Достаточно ли записи в трудовой книжке для оформления льготной пенсии

Обновлено: 13.05.2024

КТО ИСПРАВЛЯЕТ ОШИБКИ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ?

Трудовая книжка — основной документ, который подтверждает стаж работника, необходимый для назначения страховой пенсии.
Действительно, перед назначением выплат специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) сверяют данные о периодах работы с трудовой книжкой работника, несмотря на то, что ПФР с 2001 года ведет на каждого гражданина индивидуальные пенсионные счета. В ходе таких проверок специалисты могут обнаружить существенные ошибки в трудовой книжке (вкладыше в нее), которые не должны негативно повлиять на назначение пенсии, поскольку первичными являются данные персонифицированного учета, тем не менее, на практике подобное происходит.

Такие конфликты успешно решаются в суде в пользу граждан, однако желательно, чтобы нашим работникам не приходилось обращаться в суд, чтобы получить заслуженную пенсию.
При внесении и проверке записей в трудовых книжках следует руководствоваться Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Инструкцией по заполнению трудовых книжек .




Это правило распространяется и на работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае реорганизации прежнего работодателя исправление в трудовую книжку вносит его правопреемник, а при ликвидации — работодатель по новому месту работы (п. 28 Правил).

ОШИБКИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ И ВКЛАДЫША В НЕЕ

Перечислим ошибки, которые могут повлиять на назначение пенсии:

имеются ошибки или отсутствуют сведения об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения;

отсутствует подпись лица, ответственного за ведение трудовой книжки;

отсутствует печать организации, которая оформила работнику трудовую книжку впервые.

Если ошибка сделана и выявлена непосредственно при оформлении новой трудовой книжки, то такой бланк трудовой книжки считается испорченным и его необходимо уничтожить (п. 42 Правил), а работнику завести новую трудовую книжку.
В случае если ошибка на титульном листе трудовой книжки допущена в фамилии, имени или отчестве работника, то необходимо зачеркнуть неправильную запись одной линией так, чтобы ее можно было прочесть, а на внутренней стороне обложки сделать соответствующую пометку об исправлении и заверить подписью уполномоченного лица с расшифровкой, а также печатью организации (при ее наличии) (п. 2.3 Инструкции).
Роструд в письме от 28.08.2008 № 0807-1 определяет порядок действий при отсутствии на титульном листе трудовой книжки печати организации.




Ошибки в названии организации (графа 3):

  • отсутствует название организации в заголовке;
  • указано только полное или только сокращенное наименование организации;
  • название организации указано с ошибками;
  • организация переименована, а запись не внесена;
  • наименование организации в заголовке не совпадает с оттиском печати.


И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом

Узнать больше:

Работник готовится выйти на пенсию: проверяем записи в трудовой книжке

КТО ИСПРАВЛЯЕТ ОШИБКИ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ?

Трудовая книжка — основной документ, который подтверждает стаж работника, необходимый для назначения страховой пенсии.
Действительно, перед назначением выплат специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) сверяют данные о периодах работы с трудовой книжкой работника, несмотря на то, что ПФР с 2001 года ведет на каждого гражданина индивидуальные пенсионные счета. В ходе таких проверок специалисты могут обнаружить существенные ошибки в трудовой книжке (вкладыше в нее), которые не должны негативно повлиять на назначение пенсии, поскольку первичными являются данные персонифицированного учета, тем не менее, на практике подобное происходит.

Такие конфликты успешно решаются в суде в пользу граждан, однако желательно, чтобы нашим работникам не приходилось обращаться в суд, чтобы получить заслуженную пенсию.
При внесении и проверке записей в трудовых книжках следует руководствоваться Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Инструкцией по заполнению трудовых книжек .




Это правило распространяется и на работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае реорганизации прежнего работодателя исправление в трудовую книжку вносит его правопреемник, а при ликвидации — работодатель по новому месту работы (п. 28 Правил).

ОШИБКИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ И ВКЛАДЫША В НЕЕ

Перечислим ошибки, которые могут повлиять на назначение пенсии:

имеются ошибки или отсутствуют сведения об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения;

отсутствует подпись лица, ответственного за ведение трудовой книжки;

отсутствует печать организации, которая оформила работнику трудовую книжку впервые.

Если ошибка сделана и выявлена непосредственно при оформлении новой трудовой книжки, то такой бланк трудовой книжки считается испорченным и его необходимо уничтожить (п. 42 Правил), а работнику завести новую трудовую книжку.
В случае если ошибка на титульном листе трудовой книжки допущена в фамилии, имени или отчестве работника, то необходимо зачеркнуть неправильную запись одной линией так, чтобы ее можно было прочесть, а на внутренней стороне обложки сделать соответствующую пометку об исправлении и заверить подписью уполномоченного лица с расшифровкой, а также печатью организации (при ее наличии) (п. 2.3 Инструкции).
Роструд в письме от 28.08.2008 № 0807-1 определяет порядок действий при отсутствии на титульном листе трудовой книжки печати организации.




Ошибки в названии организации (графа 3):

  • отсутствует название организации в заголовке;
  • указано только полное или только сокращенное наименование организации;
  • название организации указано с ошибками;
  • организация переименована, а запись не внесена;
  • наименование организации в заголовке не совпадает с оттиском печати.


И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача трудовой книжки для оформления пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Выдача трудовой книжки для оформления пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2020 N 33-6864/2020 по делу N 2-4766/2019
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу, являющемуся ветераном боевых действий и инвалидом вследствие военной травмы, отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, в который не были включены спорные периоды работы, так как ответчик пришел к выводу о ничтожности трудовой книжки истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено. Таким образом, именно на работодателе лежит обязанность не только по правильному и полному заполнению трудовых книжек, но и по хранению и учету их бланков, а потому ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей не может являться основанием для ограничения пенсионных прав работника. Неисполнение работодателем требований к оформлению трудовой книжки, выразившиеся в отсутствии указания о ее повторной выдаче, либо выдаче дубликата, при наличии подписи лица, ответственного за выдачу трудовой книжки не должно иметь негативных последствий для работника, и не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца. В связи с чем, трудовая книжка N. от 02.10.1991 подлежит учету в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего периоды трудовой деятельности истца Д.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 N 66а-1149/2020
Об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 12.03.2020, которым отказано в признании недействующими подпункта 7 части 1 статьи 13 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" в редакции Закона N 135-ГД от 12.12.2016 "О внесении изменений в Закон Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", части 3 статьи 21, части 5 статьи 21.1 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" в редакции Закона от 27.12.2018 N 116-ГД "О внесении изменений в статьи 21 и 21.1 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области". В связи с этим, отсутствие в оспариваемых нормах отсылки на порядок, установленный Правительством Российской Федерации, для включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываемых и подтверждаемых в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах, на что ссылается административный истец, о противоречии оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, как и о нарушении прав административного истца не свидетельствует.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выдача трудовой книжки для оформления пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как вести трудовую книжку в бумажном виде
(КонсультантПлюс, 2021) Выдайте документ не позднее трех рабочих дней со дня, когда работник подал письменное заявление (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, п. 34 Порядка ведения и хранения трудовых книжек). Форма такого заявления трудовым законодательством не установлена, поэтому она может быть произвольной. Чтобы избежать претензий со стороны проверяющих органов, рекомендуем проверить, указана ли в заявлении цель выдачи трудовой книжки (например, для назначения страховой пенсии).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Типовая ситуация: Трудовые книжки: учет, хранение, выдача
(Издательство "Главная книга", 2021) Выдать трудовую книжку на руки на время можно только для оформления пенсии. В остальных случаях дайте работнику заверенную копию.

Нормативные акты: Выдача трудовой книжки для оформления пенсии

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" 5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе, выдать другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении гражданского служащего (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у представителя нанимателя), поданном гражданским служащим в письменной форме или направленном в порядке, установленном представителем нанимателя, по адресу электронной почты представителя нанимателя.


Как можно вернуть стаж

Неточности, допущенные при трудоустройстве, могут быть самыми разными. Так, например, одна женщина была устроена на должность, которая совершенно не предусматривалась в штате и проработала 10 лет. Естественно при выходе на пенсию подобный недочет был выявлен.

В противном случае можно остаться на пособиях, равных прожиточному минимуму.

Способ доказательства ошибки

Обратиться к бывшему работодателю, с просьбой выдать справку о периоде работы. Так же совместно с запросом направляется требование о внесении изменений и исправлении некорректно внесенных данных в трудовую книжку.

Что советуют адвокаты при проблемах с пенсией? Ответ в видео:


Разумеется, если трудовая деятельность велась 5-10 лет назад, предприятие ликвидировано или работодатель находится в другом регионе, с подобными требованиями могут возникнуть проблемы.

В данном случае, гражданину также не следует отчаиваться, писать заказные письма или бежать покупать билеты в другой город. В подобных ситуациях можно прибегнуть к помощи Пенсионного фонда. Гражданину следует обратиться в клиентскую службу ПФР с просьбой запросить необходимые документы.

Пишется он в свободной форме и высылается по юридическому адресу. Однако в данном случае потребуется тщательно отслеживать получение письма и направление ответа.

Если же организация была ликвидирована, то гражданину необходимо сделать следующее:

  • При ликвидации юридического лица, за ним остается правопреемник, который имеет всю необходимую информацию и также обязан предоставить ее по запросу гражданина или Пенсионного фонда;
  • В случае, если правопреемника не существует, запрос направляется в архив. Куда именно следует писать, подскажет ПФР. В данном случае ответ приходит в виде архивной выписки.

Однако, даже в случае получения подтверждающей выписки, остается актуальный вопрос о неверно заполненной трудовой книжке. Согласно ТК РФ, трудовая книжка – это документ, которые является подтверждением трудовой деятельности.


Кто сможет больше не платить НДФЛ? Подробности тут.

Опять же возникает вопрос, что делать, если бывший работодатель больше не существует или находится в другом городе. Сотрудник может подать прошение по текущему месту работы. В данном случае руководство обязано оказать необходимое содействие.

Как долго будут вноситься изменения в документ

Еще один вопрос, который интересует граждан, оказавшихся в подобной ситуации. В данном случае, законодательство не дает работодателю слишком большой срок на исправление допущенных ошибок (неточностей).

Что делать если трудовая испорчена? Ответ в видео:

Если точнее, с момента официального обращения, работодателю предоставляется всего 15 дней (рабочих) на внесение соответствующих исправлений.

Будет ли компенсация

К сожалению, даже после того как все документы будут предоставлены, Пенсионный Фонд может отказать в зачислении определенных периодов. Кроме того, период ожидания также никак не компенсируется. Что делать в подобной ситуации гражданину?

Самым верным решением будет направление заявления в судебную инстанцию. Исковое заявление направляется в районный суд, территорией определяется место нахождения Пенсионного фонда.

Совместно с заявлением представляются следующие документы:

    ;
  • Выписки, подтверждающие начисление заработной платы;
  • Дополнительные данные о работодателе, выписку или архивную справку, трудовую книжку с внесенными изменениями.

Чаще всего суд принимает сторону пострадавшего лица, заставляет ПФР учесть спорные периоды и начислить соответствующую компенсацию.

Как получить пенсионные накопления до пенсии? Читайте здесь.

С учетом пенсионных реформ, многие граждане при оформлении Пенсии испытывают подобные проблемы и вынуждены обращаться к предыдущим работодателям. Главное помнить, что правда на стороне обычного человека, нужно только доказать ее.

Как подтвердить страховой стаж при выходе на пенсию: стандартные и не очень способы

Подтверждать стаж обычно нужно, когда у сотрудника Пенсионного фонда есть претензии к записям в трудовой книжке. По факту это случается почти со всеми – для выхода на пенсию обычно нужно собрать массу документов. Что именно и где запрашивать для подтверждения стажа, и что делать в случае неудачи – расскажем в этом материале.

Почему и когда страховой стаж нужно доказывать

Наличие достаточного страхового стажа – одно из обязательных условий для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году нужно иметь минимум 12 лет страхового стажа, а через 3 года минимальная планка поднимется до 15 лет.

  • трудовая и иная оплачиваемая деятельность;
  • период осуществления предпринимательской деятельности (обязательно нужно, чтобы за этот период за человека перечислялись страховые взносы);
  • период временной нетрудоспособности (нахождение на больничном);
  • некоторые нестраховые периоды.

Перечень нестраховых периодов достаточно широкий. Говоря проще, это все те периоды, когда человек не мог работать по объективным причинам.

В частности, в такие периоды включаются:

  • служба в вооруженных силах и других силовых органах;
  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (не более 1,5 лет за каждым и не более 6 лет в сумме);
  • период ухода за пожилым человеком или инвалидом (это тот уход, за который государство выплачивает 1200 рублей в месяц);
  • период нахождения на учете как безработного, и некоторые другие периоды;
  • период обучения – но с определенными ограничениями.

Все эти нестраховые периоды засчитываются в стаж только в том случае, если им предшествовали или после них следовали периоды оплачиваемой деятельности. То есть, если человек 15 лет ухаживал за пожилым человеком, но больше нигде не работал, у него не будет 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж для выхода на пенсию нужно подтвердить. Если речь идет о периодах после 2002 года, там все просто – все данные изначально занесены в электронную систему персонифицированного учета. То есть, подтверждать занятость на территории России после 2002 года не нужно в принципе.

Что касается более ранних периодов, они подтверждаются с помощью трудовой книжки и иных подтверждающих документов. При желании любой гражданин может обратиться в ПФР, чтобы данные о его занятости за периоды до 2020 года внесли в электронную трудовую книжку – тогда в теории при выходе на пенсию ему не придется собирать документы.

Таким образом, подтверждать страховой стаж так или иначе нужно в том случае, если данных о нем нет в распоряжении ПФР.

Стандартные способы подтверждения стажа

По умолчанию стаж подтверждается с помощью данных в системе персонифицированного учета, а если в системе данных нет – то с помощью трудовой книжки. На электронные трудовые книжки Россия начала переходить только с 2020 года, поэтому всем, кто выходит на пенсию, сейчас нужно предъявить бумажный вариант документа.

Сотрудник Пенсионного фонда перенесет всю информацию о периодах работы из трудовой книжки в информационную систему, но за некоторыми исключениями:

  • если запись в трудовой книжке нечеткая или плохо читается;
  • если штамп с места работы смазан, наложен на другой или со временем расплылся;
  • если есть претензии к самому документу – например, путаница с написанием имени или фамилии, наличие дефектов и т.д.

Говоря проще, если у сотрудника ПФР появятся хотя бы малейшие сомнения в подлинности трудовой книжки и записей в ней, он не примет ее и попросит принести другие подтверждающие документы.

Это пока еще не очень большая проблема – заявитель может предоставить архивную справку о трудоустройстве. Запрашивать ее нужно в одном из двух мест:

  • бывший работодатель – если эта организация все еще не была ликвидирована;
  • в архиве, куда были сданы документы с организации в момент ее ликвидации. Скорее всего, это местный муниципальный архив по месту юридического адреса организации, но самые старые документы могут попасть и в архив района или региона.

Скорее всего, заявитель и так будет запрашивать справку о начисленной и выплаченной зарплате в архиве предприятия или города, поэтому проще всего подать два заявления одновременно. И в данной ситуации главное – понять, куда именно отправлять заявление. Вполне может оказаться, что предприятие работает, но было реорганизовано со сдачей документов в архив.

Что же касается подтверждения иных нестраховых периодов, все зависит от самого периода. Проще всего подтвердить службу в армии или учебу – это государственные учреждения, которые даже в сложные времена хорошо хранили свои архивы, куда и нужно отправлять запрос. Чуть сложнее подтвердить факт предпринимательства – часто требуются квитанции на оплату страховых взносов, которые за давностью лет не сохраняются. Подтвердить факт ухода за ребенком очень просто – достаточно предоставить его свидетельство о рождении.

Как подтвердить стаж, если документов нет

На случай отсутствия документов в архивах закон предусматривает только один вариант подтверждения стажа:

Если заявитель может найти свидетелей, с которыми работал в одно время и на одном предприятии, ему достаточно получить от них письменные показания (в свободной форме), а также главное – доказательство их трудоустройства на том же предприятии. То есть, вести этих людей в ПФР не нужно, но если у них тоже есть проблемы с подтверждением стажа (что вполне возможно – если утеряны все архивы), то их показания ПФР попросту не сможет принять как доказательство.

То есть, свидетельские показания – хороший вариант на случай, когда была утеряна лишь часть архивов, или же другие работники успели получить документы о трудоустройстве ранее.

Но что делать, если запись в трудовой книжке не принимается, предприятие разорилось и не оставило архивов, а бывших коллег найти не удалось? Закон прямо этого не оговаривает, но на практике все делается через суд. В этой ситуации нет единого рецепта, как подтвердить стаж – нужно собрать максимум документов, которые хотя бы косвенно подтверждают факт трудоустройства:

  • профсоюзные билеты с отметками о перечисленных взносах;
  • приказы о зачислении и увольнении;
  • премии и другие награды от имени работодателя;
  • другие документы, которые так или иначе подтверждают факт работы.

На практике это может быть даже материал из местной газеты – недавно пенсионер смог подтвердить более 10 лет стажа в совхозе, предъявив в суде публикации в газете. А другая женщина смогла подтвердить не только трудоустройство, но и средний заработок по билету члена КПСС и партийным взносам – они перечисляются в размере определенного процента от заработка.

Все это ПФР просто так не примет – нужно решение суда. Кстати, пенсионерам в этом деле хорошо помогает прокуратура – там помогут с составлением искового заявления в суд, поддержат требования в суде, а потом проконтролируют, чтобы Пенсионный фонд исполнил его решение.

Читайте также: