Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде под названием

Обновлено: 08.07.2024

г) самостоятельная деятельность ребенка по усвоению ЗУН и способов действий.

3. Дополните. Дидактика как отрасль педагогической науки полу­чила наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского .

4. Установите соответствие.

Категории дидактики

Определение (характеристика)

1. Содержание образования

а) Система важнейших требований и положений, обеспе­чивающих эффективное функционирование учебного процесса

б) Система ЗУН, овладение которыми закладывает осно­вы для развития и формирования личности

3. Принципы обучения

в) Особенности объединения педагогом детей для орга­низации занятий

г) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого дети активно овладевают ЗУН; осуществляется воспитание и развитие детей

5. Установите соответствие.

Категории дидактики

Определение (характеристика)

1. Формы организации обучения

а) Возможность успешного выполнения действий на осно­ве приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями

2. Умственное воспитание

б) Многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях

в) Особенности объединения педагогом детей для орга­низации занятий, в ходе которых и совершенствуется учебно-воспитательный процесс

г) Целенаправленное воздействие на развитие активной мыслительной деятельности детей

6. Выберите правильный ответ.

Существуют различные подходы к классификации методов:

а) методы по характеру познавательной деятельности учителя и уча­щегося;

б) методы по источнику знаний;

в) методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

К какому из них относятся словесные, наглядные и практические методы?

7. Укажите правильное определение сути проблемного обучения (по М.И. Махмутову):

а) проблема развития инициативы, творчества детей;

б) дидактическая система, основанная на закономерностях творчес­кого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфи­ческое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;

в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщае­мых знаний.

8. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы?

а) Методы по логике передачи и восприятия информации.

б) Методы по степени управления учебной работой.

в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овла­дении знаниями.

9. Дополните. К методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями относятся .

10. При каких условиях учитель может использовать только словес­ные методы?

а) Учитель хорошо владеет словесными методами.

б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан­ной темы.

в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

11. При каких особенностях учащихся рационально применять реп­родуктивные методы?

а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными мето­дами,

в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

12. Дополните. К методам стимулирования интереса к учению отно­сятся .

13. Дополните. Совокупность методов, используемых в процессе изу­чения конкретного учебного предмета, его разделов, называется .

16. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

17. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

18. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности – сформулировал и раскрыл:

19. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:

20. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:

21. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

22. Основоположником теории формального образования является:

23. Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

а) теории материального образования;

б) теории дидактического формализма;

в) теории дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

24. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:

а) форма организации обучения;

б) метод обучения;

в) технические средства обучения;

г) все ответы неверны.

25. Классно-урочная система обучения – это:

а) метод обучения;

б) организационная форма обучения;

в) средство обучения;

г) разновидность лекции.

26. Основы классно-урочной системы заложил:

27. Заполнить пропуски:

28. Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется………………………..

29. Дидактика тесно связана с другими науками………………………………………………

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.
  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Планомерная организация и управление.
  6. Целостность и единство целей, средств и результат.
  7. Соответствие закономерностям возраста.
  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.
  2. Практическую.
  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

1. Практически педагогика не обладает собственным предметом.

Предмет теоретической педагогики — абстрактные соотношения, а практической — деятельность педагога.

3. Теоретическая педагогика не обладает собственным предметом.

4. Теоретическая и практическая педагогика имеют один и тот же предмет, но разные методы познания.

4. Основной концепцией педагогической стратегии являются:

Педагогические цели.

2. Педагогические условия.

3. Педагогические методы.

4. Педагогические формы.

1. общая педагогика;

2. история педагогики;

3. специальная педагогика;

4. сравнительная педагогика;

5. профессиональная педагогика;

6. социальная педагогика.

6.Педагогика наиболее связана с:

Психологией

Система педагогических наук включает

Межнаучные коммуникации философии и психологии?

2. принципы обучения и воспитания

3. отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

4. результаты социологических исследований

5. систему методов педагогического исследования

6. .

8. Деятельностный подход в педагогике представлен следующими основными категориями:

1. Индивид, субъект, личность.

2. Культура, практика, мышление.

3. Социум, агент, практика.

Субъект, предмет, метод

9. Самообразование носит характер:

Индивидуальный

Под содержанием образования понимается

1. перечень предметов учебного плана, количество часов на их изучение, указание тем и разделов

Совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которой должен овладеть студент

3. круг знаний, который обретает каждый обучающийся для своего развития,

4. удовлетворения интересов, склонностей и потребностей

5. средства и приемы восприятия, запоминания и логического мышления, которым обучаются студенты

11. Целостность педагогического процесса заключается:

В подчинении всех элементов, его образующих, главной цели.

2. в том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой;

3. в том, что педагогический процесс не делится на составные части;

4. в том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу.

12. Содержание образования определяется:

1. социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического и культурного развития;

2. уровнем развития педагогической науки и педагогической практики;

3. совокупностью знаний, навыков и умений, составляющих госстандарт образования;

4. уровнем развития гуманитарных наук.

Целью дидактической диагностики является

1. опрос обучающихся.

2. определение числа неуспевающих в группе.

3. выявление содержания и структуры занятия.

Оценка уровня усвоения студентами содержания обучения.

Дидактика – это

1. наука о закономерностях развития личности

2. наука о закономерностях формирования личности ребенка

Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения

4. раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения

15.Автором личностно-ориентированного направления в образовании является:

В.В. Краевский

3. Е.В. Бондаревская

16.Дополните.Дидактика как отрасль педагогической науки впервые получила наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского ______Великая дидактика______

17.Достоинствомтрадиционного обучения является:

1. возможность за короткое время передать большой объем информации

2. ориентированность в большей степени на память

3. ориентированность в большей степени на мышление

4. способствует развитию творческих способностей

18.К моделям обучения относятся:

Информационная?

19. Формы организации обучения:

Лекционно-семинарская

Содержание обучения

соответствует целям обучения, отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста

2. представляет собой перечень умений и навыков

3. опирается на модель деятельности специалиста

4. зависит от научных пристрастий преподавателя

21.К практическимметодамобучения относят:

Лабораторные эксперименты

22.К словесным методам обучения относят:

2. лабораторные эксперименты

Лекцию

23.Традиционным методом обучения является:

Объяснительно-иллюстративный

24.Понятие метода обучения отражает:

1. мнение слушателя

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей.

Содержание

1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 3-7
2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения. 7-10
3. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание. 10-11
4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека. 11-12
5.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи 12-15
6.Объяснить роль высшего образования в современную эпоху. 15-19
7. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие
личности. 19-25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Педагогики.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

выполнил: студент группы ИБ 850611сг Афонина А.

проверил: Петрищенко Инна Александровна, к.п.н., проф.

Вопросы контрольной работы

1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 3-7

2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения. 7-10

3. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание. 10-11

4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека. 11-12

5.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи 12-15

6.Объяснить роль высшего образования в современную эпоху. 15-19

7. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие

  1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук.

Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей. Задачей андрагогики является определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых. Впервые в истории педагогической науки термин "андрагогіка" ввел немецкий ученый В. Конт (1833 г.). Однако становление андрагогики как самостоятельной науки произошло в середине XX в. и связано с именами американцев М. Ноулза и Г. Смита, англичанина П. Джарвиса, немца Ф. Пьоггелера, голландца Т. Тен Хаве, поляка Л. Туроса и др. Конец XX и начало XXI века характеризуются значительным расширением исследований проблем андрагогики.

На наш взгляд, педагогика - это традиционно объединительная наука об образовании и воспитания человека. И именно на этой базе основывается система педагогических наук. Педагогика тесно связана с другими науками, прежде всего с анатомией и физиологией человека, психологией. Эти дисциплины, по сути, составляют засадницькі основы педагогики. К.Д. Ушинский утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Поскольку физиология человека и, в частности, возрастная физиология изучает закономерности и особенности физического развития человека, а психология - психического, то рабом этих наук составляет надежный фундамент для успешного и эффективного развития педагогической науки вообще и педагогической деятельности в отдельности.

Российский философ ученый Б.М. Кедров (1903-1985), систематизируя науки, построил, как на нас, целесообразную их модель (рис. 1).

Такая модель, в которой психолого- педагогические науки размещены в центре, отражает объективный характер взаимосвязей между различными группами наук. Ведь научные исследования в той или иной отрасли является результатом деятельности человека. Следовательно, познание человека, его обучение и воспитание - приоритетное направление в общественно-экономическом прогрессе. От него зависят успехи во всех других сферах жизнедеятельности человека.

Педагогическая наука, как и другие науки, находится в постоянной внутренней динамике, обогащаясь пониманием закономерностей, принципов, форм, средств, методов, приемов едукації человека. Источниками развития педагогической науки служат народная педагогика, образовательный опыт прошлых поколений, научно-практические достижения современных подвижников педагогического дела.

Поскольку смысл жизни человека заключается в продолжении своего рода, в центре внимания жизнедеятельности родителей, других членов общества является Человек в лице ребенка. Народная мудрость учит, что важно не только родить, но и воспитать ее. Этим всегда занимались не только родители, но и представители рода, общины. На протяжении многих веков приобретен огромный опыт воспитания детей с учетом социально-экономических потребностей, общественных задач, общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Сложился колоссальный пласт знаний о воспитании, обобщенный народной педагогикой. Выдающийся украинский поэт Максим Рыльский писал:

Нет мудріших, чем народ, учителей; У него каждое слово - это жемчужина, это труд, это вдохновение, это человек.

Обзор памятников народной педагогики (обряды, думы, легенды, сказки, песни, пословицы, загадки и др.), афоризмов мыслители всех веков дают возможность заметить яркую закономерность: в сфере естествознания, физики, математики, техники, медицины, искусства свои соображения выражали только специалисты соответствующего научного профиля. Зато проблема воспитания всегда находилась в поле зрения мыслителей различных отраслей знания: философов, теологов, а также художников, священнослужителей, деятелей многих других сфер. Вот почему наследство народной педагогики до сих пор остается драгоценным сокровищем, неисчерпаемым источником дальнейшего развития педагогической науки.

Научная педагогика, что развивается с начала становления школы, опираясь на опыт народной педагогики, узагальнювала и обосновывала закономерности, принципы, формы и методы организации учебно- воспитательной работы с учетом социально-экономического и культурного контекста. Достояние научной педагогики является "энергоносителем" развития системы образования и воспитания, теоретико-методологическими основами совершенствования учебно- воспитательного процесса. Педагогическая мысль прошлого, в том числе таких известных исследователей, как Я.А. Коменского, А. Дістервега, Г. Песталоцци, М.И. Пирогова, П.Ф. Каптєрєва, К.Д. Ушинского, А.В. Духновича, Дж. Дьюи, Е. Торндайка, В. Оконя, П.Ф. Лесгафта, М.И. Лобачевского, Д. Менделеева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других - это непреходящий научный задел, без опоры на который нельзя двигаться вперед.

Еще один важный источник развития педагогической науки - опыт педагогов-практиков. Большое количество творческих учителей, преподавателей высшей школы пополняют педагогику своими наработками, что является базой для осмысления, высшего теоретического синтеза. Педагогические взгляды А.С Шлифовка. Макаренко, В.А. Сухомлинского - это результат их собственной педагогической практики. В последние десятилетия XX века имел место вспышка творческих педагогических поисков, который тоже стал веским основанием развития научной педагогики. Они связаны с именами известных педагогов Ш.О. Амонашвили, М.П. Гузика, Є.М. Ильина, С.М. Лысенкова, А.А. Хмури, В.Ф. Шаталова. Яркой жемчужиной новаторского педагогического опыта стали достояние известного украинского педагога, народного учителя, действительного члена АПН Украины, директора Сахновской средней школы на Черкасщине Александра Антоновича Захаренко, который посвятил свою жизнь исследованию проблем духовного возрождения сельской школы, внедрению подлинно гуманистических принципов в образовательную дело. Определенные творческие педагогические достижения есть и в деятельности высших учебных заведений, но они малоизученные и недостаточно освещены.

Педагогическая наука имеет достаточно разветвленную структуру, что можно отобразить графически (рис. 2).

Рис. 2. Структура педагогической науки

К.Д. Ушинский, размышляя о сущности педагогики как науки, пишет: "Педагогика - не наука, а искусство - наиболее обширно, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклона, и как искусство же оно стремится к идеалу, которого вечно пытаются достичь и который никогда полностью недоступен: к идеалу совершенного человека. Способствовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением среди воспитателей тех самых разных антропологических знаний, на которых оно основывается". И далее продолжает: "Мы не говорим педагогам - делайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы психических явлений, которыми вы хотите управлять, и делайте, руководствуясь этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только эти обстоятельства без края разнообразные, но и сами нравы воспитанников не похожи друг на друга. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитуемых индивидуумов вызывать какие-либо общие воспитательные рецепты?"

2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , ихзакономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,достигаемые результаты.

Основные категории дидактики : Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средствА, результаты (продукты ) обучения (отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов. )

  1. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание

Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. К управлению этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса обучения выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя.

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно- эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Основными целями обучения принято считать:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
  • дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
  • реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
  • воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;
  • следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;
  • формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?

Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.

Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.

Читайте также: