Для представителей каких профессий необходимо разработать подобные информационные листки

Обновлено: 28.05.2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 декабря 2011 г. "Процедура проведения этической экспертизы информационного листка пациента" (утв. Советом по этике 23 ноября 2011 г.)


Обзор документа

Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 декабря 2011 г. "Процедура проведения этической экспертизы информационного листка пациента" (утв. Советом по этике 23 ноября 2011 г.)

Стандартная операционная процедура N 2

Информационный листок пациента - документ, в котором содержатся сведения, касающиеся проводимого клинического исследования лекарственного препарата.

Информация должна быть полной, объективной, достоверной, адаптированной для понимания непрофессионалами, с пояснениями в отношении используемых медицинских терминов, представленной на русском языке.

Информационный листок пациента - это информация и форма информированного согласия, представляющие собой две неразрывные части единого документа. Этот документ рассматривается как письменное подтверждение, тех условий, на которых пациент (или в случаях, предусмотренных законодательством, его законный представитель) согласится на участие в исследовании.

Информация и форма информированного согласия должны представлять собой единый документ с единой нумерацией страниц.

При наличии в тексте информационного листка пациента сведений и/или ссылок на дополнительные материалы для пациента они должны быть приложены для рассмотрения.

При проведении экспертизы оценивается наличие и качество изложенных сведений о/об:

- целях клинического исследования и разъяснение о его экспериментальном характере и всех соответствующих аспектах;

- данных о вариантах лечения в процессе исследования и вероятность случайного распределения в одну из групп лечения; описание (если предусмотрена дизайном протокола клинического исследования) группы плацебо;

- процедурах исследования, включая инвазивные процедуры;

- ожидаемом риске или неудобствах для пациента -

- особо следует осветить проблему участия в исследовании женщин в период беременности, женщин в период грудного вскармливания (за исключением протоколов клинического исследования лекарственного препарата, предназначенного для указанных женщин) - о токсическом действии исследуемого препарата на эмбрион, на плод, выделение исследуемого препарата с грудным молоком у кормящих матерей;

- о воздействии исследуемого препарата на репродуктивную систему пациентов мужчин, участников исследования;

- о рисках, связанных с забором крови для выполнения анализов, с проведением дополнительных исследований (КТ, МРТ и т.д.);

- при наличии в протоколе исследования указаний о необходимости при приеме препарата соблюдать предосторожности, например при вождении машины или при употреблении определенных продуктов питания - эти положения должны быть отражены в информационном листке пациента;

- указаниях и подробных разъяснениях обязанностей субъекта исследования; сведениях о контрацепции пациентов (пациентов женщин, пациентов мужчин и их половых партнерш) во время исследования и в определенный временной промежуток после окончания исследования;

- ожидаемой выгоде и/или пользе, если протоколом не предусмотрено иное;

- наличии альтернативного метода лечения, помимо предусмотренных в исследовании, процедурах или методах лечения, доступных для пациента;

- возможной выгоде и/или пользе применения иных методов лечения и риске их применения;

- количестве пациентов, которое предполагается включить в исследование;

- предполагаемой длительности участия пациента в исследовании;

- планируемых расходах пациента, если таковые ожидаются, связанных с участием в исследовании;

- планируемых выплатах пациенту, если таковые предусмотрены протоколом;

- предоставление дополнительной информации в ходе исследования;

- добровольности участия в исследовании и возможности прервать его в любое время.

- порядке обеспечения пациента медицинской помощью или покрытия расходов на таковую в случае нанесения ущерба здоровью пациента в ходе исследования, условия обеспечения пациента медицинской помощью.

- информация о страховании здоровья пациента, условия страхования или об иных гарантиях, предоставлении адреса страховой компании. В информационном листке пациента должны в обязательном порядке содержаться сведения о компенсациях и условиях их выплат и (или представления лечения, как минимум в следующем объеме:

1. Сведения об обязательном страховании в соответствии с Постановлением правительства N 714 от 13.09.2010 г. В качестве обязательного приложения к листку должен прилагаться оригинал страхового полиса, а также условий страхования (если предусмотрено полисом) - в информационном листке пациента должна содержаться информация о выдаче пациенту экземпляра полиса страхования, индивидуальный идентификационный код пациента.

2. Сведения о дополнительном добровольном страховании пациента за счет организации, проводящей клиническое исследование, или его отсутствии. В случае наличия дополнительного страхования - обязательно приложение оригинала страхового полиса, а также условий страхования (если это предусмотрено).

3. Сведения об иных возможностях предоставления лечения и (или) компенсации в случае смерти пациента или причинения вреда его здоровью, или об их отсутствии. Сведения должны включать в себя конкретное указание субъекта, предоставляющего лечение и (или) компенсацию, а также условий предоставления и объема такого лечения и (или) компенсации. Указанные сведения должны сопровождаться ссылкой на организацию, обеспечивающую указанные возможности, а также правоустанавливающие документы.

4. Предупреждение о том, что участие в клиническом исследовании может нарушить условия имеющегося у пациента полиса добровольного медицинского страхования и лишить его права получения медицинской помощи в рамках ДМС. В связи с этим, если у пациента есть действующий полис ДМС, ему необходимо изучить условия страхования и ознакомиться с имеющимися в них ограничениями.

- условиях конфиденциальности, в том числе, что в ходе проведения исследования медицинские данные пациента (медицинская информация о пациенте) будут предоставлять не только врачу-исследователю, но и другим лицам. Разъяснение о конфиденциальности информации должно объяснять, каким образом, будет использоваться информация о состоянии здоровья пациента, и кому она будет передаваться ("разглашаться") в целях этого исследования. Должны быть описаны права в отношении конфиденциальности информации, включая право пациента получить доступ к информации об его состоянии здоровья.

Должен быть описан тот факт, что подписывая Информационный листок пациента для участия в исследовании, пациент даете свое разрешение на использование и разглашение информации о состоянии его здоровья в соответствии с тем, как описано об этом в разделе о конфиденциальности информационного листка. Должно быть указано, что если пациент не хочет, чтобы его данные использовались, он должен отказаться от участия в исследовании. Должно быть описано, что если пациент соглашается участвовать в исследовании, каким образом информация о состоянии его здоровья будет использоваться и передаваться. Должно быть отражено, что если у пациента возникнут вопросы, касающиеся конкретной медицинской информации, которая будет передана, пациент может проконсультироваться по этому поводу с врачом исследовательского центра. Также должно быть отражено, если это имеет место быть, что первичные медицинские записи, которые могут содержать сведения, позволяющие напрямую установить личность пациента, могут просматриваться спонсором, этическим комитетом, осуществляющим наблюдение за данным исследованием, или официальными органами в нашей стране и/или других странах. Должно быть отмечено, что спонсор не будет разглашать информацию о состоянии здоровья пациента страховым компаниям, за исключением случаев, если это требуется по закону, или если пациент не предоставит на это отдельное согласие в письменном виде. В информационном листке должны быть отражены условия отзыва согласие на использование конфиденциальной информации.

Форма Информированного согласия пациента должно подтверждать:

- факт добровольного согласия пациента или, в случаях, предусмотренных законодательством, его законного представителя на участие в исследовании;

- факт предоставления ему возможности задать любые вопросы и получить на них ответы;

- факт добровольно прервать участие в исследовании в любое время;

- факт получения пациентом подписанного врачом-исследователем и им лично (либо, в соответствии с законодательством, его законным представителем) экземпляра документа - информации и информированного согласия.

Форма Информированного согласия должна быть представлена от 1 лица единственного лица.

Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 декабря 2011 г. "Процедура проведения этической экспертизы информационного листка пациента" (утв. Советом по этике 23 ноября 2011 г.)

Текст документа официально опубликован не был

Обзор документа

В информационном листке пациента содержатся сведения, касающиеся проводимого клинического исследования лекарственного препарата.

Указанный документ представляет собой сведения и форму информированного согласия. Он рассматривается как письменное подтверждение условий, на которых пациент (его законный представитель) согласился участвовать в эксперименте.

Названные сведения и форма должны быть в виде 1 документа с единой нумерацией страниц.

В ходе экспертизы оценивается наличие и качество изложенных данных о вариантах лечения в процессе исследования и вероятность случайного распределения в 1 из групп лечения. Речь идет и о процедурах исследования, ожидаемом риске или неудобствах для пациента, воздействии исследуемого препарата на репродуктивную систему мужчин и др.

Обязательно должен прилагаться страховой полис. В информационном листке необходимо указывать данные о выдаче пациенту экземпляра полиса, индивидуального идентификационного кода.

При наличии дополнительного страхования также прилагается соответствующий полис и условия страхования.

Должно быть разъяснено, что, подписывая информационный листок, пациент разрешает использовать и разглашать информацию о состоянии его здоровья.

Форма должна подтверждать следующие факты. Добровольное согласие пациента или его законного представителя на участие в эксперименте. Предоставление гражданину возможности задать любые вопросы и получать на них ответы. По своему желанию прервать участие в исследовании в любое время и т. п.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью при воздействии на работников вредных и опасных производственных факторов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году

Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Обратите внимание! Продолжать работы на рабочих местах, имеющих критические риски для здоровья, возможно только после проведения мероприятий по изменению производственного процесса и условий проведения работ, обеспечивающих исключение или уменьшение воздействия вредных и (или) опасных факторов до уровня допустимого и разработки соответствующей нормативно-правовой или технической документации.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Обратите внимание! В состав такой комиссии обязательно включите специалиста по охране труда, а также ведущих технических специалистов — экспертов, представителя профсоюза или другого органа работников.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

Обратите внимание! Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками необходимо постоянно оценивать. Для этого нужно проводить оценку эффективности мероприятий по снижению рисков с установленной периодичностью, например, не реже 1 раза в год (в три года, в пять лет) с составлением соответствующего отчета, согласованного представительным органом работников.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Выбор профессии, связанной с информацией

Мы живем в эру информации, а потому логично, что профессии, связанные с обработкой и защитой информации, сегодня особенно востребованы. Что и берут на вооружение абитуриенты. Но этот список обширен – от бухгалтерии до журналистики, от редакторской работы до топографии.

Особенности

Информация бывает очень разной: буквенная, числовая, использующая иные символы (географические, химические, язык программирования). И каждая информация нуждается в обработке – анализе, систематизации, упаковке и прочее. Профессии, связанные с информацией, на это и направлены.

Так и с другими областями: перед выбором профессии нужно убедиться, что понятие о ее особенностях реалистично, а не построено на примитивном представлении о роде деятельности.


Описание профессий

В топе специальностей, которые касаются непосредственно информации, находятся профессии, предполагающие сегодня разные возможности. Какие-то могут позволить специалисту работать удаленно. Какие-то направлены на работу в крупной корпорации, с большим количеством внутрипрофессиональных связей.

Журналист

Журналистом считается литературный работник, занимающийся созданием, сбором, редактированием, подготовкой и оформлением информации. Чаще всего информация собирается для редакции СМИ. Это могут быть печатные ресурсы, теле- и радиожурналистика, а в последнее время и электронные медиа.

Легкость вхождения в профессию – иллюзия современного общества, ведь каждый видеоблогер может считать себя журналистом, что, конечно, не соответствует истине. Журналистика требует профессионального обучения в ВУЗе. Это база, применять которую можно в дальнейшем по своему усмотрению. Поступить на журналиста непросто: как правило, еще на этапе собеседования будущий студент должен предоставить творческое портфолио. Без этого стать журналистом сложно, потому готовиться к поступлению начинают в старших классах, собирая нужный материал.


Переводчик

Немало востребованы сегодня и специалисты, которые занимаются переводом в сфере копирайтинга – пишут инфостатьи на английском и других языках. То есть человек, поступающий на переводческое отделение, может рассчитывать на расширение сферы своих профессиональных возможностей.

Редактор

Данный специалист работает с текстом, он зачастую структурирует информацию, проверяет ее, исправляет ошибки и недочеты, стилистические неточности. Готовый текст должен соответствовать требованиям жанра, для которого он готовится. Редактор может быть и управляющим (главный редактор). Редактура – процесс ответственный, ведь именно редактор отвечает за итоговый вариант текст.

Нередко ему приходится заниматься смежным функционалом: корректурой и даже версткой и публикацией (выкладкой материала на сайт и т. д.).

Экономист

Так называется должность, подразумевающая экспертность в экономических вопросах промышленности, банковского дела, сельского хозяйства и иных сфер. Экономист на производстве занимается координацией нагрузки предприятия, его подразделений. Он может планировать производство, учитывать остатки, рассчитывать сырьевые объемы. Экономисты по труду и заработной плате разрабатывают программы мотивации сотрудников, занимаются расчетом производительности труда. Экономисты-аналитики занимаются анализом потенциальной прибыльности проектов, а также финансовых показателей предприятия в целом.


Программист

Человек, занимающийся программированием, называется программист. Этот специалист создает исходный код для программы, который пишется на символьном языке. Программист, к слову, не обязательно работает на компьютере. Он может писать программы на чем угодно, а на компьютере тестирует код.

Бухгалтер

Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского учета в компании, ведет документооборот, готовит и отправляет отчетность (в том числе, и налоговую) в органы контроля. Обеспечение безопасности этой отчетности также является задачей бухгалтера.

Помимо этого, на бухгалтера могут быть возложены следующие обязанности: вести финансовые операции по закупке и реализации продукта, рассчитываться с клиентами и поставщиками, вести имущественный учет организации, производить начисление зарплаты, взаимодействовать с банками и вести инвентаризацию. Расширенный функционал касается бухгалтера, который в организации один. Но если компания крупная, специалистов несколько, и каждый выполняет преобладающие функции.

Специалист по маркетингу

Также маркетолог может отвечать за проведение выставок и семинаров.


Инженер

Геодезист и топограф

Геодезист – это специалист, имеющий высшее техническое образование, который занимается топографо-геодезическими, изыскательскими, проектировочными и разбивочными работами. Предмет его деятельности – наблюдать за зданиями и сооружениями, их деформацией, вести исполнительскую документацию. Топограф же измеряет земную поверхность и ведет наземную инструментальную съемку местности и рельефа. И эта информационная деятельность позволяет ему создавать топографические планы, используя систему условных обозначений.

Инспектор

Это должностное лицо, которое ведет надзор и контроль правильности действий органов и лиц, являющихся подведомственными той или иной организации. Можно работать в налоговой, в кадровом отделе или инспектировать, как пример, гражданскую авиацию. Эта профессия может использоваться в самых разных сферах, главная цель деятельность – контроль.


Секретарь

Это современный офис-менеджер, который координирует работу офиса или своего руководства. Он занимается делопроизводством, ведет входящую и исходящую документацию, систематизирует информацию и отвечает за ее хранение и своевременный поиск. Высшее образование – желательно, но не всегда является строгим требованием к соискателю (смотря какая компания, размер заработной платы и т. д.). Человек, работающий секретарем, должен быть исполнительным, ответственным, внимательным.

Другие

Библиотечно-информационная работа сегодня меняет свои контуры, но такие специалисты все еще нужны. С информацией работают копирайтеры (авторы статей, контента для сайта и т. д.), SMM-щики – менеджеры соцсетей, а точнее – коммерческих страниц. Преобладание интернета как новой ниши для передачи информации, нового источника, помогает появляться новыми профессиям, удовлетворяющим запросы общества.

Как не ошибиться с выбором?

Если пройти несколько таких тестирований, можно не только лучше себя понять, но и увидеть неожиданные, привлекательные перспективы.

Современные люди живут в непрерывном потоке информации. Благодаря глобальной сети можно буквально за несколько минут узнать что-то новое или найти необходимые сведения. В то же время человек нередко теряется в данных, собираемых со всего мира. Предлагаемый контент, основанный на частых поисковых запросах или геотаргетинге, может оказаться неактуальным/ненужным для отдельно взятого пользователя.

Инфостилист

Однако в скором будущем количество ненужной информации существенно сократится. А поможет в этом инфостилист.


Кто такой инфостилист?

Инфостилист – специалист, формирующий нужный контент под индивидуальные запросы пользователя путем, как написания соответствующих алгоритмов (для автоматического поиска), так и "ручного" формирования частных пакетов.

Основные обязанности информационного стилиста включают в себя:

  • поиск заданной информации;
  • информирование клиента о необходимости и способах получения доступа к платным ресурсам;
  • чистка информации от содержания рекламного характера и малоинформативного контента, изложение материала в логической последовательности с применением изображений, графиков, таблиц и прочей инфографики;
  • поиск информации на иностранных ресурсах и предоставление ее на языке, понятном для пользователя;
  • форматирование текстовой информации по заданным параметрам, и его редактура;
  • изучение страниц социальных сетей клиента с целью обобщения и подачи информации с учетом индивидуальных предпочтений в оформлении.

Конечно же, выполнение всех этих обязанностей инфостилиста, невозможно без развитых коммуникативных способностей, которые помогут специалисту построить плодотворное общение с клиентом. Кроме того, качественно выполнять свою работу инфостилисту помогут определенные личностные качества.


Какими личностными качествами должен обладать инфостилист?

Обязанности инфостилиста предполагают проведение большого количества времени в поисках информации. Поэтому профессия подходит для усидчивых и внимательных людей, умеющих длительное время концентрироваться на рутинном занятии. Большую роль сыграет любознательность и стремление к саморазвитию, так как наличие этих качеств будет вызывать интерес к работе. Инфостилист должен быть организованным, уметь структурировать информацию и отсеивать лишнее.

Хороший специалист владеет основами психологии, легко налаживает контакт с людьми, умеет выявлять их потребности.

Если бы нужно было охарактеризовать это специалиста двумя фразами, то можно было бы сказать, что инфостилист – это разносторонне развитый, целеустремленный человек с системным мышлением. Он не бросает начатого на полпути и быстро находит решение в сложных ситуациях.

Преимущества профессии инфостилист

Многие специальности очень быстро устаревают и становятся ненужными, в результате чего выпускники, даже престижных ВУЗов, остаются без работы или борются с высокой конкуренцией. Освоение профессии будущего – это возможность долгое время оставаться востребованным на рынке труда. Со временем спрос на инфостилистов будет увеличиваться, и молодые специалисты, будучи первыми в этом направлении, смогут без особых проблем построить карьеру, обучать молодое поколение и зарабатывать на том, чего никто больше не знает.

Инфостилист может работать удаленно, поэтому его свобода не ограничена. Возможность планировать свой день, выходные или отпуск самостоятельно, не привязываться к одному месту делает профессию более привлекательной для людей, которые любят путешествовать. Кроме того, этот вид деятельности может стать источником дополнительного заработка при наличии основной работы, а навыки, имеющиеся у инфостилиста, будут способствовать развитию карьеры специалистов самых разных направлений деятельности.

Выполнение запросов клиентов предполагает обработку большого количества информации. Это позволит не только хорошо зарабатывать, но и личностно развиваться, расширять горизонты и постоянно владеть актуальной информацией.


Недостатки профессии инфостилист

В период становления профессии могут возникнуть сложности с обучением, что обусловлено отсутствием согласованных программ подготовки и точно сформулированных требований к навыкам. По завершению обучения инфостилисты могут столкнуться с проблемой, связанной с необходимостью прохождения дополнительного обучения с целью актуализации их знаний и дополнения перечня обязанностей.

Несмотря на значимость профессии для общества, молодые специалисты будут испытывать сложности с поиском клиентов:

  • во-первых, это обусловлено тем, что о новых профессиях и об их задачах люди узнают не сразу. Уже сегодня существует ряд профессий, о которых не знает большая часть населения;
  • во-вторых, несмотря на то, что поиск нужной информации в интернете иногда занимает много времени, а навязчивая реклама может раздражать, не каждый согласиться оплачивать услуги инфостилиста, чтобы избежать этого.

То есть для продвижения в профессии и нахождения целевой аудитории понадобится немало времени и вложений в рекламу своих услуг.

Где можно получить профессию инфостилист?

Несмотря на отсутствие четко сформулированных требований к обязанностям специалиста и предложениям со стороны работодателей, уже сегодня абитуриенты могут задуматься о перспективах, которые откроются перед ними в случае освоения данной профессии.

Профессия еще не сформировалась окончательно, но уже сейчас можно говорить о ее тесной связи с такими сферами деятельности, как журналистика, менеджмент, медиа и реклама. Поэтому обучение по этим направлениям станет основой для будущего инфостилиста. Перед подачей документов в учебное заведение абитуриентам рекомендуется детально ознакомиться с предлагаемыми программами подготовки, чтобы убедиться в том, что в нее включены все необходимые дисциплины.

Первыми ВУЗами, которые сосредоточились на обучении будущих инфостилистов, стали:

Также следует обратить внимание на различные курсы и он-лайн вебинары. В отличие от учебных заведений, которым требуется много времени на создание программы подготовки и согласование особенностей обучения, на их базе можно быстро получить необходимые навыки.

Читайте также: