Для чего нужны социальные работники в храме

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте,Я решила обратиться к Вам за помощью.Живу я в г.Сургуте,Сургутском районе,п.Белый-Яр.У нас Приход Храма Николаю Чудотворцу.Дело в том,что последнее время,стало мало посещать людей,а причина грубое и извините просто для такого Святого места хамское отношение.При Храме есть староста,женщина,пожилая,постоянно грубость,требование денег,ударение на то,что за всё надо платить.НА праздники бывает,что свечи по 100 рублей,объясняют тем,что так же всё надо платить.Сегодня в Святой Праздник Крещения,вообще все были в шоке,и даже,что-то ответить не могли.Стоя за водой,подошла работница Храма,со словами.Пожертвуйте Во Славу Бога,да все люди стали кто копеечки,кто бумажные,на,что был ответ,Больше,больше ложите,Во Славу Бога,Ответьте разве это слава. Далее вообще все просто вошли в оцепинение от услышанного,одна женщина в слух произнесла,что пришла без ничего,т.е.денег. На,что последовал грубый ответ старосты Храма.А ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ ВЫ ВООБЩЕ СЮДА ПРИШЛИ. Помилуйте я иду с Верой в душе,помолиться,разве Вера и молитва в деньгах,разве,чтоб на тебя снизошло Божье Благоволение надо выложить огромную сумму.Помогите пожалуйста,потому что уже с д.Сайгатино,эту женщину просто выгнали люди,у неё всё в деньгах,это понятно,но кто знает какие причины в жизни человека,что он пришёл без денег,я считаю прийти главное с Верой в душе,с молитвой,почему у нас даже такое Святое стало мерятся деньгами.До слёз обидно,просто эта женщина,не имеет право служить при Святости.Возмущению нет придела,я иду в Храм помолиться,к Богу,а тут получается,меня не ждут,без денег,а если я прийду и выложу энную суммы меня не осудят.Господи ведь,одно из мест где можно найти милость и помощь,это Храм Божий.Прошу Вас помочь и разобраться.

Здравствуйте, Валерия! С праздником!

Церковь - это большая больница, каждый из нас чем-то болен в той или иной степени, потому нам всем и нужен Спаситель, истинный Врач. У одних болезнь видна явно, как у упомянутой женщины, а у многих других, как у меня, - гниль внутри при внешнем благополучии. Кто-то терпит нас, кого-то нужно простить и нам.

Важно не смешивать понятия. Богу нужны мы сами - не деньги и не свечки, Ему нужно наше сердце. С другой стороны, храм действительно должен на что-то существовать, нужно платить коммунальные, нужно на что-то жить священнику и другим работникам храма. Та женщина поступает не по церковным законам, это ее самочиние. Вероятно, она неверно поняла свои обязанности, раз начала "трясти" прихожан. Подойдите после службы к священнику, расскажите ему, скорее всего он просто не в курсе происходящего. Думаю, он сможет повлиять на работницу храма.

В любом случае Вам надо научиться не обращать на это внимание: Вы же приходите к Богу. А всё остальное это мелочи, которые надо воспринимать как помощь в стяжании смирения.

Крепитесь,Валерия! Молитесь! Все кто ходит в храм через это проходит. Это испытание веры. Обратитесь к священнику и расскажите о ситуации в храме (если уж он сам не замечает).

. грубое и извините просто для такого Святого места хамское отношение. словами. Помилуйте я иду с Верой в душе,помолиться,разве Вера и молитва в деньгах,разве,чтоб на тебя снизошло Божье Благоволение надо выложить огромную сумму. Возмущению нет придела.

Несправедливость нужна для воспитания смирения.Любите врагов ваших,благотворите врагам вашим.И пусть сопутствует вам высшая из добродетелей - рассудительность. А про деньги скажу следующее:Если бы все прихожане,как в старые времена платили десятую часть от своих доходов,то служащие вряд ли так себя вели.В настоящее время церковь обязана ещё и налоги платить.Пообщайтесь со служащими,узнайте о доходах храма.Любовь - она начинается со внимания.Гнев не бывает праведным.Это просто страсть.

> Несправедливость нужна для воспитания смирения.Любите врагов ваших,благотворите врагам вашим.И пусть сопутствует вам высшая из добродетелей - рассудительность.

> А про деньги скажу следующее:Если бы все прихожане,как в старые времена платили десятую часть от своих доходов,то служащие вряд ли так себя вели.В настоящее время церковь обязана ещё и налоги платить.Пообщайтесь со служащими,узнайте о доходах храма.Любовь - она начинается со внимания.Гнев не бывает праведным.Это просто страсть.

Ответ Валерию. Валерий, речь идет о том,чтобы Дом Господень не превращался в дом торговли. Про десятину вы лучше бы промолчали - когда человек хочет пожертвовать он обязательно пожертвует. Думаю что "школу смирения" Господь сотворил и лично для Вас тоже. Не удивлюсь что возможно Вы из числа тех,кто покупает в храме свечи самые дорогие,а потом думает что после этого он может высокомерным и надменным тоном поучать остальных.

> Не удивлюсь что возможно Вы из числа тех,кто покупает в храме свечи самые дорогие,а потом думает что после этого он может высокомерным и надменным тоном поучать остальных.

Екатерина Владимировна, личные выпады и оскорбления собеседников на нашем форуме строго запрещены, см. правила форума "Древа".

> Екатерина Владимировна, личные выпады и оскорбления собеседников на нашем форуме строго запрещены, см. правила форума "Древа"

Александр Иванов, лично мне как-то всё равно на Ваши замечания. Ваш проект связан с Православием и очень жаль,что люди будут сравнивать его с такими как Валерий. Удачи Вам и Вашему "православному" проекту.

дорогие братья и сестры!) не стоило вообще это обСУЖДАТЬ, прошу прощение за капс лок, это выделение корня, ведь, искусителю двойной грех, сколько людей осудило? Теперь к делу, прошу вас посодействовать мне. кто знает. может в каком приходе нужен звонарь, столяр, резчик по дереву, я несколько лет работал в монастыре. сейчас перебрался ближе к родителям, и ищу привычную работу. знаю не по теме, надеюсь модератор поймет. если кто знает где нужен такой работник прошу подсказать где, спасиБог вас всех!)


Наиважнейшей богословской задачей является развитие социального учения Православной Церкви.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Анализ сложившейся ситуации в области социальной политики постсоветских стран и беспристрастное обозрение последних событий в жизни наших народов свидетельствуют о том, что сегодня духовенство, в первую очередь, должно уделять внимание не только внутреннему состоянию душ верующих, но и социальной проблематике жизни современного человека.

Вызовы, которые стоят перед Русской Православной Церковью, требуют создания, развития, укрепления и реализации социальной политики Церкви по отношению ко всему современному социуму.

Такая политика зиждется на платформе церковного богословского осмысления бытия человека, на основе христианских ценностей и служит базисом гармонизации сложного и многогранного процесса социализации человека. Церковь, раскрывая христианину его собственный богатый духовный мир, актуализируя и мотивируя его социальную активность, вдохновляя на творчество и процессы конструктивного познания, созидания, преображения мира, ограждает его от различных социальных конфликтов, в том числе между человеком и обществом.

Конкретным средством для реализации целостной социальной политики Церкви в современном обществе может стать глобальная, продуманная, разветвленная и многоуровневая система социальной работы.

С нашей точки зрения позволительно сформулировать такие определения: социальная работа Церкви — это духовная и социальная деятельность христианских институций, направленная на предоставление духовной и социальной помощи человеку. В широком смысле слова социальная работа Церкви — это деятельность различных церковных организаций (Синодальных отделов, епархий, приходов, братств, сестричеств милосердия), а в узком смысле слова — это влияние пастырей, профессиональных работников, катехизаторов, приходской общественности на человека в целях оказания ему помощи в самоуправлении, осмыслении своего места в мире и в нахождении векторов собственной миссии в земном бытии.

Следует заметить, что не только научные, социологические, но и обычные человеческие идеи, представления, понятия, ценности не могут быть не социальными, поскольку являются результатами совместной духовной деятельности человечества [3].

Таким образом, социальное учение Православной Церкви представляет собой богословское осмысление современной общественной жизни, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся природы и смысла существования человека на земле, взаимоотношения Церкви и общества, характера и направленности социальных преобразований в социуме, взаимодействия социальных институтов и мотивации человека.

Социализация личности в контексте социального учения Церкви — это не только процесс вхождения индивидуума в социум, но и освоение социального опыта, закрепленного в богословских знаниях, традиции Церкви, в сложной системе общественных отношений.

Именно процесс формирования способности человека к жизни в обществе на основании освоения и осознания им присвоения его социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения и называется социализацией [6].

В этом направлении важнейшей задачей Церкви является формирование особой модели христианской деятельности, воспитание христианина, способного к творчеству, непрестанному познанию Воли Всевышнего Господа, конструктивному созиданию, преображению мира в любви Божьей, самосовершенствованию и самореализации в свете Закона Божьего.

Учитывая то, что общество — это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями, возможностями принятия необходимых решений [7], Церковь должна иметь собственную методологию и основные принципы и методы взаимодействия с современным социумом.

В течение последних десятилетий в Церкви, безусловно, предпринимается попытка создать собственную социальную политику и организовать профессиональную социальную работу, но частной инициативы отдельных приходов, архиереев, священства, активных неравнодушных мирян, одноразовой, несистемной помощи детским домам, приютам и богадельням явно недостаточно для построения настоящей социальной политики Церкви.

Отсталая, рутинная методика социальной работы с современным человеком — это путь по затхлым и темным коридорам вчерашнего дня. Духовенство и преподаватели духовных школ, не освоившие современные технологии, не осознают социальные приоритеты, в конечном итоге противятся конструктивному разрешению актуальных социальных проблем. Во многом церковные институты не успевают сегодня за реальными потребностями современного человека, действуют архаично, используя старые методы проповеди, просвещения и просветительства. Ярким примером тому являются наши многочисленные церковно-приходские воскресные школы без современных учебников, профессиональных педагогов, новых программ и наглядных пособий.

Попытки реформировать систему образования и воспитания без максимальной интеграции Церкви в процесс социализации личности, воспитания семьи и широкой общественной деятельности вряд ли могут быть результативными. Реальное отчуждение значительной части современного социума от Церкви нагляднее всего проявляется в молодежной среде и в светском ВУЗе, где проповедь о Христе воспринимается часто на уровне добрых, светлых сказок и таинственных мифологем из истории Древней Греции или Древнего Китая и т. п. Зачастую, священник в ВУЗе не воспринимается серьезно не только студентами, но и преподавателями и администрацией учебного заведения.

Социальное пространство можно изменить только на уровне предметного обсуждения существующих проблем, путем инновационных решений, социального моделирования и на основе развития социальных организаций. Для этого необходимы мощные здоровые церковные силы, способные оздоровить не только церковные институции, но и вызвать к жизни новые социальные процессы в современном социуме.

Ныне же объективно возникла необходимость сформировать такую систему образования и воспитания, которая бы при сохранении высокого уровня церковных, культурных и исторических традиций, интеллектуальной подготовки давала возможность каждому человеку иметь и максимально ярко выраженные личностные характеристики.

Сформулированная выше задача крайне осложнена отсутствием завершенной философии образования как в Церкви, так и в светском вузе. Непрекращающиеся разговоры в церковной среде о богословском образовании, реформе семинарии, болонском процессе, признании духовного образования государством скорее напоминают политическую демагогию и спекуляции, которые мы нередко видим на экранах телевизоров.

Всему обществу еще предстоит четко определиться относительно общественного идеала, духовных ценностей, геополитических векторов развития и тех поведенческих норм, которые не только являются осознанными человеком и желательными для него, но и предоставляют ему самые широкие возможности жизненного творческого выбора [9].

Общество, власть и христиане, в том числе, своей бесчувственностью в социальной политике создают все предпосылки для возникновения структурного кризиса во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Негативные, всепоглощающие процессы тотальной коррупции, явления бесправия, незащищенности, обострение многих социально-экономических, политических и духовных процессов, кризис духовных ценностей, потеря идеалов и ориентиров многих украинских граждан усилили потребность в разработке и реализации принципиально новой социальной политики Русской Православной Церкви.

Одним из основных методологических принципов социальной работы Церкви при этом должен стать принцип целостности духовно-материальной природы человека, т. е. единство природно-биологической и духовной сторон жизни общества [11].

Основными препятствиями на пути построения конструктивной социальной политики Церкви, на наш взгляд, являются:

- отсутствие консолидирующего единства в церковной жизни;

- несоответствие общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки духовенства, мирян реальным потребностям общественного развития;

- дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов в церковно-приходской жизни, которые приходы могли бы быть использованы для решения проблем современного общества;

- постоянное снижение жизненного уровня церковных приходов, неустроенность молодых священников, специалистов, преподавателей, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущую перспективу развития церковной жизни;

- ослабление авторитета Церкви, церковной иерархии, церковных объединений, христианских движений и церковных организаций в социуме;

- геополитические, межнациональные и политические противоречия.

Социальная работа Церкви должна преследовать цель создания условий, способствующих социальной ориентации и самореализации человека в его собственных интересах, а также в интересах Церкви и общества.

Разнообразную практическую социальную помощь человеку призваны оказывать создаваемые при церковных приходах социальные службы [16] для неимущих, инвалидов, а главное — для подрастающего поколения — детей и молодежи.

На приходе должны работать образованные священники, профессиональные педагоги, психологи, социальные работники, социологи, юристы, врачи-консультанты и другие специалисты в области социальной психологии, права, образования и спорта.

Основу социальной политики Церкви, на наш взгляд, составляет новый тип отношений Церкви и общества. Принципиальными особенностями таких отношений должны быть:

- не сугубо воспитательное воздействие на человека, не чтение морали по устаревшим учебникам нравственного богословия и запугивание прихожан грехами, вычитанных из брошюр, сомнительного происхождения, а политика реального доверия к личности, помощь христианину в постижении Бога и раскрытии собственного потенциала;

- создание надлежащих условий для того, чтобы христианин стал непосредственным участником жизни на церковном приходе (богослужение, лекции, отдых, совместные мероприятия);

- обязательная ориентация церковных приходов на молодежь, учет ее потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в Церкви.

Церковная социальная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности всей Церкви. Такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для становления и развития человека в социуме в свете Евангелия и Закона Божьего. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях:

- хорошо зная реальные проблемы всего современного общества и человека в частности;

- хорошо понимая реальные вызовы современного мира, его противоречия, прагматику, дух неверия и скептицизма.

В данном случае социализацию мы рассматриваем не просто как процесс становления личности, воспитания, обучения человека, передачу последующим поколениям определенных богословских знаний, социальных навыков, духовного опыта и т. п., но и как сложное взаимодействие Церкви и общества, их взаимные шаги навстречу друг другу.

Подводя итог, отметим следующее. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в украинском обществе можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов социальной работы Церкви, а качественно новая социальная и культурная политика церковных институтов. Пока, однако, четких концепций развития социальной политики у Церкви практически нет. Потому что прежде, чем воздействовать на общество, его нужно философски описать, понять и осмыслить на уровне богословия самой Церкви. Редукция к этой проблеме неприменима, воздействие на эту ситуацию не может быть одномерным. Нельзя возлагать ответственность лишь на духовенство, церковные приходы, на действия государственных социальных служб. Здесь необходим сложный системный ответ Церкви. Пока что этот ответ не сформулирован, четкая методология не разработана. Но медлить с обретением этой методологии нельзя, как нельзя и упрощать сложность такой задачи.

1. Система социологического знания: Учеб. пособие / Сост. Г. В. Щёкин. — 4-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2001. — С. 42.

2. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Задачи православного богословия в Украине на современном этапе // Володимир (Сабодан), Митрополит Київський та всієї України. Доповіді, промови, звернення. — К., Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2011. — С. 369.

3. Ехало В. А. Концепция-личность в американской интеракционистской социологии. — К.: МАУП, 2007. — С. 21.

4. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 302.

5. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. — С. 37.

6. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 304.

7. Социология: Учебное пособие / Под ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. — СПб.: Питер, 2004. — С. 101.

8. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. — СПб.: Питер, 2003. — С. 367.

9. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. — С. 35.

10. Кара-Мурза С. Г. Спасти Россию. Как нам выйти из кризиса / Сергей Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2013. С. 133.

11. Головатий М. Ф. Соціальна політика і соціальна робота: Термінол.-понятійн. слов. / М. Ф. Головатий, М. Б. Панасюк. — К.: МАУП, 2005. — С. 240.

12. Социология: Учебное пособие / Под ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. — СПб.: Питер, 2004. — С. 195.

14. Панарин С. А. Стратегическая нестабильность в XXI веке. — М.: Эксмо, 2004. — С. 273 – 274.

15. Социология: Учебное пособие / Под ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. — СПб.: Питер, 2004. — С. 210.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа Церкви, современное общество, социальное учение, Православная Церковь, современный человек, социальная политика Церкви, Церковь, общество, современный социум, социальная политика.

Похожие статьи

Исследование социального служения Русской Православной.

приходских благотворительных обществ в деле социального служения обществу Православной Церкви, положение о которых было утверждено в 1864 г, так определяет их обязанности

Социальная деятельность Русской православной церкви.

Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия. В 90-е годы XX века в России произошли существенные социально-экономические изменения.

Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы.

Процесс становления социальной работы свидетельствует о том, что социальная работа оформилась как необходимый

Несмотря на то, что для теории социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт.

Роль государства и церкви в укреплении института семьи.

«Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской

Основные термины (генерируются автоматически): семья, церковь, общество, государство, современная семья, отношение, ребенок, современное российское общество.

Православная церковь и нравственные ценности.

Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера.

Православие и трудовая этика: актуальные аспекты

Современная православная доктрина православной церкви, признавая существование частной собственности, тем не менее не закладывает ее в фундамент христианской экономической жизни подобно западной церкви.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

Проблемы современных юрисдикционно-политических церковных расколов постсоветского периода вызваны с одной стороны — вмешательством государства во внутреннюю, каноническую жизнь Церкви на фундаменте принятия православным сознанием и.

К вопросу о факторах становления социальной работы

Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества.

Так как традиционно я основываю свои тексты на частых вопросах людей, критически настроенных к Церкви, и эту тему начну с цитирования их претензий:

"Попы собирают деньги на золото в храм и себе в карман, а вся их благотворительность мыльный пузырь для СМИ".

Так вот, оговорюсь, что, конечно, люди везде разные, и даже в Церкви бывают нечистые на руку. Но это исключения, а не правило. И мне в жизни такие пока так и не встретились. Зато встретились другие.

Для сухой статистики. В 90-е Церковь начала восстанавливаться после гонений, и, конечно, взялась за восстановление своего социального служения. На сайте Патриархии говорится, что к сегодняшнему дню социальное служение РПЦ - это:

  • более 500 групп милосердия и служб добровольцев;
  • более 150 сестричеств милосердия в России и около 60 сестричеств в Белоруссии и Украине;
  • более 100 детских приютов;
  • более 30 богаделен;
  • более 80 домов временного пребывания и социальных гостиниц;
  • более 30 реабилитационных центров для наркозависимых;
  • 11 приютов для бездомных и 3 мобильные службы помощи бездомным;
  • более 30 центров защиты материнства.

Стоит отметить, что обучение волонтеров и сестер милосердия проводится бесплатно и доступно всем желающим.

Кроме того, и что, пожалуй, более важно, Церковь формирует отношение христиан к служению не только Богу, но и людям. Следствием этого становится благотворительная деятельность почти каждого отдельного прихода (храма). Формы бывают разные. Чаще всего настоятель храма или один из священников, желающий заниматься благотворительной деятельностью, организовывает свой небольшой "фонд". Обязательно ведется отчетность, а работает такой фонд просто: желающие помочь, могут пожертвовать деньги, вещи, продукты и т.д., а нуждающиеся в помощи могут обратиться и попросить то, что им нужно.

Обычно люди знают друг друга, являются прихожанами этого храма или соседнего, и не нужно приносить документы, чтобы доказать нужду, но так как мошенничество нередко в этой сфере, ответственный человек может и попросить подтверждения сложной ситуации. Стоит отметить, что в первую очередь храм помогает не деньгами, а продуктами, лекарствами и т.п. (потому что и суммы собирают не такие большие, да и шансов "угостить" мошенника, алкоголика или наркомана гораздо ниже).

Нельзя не сказать и о том, что осмысленная духовная жизнь христианина способствует его желанию умерить свой эгоизм и помочь ближнему. Поэтому среди христиан много многодетных семей (в том числе, с приемными детьми), там гораздо реже бросают больных или пожилых родственников, не сторонятся помощи брошенным детям и старикам. И, что важно, помогают не только верующим, не обязывают принимать Христианство ради помощи. Помощь может получить любой просящий, если человек в состоянии помочь ему. Так должно быть, и в общем люди Церкви стремятся к этому.

Помочь может любой. Люди, располагающие средствами, охотно жертвуют деньги (и вовсе не обязаны класть их в карман рясы священника - они могут просто узнать, где какая помощь требуется, после чего закупить необходимые, например, дому малютки, вещи, либо перевести деньги на счет организации, которая после предоставит отчет - никому не нравится кормить мошенников, которые отбирают у действительно нуждающихся, и тут вы вольны действовать так, как вам удобно). Бабушки, которые живут на пенсию, обычно покупают продукты, которые ставят на канон в храме (чаще всего это мука, растительное масло, крупы, чай, печенье). Эта еда используется по-разному: раздается многодетным семьям, нуждающимся, либо устраиваются трапезы для малоимущих, а в некоторых храмах регулярно кормят бездомных. Если семья попала в трудную ситуацию, можно попросить у батюшки благословение, чтобы вам собрали продуктов из пожертвованных храму - это часто практикуется.

Кроме того, люди помогают не только материальными благами - психологи, юристы и другие специалисты могут предложить бесплатные консультации нуждающимся, одинокой бабушке обязательно придут починить текущий кран или помыть полы, а семьи поделятся детской одеждой.

Для того, чтобы увидеть это, нужно побыть внутри Церкви. Мне довелось и помогать, и получать помощь, и видеть, как верующие поддерживают друг друга - и словом, и делом. Желаю всем начать с малого - увидеть, кому нужна помощь, понять, как именно вы можете помочь. И сделать это.


Староста — это человек, который любит Бога, Церковь и свой храм. Люди, которые собираются в наших церквях, по определению должны быть неравнодушными. Так вот староста — это самый неравнодушный из всех. Он отвечает за всё, что есть на приходе.

В любом православном храме самое главное, что там происходит — это совершение богослужения, и вот для осуществления этого главного и трудится староста. Его первая обязанность — чтобы всё совершалось как должно, чтобы в храме было чисто, тепло, светло и имелось всё необходимое для службы. Эти требования описаны в церковных уставах.

Быть старостой непросто во все времена. По этой причине люди, бравшие на себя это служение, раньше имели почёт в обществе и даже освобождались от налогов. Сейчас всё иначе, но у председателя приходского совета ничуть не меньше забот и ответственности. Председатель приходского совета ведёт хозяйственную, административную, финансовую деятельность, осуществляет деловую переписку, представляет приход перед светской властью, ходатайствует в судах и так далее. Он нужен, чтобы священник занимался своим делом — духовным, а всё остальное не мешало этому служению.

Председатель приходского совета — глава всех людей, которые работают в храме. Он формирует внутреннюю структуру прихода, то есть не стены и купола, а человеческий коллектив, благодаря которому осуществляется приходская жизнь. К сожалению, в наше время в этом отношении имеет место большой кризис: найти человека, который будет исполнять хотя бы часть обязанностей церковного старосты, практически невозможно. Великая милость Божия, если на приходе есть человек или группа людей, которые хоть немножечко разгружают священника в этих вопросах. Например, сейчас наступила зима. Как бы замечательно было, если бы каждый прихожанин задумался: что я сделал для того, чтобы в храме было тепло? Об этом переживают только настоятели, но это неправильно: заниматься такими вопросами должен приходской совет во главе со старостой.

Где найти того, кто справится?

Хороших старост очень и очень мало, но отчаиваться не надо, ведь глава нашей Церкви — Христос — всё видит и всё восполняет. Наша задача — трудиться в этом направлении. Надо искать ответственных людей, разъяснять прихожанам необходимость старосты и важность того, чтобы у него было достаточно помощников. Ответственность за храм лежит на всех нас — не только на настоятеле и старосте, но и на каждом человеке, который в него пришёл.

Скоро все дороги к храму заметёт. Времени у священника всегда мало, надо служить, а снег чистить некому. Знаете, как в такой ситуации выяснить уровень духовности людей, которые ходят в этот храм? Воткнуть в сугроб несколько лопат. Если они так и останутся там, то приход серьёзно болен, с людьми беда, как бы ответственно они не посещали службы. Если же через время лопаты разберут и расчистят дорожки — значит, всё в порядке.

Брать первого попавшегося человека на должность старосты недопустимо. Известны случаи, когда староста имелся только на бумаге, а на самом деле никаких функций не выполнял. Это очень странная ситуация, парадокс, неподвластный пониманию. Если на приходе нет подходящего человека для такой роли, его надо воспитывать, но не назначать того, кто равнодушен и ничего не хочет. Как воспитывать? — повышать уровень ответственности прихожан за все сферы жизнедеятельности храма.

Мужской вопрос

У нас в храмах чаще всего все хозяйственные заботы ложатся на плечи женщин, но как хотелось бы, чтобы их взяли на себя мужчины! Ведь многие из них имеют опыт руководителей, заслужили общественный авторитет, но почему-то все эти качества остаются за церковной оградой. Они как будто не видят элементарных вещей, не хотят применить свои способности и опыт, чтобы улучшить и облегчить жизнь прихода. Но если появятся церковные старосты, которые сумеют собрать вокруг себя таких же неравнодушных людей, тогда вопросы и социальной работы, и воскресных школ и многие другие будут решаться иначе — лучше, плодотворнее.

У священника катастрофически не хватает на это сил и возможностей. Если всё возложить только на него, то в итоге какая-то часть его служения обязательно будет осуществляться в ущерб другой. А ведь у всех нас общий долг, общая ответственность. Поэтому нужно вместе собираться — и формировать бюджет храма, штатное расписание, график дежурств и так далее. Не надо уходить от решения этих вопросов, потому что если не мы — то кто? Господь собрал нас вместе не случайно, значит, мы можем многое, если не будем равнодушны.

Один в поле не воин

Если судном будет управлять один человек, оно сядет на мель. Даже самый искусный капитан не может вести корабль в одиночку, ему нужны и штурман, и лоцман, и матросы. Поэтому нам, священникам и прихожанам, надо объединять усилия и с любовью, с призыванием имени Божия и святых, браться за обустройство жизни прихода. Не надо бояться ответственности! Всё, что вы делаете, вернётся сторицей.

При выборе старосты нужно смотреть, в какой сфере деятельности он наиболее продуктивен. Человек в возрасте вряд ли справится с хозяйственными заботами, ему нужны будут помощники. Старосте, всю жизнь прожившему в селе, будет сложно решать какие-то вопросы с сильными мира сего. Учитывая особенности каждого человека, нужно так подбирать коллектив приходского совета, чтобы его члены поддерживали и дополняли друг друга.

В работе старосты, как я уже упоминал, есть три основных направления: хозяйственное, административное и финансовое. Он тот, кто первый замечает, какие есть нужды, и определяет, как их удовлетворить.

Хозяйственная сфера — это подготовка храма к зиме, организация генеральных и текущих уборок, приготовления к праздникам, коммунальные платежи, ремонты, приведение в порядок прихрамовой территории, приобретение необходимой церковной утвари, облачения, предметов повседневного обихода. Административная — общение с властями, решение вопросов, связанных с городскими и коммунальными службами, ведение документации и тому подобное. Финансовая — формирование бюджета храма, анализ доходной и расходной его частей, обсуждение с бухгалтером финансовых вопросов, работа с благотворителями и так далее.

Если и староста, и приходской совет будут трудиться самоотверженно, с желанием, то на приходе можно будет вести разноплановую работу, реализовывать многие виды социального служения. Если же священник будет трудиться один, он не сможет реализовать даже половины желаемого и требуемого, потому что для любого дела нужны люди.

Есть три составляющие успеха: идея, финансы и люди. Дай Бог, чтобы при наших храмах были неравнодушные прихожане, тогда у нас будет возможность воплощать самые высокие цели и смелые планы.

Читайте также: