Если не нравятся обязанности на работе

Обновлено: 02.07.2024

Большинство людей со сменой работы абсолютно ничего не выигрывают. Они в итоге получают то же самое, что имели на прошлом месте работы.

Известно, что более 80% людей недовольны своей работой и мечтают о дне, когда смогут послать куда подальше своего босса и отнести столь желаемое заявление на увольнение в отдел кадров.

Я восемь лет работаю в HR и наблюдаю эти блестящие глаза человека, который пришёл подписывать свой обходной лист. Его кровь полна адреналина, он уже не воспринимает реальность адекватно, он весь в мечтах о новой работе и о том, как там будет классно. Другой HR пообещал ему больше денег, выше должность, любовь и уважение коллектива, бесплатные печеньки на кухне и душечку-босса.

Известно также, что большинство людей со сменой работы абсолютно ничего не выигрывают. Они в итоге получают то же самое, что имели на прошлом месте работы.

Вот уже восемь лет среди прочего я анализирую причины увольнения, чтобы потом с ними бороться. И в целом борьба моя успешна: на всех местах работы я сокращал уровень текучести с 30–50% до 15–20% и надеюсь, что мысли, изложенные в этой статье, смогут сократить текучесть на уровне всей страны.

Так вот, среди основных причин текучести наиболее популярны такие:

  • Переход на более высокую заработную плату.
  • Переход на более высокую должность.
  • Слишком высокий уровень нагрузки на текущем месте работы. .
  • Смена места жительства.
  • Здоровье.

Первые четыре пункта — это ингредиенты нашего блюда, которые обычно меняются на другие, но в итоге человек получает в результате то же самое.

Но ведь есть много способов начать получать удовольствие от нелюбимой работы, не делая таких кардинальных изменений.

Ведь, посудите сами, смена работы вынуждает человека:

  • Адаптироваться к новым обязанностям.
  • Адаптироваться к психологическому стрессу (ведь впереди появляется большая неизвестность, риск увольнения).
  • Адаптироваться к социальному изменению — новые коллеги сильно могут отличаться от прежних.
  • Адаптироваться к физическим изменениям — новое местоположение офиса, новый стол и стул, новая еда в столовой, свет по-другому падает из окна, другой температурный режим.

Всё это способно привести даже к болезни. Я часто наблюдаю, как новые сотрудники заболевают, проработав всего одну-две недели. И потом больными ходят на работу, так как брать больничный в свои первые дни боятся.

Для того чтобы найти способы получить от нелюбимой работы всё, нужно для начала разобраться, из чего состоит любимая работа.

Я уже два года преподаю карьерный коучинг людям из разных стран, где рассказываю, как искать идеальную работу и помогать находить её другим, поэтому мне есть чем поделиться.

  • Ты любишь это делать.
  • Ты умеешь это делать.
  • Тебе за это могут платить.

Когда все три сферы пересекаются — у человека идеальная карьера.

Предлагаю пройти небольшой тест и понять, что происходит с вашей карьерой.

Нужно напротив каждого вопроса поставить цифру от 1 до 10, где 10 означает, что вы полностью согласны с выражением, а 1 — полностью не согласны.

А теперь просуммируйте баллы в каждом разделе (профессионализм, любовь, доход).

Идеальная карьера выглядит так: 100–100–100.

Обычная карьера среднего человека так: 60–60–60.

Вот здесь вы и поймёте, где именно у вас проблема в карьере и как можно устранить эту проблему.

В своём тренинге я учу, как искать дело жизни, как осуществлять трансформацию карьеры и как зарабатывать больше.

Я считаю, что каждый из вас в состоянии найти что-то своё в нелюбимой работе и получить от нее всё. И вот тебе несколько вариантов, которые я встречал:

Конечно же, многие скажут, что если тебе работа не нравится, то нужно с неё уходить, но это тема совершенно другой статьи.

А какие вы можете дать советы людям, которым не нравится их работа, но по разным причинам они не могут с неё уйти?

Михаил Притула

Работает с Global Publishing компании Wargaming, где строит продуктовое управление игр: World of Tanks, World of Warplanes, World of Warships, Blitz. Кредо: HR должен разбираться в бизнесе не хуже CEO

И если человеку не нравится его работа (а в России таких людей около 50%), он чувствует себя несчастным.

Нелюбимая работа: уйти или привыкать

Как действовать, если работа не устраивает. Есть два выхода - сменить работу или продолжать трудиться на старом месте. Чтобы принять верное решение, нужно:

Во-первых, переосмыслить. Иногда наше отношение к работе решает не сама деятельность или наш начальник, а именно наше отношение к деятельности. Если в общем нет факторов, которые стоит ненавидеть, нужно поменять восприятие и отношение к деятельности. Совсем не возбраняется относиться к работе как к источнику средств и заканчивать думать о ней ровно по выходу из офиса.

Во-вторых, все взвесить. Иногда адекватный начальник и участие в интересном проекте могут перевесить небольшую зарплату и отсутствие уютного офиса у фирмы.

Иногда терпеть до изменения обстоятельств кажется более приемлемым, чем начать резкие перемены.

В-третьих, задать себе ряд вопросов: хотели бы вы расти в той области, которой занимаетесь. Выбрали ли бы этот путь, если вернуться на годы назад? Считаете ли вы себя профессионалом в том, чем занимаетесь?

Если ответы НЕТ, то вам стоит задуматься о смене деятельности, а не только места работы.

В-четвертых, послушать внутренний голос (интуицию). Иногда наш организм дает нам подсказки, как вести себя в той или иной ситуации. Например, вы чувствуете себя плохо от одного напоминания о работе или рабочем месте, вам снятся плохие сны? Это как раз подсказки.

Более явные знаки – серьезные проблемы со здоровьем, ухудшение иммунитета, хроническая усталость.

Когда вы предприняли выше описанные шаги, проанализировали свою настоящую деятельность и решили, что положительных моментов ваша работа имеет больше, чем отрицательных, принимаем решение остаться.

Как сделать работу любимой

Самое эффективное - хорошо отдохнуть. Пойдет на пользу смена обстановки и обязательно отпуск, не похожий на работу. Причем не 2-3 дня, а как минимум две недели, чтобы мозг смог перегрузиться.

Стоит изменить те факторы, которые не устраивают. То есть определить источники недовольства и поменять/сократить их. Например, если вам нравится своя деятельность, но раздражает коллектив – можно абстрагироваться и сократить общение с коллегами. Если устаете от долгой работы в офис, можно договориться с начальством на укороченную неделю или работу удаленно.

В любом случае, стоит пытаться изменить что-то.

Можно перестроить график работы: нелюбимые задачи выполнять утром, сложное - разделить, в рутинное - привнести творчество, отказаться от того, что не под силу. Не стесняться просить помощи.

Полезно найти любимое хобби, чтобы переключаться после работы. Отличная от основной деятельность здорово помогает обнулиться и снять усталость.

Нелюбимая работа дается богом

Есть мнение, что наша Вселенная или Бог посылают нам различные жизненные испытания. Иногда можно (или нужно) временно потерпеть эти неудобства. Например, когда от вашей зарплаты и работы зависит благосостояние семьи. Но если ни зарплата, ни ваша деятельность много лет вас не радуют, это не испытание божие, это знак поменять.

Если вы все взвесили, либо пробовали изменить, но обстановка становится только хуже, вы все же приходите к решению сменить нелюбимую работу.

Почему стоит уходить с нелюбимой работы?

Национальный университет Австралии провел исследование, итог которого неутешителен: ненавистная работа - причина плохого физического и психологического самочувствия.

Если человек не удовлетворен своей трудовой деятельностью, наблюдается также падение самооценки, депрессия, стрессы, влечение к спиртному – даже больше, чем у безработных. Также возрастает риск инсультов и инфарктов.

Психологически чувствуют себя более успешными и более счастливыми люди, которые довольны своей работой.

Что касается денег, иногда кажется, что оставить работу, пусть даже нелюбимую, значит подвергнуть себя нищенскому существованию.

Конечно, оставить работу, даже ненавистную, очень сложно. Причем чем дольше человек работает на одном месте, тем сложнее его оставить.

Если вы решили сменить работу

Если единственное, что утешает вас в работе, это день зарплаты.

Если вы не готовы тратить столько часов, занимаясь тем, чем вы занимаетесь (а мы проводим на работе полжизни).

Если самочувствие ухудшается, а недовольство и беспокойство растет.

Если все действия улучшить или полюбить не привели к успеху, то верным решением будет сменить нелюбимую работу.

Как сменить любимую работу

Даже если эмоции и решимость переполняют вас, не нужно сжигать мосты. Действуйте обдуманно.

Разработайте план и подготовьте почву для смены работы.

Поставьте себе сроки.

Постарайтесь почерпнуть максимальную пользу и использовать время на старом месте, научиться чему-то новому.

Подготовьте подушку безопасности (подкопите денег), сократите расходы.

Закиньте удочку по друзьям и знакомым. Иногда интересный проект или место находятся в вашем окружении.

Начните искать новую работу. Если не нравился начальник или коллектив, не устраивала зарплата, что поиски ограничатся той же отраслью знаний, но другой организацией. Тут достаточно составить резюме и разместить на сайтах по поиску работы.

Если ваша профессия не приносит удовлетворения, но вы не знаете, кем бы вы хотели работать, - это очень важный и сложный момент. Потому что поиски себя – целая практическая наука.

Как найти свое предназначение

Пройти курсы или вебинары по поиску предназначения. Сейчас таких десяток.

Профессионалы считают, что ваша любимая работа будет находиться на пересечении трех сфер: что я умею, что наполняет меня энергией (что я люблю), за что мне будут платить деньги. В этом ключе хобби, которое можно монетизировать, является идеальной будущей профессией.

Если приоритетов и хобби пока нет, пробуйте разные ниши деятельности (не менее 10). Причем рекомендуется начинать то, что нравится, параллельно с основной работой. Время найдется. Вы же должны любить новую деятельность, потому с радостью заниматься и черпать энергию!

Ответьте на вопрос: чем бы вы занялись, если бы у вас было достаточно денег на счету и не нужно было зарабатывать?

В сеть вышла статья о том, что любимая работа противопоказана. Постоянно находясь в зоне комфорта, мы деградируем. Но исследования говорят об обратном: люди, которые любят свою работу, в три раза реже подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Такие люди живут дольше, чувствуют себя лучше и личные отношения у них (по субъективному мнению) более успешные.

И проста, но работает истина, если найти работу по душе, то вам не придется работать ни дня.

Ответьте себе честно: насколько вы счастливы? Чем наполнены ваши дни? Если все супер и вы обожаете свою работу, можно за себя порадоваться и не читать этот текст. Но если вы ненавидите вечер воскресенья (ведь завтра на работу) и вас держит только оклад или стабильность, пора встретиться с проблемой лицом к лицу.

Перестаньте себе врать

Когда работа не приносит удовольствия — происходит эмоциональное выгорание, которое может дойти до физического истощения и полной апатии. Выбираться из такого состояния сложно, часто требуется помощь специалистов. Лучше не доводить себя до такого. Подумайте: насколько вы дорожите работой? Что должно произойти, чтобы вы уволились?

Можно долго заниматься самообманом, но вы не на экзамене, и неправильного ответа нет. Изучите чек-лист: если с вашей ситуацией совпадает хотя бы несколько пунктов — это повод задуматься:

  • в воскресенье вечером вы не в настроении — завтра на работу;
  • в течение рабочего дня постоянно смотрите на часы и молитесь, чтобы время ускорилось;
  • ненавидите корпоративы, праздники и мероприятия вне работы;
  • вам не нравятся коллеги, бесят их вопросы и одно только присутствие;
  • вы мечтаете избавиться от этого места и людей;
  • не рассказываете о работе друзьям, отмахиваетесь, обходите вопросы стороной;
  • вы амбициозны, но на работе просто отсиживаетесь. В этом помогают ютуб, сериалы и кофе брейки;
  • чувствуете себя несчастным человеком.

Можно игнорировать ситуацию: терпеть, злиться и ненавидеть каждый день. Но важно помнить: мы живем не на черновик, и не факт, что все изменится, пока вы не очнетесь.

Действуйте

Делайте хоть что-то. Работа мечты не найдет вас сама, а лучший руководитель не позвонит в дверь. Сколько лет единственной жизни вы готовы спустись в никуда? Бывают ситуации, когда вы не можете уволиться здесь и сейчас: кредит, трое детей, ипотека. Начните с малого: разместите резюме, скажите всем знакомым, что ищете работу, пробуйте ходить по собеседованиям, чтобы понять, что изменилось на рынке, в какую сумму оценивают ваши навыки, и где нужно поднажать, чтобы получить достойное предложение.

Ненавидеть работу и думать, что лучше не найдете, — ошибочное мнение. Это как убеждать себя, что после расставания с любовью всей жизни невозможно встретить другую. Возможно, и всегда есть выбор: страдать или двигаться дальше.

Составьте список из 25–30 компаний, где хотите работать. Существуют организации, которые не ищут сотрудников на открытых ресурсах. Проявляйте инициативу и рассылайте резюме целенаправленно, а не занимайтесь пассивным поиском.

Поймите причину недовольства

Не бывает, что в работе не нравится все. Точнее, такое встречается, но тогда сложно представить, как до сих пор терпите. Обычно устраивает зарплата, но не нравятся обязанности: слишком простые или бесполезные. Или хочется получить удаленную работу, чтобы не ездить в офис. Возможно, в вашей ситуации оклад играет не самую главную роль, и важнее признание в коллективе. Это все необходимо понять перед новым собеседованием, чтобы идти туда с четким пониманием, что вы хотите получить.

Начните откладывать деньги

Для кого-то это самое сложное и неприятное, но понимание, что без работы вы можете прожить месяц или два, добавляет уверенности и внутреннего спокойствия. Чем раньше подойдете к этому вопросу, тем быстрее обезопасите себя от страхов и рисков. Но, может, вам повезет, и вы сразу попадете на новую работу.

Когда от работы тошнит — это не изменит разовая прибавка к зарплате или новогодний подарок. Откладывайте минимум 10% с каждой зарплаты, экономьте на расходах, подумайте, без чего можно прожить некоторое время.

Главное, дайте себе слово, когда уволитесь, и не отступайте от даты. Не отвлекайтесь на внешние факторы: премии, повышение, обещания руководителя и прочее. Вам решать: соглашаться на краткосрочные бонусы или выбирать новую счастливую жизнь.

Пропишите свои сильные качества

Изучите свой опыт: знания, образования, сильные стороны. Так прибавится уверенность и повысится самооценка. Нарисуйте два столбика: в первый выпишите 10–15 достижений — профессиональных, творческих, спортивных. Упомяните все, что вам нравится делать. Например: пишу интересные заметки, знаю французский язык, могу поддержать беседу с любым человеком, разбираюсь в IT.

Составьте профессиональный портрет из своих сильных сторон. Во втором столбце пропишите качества, которые вам помогли. В чем ваша сила: дисциплина, упорный труд, хитрость. Поймите, в чем ваше преимущество, и на какие качества будете опираться в критической ситуации.

Поговорим не только о плюсах. Вы прописали сильные качества, но чего не хватает, чтобы оказаться в точке Б? Мечтаете о международных командировках или стажировке в Штатах? Если не знаете английский — это может стать проблемой. Или хотите работать бизнес-ассистентом, но постоянно опаздываете. Тогда вряд ли потенциальный руководитель будет доволен.

Понимать свои слабые стороны иногда важнее, чем сильные. Вы не можете требовать, чтобы вам достойно платили, просто потому что вы — хороший человек.

Перестаньте сравнивать себя с другими

Освободитесь от стереотипа престижной профессии, статуса и прочего. Какая разница, что кругом предприниматели и фрилансеры, если вам нравится офисная работа или вы обожаете кофе, общение, и хотите открыть свою кофейню. Вы даже не вспомните о других людях, когда получите дело всей жизни. Забудьте ограничения серьезных профессий, возраста и образования. Это не так важно, чтобы стать счастливым человеком.

Вы живете в свободное время, когда важнее талант, а не диплом. Экономист становится телеведущим, а социолог — стилистом. Люди меняют профессию в любом возрасте. Можно зарабатывать через интернет, быть наемным сотрудником или работать на себя. Постарайтесь поставить цель не найти работу, а реализоваться в любимом деле. Оставьте дело, которое вас разрушает, найдите сферу, где проявятся ваши таланты, проснется страсть к новым задачам и сами увидите результат.

Начиная карьеру в области управления персоналом, я получила очень важный урок. Я узнала, что первые три месяца работы сотрудника определяют его долгосрочные перспективы в компании. По данным исследования, проведенного Слоуновской школой менеджмента при Массачусетском технологическом институте, стоимость найма и обучения нового сотрудника в 1,25-1,4 раза превышает его годовую зарплату. Финансовая стабильность бизнеса сильно зависит от качества найма. Именно поэтому нас учили распознавать неподходящих сотрудников как можно раньше и начинать корректировку их поведения как можно быстрее. Если поведение не поддавалось корректировке, мы увольняли сотрудников в течение 90 дней. Фактически, в каждом договоре мы указывали, что в течение этого времени можем уволить специалиста без объяснения причин. Зачем мы это делали? Мы знали, что кадровые ошибки обходятся очень дорого. И вот почему.

Почему люди терпят неудачу на работе? Вовсе не потому, что им недостает опыта.

Многие считают, что неудачи на работе связаны в первую очередь с недостатком навыков, однако мой опыт подсказывает, что личность сотрудника и его подход к работе играют куда большую роль. Если сотрудник не вписывается в культуру, он мешает тем, кто его окружает. Вряд ли они хотят работать с человеком, которого они не уважают. В результате продуктивность работы команды падает, и руководителю приходится выяснять, кто в этом виноват. В конечном итоге, самое слабое звено оказывается за порогом. С учетом того, что новые люди зачастую присоединяются к уже сложившимся коллективам, становится понятно, почему культурному соответствию отводится такая важная роль. Если новый сотрудник не может найти общий язык с коллегами, нет смысла принуждать его к совместной работе. Проще отпустить его и поискать кого-нибудь еще.

Вот пять признаков того, что вы совершили кадровую ошибку


Если новый сотрудник ведет себя подобным образом, это серьезный повод задуматься.

1. "Я могу делать что угодно"

2. "Вы все должны под меня подстраиваться"

Новые сотрудники, которые сразу же начинают озвучивать свои требования, мгновенно приобретают славу людей "с запросами". Таким образом они создают дополнительные сложности для окружающих. Новые сотрудники должны думать о том, как облегчить, а не усложнить жизнь коллегам. Чем больше пользы они приносят, тем быстрее их замечают и начинают ценить.

3. "Я разговариваю только с важными людьми"

Новые сотрудники, которые обращают внимание только на тех, кто имеет влияние, не умеют работать в команде. Это беспринципные и расчетливые люди, которые не здороваются с секретарями и представителями других отделов и не могут признать чей-то вклад в общее дело, если он не слишком велик. Новым сотрудникам жизненно необходимы друзья, потому что нельзя знать заранее, чья помощь им может потребоваться.

4. "Я жду повышения"

Новые сотрудники, которые постоянно говорят о продвижении по служебной лестнице, обычно слишком сильно заняты собой и своими делами и готовы переступить через кого угодно, чтобы достичь своих целей. Новые сотрудники должны стремиться во что бы то ни стало улучшить свои навыки, чтобы превзойти ожидания работодателя. Добросовестная работа - это лучший способ завоевать доверие и уважение, которые в конечном итоге приведут к повышению.

5. "Я могу это сделать, но не ждите, что я буду работать на пределе возможностей"

Новые сотрудники, которые не слишком себя утруждают, совершенно не заботятся о том, чтобы построить доверительные и взаимовыгодные отношения с работодателем. Любое партнерство требует вложений. Если сотрудник с самых первых дней не заботится о том, чтобы работодатель был им доволен, в будущем его отношение вряд ли улучшится. Кроме того, вы не сможете на него рассчитывать, если что-нибудь случится. Новые сотрудники должны не только соответствовать ожиданиям работодателя, но и стремиться их превзойти. Это вовсе не означает, что им следует проводить в офисе как можно больше времени. Скорее, они могли бы работать более продуктивно и достигать нужных результатов в рекордно короткие сроки.

Нанимая сотрудников, внимательно следите за тем, как они себя ведут. Заметив первые признаки проблемы, попытайтесь решить ее, чтобы минимизировать издержки. Если же вы недавно получили работу, действуйте дальновидно и при необходимости обратитесь за помощью, чтобы убедиться в том, что вы хорошо справляетесь. В противном случае вам придется искать новую работу гораздо быстрее, чем хотелось бы.

Читайте также: