Экспертиза программного обеспечения работы доу что это

Обновлено: 01.05.2024

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением.

ВложениеРазмер
Статья "Экспертиза качества ДО" 27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением

Ключевые слова: качество дошкольного образования, социальное партнерство, взаимодействие с социальным окружением.

Система образования в России, и в том числе дошкольное образование в настоящее время активно развивается и трансформируется. При этом, дошкольная образовательная организация становится открытой системой, способной оперативно реагировать на изменения социальной среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся образовательные потребности, в том числе индивидуальные, а также предоставляющей широкий выбор образовательных услуг.

Такая деятельность ДОО может быть успешно реализована посредством широкого сотрудничества с социумом — социальным партнерством, которое позволяет существенно дополнить возможности без привлечения дополнительного финансирования со стороны государства. Так социальное партнерство становится инструментом, который позволяет представителям различных субъектов, имеющих специфические интересы, организовывать совместную обоюдовыгодную деятельность, опираясь на ресурсы друг друга. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между детским садом и социальными партнерами, что существенно может повлиять на повышение качества дошкольного образования, предоставляемого ДОО.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители воспитанников. Обязательное условие успешности социального партнерства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением.

  1. Проведение процедуры оценивания качества образования по шкале для комплексной оценки ECERS-R.
  2. Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников;
  3. Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с сотрудниками заинтересованных в партнерстве организаций (учреждения образования, культуры и т.д.)
  4. Экспертиза качества сетевого взаимодействия с различными организациями;
  5. Экспертиза заявочной деятельности дошкольной образовательной организации, участия в различных конкурсах и т.д;
  6. Экспертиза информационных ресурсов ДОО.

Для осуществления экспертизы взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников был использован следующий пакет инструментария:

  1. Анкеты для выявления удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг
  2. Анкеты на определение степени готовности родителей к участию в образовательном процессе.
  3. Анкеты для выявления удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг

Для осуществления экспертизы качества сетевого взаимодействия с различными организациями был использован следующий пакет инструментария:

  1. Анализ документации
  2. Анализ сайтов
  3. Беседа с администрацией
  4. Анкетирование воспитателей

На основании процедуры оценивания качества образования по шкале для комплексной оценки ECERS-R, проведённой в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении экспертами было сделано следующее заключение:

Наиболее высокие оценки имеют подшкалы Речь и мышление, Взаимодействие и Структурирование программы. Такие результаты объясняются тем, что организация образовательного процесса в исследуемой группе направлена коррекцию речевого развития, для чего созданы дополнительные условия, по сравнению с группами аналогичного возраста общеобразовательного направления. Также к наиболее благополучным аспектам образовательной среды ДОО можно отнести: распорядок дня и предметно-пространственную среду.

Минимальные оценки имеют подшкалы Присмотр и уход за детьми и Виды активности, однако они не являются низкими (около 6 баллов). Относительное снижение оценок по этим подшкалам обусловлены различием между некоторыми санитарно-гигиеническими нормами, заложенными в шкалах и принятых и реализуемых в РФ и невозможностью организовать гибкий и индивидуализированный режим дня в условиях соблюдения нормативных требований к организации работы ГБДОУ.

В результате работы были получены данные, которые указывают как на сильные, так и на слабые моменты в работе дошкольной организации. Результаты возможно улучшить, используя административный ресурс или работая над повышением профессиональной компетентности сотрудников ДОО.

Администрации ДОО следует обратить внимание на неисполнение сотрудниками некоторых требований СанПина, а также недостаточное знание ими санитарно-гигиенического минимума. Решение данного вопроса возможно при включении в план работы администрацией проверки знаний у сотрудников требований СанПина.

Еще одной проблемной областью у педагогов является низкая компетентность в вопросах методики работы с детьми дошкольного возраста. Рекомендуется методической службе ДОО включить в план работы организации развитие компетентности педагогов через обучение по программам повышения квалификации, участие в семинарах различных уровней, а так же, обратить особое внимание на вопросы самообразования педагогов.

Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников, проводилась в 4-х Государственных дошкольных образовательных учреждениях.

На основании проведенного анкетирования среди родителей воспитанников и отзывов, найденных на различных электронных ресурсах экспертами были сделаны следующие выводы: удовлетворенность родителей педагогами была оценена на высший балл. Родители положительно оценивают педагогов, поддерживают образовательную и воспитательную деятельность, стремятся выполнять рекомендации. Половина родителей готовы обратиться к педагогам за рекомендациями, проявляют инициативу в организации событий взаимодействия. Удовлетворенность формами взаимодействия выше среднего, родители информированы о целях и направлениях сотрудничества с ДОО, вовлечены в проводимые мероприятия. Большинство родителей демонстрируют удовлетворенность образовательным процессом.

Удовлетворенность родителей условиями на среднем уровне. Родители положительно оценивают образовательную среду, но в некоторых случаях отрицательно оценивают материально-техническое оснащение учреждения в целом. ГБДОУ рассматривают семьи воспитанников в качестве социальных партнеров

Экспертиза взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с сотрудниками заинтересованных в партнерстве организаций (учреждения образования, культуры и т.д.) . На основании проведённой в 4-х ГБДОУ экспертизы, было сделано заключение:

В целом ДОУ у спешно осуществляют взаимодействие с имеющимися социальными партнерами. Со всеми партнерами заключены договора. направления и задачи программ развития ГБДОУ также соответствует выбору социальных партнеров. В документации (договор о сотрудничестве, положения о сотрудничестве, годовой план) была представлена ориентированность целей на сотрудничество дошкольных организаций с социальными партнерами, которая позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, а так же, соответствие целей содержанию работы.

Экспертиза качества сетевого взаимодействия с различными организациями.

В экспертизе принимали участие 4-х Государственных дошкольных образовательных учреждения, в большинстве из них сетевое взаимодействие ведется успешно, оно имеет договора, положения и долгосрочные планы, отчеты о произошедших событиях, определяют направленность работы ДОО.

Одним из сетевых партнеров является Межрайонная централизованная библиотечная система. Социальное партнерство с библиотекой ведется уже не один год. Библиотека выступает своеобразным центром между детскими садами, приглашенными писателями, артистами. Целью договора между организациями является художественно-эстетическое развитие. Взаимодействие осуществляется на основании согласованного сторонами годового (календарного) плана работы, на безвозмездной основе.

В одном из образовательных учреждений, сетевое взаимодействие отсутствует.

Экспертиза заявочной деятельности дошкольной образовательной организации, участия в различных конкурсах и т.д. проведённая в нескольких ГБДОУ, позволила сделать следующее заключение:

Выявлено несколько результатов заявочно-конкурсной деятельности в виде дипломов лауреатов и победителей разнообразных конкурсов для педагогов, для родителей с детьми, имеющих чаще всего экологическое содержание. Заявка составлена четко, корректно. Обозначены подходы к решению проблемы, возможна реализация. Материалов не достаточно для полноценного анализа заявочной деятельности.

Экспертиза информационных ресурсов ДОО.

Экспертиза проводилась на основании анализа сайтов 4-х дошкольных образовательных учреждений, только один из которых содержал всю необходимую официальную информацию и полностью соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582; а также информационной открытости. Сайт решен в позитивной цветовой гамме и является эстетически и содержательно привлекательным для посетителей. Однако, для повышения информативности можно добавить видео- и/или фоторепортажи о проводимых мероприятиях, что позволит дополнительно повысить имидж ДОО, элементы обратной связи с родителями и дополнить счетчиком посещений.

Анализ официального сайта 2-ого образовательного учреждения показал следующее: сайт не полностью соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582; а также информационной открытости. Также Для повышения информативности можно добавить видео- и/или фоторепортажи о проводимых мероприятиях, что позволит дополнительно повысить имидж ДОО, элементы обратной связи с родителями.

В 2-х других случаях на сайте ГБДОУ присутствовала только ознакомительная информация о социальных партнёрах.

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет: использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей; решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Инструментарий, применявшийся при проведении практики подобран удачно, однако подлежит доработке. Некоторые инструменты немного громоздки или частично дублируют друг друга.

Опыт апробирования процедуры оценивания качества дошкольного образования по международным шкалам EKERS-R, выявил применимость этого инструментария для экспертной оценки качества работы дошкольной образовательной организации. В ходе проведения процедуры выявлено, что эти шкалы применимы для оценки качества дошкольного образования в ДОО и в России, не противоречат требованиям современной нормативной документации, регулирующей работу современного детского сада. Каждая ДОО имеет особенности организации своей деятельности. Это определяет кадровый состав, особенности контингента (например, возрастной состав), вид организации (общеразвивающий, коррекционный, оздоровительный, комбинированный), уникальной образовательной программой, и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с социальными институтами.

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и т.


Этот материал интересен для воспитателей.


Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

В материале представлен доклад из опыта работы по повышению компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.


Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется .


Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь.

1 Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.

2 Экспертиза Экспертиза это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.

3 Причины проведения Экспертизы ООП ДО Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.

4 Объект экспертизы Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации.

5 Цель экспертизы Цель экспертизы понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.

6 Результат экспертизы Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.

7 Требования к образовательной программе и их обеспечение Коллективный характер разработки программы Приказы по ДОУ, списки участников разработки (временная творческая группа), план работы ВТГ Требования Чем они обеспечиваются

8 Требования к образовательной программе и их обеспечение Последовательность и непротиворечивость разделов ООП ДО Логичность перехода от одного раздела ООП ДО к другому Требования Чем они обеспечиваются

9 Требования к образовательной программе и их обеспечение Целостность ООП ДО Системное видение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ Требования Чем они обеспечиваются

10 Требования к образовательной программе и их обеспечение Читаемость ООПДО Простой и ясный стиль изложения, понимание содержания педагогическим персоналом, родителями и контролирующими органами Требования Чем они обеспечиваются

11 Требования к образовательной программе и их обеспечение Индивидуальность ООПДО Отражение специфики ДОУ, подготовка программы собственными силами Требования Чем они обеспечиваются

12 Требования к образовательной программе и их обеспечение Обоснованность содержания разделов ООП ДО Соответствие содержания разделов друг с другом, особое внимание - на обоснованность выбора основной программы детского сада Требования Чем они обеспечиваются

13 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие диагностического материала заявленным целям, задачам и портрету выпускника ДОУ Реалистичность содержания и апробации методик Требования Чем они обеспечиваются

14 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие названия и содержания диагностических методик Полное наименование диагностического материала, его содержание и методики проведения и обработки результатов Требования Чем они обеспечиваются

15 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соотношение (баланс) обязательной части ООПДО, Части, формируемой участниками образовательного процесса и платных услуг Способность платных и бесплатных услуг достичь заявленной цели воспитательно- образовательного процесса и портрета выпускника Требования Чем они обеспечиваются

16 Требования к образовательной программе и их обеспечение Культура оформления Использование современных технических средств, единство внешней формы программы Требования Чем они обеспечиваются

18 Требования к образовательной программе и их обеспечение Принятие и реализация ООП ДО Протокол педагогического совета о принятии ООП ДО, приказ о реализации программы с назначением ответственных за тот или иной раздел, план реализации программы на год, соответствие первых реальных результатов с заявленными в ООП ДО Требования Чем они обеспечиваются

19 Т Спасибо за внимание Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Светлана Файзрахмановна, Санникова Лилия Наилевна

В статье авторы показывают, что педагогическая экспертиза это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемой компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности. Выделены этапы педагогической экспертизы

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багаутдинова Светлана Файзрахмановна, Санникова Лилия Наилевна

Модель реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Technology of examination of educational process of preschool establishment

The author describes one of the approaches to pedagogical examination of educational process in preschool establishment through characterization of its technology. The preschool establishment is the subject of special attention in the paper.

1. Баранников, А. Б. Самообразование учащихся в системе общего образования / А. Б. Баранников. - М., 2001.

2. Вербицкая, Я. О. Витагенные критерии и показатели качества образования в высшей школе / Я. О. Вербицкая //Управление качеством образования. - Екатеринбург, 2001.

3. Кузьмина, Н. В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, Л. Е. Варфоломеева. - М.; СПб., 1998.

С. Ф. Багаутдинова, Л. //. Самникова

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ведущей задачей современных дошкольных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Однако использование многих из них осложняется отсутствием разработанных и адаптированных технологий применения данных методов в сфере дошкольного образования. Одним из таких методов является экспертиза образовательного процесса.

Анализ педагогической, управленческой литературы и нормативно-правовых документов показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. В области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек и т. д. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции выделения требований к предмету изучения.

В рамках наших научных исследований мы рассматриваем необходимость проведения экспертизы образовательного процесса как процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в дошкольных учреждениях.

Педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.

Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступают мнение и оценка эксперта.

Эксперт - это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.

Существуют различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. Представление о целостном педагогическом процессе с позиции системно-структурного анализа раскрывается в исследованиях Ю. К. Бабанского. Автор отмечает, что необходимо выделять основные компоненты той системы, в которой протекает педагогический процесс, а также представлять сам педагогический процесс как систему. По мнению Ю. К. Бабанского, в качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др. Представляя педагогический процесс как систему, он выделял в ней следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный [1].

С позиции системного подхода рассматривает целостный педагогический процесс Б. Т. Лихачев [4]. Он отмечает, что педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Соответственно в педагогическом процессе в качестве основных структурных компонентов он выделил следующие: субъекты и объекты педагогического процесса, его содержание, организационно-управленческий комплекс, педагогическую диагностику, критерии эффективности педагогического процесса, организацию взаимодействия с общественной и природной средой.

Представляя образовательный процесс дошкольного учреждения как целостную систему, следует отметить, что на сегодняшний день также нет единства подходов в выделении его состава и структуры.

Изучение целостности образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДО У) исследователи проводили через такие проблемы, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-образовательной работы (Т. С. Комарова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); взаимосвязь трудовой и учебной деятельности (В. И. Турченко); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др.

В методических рекомендациях Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой образовательный процесс рассматривается с позиций взаимодействия взрослого и детей [5]. На основании этого в образовательном процессе ДОУ условно выделяются три компонента: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что отсутствует четкость и однозначность в характеристике компонентов образовательного процесса ДОУ.

Аккумулируя различные подходы к характеристике образовательного процесса ДОУ, а также опираясь на подход Ю. К. Бабанского [1] к выделению компонентов педагогического процесса как системы, мы конкретизировали целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты образовательного процесса ДОУ, определив критерии их оценки (табл. 1).

Анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы по проблеме педагогической экспертизы показал, что существуют различные подходы к проведению данной процедуры. Обобщив ряд научных подходов, мы выделили четыре основных этапа осуществления педагогической экспертизы: организационный, информационно-аналитический, оценочный и результативный.

Опираясь на научные изыскания, посвященные специфике педагогической экспертизы, мы обратились к разработке технологии осуществления экспертизы образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Понимая под технологией систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач, мы описали действия, необходимые для проведения экспертизы образовательного процесса ДОУ.

I. Организационный этап

1. Принятие решения о проведении экспертизы образовательного процесса в ДОУ.

1.1. Обоснование необходимости экспертизы образовательного процесса ДОУ.

Необходимость проведения экспертизы в дошкольном образовательном учреждении определяется актуальностью решаемых в дошкольном учреждении управленческих и педагогических задач.

1.2 .Постановка целей предстоящей экспертизы (конкретизация целей).

Следует четко прописывать цели предстоящей экспертизы, так как от поставленной цели зависят все остальные этапы проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Формирование группы экспертов.

2.1. Подбор экспертной группы в соответствии с требованиями.

Требования к экспертам должны быть четко определены, но могут варьироваться в зависимости от конкретных условий дошкольного образовательного учреждения.

2.2. Определение количества экспертов в группе.

Для проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного

Компоненты и критерии оценки образовательного процесса ДОУ

Критерии оценки компонентов

1. Целенаправленность и целостность образовательного процесса: - соответствие целей образовательного процесса государственным требованиям и образовательной программе,

- согласованность реализуемых образовательных программ;

- направленность образовательного процесса на развитие готовности к школе (общей и специальной.).

2. Системность педагогического планирования:

- наличие в системе педагогического планирования стратегических (образовательная программа) и тактических планов (перспективное и календарное планирование образовательной работы в группах и педагогов-специал истов);

- взаимосвязь и согласованность стратегических и тактических планов, систематичность и последовательность планирования [8>

1. Обновление содержания образовательного процесса ДОУ:

- отражение основных направлений развития личности ребенка (физическое, познаватель-но-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое);

-реализация программ дошкольного образования нового поколения.

2. Учет принципов отбора содержания дошкольного образования:

- наиболее полного использования и развития потенциальных возможностей всех детей;

- построения содержания образования на основе единства различных видов деятельности;

- единства отражения в содержании образования прошлого, настоящего и будущего;

- достаточной основы, оптимального объема содержания образования;

- взаимной уравновешенности, пропорциональности и гармонии компонентов содержания образования;

- единства расчлененности и интегрированности содержания образования, принцип системности содержания образования;

1. Соответствие образовательного материала и способов его освоения целям и задачам плановых документов [8]

2. Рациональность структуры образовательного процесса:

- организация различных видов деятельности детей;

- рациональное соотношение специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности детей;

- соотношение физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки воспитанников;

3. Предметно-средовая и информационно-методическая оснащенность образовательного процесса:

- соответствие развивающей среды образовательной программе;

- задействованность развивающей среды в образовательном процессе и в различных видах жизнедеятельности детей;

- наличие методических разработок, дидактического материала

4. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса:

- формирование подгрупп на основании данных диагностики;

- включенность специалистов в реализацию данной работы;

- наличие воспитывающего сообщества взрослых;

- единство целей, установок педагогической деятельности воспитывающего сообщества взрослых;

- включенность родителей в образовательный процесс ДОУ

1. Диагностичность образовательного процесса:

- соответствие диагностического материала для контроля образовательного процесса его целям, согласованность диагностических методик между собой;

- наличие единой системы контроля использования результатов в планировании образовательного процесса.

-степень реализации образовательной программы;

- уровень готовности ребенка к школе.

3. Мера реализации государственных требований:

- превышение по одному или отдельным направлениям образовательного процесса, превышение по всем направлениям образовательного процесса

учреждения мы считаем достаточным участие пяти экспертов.

2.3. Распределение обязанностей между экспертами.

На данном этапе распределяются конкретные области экспертирования.

II. Информационно-аналитический этап

Анализ образовательного процесса ДОУ.

1.1. Подготовка к анализу: сбор информации об образовательном процессе ДОУ с помощью различных методов.

Для проведения экспертизы могут быть использованы различные психологические, педагогические, социологические методы. В рамках данной технологии предлагаются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации и многие другие.

1.2. Собственно анализ: распределение собранной информации по критериям.

Описание критериев оценки образовательного процесса дошкольного учреждения мы представили в табл. 1.

III. Оценочный этап

1. Оценка образовательного процесса ДОУ в соответствии с уровнями. Нами установлены следующие уровни оценки: высокий, достаточный, допустимый, низкий. Мы определили инвариантную формулировку для оценки всех компонентов. Соотношение компонентов и уровней оценки образовательного процесса ДОУ представлено в табл. 2.

Уровни оценки образовательного процесса ДОУ

высокий достаточный допустимый низкий

Целевой, содержатель- ный, организаци- онно-деятелъ- ностный, аналитико-ре- зультативный Требования, заключенные в формулировке критерия, выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, творческий подход Требования выполняются постоянно, допускаются небольшие отступления; недостатки в выполнении требований не влияют на общее состояние образовательного процесса Требования выполняются формально, без взаимосвязи всех критериев; отсутствуют творческие решения Требования или не выполняются, или проявляется только их формальное выполнение; отсутствует взаимосвязь показателей, в результате нарушается целостность образовательного процесса

2. Формулировка выводов по анализу и оценке образовательного процесса ДОУ.

2.1. Коллективное обсуждение экспертами выводов, полученных в ходе анализа и оценки образовательного процесса ДОУ.

2.2. Подведение совместных итогов по экспертизе образовательного

IV. Результативный этап

Вынесение экспертного заключения, содержащего оценку состояния образовательного процесса в ДОУ и методические рекомендации по его модернизации.

Таким образом, применение данной технологии экспертизы образовательного процесса ДОУ позволит осуществлять оценку и совершенствование качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным упреждением.

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

2. Братченко, С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения / С. Л. Братченко // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С Л 79-195.

3. Едакова, И. Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса ДОУ: дис. . канд. пед. наук / И. Б. Едакова. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. -138 с.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.

6. Парамонова, Л. А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление / Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. -

8. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: пособие для рук. ДОУ / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. - Магнитогорск: МаГУ,

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГИМНАЗИИ

Совершенствование системы образования, системы управления и контроля эффективности образования в России является важнейшим компонентом Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. и Концепции развития образования в России до 2010 г. Образовательная политика государства ориентирована на достижение общей цели - повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, который соответствует требованиям отечественной экономики и

Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ


01.06.2015 _Аналитическая справка по итогам экспертизы основных образовательных программ образовательных организаций РХ

Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК

В соответствии с планом работы Общественного совета при министерстве образования и науки РХ была проведена экспертиза образовательных программ дошкольного образования образовательных организаций.

Объект общественно-профессиональной экспертизы: ООП ДО образовательных организаций РХ в условиях введения ФГОС

Цель общественно-профессиональной экспертизы: изучить содержание ООП на предмет соответствия требованиям к качеству ООП ДОО в условиях введения ФГОС

Задачи общественно-профессиональной экспертизы:

  • собрать и проанализировать информацию о состоянии ООП ДО в образовательных организациях РХ;
  • определить на всех уровнях методической службы направления методической помощи по проектированию и корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС;

Сроки проведения: 05.05.2015-20.05.2015

Формирование списка образовательных организаций для проведения экспертизы.

При формировании перечня были учтены два момента.

С учетом этого формирование списка образовательных организаций осуществлялось в два этапа и предполагало формирование предварительного и основного списков.

В Республике Хакасия 318 образовательных организаций реализуют программы дошкольного образования (ДОО, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования).

К общеобразовательным организациям РХ, реализующим программы дошкольного образования, относятся образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные организации, в которых есть структурные подразделения (дошкольное отделение или детский сад) и/или в которых функционируют группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке.

К образовательным организациям дополнительного образования РХ, реализующим программы дошкольного образования относятся центры детского творчества, на базе которых открыты группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке.

На первом этапе был определен предварительный список образовательных организаций из 155 образовательных организаций РХ, что составило 49% от общего количества образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

При формировании данного списка были учтены два условия: 1) представленность каждой территории не менее 30% образовательных организаций от общего количества образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в данной территории; 2) представленность каждой территории разными типами образовательных организаций.

Таблица 1. Представленность территорий в предварительном списке образовательных организаций

Территория % от общего количества ОО, реализующих программы ДО, в территории
Абакан 39,7
Абаза 100
Саяногорск 100
Сорск 80
Черногорск 30
Алтайский район 40
Аскизский район 32,3
Бейский район 30,1
Боградский район 75
Орджоникидзевский район 70
Таштыпский район 62,5
Усть-Абаканский район 66,6
Ширинский район 51,85

Рисунок_1

Рисунок 1. Типы образовательных организаций предварительного списка

На втором этапе из 155 образовательных организаций формировался основной список, в который вошли 40 образовательных организаций (25,8% из предварительного списка). Основанием для формирования основного списка было наличие на сайте образовательной программы, в пояснительной записке которой было указано на соответствие ФГОС дошкольного образования.

Образовательные программы основного списка стали объектом более детальной экспертизы, по результатам которой заполнялись экспертные листы. На этом этапе работала основная группа экспертов. Из основного списка были исключены экспертами еще 5 образовательных организаций, так как программы данных организаций не содержали необходимую информацию для проведения экспертизы.

Показатели экспертизы были объединены в 4 группы: общие требования к программам, требования к целевому разделу, требования к содержательному разделу, требования к организационному разделу. Каждый показатель имел 3-х уровневую оценку: 2 балла — соответствует полностью, 1 балл — соответствует частично; 0 баллов — не соответствует.

Процедура экспертизы предусматривала анализ образовательных программ, размещенных на официальных сайтах образовательных организаций РХ, по соответствующим показателям и заполнение экспертных листов. Экспертиза проходила в два этапа: предварительная (техническая), целью которой было определение образовательных организаций, разместивших на сайте программы, соответствующие ФГОС; основная экспертиза была направлена на анализ данных программ по соответствующим показателям.

Описание результатов экспертизы. Результаты анализа, полученные в процессе предварительной экспертизы образовательных программ, были объединены в 5 групп.

Рисунок_2_

Рисунок 2. Результаты предварительной экспертизы

На сайтах образовательных организаций размещены программы, разработанные в соответствии с ФГТ (19,35%). До 01.01.2016 года это является допустимым. Программы, в пояснительной записке которых было указание на соответствие ФГОС ДО, составили 25,8 %.

Достаточно большой процент (38,7%) образовательных организаций не представили на своих официальных сайтах образовательные программы дошкольного образования, что препятствует проведению независимой оценки качества образования. В большей степени это относится к общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования. Наибольшее количество образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших программы дошкольного образования, отмечены в следующих территориях РХ (Орджоникидзевский район, Ширинский район, Усть-Абаканский район, Таштыпский район, Аскизский район).

Таблица 2. Доля образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших на сайтах программы дошкольного образования

Территория % от общего количества ОО из предварительного перечня
Абакан 2,5
Абаза 0
Саяногорск 2,5
Сорск 1,9
Черногорск 0,6
Алтайский район 2,5
Аскизский район 4,5
Бейский район 0,6
Боградский район 3,2
Орджоникидзевский район 5,2
Таштыпский район 4,5
Усть-Абаканский район 5,2
Ширинский район 5,2

На этом этапе были отмечены следующие проблемы в состоянии ООП ОО:

  • отсутствует четкое различение примерных программ и программ ОО (примерная программа обозначается как программа ДОО).
  • отсутствует понимание различий между основными и дополнительными программами (в тексте вариативной части основной образовательной программы указывается реализация дополнительных программ); понимание различий между парциальной и дополнительной программами (парциальная обозначается как дополнительная программа);
  • в части программ имеются заимствования из программ других образовательных организаций и ссылки на нормативные документы, утратившие силу (например, Типовое положение о ДОУ, СанПиН от 22.07.2010).

Результаты основного этапа представлены на рисунке 3.

Рисунок_3

Рисунок 3. Результаты экспертизы ООП ОО (Примечание: максимальное значение 2 балла)

Анализ результатов экспертизы осуществлялся по 4 направлениям в соответствии с выделенными группами показателей.

Общие требования к программам включают требования к структуре ООП, к характеру изложения, к тексту программы. В процессе анализа результатов данной группы показателей было выявлено следующее.

1) структура программ ОО соответствует требованиям ФГОС и содержит основные разделы (целевой, содержательный и организационный).

2) Основной текст программ, как правило, соответствует нормам современного русского языка. Однако изложение не всегда выглядит последовательным и логичным.

3) Наиболее низкие баллы были выставлены экспертами по показателям, характеризующим обязательную и вариативную части образовательной программы. Вариативная часть, являясь необходимой частью программы, не всегда была представлена достаточно четко и обосновано.

Целевой раздел является концептуальным для образовательной программы ДОО и позволяет в принципах, подходах и планируемых результатах увидеть индивидуальность образовательной программы. Однако, указанные в программах принципы и подходы не раскрывают замысел формирования программы; целевой раздел не содержит (или содержит в недостаточной степени) значимую для реализации программы информацию (особенности контингента детей, вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, специфику семей воспитанников, особые условия реализации программы, наличие сетевых форм реализации ООП и др.). Особо следует отметить, что в образовательных программах не дифференцируются целевые ориентиры дошкольного образования и целевые ориентиры ООП, что в значительной степени затрудняет определение планируемых результатов программы. Кроме того, анализ целевого раздела показывает, что пока не сложилось четкое и однозначное понимание различий между индивидуальной оценкой развития ребенка и системой оценки достижения планируемых результатов образовательной программы.

Содержательный раздел анализировался с позиции требований к обязательной и вариативной части, а также с позиции требований к описанию содержания коррекционной работы.

В обязательной части, как правило, отсутствуют те элементы программы, которые реализуют требования ФГОС. В частности, в программах полностью или частично отсутствует:

  • описание поддерживаемой педагогами ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности;
  • описание способов поддержки детской инициативы; отсутствует учет интересов, потребностей, мотивов детей и их членов семей;
  • описание организации коллективно-распределенной и самостоятельной деятельности.

Кроме того, в обязательной части не достаточно раскрыты способы интеграции образовательной деятельности.

Содержание вариативной части образовательных программ не позволяет определить, как при ее создании учитывались потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, а также возможности педагогического коллектива.

Анализ содержания коррекционной работы был затруднен по причине отсутствия информации о контингенте детей и направленности групп ДОО в целевом разделе. В связи с этим невозможно определить целесообразность данного раздела и адекватность описания специальных условий в нем.

Организационный раздел большинства программ содержит описание материально-технического обеспечения, а также распорядок (режим) дня. Однако увидеть связь между данным описанием и целевым разделом затруднительно. В организационном разделе отсутствует описание особенностей планирования и организации традиционных событий, праздников и мероприятий детского сада. Следует отметить, что в большинстве программ отсутствует четкое разделение материально-технического обеспечения и организации развивающей предметно-пространственной среды.

Таблица 3. Общие итоги экспертизы образовательных программ дошкольного образования

Читайте также: