Должен ли психолог быть интеллигентным работником

Обновлено: 15.05.2024

10 заблуждений о психологах: какие они на самом деле?

Семейный психолог не может иметь развод за плечами

Как правило, на профессиональную позицию личная жизнь психолога не влияет: разведенный специалист может быть семейным консультантом, а бездетный — хорошим детским психологом. Справляться со своими сложностями психологу помогает личная терапия, встречи с супервизором и опыт саморегуляции — психолог чаще всего хорошо понимает, когда ему пора отдохнуть, сделать паузу в работе или пойти учиться новому.

Психолог должен быть активным оратором, а он постоянно молчит и лишь изредка задает вопросы

Психолог может быть хорошим оратором: он талантливо читает лекции в университете, выступая в роли эксперта на профессиональных конференциях или на телевидении. В терапии, в кабинете, роль психолога иная — его голос второй, там солирует клиент. Но именно психолог организует пространство, в котором клиент может звучать в полный голос. Он может быть услышанным и увиденным. Иногда в новой для себя роли. Часто психолог — это тот человек, кто первым видит изменения клиента. Раньше, чем его близкие и коллеги. Иногда даже раньше, чем он сам. Видит — и радуется этим изменениям, удивляется им, свидетельствует их.

Психолог — это сверхчеловек, который досконально знает себя и владеет собой абсолютно в любых ситуациях

Конечно, психологическая практика помогает лучше узнать себя, свои чувства и эмоции, свои ценности. Но мы все постоянно меняемся — развиваемся, растем, становимся другими. Психолог — точно не сверхчеловек и не волшебник, он может и должен ошибаться, видеть себя в периоды слабости, бессилия, апатии, несовершенства в ярости или отчаянии. Пережитые неудачи и собственный горький опыт развивают эмпатию и напоминают о том, что выход из тупика есть всегда.

Психолог должен соглашаться с клиентом, подбадривать и поддерживать

Бывают разные ситуации и разные направления терапии. Иногда важно быть с клиентом и сочувствовать ему. Иногда нужно задать вопрос о ценностях клиента, о его опорах, о тех людях, кто рядом и кто может видеть человека в его предпочитаемой идентичности. Этот разговор тоже может поддержать, хотя в нем нет слов утешения. Но если мы будем помнить о том, что перед нами взрослый человек, который временно оказался в ситуации кризиса, неудачи, бессилия, то и относиться мы будем к этому человеку иначе. Не утешать и подбадривать, а верить в то, что человек способен найти выход.

Психолог может поддержать клиента присутствием, внимательным слушанием, вовремя и к месту заданным вопросом, при этом поддержка — не цель терапии. Цель — совершить переход от нежелательного состояния к желаемому. И этот переход часто легче и безопаснее совершить вместе со специалистом.

Задача психолога — дать правильный совет

Консультация у психолога доступна только богачам

Конечно, индивидуальная психологическая консультация может стоить недешево, но профессиональная поддержка и помощь зачастую позволяет улучшить состояние клиента, избавить от ложных ожиданий и осознать, куда и как двигаться дальше. Терапия позволяет человеку понять себя и других, а также улучшить качество жизни и уровень дохода. Психотерапия сегодня доступна всем. Существуют бюджетные варианты помощи. Например, бесплатные телефоны доверия, центры психологической поддержки и антикризисные центры.

Психолог гарантированно решит все мои проблемы

Психолог не избавит вас от проблемы сразу. Он помогает лучше узнать себя в процессе решения этой проблемы. Задает вопросы, которые позволяют вам увидеть сильные стороны вашей личности. Они проявляются в этом процессе, показывая изменения, которые происходят в период терапии.

Психолог даст мне пошаговый план, как поступать

Все зависит от направления, в котором работает психолог. Когнитивно-бихевиоральный терапевт, действительно, предложит план действий и дневник наблюдений за своими мыслями и чувствами. Процессуальный терапевт предложит экспериментировать с состояниями — вспоминать, каким вы бываете в минуты счастья или оргазма, как именно охватывает вас страх и есть ли что-то привлекательное в этом, какие из состояний вы любите, а какие — нет. Нарративный практик спросит про ваши ценности, про ваши выборы на протяжении жизни и сейчас, про то, куда ведет ваша дорога и кому с вами по пути. Клиент-центрированный терапевт, роджерианец, будет вместе с вами строить пространство, в котором вы будете раскрываться и меняться.

Все психологи — шарлатаны

Порой люди невольно наделяют психологов чуть ли не магической силой. Ждут, что уже после первой консультации станут другими, но могут разочароваться. Бывает и так, что изменения случаются после единственной встречи. Ведь даже если вы в одиночку проведете 50 минут в удобном кресле, вдали от городского шума, с выключенным телефоном и спросите себя, что я хочу в эту минуту для себя самого, то что-то в вашей жизни может измениться. Еще лучше будет, если рядом с вами окажется внимательный собеседник, с которым вы захотите обсудить свои открытия и сомнения.

Психолог нужен тому, у кого нет друзей

В ходе совместной работы между клиентом и психологом выстраиваются особые отношения. Такая близость в повседневной жизни у нас есть не всегда, хотя мы можем быть окружены друзьями и родными людьми. Чаще всего наш собеседник не дает нам столько внимания, сколько хотелось бы. Это естественно, потому что в его жизни есть другие сферы, которые требуют внимания, и это не только отношения с вами, даже если вы — самый близкий человек.

Психологу вы платите именно за это внимание: человек еженедельно на протяжении 50 минут только с вами, откладывает все свои дела, закрывает двери от посторонних, выключает телефон и не привносит в ваш диалог ничего из своей повседневной жизни. В центре этой встречи вы, ваша жизнь, сомнения, страхи, надежды. В этом пространстве внимания, сказанные вами слова звучат иначе, громче, ваши чувства просыпаются — им всем есть место, ваше тело расслабляется и запоминает этот опыт. Из кабинета вы выходите немного другим и несете эти уверенность и открытость, это лучшее понимание себя в свою жизнь — к близким, к друзьям, на работу. И благодаря терапии начинают меняться и эти отношения тоже.

Ольга Ульянина, член-корр. РАО

Как работают психологи в правоохранительных органах и в чем заключается уникальная специфика их деятельности? Эти и многие другие вопросы мы обсудили с Ольгой Ульяниной ─ доктором психологических наук, профессором Высшей школы экономики, главным научным сотрудником Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, членом-корреспондентом Российской академии образования.

─ В чем заключается специфика подразделений психологической работы в МВД России?

─ Деятельность сотрудника полиции сопряжена с определенными рисками, угрозами, повышенными физическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. И это, безусловно, определяет ряд требований к профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел, что, в свою очередь, подталкивает нас к необходимости осуществлять профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Направления работы подразделений психологической работы в органах внутренних дел различны, но начинаются они именно с отбора. Курсанты и слушатели ведомственных образовательных организаций ─ это, по сути, уже рядовые сотрудники полиции, поэтому, поступая на обучение в ведомственную образовательную организацию, они поступают на службу и проходят ряд испытаний, которые включают изучение их личных и деловых качеств, выявление факторов риска девиантного общественно опасного поведения и т.д. Все эти этапы они проходят до приемной кампании: это значит, что кандидаты на обучение, которые не проходят профессиональный психологический отбор, далее к экзаменам не допускаются.

Само обучение, которое длится пять лет, тоже специфично, поскольку, помимо учебной деятельности, курсанты вовлекаются в охрану общественного порядка, в выполнение различных служебных обязательств. Таким образом, они имеют дополнительную нагрузку, и психологи, конечно, осуществляют сопровождение их профессионального становления, оказывая помощь и поддержку как в успешности освоения учебной программы, так и в кризисных ситуациях, с которыми может быть сопряжено обучение. Кроме того, определенный период обучения курсанты проживают на территории образовательной организации, и это тоже является определенным стрессовым фактором. Многие обучающиеся, средний возраст которых 17-18 лет, приезжают к нам из других регионов, и для них это смена места жительства, смена окружения, они разлучаются с близкими и родными, полностью меняют окружение, поэтому без помощи психолога здесь никак не обойтись.

─ Это, конечно, сильный стресс.

─ Да, это так. Поэтому на протяжении каждого периода обучения психологи реализовывают специальные коррекционно-развивающие и тренинговые программы, направленные на адаптацию, сплочение учебных коллективов, нормализацию и выстраивание конструктивных взаимоотношений внутри учебных групп.

На старших курсах фокус внимания смещается в сторону развивающих программ, ориентированных в большей степени на формирование необходимых профессиональных компетенций. Часто мы проводим эти программы непосредственно перед практикой ─ чтобы наши девушки и молодые люди в большей степени были готовы к тому, что их ожидает на службе.

Одно из значимых направлений работы ─ психологическое консультирование, как по запросу самих обучающихся, так и по направлению курсовых офицеров, родителей, профессорско-преподавательского состава. Для того чтобы проанализировать эффективность нашей психологической работы, мы не реже раза в полгода проводим психодиагностические срезы, позволяющие оценить уровень сформированности тех компетенций, которые для нас значимы, и своевременно выявить негативные психоэмоциональные состояния или личностные проблемы, с которыми, конечно, курсанты сталкиваются.

Помимо работы с курсантами, психологи проводят работу с сотрудниками ведомственной образовательной организации и оказывают психологическую помощь и сопровождение профессиональной деятельности и учебного процесса.

Курсанты МВД России на генеральной репетиции парада на Красной площади в честь Дня Победы. Источник фото: https://ru.123rf.com

─ Обращение к психологу подразумевает конфиденциальность. Как соблюдается этот принцип в работе психологов ОВД?

─ Да, работа психолога в органах внутренних дел должна соответствовать принципам и правилам профессиональной этики психологической практики. И наша работа, безусловно, конфиденциальна и соответствует этим принципам.

Бывают случаи, когда сотрудники или курсанты обращаются к психологу не по собственной инициативе, а по запросу родителей или руководителей подразделения, курсовых офицеров, или профессорско-преподавательского состава, и этот запрос обычно связан с решением какой-то конкретной проблемы: например, успеваемость курсанта или конфликт в служебном коллективе. И тогда по результатам работы психолог формулирует рекомендации, как лучше выстроить взаимодействие с сотрудником или с курсантом, чтобы разрешить ту проблему, которая явилась запросом на работу с ним. Все варианты работы, связанные, например, с социально-психологическим изучением климата в коллективах следуют тому же принципу: по результатам исследований готовятся справки, которые описывают результаты в обобщенном виде, без персональных данных, и включают в себя в обязательном порядке рекомендации по формированию благоприятного климата и разрешению выявленных в ходе исследования проблем.

─ Поговорим о такой отчасти романтизированной профессии, как следователь. В кино и книгах их часто изображают эдакими неприступными и загадочными интеллектуалами. Насколько это соответствует действительности и какими компетенциями должен обладать следователь? Насколько их программа обучения отличается от остальных?

─ Безусловно, каждая программа обучения имеет свою специфику, будь то следователь, эксперт-криминалист или оперативный работник. Нормативными документами на сегодняшний момент времени строго определен перечень личных и деловых качеств, которыми должны обладать сотрудники полиции в целом, но очевидным является то, что профессиональная деятельность следователей сопряжена с повышенной интеллектуальной нагрузкой и предполагает способность к анализу, обобщению данных, к определению причинно-следственных связей в тех событиях и явлениях, которые подлежат расследованию. Поэтому в профессиональной программе и компетентностной модели следователя акцент смещен именно на интеллектуально-аналитическую составляющую. Также характерно и значимо для всех направлений деятельности правоохранительных органов такое качество, как стрессоустойчивость ─ умение принимать решения и реализовывать аналитические функции в условиях риска, угроз и ограничения временных ресурсов, а также дефицита информации.

─ Стрессоустойчивость отчасти связана и с типом нервной системы. А можно ли перевести свою нервную систему, если она изначально слабая, в сильную? Или это врожденное и остается на всю жизнь?

─ Особенности высшей нервной деятельности, которые обуславливают темперамент человека и не только, являются врожденными и в течение всей жизни остаются неизменными. Но они могут, образно выражаясь, обыгрываться нашими характерологическими особенностями.

─ Как это?

─ Речь идет о характере и его акцентуациях. Они формируются в течение нашей жизни, непосредственно в деятельности, в том числе и в профессиональной. Поэтому, если мы говорим, например, о развитии волевых качеств или целеустремленности, или о формировании хорошего уровня мотивации к служебной деятельности, то они, конечно, могут сглаживать те особенности высшей нервной деятельности, которые врожденно мы имеем. Что касается службы в полиции, то здесь, повторюсь, критерии отбора могут варьироваться в зависимости от того, на какую должность устраивается сотрудник и каково его функциональное предназначение. Если мы наблюдаем определенного рода несоответствие, то, конечно, мы вынуждены не рекомендовать кандидата на службу по результатам отбора, то есть по объективным показателям.

─ Не секрет, что одним из этапов такого отбора является прохождение проверки на полиграфе. Насколько точны и объективны данные, полученные с его помощью?

─ Важно понимать, что все зависит от того специалиста, который проводит проверку с помощью полиграфа, от соблюдения процедуры, правил и требований к ее проведению. Для минимизации риска искажения информации проводится, например, такая процедура, как регистрация фонового состояния обследуемого, когда мы надеваем датчики на человека и фиксируем его основные психофизиологические показатели: кожно-гальваническую реакцию, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, особенности работы дыхательной системы. Далее при непосредственно самой проверке мы всегда возвращаемся к этому изначальному фоновому состоянию, то есть у нас есть возможность сравнить и оценить реакцию человека, узнать, чем она вызвана: волнением, тревожностью и переживанием за результат и возможность последующего трудоустройства или же переживаниями, связанными с сокрытием значимой информации.

И, опять же, как отдельный инструмент полиграф мы не используем. Результаты заключений специального психофизиологического исследования с применением полиграфа всегда носят рекомендательный характер. Это лишь один из инструментов, позволяющий нам чуть больше узнать о кандидате на службу, но не более того. Мы всегда оцениваем человека комплексно, применяя обширный спектр самых разнообразных методов.

Прохождение полиграфа. Источник фото: https://ru.123rf.com

─ Какие методы исследования вы как психолог любите больше всего?

─ Помимо основных направлений, которые я уже озвучила, ─ психологическое консультирование и тренинговые формы работы ─ есть множество других интересных инструментов, которые мы используем: это и различные методы психоанализа, когнитивно-бихевиорального подхода, гештальт-терапии, гуманистической терапии и другие.

Сегодня в психологической практике набирает популярность так называемый интегративный подход, когда мы в зависимости от особенностей человека, тех проблем, с которыми он сталкивается, подбираем индивидуальный инструментарий. Какого-то одного излюбленного подхода у меня нет, потому что каждый человек уникален.

В первую консультационную сессию, мы, как правило, собираем анамнез, изучаем человека, проговариваем те сложности, проблемы и запросы, с которым он обратился за психологической помощью. Далее, уже с учетом этих проблем и индивидуальных особенностей, подбираем тот инструментарий, который в данной ситуации, конкретно с этим человеком, будет работать.

Я люблю менять методики, пробовать разное, расширять свой практический опыт и смотреть, какой инструментарий эффективен и в каких ситуациях он лучше работает.

─ Как вы считаете, должен ли психолог, который работает в органах внутренних дел, быть более стрессоустойчивым, чем обычный психолог?

─ Думаю, да, поскольку помимо выполнения профессиональных обязанностей, связанных с психологической практикой, остается еще служебная деятельность, в том числе обращение с оружием, и, конечно, это требует стрессоустойчивости и дополнительных компетенций, которые, возможно, для психолога гражданского не столь актуальны.

─ Почему вы решили связать свою жизнь с работой в правоохранительных органах?

МВД России, пожалуй, одно из первых ведомств в нашей стране, где была столь грамотно выстроена работа психологической службы. Причем эта работа была абсолютно разноплановой, и потому ─ интересной. У меня был большой выбор направлений деятельности ─ консультирование, диагностика, коррекция и множество других направлений. Таким образом, была возможность получить практику по всем основным направлениям психологической работы и прекрасный научно-методический фундамент для этой работы. Это бесценный опыт.

Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.


(от англ. congruence) -подлинность, открытость, честность; одно из 3 "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии.

Специалист нашей профессии просто обязан быть правдив при общении и не просто говорить правду, как основу взаимности и доверия в отношениях, но и быть конгруэнтным. А это посложнее будет.

Что же это значит - быть конгруэнтным? Представьте одну из часто встречающихся ситуаций. Мама или любой значимый взрослый злится сильно на поведение своего близкого человека (например, ребенка или свекрови или мужа), а при этом улыбается! Когда малыш спрашивает такую улыбчивую маму: "Ты сейчас злишься на меня?", он может услышать в ответ: "Нет!"( все с той же злобой в голосе). Или еще "круче". "Я - никогда не злюсь!"
Это - наиболее яркий пример неконгруэнтного поведения, "приправленный" алекситимией (неспособностью распознавать свои чувства или признавать их) или неосознанной ложью к себе.

Проще говоря. Конгруэнтность это - соответствие того, что говорится и того как говорится (мимика, жесты, тембр голоса). Еще один яркий пример из повседневной жизни. Муж жене: "Любимая, ты на меня больше не обижаешься?". "Нет", - сказала она надув губы, отвернувшись от него и хлопнув дверью.
Надо сказать, что длительное пребывание для ребенка в атмосфере насыщенной такого рода проявлениями чревато как развитием истерик, неврозов, так и более тяжелых форм заболеваний психики с ощущениями "Может быть я схожу с ума?". Нечего и говорить, что такие проявления порождают в отношения недоверие и "не безопасность".

Длительное пребывание взрослых в таких деструктивных отношениях тоже не проходит бесследно, особенно если оно длится с детства. Меняются личностные черты человека, меняется характер в сторону недоверия,замкнутости, появляется апатия, доходящая до отчаяния найти и обрести счастье и взаимопонимание в близких отношениях. "Я не доверяю уже кажется ни одному человеку на всем белом свете" - рассказывает молодая руководительница на консультации. "Как сложно привыкнуть к хорошему, спокойному отношению (без ссор и истерик) и опять поверить людям"- часто я слышу жалобы от моих любимых клтиентов. Да, это сложно - это значит рискнуть попробовать доверять кому-то вновь после долгих лет "затворничества". Но результат стоит труда.

Процесс регулярных консультаций у гештальт- психологов призван создать атмосферу, обратную привычному деструктивному взаимодействию. Конгруэнтность становится основой для процветания в отношениях искренности, взаимодоверия и близости.

Стабильная атмосфера лжи и недоверия, к тому же (как велнес-коуч вам скажу) будет приводить к небольшому (или большому) регулярному стрессу. Стресс будет влиять на вас, вашу психику, ваш организм, ваших близких не в лучшую для всех сторону. Да, кто-то уже привык и смирился, мол, так будет всегда. Но только тот кто ищет - найдет ответ.
Я, как специалист и обычный семейный человек, нашла для себя ответы благодаря моим замечательным учителям. Теперь настало время передать эти знания дальше людям.



Надо сказать что напротив, атмосфера уверенности быть выслушанным и понятым, принятым со всем спектром своих человеческих переживаний, постоянство места, встреч, выполнения взятых обязательств и обещаний (все что психологи называют КАСАМ) создает ощущение предсказуемости, а значит безопасности, а значит морального и душевного спокойствия. Это и есть - часть правды нашей ежедневной жизни. Быть правдивым в своих обещаниях, подкреплять слова - делом.

Правда, есть одно ограничение насчет слов. Не всякая правда может быть переносима человеком в каждый конкретный момент. Так, например, одну правду, которая поможет человеку расширить знания о себе, осознать лучше свои модели поведения, мы "заворачиваем" в формат развивающей обратной связи. Другую правду со специально подобранными словами (интервенциями), мы приберегем до лучших времен. До того времени, когда человек будет способен и готов эту правду услышать и усвоить, принять себе в прок, а не во вред.

Ученик за партой

Одним из тех качеств, которые стоит развивать в себе, является интеллигентность. Она представляет собой гармоничное сочетание образованности, развитого ума и разумного отношения к другим людям и окружающему миру вообще. Сегодня мы поговорим о том, что такое интеллигентность и как она проявляется, а также выясним, можно ли развить в себе эту черту и как это сделать.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это свойство личности, представляющее собой совокупность таких черт как рассудительность, образованность, высокая культура поведения, скромность и уважение к окружающим. Многим людям кажется, что интеллигентом может быть только человек с высшим образованием, но это не так. Образованность – это лишь один из элементов интеллигентности, но решающую роль играет поведение человека в обществе.

Интеллигентность имеет множество проявлений, таких как вежливость, тактичность, скромность, толерантность, уважение к другим людям, умение слушать собеседника, умение воспринимать чужую культуру, способность сопереживать другим, радуясь их успехам и сочувствуя неудачам. При этом интеллигентному человеку совершенно не свойственно агрессивное поведение, нетерпимость и конфликтность.

Признаки интеллигентности

Как мы уже выяснили, высокий интеллект и уровень образования не являются неотъемлемыми атрибутами интеллигентности, хотя и сопутствуют ей довольно часто. При этом у интеллигентного человека обязательно должны присутствовать такие признаки как:

  • умение ценить произведения искусства и другие культурные достояния, накопленные человечеством;
  • понимание общечеловеческих ценностей;
  • чувство социальной справедливости, стремление защитить права ущемляемой личности или социальной группы;
  • честность, совестливость и личная порядочность;
  • толерантность, терпимость, миролюбие и тактичность;
  • стремление разрешать любой конфликт словами, умение идти на компромисс;
  • способность к сопереживанию, развитая эмпатия;
  • принципиальное следование собственным правилам и принципам, сочетающееся с терпимостью к чужим ошибкам.

Как проявляется интеллигентность?

Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.

Примеры проявления интеллигентности:

Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.

Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.

Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.

Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.

Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).

Представителям интеллигенции свойственен высокий уровень нравственности и морально-этических качеств. При этом они, независимо от масштаба личности и степени известности, стремятся сделать мир лучше, передавая знания и убеждения, поэтому часто занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

В качестве наиболее известных представителей русской интеллигенции можно назвать таких выдающихся деятелей науки и искусства как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Михаил Глинка и Пётр Чайковский. Каждый из них оказал колоссальное влияние на науку, литературу или культуру своего времени. При этом к интеллигенции их принято относить не благодаря образованности или эрудиции, а благодаря их особому взгляду на мир и упорному стремлению сделать его лучше.

Можно ли развить интеллигентность?

Лихачёв отмечает, что идеальный случай – это когда интеллигентность привита ребёнку в детстве его родителями и другими близкими родственниками. И даже обычные рабочие или колхозники могут вырастить в своей семье будущего интеллигента. Но и без этого любой человек, независимо от предпосылок, может воспитать в себе интеллигентность, главное – неустанно работать над собой. Это свойство личности определяется не количеством знаний, а стремлением к их получению и развитию вообще.

Как развить интеллигентность?

Интеллигентными людьми не рождаются. Эта черта личности формируется благодаря воспитанию и усердной работе над собой. И каждый человек, независимо от того, какие предпосылки заложены в нём темпераментом и воспитанием, может стать гораздо более интеллигентным. Для этого нужно принять в качестве своих принципов и неукоснительно соблюдать несколько простых правил:

Заключение

Интеллигентность – это черта сильного духом человека, постоянно работающего над собой и готового прикладывать усилия к тому, чтобы сделать лучше не только себя, но и весь окружающий мир. Интеллигентную личность отличает способность сопереживать любому живому существу. Соответственно, она не склонна совершать плохие и бесчестные поступки по отношению к окружающим, а оказавшись перед тяжелым выбором, поступит скорее в ущерб себе, чем кому-то другому.

Читайте также: