Делает ли запись в трудовой книжке центр занятости

Обновлено: 28.04.2024

В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учет как безработный. Вы не можете получить пособие по безработице, если вы:

  • моложе 16 лет;
  • получаете пенсию по старости или за выслугу лет;
  • находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах;
  • работаете по трудовым договорам;
  • выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договорам;
  • являетесь индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым;
  • проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах;
  • обучаетесь по очной форме обучения;
  • заняты в подсобных промыслах, являетесь членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
  • являетесь учредителем (участником) коммерческих организаций.

Как встать на учет в качестве безработного?

Вы также вправе лично обратиться в центр занятости населения. При этом вам помогут оформить заявление в электронной форме.

  • личные данные, в том числе резюме для поиска подходящей работы;
  • место оказания услуги и центр занятости (выберите на карте ближайший к вашему адресу постоянной регистрации центр занятости независимо от вашего фактического нахождения);
  • способ получения пособия;
  • способ связи;
  • подтвердите, что вы не относитесь к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными (перечень прилагается).

Обратите внимание, что все указанные вами сведения будут проверены. Если сведения окажутся ложными или недостоверными, вам откажут в постановке на учёт, а вас могут привлечь к ответственности.

Если все указанные вами сведения подтвердятся, и при этом вы не трудоустроитесь на предложенные службой занятости вакансии, то не позднее 11 дня со дня подачи заявления вас признают безработным. Назначенное пособие будут выплачивать указанным вами способом.

В случае отказа в признании безработным или самостоятельного отзыва заявления вы можете повторно подать заявление через 7 дней.

Пояснение по статусам

Размер пособия в зависимости от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными

их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия (12 130 рублей) и не ниже минимальной величины пособия (1 500 рублей), увеличенных на размер районного коэффициента

В течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных – в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ на дату регистрации указанных лиц в качестве безработных

По истечении 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных, а также при достижении в указанный период 23 лет – в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента

впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

Как получить информацию о ходе рассмотрения заявления и принятом решении?

Обработка заявления, сбор необходимых для назначения пособия сведений и подтверждение сведений, указанных гражданином в заявлении, производится центром занятости по каналам межведомственного электронного взаимодействия.

Решение о признании гражданина безработным и назначении и выплате ему пособия принимается центром занятости населения.

Таким образом, для получения информации о ходе рассмотрения заявления, регистрации в качестве безработного и назначении пособия по безработице, гражданину необходимо обращаться непосредственно в указанный им в заявлении центр занятости в дистанционном режиме по телефону или электронной почте с указанием регистрационного номера заявления.


Работа по трудовому договору без трудовой книжки, как правило, невозможна. Но что если нужный вам сотрудник по личным причинам не желает делать запись о трудоустройстве? В настоящей статье вы найдете информацию о законных возможностях решения данной проблемы.

Исключения из общего правила

Согласно ст. 65 ТК РФ трудовая книжка (или электронные сведения о трудовой деятельности) является одним из обязательных документов, которые работник обязан предоставить в кадровую службу при приеме на должность.

В той же норме приводятся случаи, когда предоставлять книжку не нужно:

  • Прием сотрудника без опыта работы (первичное оформление книжки, в соответствии со ст. 66 ТК РФ, производится в 5-дневный срок с даты приема).
  • Заключение договора по совместительству.
  • Отсутствие книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иным причинам (документ оформляется новым работодателем на основании заявления работника с изложением причины отсутствия книжки).

Анализируя трудовое законодательство более детально, мы можем найти и другие случаи, когда прием на работу без трудовой книжки возможен:

  • Заключение гражданско-правового договора с наемным лицом (ст. 11 ТК РФ).
  • Работа у физического лица, не связанная с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 309 ТК РФ).
  • Дистанционный труд (ст. 312.2 ТК РФ).

Во всех случаях работы по трудовому договору без трудовой книжки подтверждением стажа в Пенсионном фонде будут являться перечисленные работодателем пенсионные взносы по СНИЛС сотрудника, а также экземпляр соглашения о работе. Рассмотрим особенности способов такого трудоустройства более детально.

Трудовой договор без записи в трудовую книжку при работе с совместителем

В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительством является дополнительный труд, выполняемый или по месту основного трудоустройства, или у иного работодателя в свободное от основной работы время.

Главной особенностью такой формы трудоустройства является то, что рабочая смена совместителя не может превышать 4 часов в день (ст. 284 ТК РФ). Такое ограничение не касается дней, в которые работник освобожден от выполнения обязанностей по основному месту (в том числе выходные и праздники). Но даже с учетом этой возможности совместитель не может трудиться больше половины месячной нормы часов, установленной для сотрудников на аналогичных должностях.

Превысить 50-процентную планку нормы рабочего времени можно, только если работник приостановил труд по основному месту работы в связи с задержкой зарплаты или временно отстранен от работы в связи с отказом в переводе на другую должность по медпоказаниям (или отсутствии таковой на предприятии).

В договоре обязательно должно быть указано, что человек принимается по совместительству. Тогда наемный работник может маневрировать между решением о внесении сведений о стаже в свои документы и трудоустройством без трудовой книжки по договору совместительства.

Трудоустройство с помощью договора ГПХ

В отличие от трудового соглашения, которое регламентируется положениями ТК РФ, договор гражданско-правового характера подчиняется статьям ГК РФ. По этой причине запись о заключении/расторжении гражданского-правового договора (ГПД) заносить в трудовую книжку не нужно.

Предмет договора гражданского-правового характера (ГПХ) — вознаграждение за конкретную работу или услугу, результат которой будет закреплен в закрывающем бухгалтерском акте. Такая форма устройства без трудовой книжки требует взвешивания всех за и против с учетом интересов обеих сторон:

В случае если проверка обнаружит малейшие признаки трудовых отношений по ГПД, в том числе регулярные выплаты на основе ежемесячных актов, договор будет квалифицирован как трудовой. Тогда работодатель заплатит в бюджет все причитающиеся суммы страховых взносов и пени по ним.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Подменять трудовой договор гражданско-правовым опасно. Работник может пожаловаться в инспекцию труда или в суд. Если договор признают трудовым, организации грозит штраф 50 000 - 100 000 руб. Кроме того, суд может обязать вас выплатить работнику все деньги, которые полагались бы ему по трудовому договору (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, п. 24 Постановления Пленума ВС от 29.05.2018 N 15, п. 15 Обзора судебной практики ВС).
Подробнее о различиях между трудовым и гражданско-правовым договором читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Наемная работа у физического лица

В ст. 303 ТК РФ зафиксированы положения, которые позволяют выполнять регулярную работу для физических лиц, не сопряженную с предпринимательской деятельностью. В то же время внесение записей в трудовую книжку физическим лицом строго запрещено (ст. 309 ТК РФ).

  • оформить соглашение в письменной форме;
  • уплатить все зарплатные налоги в соответствии с законодательством;
  • оформить СНИЛС для работников без опыта;
  • уведомить о заключении/расторжении договора городскую администрацию по месту жительства.

Оформление по трудовому договору без трудовой книжки дистанционных работников

Очевидным достижением законодательства является введение в ТК РФ с 2013 года положений, регулирующих специфику работы удаленных работников, которые не являются представителями аутсорсинговых компаний.

Оформить перевод работника на дистанционный труд вам поможет подборка форм от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Согласно ст. 312.1 удаленным сотрудником является лицо, которое трудится вне территории под контролем работодателя с помощью телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.

Итоги

Современное законодательство предлагает несколько возможных законных путей обхода требований о предоставлении трудовой книжки. Каждый из этих способов имеет свои нюансы при оформлении, которые необходимо учитывать в работе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1.Когда работодатель должен сдавать сведения по форме СЗВ-ТД в 2020 году?

В 2020 году - в случае приема, перевода на другую постоянную работу или увольнения работника, подачи работником заявления о продолжении ведения трудовой книжки или формировании ее в электронном виде (далее - заявление), работодателем в территориальный орган ПФР представляется информация о работнике: месте его работы, его трудовой функции, документе, на основании которого было проведено кадровое мероприятие, причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами информация. Информация предоставляется по форме СЗВ-ТД в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее кадровое мероприятие.

2.Ведется ли трудовая книжка (на бумажном носителе) по вновь принятым работникам?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работникам, которые впервые устроятся на работу, начиная с 01.01.2021, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

3.Как понять, что сотрудник уволился с предыдущего места работы, если нет бумажной трудовой книжки?

Законодательством предусмотрены формы сведений о трудовой деятельности СТД-ПФР и СТД-Р, которые содержат данную информацию и могут быть предъявлены работником при трудоустройстве.

Форму СТД-ПФР работник может получить в ПФР или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, форму СТД-Р - у своего работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя).

4.Должен ли глава крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФХ) предоставить сведения по форме СЗВ-ТД на себя? Или отчетность предоставляется только на работников?

Законодательством не предусмотрена обязанность глав КФХ (в том числе членов КФХ) предоставлять форму СЗВ-ТД в отношении себя. Форма СЗВ-ТД предоставляется только в отношении работников.

5.Если работник подал заявление на ведение трудовой книжки в бумажном варианте надо ли сдавать СЗВ-ТД?

Да. Независимо от выбора работника работодатель обязан представлять на него форму СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР.

6.Если в январе месяце 2020 года нет кадровых изменений, надо ли подавать отчет в феврале за январь?

Если в январе месяце 2020 года не было кадровых мероприятий (прием, перевод на другую постоянную работу, увольнение), ни одним работником не было подано заявление о выборе способа формирования трудовой книжки, то отчет по форме СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР не представляется.

7.Если работник принят в 2019 году и продолжает без каких-либо кадровых изменений работать в 2020 году, должна ли на него предоставляться форма СЗВ-ТД и когда?

При отсутствии у работника случаев перевода на другую постоянную работу, увольнения, сведения в отношении него должны быть предоставлены в случае подачи им заявления о выборе способа формирования трудовой книжки, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.

8.Будет ли делаться запись о службе в армии или очной учебе в институте при открытии трудовой книжки в электронном виде. Ранее, при ведении трудовых книжек в бумажном виде, первой записью в трудовой книжке при первичном поступлении работника на работу была запись о его службе в армии или очной учебе в институте на основании данных военного билета и диплома соответственно. Сейчас в электронной книжке надо будет делать эти записи?

Нет, данные записи не представляются в территориальный орган ПФР в составе отчетности по форме СЗВ-ТД.

Для учета данных периодов в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица работник может обратиться в ПФР с заявлением застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет и соответствующими документами.

9.В 2019 году организация заключала гражданско-правовые договоры (далее - ГПД) с физическими лицами. Сведения о лицах, работающих по ГПД, передавались в ПФР в составе форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Должны ли предоставляться сведения по форме СЗВ-ТД на физических лицах, работающих по ГПД в 2020 году? Изменится ли с 2020 года порядок предоставления сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении таких лиц?

Форма СЗВ-ТД не представляется на граждан, заключивших с организацией ГПД. Обязанность предоставлять в отношении таких граждан отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ‑СТАЖ - сохраняется.

10.Означает ли переход на электронные трудовые книжки, что кадровику придется вносить информацию о трудовой деятельности работника с начала его трудовой деятельности и по сей момент?

Нет, в форму СЗВ-ТД при первом ее представлении на работника (но не позднее 15.02.2021) включается последняя запись, внесенная в трудовую книжку, актуальная по состоянию на 01.01.2020.

11.Если работник имеет несколько мест работы по совместительству и у него электронная трудовая книжка, надо ли будет по нему со всех мест работы сдавать отчётность по форме СЗВ-ТД?

Да, формы СЗВ‑ТД заполняются и представляются работодателями на всех работников (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе) при наступлении событий, предусмотренных законодательством.

12.Как изменится периодичность предоставления формы СЗВ-ТД в 2021 году в случае приема, перевода на другую постоянную работу или увольнения работника?

Если в 2020 году отчетность по форме СЗВ-ТД представляется в территориальный орган ПФР не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли кадровые мероприятия, то с 01.01.2021 отчетность по форме СЗВ-ТД представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелись случаи перевода на другую постоянную работу, а в случаях приема на работу и увольнения – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

первые пять цифровых знаков, разделенные точкой - это код наименования вида профессиональной деятельности (раздел I профессионального стандарта), содержащего обобщенную трудовую функцию, к которой относится выполняемая работником работа по должности (профессии), специальности (раздел III профессионального стандарта);

последние два цифро-буквенных знака (раздел II профессионального стандарта) – буквенный знак кода обобщенной трудовой функции и цифровой знак – уровень квалификации, к которому относится данная обобщенная трудовая функция.

14. При трудоустройстве на новую работу после 01.01.2021 бумажные трудовые книжки не будут предоставляться работодателям? И будет ли необходимость вести бумажные трудовые с 01.01.2021?

Если работник не сможет подать заявление о выборе формы ведения трудовой книжки до 31.12.2020 либо подаст заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажной форме, то работодатель продолжит ведение его трудовой книжки в бумажной форме. На работников, выбравших электронную форму ведения трудовой книжки, а также впервые устраивающихся на работу, начиная с 01.01.2021, бумажная форма трудовой книжки не ведется.

15. Сотрудник принят на работу 02.02.2020. До этого нигде не работал. Надо ли ему заводить бумажную трудовую книжку (он ее принес) или сразу переходить на электронный вариант?

Такому работнику необходимо завести бумажную трудовую книжку. В случае подачи им заявления о выборе электронной формы ведения трудовой книжки, сделать соответствующую запись в трудовой книжке и выдать ее работнику на руки.

16. Как вести бумажные трудовые книжки параллельно с новым отчетом?

Да. В отношении работников, которые еще не подали заявление о выборе способа ведения трудовой книжки либо подали заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажной форме, они продолжают вестись в ранее установленном порядке. Одновременно в отношении таких работников работодатель должен предоставлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД.

17. Нужно ли сдавать форму СЗВ-ТД на работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры?

Нет, так как сведения о трудовой деятельности - это сведения о работе по трудовому договору.

18. Какую информацию нужно предоставить за январь 2020 года, если принятых и (или) уволенных за этот период работников не было?

В случае если в январе 2020 года не произошло никаких кадровых изменений (прием; увольнение; лишение работника права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; перевод на другую постоянную работу; установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации (заполняется с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и тому подобное)); переименование организации, подача заявления о выборе формы ведения трудовой книжки), форма СЗВ-ТД за январь не предоставляется.

19. Нужно ли прикреплять к форме СЗВ-ТД заявление работника о выборе формы ведения трудовой книжки?

Нет. Сведения о сделанном работником выборе указываются непосредственно в форме СЗВ-ТД.

20. Форма уведомления сотрудника о возможности выбора книжки унифицирована или произвольна?

Рекомендуемая форма уведомления будет размещена на сайте Роструда.

21. Индивидуальный предприниматель, у которого нет работников, должен предоставлять форму СЗВ-ТД?

22. Если работник в январе 2020 года написал заявление о том, чтобы оставить бумажную трудовую книжку, какую форму нужно подавать и в какой срок?

23. Какую запись надо делать в трудовой книжке, когда отдаем ее работнику, при выборе электронной трудовой книжки?

Рекомендуемая формулировка будет размещена на сайтах Минтруда России и Роструда.

24. Если сотрудник выбрал бумажную трудовую книжку, при увольнении нужно ли выдавать форму СТД-Р?

Нет, данная форма выдается только работникам, перешедшим на электронную форму ведения трудовой книжки.

25. Работник отказался от бумажной трудовой книжки у другого работодателя. К нам приходит с электронной трудовой книжкой, в которой сведения только от предыдущего работодателя. Где взять сведения о полном страховом стаже для расчета больничного?

Для этих целей разработана форма сведений о трудовой деятельности СТД‑ПФР, включающая в себя все сведения о трудовой деятельности работника, после перехода на электронную форму трудовой книжки. Форму СТД-ПФР работник может получить в ПФР или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. За периоды до перехода на электронную форму трудовой книжки работник может предоставить работодателю бумажную форму своей трудовой книжки.

26. Где взять форму СТД-Р и как ее заполнять?

Проект формы СТД-Р и порядок ее заполнения размещены на сайте Минтруда России. На текущий момент документы находятся на регистрации в Минюсте России.

В данном случае – это перевод на должность бухгалтера.

28. Если работник принят на работу в 2010 году, в текущем 2020 году: в январе – переведен на другую должность, а в феврале уволен. Какие сведения должны быть на него предоставлены в отчетах за январь и февраль?

29. Следует ли отражать ли в форме СЗВ-ТД внутреннее / внешнее совместительство работника?

Да, поскольку совместительство (внутреннее / внешнее) оформляется трудовым договором (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

30. Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о ведении трудовой книжки в электронном или в бумажном варианте.

Уведомление работников о выборе формы ведения трудовой книжки осуществляется по основному месту работы, поскольку именно там хранится трудовая книжка. Прием заявлений о выборе формы ведения трудовой книжки также осуществляется по месту основной работы.

31. Следует ли отражать в форме СЗВ-ТД периоды выполнения работником дополнительной работы (совмещения), например, за ушедшего в декрет основного работника (с работником заключено дополнительное соглашение к основному трудовому договору)?

Нет, поскольку в данном случае трудовой договор один.

32. В ноябре 2019 приняли на работу сотрудника по основному месту работы. В январе 2020 года приняли еще раз по внутреннему совместительству. Заявление о выборе формы ведения трудовой книжки в январе работником не подавалось. Какие записи будут внесены в СЗВ-ТД?

По такому сотруднику в отчете за январь будут отражены две записи:

33. Если работник работал на 0,5 ставки и был переведен на 1 ставку по этой же должности. Необходимо ли предоставлять в этом случае по нему форму СЗВ‑ТД?

Нет, поскольку в данном случае не идет речь о переводе работника на другую должность / структурное подразделение.

34. Нужно ли включать в форму СЗВ-ТД перевод в другое подразделение, без изменения должности (т.е. переименование подразделения было АУП стало администрация)?

Да, если речь идет об изменениях в штатном расписании.

35. За какой месяц должна быть сдана форма СЗВ-ТД (январь или февраль), если приказ о переводе работника издан 30 января 2020 года, дата перевода - 3 февраля 2020 года?

За февраль (т.е. по дате события).

36. Отчет подавать, если установлена первая или высшая категория воспитателю?

Да. Присвоение категории является кадровым мероприятием (код мероприятия: 4‑Установление (присвоение)).

37. Как теперь оформлять изменения фамилии или имени у сотрудника?

39. Как в отчете СЗВ-ТД заполнять графу 4 для муниципальных и государственных служащих?

40. Подают ли сведения по форме СЗВ-ТД структуры МВД, УФСИН и приравненные к ним службы?

Да, после утверждения порядка предоставления формы СЗВ-ТД на данную категорию служащих. Проект порядка размещен на сайте Минтруда России.

42. Если отчетность предоставляется через уполномоченного представителя, как это нужно оформить?

Необходимо предоставить в территориальный орган ПФР по месту учета страхователя две формы: заявление на подключение к ЭДО ПФР и уведомление о предоставлении полномочий представителю.

43. А как быть с записью о времени службы в рядах Вооруженных сил?

44. Какие сведения должны отражаться в форме СЗВ-ТД на внешнего совместителя, принятого на работу в 2019 году (ведь заявление о выборе формы ведения трудовой книжки он подаст по основному месту работы)?

46. Трудовая книжка директора образовательной организации хранится у учредителя, нужно ли образовательной организации брать с директора заявление о ведении трудовой книжки и сдавать форму СЗВ-ТД или это делает учредитель?

Обязанность предоставлять форму СЗВ-ТД возложена на страхователя‑работодателя. Соответственно, форма СЗВ-ТД должна предоставляться тем юридическим лицом, с которым установлены трудовые отношения (т.е. в штат, которого зачислен работник, где он выполняет свою трудовую функцию, чьему трудовому распорядку подчиняется).

47. Подлежат ли указанию в форме СЗВ-ТД сведения: о повышении работником квалификации или присвоении работнику смежной професии?

48. На каникулах школьников принимают в школьную трудовую бригаду по срочному трудовому договору на 4 дня, нужно ли сдавать на них форму СЗВ-ТД?

Да, нужно, поскольку форма СЗВ-ТД предоставляется в отношении застрахованных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

49. Есть ли необходимость в форме СЗВ-ТД указывать, что должность главный специалист относится к должности муниципальной службы? В трудовой книжке запись просто - главный специалист.

В форме СЗВ-ТД записи о наименовании трудовой функции (должности) заполняются в соответствии с правилами ведения бумажных трудовых книжек.

50. Если работник принят на работу в 2021 году, но писал заявление на ведение бумажной книжки у предыдущего работодателя, новый работодатель должен тоже продолжать вести бумажный носитель?

Да, в таких случаях ведение трудовой книжки новым работодателем продолжает осуществляться в бумажной форме, до тех пор, пока работник не подаст заявление о переходе на её электронный вид.

51. Если работник принят после 30.06.2020, как его уведомить об электронной трудовой книжке, ведь у него есть право до конца года принять решение?

В случае приема на работу работника, который ещё не определился с выбором формы ведения трудовой книжки, работодатель уведомляет его о данном праве в общем порядке.

Электронная форма для обращения в министерство

Полезные ссылки

Профилактика ВИЧ/СПИД

Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан

Обращение, направленное на официальный сайт Министерства по электронной почте, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон, суть обращения (далее - Интернет-обращение).

Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований, в пункте 2.9 Административного регламента, также являются:

Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.

Биржа труда — это посредник между работником и работодателем: помогает им найти друг друга.

Обычно так называют государственное учреждение — центр занятости населения (ЦЗН).

На учет в центр занятости становятся, чтобы получать пособие, а еще там бесплатно учат новым профессиям. В статье расскажем об условиях постановки на учет и о том, какие документы нужны для биржи труда и как туда попасть.

Что вы узнаете

Что дает статус безработного

Встать на биржу — значит получить статус безработного. Безработным платят пособие, помогают искать работу, освоить бесплатно новую специальность или запустить свой бизнес.

Обучение. Можно пройти различные курсы, всего их несколько десятков. Например, курсы бухгалтера, оператора котельной или лифтера. Обучение длится от месяца до шести, после него выдается сертификат. Учат бесплатно. За время прохождения курсов выплачивается стипендия.

Пройдите наш короткий тест и узнайте, какой размер пособия вам положен и как долго его будут платить.

Основания и условия постановки на учет

Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости поставила на учет.

Встать на биржу труда может трудоспособный человек без заработка, который готов искать работу и приступить к ней. Заработком считается не любой доход.

Сроки и порядок признания безработным

Служба занятости должна признать безработным не позднее 11 дней с момента принятия заявления. В течение первых 10 дней сотрудники биржи будут предлагать варианты трудоустройства.

Будущему безработному выдают список вакансий, он выбирает подходящие и получает направления на работу. Если подавали заявление онлайн, направления пришлют.

Если за 10 дней никто не возьмет на работу, то служба занятости признает безработным. За эти первые десять дней тоже заплатят пособие.

Биржа предложит несколько вакансий, обычно две-три . В течение следующих трех дней нужно пройти собеседования в этих организациях. Если кандидатура никого не устроит, нужно принести в центр занятости бланк с отказами, и тогда пособие продлят. Если не приходить в ЦЗН, то сумму пособия могут снизить или его совсем перестанут платить.

Кому не нужно оформляться в качестве безработных

Незанятые граждане не обязаны вставать на биржу труда. Если трудоспособный человек нигде не работает и не ищет работу, его нельзя заставить.

Поэтому нет таких категорий, которым нужно или не нужно оформляться в качестве безработных. Зато бывают случаи, когда взрослый человек фактически не работает, но встать на биржу труда у него не получится.

Предприниматели. Индивидуальным предпринимателям нельзя встать на биржу труда. Даже если у ИП давно нет оборотов, безработным такого человека не признают. То же насчет учредителей коммерческих организаций.

Наоборот, один из вариантов, который предложит служба занятости, — открыть ИП, чтобы трудоустроить самого себя. Еще и денег могут дать — почитайте, как встать на биржу и открыть свой бизнес.

Пенсионеры. Пенсионера не оформят и пособие платить не будут, но могут помочь подобрать вакансию, если тот хочет работать.

Встать на биржу не получится даже тому, кто вышел на пенсию раньше общепринятого возраста, например по выслуге. Исключение — инвалиды трудоспособных групп. Их ставят на учет.

Работающие по гражданско-правовым договорам. Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными. Если вы получаете деньги за свои услуги, то фактически заключаете договор, даже если его нет в письменном виде.

Например, биржа труда в Республике Татарстан отказалась регистрировать безработного из-за того, что он заключил с одной фирмой бессрочный договор оказания услуг.

Курс о больших делах

Как встать на учет на биржу труда при личном визите

На сайте Роструда узнайте, где находится главное управление службы занятости по вашему региону. Сначала лучше позвонить им, потому что в городе может быть несколько окружных центров занятости. По телефону скажут, как и где встать на биржу труда. Например, если вам нет 30 лет, могут рассказать, как встать на молодежную биржу.

В центре занятости обязательно потребуют паспорт и документы об образовании и квалификации, например диплом или аттестат. Понадобятся ли для биржи труда дополнительные документы, зависит от того, работал ли человек раньше.

Ранее работавшие граждане. Тем, кто раньше работал, нужно взять с собой трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние 3 месяца.

Пособие для этой категории зависит от причины увольнения. Например, если сотрудника уволили по его вине, то платить будут минимум.

Если работник уволился по собственному желанию, по соглашению сторон или его сократили, первые три месяца он будет получать пособие в размере 75% среднемесячного заработка, который рассчитают за последние три месяца на последнем месте работы. Следующие три месяца — 60%, но не более 5000 Р . При этом размер пособия не будет выше максимальной — 12 130 Р — и ниже минимальной — 1500 Р — величины.

Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат.

Если за год до признания безработным проработали меньше 26 недель, заплатят 1500 Р . Получать их можно три месяца.

Максимальный и минимальный размеры пособия могут быть увеличены на районные коэффициенты. Например, в Москве платят по 19 500 Р в месяц, в Московской области — 15 000 Р , в Омске — 13 950 Р .

Те, кто ранее не работал. Ранее не работавшие должны предоставить только паспорт и документы об образовании и квалификации. Для этой категории размер выплат будет самым маленьким — 1500 Р в месяц.

После сокращения. Если вас сократили, тоже потребуется принести в центр занятости трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние три месяца. В отдельных регионах эта сумма увеличивается на районные коэффициенты.

Компания, которая сократила сотрудника, будет платить ему в течение двух месяцев среднемесячную зарплату. Если сотрудник встанет на учет в центр занятости, то еще месяц в том же размере.

После прекращения выплат от компании безработный будет получать пособие с биржи труда.

Беременные. Беременные тоже могут встать на биржу труда. Но после 30 недель вставать на учет бессмысленно — статус безработного в этом случае ничего не дает.

Если срок беременности до 30 недель, женщина получает пособие по безработице. Затем ей дают отпуск по беременности и родам на 140 дней, и выплаты из ЦЗН прекращаются. В этот период она считается нетрудоспособной и получает пособие для беременных.

Срок выплаты пособия по безработице в это время тоже не идет. Когда женщина выйдет из декрета, она будет снова получать пособие по безработице столько времени, сколько ей оставалось до ухода в декрет.

В некоторых случаях листок нетрудоспособности дают раньше тридцатой недели. Например, если женщина беременна несколькими детьми.

Инвалиды. Инвалида поставят на учет, если медико-санитарная экспертиза признала его трудоспособным. Поэтому инвалиду потребуется принести в ЦЗН индивидуальную программу реабилитации, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Фактически встать на биржу труда могут только инвалиды второй и третьей групп.

Повторное обращение в центр занятости

Если биржа труда отказалась признать безработным, повторно пробовать можно через месяц со дня отказа.

Как встать на биржу труда в условиях самоизоляции

Постановление от 12.04.2020 № 485PDF, 147 КБ

Предложения вакансий будут поступать гражданину в личный кабинет. Если в течение 11 дней гражданину не удалось устроиться на работу, ему назначат пособие.

Стартовая страница одного из центров занятости в Воронеже. На таких сайтах можно прочитать, как встать на учет, еще здесь удобно узнавать о различных мероприятиях: семинарах или тренингах. Например, на сайте может быть оповещение о ярмарке вакансий. На таких мероприятиях собираются представители организаций и рекламируют себя, а соискатели выбирают подходящую работу

Особенности обращения

Встать на биржу труда можно и по месту фактического проживания, а не только регистрации.

Не по месту регистрации. Не надо путать областные, городские и районные биржи труда. Областная служба занятости находится в областном центре, но там не поставят на учет человека, который прописан в этом городе. Они работают с жителями области. И наоборот: городская биржа труда не возьмет на учет жителя области.

Служба занятости Воронежской области находится в Воронеже. Но если туда придет житель Воронежа, а не области, то статус безработного и пособие ему не дадут. Могут только предоставить вакансии и попробовать трудоустроить.

С временной пропиской. Граждан признает безработными центр занятости по месту жительства. Но это не означает, что без прописки встать на учет не получится.

Конституционный суд РФ разъяснил, что отсутствие прописки по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не может быть основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.

В случае если центр занятости откажется принимать на учет без постоянной прописки, его отказ можно оспорить в прокуратуру.

Документы, чтобы встать на учет

Любая биржа труда требует следующие документы:

  1. Паспорт РФ.
  2. Трудовая книжка. Не нужна тем, кто раньше не работал.
  3. Справка с последнего места работы о среднем заработке за последние три месяца.
  4. Документы об образовании и квалификации. Например, аттестат или свидетельство о прохождении курсов.
  5. Реквизиты для перечисления пособия.
  6. Для инвалидов — программа индивидуальной реабилитации.
  7. Военный билет, если есть.

Перечень необходимых документов может быть шире: некоторые биржи труда просят СНИЛС или свидетельство о заключении брака, хотя таких требований нет в законе. Лучше заранее уточнить, какие документы нужны для конкретной биржи.

Что нужно взять с собой, когда идешь в воронежский ЦЗН. Этот список выдают там же, но можно заранее уточнить по телефону или в законе, какие документы нужны для биржи труда

При этом Конституционный суд РФ пояснил, что центры занятости не имеют права отказывать в признании безработными бывших индивидуальных предпринимателей или граждан, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Почему могут не признать безработным

Биржа труда отказывает по трем группам причин: нетрудоспособность, занятость и невыполнение требований службы занятости.

Откажут нетрудоспособным. К ним относятся:

  1. Те, кому еще не исполнилось 16 лет.
  2. Женщины с ребенком до полутора лет.
  3. Пенсионеры. Пенсионеры по инвалидности могут быть признаны трудоспособными, и тогда их могут признать безработными.

Откажут трудоспособным, но занятым. К ним относятся:

  1. Те, кто имеет оплачиваемую работу, в том числе временную. Не важно, трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Даже работа на неполный день лишает возможности стать безработным. Исключение — общественные работы.
  2. Индивидуальные предприниматели и учредители коммерческой организации.
  3. Военнослужащие.
  4. Школьники и студенты-очники.
  5. Осужденные и заключенные.

Откажут трудоспособным и незанятым, но не выполнившим требования. К ним относятся:

  1. Те, кто в течение десяти дней дважды отказался от предложенной работы. Неявка в службу занятости приравнивается к таким отказам.
  2. Те, кто до оформления на бирже труда не работал и не учился и при этом дважды отказался пройти обучение от центра занятости.

Размер пособия по безработице

Безработным платят пособие. Если безработный пошел на обучение от биржи труда, на это время пособие заменяют на стипендию.

С 1 января 2019 года размер пособия по безработице вырос почти в два раза. Раньше минимальный размер был 850 Р , теперь — 1500 Р . Максимальный размер вырос с 4900 Р до 12 130 Р .

Минимальную выплату — 1500 Р — получат:

  1. Безработные, которые раньше не работали или не работают больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины, например за прогулы.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель — это примерно полгода.

Остальным первые три месяца будут платить 75% от средней зарплаты за последние три месяца работы. Если сумма получится больше 12 130 Р , то заплатят только 12 130 Р . Следующие три месяца — 60%, но не больше 5000 Р .

Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат. Они получают пособие дольше. Первые три месяца — 75% от среднего заработка, следующие три — 60%, через полгода — 45%.

Размер пособия центр занятости будет высчитывать по справке о среднем заработке с последнего места работы.

Сколько можно находиться на учете

Платить стали больше, но не так долго, как раньше. До 2019 года платить могли год, а теперь шесть месяцев.

Есть исключения, когда период выплат еще меньше — только три месяца:

  1. Кто впервые ищет работу или не работает больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель.

Когда прекращают платить пособие, с учета не снимают. Можно оставаться безработным до выхода на пенсию.

В каких случаях происходит снятие с учета

Когда безработный находит работу, он отмечается на бирже труда и его снимают с учета.

Кроме трудоустройства, безработного снимут с учета, если он:

  1. Стал пенсионером.
  2. Умер.
  3. Переехал. В этом случае нужно регистрироваться в центре занятости по новому месту жительства.
  4. Раньше нигде не работал и не учился, а на бирже труда два раза подряд отказался от обучения.
  5. Не приходит в центр занятости без уважительной причины. В такой ситуации снизят пособие либо снимут с учета.
  6. Получал пособие обманом. Например, подделал документы для биржи труда. В таком случае биржа через суд может взыскать сумму незаконно полученного пособия, а также попросить правоохранительные органы возбудить уголовное дело.
  7. Сам отказался от пособия.
  8. Пришел на биржу труда нетрезвый.
  9. Осужден на исправительные работы или его посадили в тюрьму.



Ужас что твориться. Все говорят об упрощенной постановке на учёт в качестве безработного, и оформление пособия по безработице. Однако подал заявку на сайте, позвонили с ЦЗН и продиктовали сбор пакета документов, и это в период самоизоляции. Бред полный. Все сведения имеются на сайте гос.услуг о гражданине, и ЦЗН не лишён возможности запросить в Пенсионном фонде.
Спасибо В. В. Путин, что не оставили своих граждан в беде в период самоизоляции, собирали бы вы так сами документы. (Татищевский ЦЗН Саратовский Области сегодня именно так потребовал пакет документов и устно отказал в назначении пособия). Спасибо.

Николай, мне наверное повезло если это можно так назвать.Девушка вышла на связь с ватсапа и после рассмотрения документов сказала что мне назначили минималку . Как так?! Да потому что я им не отправил справку с места работы. А как я им достану справку если контора закрыта на карантин?! Звонил в разные министерства и в одном из них сказали что принцип работы ЦЗН в том, что они сами должны собирать документы. После звонка к ним обещали что сотрудники разберутся и вскоре недовольная сотрудница вышла на связь сказав: я вам выбила справку с места работы , а вот бегать и открывать счет на который будет сделан перевод не собирается, а почтового перевода у них нет, даже если в поддержке "гос.услуг" на сайте "трудвсем" утверждается обратное. Позже выяснилось что они просто не заключили договор с почтой( я вижу это как халатность).
Проблема со счетом возникла уже тогда когда я ставил на учет отца. У него не было карты.Пришлось отца в возрасте 60 лет ,который в зоне риска заболеть короновирусом, с двусторонним кровоизлиянияем в мозг , с сахарным диабетом повезти за 30км в банк за картой. И назначили отцу минималку что то в районе 1500 рублей , наверно , точно не знаю на три месяца. Пока еще и этих денег не видели.
Ну что сказать в заключении . Также остается только сказать спасибо В.В.Путину за то что он выделил 1500 рублей человеку которому отменили пенсию( не знаю доживет он до 62 лет или нет), человеку которому не назначили инвалидность. И работать не может человек и инвалидность получить и пенсию получить.

На будущее: карточку банка бесплатно доставляет на дом их курьер, вместе с договором. У меня так в Тинькофф было.

Эльмир, вы спасибо путину от чистого сердца или как


Ирина, это Россия же) у нас для наших вечно нет не денег, и вообще ни чего. Зато другим долги прощаем.


Обо всех кажется позаботились? А как жить семье с одним ребенком 3 лет, мат капитал не положен, жена , соответственно, не работала, и жили на зп мужа ИП шника? Сейчас доходов нет у мужа, у ИП , что потопал, то полопал. Сидим дома! И , на что жить? Вообще никакой поддержки!

Читайте также: