Для чего нужен научный руководитель на курсовую работу

Обновлено: 10.05.2024

Научный руководитель утверждается кафедрой. В его обязанности входят: определение конкретного задания, помощь студенту в составлении плана, списка источников и литературы, которые необходимо изучить, консультирование во время работы над темой, контроль за работой. В необходимых случаях научный руководитель может предложить своей кафедре пригласить проконсультировать студента специалиста из Национальной Академией наук, других вузов, или специалиста, который занимается разрабатываемой студентом проблемой.

Как правило, студент знакомится со своим будущим научным руководителем до утверждения темы на кафедре. С ним он уточняет выбранную самостоятельно или рекомендованную кафедрой, преподавателями на лекциях, семинарах, спецкурсах проблему, делает ее разбивку по курсовым заданиям, если она достаточно широка и позволяет такое деление, наконец, точно формулирует тему. Если имеется преемственность между курсовыми и дипломными исследованиями, то студент работает под руководством, как правило, одного и того же преподавателя.

В принципе обязанности научного руководителя курсовой работой и научного руководителя дипломной одни и те же - это в первую очередь научное консультирование, методологическая и методическая помощь, контрольные функции. Но, конечно, в работе с дипломником ответственность научного руководителя повышается, несколько расширяется и круг его обязанностей. Научный руководитель, помимо всего прочего, должен помочь студенту в разработке календарного плана подготовки курсовой работы, письменно оформить задание (для дипломной работы), которое утверждается заведующим кафедрой. Он обязан рекомендовать выпускнику все необходимые для исследования источники и литературу, поэтапно проверять его работу. При этом надо заметить, что за принятые решения, выводы и за правильность всех данных отвечает студент.

При работе над курсовыми заданиями студент может с согласия научного руководителя уточнить формулировку темы, сузить или расширить изучаемую проблему. Произвольное изменение темы категорически запрещается.

Руководители курсовых работ назначают не менее 2-х консультаций в месяц, график которых утверждается заведующим кафедрой. На заседании кафедры заслушивается информация научных руководителей о ходе выполнения заданий по курсовым работам.

Следовательно, научное руководство курсовыми работами - это тот же процесс обучения студентов, что и другие формы, и виды учебы. Его успех зависит от деятельности двух сторон - научного руководителя и студента. Неверно думать, что у научного руководителя одни только обязанности, а у студентов - одни права.

Работая над курсовым сочинением, студент должен проявить инициативу, интерес к научным исследованиям, обогащаться опытом старших, своих предшественников. Основа его успеха здесь, как и в других видах учебы в университете, - упорный труд, серьезная самостоятельная работа, предельная ответственность и самоотдача.

Рекомендации по выбору темы и плана

Курсовой работы

Студенту второго курса, впервые столкнувшемуся с проблемой выбора темы курсовой работы, приходится нелегко. Ведь предстоит решить важный вопрос о том, по какой из философских дисциплин писать работу. Отдельные из этих дисциплин он уже изучал на первом курсе, о других - получил представление из прослушанного курса "Введение в специальность" , а также из бесед с куратором, старшекурсниками. Но вот выбор дисциплины (и кафедры) сделан, казалось бы, проблема решена. Но, увы, перед студентом тут же встала новая и, пожалуй, не менее сложная задача. Взяв, скажем, на кафедре истории философии и культуры примерную тематику курсовых и дипломных работ, содержащую сотни различных тем, студент поневоле теряется.

И в самом деле, как из этих тем, охватывающих не одно тысячелетие развития философской мысли, найти единственную, исследованию которой он посвятит несколько лет, и работа, над которой доставит удовлетворение, принесет пользу?

В связи с этим нам хотелось бы дать несколько советов второкурснику.

Прежде всего, надо определить свой интерес к тому или иному разделу философии. Хотелось бы обратить внимание на необходимость учитывать свой уровень знания иностранных языков при выборе темы. Не секрет, что без знания английского, немецкого или французского и других языков довольно трудно написать оригинальную работу по западной философии, культурологии, методологии науки.

Только после предварительного определения своих научных интересов приступайте к внимательному ознакомлению с тематикой курсовых и дипломных работ соответствующих кафедр. Не всегда, и не сразу студенту удается за названием тем уловить содержание, сущность, задачи будущего исследования. Поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к заместителю заведующего кафедрой по учебной работе, председателю методической секции, к преподавателям. Они помогут конкретизировать интерес к какой-либо теме, они же могут подсказать и предполагаемого научного руководителя.

После предварительного выбора темы (тему, кстати, студент может предложить и свою) вы имеете право на научную консультацию с предполагаемым научным руководителем. В ходе консультации надо уточнить название темы, или же точно определить ее название, предложенной вами самими, уяснить характер предстоящего исследования. После это следует написать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить тему курсовой и назначить научного руководителя. ( см. приложение №1)

Тема курсовой работы и научный руководитель утверждаются на заседании кафедры. При утверждении темы может присутствовать и студент. Случается, что на заседании кафедры тема уточняется, или даже отклоняется, как неактуальная (последнее касается преимущественно тех тем, которые заранее не были согласованы с предполагаемым научным руководителем).

Если тема отклонена, студент может просить об утверждении новой темы. Утверждение тем курсовых работ для студентов факультета осуществляется в период с 1 сентября по 15 ноября текущего учебного года. Последний срок утверждения - до 15 декабря. Защита курсовых работ происходит в мае.

Составление плана курсовой работы - это довольно длительный процесс. Общие его очертания вырисовываются уже при выборе темы, ее уточнении, затем в ходе предварительного знакомства с источниками и литературой. Изучение проблемы помогает конкретизировать план, сделать его более логичным и точным. Окончательный вариант плана составляется после овладения необходимым для написания материалом. Но бывает и так, что и во время написания работы ее план может подвергнуться существенной корректировке. Конечно, чем четче и подробнее план, тем легче написать курсовую.

В плане следует заранее определить примерный объем каждой главы или параграфа. Кстати, формулировки вопросов в плане должны отличаться от заглавий разделов будущей работы. В них фиксируются проблемы и задачи, которые предстоит поэтапно решить, чтобы глубоко раскрыть тему.

План курсовой работы утверждается научным руководителем и после этого становится обязательным для студента документом. Его изменение возможно только с согласия руководителя. Студент уточняет со своим руководителем и сроки завершения основных видов и этапов работы (составление библиографии, изучение источников и литературы, написание работы и представление руководителю на просмотр ее разделов). Эти сроки должны быть определены так, чтобы у студентов оставалось достаточно времени для доработки или даже переработки первого варианта, возможность неспешной перепечатки рукописи.

Составление библиографии

Важным этапом работы над курсовой является составление библиографии.

Выявление источников и литературы по теме обычно начинается с ознакомления с имеющимися в библиотеках историографическими обзорами, тематическими справочниками литературы, библиографическими указателями. Студенту при этом необходимо помнить, что нужный ему материал может находиться в справочных библиографических изданиях по смежным темам и даже по смежным дисциплинам. Скажем, занимаясь историко-философской проблематикой вам полезно ознакомиться с обзорами публикаций по аналитической философии, логике, эпистемологии, философской антропологии.

Важным источником библиографии исследуемого вопроса является прикнижная библиография (более или менее развернутая библиография или список использованной литературы в конце книги, ссылки на издания в тексте, подстрочные примечания).

В составлении библиографии квалифицированную помощь вам могут оказать работники библиотеки. Систематические и предметные каталоги имеются во всех крупных библиотеках. В библиотеках есть книжные летописи, летописи журнальных и газетных статей и другие издания.

Далее. Студент должен выявить и изучить относящиеся к его проблеме монографические разработки, книги, научные статьи. В случае необходимости можно обратиться в архивные хранилища, Интернет.

Надо помнить, что работа над библиографией не кратковременный и не изолированный этап подготовки курсового сочинения. Студенту надо постоянно следить за выходящей литературой по его теме, извещениями об издании новых книг и о публикациях научных статей.

Выявленные первоисточники, монографии, статьи, которые необходимы для будущего исследования, заносятся на карточки, по примеру библиотечного каталога. Список литературы на отдельных листах или в тетради менее удобен для пополнения библиографии и тем более систематизации литературы (по вопросам, рубрикам, времени издания и т.п.). Для тех же целей может использоваться и компьютерная техника. Запись данных производится в соответствии с выработанными требованиями.

Приведем типичные примеры библиографического описания научных изданий и публикаций, которые студент должен знать, оформляя научный аппарат работы.

Берков В.Ф. и др. Логика: Учебное пособие. Мн., 1997.- 416с.

Зеленков А.И. Синтетические интенции философии космизма и перспективы нового методологического сознания//Наука в культуре. М., 1998, с. 363-380

Статья в журнале:

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации//Вопросы философии. 1999, № 11, с. 3 - 12.

На примерах покажем некоторые особенности оформления научного аппарата - библиографического описания в сносках и внутри текста.

I. Нередко в одной сноске даются описания нескольких произведений, которые отделяются друг от друга точкой с запятой (это может быть перечень литературы по какому-то вопросу). Например:

1 Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1991; Сумерки богов. М., 1989; Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

II. В сносках библиографическое описание нередко сопровождаются пояснительным текстом. В этом случае библиографическое описание обычно заключается в скобки. Например:

1 Об этой специфике философии заметил Гегель: "В действительности, однако, философия имеет свою истину лишь в понятии, в мысли; лишь в них может быть выражено абсолютное и лишь в них оно также и таково, каково оно в себе" (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. С-Пб., 1994, с.295).

III. В тех случаях, когда описание включено непосредственно в состав текста сноски, фамилия автора может быть приведена в косвенном падеже, заглавие заключено в кавычки, а сведения об источнике или выходные данные книги приведены в скобках. Например:

1 Об этом вопросе в связи с анализом концепции человека смотри в статье Э. Финка " Основные феномены человеческого бытия" (Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 357 - 403).

IU. Если ссылка дана на статью, автор и заглавие которой указаны в основном тексте, в сноске могут быть приведены только сведения об источнике (издании или сборнике). Например:

В.В. Соколов в статье "Традиционное и новаторское в гносеологии великих философов ХUII века" писал: "Аналитическое мышление, без которого невозможна, в сущности, никакая наука, в рассматриваемую эпоху достигло и в сфере мировоззрения результатов и масштабов, не известных ни одной из предшествовавших" 1

1 Вопросы философии. 1979, №8, с. 139.

Однако при ссылке на собрание сочинений фамилия и инициалы авторов в сноске повторяются. Например:

Ф. Ницше, размышляя в книге "По ту сторону добра и зла" о роли и месте философа в жизни общества, заметил: "Мне все более и более кажется, что философ, как необходимый человек завтрашнего и послезавтрашнего дня, во все времена находился и должен был находиться в разладе со своим "сегодня". 1

1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1990, с.336.

U. При неоднократных ссылках на одно и то же произведение в последующих сносках указывается только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и страницы. Длинные заглавия могут быть сокращены, а опущенные слова заменены многоточием. Например:

При первом упоминании:

1 Реале Дж., Дарио А. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. С-Пб., 1994.

В повторных ссылках:

1 Реале Дж., Дарио А. Западная философия… ., с. 143.

UI. При наличии ссылок лишь на одну работу того или иного автора в сносках приводится условное обозначение "Указ. соч." (указанное сочинение). Например:

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч., с. 50.

При повторных ссылках на произведения, опубликованные на иностранных языках, пользующихся латинским шрифтом, вместо слов "Указ.соч." пишется условное обозначение "Op. cit." (лат.Opus citatum - цитированное сочинение). Например:

1 Hegel G.W.F. Op.cit., s. 163.

UII. В тех случаях, когда на одной странице помещены подряд две или более ссылки на одно и то же произведение, при повторных ссылках вместо описания приводятся слова "Там же " и страницы. Если ссылка дается на одни и те же страницы, при повторной ссылке указание страницы опускается. Например:

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 300.

При повторных ссылках на произведения, опубликованные на иностранных языках, пользующихся латинским шрифтом, вместо слов "Там же" пишется "Ibid." (лат. Ibidem - там же). Например:

1 Hegel G.W.F. Einleitung in die Geschiehte der Philosophie. Berlin. 1966, s.5.

UIII. Если рядом стоят ссылки на разные произведения, напечатанные в одной и той же книге (или в одном и том же выпуске серийного издания), при повторных ссылках в сноске вместо указания источника приводится обозначение "Там же" или "Ibid" (для произведений на иностранных языках). Например:

1 Гайденко П.П. К предистории становления новоевропейской науки.//Философия, наука, цивилизация. М., 1999, с. 6-30.

2 Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в структуре и динамике знания.//Там же., с. 145-156.

Кроме обязательных элементов при описании произведений печати, на карточку можно занести и некоторые дополнительные сведения, которые могут понадобиться в процессе работы (другое заглавие и сведения, относящиеся к заглавию, издательство, количество страниц, авторский коллектив и т.п.). Составленная библиография оформляется в виде картотеки. В начале следует собрать ее в алфавитном порядке для более быстрого отыскания нужной работы. В процессе работы библиографическую картотеку можно неоднократно переставлять (например, по годам, по соответствующим разделам, вопросам темы), что может натолкнуть на некоторые собственные размышления.

Составленную в виде картотеки библиографию курсовой работы студент представляет своему научному руководителю, который дает ей общую оценку и замечания по составу, советуя добавить упущенное или исключить лишнее. Оформленный в определенном порядке список использованных источников и литературы (библиография) помещается в конце курсовой и является одним из показателей теоретической зрелости студента.

Не всегда необходимая литература имеется в библиотеках г. Минска. В таком случае вы можете заказать эти книги по межбиблиотечному абонементу (МБА) в других библиотеках.

После изучения первоисточников следует взять для работы (прочтения) опубликованные по теме курсовой монографии, книги, статьи. Советуем использовать исследования не только русскоязычных или белорусскоязычных изданий, но и исследования на иностранных языках.

Хотя в работе с литературой проявляется индивидуальный подход студента, но можно выделить и общие принципы работы с литературой по теме. Мы рекомендуем сначала прочитать книгу (статью) полностью, а затем осмыслить ее содержание.

Следующий этап - конспектирование, руководствуясь при отборе материала основными задачами курсовой работы.

При этом не следует переписывать полностью авторский текст. Это является типичной ошибкой начинающего исследователя. Необходимо максимально точно передавать смысл, основную идею автора. В качестве вспомогательного пособия, в котором анализируются методы работы с литературой, мы вам рекомендуем пособие Г.Г. Гецова Работа с книгой: рациональные приемы. - Мн.: Полымя, 1989 - 176 с.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

В курсовой работе студент на основе изученной литературы должен изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор, определить свою точку зрения по спорному вопросу, а потом аргументировать ее. Это придает работе полемический, творческий характер. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов также является одним из основных критериев оценки качества курсовой работы.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой, занимаются механическим списыванием текстов, увлекаются заимствованиями из Интернета. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста письменной работы.

Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый раздел плана раскрывает по продуманной им схеме, грамотно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает отвлеченных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал в качестве иллюстрации важнейших положений темы.

Текст курсовой работы не должен быть перегружен прямыми цитатами из источников и литературы. Цитата воспроизводит только тот минимум, который необходим для доказательства конкретного положения. Прямая цитата должна быть заключена в кавычки. Ее содержание может быть передано и собственными словами автора курсовой работы. Кавычки в этом случае не нужны. Однако в любом случае в сноске следует указать, откуда взята та или иная мысль.

Автор курсовой работы должен:

· проявить личную заинтересованность и ответственность в выборе и разработке темы исследовательской работы

· обосновать актуальность и новизну темы, ее теоретическую и практическую значимость;

· описать методологическую базу исследования;

· определить цели и задачи исследования;

· сформулировать выводы исследования;

· оформить работу в соответствии с существующими правилами.

Минимальный объем курсовой работы для студентов второго курса составляет 25 страниц, для студентов третьего курса- 40 страниц.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Этапами работы над курсовой работой являются:

- выбор темы, утверждение темы курсовой работы и научного руководителя;

- анализ темы по актуальности, новизне, практической значимости, степени изученности;

- определение предмета исследования, эмпирической базы;

- утверждение у научного руководителя подходов к изучению темы;

- составление индивидуального рабочего плана;

- изучение литературы и отбор фактического материала;

- работа над рукописью курсового исследования;

- оформление курсовой работы;

- защита курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Студент факультета журналистики может выполнять курсовую работу на любой из существующих кафедр факультета (кафедра журналистики, кафедра телевизионных, радио- и интернет-технологий, кафедра литературной критики, кафедра медиаречи, центр экономики и социологии медиарынка).

Выбирая тему курсовой работы, студент должен учитывать как направления научных исследований, реализуемых на кафедре, так и собственные научные интересы, чтобы результаты курсовой работы были полезны для его будущей исследовательской деятельности. Желательно, чтобы курсовые работы на втором и третьем курсе были посвящены одной теме, такая преемственность позволит использовать полученные результаты при написании дипломной работы на четвертом курсе.

Тема должна обладать актуальностью, практической, теоретической значимостью, представлять исследовательский, научный интерес, затрагивать современные проблемы журналистики.

Основные направления курсовых работ:

· Общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет журналистики, регулирование журналистской деятельности, профессиональная этика, СМИ как часть публичной сферы, типология издания и каналов, основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные;

· Теория и практика создания и функционирования текстов СМИ, язык СМИ и его развитие, специфика языка различных СМИ, языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах;

· Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики;

· Анализ освещения общественно значимых проблем, тенденции развития всех типов СМИ.

Формулировка темы должна быть лаконичной, конкретной, обязательно носить проблемный характер, отражать хронологические рамки исследования.

Выбор темы студент согласовывает с научным руководителем, пишет заявление на курсовую работу на имя заведующего соответствующей кафедрой (Приложение 1) не позднее 1 октября текущего года. Если студент без уважительных причин не написал заявление на курсовую работу, то на заседании Совета факультета его распределяют на определенную кафедру. Заведующий кафедрой назначает ему руководителя и определяет точную тему исследования. Закрепление темы, назначение научного руководителя утверждается на заседании кафедры до 14 октября каждого учебного года.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Научный руководитель назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается на заседании кафедры. Научный руководитель имеет право вести не более восьми курсовых работ на протяжении учебного года.

Задача научного руководителя – оказать научную и методическую поддержку, помочь студенту выстроить исследование таким образом, чтобы оно соответствовало общенаучным принципам. Научный руководитель выполняет консультирующие и контролирующие функции.Взаимодействие с руководителем – ответственность и инициатива самого студента! Консультации у научного руководителя должны носить постоянный, а не единичный характер.

К обязанностям научного руководителя относятся:

· знакомство студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам;

· корректировка формулировки темы в соответствии с интересами студента и с учетом направлений научно-исследовательской работы коллектива кафедры;

· помощь в составлении плана работы;

· проведение консультаций и собеседований со студентом в ходе подготовки и написания работы;

· проверка выполненной работы.

На начальном этапе выполнения курсовой работы научный руководитель консультирует студента, как составить план работы, дает рекомендации в выборе литературы, источников, в определении хронологического периода исследования. Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.

В ходе дальнейшей работы научный руководитель дает советы по методике обобщения и систематизации полученной информации, предлагает оптимальные способы ее использования в курсовой работе, а также указывает на недостатки аргументации, композиции и стиля, предлагая пути для их устранения.

В процессе работы студент периодически консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию от преподавателей других кафедр или сторонних специалистов. Черновики отдельных частей работы в соответствии с временным графиком направляются научному руководителю, который в течение 7-10 рабочих дней возвращает их студенту с замечаниями.

Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает:

· Титульный лист (Приложение 2)

· Содержание (Приложение 3)

· Основная часть (состоит, как правило, из двух глав)

· Список источников и литературы (Приложение 4)

· Приложения (при необходимости)

Титульный лист и содержание оформляются строго согласно принятому образцу и не нумеруются.

Во введении обосновывается актуальность (указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе), объект (сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики), предмет (что конкретно изучается), цель (что автор намерен достичь в своей работе.), задачи (средства для достижения цели), теоретическая база (основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения, указание на научные исследования или школы, взгляды которых близки автору), методы исследования (инструментарий исследования), научная новизна и практическая значимость (что нового вносит работа в теорию и практический анализ изучаемой проблемы); дается оценка степени разработанности выбранной темы, характеризуются источники; указывается апробация работы (т.е. публикации, выступления на конференциях, круглых столах и т.п.). После завершения работы целесообразно вернуться к введению и откорректировать его. Введение завершается указанием структуры курсовой работы. Объем введения составляет 3-4 страницы.

Основная часть работы обычно делится на главы (как правило, курсовая работа содержит две главы), где последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. В рамках одной главы целесообразно решать одну-две конкретные задачи, определенные во введении. После каждой главы должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что автор справился с решением поставленных задач. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Объем глав должен быть пропорциональным.

Взаключении обобщаются основные итоги изучения темы, в соответствии с поставленными задачами формулируются теоретические и практические выводы, предлагаются рекомендации по исследуемым вопросам. Примерный объем заключения - 3-4 страницы.

Список источников и литературы приводится в конце курсовой работы. В него включаются только те издания, с которыми автор действительно знакомился в процессе подготовки работы. Если то или иное издание было использовано, но в тексте курсовой работы не содержится взятых из него цитат, его все равно следует указать в библиографическом списке. Список должен включать не менее 30 наименований и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2008.

Курсовая работа может содержать приложения, где содержатся данные проведенных студентом опросов, подсчетов, интервью, а также помещаются схемы, графики, таблицы и диаграммы. Приложение не включается в общую нумерацию курсовой работы. Каждое приложение имеет название, собственный номер и нумерацию.

Цель нашей компании - помогать людям при трудностях в написании дипломных, курсовых, рефератов и других учебных работ. Вы берете ответственность за Ваши знания, мы берем ответственность за Ваше спокойствие.


Не всегда удается выбрать ту специальность в ВУЗе, которую действительно хочется изучать. Однако курсовые, а после и дипломную работу студенту делать все равно нужно, а самостоятельное написание интересного научного труда – задача сложная, если не сказать больше. А вот упростить учебную жизнь студента предлагает ВУЗ, который дает возможность выбрать научного руководителя из числа преподавателей своих кафедр.

Этот человек может хорошо помочь на первых порах, когда знакомит студента с принципами научной работы. Но особое значение он приобретает во время написания выпускной квалификационной работы (ВКР). Во втором случае говорят уже не о научном, а о дипломном руководителе. Практика показывает, что его личное отношение к работе и дипломнику, интерес к рассматриваемой теме, качество консультаций – факторы, во многом влияющие на оценку научной деятельности комиссией на защите ВКР: дипломного проекта или работы.

Как именно научный руководитель дипломной работы должен помогать студенту?

  1. помощь в подготовке и выборе темы дипломной работы либо проекта;
  2. составление плана исследования и расчет времени на выполнение каждой его части;
  3. систематические встречи со студентом для консультаций по вопросам написания теоретической главы, подготовки аналитической и практической частей работы;
  4. выдача рекомендаций по оформительским моментам, внесение замечаний и исправлений текста работы в ходе его проверки;
  5. организация предзащиты и защиты работы, причем преподаватель, как правило, решает участвовать в этих процессах (надо сказать, что это не входит в его обязанности!).

Примерная оценка этих функций показывает, что дипломный руководитель – это человек очень важный в жизни студента выпускного курса. Если следовать его советам, то квалификационная работа получится хорошей, защита – легкой, а оценка – отличной.

Выбираем руководителя к диплому: что такое хорошо, а что такое плохо?

При выборе руководителя одни студенты стараются ознакомиться с отзывами, другие смотрят на возраст, третьи – на опыт. Определенных критериев нет: один человек может быть разным с разными дипломниками, с молодым преподавателем общение идет легче, но и авторитет его в ВУЗе ниже.

Важный момент! Если научный руководитель в ходе своей карьеры помогал многим дипломникам, то чаще всего он может дать на выбор целый список тем. Для того чтобы выбрать какую-то одну подумайте, насколько она будет интересна и полезна для изучения. Именно эти данные станут основанием для написания актуальности, постановки целей и задач дипломной работы.

На деле в идеале отношения между наставником и дипломником должны быть уважительными, но доверительными. То есть как между хорошими друзьями с общей точкой зрения и родом занятий. В этом случае студент может рассчитывать на возможность большей, чем другим дипломникам помощи. Например, если авторитетный руководитель дипломной работы решит участвовать в защите, то на закрытом обсуждении дипломников он станет хорошим союзником студента. Залогом добрых отношений здесь станет уважительное обращение в личном общении, внимание к замечаниям и рекомендациям, соблюдение сроков сдачи.

Бывает и обратный случай: преподаватель решает взять сразу нескольких дипломников и в результате не может им уделить серьезного внимания. На практике это приводит к проблемам с допуском до защиты либо снижением оценки. Избежать этого можно, если выбрать себе руководителя ВКР заранее. Также следует иметь в виду, что преподаватели могут одновременно курировать не более пяти человек и за такую работу со студентами они получают дополнительную оплату. Поэтому дипломный руководитель не имеет права отказывать в консультации.


Ко второму году обучения практически все студенты начинают думать о курсовой работе. Что это такое? Как найти научного руководителя? И так ли страшны несколько тысяч символов? Отвечаем на эти вопросы вместе с доктором культурологии и профессором ВШЭ Анной Новиковой.

Что такое курсовая работа?

Это научно-исследовательская проектная работа, которую студенты пишут в основном на втором-третьем курсе. Она — обязательная часть образовательной программы для каждого студента или студентки, эта работа включена в учебный план. Для студентов курсовая — возможность понять, интересует их научная деятельность или нет, и попробовать свои силы в академических работах.

Обычно форматы курсовой определяет сам университет и зачастую студентам доступен лишь один ее вид — академическая работа. Но если вы учитесь на факультете, где теоретически возможно сделать творческую работу, лучше уточнить у преподавателей или старшекурсников, есть ли у вас такая возможность.

Как выбрать тему исследования?

Для начала попробуйте понять, хочется ли вам вкладывать силы в полноценное исследование. Бывает, что интереса к курсовой работе и сил на нее нет — тогда можно взять простую и понятную тему, уточнив у старшекурсников, с кем легче написать работу по ней. Но если у вас есть время, силы и желание получить что-то большее, чем просто зачет, то стоит выбрать действительно интересную тему, подходящую к профилю обучения. Нужно попробовать понять, на какие вопросы хотелось бы получить ответы — возможно, это и станет темой вашей курсовой работой.

А если идей совсем нет, можно поискать тему на сайте университета или образовательной программы. Обычно там размещают темы прошлогодних курсовых работ, которые, возможно, помогут вам определиться с темой будущего курсового проекта. Или, например, если вам нравится работать с каким-то преподавателем на его парах, можно попросить его быть вашим научным руководителем и придумать тему вместе. Иногда научники и сами предлагают список конкретных тем, с которыми они работают, и вы можете выбрать уже из них.

Кто такой научный руководитель?

Тем, кто хочет серьезно подойти к написанию курсовой, нужно определиться со сферой научного исследования, в рамках которой хочется работать. Еще можно заранее расспросить знакомых с других курсов о выбранном вами научном руководителе. Во многих университетах есть даже таблицы с отзывами о научниках. После того, как определитесь, надо подготовить примерную тему работы и самому связаться с выбранным научным руководителем. Не бойтесь просить совета у старшекурсников или преподавателей, особенно если пишете курсовую работу впервые. Но, если решите просить помощи, старайтесь как можно более четко сформулировать вопросы о том, что вам хотелось бы узнать.

Могу ли я потом поменять научрука? А тему?

Да, но только в течение ограниченного времени. Стоит уточнить в университете, до какого месяца вы можете поменять научника: где-то это можно сделать даже под конец года, а где-то — только в первом семестре. То же самое и со сменой темы.

Из чего состоит курсовая работа?

Размер полностью написанной курсовой работы — один (40 тысяч знаков) или полтора (60 тысяч знаков) академических (печатных) листа. Ее обязательные части:

  • Титульный лист. На нем нужно указать название вуза, тему работы, ваши ФИО и ФИО научного руководителя — но обязательно используйте тот шаблон, который официально выбран в вашем университете;
  • Оглавление. Текст курсовой работы обязательно нужно разбить на главы и дать каждой из них название;
  • Введение. Это проект курсовой работы, в нем нужно указать объект и предмет исследования, исследовательский вопрос, гипотезу, сформулировать цели и задачи исследования;
  • Основной части. В нее входит теоретическая часть и практическая. В теоретической нужно сделать обзор и анализ научных теорий, на которые вы опираетесь в работе, а в практической — привести примеры, чтобы подтвердить ваш теоретический тезис;
  • Заключение. Это подведение итогов, в нем нужно рассказать о результатах исследования и по возможности объяснить, почему они получились такими;
  • Список использованной литературы. О том, как составлять список литературы, мы расскажем позже в отдельном гайде, а пока, если интересно, об этом можно прочитать здесь.

Так с чего мне начать?

Прежде чем приступать к основной части, нужно подготовить примерный проект исследования: объект и предмет исследования, исследовательский вопрос, гипотезу, цели и задачи исследования, его научную новизну и актуальность. Конечно, в процессе написания курсовой работы вы будете менять формулировки, а может и целые пункты, во введении. Но все же для начала нужно хотя бы приблизительно обозначить, о чем вы будете писать.

Анна Новикова: Все это [во введении] – система координат! Она позволяет не заблудиться еще в начале пути, задать верное направление движения. Их [пункты] нужно сформулировать так, чтобы тому, кто читает вашу работу, было понятно, что вы изучаете. Введение (и все его формальные пункты) необходимы именно для того, чтобы помочь исследователю проложить путь, обойти мели и доплыть до цели.

При формулировании цели попробуйте представить итог вашей работы: каким может быть ее результат? А затем подумайте, как к этому результату прийти: так получится список задач, которые вам тоже нужно зафиксировать во введении.

Объект исследования — это то, что вы изучаете (группа людей, художественное произведение, научное явление). Предмет исследования — это одно из свойств или характеристик объекта. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Чтобы получить определение предмета исследования, достаточно просто посмотреть на тему вашей работы и переформулировать ее.

Чем мне пользоваться при написании курсовой?

Поиск и подбор научной литературы является чуть ли не самым сложным этапом в написании курсовой работы. Если решили серьезно взяться за работу, попробуйте заранее очертить предполагаемый круг литературы, которая соответствует теме вашей курсовой. Можно попросить о помощи вашего научного руководителя или других преподавателей — конечно, предварительно спросив, не против ли они.

Бывает так, что необходимой литературы нет в интернете, поэтому не бойтесь приходить за ней в библиотеки. Иногда можно поискать литературу на сайтах с открытым доступом к научным работам, либо в электронной библиотеке университета, если она есть в вашем вузе. Кроме того, не забывайте, что вы можете использовать не только книги, но и чужие исследования — главное, обязательно ссылайтесь на них в работе, иначе ее могут не засчитать за плагиат.

Я закончил курсовую — что будет дальше?

Когда студент заканчивает курсовую работу, научный руководитель проверяет ее и утверждает. Иногда на этом ваша работа и заканчивается: научник сам ставит за нее оценку. Но во многих вузах после утверждения курсовой научным руководителем ее еще надо защитить.

Защита — это своеобразный рассказ о курсовой работе. Студенту нужно распечатать ее, принести преподавателю, который принимает защиту, и затем кратко рассказать о сути работы. Лучше всего заранее уточните у своего научного руководителя, в каком формате вам нужно сдать работу и на каком носителе. Принимать защиту будет уже не научник, а другой преподаватель — он может задавать вопросы, а по итогу защиты выставит оценку.

Что будет, если я не сдам курсовую работу?

Если не удалось сдать курсовую работу с первого раза или в ней нашли больше плагиата, чем разрешено, то она становится академической задолженностью. Такая задолженность не означает, что вас отчислят — вы можете ее пересдать. Мы рассказывали в отдельном гайде, что такое пересдачи и как они проходят.

Читайте также: