Для чего нужна форма сотрудникам

Обновлено: 16.05.2024

Когда мы говорим об успешной, процветающей, конкурентоспособной компании, чьи продукты обладают высоким спросом, то мы наверняка представляем себе, что сотрудники этой компании имеют корпоративную спецодежду. Это правило, исключения из которого только подтверждают его правоту: компании, уверенно чувствующие себя на рынке, чаще всего имеют корпоративную униформу. Такие предприятия стремятся заботиться о своем персонале. И зачастую именно за счет внедрения спецодежды и униформы компании и становятся процветающими и растущими, и в этом нет ничего удивительного.

Зачем нужна спецодежда и почему она может быть по-настоящему полезна бизнесу, увеличивая его доход и положительно влияя на репутацию бренда?

Для укрепления имиджа фирмы

Аккуратная рабочая одежда обеспечивает презентабельный вид персонала, чем помогает формировать образ успешной, солидной компании с хорошей репутацией.

Наша фабрика очень много лет сотрудничает со множеством ресторанов по всей России, и мы точно знаем, что более половины всех клиентов подобных заведений приходит туда не только удовлетворить голод, но и насладиться приятной атмосферой ресторана. И корпоративная одежда его сотрудников тоже напрямую влияет на то, насколько приятным останется впечатление гостей о заведении. На хорошо и со вкусом одетых официантов, поваров, хостес приятно смотреть, одетые в униформу, они кажутся настоящими профессионалами своего дела и сразу воспринимаются серьезнее и представительнее.

Те эмоции и впечатления, которые создаются у потребителя на основании внешнего вида персонала, влияют на то, захочет ли человек оставить чаевые, заплатить больше, чем он рассчитывал, вернуться в заведение снова, рекомендовать его друзьям. Так что говоря про корпоративную одежду, будет уместно вспомнить поговорку “встречают по одежке”.

Очень важно, чтобы внешний вид персонала был аккуратным, опрятным, при этом не лишенным элегантности, был этичным и не имел ни намека на пошлость или вульгарность. Одежда сотрудников должна располагать посетителей и клиентов к себе, привлекать положительное внимание, вызывать ощущение профессионализма и мастерства работника.

Для внутреннего самоощущения сотрудника и его продуктивности

Корпоративная сильно влияет на дисциплинированность сотрудника, осанку, настроение, степень учтивости и внимательности к клиентам и посетителям. Это касается всех сфер без исключения.
Корпоративная одежда настраивает работников на более серьезный и ответственный лад, а это значит, что они работают более продуктивно, качественно, внимательно, и это всегда положительно сказывается на развитии бизнеса.

Для придания специалисту отличного от остальных людей (пациентов, клиентов и т.д.) вид

Форма помогает быстро определить, что перед вами работник той или иной специальности, избежать путаницы и не испытывать терпение клиента.

Увы, но часто бывает так, что, например, в магазине мы не всегда можем сразу определить, кто из людей внутри него является продавцом, поскольку у персонала отсутствует корпоративная одежда. Это может создавать множество неудобных ситуаций. А если бы продавцы были в корпоративной одежде, то это помогло бы быстро отличать их от остальных покупателей, экономить время клиентов.

Для удобства работы

Комфортная униформа повышает производительность персонала. У некоторых специалистов даже небольшое неудобство существенно влияет на скорость работы, увеличивает риск аварийных ситуаций.
Существует ряд профессий (например, официант, повар, рабочие в строительных компаниях, автомастерских и т.д.), где имеется достаточно высокий уровень текучки персонала. Мы разрабатываем нашу униформу с учетом этого фактора, и делаем так, чтобы все варианты одежды хорошо сидели на любой фигуре даже в рамках одного размера. Мы достигаем такого эффекта за счет различных поясков, заклепок, защипов, которые позволяют либо подсобрать лишнюю ткань, либо наоборот, сделать фасон более просторным. Поэтому наша одежда аккуратно подстраивается под особенности фигуры каждого человека.

Для защиты персонала от неблагоприятных внешних факторов

Рабочая одежда может защищать от пыли, химических растворов, высоких или низких температур, воды, ветра, поражения электротоком и других негативных факторов.

В этом году фабрика PROFI DRESS создала многоразовые защитные комбинезоны для врачей-инфекционистов, которые максимально защищают работников медицинских и других учреждений от заражений. Эти комбинезоны были разработаны совместно с врачами ведущих клиник Поволжья — мы внимательно прислушивались к их комментариям, замечаниям и предложениям.

Любая униформа и спецодежда, которая производится на фабрике, создается на основе опросов людей, которые глубоко понимают, что именно будет важно в той или иной модели. Поэтому наша спецодежда однозначно обеспечивает защиту персонала от каких-либо инфекций, пыли, химических растворов, воды, ветра, и т.д., в зависимости от ее назначения и специализации персонала. Например, для поваров мы изготавливаем кители из такой ткани, которая защищает их от жары и спасает от перегрева.

Для предотвращения получения травм различной степени тяжести

Некоторые элементы спецодежды призваны буквально сохранять жизнь персонала (светодиодные вставки, каски и т.д.).

Сохранение жизни и здоровья персонала — это одна из главнейших обязанностей работодателя. И во избежание несчастных случаев, производственных травм, судебных разбирательств, штрафов и т.д. стоит уделить весомое внимание безопасности своих сотрудников как минимум за счет их рабочей одежды.

Для формирование чувства сопричастности.

Сотрудники, которые носят фирменную униформу, глубже и тоньше ощущают себя частью компании. Это, в свою очередь, повышает их ответственность и производительность труда, поскольку они понимают, что их труд важен и нужен для благополучия и развития предприятия.

Надеемся, что вы согласны с каждым пунктом “за” то, что корпоративная одежда действительно необходима любому бизнесу и приносит ему исключительную пользу. Поэтому если вы хотите повысить свой доход, сделать имидж вашей компании более привлекательным, увеличить ее узнаваемость и привести ее к успеху, то вам однозначно необходима специальная одежда и униформа для вашего персонала.

Фабрика PROFI DRESS уже более 10 лет разрабатывает и производит удобную и практичную корпоративную одежду для рабочих специальностей, для медицинских работников и для ресторанно-гостиничной индустрии.

Компания, стремящаяся продвинуться на рынке, может заявить о себе с помощью оригинальной одежды для сотрудников. Это аргумент рекламы — убедительный и простой, возможность рассказать о своей уникальности.

В чем задачи и преимущества фирменного стиля? Что относится к фирменному стилю одежды?

Роль бренда и фирменного стиля в имидже компании

Для чего нужен фирменный стиль компании? Разработка идеи бренда — первостепенная задача маркетинга, начало любого нового успешного бизнеса. Миссия и ценности бренда — то, что помогает компании придерживаться избранной стратегии. Ценности воплощаются в словах названия и слогана бренда, визуальных образах логотипа, символике, цветовой палитре. Бренд должен быть узнаваем и вызывать в сознании потребителя стойкие ассоциации, эмоции, определенное поведение.

Корпоративная одежда — важный элемент бренда. Клиент судит о надежности, успешности и профессионализме, в том числе, и по внешнему виду служащих компании. Менеджер банка в платье с глубоким декольте вряд ли вызовет доверие. Администратор фешенебельного отеля в потертых джинсах не поддержит дорогой имидж заведения. Форма и содержание должны соответствовать друг другу.


Качественная корпоративная одежда отражает высокий уровень развития компании. Когда фирма может себе позволить стильную униформу, это говорит о том, что дела у нее идут хорошо. На что же влияет и для чего нужна фирменная одежда?

Функции фирменной униформы как элемента корпоративного стиля

Различают четыре основных функции формы для сотрудников в создании корпоративного стиля:

1. Поддержка имиджа компании. Когда корпоративный дизайн хорошо продуман, он формирует благоприятный имидж, становится частью образа респектабельной компании, с которой хотят иметь дело.

2. Формирование командного духа. Форменные вещи позволяют сотрудникам чувствовать себя комфортно и уверенно на рабочем месте. Единый дресс-код помогает ощутить себя частью команды, выполняющей общее дело. А если руководство вложилось в качественный дизайн и форма получилась красивая и элегантная, это пробуждает гордость за компанию и мотивирует к работе.


3. Повышение узнаваемости бренда. Удачный дизайн, который точно отражает фирменный стиль и имидж организации, — постоянная реклама бренда. Сотрудников такой компании будут узнавать, а бренд останется в памяти. Такая реклама хорошо работает в промоакциях, даже если в них используется не корпоративная форма, а специально сшитые для акций костюмы, в стилистике бренда компании.

4. Выделение сотрудника из толпы. Это необходимо в больших торговых центрах, ресторанах, гостиницах, банках, когда посетителю нужно как можно быстрее заметить служащего среди других и задать интересующий вопрос. Чем быстрее он получит ответ, тем больше вероятность, что он что-то купит или продолжит контакт с организацией.

Разработка фирменного стиля одежды: что нужно учитывать

Элементами фирменного стиля при создании корпоративного гардероба являются:

  • цветовое решение;
  • логотип, символика;
  • силуэт и покрой (иногда).

Фирменная униформа может отшиваться из разных тканей, с различным декором, но в рамках корпоративных стандартов одежды.

Каким требованиям должны удовлетворять вещи корпоративного гардероба:

1. Бренд должен читаться в корпоративных цветах и символике. Особенно важен логотип как элемент фирменного стиля. Он наносится на видное место. При этом используются разные способы: машинная вышивка, нашивка шеврона, печать. Иногда на узнаваемость бренда может влиять покрой.

2. Форма должна быть практичной и удобной. Сотрудник проводит на работе целый день, поэтому требование комфортности — вопрос качества труда. Вещи часто стираются или отдаются в химчистку, поэтому для них нужны износостойкие ткани.

3. Корпоративная одежда может быть модной, но в разумных пределах. Мода меняется, а корпоративный стиль компании — явление, не подверженное влиянию времени, как и ценности бренда. Поэтому в форменных вещах могут быть модные элементы, но они не должны нарушать фирменный стиль сотрудников.

4. Форма для сотрудников должна отражать их место в общем процессе работы фирмы.

Варианты фирменной одежды

Все виды униформы можно разделить на две группы:

  • одежда для сотрудников, контактирующих с клиентами;
  • форма для всего остального персонала.

В зависимости от этого различается стиль униформы. Более строгий обычно носят сотрудники, работающие с клиентами, для остальных возможны свободные вариации. Некоторые фирмы заказывают разработку формы для разных категорий персонала: администраторов, официантов, продавцов, менеджеров.



Выбором стиля можно подчеркнуть дистанцию и официальность, а можно приблизить клиента.

Строгая форма хороша для служащих банковской, юридической сфер. В официальный деловой комплект входят: классический костюм-двойка или тройка, рубашка для мужчин, классический жакет, юбка до середины колена, строгая блузка, платье-футляр для женщин. Обувь: классические туфли для мужчин и закрытые женские лодочки на невысоком каблуке.


Строгие костюмы обычно оживляют аксессуарами и декором: бабочкой, шейным платком, шарфом, галстуком дополнительного брендового цвета, логотипом, вышитом на кармане пиджака, или принтом фирменного знака.


Менее строгие решения допустимы, когда компания хочет подчеркнуть ориентацию на клиента. В мужском гардеробе здесь появляются бадлоны и джемперы, в женском — трикотажные сарафаны, свитеры, туфли на каблуке, ботильоны.


В свободном рабочем гардеробе могут быть джинсы, свитеры и романтичные блузки, юбки и платья чуть выше колена.


Цветовые решения

Цвета для оформления корпоративного стиля выбирают на стадии разработки палитры бренда и воплощают в корпоративной одежде. Выбор основывается на психологических и маркетинговых исследованиях о воздействии цвета на эмоции и покупательские желания человека. Каждый цвет вызывает стойкие ассоциации.

  • Черный. Классический деловой цвет. Официальный, торжественный, говорящий о высоком качестве.
  • Синий — классика для бизнеса. Уравновешенность, покой, стабильность.
  • Серый — зрелость и компетентность.
  • Красный — экспрессия, энергия и лидерство.
  • Зеленый — экологичность, жизненность, финансовая независимость.

Респектабельные компании выбирают темные оттенки этих цветов. Костюмы для промоакций могут быть более яркими.

Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.

Модный официальный стиль

Дресс-код для компании – это возможность выделиться на фоне других игроков рынка, продиктованная высокой конкуренцией

В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.

При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.

Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.

Плюсы введения дресс-кода в компании

Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:

  • подчеркивает надежность, организованность и серьезность фирмы;
  • в глазах клиентов и партнеров является признаком успешности;
  • деловая одежда дисциплинирует, настраивает на рабочий лад;
  • побуждает сотрудников придерживаться других рабочих правил;
  • общий стиль одежды объединяет коллектив, стирает социальные границы, помогает сформировать команду.

Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.

Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников

Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.

При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.

Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.

В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:

  • опрятность и деловой стиль в одежде;
  • конкретные цвета и элементы одежды (например, галстук в корпоративном цвете);
  • ношение бейджа и других атрибутов и аксессуаров, принятых в компании;
  • перечень запретов – что носить запрещено.

Нельзя требовать от работников:

  • покупать одежду конкретного бренда и ценовой категории;
  • не носить одежду больше определенного размера;
  • назначать разную форму в зависимости от типа внешности и расовой принадлежности сотрудников.

Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код

Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.

Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:

  • наличие форменной одежды (одежды требуемого стиля);
  • опрятный внешний вид;
  • наличие бейджа с указанием имени и должности;
  • ухоженные руки, аккуратный маникюр;
  • чистые, уложенные волосы;
  • наличие колготок / чулок у женщин;
  • чистая обувь;
  • неброский повседневный макияж;
  • необъемные украшения классического дизайна;
  • запах парфюма не слишком резкий и т. д.

Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.

Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.

Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.


В статье рассмотрим, как выполняется дизайн корпоративной одежды, что важно учесть при заказе любой формы сотрудников: от спецодежды до модного мерча. Правильные цвета, материалы для корпоративной одежды и как происходит заказ одежды с логотипом.

В любом заведении или на предприятии достаточно бегло взглянуть на сотрудников, чтобы понять, насколько высоко ценится корпоративная политика. Форма для персонала позволяет объединить коллектив и создать единый фирменный стиль. Такая одежда показывает, кем именно работает человек, в чем суть работы предприятия, а также с помощью формы можно отличить официанта от повара или работника производственной линии от персонала, отвечающего за контроль качества продукции.

Форма для сотрудников является своеобразным инструментом, который определенным образом позиционирует компанию на рынке. Кроме корпоративного стиля такая одежда должна соответствовать еще одному критерию – она должна быть максимально удобной, так как все свое рабочее время сотрудники компании проводят именно в ней.

Шелкография на футболках, шелкография на толстовках, шелкография, одежда для персонала, мерч

Корпоративная форма, мерч, выполненный шелкографией

Одежда для сотрудников также должна обладать и другими преимуществами, в том числе очень важным критерием является материал, из которого она изготовлена. Ведь данная одежда используется ежедневно и проходит множество стирок, поэтому материал должен быть износостойким. Обычно это ткань, в которую добавлен полиэстер, которая не садится, не линяет и всегда имеет аккуратный внешний вид.

Правильный дизайн корпоративной одежды

Форменная одежда сотрудников – важная часть фирменного стиля практически любой компании. И если логотип можно представить как витрину, то одежда для персонала представляет собой человеческое лицо компании. В свое свободное время каждый сотрудник фирмы волен заниматься тем, что ему нравится: играть в рок-группе, быть романтиком и мечтателем, получать удовольствие от воспитания детей. Но в рабочее время все сотрудники компании должны быть единым целым, при этом одеваться не так, как им хочется, а в соответствии с требованиями руководства фирмы.

В зависимости от направления деятельности компании, предприятия, организации, одежда может быть совершенно разной. Она бывает административной, которая является воплощением фирменного стиля компании – к ней предъявляются особые требования по стилистике и по внешнему виду.

Дизайн спецодежды для рабочих

Рабочая форма сотрудников, которые трудятся на первой линии, должна быть износостойкой, прочной, а также отличаться упрощенным внешним видом. Это одежда, которая предназначена для официантов, консультантов, а также для кассиров, охранников и администраторов. Производство рабочей формы технического персонала, уборщиков, мастеров не обязательно должна иметь презентабельный внешний вид, но при этом она должна идентифицировать каждого сотрудника в соответствии с направлением его работы. Здесь важен не столько дизайн, как практичность, надежность и долговечность. Важно, чтобы у каждого сотрудника был не один, а несколько комплектов спецодежды для того, чтобы испачкавшуюся одежду можно было постирать.

Дизайн промо одежды с логотипом

Корпоративный дизайн обязательно подразумевает под собой печать логотипов на одежде. Это должен быть логотип компании, который полностью повторяется в деталях одежды. Также это может быть логотип в упрощенном виде или просто фирменные цвета, которые могут присутствовать в полном масштабе комбинезона, костюма или только в одной детали – например, в свитшоте или футболке.

Фирменная одежда сотрудников банка и офисных работников

Фирменный стиль в одежде может быть разных направлений. Корпоративный стиль используют в банковской сфере, для государственных служащих. Обычно он представлен серыми, синими, бежевыми или коричневыми оттенками. Коммуникативный стиль присутствует в консалтинге, продажах и СМИ. Он представлен синими, зелеными и фиолетовыми тонами, при этом вся одежда выдержана в демократичной стилистике. В творческой сфере деятельности в большей степени приветствуется креативный стиль. Он может иметь достаточно необычный вид и представлен в модных цветах и оттенках.

Фирменный мерч

Также очень популярен сегодня фирменный мерч, когда имеется вышивка логотипа на одежде или просто принт в достаточно крупном размере. Такие надписи, логотипы, фирменные цвета сразу же заявляют о себе – клиенту сразу бросается в глаза логотип или символика известного бренда, и это вызывает интерес у потенциальной аудитории. Получается, что фирменный мерч становится своеобразной рекламой для бренда или компании.

Где заказать форму для персонала?

Необычный пример формы сотрудников

Weighty Matters: The Heart Attack Grill Is Not The Problem

Форма одежды в ресторане HeartAttack Grill

Пошив формы на заказ: важные нюансы

Выбор материалов для корпоративной одежды

Не только принт или вышивка логотипа на одежде играет важную роль при заказе корпоративной формы. Огромное значение имеет материал, из которого она изготовлена. Если персоналу приходится постоянно двигаться, целыми днями перемещаться с одного места в другое, то лучше выбирать натуральные материалы, которые будут комфортны и не вызывают раздражений на коже. Таким материалом может быть хлопок, но при этом в состав ткани могут добавлять незначительное количество синтетических материалов, чтобы одежда не так сильно мялась и всегда имела презентабельный внешний вид.

Не стоит выбирать слишком дешевые материалы, даже если это спецодежда рабочего, она должна быть комфортной, удобной и практичной. Дополнительно такая форма должна выполнять защитные функции в зависимости от сферы деятельности компании и условий работы персонала.

Цветовая гамма корпоративной одежды

При проектировании спецодежды и фирменной одежды в компании должны учитывать, что они могут различаться по функциям, назначению, поэтому цветовая гамма даже в пределах одной фирмы может сильно отличаться. Это отличие обусловлено тем, что работники могут иметь разные должности, служебное положение, также цвет одежды может распределять производственную и трудовую дисциплину в зависимости от условий работы каждого сотрудника. С помощью цвета можно упростить задачу управления персоналом, так как управляющему звену легче контролировать и идентифицировать перемещение работников на производстве.

В зависимости от того, какое назначение имеет форма, ее цветовая гамма бывает контрастной по отношению к окружающей среде, тождественной – маскировочной, семейной – для реклаксации, отдыха (например, в SPA-салонах). Яркие сигнальные цвета недопустимы для одежды, которая используется для повседневной носки. Особенно, если это одежда для небольших помещений – она должна быть холодных неброских оттенков, так как в противном случае будет отвлекать внимание и раздражать клиентов и посетителей. Сигнальные яркие цвета уместны только в том случае, когда форма должна привлекать внимание и быть заметной на значительном расстоянии. Если это производственные участки или цеха, где характерно производственное загрязнение, то рабочая форма должна изготавливаться из интенсивных темных тканей. В то же время одежда должна быть утилитарной, удобной, современной и не вызывать дискомфорта при ежедневной носке.

Ракель, оборудование для шелкографии

Ракель, оборудование для шелкографии — технологии оптовой печати на футболках

Что стоит учесть перед заказом корпоративной одежды

Создание специализированной формы или корпоративной одежды для сотрудников – трудоемкий процесс. Обычно крупные компании, которые занимаются разработкой фирменной одежды, предлагают клиентам ответить на несколько вопросов, чтобы точно понимать, что предстоит изготовить. Это может быть готовая униформа или спецодежда на заказ, просто футболка с логотипом, нанесение которого не требует использования разных цветов или полноценный комплект одежды со штанами, головным убором и другими элементами.

Также изготовитель расспросит о наличии брендбука, логотипа и фирменного стиля – если все это есть, то на производство необходимой партии будет выполнено быстрее. Комплектность, назначение, цветовая гамма, тип материала – все это тоже очень важно. При определении количества экземпляров одежды стоит понимать, что на каждого сотрудника потребуется два комплекта экипировки.


Кадровые документы - которые должны быть в организации, имеющей наемных сотрудников, - включают большой перечень различных наименований, регламентированных Трудовым кодексом РФ: начиная с документа, свидетельствующего о приеме на работу, и заканчивая общими распорядительными предписаниями, касающимися деятельности всей компании. Отсутствие их может иметь для фирмы негативные последствия.

Для чего нужны кадровые документы?

Существование документов кадрового учета обусловлено нормами Трудового кодекса РФ. Например, ст. 56 ТК РФ закрепляет понятие трудового контракта, а ст. 212 обязывает работодателя создать внутренние положения, которые будут регламентировать охрану труда. Таким образом, необходимость наличия обязательных кадровых документов вытекает из норм ТК РФ. Кроме того, зачастую оформление правильной кадровой документации позволяет уменьшить сумму налога на прибыль, например, многие выплаты в пользу сотрудников могут быть подтверждены коллективным договором.

Какие бывают кадровые документы?

Документы, которые должна иметь организация в своем распоряжении, можно разделить на следующие категории:

  • документы индивидуального характера — регулируют трудовые отношения конкретного физлица и компании;
  • документы общего назначения — включают информацию широкого диапазона, регламентирующую работу всех сотрудников в целом.

Обязательные кадровые документы индивидуального характера

К кадровым документам индивидуального характера относятся:

    ;
  • распорядительный документ о приеме на работу / увольнении (формы Т-1 и Т-8 соответственно);
  • приказ, на основании которого осуществляется перевод сотрудника (форма Т-5);

Обязательные кадровые документы в организации общего назначения

Среди кадровых документов общего назначения выделяются следующие:

ВАЖНО! При приеме сотрудника на работу его должность в трудовом контракте должна соответствовать штатному расписанию (письмо Роструда от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1).

  • приказ об увольнении работников (форма Т-8а);
  • табель, на основании которого происходит контроль количества отработанных часов и расчета зарплаты (формы Т-12 и Т-13);
  • прочие нормативные документы: ; ;
  • коллективный договор;
  • по внутреннему распорядку;
  • об оплате труда и премировании; ;
  • журналы учета:
  • трудовых книжек;
  • контрактов;
  • больничных листов.

ВАЖНО! Некоторые документы, обязательные в одной ситуации, могут не представлять такой же важности при других обстоятельствах. Так, например, если в контракте с сотрудником нет оговорки о коммерческой тайне, то соответствующее положение издавать нет необходимости.

Ответственность за отсутствие и ненадлежащее хранение кадровых документов

Можно выделить следующие методы наказания, связанные с делопроизводством в кадровой сфере:

  • Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 193 ТК РФ, максимальная мера по которой — увольнение.
  • В соответствии с положениями КоАП РФ — нормы для привлечения к административной ответственности за отсутствие документов отражены в ст. 5.27, 5.27.1 КоАП.

Пример:

  • для должностных лиц —1 000–5 000 руб.;
  • для компании — 10 000–50 000 руб.
  • ст. 13.20 КоАП наказывает на 300–500 руб. должностных лиц за нарушение правил хранения документов;
  • ст. 5.39 налагает штраф в размере 1 000–3 000 руб. на ответственных лиц за непредставление запрашиваемой информации кадрового учета сотруднику, например, за отказ в выдаче копии трудовой книжки.

В соответствии с УК РФ:

  • ст. 137 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 350 000 руб. или исправительных работ за распространение личной информации о сотруднике;
  • ст. 183 УК РФ применяет меры в случае разглашения коммерческой тайны.

Итоги

Каждая компания хочет вести достоверный учет. Это касается не только документов, отражающих хозяйственные операции, но и документов кадрового учета. В случае несоблюдения норм Трудового кодекса компания может столкнуться со штрафными санкциями, а в случае разглашения сведений из документов кадрового характера возможно даже применение уголовной ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: