Домострой как источник семейного права курсовая работа

Обновлено: 23.05.2024

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. [14]

Поскольку большинство браков в традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно - люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных - развитие частной собственности.

Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.

2. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. - М., 1991.

3. Гитин В. Г. Эта покорная тварь - женщина. - М.: Изд-во АСТ, 2002.

5. Ларю Дж. Секс в Библии. - М., 1995.

6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 479 с.

7. Земска М. Семья и личность. - М.: Прогресс, 1986. - 135 с.

9. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991.

11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. - М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.

13. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.

14. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. - М.: Наука, 1996. - 586 с.

15. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.

3067 Слова | 13 Стр.

Домострой

747 Слова | 3 Стр.

Домострой. Быт и отношения в Домострое

2054 Слова | 9 Стр.

Домострой как памятник культуры

Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Наш русский "Домострой" сложился не сразу. По предположениям филологов он бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. (Wikipedia, 2013) В том окончательном виде, как мы его знаем и предлагаем сегодня вашему вниманию, "Домострой" сложился в эпоху Иванна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытодживания.

2385 Слова | 10 Стр.

7812 Слова | 32 Стр.

Русский семейный уклад в XVI В. По домострою

4867 Слова | 20 Стр.

ДОМОСТРОЙ

ДОМОСТРОЙ ДОМОСТРОЙ – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни. По мнению одних исследователей (С.М.Соловьев, И.С.Некрасов, А.С.Орлов, в настоящее время Д.В.Колесов) текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества.

684 Слова | 3 Стр.

Семейный уклад по домострою

4361 Слова | 18 Стр.

гражданская современные подходы и оценки

1328 Слова | 6 Стр.

Этике: исторические корни и современный смысл

Тема: ЭТИКЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СОВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ Работу выполнила: Студентка I курса Группы СП 11 Белозерова Зоя Владимировна Проверил (а): Преподаватель Фролова Ольга Леонидовна Магадан 2011 Оглавление Введение 3 1. Становление и развитие этикета в Европе 4 2. История развития этикета в России. 8 Заключение 10 Список литературы 11 Введение В современном мире большую роль играет этикет, охватывает.

1826 Слова | 8 Стр.

Семья в современном мире

2998 Слова | 12 Стр.

Свет и тени современного российского образования

4456 Слова | 18 Стр.

основы соц культ проектирования скд Современные социально культурные институты как база для создания и внедрения прогрессивных социальных педагогических анимационных досуговых и других технологий

20 Введение В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни. Преемственность.

3407 Слова | 14 Стр.

Домострой

1291 Слова | 6 Стр.

домострой

539 Слова | 3 Стр.

Духовно-нравственное воспитание

1650 Слова | 7 Стр.

Kursovaya_Domostroy

3528 Слова | 15 Стр.

71571

3050 Слова | 13 Стр.

Эволюция семьи и брака в истории человечества

1243 Слова | 5 Стр.

«Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв

4575 Слова | 19 Стр.

Современная семья. Типы семей

5997 Слова | 24 Стр.

эргономика рабочего места

. 3 1. Характеристика сословно-представительной монархии в России. 4 2. Правовое регулирование семейных отношений по Судебнику 1550 г. и Домострою. 7 3. Наследственное право. 9 Заключение.

2196 Слова | 9 Стр.

Психология

4321 Слова | 18 Стр.

Праздничная культура XVII – XVIII веков и современность

ВВЕДЕНИЕ Праздничная культура XVII – XVIII веков – это фундамент для последующих столетий и пример для нашего поколения, для эпохи разрозненного общества и вымирания народных традиций, как в культуре, так и в бытности человека. Современный праздничный сервис построен на развлечениях, ни к чему не обязывающих и ничего не воспитывающих, в то время как праздничная культура XVII – XVIII столетий через одни только праздники, удивительные по своей масштабности и зрелищности, способствовала воссоединению.

5909 Слова | 24 Стр.

Проблемы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоритические основы изучения проблем насилия в современной российской семье 8 1.1. Насилие в семье: понятие, проблемы, причины 8 1.2. Виды и формы насилия в семье. 10 Глава 2. Насилие в семье как объект социальной работы 14 2.1. Международные и российские нормативно - правовые документы в области защиты прав женщин. 14 2.2. Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам, их технология медико-социальной работы 18 Заключение 25 Список использованной.

5421 Слова | 22 Стр.

Современные социалные институты

Современные социальные институты |Социальный институт |Общество | |[pic] |[pic] | |Социальные институты общества, их понятие и функции |Общество | |Признаки и элементы социальных.

5427 Слова | 22 Стр.

вафавмфыв

2267 Слова | 10 Стр.

Быт русского народа 15 16 вв

выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей.

1486 Слова | 6 Стр.

Принципы советского семейного права

Содержание Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1 История развития семейного права в России ……………………….5 1.1 Домострой как первый источник Русского семейного права………………………………………………………………………..11 Глава 2 Советское семейное право…………………………………………. 13 2.1 Предпосылки реформирования семейного права……………………….13 2.2 История развития советского семейного права…………………………15 .

5090 Слова | 21 Стр.

Подбор кадров в современных организациях

|Введение | |Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления | |предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением | |кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. .

5666 Слова | 23 Стр.

домострой

6998 Слова | 28 Стр.

религия и бизнес реферат

2802 Слова | 12 Стр.

Православные основы рос

соответствии с учением Священного Писания………6 2. Вклад славянофилов в развитие российской экономики на основе духовно-нравственных принципов…………………………10 3. Влияние образование на социально-экономическое развитие России…………………………………………………………………14 4. Современные взгляды на православный базис российской экономики………………………………………………..16 Заключение………………………………………………………………………21 Список использованных источников…………………………………………23 Введение В России исторически сложилась самобытная национальная.

4716 Слова | 19 Стр.

Курсовая работа по социологии

5124 Слова | 21 Стр.

СОРОКИНА Е

экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. 2 Задачи выпускной квалификационной работы:        определить.

1066 Слова | 5 Стр.

Социальные институты семьи и брака

6618 Слова | 27 Стр.

Формирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия

17751 Слова | 72 Стр.

Семьеведение

восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи; • функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи). Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преемственность статуса и власти. В настоящее время подобная функцияреализуется лишь незначительным числом.

10755 Слова | 44 Стр.

Семья и брак в раннем средневековье

5394 Слова | 22 Стр.

Домострой+Поучение детям В. Мономаха + Гражданство обычаев детских

680 Слова | 3 Стр.

1_vopros

ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно.

4398 Слова | 18 Стр.

Практика по психологии

8292 Слова | 34 Стр.

семья в истории человечества

3345 Слова | 14 Стр.

Этикет

2107 Слова | 9 Стр.

Институт семьи и брака

6224 Слова | 25 Стр.

Название Отоофон Название 121

Все эти работы освещают эволюцию семейных прав в России с IX по XVIII вв. При рассмотрении эволюции семейных прав в России в IX-XVIII вв., мы опирались на работу Семеновой О.П. – Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве и Домострой работе. В данной работе были отражены все этапы эволюции семейного права, начиная от язычества, форм таинства, до обычаев вступлений в брак в ХVIII в. Так же в работе были рассмотрены условия и порядок заключения брака, взаимоотношения супругов в.

4883 Слова | 20 Стр.

Чародей языка" ( мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы "Гроза

рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного. Главная мысль "Грозы" заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении. Название.

652 Слова | 3 Стр.

Экономическая мысль Древней Греции

1091 Слова | 5 Стр.

Философские проблемы экономики и

задачей. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Модернизация указывает способ, с помощью которого запоздавшие в своем развитии страны стремятся достичь современной стадии и войти в мировое сообщество. Органическая модернизация подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация представляет.

6024 Слова | 25 Стр.

История экономических учений

неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ. Экономические учения исследуются в динамике в процессе исторического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это определяется особой актуальностью и даже злободневностью рассматриваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется.

2961 Слова | 12 Стр.

История развития и типы семьи

Историческое развитие семьи……………………………………. 4 * Семейные ценности в Древней Руси. 4 * Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв. 6 * Трансформация семьи в современной России (XX – XXI вв.). 8 3) Глава 2. Типы семей. 10 * Диктаторский тип семьи.

3909 Слова | 16 Стр.

Наука наука наука

эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой.

2018 Слова | 9 Стр.

Referat_po_sotsiologii

5489 Слова | 22 Стр.

Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года

памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности. 1. Общая характеристика Стоглава 1551 года В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый Собор, который имел большое значение как для русской церкви, так.

2034 Слова | 9 Стр.

Влияние православия на русскую литературу

как нарушение любви, как измену родителям, как неблагодарность к ним. Искаженные формы родительской любви являются нарушением здоровья семьи и искажают психологический климат в семье. Актуальность этой проблемы на сегодняшний день очевидна. В современном обществе количество детей с невротическими расстройствами настораживает, так как неуклонно растет, при общем обследовании школ обнаружено, что более половины учащихся страдают неврозами. Психиатрами, психологами и педагогами эта проблема исследована.

3947 Слова | 16 Стр.

Исторические типы браков

921 Слова | 4 Стр.

5ballov 79960

семинарских занятий Тема 4. Профессиональная этика социального работника. Основные понятия и принципы Вопросы для обсуждения 1.Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества 2. Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное 3. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб. Литература. Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в.

4489 Слова | 18 Стр.

ИДЗ ТПУ вариант №20

обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. 3. Анализ источника, события: Задание № 5 Битва на Калке (31 мая 1223) - бой между русско-половецкими силами с одной стороны и монгольским войском с другой на реке Калке, на территории современной Донецкой области. Закончился победой монголов, наголову разбивших русско-половецкие отряды. В битве погибло много князей и родовитых бояр южной и центральной Руси. Люд пытался предотвратить и подготовится к следующему нашествию, но князья не хотели.

902 Слова | 4 Стр.

православная педагогика

3255 Слова | 14 Стр.

становление и развитие экономической теории

очень тесно связана с политикой. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса. Теория и методология.

К началу XVI века на культуру и быт русского народа имела огромное влияние церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодоление суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали воздействие на семейную жизнь, брак, воспитание детей.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Четвёртый брак категорически запрещался.

В эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль её главы. Он представлял семью в целом во всех её внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже – в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из её членов. Это касалось и личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства.

Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических.

ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою.

Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.

Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины – крестьянки, посадские – вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.

Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.

Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.

Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.

При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед – хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVI ВЕКА

О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две – обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего богослужения священник кропил святой водою.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь; большею частью жёны знатных и богатых людей по воле мужей вовсе не вмешивались в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник из холопов. Такого рода хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за шитьё и вышивание золотом и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду заказывал сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне – хозяева оседлые ели вместе с жёнами и с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий – при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера предавались уже забавам и беседам.

Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые раскидывались перед домами.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели – воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.

По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

Общественный быт включал также проведение игр и забав – как военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века – в карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.

ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Все хозяйственные припасы следует покупать во время, когда они дешевле, и хранить их тщательно. Хозяин и хозяйка должны ходить по кладовым и погребам и смотреть, каковы запасы, и как они хранятся. Заготовлять и заботится обо всём для дома должен муж, сберегать же заготовленное должна жена – хозяйка. Все припасы рекомендуется выдавать по счёту и записывать, сколько чего выдано, чтобы не позабыть.

НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ

Чтобы добиться праведного жития, человек должен следовать некоторым правилам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985

2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996

4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998

5. Личман Б.В. История России. – М.: Прогресс, 2005

6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. – М.: Просвещение, 1992

7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.). – М.: Просвещение, 1997

8. Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997

[1] Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992.-С. 116

[2] Личман Б.В. История России.-М.:Прогресс, 2005.-С.167

[3] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. лит., 1985.-С.89

[6] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 90

[7] Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.) – М.: Просвящение, 1997.-С. 44

[8] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 94

[11] Трещенко А. Быт русского народа.- М.: Наука, 1997. – С. 128

[12] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985.

[14] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 102

Реферат - Семейная культура по домострою

ОмГТУ, 2 курс, 20 стр., Семейные отношения, Женщина эпохи домостроя, Будни и праздники, Отношения между родителями и детьми.

Александрова Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем

  • формат pdf
  • размер 386.04 КБ
  • добавлен 26 октября 2009 г.

М.: СГУ, 2000. В издании раскрываются такие разделы психологии семьи как семейные проблемы и виды помощи в их решении: самопомощь, совместная семейная помощь, специализированная психологическая помощь (консультирование, психотерапия, психореабилитация). Оглавление Дидактический план Литература Тематический обзор Семейные проблемы Критерии успешных, благополучных семей. Зрелые, проблемные, нарушенные семьи Семейные проблемы: кризисы, конфлик.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия

  • формат pdf
  • размер 428.27 КБ
  • добавлен 15 октября 2009 г.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Введение в семейную системную психотерапию

  • формат doc
  • размер 5.3 МБ
  • добавлен 30 января 2009 г.

Книга включает две работы, объединенные общей темой: системная семейная психотерапия. Семья рассматривается здесь как социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход обеспечивает в процессе психотерапии опору на семейную систему как на единицу воздействия. Излагаются правила функционирования семейной системы. Приводятся примеры составления генограмм и их анализа.

Контрольная работа - Социометрические техники: семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра

  • формат doc
  • размер 218 КБ
  • добавлен 06 декабря 2010 г.

Социометрические техники: семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра. Мауп 4курс, Практическая психология, 2010г

Презентация - Интенсивная семейная терапия (ИСТ) в домашней среде

  • формат ppt
  • размер 3.68 МБ
  • добавлен 30 августа 2010 г.

85 слайдов. Данная презентация используется в качестве наглядного материала на курсах повышения квалификации "Интенсивная семейная терапия на дому". Интенсивная семейная терапия на дому (ИСТ) - форма социально-психологической реабилитации, которая ориентирована на семьи с детьми и подростками, имеющими серьезные проблемы поведенческого характера. Содержание: Особенности метода. Цели ИСТ. Целевая группа. Преимущества ИСТ. Принципы семейной терап.

Реферат - Семейная психотерапия

  • формат doc
  • размер 23.23 КБ
  • добавлен 24 июля 2010 г.

Семейная психотерапия. Развитие семейной психотерапии. Направления в семейной психотерапии. Супружеская психотерапия. Семейное консультирование. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях.

Реферат - Семейная психотерапия конструктов

  • формат doc
  • размер 26.22 КБ
  • добавлен 18 сентября 2010 г.

Семейная психотерапия конструктов. Джордж Александер Келли. Личностные конструкты, по Д. Келли. Параметры личностного конструктора. Основной постулат теории Келли. Показания к психотерапии конструктов: Пример. Краткая характеристика. Критические замечания.

Таблица - Основные подходы современной семейной психотерапии

  • формат doc
  • размер 115 КБ
  • добавлен 30 января 2011 г.

В работе описываются следующие подходы современной семейной психотерапии: Психоаналитическая семейная психотерапия. Стратегическая семейная психотерапия. Семейная коммуникативная психотерапия. Семейная психотерапия, основанная на опыте. Семейная психотерапия конструктов. Семейная поведенческая психотерапия. Системная семейная психотерапия. По каждому из вышеперечисленных подходов отмечено следующее: представители, цель подхода, ключевые слова, ба.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии

  • формат doc
  • размер 394 КБ
  • добавлен 15 января 2011 г.

Методическое пособие. Москва & Санкт-Петербург "Фолиум" 1996 г. 45 c. Введение. Нарушение процесса воспитания в семье. Психологические причины отклонений в семейном воспитании. Проективный тест "семейная социограмма" и метод "семейной генограммы". Семейная системная психотерапия. Заключение. Литература. Приложения: . Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет. Опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия

  • формат doc
  • размер 1.59 МБ
  • добавлен 18 февраля 2009 г.

Оглавление. Предисловие. Введение. Семья как источник психической травматизации личности. Современная семья и нарушения ее функционирования. Типы нарушений функционирования семьи, обусловливающие психическую трав. матизацию личности. Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи. Как источник психической травматизации личности. Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи. Нарушение представлений членов семьи о семье и ли.

Читайте также: