Для чего нужен имидж при поиске работы

Обновлено: 15.05.2024

Карьера профессионала

ЭКСПЕРТ РУБРИКИ

бизнес-тренер Ирина ТРОФИМОВА

Директор и соучредитель

Более 15 лет занимается подбором персонала

для компаний крупного и среднего бизнеса.

Ведет проекты по оценке и обучению персонала.

Автор тренингов по управлению,

продажам и личной эффективности.

Эксперт в области кадрового менеджмента.

Имидж соискателя:

резюме, профиль в соцсетях и страницы в профессиональных сообществах

HR-специалистов при подборе персонала интересует не только резюме кандидата и рекомендации с предыдущих мест работы. Не менее внимательно они изучают виртуальный портрет соискателя: его профили в социальных сетях, комментарии на форумах, страницы в профессиональных сообществах.

Как грамотно презентовать себя в резюме и в интернет-пространстве? Какую информацию и как размещать? И о чем сообщать не следует? Об этом мы говорим с Ириной ТРОФИМОВОЙ.

Текст: Лора Непочатова

Ирина, вы сотрудничаете и с работодателями, и с теми, кто ищет работу или выстраивает карьеру. Насколько внимательно работодатели изучают резюме? Действительно ли грамотно составленное резюме дает соискателю больше шансов трудоустроиться? Или важнее личные связи и знакомства, особенно сегодня, в кризис?

Резюме при трудоустройстве стало абсолютной нормой в современной культуре отношений работодателей и соискателей. Его составление – обязательный шаг в поиске работы. Даже в тех случаях, когда специалиста ищут через знакомых и коллег, все равно просят предоставить резюме.

Как бы вы сформулировали: современное резюме – это…

Это – квинтэссенция профессионального пути и точка входа в компанию. По форме это визитка, в которой кратко и понятно изложена информация о соискателе. Цель резюме: привлечь внимание работодателя, заинтересовать его настолько, чтобы он захотел пригласить кандидата на собеседование.

Над резюме нужно работать постоянно: вносить новую информацию, собирать сведения о достижениях, профессиональных победах. То есть формировать его как своего рода портфолио. А в нужный момент – когда появилась подходящая вакансия или вы оказались в ситуации поиска работы – выбрать из этого расширенного документа необходимую информацию, структурировать ее и оформить в резюме под конкретного работодателя или под определенную вакансию.

На что в первую очередь стоит обратить внимание, приступая к оформлению резюме?

Резюме составляется для работодателя. Поэтому на него следует постоянно смотреть глазами потенциального HR-специалиста: насколько легко и быстро можно найти в резюме те или иные сведения – об опыте работы, образовании, возрасте, семейном положении . У добно ли резюме по структуре. Грамотно ли оно написано, нет ли в нем ошибок и опечаток, говорящих о небрежности.

Вы перечислили такие категории, как возраст и семейное положение… Но соискатели должны оцениваться только по профессиональным, деловым качествам (что закреплено в том числе и законодательно), и они не обязаны сообщать подобные сведения работодателю.

Конечно, есть нормы закона, и можно не указывать в резюме такого рода информацию. Но есть еще и правила коммуникации, делового общения. Работодатель все равно обращает внимание и на возраст, и на семейное положение. Заранее сообщить ему эту информацию – значит, сэкономить его время. Решения сегодня принимаются быстро, и никто не хочет тратить время напрасно. С моей точки зрения, соблюдение правил делового общения – признак профессионализма.

Опыт работы нужно отразить так, чтобы была видна динамика, профессиональный рост. При этом следует помнить, что рост бывает не только вертикальным (продвижение по карьерной лестнице), но и горизонтальным: изменение функционала и усложнение задач, которые приходилось решать; переход от одного проекта к другому, более сложному; смена отрасли. Все, что говорит о развитии, должно быть отражено в резюме.

Какая информация в резюме совершенно бесполезна? Стоит ли рассказывать о своих личных интересах, увлечениях?

Не нужно перегружать резюме лишней информацией. Вряд ли как профессионала вас характеризует, что вы увлекаетесь чтением или разведением цветов или любите домашних животных. В резюме все должно работать на профессиональный имидж. Но при этом следует учитывать, что в компаниях процесс отбора может строиться по-разному. В крупных организациях резюме попадает сначала в отдел по управлению персоналом, затем его смотрит функциональный руководитель. Чем более высокая должность – тем больше ступенек на этапе отбора. Могут быть предложены ряд тестов, несколько этапов собеседования, групповое собеседование с несколькими представителями компании и даже участие в деловой игре. В такого рода организациях, а также в госсекторе специалисты по подбору персонала чаще обращают внимание на соблюдение всех формальностей в оформлении резюме: как выстроены параграфы, как выделена информация (сплошь и рядом жирный шрифт, курсив и подчеркивание или выделено только главное), учитывают даже размер шрифта и, конечно, грамотность.

По вашему опыту, как часто работодатели изучают кандидата со всех сторон – просматривают его страницы в социальных сетях, профессиональных сообществах?

Изучают. Причем некоторые очень тщательно анализируют информацию, которую размещает о себе соискатель. По страницам в социальных сетях и профессиональных сообществах можно судить о кругозоре человека, умении формулировать мысли, образе жизни, отношении к профессиональной деятельности, уровне его ответственности. Из личного опыта могу привести пример, когда требовался помощник руководителя со знанием английского языка. Девушку, которая владела английским в совершенстве и удачно прошла первое собеседование, не пригласили на собеседование к руководителю. В одной из сетей она размещала фотографии с бесконечных вечеринок в клубах и дружеских посиделок. Руководство компании просто сделало вывод: человек не подходит. Но не потому, что слишком любит развлекаться, а потому, что при таком образе жизни не сможет быть ежедневно в форме, сосредоточенным, максимально погруженным в работу с раннего утра, что требовалось на данной должности.

Как использовать интернет-пространство с точки зрения профессионального имиджа?

Я бы посоветовала использовать настройки приватности, чтобы ограничить доступ к тем или иным личным фотографиям или группам. Если вы хотите позиционировать себя как профессионал, выкладывайте публикации на профессиональные темы (о нововведениях в законодательстве – если вы юрист, секретах оформления интерьера – если дизайнер и так далее). Очень важно обращать внимание на свою речь: агрессивные высказывания, резкость, неграмотно построенные фразы характеризуют человека негативно.

Социальные сети и профессиональные сообщества – это, безусловно, самый быстрый и короткий путь поиска и сотрудников, и партнеров. Но эти ресурсы требуют особого типа коммуникаций: нужно быть открытым к общению, отвечать на все содержательные высказывания и предложения о сотрудничестве, понимать, что ты несешь ответственность за свои высказывания и данные обещания.

Рекрутинговая компания HeadHunter стала лидером рынка благодаря стратегии, выстроенной вокруг технологической платформы и нацеленной на то, чтобы обеспечить точными рекомендациями по найму и работодателей, и соискателей

Сетевой наем: сотрудников ищем, имидж работодателя создаем…

— HeadHunter классифицируется не как рекрутинговая, а как IT-компания. Почему?

— Оставшийся один процент что собой представляет?

— Что IT внесли в рекрутинговый бизнес?

— Скорость и снижение цены закрытия вакансий, больший выбор соискателей.

Вниз по воронке найма

Ecomhub.ru портал hh.ru значительно опережает своих конкурентов

— Какова стратегическая цель вашей компании?

— Нашей стратегической целью было, есть и будет — помогать компаниям находить сотрудников, а людям — работу. Все-таки потребность человека в труде, в создании благ своим трудом — фундаментальная вещь, вечная, я бы сказал. Соответственно, наша активность и бизнес-проекты строятся вокруг скорости, эффективности и положительных впечатлений от поиска работы с момента трудоустройства и в течение всего времени работы в компании. Мы стремимся предоставить соискателям все возможности заработка при любом типе занятости, будь то постоянная занятость или временная занятость, подработка. А наш KPI для клиентов-работодателей — это сокращение времени закрытия вакансий всех типов профессий, опять же с любой формой занятости, в любой географической точке, в любой отрасли экономики и государственных органов.

Среди ключевых элементов, вокруг которых строится наша стратегия, я бы выделил усиление с нашей помощью проникновения онлайн-рекрутинга на рынке труда в РФ: мы ожидаем, что этот рост будет способствовать дальнейшему увеличению охвата наших клиентов и росту наших доходов.

— И насколько вы приблизились к этому идеалу?

— Наверное, настолько, насколько увеличилось проникновение услуги онлайн-рекрутинга. Соответственно, если доля онлайн-рекрутинга в каналах поиска работы и персонала была практически на уровне нуля в 2000 году, а сейчас, по оценкам, в среднем по России где-то 30 процентов, то мы существенно приблизились к этому.

— К какой планке охвата вы стремитесь — сто процентов?

— Стопроцентного охвата нет даже в развитых странах. В Штатах этот показатель приближается к 60‒70 процентам, в Европе чуть ниже.

— А с точки зрения скорости закрытия вакансий?

— Что происходит с качеством самой услуги, становится ли она совершеннее?

— Тут следует говорить о движении по воронке рекрутинга. Пока основной наш бизнес — верхний и средний уровни воронки, так называемый сорсинг, или поиск кандидатов, но мы двигаемся внутрь этой воронки к тому, что называется онбординг, по-русски — прием на работу и адаптация. Идеально, чтобы мы всю эту воронку покрывали своими решениями, контролировали весь процесс, и мы приближаемся к этому с помощью различных приложений и сервисов.

— Что значит контролировать весь процесс? Как вы можете, например, повлиять на удовлетворение от работы в компании?

— Если коротко, то чем больше данных у нас есть о том, как человек и компания-работодатель вели себя на всех уровнях движения кандидата по этой воронке, и мы знаем, кого, когда, за какую цену и за какой срок наняли, тем больше у нас информации накапливается для того, чтобы при следующей попытке этого соискателя найти работу, которая ему нравится, мы давали бы ему релевантный контент.

— Более точную информацию?

— Уже рекомендацию. И мы также используем эту информацию для работодателя, подавая ее при поиске с помощью рекомендательной системы на основе ИИ. Если мы знаем, что он нанял человека с таким-то профилем, этот человек проработал там столько-то времени, соответственно, мы можем сказать, какие кандидаты для этого работодателя будут наиболее подходящими.

данные компании HeadHunter – быстрорастущий и прибыльный портал

База резюме — это не просто записная книжка

— Есть какие-то нюансы в работе с базами резюме? Иногда вас критикуют за то, что вы выставляете устаревшие базы.

— База резюме — это, конечно же, ценный для нас актив, и его невозможно сформировать за короткий срок. Особенность нашей базы состоит в том, что она актуальная и качественная. Важный параметр, за которым мы следим: более 70 процентов видимых резюме, то есть резюме, которые соискатель открыл для поиска со стороны работодателей, откликались на вакансии либо обновляли свои персональные данные за последние два года. Это означает, что база живая.

Но ценность этой базы не только в наличии имейл-адресов, телефонов, послужных списков соискателей, а в том, что мы видим, как обе стороны нашей платформы — соискательская и работодательская — коммуницируют между собой. Кто откликается на какие вакансии, кто какие вакансии публикует, кто когда изменяет резюме, то есть мы можем следить за карьерными путями людей. Для нас это и есть база данных. База резюме не записная книжка. Это совокупность огромного количества данных, которые, как copy-paste телефонной книжки, воспроизвести просто невозможно. Мы эти данные копим более двадцати лет, стимулируем пользователей чаще обновлять резюме, не только по дате, а прежде всего по содержанию — например, более точно описывать свои навыки, указывать свои достижения.

— У вас на сайте видно, что вы помимо подбора кадров предоставляете и другие виды услуг, вплоть до написания текстов. Как это связано с основным бизнесом?

Компания HeadHunter

Специализация — онлайн-рекрутинг.

Основана в 2000 году. Вышла на Nasdaq в 2019 году.

Первый по трафику в России и четвертый в мире портал по трудоустройству.

Число резюме — около 50 млн.

Выручка в 2020 году — 8,3 млрд рублей.

Мы развиваемся по пути one stop solution, или универсального решения для компаний-работодателей, и хотим закрывать до 90 процентов — у нас такая амбициозная цель — их потребностей на всех этапах рекрутинга, обслуживать все этапы воронки найма — от сорсинга до онбординга кандидатов.

Мы стремимся увеличить выручку от дополнительных услуг в среднесрочной перспективе. И наши дополнительные сервисы максимально интегрированы с нашей платформой, будь то интеграция с базой резюме, вакансий или доступ к аудитории соискателей. Они помогают автоматизировать и цифровизировать процессы найма, сокращать ресурсы — временные, человеческие и прочие. Например, облачная CRM для рекрутинга Talantix создает единый интерфейс доступа к резюме, независимо от того, в каком формате они подаются — Word, Excel или в теле письма, а SaaS-платформа Skillaz оптимизирует поиск и набор сотрудников массовых профессий. Мы строим HR-экосистему, построенную вокруг рекрутинга.

Yahoo!finance Акции HeadHunter росли даже в период пандемии

От экспансии до монетизации

— Что-то еще помимо технологий влияет на конкурентоспособность вашего бизнеса?

— На рынке бизнес-классифайдов, на котором мы работаем, есть такое понятие, как сетевой эффект. Именно такой эффект нам удалось запустить, и этот маховик стал очень быстро раскручиваться начиная с 2010 года. Эффект заключается в том, что публикуемый на платформе контент, то есть вакансии в нашем случае, генерирует трафик, привлекая соискателей и мотивируя их откликаться на эти вакансии. А это, в свою очередь, увеличивает количество клиентов, клиенты публикуют больше вакансий.

Сыграли роль и такие факторы, как расширение нашего присутствия в регионах, включая создание региональной сети, работающей с местным бизнесом, а также наше фокусирование на малом и среднем бизнесе.

— Вы недавно купили региональную платформу Зарплата.ру. Почему вы предпочитаете покупать местные компании, а не расти органически в регионах?

— С какого времени вы вообще работаете в нише МСБ и почему туда пошли?

— С какой целью вы вышли на IPO — для привлечения средств на развитие?

— Прежде всего мы хотели получить объективную оценку стоимости компании и предоставить нашим акционерам и будущим инвесторам качественную историю роста технологической компании на развивающемся рынке. Максимизировать такую оценку, на наш взгляд, можно было только на Nasdaq — бирже, специализирующейся на IPO хайтек-компаний с невысоким на момент размещения уровнем капитализации. Правильные инвесторы, строгий контроль подготовки документации для листинга — результат получился отличный, за два года капитализация выросла практически в три раза: с 59 до 167 миллиардов рублей. И нашим IPO мы показали, что российские технологические компании представляют большой интерес для западных инвесторов, ну и в некотором смысле открыли окно возможностей для последующих громких размещений российских компаний на западных биржах.

— На что пошли средства, вырученные от IPO?

— Это средства акционеров.

— У компании до 2019 года выручка росла на 25‒29 процентов в год. Это очень высокие темпы. За счет чего они достигались?

— Во-первых, благодаря расширению базы клиентов, поскольку зарабатываем мы преимущественно за счет монетизации услуг для работодателей. С 2016 года количество платящих клиентов у нас увеличилось в два с половиной раза, так что к концу 2020 года у нас их было чуть больше 350 тысяч. И второй фактор — монетизация. Наш подход такой: приблизить цену, которую крупные работодатели платят за наши услуги, к эффективности, которую наша платформа им приносит.

— Иными словами, вы считаете, что крупные работодатели могут платить вам высокую цену за точность ваших рекомендаций?

— Если говорить точно — за объем резюме соискателей, который мы им предоставляем.

— Зачем тогда возиться с малым бизнесом?

— Ну как зачем? Основа экономики — это малый и средний бизнес. И хотя нам по доле этих сегментов в ВВП до тех же США еще очень и очень далеко, на самом деле из 350 тысяч платящих клиентов только 12 тысяч — крупные, остальное как раз МСБ.

Вот мы говорим, что предоставляем доступ к самой большой базе резюме — почти 50 миллионов соискателей. Даже на одного крупного работодателя этот объем может быть огромным, в этом смысле малый бизнес с ним не может тягаться. Но с точки зрения, например, публикации вакансий это наиболее популярная услуга именно у малого и среднего бизнеса. Некоторые из них могут публиковать одну-две вакансии в год, но — еще раз — их 340 тысяч.

— Когда у вас появились конкуренты на российском рынке?

— Какие трудности вы бы назвали главными на протяжении истории компании?

— По большому счету, это трудности макрохарактера. В начале 2000-х, когда компания была создана, было крайне низкое проникновение интернета в России. Онлайн-рекрутинг был маленьким сегментом. Но потом он стал расти. Мы уверены, что будет расти дальше.

— В 2020 году у вас упали темпы роста выручки. Вы были готовы к такому сценарию?

— Покажите мне, кто был готов. Я пойду на поклон к этому человеку, чтобы с ним коучингом заниматься в области профессионального развития и прогнозирования ситуации. Конечно, никто не мог такого предвидеть.

— Некоторые гуру менеджмента говорят, что в долгосрочном плане на рынке выживают только параноики, то есть те, кто готовит себя к худшим сценариям.

— Худший сценарий… Тут можно поспорить. Такого масштаба пандемией была, наверное, только испанка сто лет назад.

— Можно ли оценить состояние рынка труда в пандемию?

— Мы используем для оценки уровня балансировки и разбалансировки рынка труда соотношение откликов на одну вакансию, так называемый hh.-индекс. Это показатель соотношения того, сколько резюме приходится на одну вакансию, иными словами, конкурс на рабочее место. Наш опыт показывает, что при равновесной, гармоничной ситуации в спросе и предложения на рынке труда, когда есть разумная степень выбора у работодателей и соискателей, которые хотели бы у них работать, этот показатель равен шести. В отдельные моменты прошлого года, самым тяжелый периодом был апрель‒май, этот показатель подскакивал до девяти, а в отдельных профобластях до 12‒14, то есть больше хотели искать работу, чем принимать. А под конец года он снова спустился до пяти, то есть по мере стабилизации мы увидели, что рост числа вакансий сильно опережает рост активности соискателей. В течение первого полугодия 2021 года hh.-индекс держится на уровне четырех. Можно сказать, что соискатели этот кризис пережили лучше, чем работодатели в целом. Компании нанимают быстрее сейчас, чем соискатели готовы были бы менять работу. Поэтому в моменте рынок, что называется, соискательский.

Ваш имидж во время собеседования

Ваш имидж во время собеседования

Насколько успешен Ваш имидж – частенько определяется во время первого собеседования. Это может быть собеседование при поступлении в учебное заведение, при одобрении Вашего проекта партнерами по бизнесу или банкирами, первое знакомство с потенциальными партнерами и клиентами и многое другое. Ну и конечно же, в жизни каждого человека бывают собеседования при поступлении на работу. Несмотря ни на что, я до сих пор продолжаю работать по найму.

Я сама неоднократно проходила такие собеседования при приеме на работу, повышении в должности в вышестоящей организации, при защите своего проекта на конкурсе, совсем недавно при переходе на работу в другую структуру. Но будучи много лет подряд руоковдителем и являясь им сегодня, я провела более 1 000 собеседований с кандидатами на работу. Так как я в этой теме сильна, хотела бы поделиться своим опытом и видением этого вопроса. Уверена, что мои советы помогут как опытным людям, так и новичкам.

Наверно Вы не в курсе, что высококвалифицированные специалисты не всегда получают работу. В моей практике были случаи, когда приходил специалист с хорошими рекомендациями, но в грязной мятой одежде, с бегающим взглядом, во время собеседования грыз ногти, не мог ответить на вопрос о том, что он ждет от этой работы. Конечно, положительного решения здесь не было. Как он будет общаться с клиентами, имидж сотрудника не совпадает с имиджем организации. Была девушка с красным дипломом в образе Маши Распутиной, а резкий запах ее духов невозможно было выветрить за целый день. Собеседование закончилось пожеланием ей успеха в любом другом месте, но не под моим руководством.

КАК ОДЕТЬСЯ И КАК ВЫГЛЯДЕТЬ

Знаете ли Вы, что работодатель решает в течение первых трех минут, примет ли она(он) Вас на работу. Вы должны понять это по поведению работодателя, по тому, насколько серьезны вопросы, которые он задает по истечении трех минут. Если его интерес к Вам не пропал, это вовсе не означает, что он обязательно решил нанять Вас, но, по крайней мере, у Вас есть шанс.

Поэтому многое зависит от Вашей внешности, благодаря которой Вы будете выглядеть более уверенно.

Обязательно накануне собеседования лягте пораньше спать, чтобы выглядеть отдохнувшим, быть адекватным и не подавлять зевки.

Наденьте лучший деловой костюм из тех, что у Вас есть, и убедитесь в том, что он хорошо сидит на Вас. Если Вы знаете, что выглядите хорошо, это придает Вам больше уверенности.

Выберите нейтральные цвета, но продемонстрируйте Ваше чутье при встрече с представителями творческих профессий.

Одевайтесь современно, но некричаще (если только Вы не рабоаете в области моды). Не одевайте на себя ультрамодные предметы гардероба, бесформенную одежду. Лучше остановить свой выбор на строгой классике с четким силуэтом.

Будьте элегантны, по крайней мере, стремитесь к элегантности.

Туфли должны подходить по качеству к Вашему костюму и быть хорошо начищенными. Здесь так же отдавайте предпочтение классике, избегайте ярких кричащих вставок, крупных пряжек, цветков и т.д.

Сумки и атташе-кейсы выбирайте нейтральных цветов, клиссичекой геометрической формы, без цепочек, бахромы и других модных дополнений.

В дождливую погоду подумайте о зонте, который подходит по тону к Вашей верхней одежде; зонт не должен быть слишком большим.

Используйте для заметок маленькую записную книжку и красивую ручку.

Ваши волосы должны быть чистыми, не торчащими в разные стороны. Прежде, чем зайти в кабинет на собеседование, посмотритесь в зеркало и приведите себя в порядок. В прическе стремитесь к классической простоте.

Если на улице холодно, оставьте Ваше пальто в гардеробе.

Женщинам необходимо пользоваться косметикой мягких тонов.

Так же количество украшений женщинам советую свести до минимума. Красивые недлинные серьги будут уместны, а вот множество колец, браслетов, бус только испортят ситуацию. Допускается классическая нитка жемчуга.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ

То, что Вы говорите во время собеседования, конечно же, важно. Но еще важнее то, как Вы говорите, каково Ваше обычное поведение – Вы постоянно находитесь под пристальным вниманием окружающих. Помимо того, что наниматель оценивает Ваши профессиональные качества, он хочет знать, насколько Вы впишитесь в культуру, которая уже сложилась в их учреждении.

Будьте инициативны, но знайте меру.

Если это уместно, пожмите руку работодателя при встрече и смотрите ему прямо в глаза, с улыбкой. Так же пожмите руку при уходе.

Сидите на стуле расслабившись, но держите спину прямо. Не садитесь глубоко на стул, если только речь не идет об очень мягком кресле или диване.

Никогда не шутите и не острите. Никому не нужен клоун, фирме требуется работник, призванный выполнять свои обязанности.

Возьмите ручку и сделайте пометки в Вашем блокноте в начале собеседования, записывайте кое-что по ходу разговора, чтобы показать нанимателю , что его слова вызывают у Вас интерес к деталям. Но не увлекайтесь, чтобы не потерять нить разговора, не ослабить внимание.

Если Вам приходится ждать, достаньте из своей сумки журнал или книгу на профессиональную тему. Это поможет Вам не терять время зря и выглядеть интеллигентным человеком, даже профессионалом.

СТАНДАРТНЫЕ ВОПРОСЫ

Собеседование при найме на работу похоже на аукцион. Причем каждое собеседование проходит по-разному. Вам нужно уметь быстро, положительно, честно отвечать на некоторые стандартные вопросы:

Почему Вы интересуетесь данной работой?

Почему Вы оставили предыдущую работу?

Каким опытом Вы в данный момент гордитесь больше всего в Вашей карьере?

Почему Вас уволили?

Каковы Ваши достоинства и недостатки?

Почему мы должны принять именно Вас?

Каковы Ваши интересы вне работы?

Вы должны научиться честно, искренне, умно отвечать на эти и подобные вопросы. Но никогда не отвечайте на вопрос сразу. Выждите какое-то время. Говорите только то, что сказать необходимо.

Оцените Вашего нанимателя. Какие ответы ему (ей) нравятся больше и почему? Некоторым нравится, когда Вы приводите примеры из Вашего опыта, некоторые любят краткость, а другие красноречие. Прислушивайтесь, оценивайте и соотвествуйте ее (его) требованиям.

И НАПОСЛЕДОК

Если Вы оказались неудачливым кандидатом в Ваших первых собеседованиях, не расстраивайтесь! По крайней мере, Вы научились на практике выставлять себя в лучшем виде, подчеркивать свои достоинства. Помните, что тот, кто выглядит хорошо во время беседы, всего лишь студент-новичок в области искусства, которому долго учатся и в котором долго практикуются. И при упорстве и постоянной практике, Вы обязательно овладеете этим искусством!

Имидж – это сложившийся в сознании людей образ, стереотип, набор определённых качеств, которые ассоциируются с отдельной личностью. К этому понятию очень близко понятие репутация.

Имидж у девушек

Первоначально понятие имидж использовалось в предпринимательской среде в качестве главного средства воздействия на потребителей. Позднее имидж стал пониматься как важнейшая категория в общественно-политических науках и в психологии.

Стереотипы годами создаются в сознании людей под влиянием прочитанного в газетах, журналах, книгах, увиденного по телевизору и услышанного в коллективе. Немалую роль в формировании таких стереотипических представлений играет и политика руководства страны, и интеллектуальный уровень личности, и общий экономический уровень страны.

Например, большое количество актеров, сыграв одну роль, самую запомнившуюся зрителям, часто сетуют на то, что имидж и репутация киногероя распространились и на актера в жизни. То есть, даже близкие люди, знакомые и друзья переставали воспринимать актера в отрыве от сыгранной им роли. Фактически комедийный или трагический персонаж в сознании людей становился неотделим от исполнившего его на сцене или в кино артиста. Изменить имидж киногероя для многих актеров было не под силу даже до конца жизни.

Другой пример имиджа и репутации – это представление о дорогих автомобилях как о преуспевании в обществе, счастье и материальном достатке. Имидж больших возможностей и положения в обществе обеспечивает и дорогостоящая недвижимость.

В последнее время тема формирования имиджа (человека, компании, звезды шоу-бизнеса, бизнесмена, государства или политика) приобрела весомое значение в жизни. И это понятно, ведь то, что каждый субъект демонстрирует и выставляет напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть его окружения. Поэтому правильный подход к формированию личного имиджа является залогом успеха многих мероприятий.

Имидж – это тоже самое, что и имя, неразрывно связанное с представлением о человеке понятие. Это визитная карточка человека. Это то впечатление, которое воссоздают в своей памяти другие люди, когда вспоминают о вас.

Правила формирования имиджа в современном мире

Прежде всего, надо определить имидж, что это такое. Понятие имидж – это не только внешность, умение хорошо выглядеть, подбирать шляпку к туфлям и помаду к сумочке, это еще и адекватность рассуждений, грамотная речь, манера общения. Если важным является привлечь противоположный пол, то имидж и репутация будут играть важнейшую роль. Не только среди знакомых, но и в семье, на работе, в отношении к старшим по возрасту людям, в любви к младшему поколению.

Имидж в жизни мужчины

У каждого социального класса общества сформировано свое представление о понятии имидж. Важно понимать, что оно может отличаться от вашего мнения. Одежда, манера говорить, манера держать себя, жестикулировать, интонировать слова и предложения – отличный способ для работодателя или будущего супруга сформировать мнение о вас.

Начать работу над формированием своего имиджа и репутации нужно с адекватного анализирования самого себя и своих возможностей.

Что еще необходимо знать о формировании имиджа

Имидж- инструмент воздействия

Имидж следует изменять в соответствии с наметившимися переменами в жизни. Если, например, изменился социальный статус, то следует подумать и об изменении стиля одежды. Иногда имидж требуется изменить в соответствии с дресс-кодом компании, в которую вы перешли.

Имидж и репутация пересматриваются и в соответствии с возрастом. Важно знать, что если вы все делаете правильно, то и впечатление, которое вы будете производить, будет положительным. Элемент уникальности в создании своего образа должен присутствовать всегда. Имидж и репутация не бывают изолированными друг от друга.

Главным условием достижения профессионального успеха является постоянная активность внутреннего мира человека, непрекращающаяся работа над собой, над своим духовным развитием. Как люди тренируют тело и накачивают мышцы, также необходимо тренировать память, способность мыслить и анализировать. В первую очередь, здесь помогут книги. Профессиональная и художественная литература не только хранят знания, но и учат думать, повышая компетентность и положительную продуктивность. Профессионализм подразумевает уверенность и способность контролировать ситуацию. Вместе с экономическим успехом профессиональный и карьерный обеспечивают человеку высокий социальный статус.

Сам же социальный статус определяется возрастом, образованием, профессией, должностью, престижностью, материальной обеспеченностью, личной свободой, уровнем правовой и моральной защищенности, карьерными и личностными перспективами.

Составляющие имиджа

  • Одежда, прическа, аксессуары, тату, пирсинг могут многое сказать о человеке. Как известно, встречают человека по одежке. Поэтому одежда может охарактеризовать человека еще до того, как он что-то произнесет или представится.
  • Также не менее важны вопросы соблюдения личной гигиены — это ухоженные волосы, ногти, правильный и уместный макияж. Внешний вид человека, прежде всего, сказывается на его имидже и репутации в обществе.
  • Мимический имидж человека — это выражение его лица, улыбка, взгляд. Мимика выдает доброжелательный или негативный настрой человека. Многие умеют маскировать и тщательно скрывать от других свои чувства и эмоции, но положение губ, бровей, выражение лица многое могут рассказать о том, что действительно чувствует человек.
  • Кинетический имидж человека – это походка, осанка, движения, жесты. Сутулящиеся люди, принимающие неподобающие позы, держащие голову слишком высоко, произведут не самое приятное впечатление. Манера двигаться, держать голову, поправлять волосы – это еще один способ дать другим людям понять свой положительный, добрый настрой.
  • Вербальный имидж и репутация заключаются в манере говорить, а также в том, какие слова человек использует, насколько богат или скуден его лексикон, хорошо ли он выделяет слова, какие интонации использует, способен ли рассуждать логически. Этот тип похож на имидж ментальный, характеризующий человека по его социальным, религиозным и мировоззренческим убеждениям.

Разный имидж

Последняя составляющая имеет отнюдь не самое последнее место по значимости. Это имидж вещественный, то есть все благосостояние у человека: одежда, автомобиль, квартира, вилла у моря, книги, картины, родовая бижутерия и драгоценности.

Перекликается с этой составляющей и овеществленный имидж – стихотворения, книги, диссертации, декорации, визитные карточки, программные продукты, патенты, елочные игрушки, кондитерские изделия – все, что было придумано, сделано, воплощено, создано человеком.

Внутренняя и внешняя структуры имиджа

    Первая часть сложной структуры понятия имидж – это представления самого человека о своей внешности, голосе, мимике, жестах и того как он оценивает себя сам: красивый, умный, добрый.
  1. Вторая внутренняя структура – это представления человека о том, каким видят его другие.
  2. Третья часть структуры понятия имидж – это так называемая обратная связь, то что человек получает от других людей в форме комплиментов, критики, оскорблений, любовных признаний или высмеивания. Здесь важным оказываются не сами высказывания, а отношение человека к ним. Многие не способны воспринимать конструктивную критику и воспринимают ее в штыки, другие не признают доброго подшучивания и высмеивания поступков. Кто-то станет гордиться похвалой, а кто-то обидится и решит, что его недооценили, раскритиковав или дав совет.

Все три структуры тесно переплетены в представлении человека о себе. Имидж и репутация помогают каждому человеку определить свой индивидуальный стиль, если они будут гармоничны и будут формировать единый образ человека.

Назначение имиджа в жизни

Главное назначение имиджа и репутации — это достичь эффекта личной привлекательности.

Близкие всегда помогут изменить имидж

Человеку важно располагать к себе людей, чем бы он ни занимался. Для ведения бизнеса, для защиты диссертации или важного проекта, для поиска мужа или покупки в магазине – всюду важно уметь произвести приятное впечатление и расположить к себе людей. Без этого умения действительно нельзя добиться выдающихся успехов. Поэтому так важно знать, что такое имидж, и при необходимости быть способным изменить имидж.

Над созданием имиджа работают специалисты: визажисты, психологи, учители танцев и тренеры по йоге, пиарщики и маркетологи, продюсеры и социологи, логопеды и стилисты. Существуют школы, где проводят обучение тому как правильно с помощью визуального эффекта личности добиться желаемого. В таких школах проводят обучение практикующие психологи. Помимо визуальной составляющей здесь научат правильному миропониманию и представлению о себе, расскажут о способах принятия себя и повышении привлекательности внутреннего облика человека.

Есть сегодня и новая профессия – имиджмейкер. Этот профессионал расскажет как можно изменить имидж для достижения максимального успеха на работе, при руководстве фирмой или при ведении домашних дел. Также к услугам этого специалиста могут прибегать известные люди, чтобы сформировать о себе скандальный имидж.

Имиджмейкеры советуют принимать свою внешнюю оболочку (образ), как средство для достижения своих планов. Необходимо каждый день быть на людях хорошо одетым, аккуратно причесанным, с правильным макияжем, адекватно себя вести, следить за своими словами, жестами и даже походкой. То есть его репутация должна быть осознанной и продуманной до таких мелочей как например, одежда, аксессуары, приветствие, темы разговоров, отношение к другим людям, каждодневное позитивное настроение и благодарность.

Для руководителей компаний это может быть еще и энергичность, непоколебимость, для подчиненных сотрудников – пунктуальность, для домохозяек – заботливость и т. д. Тогда человек будет производить хорошее впечатление. И ему будет сопутствовать успех во всех планах, делах, а не только в личностных отношениях.

Социально-психологический анализ имиджа

Понятие имидж с большой долей уверенности можно называть междисциплинарным понятием, так как его становление происходило во многих науках одновременно, обобщая знания в соответствии с целями и задачами каждой науки. В начале двадцатого века процесс формирования этого понятия изучался преимущественно психологами и социологами.

Человек сегодня, в двадцать первом веке, живя в новом информационном обществе, представляет ценность только как личность, способная к самовыражению и имеющая неоспоримый успех во всех сферах своей жизни. При этом индивидуальное выражение каждого человека происходит все больше с помощью информационных технологий: социальных сетей и виртуального общения. Живое человеческое общение в таком случае просто подменяется символическим общением с целью обмена информацией.

Символичными становятся и роли, которые человек выполняет ежедневно в семье, на работе или в кафе. Создаются определенные имидж и репутация личности в зависимости о того, в какой среде человеку приходится находиться ежедневно.

Читайте также: