. Зарплату нельзя уменьшить без согласования с работником.
  2. Ежегодный оплачиваемый отпуск — не менее 28 календарных дней.
  3. Компания оплачивает командировки и ученические отпуска.
  4. Если компания ликвидируется, в первую очередь она обязана расплатиться с сотрудниками.
  5. Если сотрудник не может выполнять обязанности и это не его вина и не вина работодателя, работодатель обязан выплачивать не менее ⅔ оклада. Например, пандемии местные власти обязали перевести всех сотрудников на удаленку. Повару на удаленке делать нечего, но он все равно получит не менее ⅔ оклада. Это считается простоем по внешним причинам.
  6. У сотрудника растет трудовой стаж, а значит, в будущем он получит больше пенсию.
  1. Сотрудник обязан выполнять должностную инструкцию, соблюдать режим дня, подчиняться регламентам компании. За несоблюдение возможны дисциплинарные взыскания и даже увольнение.
  2. Работодатель удерживает из официального заработка алименты, если они назначены по суду или указаны в нотариальном соглашении об их уплате.
  3. Обычно при увольнении по собственному желанию сотрудник должен отработать минимум две недели.

Договор ГПХ

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) используют для внештатных исполнителей. Например, компания нанимает дизайнера, который нарисует логотип. Это разовая работа, в трудовом договоре смысла нет.

По гражданско-правовому договору между заказчиком и исполнителем нет трудовых отношений: исполнитель не обязан вовремя приходить в офис, проводить там весь день, подчиняться внутренним регламентам. Главное — чтобы заказчик получил результат, о котором договорились, например логотип.

Договоренности об объеме работ и вознаграждении фиксируются в договоре. А сами отношения регулируются Гражданским кодексом РФ.

Чем отличается трудовой договор от гражданско-правового

Между трудовым и договором ГПХ есть четкие различия. Их важно знать, чтобы грамотно организовать работу в компании и правильно оформить работника.

Отношения между работодателем и сотрудником:

Трудовой договорДоговор ГПХ
Сотрудник занимает в компании конкретную должность или выполняет определённую работу.
Стороны договора выступают заказчиком и исполнителем, они равны. Никто никому не подчиняется: заказчик говорит, какие работы ему нужны, а исполнитель их выполняет.
Работник сам выполняет свои должностные обязанности и подчиняется правилам компании. А работодатель обеспечивает всем необходимым для работы. Исполнитель может работать сам или перепоручить свою работу посредникам. Главное — выполнить работы по договору.
Если сотрудник поймет, что работодатель нарушает его интересы, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, прокуратуру или даже суд. Например, если сотрудницу уволили во время болезни или беременности. Если нарушаются права, исполнитель может обратиться в суд. Суд будет рассматривать не нарушение прав лично исполнителя, а только условий договора.

Оплата труда:

Отпускные больничные, декретные, сверхурочные:

Режим работы и оборудование:

Трудовой договорДоговор ГПХ
В трудовом договоре закрепляют режим труда и отдыха. Например, работник должен быть на рабочем месте с 10:00 до 19:00, каждый день с понедельника по пятницу.Исполнитель работает в удобное для себя время.
Работодатель обязан дать сотруднику все необходимое для работы. Если у бухгалтера сломается компьютер, работодатель будет его ремонтировать за свой счет.Все расходы исполнитель оплачивает самостоятельно, если другие условия не прописаны в договоре. Например, если у дизайнера сломается компьютер, он будет его ремонтировать за свой счет, а логотип все равно обязан сдать вовремя.

По материальной ответственности:

Уплата страховых взносов и НДФЛ:

Трудовой договорДоговор ГПХ
Из зарплаты сотрудника вычитают НДФЛ. Компания в этом случае выступает налоговым агентом и перечисляет налог. Заказчик удерживает из вознаграждения НДФЛ каждый раз, когда выплачивает вознаграждение.
Компания начисляет на зарплату страховые взносы: на пенсионное, медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности, страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Компания платит их из своих денег.На вознаграждение заказчик начисляет и уплачивают в бюджет взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Расторжение договора:

Трудовой договорДоговор ГПХ
Обычно трудовой договор бессрочен. Сотрудник чаще всего увольняется по собственному желанию. Обычно договор ГПХ действует до момента, когда стороны исполнят свои обязательства. К примеру, подрядчик сделал дизайн сайта, заказчик принял итоговый вариант и оплатил работу.
По другим причинам уволить сотрудника сложно. Нужно доказать причину увольнения и оформить много кадровых документов. Договор с этого момента считается расторгнутым.
Если оформить увольнение с ошибками, сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд и его могут восстановить на работе. Тогда придется заплатить за все время вынужденного прогула, даже если это полгода. Исполнитель или заказчик может расторгнуть договор в любой момент и без объяснения причин. Перед этим нужно возместить другой стороне расходы. Например, заказчик решил в середине работы расторгнуть договор, но исполнитель уже купил материалы, инструменты. Эти расходы заказчик должен возместить.

В каких случаях используют трудовой договор, а в каких — ГПХ

Для разовой работы — договор ГПХ. Его заключают, когда нет смысла нанимать сотрудника в штат.

Заказчику не нужно предоставлять сотруднику рабочее место, перечислять страховые взносы на случай временной нетрудоспособности, страхование от несчастных случаев и выплачивать пособия за первые три дня болезни. А исполнитель может работать в нескольких местах или нанимать других подрядчиков.

Компания переезжает в новый офис, нужно сделать ремонт. Для этого она нанимает подрядчика с бригадой. Они заключают договор ГПХ: договариваются об определенном объеме работ, цвете стен, сроке и вознаграждении. Бригада сама закупает материалы, приводит помещение в порядок и сдает заказчику.

Другой пример: компания хочет сшить фирменную одежду для сотрудников. Ей не нужно создавать швейный цех, покупать оборудование, нанимать швей. Компания заказывает фирменную одежду у подрядчика. В договоре прописывают, какая одежда нужна, разрабатывают эскиз. Компанию не интересует, где подрядчик шьет одежду, делает это сам или нанимает швей. Ей главное — вовремя получить заказ.

В договоре ГПХ обязательно должно быть:

  • детальное описание объема работ или услуг;
  • сроки выполнения работ или услуг;
  • цена договора;
  • порядок оплаты: предоплата, постоплата или поэтапные платежи;
  • ответственность за невыполнение условий договора;
  • реквизиты сторон;
  • подписи сторон.

Главное, чтобы была конкретно описана работа или услуга, которую надо выполнить, указаны полные сведения о заказчике и исполнителе. А еще чтобы заказчик и исполнитель были согласны с условиями.

В каждом случае есть свои нюансы, например разные варианты оплаты. Или с новым исполнителем вы можете более детально прописывать ответственность за неисполнение договора, чем с уже проверенным.

Вы можете составить договор более простым языком, это никак не влияет на смысл. А может быть, ваши юристы привыкли к другим формулировкам.

Сотрудники на постоянке — трудовой договор. Сотрудники должны придерживаться внутреннего распорядка компании, соблюдать регламенты, выполнять обязанности.

Обязательные условия трудового договора:

  • место работы — название компании и населенный пункт, в которой она находится;
  • должность, профессия и специальность сотрудника;
  • дата начала работы. Если договор срочный, срок действия;
  • условия оплаты труда и размер оклада;
  • режим рабочего времени и отдыха, если для этого сотрудника они отличаются от тех, что действуют в компании. Если нет — можно сделать отсылку к правилам внутреннего трудового распорядка;
  • условия труда на рабочем месте, класс и подкласс вредности по спецоценке;
  • условие об обязательном социальном страховании работника;
  • реквизиты и подписи сторон. А на экземпляре работодателя — дополнительную подпись работника о том, что он получил свой экземпляр.

Мы не рекомендуем брать готовые шаблоны трудовых договоров из интернета, даже если их предлагают именитые издания. В каждом случае могут быть свои тонкости, лучше консультироваться с юристами.

Можно ли заключить ГПХ и трудовой договор одновременно

Компания может заключать одновременно гражданско-правовой договор со своим штатным сотрудником. Например, если сотрудник будет выполнять конкретную работу или услугу в свободное от основной работы время и она не дублирует его должностные обязанности. Например, с менеджером по продажам можно заключить ГПХ договор на изготовление логотипа компании.

Почему договор ГПХ могут переквалифицировать в трудовой

Договор ГПХ могут переквалифицировать в трудовой, если в нем есть признаки трудовых отношений.

Компания номинально заключила договор ГПХ с сотрудником. Так меньше бумажной работы, а у работника — меньше прав и гарантий. Но в реальности договор ГПХ подменяется трудовым: от сотрудника требуют быть в офисе с 9:00 до 18:00 и уходить на обед только на час.

Сотрудник жалуется на ситуацию в трудовую инспекцию, в компании проводят проверку. Трудовая инспекция доказывает, что заказчик использует договор ГПХ, чтобы не платить зарплату и не оплачивать отпуска.

Если трудовая инспекция переквалифицирует договор ГПХ в трудовой, компании придется оформить исполнителя как штатного сотрудника. Руководитель может получить штраф от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. А компания — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, в договоре ГПХ не должно быть формулировок, которые указывают на трудовые отношения:

  • указана конкретная должность, а не услуги;
  • исполнитель получает одну и ту же плату каждый месяц;
  • исполнитель постоянно выполняет одни и те же обязанности;
  • у исполнителя есть рабочее место в офисе компании;
  • в соглашении нет обязательных пунктов, например тех, что касаются сроков выполнения работ;
  • в договоре прописаны корпоративные правила компании;
  • у исполнителя предусмотрен отпуск, ему оплачивается больничный или выдается премия;
  • исполнитель должен подчиняться внутренним регламентам.

Судебная практика по переквалификации договоров

В судебной практике много дел, когда суд оказывался на стороне сотрудников и переквалифицировал договоры ГПХ в трудовые.

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2016 № А51-24114/2016. По договору исполнитель выполнял различные функции, а заказчик оплачивал их каждый месяц. Суд рассмотрел договор и обнаружил там признаки трудовых отношений. Выплаты делали регулярно, как будто это обычная зарплата. И, по сути, компания занижала страховые взносы. Обжаловать это не удалось.

Начали изучать эти договоры ГПХ. Оказалось, что компании постоянно нужны были услуги исполнителей, поэтому договоры перезаключили. Предмет договора указали неправильно, конкретики в описании не было. Значилось, что это работы по проведению комплекса мероприятий по ведению делопроизводства. Что это в деталях — непонятно. Грубо говоря, так можно назвать что угодно.

Причем по договору исполнитель получал плату два раза в месяц, а еще ему оплачивали проездные билеты на общественный транспорт. Налоговая сказала, что в договорах явно есть элементы трудового договора:

  1. Работы выполнялись систематически.
  2. Конкретного объема работы не было.
  3. Вознаграждение платили два раза в месяц, как обычную зарплату.
  4. Сотрудник выполнял внутренний распорядок, а работодатель его контролировал.

В общем, признаки трудовых отношений налицо. Суд принял сторону налоговой.

Как переквалифицируют договоры

Признать договор ГПХ трудовым могут или сам заказчик, или суд.

По решению заказчика. Заказчик может это сделать в таких случаях:

  1. Исполнитель подал заявление. Грубо говоря, исполнитель попросил его оформить в штат, а работодатель его поддержал.
  2. Трудовая инспекция потребовала устранить нарушения и переоформить договоры ГПХ в трудовые.

По решению суда. В суд могут обратиться:

  1. Фонд социального страхования, государственная инспекция труда, налоговая инспекция. Например, налоговая говорит, что в договорах есть признаки трудовых отношений, а значит, компания недоплачивала страховые взносы. Это повод для разбирательства в суде.
  2. Сам исполнитель. Он может осознать, что его договор больше похож на трудовой. Он может подать заявление в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Например, заказчик издал приказ о том, что исполнитель теперь обязан приходить на работу к 9:00 и работать до 18:00. В следующие три месяца исполнитель может подать в суд.

При этом если у суда есть сомнения, то они будут трактоваться в пользу того, что договор трудовой.

Некоторые категории граждан могут не работать и, в то же время, родить ребенка, но такое положение делает их слабо защищенной группой среди населения Российской Федерации.

К таким гражданам относятся, к примеру, студенты, обучающиеся в учебных учреждениях на дневном отделении. Законодательство страны предусматривает выплату пособий для таких студентов, чтобы поддержать своих граждан.

Но для этого необходимо знать, как правильно оформить такой декрет, какой существует порядок и при каких условиях осуществляется подобная материальная помощь со стороны государства.

Можно ли

Для студенток очной формы обучения, родивших младенцев, законодательство России специально продумало выплату пособий в определенном размере на законодательном уровне. Причем таким образом, что они даже, вполне могут продолжать обучение, если хотят.

Но если их желанием будет оставаться с новорожденными для ухода за ними, то и это учитывается Федеральным Законом.

На уровне законодательства для студентов предусмотрена не только выплата, но также и предоставление академического отпуска.

Касательно каких-то вопросов, которые могли бы возникнуть у представителей сферы образования и науки, все обычно урегулируется путем издания постановлений, писем, приказов Минобразования или Минздрав соцразвития РФ (№ 1012н от 23.12.2009 г.).
Все начисления единовременных или ежемесячных выплат, правила предоставления отпуска по уходу за ребенком или условия декретных студентам не могут осуществляться на уровне общих оснований.
Такие права закреплены в ст. 255 ТК РФ, где прописано все необходимое для того, чтобы получить декретный отпуск не только работающей женщине, но также и другим категориями граждан, имеющие детей. Но ничего не сказано про дни учебы.
В общих правилах начислений пособий гражданам в качестве государственной защиты социально слабой категории населения говорится, что Фонд социального страхования исчисляет пособия по декрету в том случае, если у женщины или ее мужа есть трудовой стаж.

Но входит ли дни учебы студента в трудовой стаж? На основании ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ период учебы не засчитывается в качестве трудового стажа в ПФР.

Причем, не важно, где учатся молодые граждане – в институте, техникуме или училище. Поэтому касательно студентов, трудовым периодом может считаться только официально оформленная практика студента на каком-либо производстве или предприятии.

Подобными вопросами задаются многие студентки, ведь пойти учиться на дневное отделение женщина или девушка может в среднем до 40-45 лет.

Поэтому это касается не только молоденьких девушек. С вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 865 от 30.12.2006 г., где в работу принято Положение с четкими требованиями начислять всем гражданам России выплаты и пособия в случае, когда они имеют детей.
Кроме того, в этом Положении упоминается также и о гражданах, которые обучаются на дневном отделении того или иного образовательного учреждения.
Однако это касается только тех студентов. Которые получают исключительно профессиональное образование, а потому различные духовные учебные заведения или частные школы законом в отношении выплат пособий по беременности и родам, не рассматриваются.

Условия предоставления декретного отпуска

Условия получения декретных пособий для студентов исходят из основного Порядка, который предусмотрен для всех беременных и рожениц и основанием для этого служит Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. со всеми изменениями, которые были внесены и вступили в силу в 2014 году.

А также – Постановление № 883 от 04.09.1995 г. о государственных пособиях, которые должны быть начислены государством гражданам с детьми.
Пособия назначаются Фондом социального страхования по статьям для женщин, которые до беременности и родов не были трудоустроены и выплачиваются родившим студенткам в виде следующих назначений, которые называют декретными:
1. Одноразовое пособие для беременных, ставших на учете в медицинском учреждении на ранних сроках беременности. Такая выплата назначается в виде дополнительной суммы к единовременному пособию по беременности и родам. Таким сроком является период до наступления 12 недель.
2. Пособие от отдела социального страхования в связи с беременностью и родами. ФСС начисляет студенткам пособия в размере той стипендии, которая им начислялась. Причем, даже не важно, на платном дневном отделении они учатся или на бесплатном (Приказ Фонда социального страхования № 1012н от 23.12.2009 г.).
3. Единовременное денежное пособие на ребенка. Такая помощь начисляется уже после рождения ребенка и направлена на оказание помощи матери в процессе ухода за малышом.
4. Ежемесячное пособие на ребенка по уходу за ним до наступления его полуторагодовалого возраста. Такое пособие может оформляться на отца ребенка, если он трудоустроен. Если же нет – тогда мама-студентка подает необходимые документы в учебную часть своего ВУЗа или образовательного учреждения, где она официально числится студенткой.

Если родители новорожденного являются оба студентами, тогда они на общих основаниях получают единовременную государственную помощь.

Такую помощь получат родители от органов социальной защиты населения. Если же папа трудоустроен и получает вознаграждение за труд, тогда он имеет право оформить на себя получение единоразового пособия на родившегося ребенка.

Отец подает соответствующие документы в отдел кадров своего предприятия, где работает. Студентка же должна подавать заявление в свой ВУЗ, где на основании стипендии будет назначаться пособие по беременности и родам.

Как оформить

Следует разграничивать понятия в отношении государственных выплат роженицам, что из этого следует называть декретными, а что просто пособием.

Так, все, что связано с отпуском – это называют декретом, а все, что связано с выплатами, не имеющими отношения к отпуску – пособием.

Так, среди четырех видов выплат, которые получают беременные и рожающие студентки, единовременное пособие для ребенка сложно называть декретными суммами.

Это государственная материальная помощь для улучшения ухода за родившимся ребенком и его могут выплатить даже той матери, которая сразу после родов захочет вернуться к учебному процессу.
Каким же образом оформляются те или иные выплаты, положенные студенту, в связи с рождением детей? Прежде всего, студент обращается к учебной части своего ВУЗа, техникума или ПТУ, ему не нужно идти сразу в бухгалтерию своего учебного заведения.

В учебной части можно решать все подобные вопросы, а уже заведующий этого отделения сам будет контактировать с кадровиками учебного заведения или бухгалтерами по вопросу беременной студентки.

Для законного оформления студентки должны подать следующий пакет документов в учебную часть:
- заявление в учебную часть государственного образовательного заведения с просьбой начислить пособия по беременности и родам;
- заявление на получение академического отпуска на срок 1,5 года по справке от врача, где описывается состояние беременной студентки и его рекомендации;
- копия паспорта;
- в учебную часть также следует сдать справку от врача – медицинское заключение или освидетельствование.

Конечно же, беременная студентка может подавать заявление в учебную часть на получение пособия по беременности и родам, в независимости на каком сроке она уходит в декретный отпуск, а также на каком отделении она учится, на платном или бесплатном обучении.

После рассмотрения документов кадровый отдел должен обязательно издать по этому студентке соответствующий приказ внутреннего распорядка.

Для подачи пакета документов в социальные органы, занимающиеся обеспечением защиты населения, приготовьте следующие документы:
- заявление в органы социальной защиты населения на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 года или на получение одноразовой выплаты на ребенка, в зависимости от того, на какой стадии находится материнство студентки;
- заявление об отпуске на 1,5 года в связи с уходом за родившимся ребенком;
- копия медицинского освидетельствования от врача;
- копия из учебного заведения, о том, что студентке был предоставлен отпуск сроком на 1,5 года;
- справку о рождении ребенка из ЗАГСа;
- справку из ФСС и органов социальной защиты о том, что супруг не получает никаких пособий;
- копия паспортных данных – все страницы удостоверения личности.

Если же отец ребенка – тоже студент, тогда учебное заведение должно выдать также еще справку о том, что он не получает никаких пособий по декрету своей жены.

Порядок получения выплат

Законодательство, регулирующее поддержку в виде денежной помощи молодежным группам населения, с 1.01.2012 г. предусматривает определенный порядок для обеспечения студенток, родивших ребенка.

Органы, которые занимаются расчетами, начислениями, выплатами студенткам декретных пособий и контролем над осуществлением выплат, являются следующими государственными организациями и учреждениями:
1. Образовательное учреждение, где обучается студент, выплачивает пособие по беременности и родам в размере стипендии, которая начисляется из бюджетных средств.
2. Органы социальной защиты населения по месту регистрации студента выплачивают ему (ей) два вида пособия: 1) по рождению ребенка; 2) по уходу за ним до наступления возраста 1,5 года;
3. Фонд социального страхования участвует в выплатах помощи по беременности и родам только в случае, когда студент оформил официально трудовые отношения в виде практики. Тогда ему положен и больничный лист, а, следовательно, он попадает по рассмотрение законов для трудоустроенных беременных женщин.

Для оформления декретных выплат беременные студентки должны обращаться в учебный отдел учебного заведения, где они учатся на дневном отделении.

Для этого они предоставляют справку, которую ей выдает врач. Затем пишется заявление на отпуск и получение пособий, потом образовательное учреждение издает приказ и выдает ей копию.

С этим приказом беременная студентка идет в органы социальной защиты и пишет там заявление на получение другого вида пособия – единовременного и ежемесячного.
После оформления, государственный орган производит начисления и отправляет положенные суммы выплат либо на банковскую карту будущей или состоявшейся матери, либо в бухгалтерию учебного заведения, где студентка может получить все положенные выплаты.

Размер

Студентки заочной формы обучения, если работают помимо занятий, могут получить пособия по больничным листкам, и размер пособий будет начисляться тогда исходя из их заработной платы.

Если же забеременевшие заочницы не работают, тогда они будут получать пособие по общим правилам со студентками-очницами.

И размер пособий для таких женщин будет исчисляться по их стипендиями, которые они получали во время обучения.
Кроме того, для студенток дневного отделения есть такая привилегия – как продолжение выплаты пособий даже если студентка выйдет из академического отпуска раньше положенного срока. Таких условий нет для работающих студентов.

Размеры выплат могут зависеть от некоторых нюансов, предположительно следующих:
- объем выплат для студентов, поступивших официально на практику, будет зависеть от части оплат для практикантки и размера стипендии;
- для студенток, получающих повышенную стипендию, исчисления суммы выплат будут вестись из объема повышенной стипендии;
- если же студентка обучается на бесплатной основе, тогда размер пособия будет исчисляться из стипендиального фонда;
- в случае, когда студентка обучается на платной основе, размеры выплат пособий будут рассчитываться из фонда, который учрежден самим учебным заведением;
- для тех студенток, которые не получают никаких стипендий, но могут продолжить занятия сразу после родов, пособие будет назначено, исходя из базовых стипендий.

Все размеры пособий, которые исчисляются для студенток из их стипендий, не должны быть меньшими, чем те размеры, что установлены законодательством России.

Пособие по беременности и родам, которое начисляется от размера стипендии, будет рассчитано за два этапа:
- период до родов с момент постановки на учет;
- период после рождения ребенка, который стандартно принимается за объем в:
70 дней для нормальных родов
88 дней при сложных родах
110 дней при появлении на свет двух и более младенцев

Сроки выплат влияют на размер пособия также как, и размер стипендии влияет на итоговый объем материальной помощи студенткам-очницам, забеременевших и родивших ребенка.

Студентки вполне спокойно могут рассчитывать на получение выплат пособий по беременности и родам, единовременного пособия и ежемесячных выплат по уходу за детьми до наступления полуторагодовалого возраста.

Вместо студентки может оформить социальные выплаты ее муж, если он тоже является студентом или работает на каком-либо предприятии по трудовому договору.
Законодательство РФ не прекращает заботиться о такой категории населения, как студенты. Поэтому все эти привилегии вполне законны, и каждый студент обязан знать об этом, о своих правах.

Помните! Студенческая пора – это не только учебные будни, но и время получения первого опыта работы. Официально трудоустроенные студенты любой формы обучения могут рассчитывать на определенные социальные гарантии.

Рождение ребенка, болезнь или травма – во всех ситуациях государство Фонда социального страхования РФ поддержит и окажет финансовую помощь.
Студент, помни! Законное оформление трудовых отношений и знание своих прав - это основа социальной защищенности!

понедельник — пятница: 08.00 - 17.00 (обед 12.00 - 13.00)

Время работы специалистов, осуществляющих прием граждан по предоставлению государственных услуг Фонда социального страхования: Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00; Без перерыва на обед

Вопрос:

Согласно статье 178 ТК РФ при сокращении штата должно выплачиваться выходное пособие на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев. Должно ли выплачиваться выходное пособие в случае, если работник работает по совместительству без записи в трудовой книжке или по договору гражданско-правового характера?

Ответ юриста

Трудовое законодательство не запрещает выплату среднего заработка за второй и третий месяц трудоустройства при сокращении, если в это время работник трудится по совместительству. При этом законодательством не предусмотрено требование о представлении работником заявления об отсутствии работы по совместительству. Однако позиции судов в отношении обязанности работодателя выплачивать средний заработок в таких случаях различны.

Обоснование: Согласно ч. 1, 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Трудовое законодательство определяет условие, которое позволит получить работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка за второй и третий месяц после увольнения в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации. Так, за второй месяц работнику необходимо представить заявление и трудовую книжку, подтверждающую отсутствие записи в трудовой книжке о его трудоустройстве. За третий месяц - справку из центра занятости. Иных ограничений законодатель не установил.

В дополнение сообщаем, что под трудоустройством нужно понимать именно работу по трудовому договору. Это следует из ст. 1 ТК РФ, согласно которой отношения по трудоустройству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, а их правовое регулирование является задачей трудового законодательства.

Если исходить из того, что заключение любого трудового договора приводит к трудоустройству, то лицо, работающее хотя бы по одному такому договору, следует считать трудоустроенным, а периодом трудоустройства является лишь время поиска работы по трудовому договору лицом, вообще ее не имеющим. Значит, гарантия в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства распространяется только на тех работников, которые непосредственно после увольнения в связи с ликвидацией или сокращением остались без всякой работы, и только до момента заключения ими любого нового трудового договора.

В вопросе сохранения среднего заработка по основному месту работы на период трудоустройства в случае работы по совместительству позиции судов разнятся.

За работником, который после прекращения основного трудового договора продолжает работать по совместительству, среднемесячный заработок на период трудоустройства сохраняться не должен (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30.07.2012 N 33-6446).

Сведения о работе по совместительству могут отсутствовать в трудовой книжке. Однако работодатель, уволивший основного работника по п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, вправе отказать ему в выплате среднего заработка, если располагает информацией о трудоустройстве по совместительству из других источников (Определение Кемеровского областного суда от 29.09.2015 N 33-10081/2015).

Сокрытие работником факта своей трудовой деятельности по совместительству является проявлением недобросовестности, позволяющим взыскать с него неосновательно полученный им средний заработок (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.03.2013 N 11-7410/13). Имеется в судебной практике и иной подход, основанный на том, что трудоустроиться можно только по основному месту работы, но судебных актов с такой логикой меньше. Так, Хабаровский краевой суд в Апелляционном определении от 20.02.2015 N 33-1086/2015 пришел к выводу, что наличие у гражданина работы по совместительству не может лишать его права на сохранение среднего заработка на период трудоустройства в случае увольнения с основной работы.

По нашему мнению, работодатель, сокративший работника, но заключивший с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг, не должен сохранять за работником средний заработок на период трудоустройства за второй и третий месяцы. Однако судебная практика по данному вопросу противоречива.

Однако в самом ТК РФ не раскрыто понятие трудоустройства, включает ли оно в себя занятость только по трудовому соглашению или также по гражданско-правовому договору.

Так, согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) занятыми считаются в том числе граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 данные граждане не могут быть признаны безработными. Следовательно, раз бывший работник заключил гражданско-правовой договор, он считается занятым и не является безработным и поэтому его можно рассматривать в качестве трудоустроенного работника.

Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Согласно первому подходу под термином "трудоустройство" понимается только устроенность бывшего работника согласно трудовому законодательству (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 29.04.2013 по делу N 33-3975).

Согласно второму подходу под термином "трудоустройство" понимаются и гражданско-правовые договоры (Кассационное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.02.2011).

Подборка документов:

Готовое решение: Какие выплаты полагаются работникам при увольнении по сокращению (КонсультантПлюс, 2019)

Самозанятый гражданин работает сам на себя. Он должен беспокоиться за оплату налогов, отчисление пенсионных, чтобы получать пенсионные баллы. Когда гражданин работает по найму и официально трудоустроен, все заботы по уплате налогов берет на себя работодатель. Некоторые компании хотят сэкономить, поэтому переводят своих работников, как самозанятые. Разобрались, что выгоднее: работать по найму или быть самозанятым.

Преимущества для самозанятых

Самозанятые сами выбирают с кем работать и назначают цены на свои услуги. И компанию или предпринимателя, который пользуется услугами самозанятого, нельзя назвать прямым работодателем — это скорее партнер по бизнесу. Хорошо справились с работой? Значит, получите оплату, которую заранее обговорили с партнером.


Ставки по уплате налогов минимальные, т. к. нужно платить от 4% до 6% до 2029 года. В правительстве заявили, что поднимать налоговые ставки для самозанятых не будут. Налог в 4% назначается физическим лицам и 6% юридическим лицам.

Другие преимущества самозанятых перед наемными сотрудниками.

Разрешается быть самозанятым и работать по найму. С зарплаты удержат 13% НДФЛ на основной работе, а по самозанятости заплатите 4%.

Можно подавать на налоговый вычет в 10 тыс. руб. Деньги не дают на руки, но налоговый вычет применяют к процентам для оплаты налогов. Это позволяет вместо 4% для физлиц платить 1−2% налогов.

Вести бухгалтерию и подавать декларацию в налоговую не придется. От самозанятого требуется только сообщить в налоговую, что он ведет профессиональную деятельность и заплатить 4% или 6% с прибыли.

Плату за предыдущий месяц по налогам нужно проводить до 25 числа следующего месяца. Если были в отпуске или не работали, ничего платить не нужно.

Недостатки в работе самозанятых

Оплачиваемого больничного нет. Вы работаете сами на себя и если заболели, не получите выплаты.

В какое время выбрать отпуск вы выбираете самостоятельно, но помните, что за нерабочие дни вам никто платить не будет.

Самозанятых никто не заставляет платить пенсионные отчисления. Но это приводит к тому, что не засчитывается трудовой стаж. И если в банке нужно срочно взять кредит, где требуются пенсионные отчисления, вам откажут в выдаче денег.

Если у самозанятого расширяется бизнес, нанимать помощников и дополнительный персонал он не имеет права. Но проблема легко решается, если перейдете на ИП.

Доход у самозанятых ограничен. Если годовая прибыль превышает 2,4 млн руб., придется платить налог по ставке 13%.

Никаких гарантий и пособий. Самозанятые рассчитывают только на свои силы.

Запрещается работать с работодателем, с которым составляли трудовой договор менее двух лет назад.

Преимущества работы по трудовому договору

Если заключили с работодателем трудовой договор, вам предоставят оплачиваемый отпуск, больничный и будут делать все социальные и пенсионные отчисления. В случае производственной травмы наемный сотрудник получает компенсацию и оплачиваемый больничный. Выплачиваются пособия по уходу за ребенком.


Еще одно преимущество работы по найму с договором — идет трудовой стаж. Если захотите оформить кредит, никаких проблем не будет, т. к. вы сможете подтвердить свой доход и взять справку 2-НДФЛ.

Недостатки в работе по трудовому договору

Вы получаете белую зарплату и платите все налоги, включая подоходный. У самозанятых нет никаких гарантий трудоустройства, но зато они получают больше денег.

В трудовом договоре прописаны обязанности трудоустроенного сотрудника. Вам нужно придерживаться графика, установленного компанией. За нарушение установленного графика назначат штраф или уволят.

Получать белую зарплату не выгодно, когда есть неоплаченные долги. Деньги заберут по решению суда.

Если захотите уволиться и трудоустроиться на новое место, где больше платят, придется отработать на предыдущем месте две недели. Нет гарантий, что новый работодатель захочет ждать так долго.

Подводим итоги: что выгоднее — работать по договору или как самозанятый?

Когда есть постоянный поток клиентов, и вы занимаетесь любимым делом, проще платить 4% налогов и быть самозанятым, чем работать по найму и платить 13%.

Самозанятый в любое время может не выйти на работу или уехать по своим делам, но денег за работу не получит.

Если работаете по договору, все налоги за вас платит работодатель. Идет трудовой стаж.

У самозанятого идет трудовой стаж, если он платит в пенсионный фонд.

Если доход самозанятого превышает 2,4 млн руб. в год, придется платить 13% налогов.

В работе по трудовому договору можно рассчитывать на отпускные, больничный, льготы.

Работодатель обеспечивает работника по найму всем необходимым в отличие от самозанятого.

Когда есть постоянный поток клиентов, а это зависит от вашей деятельности, работать в качестве самозанятого выгоднее, чем по найму. Но самозанятые сами заботятся о своем будущем, платят налоги и не получают отпускных и больничных. Каждый решает сам, какой вид деятельности выбрать, поэтому заранее оценивайте свой доход за минусом налогов.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.

Самозанятый гражданин работает сам на себя. Он должен беспокоиться за оплату налогов, отчисление пенсионных, чтобы получать пенсионные баллы. Когда гражданин работает по найму и официально трудоустроен, все заботы по уплате налогов берет на себя работодатель. Некоторые компании хотят сэкономить, поэтому переводят своих работников, как самозанятые. Разобрались, что выгоднее: работать по найму или быть самозанятым.

Преимущества для самозанятых

Самозанятые сами выбирают с кем работать и назначают цены на свои услуги. И компанию или предпринимателя, который пользуется услугами самозанятого, нельзя назвать прямым работодателем — это скорее партнер по бизнесу. Хорошо справились с работой? Значит, получите оплату, которую заранее обговорили с партнером.


Ставки по уплате налогов минимальные, т. к. нужно платить от 4% до 6% до 2029 года. В правительстве заявили, что поднимать налоговые ставки для самозанятых не будут. Налог в 4% назначается физическим лицам и 6% юридическим лицам.

Другие преимущества самозанятых перед наемными сотрудниками.

Разрешается быть самозанятым и работать по найму. С зарплаты удержат 13% НДФЛ на основной работе, а по самозанятости заплатите 4%.

Можно подавать на налоговый вычет в 10 тыс. руб. Деньги не дают на руки, но налоговый вычет применяют к процентам для оплаты налогов. Это позволяет вместо 4% для физлиц платить 1−2% налогов.

Вести бухгалтерию и подавать декларацию в налоговую не придется. От самозанятого требуется только сообщить в налоговую, что он ведет профессиональную деятельность и заплатить 4% или 6% с прибыли.

Плату за предыдущий месяц по налогам нужно проводить до 25 числа следующего месяца. Если были в отпуске или не работали, ничего платить не нужно.

Недостатки в работе самозанятых

Оплачиваемого больничного нет. Вы работаете сами на себя и если заболели, не получите выплаты.

В какое время выбрать отпуск вы выбираете самостоятельно, но помните, что за нерабочие дни вам никто платить не будет.

Самозанятых никто не заставляет платить пенсионные отчисления. Но это приводит к тому, что не засчитывается трудовой стаж. И если в банке нужно срочно взять кредит, где требуются пенсионные отчисления, вам откажут в выдаче денег.

Если у самозанятого расширяется бизнес, нанимать помощников и дополнительный персонал он не имеет права. Но проблема легко решается, если перейдете на ИП.

Доход у самозанятых ограничен. Если годовая прибыль превышает 2,4 млн руб., придется платить налог по ставке 13%.

Никаких гарантий и пособий. Самозанятые рассчитывают только на свои силы.

Запрещается работать с работодателем, с которым составляли трудовой договор менее двух лет назад.

Преимущества работы по трудовому договору

Если заключили с работодателем трудовой договор, вам предоставят оплачиваемый отпуск, больничный и будут делать все социальные и пенсионные отчисления. В случае производственной травмы наемный сотрудник получает компенсацию и оплачиваемый больничный. Выплачиваются пособия по уходу за ребенком.


Еще одно преимущество работы по найму с договором — идет трудовой стаж. Если захотите оформить кредит, никаких проблем не будет, т. к. вы сможете подтвердить свой доход и взять справку 2-НДФЛ.

Недостатки в работе по трудовому договору

Вы получаете белую зарплату и платите все налоги, включая подоходный. У самозанятых нет никаких гарантий трудоустройства, но зато они получают больше денег.

В трудовом договоре прописаны обязанности трудоустроенного сотрудника. Вам нужно придерживаться графика, установленного компанией. За нарушение установленного графика назначат штраф или уволят.

Получать белую зарплату не выгодно, когда есть неоплаченные долги. Деньги заберут по решению суда.

Если захотите уволиться и трудоустроиться на новое место, где больше платят, придется отработать на предыдущем месте две недели. Нет гарантий, что новый работодатель захочет ждать так долго.

Подводим итоги: что выгоднее — работать по договору или как самозанятый?

Когда есть постоянный поток клиентов, и вы занимаетесь любимым делом, проще платить 4% налогов и быть самозанятым, чем работать по найму и платить 13%.

Самозанятый в любое время может не выйти на работу или уехать по своим делам, но денег за работу не получит.

Если работаете по договору, все налоги за вас платит работодатель. Идет трудовой стаж.

У самозанятого идет трудовой стаж, если он платит в пенсионный фонд.

Если доход самозанятого превышает 2,4 млн руб. в год, придется платить 13% налогов.

В работе по трудовому договору можно рассчитывать на отпускные, больничный, льготы.

Работодатель обеспечивает работника по найму всем необходимым в отличие от самозанятого.

Когда есть постоянный поток клиентов, а это зависит от вашей деятельности, работать в качестве самозанятого выгоднее, чем по найму. Но самозанятые сами заботятся о своем будущем, платят налоги и не получают отпускных и больничных. Каждый решает сам, какой вид деятельности выбрать, поэтому заранее оценивайте свой доход за минусом налогов.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.

Читайте также: