Если начальник ничего не делает на работе

Обновлено: 02.05.2024

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека. Как поступать, как реагировать, если вам хамит коллега или руководитель в присутствии всего коллектива? Антон Ходарев, доктор экономических наук и профессиональный ментор, дает несколько конкретных советов

Позвольте, я вас покритикую

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Екатерина Захарова

Вы давно работаете бухгалтером в небольшой компании, чувствуете себя правой рукой босса. И вдруг осознаете, что все чаще выполняете его или чужую работу, посвящая прямым обязанностям меньше времени. Не чреват ли ваш отказ ссорой с начальством? Мы расскажем, как научиться отказывать и стоит ли вообще это делать.

Что вы обязаны делать, а что — нет?

Если вы трудитесь без одного из этих документов, исправьте ситуацию в ближайшее время.

Почему именно вы?

Чтобы разработать стратегию поведения, подумайте, почему руководитель выбрал ответственным за решение многих вопросов именно вас.

Может быть, вы сотрудник, на которого можно положиться? Поэтому для своевременной реализации важной задачи руководитель решил привлечь именно вас.

Как построить общение с руководителем?

  • Начальник делится обязанностями по-дружески
  • Руководитель заставляет выполнять работу

Здесь придется возвысить себя в глазах директора, подчёркивая свои достоинства. Покажите, что вы можете сами принимать решения и отвечать за результаты своих действий. Отсеките мелочёвку, которую вполне могут исполнять другие сотрудники с меньшей степенью ответственности.

Если не удается договориться

Не расстраивайтесь, а подумайте над тем, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Это опыт работы с новыми задачами, которые вполне могут пригодиться вам в будущем и помогут достичь карьерного роста.

К тому же, решение дополнительных задач в неурочное время работодатель, как правило, готов компенсировать. Обговорите условия оплаты заранее. Одни руководители предпочитают выплатить премию, другие — предоставить отгул. Договоритесь заранее на те условия, которые будут выгодны и вам, и руководству.

Дорогие бухгалтеры, а сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как вам удалось их решить.

Был у меня в жизни такой опыт. Я в подобной ситуации сначала возмущалась, а потом набралась знаний бесплатно и благополучно ушла в другое место со значительным повышением и в зарплате, и в должности. Но это не правило в нашей стране, а скорее исключение. Есть сейчас у меня три приятельницы, которые всё время жалуются на произвол руководителя, бессовестно нагружающего работой сверх служебных обязанностей, за которую не платит. Вот уже несколько лет они мне регулярно на это жалуются, но ничего не меняют. Так что есть два варианта: оставаться в роли жертвы и наслаждаться возможностью поныть и сорвать слова сочувствия. Имеете право!)) А второй вариант - поступить по-взрослому, в рамках трудового законодательства оформить должностную инструкцию и свято ей следовать. Если ваш работодатель не захочет соблюдать трудовой договор, частью которого эта инструкция является, то конфликта не избежать. Не согласна с автором статьи, что его стоит избегать. Без конфликта ничего не развивается. Другое дело, что конфликтовать можно по-разному. Продуктивнее, конечно, сделать это цивилизованно (сейчас есть очень толковая литература на эту тему, не грех и подучиться). Если достигнуть договоренности не удается, смело пускайтесь в плавание. Самоуважение гораздо полезнее для здоровья, чем постоянный стресс от того, что тебя используют бесплатно. Т.е. по сути - насилуют. Всем успеха!

Бухгалтер с 36-летним стажем явно не знакома с работой бухгалтера в небольшой фирме. Многофункциональность - это неизбежно в малом бизнесе. Небольшое предприятие никогда не разворачивает полные штаты под каждую вновь образовываемую функцию. Там всегда все: "И жнец и щвец и на дуде игрец" И почти всегда бухгалтер там и бух и кадровик и секретарь и юрист - одновременно. А все эти прекраснозвучащие: "трудовой договор, должностная инструкция, коллективный договор, Положение по оплате труда, "Положение о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ" (последнее меня совсем развеселило!) - все это если и присутствует, то только формально, для возможных проверок.
Есть неизменный принцип: "Кто работает на том и пашут!" Вот им все и определяется. До тех пор пока человек берется за допобязанности, до тех пор его и грузить будут. А находить иные способы решения ситуации руководители будут только тогда, когда услышат твердое "нет!" Нанимать дополнительный штат без нужды не будет никто.
Другой вопрос, что и право руководителя сменить специалиста, на более сговорчивого, никто не отменял.

@Сотник Юрий. Я полностью с Вами согласна, сейчас действует правило "Кто не желает работать, тот не нужен" найдут другого, правда не факт, что другой будет лучше и будет делать все, что ни скажут. Законы только на бумаге, хоть их никто и не отменял. А руководитель хоть и "не прав", все равно "прав".

Главбух_н. Ну и не так однозначно тоже "найдут другого!" Да, но не всегда. Периодически мне приходилось устраивать твердые разговоры на тему: "Это просто выходит за рамки моей трудоспособности, да и желания "живот положить" на алтарь бизнеса. И дело тут не в размере или отсутствии доплаты, а просто в чрезмерной перегрузке и отсутствии компетенции в данном вопросе!" Во всех случаях - вполне мирно расходились. Просто иногда руководитель не понимает фактического объема до возлагаемой работы. Ему кажется там на полчасика, а реально на это дни уходят. Объяснять нужно. И только один раз дело пошло на принцип - уволился. Просто, что бы человек не воображал, что его личный круглосуточный труд на собственный бизнес должен быть таким же у наемных работников. Личный пример, в данном случае, далеко не образец для других.

@Сотник Юрий. Наша дискуссия напомнила мне об "орлах" и "утках" Бодо Шефера. Очень мне понравилась его классификация! Так вот у нас здесь как раз диалог в духе этих двух типов работников. Если твоя профессиональная самооценка тверда и высока, если брать ответственность и принимать решения тебе в кайф, если развиваться в своей и смежных профессиях тебе интересно, то темы "много навалили" просто не возникает. Идёшь и спокойно разговариваешь о введении новых штатных единиц, о разделении обязанностей. Ни одному адекватному работодателю не интересно терять квалифицированные кадры, тем более с таких ключевых позиций, как главбух. А если владелец бизнеса мыслит категориями "придорожной палатки" и готов шантажировать вас увольнением, то зачем вам, профессионалу, там дальше оставаться?
У вас в руках прекрасная востребованная профессия, которая, в отличие от профессии "ИП Тютькин")) нужна всегда,

Ольга. Ольга, браво! Все - по полочкам, все точно! Только я не совсем согласен в классификации "утка". Преподносится, как, типа, это II сорт работника, нежелательный работодателю. Не согласен. Полжизни руководил таковыми в роли рядовых бухгалтеров. Да, это женщины (в основном, но попадался таковой и мужчина) у которых в жизни ИНЫЕ приоритеты, нежели работа и карьера. Допустим: дети, семья, какие-то хобби, все то, что лежит вне работы. При этом они отличные работники! Внимательные, компетентные в рамках своих обязанностей, не пренебрегают работать и сверх раб. времени, но только в том, что касается их участка или добровольно взятой подмены отсутствующего, готовые помочь, когда их разово попросишь. Т.е. весь набор образцового работника! Но только поступая на работу такой человек и не имел виду строить карьеру, не интересует его она. Другие приоритеты. Это не исключает добросовестности, дисциплинированности, трудолюбия.

@Сотник Юрий. Юрий, утки - это, по Шеферу, не второй сорт, а сотрудники, которые эффективны только в тех видах работ, где нужно монотонно и однообразно выполнять очень ограниченный спектр операций. Мы же обсуждаем главбухов. А на этом месте, да и вообще в бухгалтерии, утки - настоящий бич! Помните то бешенство, которое вызывает банковский служащий, не способный решить элементарный вопрос, а у вас от этого, например, рушатся сроки сделки? И всё потому, что видите ли "они так не делают". Или звонишь контрагенту, чтоб исправили идиотскую ошибку, а на том конце провода - "мы всем так делаем". Знакомо? И именно они больше всего "страдают" от "несправедливости и тяжелого труда". Вот если такой попадется в твоем подчинении, то постоянно ждешь какой-то подставы. Он же ничего решить не может, чуть как-то задача поменялась - ступор. А в таком живом и творческом деле, как финансы и бухгалтерия - это почти ежедневная ситуация. Причем, на руководящей должности может быть "утка" - это не от должности зависит. И на месте рядового бухгалтера вполне может быть "орел" - вот у меня как раз такие, специально отбирала и, конечно, держусь за них двумя руками)) Да и Вы, судя по описанию, как раз такими и руководили. "Утки", в отличие от Ваших сотрудников, не бывают компетентными, т.к. это предполагает ответственность. В том числе и за собственную жизнь (к вопросу о жертвах плохих дяденек-начальников))

Гость. Выстраивания взаимоотношений между двумя людьми это не шаблон. Никогда не шаблон. Тут не бывает универсальных рецептов и "волшебных" слов, произнеся которые ты решишь все проблемы и освободишься от нежелательного в отношениях. Каждый раз это решается по разному и далеко не каждый раз - в свою пользу. Мне приходилось и принимать решения о увольнении, если я не мог или не считал нужным убедить. Не все руководители проникнуты чувством справедливости. Очень многие сами по себе эгоцентричны и самоуверены, до пренебрежения другими.
Иногда бывает и так, что и человек сам по себе неплохой, но "вырос" по карьерной лестнице из низов и там, внизу лестницы ему успели привить, например, отношение к бухгалтерии, как к чему-то ненужному (непонятное всегда ненужно, да?)и прибежищу бездельниц (чаще там все же женщины сидят). И вот он вырос до руководителя с таким штампом в голове. Нет он уже понимает, что бухгалтерия - это неизбежно, что информацию, часто можно получить только там, но "штамп" есть штамп и избавится от него он не может. Ну и в чем ты его убедишь? Только через время, понабив шишек он что-то поймет, но только так, слова "сейчас" его не убеждают.
Но в большинстве случаев, через компромиссы, договариваться все же получается, большинство руководителей, даже упрямые, но не дураки и поддаются здравым убеждениям.

@Сотник Юрий. Спасибо Юрий за Ваш ответ. Учту. Так хочется понимания, но не все люди идут на компромиссы. Буду стараться искать подход к своему работодателю.

У нас тоже вышел из-за этого конфликт директора с гл. бухом. В итоге отдали функцию главного бухгалтера на аутсорсинг в Интеркомп.

И что? Уж аутсорсер точно не станет мальчиком (девочкой) на побегушках и не станет исполнять не предусмотренное договором. Аутсорсинг становится модным, он имеет и свои преимущества, конечно: экономию средств, четкость взаимоотношений, ответ ответственность директора за предоставление первички и некоторые другие, но имеет и недостатки. С ним дела не обсудишь за чашечкой чая. По своему опыту хорошо это понял. В "родном" предприятии главбух знает все: и технологию и особенности многих сотрудников и специфику процедур на предприятии, не говоря уж о том, что "лежа, стоя и с колена" готов доложить об основных экономических показателях и слабых местах. Аутсорсер - отнюдь не так. Доставили документы, "заколотил" их в Эврику или 1С, оформил свои документы, закрыл месяц - сдал. Все! Все выполнено на отлично! Акт закрыт! Спроси меня среднемесячный объем продаж, какой продукт является определяющим в продажах, почему сложилась такая его цена, какие "тонкие" места в его себестоимости - не отвечу. Мне это не нужно! Я не работаю на предприятии! Я только обязан провести ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ документы, а не выклянчивать недостающие и сформировать результат, не анализируя его.

Добавлю: Мне, аутсортеру, важен свой бизнес, а не клиентский. Это не исключает моей профессиональной добросовестности, но и переживать за трудности клиента я не стану. А будучи штатным главбухом - почти всегда переживаешь и готов приложить все силы и труд, в том числе и те, которые никто не оплатит и даже не оценит. Воспримут, как должное. .

Юрий, я с Вами полностью согласен. Аутсорсер никогда не будет спорить с директором. Он просто выполняет свою работу. Да и не факт, что штатный бухгалтер будет опытнее чем бухгалтер из того же Интеркомп.

Я побывала в 2-х шкурах: и шкуре работника и в шкуре работодателя. Так вот хочу сказать, что это постоянно конфронтующие между собой позиции.
Когда ты в роли работника, ты свою работу оцениваешь на определенный уровень зарплаты и любое дополнительное задание вызывает в тебе противоречивые чувства - ведь мне за это не платят. И даже если есть четко описанная инструкция, и бывают дни застоя, когда ты не выполняешь все задачи, прописанные в инструкции (а сама зарплата изначально предусматривает максимальный объем денег, который работодатель готов заплатить за выполнение всего объема задач, указанных в инструкции). И вот есть такие моменты, когда работник не полностью загружен даже своими текущими задачами, он ведь не компенсирует с своей зарплаты те периоды своей неполной загруженности.
Также сталкивалась с тем, что сначала работники соглашаются на описанный им функционал и ту зарплату, которую работодатель предлагает за этот функционал, тем самым лишает других потенциальных работников занять это место, а через какое-то время начинают ныть, что это в других фирмах стоит больше, что это большой объем и т.д. Но изначально, на этапах прохождения собеседования, они же соглашаются с озвученными условиями (совмещать например функции еще какого-то специалиста).
Еще есть категория сотрудников, которая считает что на свою зарплату надо работать только для галочки, пришел на работу, отметился, сделал абы как. А за ответственность ему должны доплачивать. Они даже свою работу не хотят делать ответственно (даже если это четко прописано в инструкции), делают ошибки, абсолютно не хотят думать. Таким иногда нужно четко указывать, что это его обязанность! Это воспринимается тоже так, что он не должен, а его заставляют.
Те, кто жалуются, что они выполняют часто не свою работу порой могут не замечать, что работодатель также в свою очередь может где-то это компенсировать или закрывать глаза на многие моменты: например премировать, или предоставить свободный график работы, или закрывать глаза на частые опоздания, разговоры по телефону часами, частые больничные, отпрашивания и т.д. А может и просто закрывать глаза на несносный характер работника, от которого уже стонет весь офис, потому что его ценность для компании выше чем его выходки.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
  • Центр поддержки
  • Заказать звонок
  • Написать в чат
  • Помощь

Попробовать бесплатно 14 дней

— Странно, мой босс тоже меня не любит.

— По-моему, меня мой тоже.

— Может, это закон природы?

— А может, это потому что вы торчите в кафе в 11.30, когда за окном среда?

Бесконечные придирки, замечания или молчание, мрачный взгляд в ответ на любые предложения и достижения – работа с руководителем, который вас не любит, становится адом. Что делать в такой ситуации? Как вести себя, когда кажется, что начальник вот-вот вас уволит или снова отчитает за то, что вы – это вы?

Во-первых, перестать загоняться и искать ответы на целую серию вопросов:

По каким признакам я не нравлюсь начальнику?

Как другие попали в число фаворитов руководства?

Что я могу сделать?

Как можно понравиться руководителю?

Что мне следует и чего не следует делать?

Где найти запасной план, если все это не сработает?

Работать с начальником, которому вы не нравитесь, невесело. Но еще хуже застрять в цикле вопросов без ответа. Реально хорошие решения приходят только в тишине, когда вы спокойны и готовы действовать.

Если шеф вас по-настоящему достал своими негативными эмоциями – это шанс изменить жизнь к лучшему.

Менять жизнь и подход к работе нужно правильно. Для начала стоит определиться, чего делать на пути к новой жизни не стоит.

Перехваливать свое начальство. Конечно, подчиненные часто становятся подхалимами: хвалят идеи шефа, его метод руководства и так далее. Увы, такой подход редко реально располагает начальство к себе. Любой адекватный шеф заметит подвох и воспримет вас как специалиста с низкой самооценкой, а потом и вовсе начнет презирать. Оно вам надо?

Переходить с рабочих отношений на дружеские. Это распространенное решение часто заканчивается катастрофой. Сначала вы приглашаете начальника выпить после работы, потом – за покупками или в отпуск. Такие истории заканчиваются плохо. Подчиненные, вовлеченные в отношения с руководством, становятся менее продуктивными. Руководство теряет авторитет и карьерные очки.

Копировать руководителя. Когда учишься в школе, копирование старшеклассников кажется хорошей идеей, но даже одноклассники замечают подвох. Ваши коллеги и руководитель заметят точно – имейте немного самоуважения и даже не пытайтесь кому-то соответствовать.

А теперь о том, что делать можно.

Полюбить себя. Если вы ощущаете прессинг начальника, который выводит вас из равновесия, значит, пришло время сказать ему спасибо и посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, что вы делаете, где, с кем и зачем. Не погружаясь в свои эмоции, а сверяя свои ценности и цели с тем положением, в котором вы оказались. Если вы любите и себя, и свою работу, можно двигаться дальше.

Сосредоточиться на работе. Отличный способ понравиться начальнику – качественно и вовремя выполнять свою работу. Стратегия имеет накопительный эффект, так что запасайтесь терпением. Решение максимально эффективное, но иногда трудно исполнимое.

Беречь своего руководителя. Контролируйте вещи, которые могут помочь или навредить вашему руководителю, и вовремя предупреждайте его. Со временем это оценят. Имейте в виду, что придумывать проблемы, чтобы подмазаться к начальнику, нельзя: легко соскользнуть в манипуляции и подпортить репутацию.

Одеваться, как ваш начальник. Нет, это не противоречит вышесказанному. Не копируйте образ руководителя слепо, но анализируйте его подход к работе и жизни. Если он ходит на работу в костюме, не приходите в офис в рваных джинсах и провокационной футболке. Это даже не отзеркаливание, а просто здравый смысл.

12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу

Люди без будущего: самозанятые, контрактники, фрилансеры

Опять задержались на работе? И каково это – продавать себя по дешевке?

А что дальше

Вы поймете, что все сделали правильно, когда перестанете искать одобрения коллег и сосредоточитесь на работе. Если колкие комментарии руководителя не отвлекут вас от дел, а только усилят вовлечение в рабочий процесс, значит, вы на правильном пути. Такой должна быть концентрация на делах – без ожиданий, требований и сроков.

Работа станет мощным генератором уверенности в себе, а искренняя благодарность руководителя будет просто заслуженным бонусом.

Увы, если в вашей компании успех подчиненных не влияет на карьерный капитал руководителя, советы могут не сработать: всем все равно, как вы работаете и делаете ли вообще хоть что-то. Никакие разумные действия тут не помогут.

Пожалуй, вам пора сменить работу – вот 5 главных сигналов

Пожалуй, вам пора сменить работу – вот 5 главных сигналов

Иногда стоит посмотреть глубже

Возможно, ваша гипотеза, что вы не нравитесь руководителю, изначально ошибочна. Может, у начальника хронический стресс, синдром дефицита внимания, давняя субдепрессия, а к вам он относится в общем-то неплохо, даже лучше, чем к себе.

Как бы ни было, нелюбовь руководителя – хороший сигнал, чтобы провести анализ своих планов, ожиданий, намерений. Вовсе не повод почувствовать себя жертвой.

Трудоголизм — верный путь к хронической усталости и апатии.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.


Мне 23 года, я логист. Сменила уже три рабочих места, зато набралась опыта в сфере грузоперевозок. Поняла, что столкнулась с выгоранием, после того как в течение пяти месяцев работала более 12 часов в сутки. Решила уйти, но мне предложили другую работу. Погрузилась в нее, толком не отдохнув, и у меня начались эмоциональные срывы. Думаю, это произошло в том числе потому, что у моего руководителя не было никакого желания работать, а я из-за своей мягкотелости позволяла на себе ездить.

Восстановиться пыталась с помощью БАДов для психики. Они стоят около 1200 Р , и, честно говоря, это сомнительный способ борьбы с выгоранием. В себя я так до конца пока и не пришла. Собираюсь уволиться, возьму перерыв на месяц-два. Буду заниматься только собой и любимыми делами.

Зато благодаря опыту выгорания я поняла, что способна жить как робот — но недолго. Начала задумываться о собственном деле, потому что работать по 12 часов на себя или впахивать так на дядю — разные вещи. Также размышляю о получении дополнительного образования, чтобы сменить сферу деятельности.


Мне 38, чаще всего я работала (и работаю) удаленно. Сейчас я редактор-корректор в интернет-издании.

С выгоранием столкнулась, когда пошла работать в офис. Раньше я фрилансила в SMM, вела аккаунты местного мелкого бизнеса: сочиняла контент-планы, сама делала фотографии и писала тексты. И была предоставлена самой себе в плане графика. Но заработок был нестабильный: сегодня клиент есть, а завтра он решит, что все эти ваши соцсети не работают. Поэтому, когда я получила оффер от одной ИТ-компании , которой требовался редактор в отдел маркетинга, решила попробовать. Зарплата, крутой офис и прочие плюшки на уровне. Но хватило меня всего на полгода.

Еще я стала постоянно болеть. То кто-то привезет в офис ротавирус с Черного моря и все по очереди лежат дома. То простуда гуляет. То просто было настолько плохо, что я работала из дома (благо такая возможность была).

Причин моего выгорания было несколько. Во-первых , отсутствие отдыха в течение многих лет. После университета у меня практически не было отпусков, а если и были, то я во время них периодически решала рабочие вопросы. При смене работы выходила на новую сразу же, без пауз. Во-вторых , нет отдыха — нет и смены окружения. Я никуда не ездила, видела перед собой только коллег и монитор.

Добавляло огня и то, что при таком бешеном графике я еле могла оплачивать коммуналку и еду: заработок был очень низким. Кроме упомянутой ИТ-компании — там зарплата была такой хорошей, что я долго не могла решиться ее потерять. Наконец, меня настиг жизненный кризис.

Мне 35, у меня нет детей, хобби и впечатлений от путешествий. Зато есть хорошо оплачиваемая работа, которую я ненавижу. Что дальше?

Ошибкой было то, что я сохранила некоторых клиентов по SMM. В перерывах между просмотром сериалов и употреблением готовой еды я пыталась писать посты и ретушировать фото, но это давалось мне с огромным трудом. Получала я за эту работу около 15 тысяч. Думаю, если бы я сразу же прекратила общение с клиентами и реально совсем ничего не делала, то восстановилась бы быстрее. Еще надо было сменить обстановку: уехать в другой город, хотя бы просто чаще выходить из дома. Но это я понимаю только сейчас.

Был месяц, когда я не заработала вообще ничего — все траты взял на себя мой парень. Но расходы были небольшими: простая еда, поездки на маршрутке. Правда, пришлось потратиться на травматолога-ортопеда: после стольких лет сидячей работы заболела спина. Заплатила 1500 Р за прием, около 500 Р отдала за лекарства и 8000 Р — за курс массажа.

Справилась я с выгоранием или нет — сказать трудно. До сих пор иногда накатывает, какая я немолодец и вообще. Отдыхала я в общей сложности пять месяцев. Если бы продолжала работать в ИТ-компании , то заработала бы за это время 225 000 Р .


Сейчас мне 34 года. Когда у меня случилось выгорание, мне было 29, я была генеральной директоркой отеля и просто обожала свою работу. Быть управляющей — безумно интересно. У меня была классная команда, интересные задачи, и я почти ничем другим не увлекалась.

В какой-то момент я стала болеть — несильно, но регулярно. Сначала у меня впервые в жизни был гайморит, потом конъюнктивит, затем простуда, больное горло, молочница — каждый месяц со мной что-то происходило. Я понимала, что мне нужен отпуск, но на него все не было времени.

А потом у меня немного заболела грудь. Я решила попасть к врачу, но, чтобы надолго не уходить с работы, записалась по ДМС в маленькую частную клинику рядом с отелем. Мне не повезло: маммолог попался не очень и просто выписал обезболивающее. Сначала мне словно стало лучше. Но потом было несколько острых приступов, и в итоге мне все-таки пришлось записаться к хорошему специалисту.

Причин у моего выгорания было несколько. Я была директоркой, а это стрессовая позиция с большим количеством требований. Быть управляющей — значит не отключаться ни на минуту. Отель работает 24 часа в сутки — значит, нужно всегда быть на связи. Плюс я очень ответственный человек и стараюсь все сделать наилучшим образом. Ну, и самое главное: я очень любила свою работу и была ею увлечена. Поэтому даже не думала, что могу выгореть и что мне нужно планировать отдых, — до тех пор, пока не начались проблемы со здоровьем.

Лежа в больнице после операции, я понимала, что с моей жизнью что-то не так. Улетела в отпуск в Таиланд, Вьетнам и Камбоджу при первой возможности — с еще не зажившим шрамом. Потратила на поездку около 150 тысяч. А по возвращении получила предложение поработать в Танзании. Еще через три месяца я уже улетела в Африку. Быть управляющей здесь — тоже стрессово, но по-другому. Тут у меня уже нет такого высокого вовлечения в дела компании.


Мне 36 лет, уже почти 20 из которых я работаю системным администратором. Начал рано, с нуля. Еще в школе был эникейщиком, то есть помощником сисадмина. Теперь у меня куча международных сертификатов, хорошая работа и нормальная зарплата (а еще семья, ребенок и ипотека). Мой основной способ заработка — администрирование, но брал и разные сайд-проекты, вообще не связанные с ИТ.

Мое теперешнее состояние можно с большой натяжкой назвать балансом. У меня есть хобби, однако даже ему сейчас не хочется уделять время. Пробовал сменить вид деятельности и пошел на курсы веб-верстки , но пока из этого ничего не вышло. На учебу тоже нужны ресурсы, которых нет. А взять и уволиться сейчас вообще будет странно, надо сперва закрыть ипотеку.


Однажды все это мне надоело. Исчезло желание идти на некогда любимую работу. Кончился энтузиазм, потребность расти и бороться. Не хотелось что-то доказывать и чего-то добиваться — просто потому, что бесполезно биться головой о стену. Причиной моего состояния в большей степени послужило наплевательское отношение со стороны начальства и постоянный передел в системе, из-за которого сталкивались интересы и пересекались полномочия работников из разных служб и отделов.

Решение нашлось в виде внезапного декрета в самый разгар реформ. Теперь спокойно сижу дома, воспитываю вторую дочку и просвещаюсь в вопросах финансовой грамотности. Печальный опыт долговой ямы и банкротства заставили меня начать по-другому относиться к деньгам. Теперь я погашаю кредиты, коплю подушку безопасности и немного инвестирую. Сейчас моя главная цель — восстановить здоровье после родов. Надеюсь, что декретное выгорание мне не грозит, потому что следующая задача — освоить новую профессию.


Мне нравятся игры и кино, поэтому я занимаюсь 3Д-моделированием в геймдев-аутсорс-студии. Пришел в специальность относительно поздно — в 27 лет. Уже два года стараюсь вырасти в старшего специалиста.

Выгорел я на прошлом месте работы, в другой студии. Сперва мне стало тяжело вставать на работу, потом — просто просыпаться. Следом перестало нравиться то, чем я занимаюсь. Спустя полгода я оставил просмотры курсов по специальности, не было желания разбираться в новом. Если раньше мне нравилось приходить домой и моделировать проекты для портфолио, то теперь от этого занятия у меня начались приступы тошноты.

Я практически перестал разговаривать с женой, а все наши редкие разговоры свелись к тому, что я рассказывал о произошедшем в офисе за день. Но часто не было сил и на это. Как она терпела эти беседы, мои возвращения в два часа ночи и работу по выходным и праздникам — для меня загадка. Очень ценю поддержку и терпение моей жены. Не знаю, что могло бы произойти без нее, ведь в последние месяцы я постоянно визуализировал, как выхожу в окно или шагаю под поезд. Вряд ли на самом деле дошло бы до такого, но эти мысли были со мной долгое время.

Естественно, меня уволили. К удивлению начальства, я поблагодарил их за такой шаг. Самому мне было тяжело это сделать: я чувствовал долг перед коллегами, на которых тут же взвалят мои задачи. Кроме того, моя жена тогда только открыла бизнес, а я только вышел на более-менее приличную оплату труда и хотел помогать ей финансово.

Но у нас в отделе был просто марш смерти: мы постоянно находились в режиме дедлайна, сроки которого все время сдвигались.

Всему виной плохой менеджмент. Работу и ее срок рассчитывали, исходя из норм для старших художников, а выполняли ее младшие. Опытные художники уходили, младшие становились на их место, пытались наверстать упущенное — и все по новой. Это был снежный ком задержек, который мчался по всему отделу и выжимал всех. Больше года у меня были бесконечные переработки: я трудился от 60 до 80 часов в неделю. Мой антирекорд работы — 36 часов без перерыва на сон. Конечно, переработки в игровой индустрии в целом считаются нормой (даже в западных студиях), но такое — уже перебор.

После увольнения мне предложили пойти в другую студию на удаленку. У меня не было перерыва между работами, но обычную 40-часовую неделю с нормальными выходными я воспринял как своеобразный отпуск. А через два месяца ушел в настоящий. Жизнь меня особо не учит, но лучше я буду бомжевать возле трасс, чем соглашусь на такие условия снова.


Мне 33 года, работаю в ИТ-сфере . Работа позволяет мне высыпаться, а доход — вести достаточно комфортный и здоровый образ жизни. Но что-то пошло не так.

Я уже не первый год работаю удаленно. Однако как только активно стартовали коронавирусные ограничения, в голове что-то переключилось, и я сел дома уже по принуждению. Мой доход упал примерно на 40—50% , я испугался, что могу потерять все, и начал активно работать. Настолько активно, что мой доход сначала выровнялся, а потом вырос еще где-то на 100—150%.

В октябре 2020 года я переболел коронавирусной инфекцией. Жалел себя, ел и спал. Потратил за месяц 6440 Р . В ноябре переживал из-за того , что ко мне все не возвращалось обоняние (это произошло частично лишь в апреле 2021 года). Отдал 15 549 Р на врачей и ПЦР-тесты — делал их платно, потому что мне было сложно ждать 10 рабочих дней. В декабре понял, что у меня стало значительно меньше сил, нет запала и бодрости, а вместо спорта и активности я стал лежать и смотреть кино, баловать себя едой и оправдывать это чем угодно. В 2021 году на посещение лора, психолога, обследования и препараты я потратил еще 38 019 Р .


Мне 25 лет. Работаю в ИТ-компании менеджером по рекламе, параллельно иногда беру проекты на фрилансе. В свободное время пытаюсь обучаться UX/UI-дизайну.

Началось все с того, что я просто хотел больше зарабатывать, так как боялся нестабильной экономической ситуации. Плюс стоимость жизни увеличилась, и пришлось крутиться.

С выгоранием столкнулся, когда практически от всех рабочих задач меня стало просто тошнить. В то время кроме основной работы у меня было параллельно два проекта на удаленке. Я посвящал каждому по три-четыре часа в день, до и после работы. Сперва все было прекрасно: отличный доход, интересные задачи. Но через месяц я начал замечать, что мне все труднее даются самые обычные действия — написать текст, запустить рекламу. Разумеется, я не придал этому значения, потому что через силу, но все делалось.

А еще через месяц появились проблемы со сном. Я не успевал выполнять задачи в срок, приходилось сидеть часов до 2—3 ночи и вставать в 7—8 , чтобы все сделать. Из-за этого я стал рассеянным, злым, разуверился в своих силах и возможностях. Мне казалось, что я плохой специалист, раз так много косячу. Мои мысли занимали только дедлайны и сорванные дедлайны.

Забил на спорт, начались проблемы с давлением и сердцем. Разумеется, свою роль сыграла пандемия и сидячий образ жизни. Да и в целом в Петербурге прогулки в холодное время года — ад, на который не хочется тратить силы и время. Но из-за отсутствия активности я стал уставать еще быстрее. Заедал стресс сладостями и фастфудом, сильно набрал вес.

Но это был полезный опыт в финансовом плане. Я тратил все, что тогда зарабатывал, и даже не следил — на что. Поэтому сейчас понял, что при любом доходе нужно уметь откладывать. А еще осознал, что в работе нужно расти не количественно, а качественно. Это помогло мне определить вектор дальнейшего развития.

Читайте также: