Для каких профессий необходимы следующие виды способностей

Обновлено: 23.05.2024

Необходима ли взаимосвязь способностей и выбора профессии? Наверное да, иначе, к примеру, мир лишился бы нового Моцарта, а несостоявшийся Моцарт, может быть, стал бы посредственным врачом или инженером. Чтобы понять всю важность проблемы своевременного выявления задатков и развития способностей, выбора жизненного пути в соответствии с возможностями личности, не обязательно конструировать столь экзотические ситуации.

Следовательно, чтобы найти себя и правильно определить свое место в жизни, необходимо ответить на главные вопросы:

- В чем больше всего нуждается сегодня моя страна?

- Что она ждет от меня?

- На что я способен?

- В какой области деятельности я смогу полнее всего раскрыть себя?

Теоретические предпосылки построения
профессиограммы

Цель: изучить теоретические предпосылки построения профессиограммы

В настоящее время рынок профессий и рынок образо­вательных услуг в России практически не связаны между собой: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование; около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не во­стребованными предприятиями и организациями.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является ос­новой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жиз­ни.

Определение профессии предполагает решение следующих вопросов:

- К какой социальной группе принадлежать?

- Какой стиль жизни выбрать?

- Какие цели определить для себя в будущем?

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится про­делать большую внутреннюю работу:

- проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

- узнать и принять требования избираемой профессии;

- осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозмож­ность коррекции этих несоответствий.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают чело­вечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описать и классифицировать профессии:

- по предмету труда, профессиональным областям;

- требованиям, предъявляемым к работнику;

- степени самостоятельности в труде;

- напряженности труда и т. п.

Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.

При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.

Профессиограмма, составленная на основе анализа содержания профессиональной деятельности, включает в себя общую характери­стику профессии и требования, которые профессия предъявляет к че­ловеку.

Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий.

Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками: способ мышления, тип личности, предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов:

- классификационная карточка профессий;

- доминирующие виды деятельности;

- качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональ­ной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);

- качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;

- область применения профессиональных знаний;

- перечень профессий, которые также подходят человеку с данным типом личности;

- учебные заведения, обучающие данной профессии.

Знакомство с разделами профессиограммы начинается с класси­фикационной карточки профессии, где в краткой форме из­ложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

- доминирующий способ мышления;

- область базовых знаний;

Наименование профессии. Выше уже отмечалось, что при выборе или смене вида деятельности лучше ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе частного психологического изучения той или иной профессии, чем на общие ха­рактеристики предмета труда, цели, средств, условий и т.п. Именно поэтому в данном пособии каждая профессиограмма включает важнейшие психологические ка­чества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Доминирующий способ мышления. Практически в любой деятельности человек сталкивается с различными проблемными ситуациями, и ему все время приходится решать различные профессиональные задачи. При этом одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений; другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое; третьи предпочитают не размышлять, а действовать.

В одинаковой проблемной ситуации один человек будет переби­рать различные способы выхода из нее, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии вы­хода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных, житей­ских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия посто­янно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не смо­жет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышле­ния у человека преобладает, можно, если проанализировать, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наи­более привлекательны, какое хобби у него имеется.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура ре­шения достаточно четко определена и заранее выучена);

2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Рассмотрим эти способы подробнее:

Приложение. Этот способ разрешения проблемной ситуации четко определен, у человека имеется ясная внутренняя модель того, как все должно быть. Разновидности: приложение-процедура, приложение-диагно­стика, приложение-регуляция.

Адаптация. Имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный (в зависимости от об­стоятельств). Разновидности: адаптация-анализ, адаптация-координация, адаптация-формализация;

Производство. Представление о выполнении задачи хранится в дви­гательной памяти человека, в связи с чем производится непосредственное действие. Разновидности: производство-сила, производство-ловкость.

Данная классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

- умения слушать и переводить на понятный другим язык раз­личные сложные проблемы;

- умения считаться с ситуацией и другими людьми.

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется опре­деленная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень зна­ний может быть:

- высоким (теоретическое знание);

- средним (практическое использование знаний);

- низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

- область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

- область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Профессиональная область. Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой отно­сится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. Люди же различаются тем, что предпочитают частое или редкое взаимодействие, решение задач вместе или в одиночку.

На этом основании можно выделить следующие типы взаимодействия.

1. Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действо­вать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами орга­низуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.

Предпочитая определенный тип взаимодействия, человек подбирает такую работу, где он чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

Определить свой тип взаимодействия можно проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

Доминирующий интерес. Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов все люди подразделяются на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладаю­щих определенными личностными и профессиональными особенно­стями. Люди разных типов предпочитают одни виды деятельности (работу, отдых, хобби) и отвергают другие. Каждый тип личности в наи­лучшей степени может выразить себя в определенной профессиональ­ной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

В зависимости от доминирующего (ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности.

1. Реалистический (практический) тип – любит заниматься конкрет­ными вещами и их использованием. Он ориентирован на практи­ческий труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конк­ретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практи­ческим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практи­ческое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветери­нара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, кар­тографа.

2. Исследовательский (интеллектуальный) тип – сообразителен и на­блюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии –эколога, футуро­лога, философа, химика, биолога.

3. Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устана­вливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа личности: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.

4. Конвенциональный (стандартный) тип – усидчивый, исполнитель­ный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцеляр­ским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).

5. Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к ли­дерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усид­чивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.

6. Артистический тип – отличается высокой эмоциональной чувствительностью, творческим воображением, образным мышлением, богатой фантазией. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обосно­вания). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

В классификационной карточке профессии отмечено, какой доми­нирующий интерес характерен для каждой из них.

Дополнительный интерес. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. При анализе профессий необходимо учесть кроме основного и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профес­сии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. На­пример, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

- работа в помещении или вне помещения;

- мобильная (подвижная) или сидячая работа.

При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

После знакомства с квалификационной карточкой профессии можно перейти к изучению профессиограммы.

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности можно развивать, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше справляется, говорят, что он способный (Смирнова Е. Е., 2003).

Способности – это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003.)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (Гиппенрейтер Ю. Б., 1998.)

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003). Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность (Нолицу З. А., 1989).

Все способности делятся на общие и специальные (Смирнова Е. Е., 2003).

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельностей. Это способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к воображению, представлению и т.д. Их называют общими способностями.

Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени.

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. Это способности:

Ÿ К познавательной деятельности и обучению (умственные способности человека);

Ÿ К восприятию и движению (способность воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию: внимание, память, двигательная сфера человека);

Ÿ к общению и саморегуляции (способность принимать решения, устанавливать контакты с людьми и др.).

Ÿ Способности к быстрому и точному восприятию, сильным и ловким движениям называют еще сенсомоторными способностями.

Они представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку.

Многие рабочие профессии, а также такие специальности, как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Способности, которые являются результатом умственного развития, необходимы для успешного обучения и усвоения различных знаний, приобретения навыков внимания и памяти. Они нужны как для овладения широким кругом профессий, так и для успешного решения определенных профессиональных задач в области различных творческих специальностей.

Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие специальные способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят музыкальные, художественные, математические, литературные, технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвистические, педагогические, творческие, спортивные и другие. Развитие их опирается на определенные задатки человека.

Каждая профессия включает в себя целый ряд составляющих. Музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, абстрактно-логическое мышление. Технические и математические способности позволяют человеку в зависимости от направленности выбрать сферу деятельности, связанную с созданием, развитием новых технологий, информационным обеспечением, маркетингом.

Профессиональные способности человека – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Способности к черчению предполагают пространственное воображение (способность создавать образ того, что еще не видел) и абстрактно-логическое мышление. Для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса. Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, не существует. Оценить степень развития специальных способностей у человека может только профессионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способностей и только некоторое количество частных (Смирнова Е. Е., 2003).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Выбирая профессию, важно учитывать тип интеллекта, который во многом определяет интересы человека. Сегодня мы познакомим тебя теорией множественного интеллекта и расскажем, как он влияет на жизнь человека и выбор будущего пути.

Что такое теория множественного интеллекта?

Американский психолог Говард Гарднер утверждает, что все люди от природы умны, но каждый по-своему. То есть, существует девять видов интеллекта: вербальный, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский. Они-то и определяют интересы человека, которые влияют на выбор профессии. Эти суждения легли в основу теории множественного интеллекта, предложенной учёным в 1983 году. Остановимся подробнее на каждом типе.

Вербальный интеллект

Люди с развитым вербальным интеллектом уделяют большое значение звучанию и смыслу слов и предложений. Обычно они любят читать, рассказывать истории, писать сочинения или любые другие виды письменных работ, разгадывать кроссворды и всё, что так или иначе связано со словами. Если хочешь узнать, развит ли тебя этот тип интеллекта, ответь на вопросы:

2) Любишь рассказывать истории?

3) Сочиняешь рассказы или стихи?

4) Нравится ли тебе изучать иностранные языки?

5) Ты пишешь без ошибок?

6) Хорошо запоминаешь имена или факты?

7) Любишь решать головоломки: анаграммы, кроссворды, шифры?

8) Нравится ли тебе обсуждать различные понятия или термины?

В каких профессиях может пригодиться вербальный интеллект?


Музыкальный интеллект

Человек с этим типом интеллекта очень любит музыку. Он легко улавливает ритм, мелодию и тональность. Понимает, когда музыканты фальшивят, правильно ли сыграны аккорды. Как правило, ему нравятся разные музыкальные направления, он с удовольствием играет на инструментах и ходит на концерты.

Вопросы, которые помогут определить этот тип интеллекта:

Ты любишь петь или слушать музыку?

Умеешь читать ноты или играть на инструменте?

Легко запоминаешь мелодии или песни?

Можешь на слух определить звучание отдельных инструментов в оркестре?

Напеваешь ли себе любимые песни?

Пишешь свои песни или рэп?

В каких профессиях пригодится этот тип интеллекта?


Логический интеллект

Люди с логическим типом интеллекта на лету схватывают всё, что связано с числами: математику, физику, информатику. Им нравится находить логические закономерности, причинно-следственные связи, решать головоломки и проводить научные эксперименты.

Чтобы понять, развит ли у тебя данный тип интеллекта, необходимо ответить на вопросы:

Ты любишь считать в уме или на бумаге?

Легко разгадываешь головоломки?

Интересуешься работой компьютера или научными экспериментами?

Ты легко запоминаешь цифры из статистики?

Ты замечаешь причинно-следственные связи?

Любишь поломать голову над задачами?

Твой компьютер не только для игр?

Кем можно работать к этим типом интеллекта?



Детская IT-школа Адукар Хочешь развивать логический интеллект? Записывайся в детскую IT-школу Адукар, чтобы подготовить себя к профессиям будущего. Узнать больше и записаться!

Образный интеллект

У человека с образным интеллектом хорошо развита зрительная память: легко запоминает лица и места, перестановку в комнате, хорошо ориентируется на местности. Способность создавать образы поможет заниматься искусством, дизайном, фотографией, киносъёмкой и многим другим.

Список вопросов для выявления образного интеллекта:

Ты много рисуешь?

Лица запоминаешь лучше, чем имена?

Хорошо ориентируешься на местности или по карте?

Замечаешь повсюду интересные картины или узоры?

Обращаешь внимание на окружающих себя людей и повседневные предметы?

Мыслишь образами и легко рисуешь предметы в воображении?

Профессии, где понадобится образный интеллект:


Телесный интеллект

Люди, у которых преобладает телесный интеллект, способны к физическому труду. Они могут профессионально заниматься спортом, танцами, постоянно что-то мастерят, шьют, строят, чинят. Чтобы определить у себя такие способности, достаточно ответить на вопросы:

Ты хорошо танцуешь или интересуетесь спортом?

Пробуешь пародировать или подражать другим людям, играть в спектаклях?

Тебе нравятся подвижные игры?

Движения помогают тебе лучше запомнить информацию?

У тебя хорошая координация?

Легко легко осваиваешь новые физические навыки?

Профессии, в которых не обойтись без телесного интеллекта:



Консультация с профориентологом Психолог проанализирует твою личность и поможет выбрать профессию! Записаться!

Социальный интеллект

Людям с развитым социальным интеллектом очень нравится быть в обществе и помогать другим. Они легко знакомятся и чувствуют себя комфортно в любой компании. Главная особенность социального интеллекта — умение понимать других.

Чтобы понять, развит ли у тебя этот тип интеллекта, ответь на следующие вопросы:

Ты любишь наблюдать за людьми?

Легко знакомишься с другими и вызываешься при необходимости помочь другим людям?

Легко угадываешь настроение других людей?

Тебе нравится общаться с другими людьми, предпочитаешь групповые занятия и оживлённые дискуссии?

Знаешь, как мотивировать людей на совместную работу?

Предпочитаешь работать в одиночку или в компании?

Без социального интеллекта придётся сложно, если собираешься работать в одной из этих профессий:


Внутренний интеллект

Люди с этип типом интеллекта сосредоточены на своём внутреннем мире, постоянно размышляют о жизни, ведут дневники, анализируют свои эмоции. Они умеют ставить и достигать цели , осознавать свои сильные и слабые стороны.

Чтобы выявить у себя этот тип интеллекта, ответь на такие вопросы:

Ты любишь заниматься один или в группе?

Тебе нравится вести дневник и записывать свои эмоции, воспоминания?

Ты хорошо понимаешь свой характер?

Меньше, чем другие люди, переживаешь из-за того, что о тебе думают со стороны?

Знаешь свои сильные и слабые стороны?

Внутренний интеллект пригодится в таких профессиях:


Природный интеллект

Тот, у кого развит природный интеллект, любит наблюдать за окружающим миром, исследовать его. Например, нравится классифицировать растения и животных, следить за прогнозом погоды, коллекционировать камни и наблюдать за звёздами. Чтобы понять, есть ли у тебя природный интеллект, ответь на вопросы:

Ты любишь животных?

Часто наблюдаешь за природой?

Умеешь выращивать растения или ухаживать за животными?

Ты хорошо запоминаешь информацию о растениях, животных, природных явлениях?

Тебе нравится ходить в зоопарк, океанариум, зоопарк?

Профессии для людей с природным интеллектом:


Философский интеллект

Философский интеллект подталкивает человека на размышления о жизни, почему существует Вселенная и как в ней зародилась жизнь. Понять, обладаешь ли ты таким типом можно, ответив на вопросы:

Ты часто размышляешь о жизни?

Ты задумываешься о том, насколько огромна Вселенная и каково место человека в ней?

Вступаешь ли в серьёзные обсуждения о смысле жизни, истине и морали?

Тебе интересно, почему у людей разные мировоззрения и религии?

Ты ощущаешь духовную связь с природой и Вселенной?

Профессии для людей с философским интеллектом:


Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные.

К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.

Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Узнать тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы можно с помощью методики “Тип мышления” и Личностного опросника темперамента ( смотри раздел ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ)

Темперамент оказывает некоторое влияние на стратегию поведения. Меланхолик страдает от одной мысли, что надо принимать решение. Холерик делает выбор под влиянием настроения. Флегматик думает слишком долго. Сангвиник принимает решение легко и непринужденно. Выбирая профессию, учитывайте особенности своего темперамента.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, в исполнении своих решений - флегматиком.

С помощью тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это – специальные способности — артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, — определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.

- Да я пишу… Стихи …

- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.

- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …

Собеседником Моцарта был Гете…

Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной про¬фессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.

Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствуют, что только 5-7% трудоспособного населения имеет необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.

Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя и оцените степень выраженности их у себя:

Качества

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Развитый интеллект

Может работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события.

Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события.

Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.

Коммуникабельность

К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов.

К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремиться к ним.

К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.

Ответственность

Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины своих неудач ищет в себе.

Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими.

Избегает принимать решения, при удобном случает перекладывает ответственность на других.

Организаторские способности

Способен увлечь людей своими идеями, умеет найти применения каждому человеку и убедить его в важности выполнямого им дела и обеспечить условия для выполнения работы.

Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому.

Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.

Решительность

Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно.

Принятие решения дается ценой некоторых усилий.

Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию.

Упорство

Идет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности.

Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения.

Отступает при первых трудностях.

Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что вы способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Интересы, склонности и способности в выборе профессии

Почему, когда выбираешь профессию, надо исходить из интересов?

Такой вопрос задают мне и имеют в виду вот что: а почему не исходить сразу из способностей?

Я отвечаю: потому что человеку себя трудно принуждать, если нет интереса. Честно говоря, мы все таковы: если нам книжка не интересна, мы её не будем читать.


Мне говорят: но ведь интересы меняются?

Отвечаю: в профориентации надо исходить из устойчивых интересов. Мы будем только такие интересы принимать всерьез, которые не просто заявлены человеком, а подкреплены действиями.

Вот юноша мечтательно сообщает: мне интересна физика! Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Но я скептик и я думаю: на самом ли деле это так?

Мой опыт подсказывает: ой, не обязательно. И я говорю с подростком как следует — задаю ему вопросы по физике — вопросы на понимание. Случается, что подросток много прочел про физику, ставил опыты, производил расчеты, ломал голову над вопросами физики. И тогда мы можем согласиться: да, этот юноша действительно интересуется физикой.

Интересы и склонности в выборе профессии

Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:

  • изучение объекта интересов
  • чтение, просмотр видео
  • эксперименты с ним
  • практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.

Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу. А голые декларации мы не рассматриваем.

Вы спросите: ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?

Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.

Профессиональные склонности при выборе профессии

Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!

Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.


Настоящие интересы ведут к знаниям.

Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии.

Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес.

И что? — я спрашиваю.

Отвечает: А вот две недели назад интерес кончился.

— И вы. так и не начали учить язык.
— Нет.

Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.

Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень.

А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.

Склонности и способности при выборе профессии

У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.

Отвечаю так: на профориентации я обязательно послушаю, как человек поёт. Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный ( Марк Элмонд, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Земфира. ). А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.

А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.

Нормальная профориентация основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих. А Живая профориентация имеет возможность проверить способности.

Я не верю ни в определение способностей по звездам, ни по рисунку на пальцах, ни по номеру его мобильного телефона, ни по анализу ДНК. Последнее, впрочем. возможно, но очень ограниченно возможно. Вот, например, если мы узнаем из ДНК, что у данного человека очень быстрое мышление, то это всё равно ни на какую профессию не указывает: ведь много где нужен быстрый ум.


Определение интересов и склонностей при выборе профессии

Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?

Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.

Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.

И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?

Созревание интересов и склонностей

Яблоня даст плоды в августе, а в мае она только цветет и не ждите сладких яблок ни в июне, ни в июле. Интересы могут проявляться ярко, а могут протекать незаметно для вас. Будьте внимательны к малейшим проявлениям интереса: создайте ребенку условия для экспериментов, поле деятельности. Не слишком забегайте вперед и не грузите серьезными задачами, идите рядом и подбрасывайте веточек в огонь. Иногда интерес затухает, иногда загорается вновь.

Важно, чтобы ребенок сам работал над темой. Не вы вместо него собирайте Лего, а он сам пусть собирает.

Мальчик Глеб незаметно для мамы овладел графическими редакторами. Мама пришла ко мне на профориентацию — в полном отчаяньи от своего ничем не интересующегося сына. А в сыне давно зрели и созрели зерна хорошей профессии. Мама очень удивилась и осталась довольна сыном.

Мальчик Сеня очень любил выпекать кексы. И при всяком удобном случае стремился на кухню. А мама его прогоняла — мешаешь мне, я тут ужин готовлю. А такие инициативы ребенка надо очень высоко ценить. В них таится зерно будущей профессии — какой именно — мы ещё не знаем, но зерно точно таится. Такие инициативы, такие склонности и выбор профессии стоят рядом. Отнеситесь серьезно. Вообще, я заметила, что самые важные на свете вещи приходят к нам как-то незаметно, без объявлений, и также незаметно они уходят. Будьте внимательными к проявлениям своих детей.

Читайте также: