Что значит распределение земли на уравнительно трудовых началах

Обновлено: 27.04.2024

В основу преобразований был положен Декрет о земле, принятый Советской властью одним из первых. В основу Декрета о земле был положен принцип национализации земли, предусматривающий, что земля является объектом собственности государства, присвающего себе земельную ренту.

Декрет отменял помещичью собственность на землю без какого-либо выкупа, предусматривал свободу выбора форм землепользования, которая по решению большинства могла быть подворной, хуторской, артельной, общинной. На развитие артельных хозяйств, создание им преимуществ при распределении земли было направлено, принятое 4 декабря 1917г. Положению по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений. Принцип трудового землепользования предусматривал обработку земли, выделенной государством единоличным и коллективным хозяйствам, только своим трудом и трудом членов земли (без применения наемного труда). Принцип уравнительного распределения земли предусматривал ее передачу в пользование трудящихся по потребительской и трудовой норме. Не подлежали распределению земли несельскохозяйственного назначения, государственных хозяйств и некоторые другие.

Декрет о земле впервые в законодательном порядке провозглашал идею рационального использования земли в интересах всего общества. 3 (16) ноября – Постановление и Инструкция по земельным делам, на основе и в соответствии с Декретом о земле с первых дней Советской власти на местах проводилась не только большая агитационная и разъяснительная работа, но и мероприятия по конфискации помещичьих и других частновладельческих земель.

Декрет о земле имел огромное политическое и социально – экономическое значение для дальнейшего развития России; он произвел впечатление во всем мире.

В пользование крестьян был передан помещичий инвентарь общей стоимостью 300-350 млн. руб.;

Они были освобождены от платежей за аренду и покупку земли и налогов на крестьянские наделы;

Были аннулированы долги крестьян Крестьянскому банку, составлявшие более 1 млрд руб.

Уже в ноябре-декабре 1917г. начались конфискации, описание и учет помещичьих земель, распределение земель между крестьянами с помощью землеустроительных действий. Согласно ст.3 Декрета о земле уездные Советы крестьянских депутатов следили за соблюдением порядка при конфискации помещичьих имений ; земельные комитеты, а после их ликвидации земельные отделы Советов проводили учет всех конфискованных земель и их распределение. Их полномочия определялись Положением о земельных комитетах от 13 декабря 1917г. и Правилами, устанавливающими порядок конфискации, описания, учета и распределения земель между крестьянами.

Порядку установления земледельческой потребительно-трудовой нормы была посвящена ст.25 раздела IV Закона и прилагаемая к нему Инструкция по установлению этой нормы. С этой целью в некоторых волостях, уездах, губерниях проводились оценка земель и учет качества почв, анализировалась урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность кормовых угодий, доходность земельных массивов. Из-за отсутствия единой методики уравнительное распределение осуществлялось по-разному. В большинстве районов страны оно привело к восстановлению общинного землепользования, но со значительными изменениями.




Для решения этой проблемы большевики во главе с В.И. Лениным разработали конкретный план наступления на кулачество. Этот план предусматривал объединение пролетариата и деревенской бедноты, централизацию снабжения продовольствием. С этой целью создавались комитеты крестьянской бедноты, и вводилась продразверстка, при которой у крестьян изымались все излишки зерна, кроме необходимого для будущего посева и пропитания семьи.

Первоначально руководство земельными комитетами, созданными на местах, осуществлял Главный земельный комитет, настроенный враждебно к новой власти и не поддерживавший ее землеустроительных преобразований. Это послужило причиной его роспуска по решению СНК РСФСР, в конце 1917г. Взамен в январе 1918г. в структуре Народного комиссариата земледелия был создан Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО), положение о котором было утверждено приказом от 20 января 1918г.

В период после февральской буржуазно-демократической революции 1917г. и в первые месяцы Советской власти землеустроительные работы на местах осуществлялись в основном персоналом губернских чертежных под руководством местных отделений Всероссийского союза землемеров.

Совнарком РСФСР 30 марта 1918г. принял Декрет, по которому вводился общегосударственный учет землемерных сил и инструментов и их планомерное распределение в соответствии с потребностью.

Основное содержание землеустроительных работ в 1918г. заключалось в проведении следующих действий:

– отграничение неделимых площадей (земельных участков, на подлежащих распределению);

– сбор статистических и картографических материалов о составе земель и их качестве, о численности населения для выработки норм наделения землей;

– распределение конфискованных земель во временное пользование;

– перераспределение всех земель (черный передел);

– съемка неделимых площадей для последующего устройства их территорий;

– оказание помощи при распределении земель под посевы.

К концу 1918г. было закончено формирование 3101 землепользования советских хозяйств, находящихся в ведении Наркомзема.

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбы крестьянства страны, открыла новые пути в развитии деревни. Российский рабочий класс, завоевав политическую власть, сразу же приступил к решению аграрного вопроса, к удовлетворению насущных нужд трудового крестьянства.

Уже на второй день после победы Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов принял составленный В. И. Лениным исторический Декрет о земле, провозгласивший национализацию всей земли, конфискацию помещичьих земель и установление бесплатного крестьянского землепользования. В декрет вошли в сводном виде 242 крестьянских наказа, требовавших не только отмены частной собственности на землю, но и уравнительного раздела ее по трудовой или потребительной норме. Коммунистическая партия пошла навстречу пожеланиям широких крестьянских масс, хотя понимала мелкобуржуазную ограниченность принципа уравнительного землепользования. Партия исходила из того, что уравнительный раздел земли имеет прогрессивный характер в борьбе против остатков феодализма в деревне, но несостоятельность его как средства спасения от нищеты и разорения должна быть осознана крестьянством на собственном опыте.

Советская власть проделала большую работу по разъяснению Декрета о земле и подготовке к его проведению на местах. Декрет перепечатывался массовым тиражом и рассылался по всей стране, в деревню направлялись агитаторы из рабочих, солдат и матросов, проводились многочисленные собрания крестьян. Ленинский декрет встречал повсюду единодушную поддержку.

Аграрная революция, развернувшаяся в Советской России, прошла два основных этапа. На первом, демократическом этапе (октябрь 1917 — весна 1918 г.) аграрные преобразования носили преимущественно антифеодальный характер, были направлены на ликвидацию помещичьего землевладения; на втором, социалистическом этапе (лето — осень 1918 г.) они приобрели антибуржуазный характер, вылились в частичную экспроприацию кулачества.

В исторических условиях России уничтожение средневековых форм землевладения и обновление всей системы земельных отношений было осуществлено национализацией земли. Октябрьская революция придала новое содержание этой мере, принципиально по-новому решив вопрос о форме земельной собственности.

Как известно, национализация земли является средством уничтожения частной земельной собственности. Однако сама по себе национализация еще не предопределяет той формы собственности, которая утвердится в ходе ее осуществления; решающую роль в этом играет характер государственной власти. Маркс указывал, что в условиях капиталистического государства (власти меньшинства) национализация земли была бы средством создания коллективной капиталистической собственности на землю. В условиях социалистической революции, установления власти рабочего класса и беднейшего крестьянства (большинства населения) национализация земли есть средство создания общенародной земельной собственности.

Наряду с ликвидацией помещичьего землевладения уничтожалась и капиталистическая собственность на землю. Значительная часть помещичьих земель была заложена в банки. Декрет СНК от 25 ноября 1917 г. упразднил Дворянский и Крестьянский земельные банки 172 . Лишались права собственности на землю фабриканты и купцы, владевшие перед революцией почти 19 млн. дес. земли 173 .

Следует, однако, подчеркнуть, что национализация земли существенно отличается от национализации других средств производства. В условиях социалистической революции национализация фабрик, заводов, рудников, железных дорог и т.д. ведет к созданию социалистических производственных отношений. Национализация земли не утверждает социализма в сельском хозяйстве, для этого необходима еще организация общественной обработки земли.

Национализация земли в СССР, установив общенародную форму земельной собственности, создала новые условия для развития крестьянского хозяйства. Одна часть средств производства — земля находилась в общенародной собственности, другая — средства обработки земли — в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его — земельная рента — собственность государства, другая — собственность крестьянского хозяйства. Рента поступала государству в порядке налогового обложения землепользователей, дифференциации заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и т.п.

Национализация земли, обратившая в общенародную собственность главное средство сельскохозяйственного производства, значительно укрепила экономические позиции Советской власти. Она упрочила союз рабочего класса с крестьянством, была использована в борьбе с контрреволюционными силами и в дальнейшем — в социалистическом переустройстве деревни.

В соответствии с Декретом о земле происходила конфискация помещичьего землевладения. Ее осуществляли местные Советы и земельные комитеты, избранные в декабре 1917 — январе 1918 г. Эти органы брали на учет помещичьи имения, составляли описи имущества (скота, инвентаря, орудий, машин и т.д.). В имения назначались комиссары, принимались меры по охране имений.

В губерниях нечерноземного Центра и Северо-Запада (Московской, Владимирской, Тверской, Петроградской, Смоленской и др.), где после Октябрьской революции сразу же были созданы сельские Советы и переизбраны земельные комитеты, эсеровское влияние в деревне было подорвано, на помощь крестьянам были посланы рабочие из крупных промышленных городов, конфискация помещичьего землевладения с самого начала проводилась организованно, случаи расхищения и разгрома имений были редки.

Иная обстановка сложилась в отдельных районах черноземного Центра и Поволжья, в которых земельные органы возглавляли правые эсеры. В этих районах в ноябре — декабре 1917 г. было немало случаев разгрома и расхищения помещичьих имений. Инициаторами разгромов обычно выступали кулаки, захватывавшие большую часть скота и инвентаря. С укреплением Советской власти конфискация помещичьих имений и здесь приобретала организованный характер. В январе — феврале 1918 г. разгромы имений резко сократились. Сельские Советы пресекали погромы 180 .

Нужно отметить, что в целом по стране разгрому подвергалось сравнительно небольшое число помещичьих имений. В губерниях земледельческого Центра разгромленные имения составляли 4—6—10% всех принятых на учет земельными органами 181 . Конфискация основной массы помещичьих имений, таким образом, происходила организованно. В Центральной России она была осуществлена практически в первые месяцы Советской власти.

Конфискация помещичьих земель и их уравнительное распределение среди крестьянства осуществлялись в ожесточенной классовой борьбе. Этим мерам противодействовали земельные собственники, лишавшиеся своих владений; кулачество стремилось использовать земельные преобразования в своих интересах. Задача Советской власти состояла в том, чтобы даже демократические аграрные преобразования осуществить в интересах пролетарских и полупролетарских слоев деревни.

Решающую роль при распределении земли между крестьянами играли местные органы власти. Поэтому в деревне шла острая борьба за овладение Советами, за изменение их социального состава. Соотношение классовых сил в отдельных селениях и волостях было различным, поэтому и распределение земли приняло многообразные формы.

Второй, социалистический, этап аграрных преобразований начался с лета 1918 г., со времени создания комитетов бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. об организации комбедов стал поворотным пунктом в развитии аграрной революции. Сельский пролетариат и беднота, сосредоточив в своих руках политическую власть в деревне, под руководством рабочего класса развернули наступление на кулачество. Они провели перераспределение земли, изъяв излишки (сверх трудовой нормы) у кулаков и передав их беднякам и середнякам. У кулаков были отобраны также излишние машины, орудия и скот. Часть изъятых средств производства перешла в распоряжение прокатных пунктов и коммун, остальные же были переданы бедноте. За счет зерна, изъятого у кулаков, беднота обеспечивалась продовольствием, семенами. Частичная экспроприация средств производства ослабила экономическую силу кулачества, ограничила рост его хозяйства как крупного капиталистического.

Комбеды также довели до конца ликвидацию помещичьего землевладения, уравнительно распределив среди трудящегося крестьянства нераспределенные помещичьи земли. Благодаря созданию комбедов получило более широкий размах создание совхозов и колхозов 188 .

Социалистический этап аграрных преобразований означал коренные изменения соотношения классовых сил в деревне, консолидацию пролетарских и полупролетарских слоев в самостоятельную организованную силу, сплотившуюся вокруг рабочего класса городов, поворот середняцких масс крестьянства к активной поддержке диктатуры пролетариата. Тем самым была создана надежная гарантия для проведения всех экономических мероприятий, осуществляемых Советской властью в деревне в переходный период и направленных на построение социализма 189 .

В 1917—1918 гг. аграрные преобразования были проведены на большей части территории Центральной России. В тех районах, где в этот период их не удалось завершить, они продолжались в 1919 и 1920 гг. Ко времени введения новой экономической политики аграрные преобразования в центре страны были завершены.

В программе большевистской партии вопросы экономической политики после победы пролетарской революции рассматривались в самом общем виде. Говорилось о необходимости переходного периода, в течение которого будет ликвидирована частная собственность, производство сосредоточится в руках рабоче-крестьянского государства, сформируются хозяйственные связи, основанные на распределении продукции из единого центра.

1 декабря 1917 г. впервые в мировой экономической практике был создан государственный орган непосредственного регулирования народного хозяйства и управления — Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Усилилось наступление на частную собственность. Началась национализация частных банков, банковское дело было объявлено государственной монополией. Государственный банк переименовали в Народный. В 1918—1919 гг. все банки, кроме Народного, были ликвидированы. Были вскрыты все сейфы, конфискованы ценные бумаги, золото.


В январе—апреле 1918 г. прошла национализация железнодорожного транспорта, речного и морского флота, внешней торговли. Советское правительство объявило о непризнании внутренних и внешних долгов царского и Временного правительств. Было отменено право наследования. 28 июня 1918 г. в руки государства перешли все крупные промышленные предприятия важнейших отраслей промышленности: металлургической, горной, машиностроительной, химической, текстильной и др. В августе вся городская недвижимость, в том числе дома и квартиры горожан, была объявлена государственной собственностью.

Политика в деревне.

Тем временем к весне 1918 г. экономическая ситуация ещё более ухудшилась. Резко снизилось количество хлеба, поставляемого на рынок, над городами нависла угроза голода.
В чём его причины? По условиям Брестского мира от России отторгались богатые хлебом районы. Выли разрушены помещичьи хозяйства. Но главное, крестьяне не желали продавать хлеб государству по низким ценам, тем более что и купить на эти деньги было практически нечего: промышленность и торговля не работали. В конце апреля 1918 г. суточная норма хлебного пайка в Петрограде была сокращена до 50 г. В Москве рабочие получали в среднем 100 г хлеба в сутки. Начались голодные бунты.

В этих условиях Совнарком ужесточил курс в отношении крестьянства, решив силой отобрать у него хлеб. 13 мая 1918 г. были установлены нормы потребления — 12 пудов зерна, 1 пуд крупы в год на человека. Весь хлеб, превышавший эти нормы, получил название излишков и подлежал изъятию, в том числе и насильственному. Те, кто не отдавал свой хлеб, объявлялись врагами народа. Создавались вооружённые продотряды с чрезвычайными полномочиями.



В разгар Гражданской войны было необходимо вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства, которое после передела земли составляло большинство в деревне. Роспуск комитетов деревенской бедноты стал первым шагом в политике умиротворения среднего крестьянства.

11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Продразвёрстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из государственных потребностей. На деле это означало, что изымались все излишки хлеба, а часто и необходимые запасы. По сравнению с политикой продовольственной диктатуры изменилось лишь то, что крестьяне заранее знали намерения государства. Продразвёрстка проводилась по классовому принципу: с бедных крестьян ничего, с середняка умеренно, с богатого много. В 1920 г. продразвёрстка распространилась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты.

Военный коммунизм.
С началом Гражданской войны от промышленного центра были отрезаны сырьевые районы, губернии, обеспечивавшие страну хлебом. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод.


Любая частная торговля была запрещена .


Острое военное противостояние с белыми, нужда в средствах для бесперебойного снабжения Красной Армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием требовали одного: нужно было подчинить экономику потребностям войны, максимально мобилизовать все ресурсы.

В промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех её отраслей. К июлю 1918 г. в стране насчитывалось немногим более 500 национализированных предприятий, к августу — более 3 тыс., к февралю 1920 г. — более 4 тыс. предприятий, включая средние и даже мелкие. Бывшие собственники лишались всяких доходов. Вся промышленность была подчинена нуждам фронта. Предприятия, не связанные с этим, закрывались.


Для руководства промышленностью, ставшей государственной, создавались специальные сверхцентрализованные органы, ведавшие учётом и распределением всей имевшейся продукции, — главки, или центры. Они управляли деятельностью тех или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением продукции.

План ГОЭЛРО.
В годы Гражданской войны в стране (особенно в Москве и Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь были недоступны. Ещё в начале 1918 г. В. И. Ленин дал указание о строительстве под Москвой Шатурской торфяной электростанции. Необходимо отметить, что вождь большевиков был большим энтузиастом электричества, считая, что этому виду энергии предстоит сыграть ключевую роль в преобразовании общества.

В феврале 1920 г. Ленин подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию инженер-энергетик Г. М. Кржижановский. Он привлёк к работе крупнейших учёных и инженеров. За короткий срок удалось создать грандиозный, детально прописанный план-проект электрификации страны. Он был представлен на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. Доклад Кржижановского сопровождался демонстрацией будущих объектов на гигантской карте России, установленной на сцене Большого театра, где проходил съезд. По ходу рассказа на карте в соответствующих местах зажигались разноцветные лампочки. И когда сияющий свет залил всю карту России, Москва погрузилась во мрак: электрических мощностей хватило лишь на освещение Большого театра, Кремля и некоторых других объектов.

План ГОЭЛРО предусматривал развитие не только энергетики, но и всей экономики. Планировалось также строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым. Кроме того, планом намечалось создание новых предприятий и промышленных районов — будущих потребителей электроэнергии. И всё это привязывалось к планам развития территорий. По сути дела, план ГОЭЛРО стал первым государственным планом в России



ИЗ ДЕКРЕТА ВЦИК ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СНАБЖЕНИИ ДЕРЕВЕНСКОЙ БЕДНОТЫ. 11 ИЮНЯ 1918 г.

Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты.

В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:

1. Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.

2. Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.

Из хлебных излишков. изъятых полностью из рук кулаков и богатеев. выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счёт государства.

ИЗ ПИСЬМА Н. К. КРУПСКОЙ НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Г. И. ПЕТРОВСКОМУ

ИЗ ДЕКРЕТА СНК О ПОРЯДКЕ ВСЕОБЩЕЙ ТРУДОВОЙ ПОВИННОСТИ. 29 ЯНВАРЯ 1920 г.

1. В порядке трудовой повинности осуществить. привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению — независимо от постоянной работы по роду занятий — различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. . 5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

В программе большевистской партии вопросы экономической политики после победы пролетарской революции рассматривались в самом общем виде. Говорилось о необходимости переходного периода, в течение которого будет ликвидирована частная собственность, производство сосредоточится в руках рабоче-крестьянского государства, сформируются хозяйственные связи, основанные на распределении продукции из единого центра.

1 декабря 1917 г. впервые в мировой экономической практике был создан государственный орган непосредственного регулирования народного хозяйства и управления — Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Усилилось наступление на частную собственность. Началась национализация частных банков, банковское дело было объявлено государственной монополией. Государственный банк переименовали в Народный. В 1918—1919 гг. все банки, кроме Народного, были ликвидированы. Были вскрыты все сейфы, конфискованы ценные бумаги, золото.


В январе—апреле 1918 г. прошла национализация железнодорожного транспорта, речного и морского флота, внешней торговли. Советское правительство объявило о непризнании внутренних и внешних долгов царского и Временного правительств. Было отменено право наследования. 28 июня 1918 г. в руки государства перешли все крупные промышленные предприятия важнейших отраслей промышленности: металлургической, горной, машиностроительной, химической, текстильной и др. В августе вся городская недвижимость, в том числе дома и квартиры горожан, была объявлена государственной собственностью.

Политика в деревне.

Тем временем к весне 1918 г. экономическая ситуация ещё более ухудшилась. Резко снизилось количество хлеба, поставляемого на рынок, над городами нависла угроза голода.
В чём его причины? По условиям Брестского мира от России отторгались богатые хлебом районы. Выли разрушены помещичьи хозяйства. Но главное, крестьяне не желали продавать хлеб государству по низким ценам, тем более что и купить на эти деньги было практически нечего: промышленность и торговля не работали. В конце апреля 1918 г. суточная норма хлебного пайка в Петрограде была сокращена до 50 г. В Москве рабочие получали в среднем 100 г хлеба в сутки. Начались голодные бунты.

В этих условиях Совнарком ужесточил курс в отношении крестьянства, решив силой отобрать у него хлеб. 13 мая 1918 г. были установлены нормы потребления — 12 пудов зерна, 1 пуд крупы в год на человека. Весь хлеб, превышавший эти нормы, получил название излишков и подлежал изъятию, в том числе и насильственному. Те, кто не отдавал свой хлеб, объявлялись врагами народа. Создавались вооружённые продотряды с чрезвычайными полномочиями.



В разгар Гражданской войны было необходимо вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства, которое после передела земли составляло большинство в деревне. Роспуск комитетов деревенской бедноты стал первым шагом в политике умиротворения среднего крестьянства.

11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Продразвёрстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из государственных потребностей. На деле это означало, что изымались все излишки хлеба, а часто и необходимые запасы. По сравнению с политикой продовольственной диктатуры изменилось лишь то, что крестьяне заранее знали намерения государства. Продразвёрстка проводилась по классовому принципу: с бедных крестьян ничего, с середняка умеренно, с богатого много. В 1920 г. продразвёрстка распространилась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты.

Военный коммунизм.
С началом Гражданской войны от промышленного центра были отрезаны сырьевые районы, губернии, обеспечивавшие страну хлебом. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод.


Любая частная торговля была запрещена .


Острое военное противостояние с белыми, нужда в средствах для бесперебойного снабжения Красной Армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием требовали одного: нужно было подчинить экономику потребностям войны, максимально мобилизовать все ресурсы.

В промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех её отраслей. К июлю 1918 г. в стране насчитывалось немногим более 500 национализированных предприятий, к августу — более 3 тыс., к февралю 1920 г. — более 4 тыс. предприятий, включая средние и даже мелкие. Бывшие собственники лишались всяких доходов. Вся промышленность была подчинена нуждам фронта. Предприятия, не связанные с этим, закрывались.


Для руководства промышленностью, ставшей государственной, создавались специальные сверхцентрализованные органы, ведавшие учётом и распределением всей имевшейся продукции, — главки, или центры. Они управляли деятельностью тех или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением продукции.

План ГОЭЛРО.
В годы Гражданской войны в стране (особенно в Москве и Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь были недоступны. Ещё в начале 1918 г. В. И. Ленин дал указание о строительстве под Москвой Шатурской торфяной электростанции. Необходимо отметить, что вождь большевиков был большим энтузиастом электричества, считая, что этому виду энергии предстоит сыграть ключевую роль в преобразовании общества.

В феврале 1920 г. Ленин подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию инженер-энергетик Г. М. Кржижановский. Он привлёк к работе крупнейших учёных и инженеров. За короткий срок удалось создать грандиозный, детально прописанный план-проект электрификации страны. Он был представлен на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. Доклад Кржижановского сопровождался демонстрацией будущих объектов на гигантской карте России, установленной на сцене Большого театра, где проходил съезд. По ходу рассказа на карте в соответствующих местах зажигались разноцветные лампочки. И когда сияющий свет залил всю карту России, Москва погрузилась во мрак: электрических мощностей хватило лишь на освещение Большого театра, Кремля и некоторых других объектов.

План ГОЭЛРО предусматривал развитие не только энергетики, но и всей экономики. Планировалось также строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым. Кроме того, планом намечалось создание новых предприятий и промышленных районов — будущих потребителей электроэнергии. И всё это привязывалось к планам развития территорий. По сути дела, план ГОЭЛРО стал первым государственным планом в России



ИЗ ДЕКРЕТА ВЦИК ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СНАБЖЕНИИ ДЕРЕВЕНСКОЙ БЕДНОТЫ. 11 ИЮНЯ 1918 г.

Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты.

В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:

1. Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.

2. Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.

Из хлебных излишков. изъятых полностью из рук кулаков и богатеев. выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счёт государства.

ИЗ ПИСЬМА Н. К. КРУПСКОЙ НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Г. И. ПЕТРОВСКОМУ

ИЗ ДЕКРЕТА СНК О ПОРЯДКЕ ВСЕОБЩЕЙ ТРУДОВОЙ ПОВИННОСТИ. 29 ЯНВАРЯ 1920 г.

1. В порядке трудовой повинности осуществить. привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению — независимо от постоянной работы по роду занятий — различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. . 5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Читайте также: