Что запрещается работнику при эксплуатации занимаемых зданий или помещений

Обновлено: 02.07.2024

Эксплуатация зданий и сооружений должна вестись в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 ”Административные и бытовые здания”, СНиП 31-03-2001 “Производственные здания”. Основными требованиями являются: предупреждение обрушений перекрытий и несущих конструкций в результате их износа и старения; выполнение противопожарных мероприятий; соблюдение санитарных норм, предъявляемых к зданиям и помещениям.

Аварии могут происходить по техническим и организационным причинам, например, в результате превышения допустимых нагрузок, коррозийного износа строительных конструкций, появления трещин, ослабления болтов и т.п. Все это приводит к потере несущей способности конструкций, отклонению от вертикальности, осадке фундаментов и др. К организационным причинам аварий относятся: отсутствие смотрителей, неудовлетворительная организация надзора на предприятиях, нарушение периодичности или игнорирование осмотров, отсутствие технических паспортов или отсутствие в них сведений о допустимых нагрузках, результатов замеров о состоянии несущих конструкций зданий, их коррозионного износа.

Все строительные конструкции зданий и сооружений, находящиеся под воздействием агрессивной среды, должны быть защищены от коррозии. Несущие строительные конструкции этих зданий должны не реже одного раза в 3 года подвергаться проверке. Измерение нагрузки на строительные конструкции зданий разрешается после проверки расчетов и согласования изменений с генеральным проектировщиком.

Крыши зданий должны очищаться от снега, льда и пыли. Здания, сооружения и наружные установки должны быть защищены от прямых ударов молнии.

Основные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений: периодичные осмотры; ведение технических паспортов; инструментальные замеры напряжений в конструкциях; соблюдение допустимых нагрузок на несущие конструкции.

Для обеспечения безопасности людей, сохранности зданий и сооружений, оборудования и материалов от взрывов, загораний и разрушений при ударе молнии предусматривается устройство молниезащиты.

13. Безопасная эксплуатация инструмента, приспособлений и инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств

Важную роль играет безопасная эксплуатация инструмента. Поэтому:

Инструмент должен быть исправен.

Должен проводится периодический осмотр, проверка, ремонт с отметкой в журнале.

Допускаются к работе лица: прошедшие производственное обучение, имеющие специальное удостоверение.

Инструменты должны эксплуатироваться в соответствии с эксплуатационным документом.

Острые части инструмента при переноске должны закрепляться специальными чехлами.

Работников обеспечивают СИЗ

Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.540-96 “Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ”.

При работе с пневмоинструментом должны соблюдаться следующие правила:

- подача воздуха должна включаться только после установки инструмента в рабочее помещение;

- не должен допускаться холостой ход пневмоинструмента;

- надзор за сменой рабочего оборудования, его смазкой, ремонтом необходимо поручать только специально выделенному для этого лицу;

- работу с пневмоинструментом разрешается производить только при устойчивом положении работающего..

Требования безопасности, предъявляемые к конструкции приспособлений и безопасной эксплуатации определяются ГОСТ 12.2.003-91 “Оборудование производственное. Общие требования безопасности”, ГОСТ 12.2.029-88 “Приспособления станочные. Требования безопасности”

Требования, предъявляемые к приспособлениям (стремянки, трапы, мостики, леса, люльки, различные станочные приспособления (кондукторы, патроны, магнитные плиты, оправки)) :

не должны быть источником ОВПФ.

применяемые во взрывоопасных помещениях должны быть выполнены из материалов, исключающих при их использовании возможность искрообразования.

Дополнительные требования безопасности в документах на изготовление, эксплуатацию и ремонт приспособлений.

По принципу действия и конструкции устройства подразделяются (ГОСТ 12.4.125-83 ССБТ “Средства коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов. Классификация”) на следующие виды:

- оградительные- устанавливаются между опасным производственным фактором и работающими. К ним относятся щиты, экраны, кожухи, козырьки, планки;

- предохранительные (блокировочные и ограничительные)- для ликвидации ОВПФ в источнике его возникновения. Подразделяются на блокировочные и ограничительные.

- тормозные- для замедления и остановки оборудования;

- автоматического контроля и сигнализации- для контроля передачи и воспроизведения информации (цветовой, звуковой, световой и др.) с целью привлечения внимания работающих;

- дистанционного управления для управления производственным управлением за пределами опасной зоны;

- знаки безопасности- подразделяются по ГОСТ Р 12.4.026-2001 “Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний”.

Транспортные средства должны быть оборудованы устройствами, замками, сигнализацией и т.д., что исключает возможность их использования посторонними лицами, и устройствами, которые предотвращают самопроизвольное движения.

Движение транспорта по территории цеха должен осуществляться в присутствии уполномоченного лица, сопровождающего транспорт и который идет впереди него.

При эксплуатации внутрицехового транспорта должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работников.

В цехе между пролетами, предназначенными только для движения транспортных средств, устанавливается запрещающий знак безопасности Проезды должны быть освещены и свободными от посторонних предметов.

Передаточные тележки должны быть оборудованы тормозами, концевыми выключателями и звуковой сигнализацией, которая включается одновременно с началом передвижения тележки.

Запрещается использовать передающие тележки при неисправных тормозах, осветительных приборах и звуковой сигнализации..Устройство и эксплуатация тележек должны исключать возможность падения слитков, заготовок и других материалов во время транспортировки.Конструкция и эксплуатация тележек должны исключать возможность самопроизвольного опрокидывания при загрузке и разгрузке и транспортировке.Во время движения электрокара, электропогрузчика или електрокарного крана в шумных местах необходимо постоянно подавать звуковой сигнал.

Эксплуатация зданий и сооружений должна вестись в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 ”Административные и бытовые здания”, СНиП 31-03-2001 “Производственные здания”. Основными требованиями являются: предупреждение обрушений перекрытий и несущих конструкций в результате их износа и старения; выполнение противопожарных мероприятий; соблюдение санитарных норм, предъявляемых к зданиям и помещениям.

Аварии могут происходить по техническим и организационным причинам, например, в результате превышения допустимых нагрузок, коррозийного износа строительных конструкций, появления трещин, ослабления болтов и т.п. Все это приводит к потере несущей способности конструкций, отклонению от вертикальности, осадке фундаментов и др. К организационным причинам аварий относятся: отсутствие смотрителей, неудовлетворительная организация надзора на предприятиях, нарушение периодичности или игнорирование осмотров, отсутствие технических паспортов или отсутствие в них сведений о допустимых нагрузках, результатов замеров о состоянии несущих конструкций зданий, их коррозионного износа.

Все строительные конструкции зданий и сооружений, находящиеся под воздействием агрессивной среды, должны быть защищены от коррозии. Несущие строительные конструкции этих зданий должны не реже одного раза в 3 года подвергаться проверке. Измерение нагрузки на строительные конструкции зданий разрешается после проверки расчетов и согласования изменений с генеральным проектировщиком.

Крыши зданий должны очищаться от снега, льда и пыли. Здания, сооружения и наружные установки должны быть защищены от прямых ударов молнии.

Основные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений: периодичные осмотры; ведение технических паспортов; инструментальные замеры напряжений в конструкциях; соблюдение допустимых нагрузок на несущие конструкции.

Для обеспечения безопасности людей, сохранности зданий и сооружений, оборудования и материалов от взрывов, загораний и разрушений при ударе молнии предусматривается устройство молниезащиты.

13.Безопасная эксплуатация инструмента, приспособлений и инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств

Важную роль играет безопасная эксплуатация инструмента. Поэтому:

· Инструмент должен быть исправен.

· Должен проводится периодический осмотр, проверка, ремонт с отметкой в журнале.

· Допускаются к работе лица: прошедшие производственное обучение, имеющие специальное удостоверение.

· Инструменты должны эксплуатироваться в соответствии с эксплуатационным документом.

· Острые части инструмента при переноске должны закрепляться специальными чехлами.

· Работников обеспечивают СИЗ

Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.540-96 “Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ”.

При работе с пневмоинструментом должны соблюдаться следующие правила:

· - подача воздуха должна включаться только после установки инструмента в рабочее помещение;

· - не должен допускаться холостой ход пневмоинструмента;

· - надзор за сменой рабочего оборудования, его смазкой, ремонтом необходимо поручать только специально выделенному для этого лицу;

· - работу с пневмоинструментом разрешается производить только при устойчивом положении работающего..

Требования безопасности, предъявляемые к конструкции приспособлений и безопасной эксплуатации определяются ГОСТ 12.2.003-91 “Оборудование производственное. Общие требования безопасности”, ГОСТ 12.2.029-88 “Приспособления станочные. Требования безопасности”

Требования, предъявляемые к приспособлениям (стремянки, трапы, мостики, леса, люльки, различные станочные приспособления (кондукторы, патроны, магнитные плиты, оправки)) :

· не должны быть источником ОВПФ.

· применяемые во взрывоопасных помещениях должны быть выполнены из материалов, исключающих при их использовании возможность искрообразования.

· Дополнительные требования безопасности в документах на изготовление, эксплуатацию и ремонт приспособлений.




По принципу действия и конструкции устройства подразделяются (ГОСТ 12.4.125-83 ССБТ “Средства коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов. Классификация”) на следующие виды:

- оградительные- устанавливаются между опасным производственным фактором и работающими. К ним относятся щиты, экраны, кожухи, козырьки, планки;

- предохранительные (блокировочные и ограничительные)- для ликвидации ОВПФ в источнике его возникновения. Подразделяются на блокировочные и ограничительные.

- тормозные- для замедления и остановки оборудования;

- автоматического контроля и сигнализации- для контроля передачи и воспроизведения информации (цветовой, звуковой, световой и др.) с целью привлечения внимания работающих;

- дистанционного управления для управления производственным управлением за пределами опасной зоны;

- знаки безопасности- подразделяются по ГОСТ Р 12.4.026-2001 “Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний”.

Транспортные средствадолжны быть оборудованы устройствами, замками, сигнализацией и т.д., что исключает возможность их использования посторонними лицами, и устройствами, которые предотвращают самопроизвольное движения.

Движение транспорта по территории цеха должен осуществляться в присутствии уполномоченного лица, сопровождающего транспорт и который идет впереди него.

При эксплуатации внутрицехового транспорта должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работников.

В цехе между пролетами, предназначенными только для движения транспортных средств, устанавливается запрещающий знак безопасности Проезды должны быть освещены и свободными от посторонних предметов.

Передаточные тележки должны быть оборудованы тормозами, концевыми выключателями и звуковой сигнализацией, которая включается одновременно с началом передвижения тележки.

Запрещается использовать передающие тележки при неисправных тормозах, осветительных приборах и звуковой сигнализации..Устройство и эксплуатация тележек должны исключать возможность падения слитков, заготовок и других материалов во время транспортировки.Конструкция и эксплуатация тележек должны исключать возможность самопроизвольного опрокидывания при загрузке и разгрузке и транспортировке.Во время движения электрокара, электропогрузчика или електрокарного крана в шумных местах необходимо постоянно подавать звуковой сигнал.

Состояние рабочих мест определяет уровень организации труда в компании и формирует обстановку, в которой работники выполняют свои трудовые функции. Правила организации рабочего места регламентируются законодательными актами субъектов РФ, международными и государственными стандартами, трудовыми соглашениями. Рабочие места отличаются друг от друга по большому количеству признаков, и к ним предъявляются разные требования. В данной статье речь пойдет о требованиях, предъявляемых к рабочим местам офисных сотрудников.

Общие требования к организации рабочего места.

При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков. В связи с этим к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

К сведению:

Одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных, комфортных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Следует отметить, что работодателю необходимо организовать рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но и индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочих мест регулируются Трудовым кодексом, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), а также другими правовыми документами.

В отношении офисных работников действуют также следующие санитарные нормы и правила:

При работе с ПЭВМ дополнительно нужно руководствоваться следующими документами[1].

Наименование документа

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части проведения инструментального контроля и оценки уровней электромагнитных полей (ЭМП) от ПЭВМ

Вносят изменения в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в части допуска использования многоламповых светильников с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами

Устанавливают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и существующим производствам, цехам, участкам, отдельным помещениям с постоянными и непостоянными рабочими местами, в том числе с единичным составом копировально-множительного оборудования.

Предназначены для организаций, имеющих вышеперечисленные производства, а также для проектных, строительных и других организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации учреждений, где используется копировально-множительная техника

При возникновении ситуаций, не урегулированных СанПиН (неисправен туалет, протекает крыша и т. д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость до устранения проблемы. В противном случае согласно ст. 157 ТК РФ работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Обеспечение условий для приема пищи. Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется ст. 108 ТК РФ, СНиП 2.09.04-87:

при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;

при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;

если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;

если количество работающих превышает 200 человек, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.

Административная ответственность работодателя за нарушение законодательно предусмотренных норм и требований охраны труда заключается в виде наложения штрафа в размере от 2 000 до 200 000 руб. (в зависимости от вида нарушения) или приостановления деятельности для юридического лица на срок до 90 суток (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

Когда мы говорим об офисных работниках, в первую очередь подразумеваем работу с персональными компьютерами и другой организационной техникой.

К сведению:

Регулярная работа за компьютером сопровождается постоянным влиянием множества вредных для здоровья факторов. Зачастую специалисты, проводящие больше 12 часов в день за экраном монитора, со временем начинают страдать от профессиональных заболеваний. Поэтому для всех без исключения офисных работников очень важна правильная организация рабочего места за компьютером.

В помещении, где сотрудники непрерывно находятся более двух часов, должно быть естественное освещение (СанПиН 2.2.4.3359-16). Исключение составляют помещения, которые разрешено размещать в цокольных и подвальных этажах при необходимости соблюдения технологического процесса. Окна в помещениях, где работают с компьютерами, должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми жалюзи, внешними козырьками и пр. (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Оборудование и факторы

Требования

Оборудование и его размещение

При работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – не менее 6 кв. м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПиН 2.2.2.1332-03)

К сведению: помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением). Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должны проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере

Рабочий стол и компьютерная техника

При размещении рабочих мест с ПЭВМ:

– расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 м;

– расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно быть не менее 1,2 м.

Размещать рабочие столы следует таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам и естественный свет падал преимущественно слева.

Важно: при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места с ПЭВМ рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 2 м

Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600 – 700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Для удобства считывания документов можно применять подвижные подставки (пюпитры), которые размещаются в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

При рядном размещении рабочих столов не допускается расположение экранов дисплеев навстречу друг другу из-за их взаимного отражения, в противном случае между столами следует устанавливать перегородки.

Клавиатуру нужно располагать на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю, или специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы

Рабочий стул (кресло)

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

При выборе типа рабочего стула (кресла) следует учитывать рост пользователя, характер и продолжительность работы с ПЭВМ. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе с ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Поверхности сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должны быть полумягкими, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений

Подставка для ног

Рабочее место пользователя ПЭВМ целесообразно оборудовать подставкой для ног (ширина – не менее 300 мм, глубина – не менее 400 мм, регулировка по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°). Поверхность подставки для ног должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм

Микроклимат и другие факторы

Микроклимат на рабочем месте

На работах, проводимых сидя и не требующих физического напряжения, оптимальными параметрами микроклимата на рабочем месте являются (СанПиН 2.2.4.3359-16):

– температура воздуха в холодный период года – от 22 до 24 °С, в теплый период года – от 23 до 25 °С;

– относительная влажность воздуха на постоянных рабочих местах – 40 – 60 %, скорость движения воздуха – 0,1 м/с. Для повышения влажности воздуха в помещениях следует применять увлажнители воздуха

Коэффициент пульсации не должен превышать 5 %.

Для исключения бликов отражения в экране светильников общего освещения рабочий стол с ПК следует размещать между рядами светильников. При этом светильники должны быть расположены параллельно горизонтальной линии взгляда работающего

К сведению: искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях в случае преимущественной работы с документами следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). В качестве источников света при искусственном освещении нужно применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения используются лампы накаливания, в том числе галогенные. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и выполнять своевременную замену перегоревших ламп. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Уровень шума и вибрации на рабочем месте

Печатающее оборудование, являющееся источником шума, следует устанавливать на звукопоглощающей поверхности автономного рабочего места пользователя. Если уровни шума от печатающего оборудования превышают нормируемые, оно должно быть расположено вне помещения с ПК. Помещения для выполнения основной работы с ПК не должны быть расположены рядом (смежно) с производственными помещениями с повышенным уровнем шума (мастерскими, производственными цехами и т. п.).

При выполнении основной работы на мониторах и ПЭВМ (диспетчерские, операторские, залы вычислительной техники и т. д.), где работают инженерно-технические работники, уровень шума не должен превышать 60 дБА, в помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) – 65 дБА, на рабочих местах в помещениях, где размещаются шумные агрегаты вычислительных машин – 75 дБА (СанПиН 2.2.4.3359-16)

При работе с ПЭВМ в режиме текста уровень ЭМП от включенного компьютера соответствует норме. Увеличение напряженности поля происходит во время работы с графической информацией, особенно при повышении четкости изображения на экране монитора. В ряде случаев интенсивность ЭМП создается внешними источниками (элементами системы электроснабжения здания, трансформаторами, воздушными линиями электропередач и т. п.). В связи с этим при установке персонального компьютера на рабочем месте он должен быть правильно подключен к электропитанию и надежно заземлен.

Для защиты работающих на соседних рабочих местах рекомендуется устанавливать между рабочими столами специальные защитные экраны, имеющие покрытие, поглощающее низкочастотное электромагнитное излучение

Содержание аэроионов в воздухе на рабочем месте

Ионный состав воздуха должен содержать следующее количество отрицательных и положительных аэроионов:

– минимально необходимый уровень – 600 и 400 ионов в 1 куб. см воздуха;

– оптимальный уровень – 3 000 – 5 000 и 1 500 – 3 000 ионов
в 1 куб. см воздуха;

– максимально допустимый уровень – 50 000 ионов в 1 куб. см воздуха.

Контроль аэроионного состава воздуха помещений следует осуществлять непосредственно на рабочих местах в зонах дыхания персонала. Если в результате контроля аэроионного состава воздуха выявляется его несоответствие нормированным показателям, рекомендуется его нормализация

Организация режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

Для сохранения здоровья и обеспечения оптимальной работоспособности пользователей ПЭВМ на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

К сведению:

Действующие нормативные акты предусматривают определенный режим работы на компьютере с перерывами, периодичность и продолжительность которых зависит от вида выполняемой работы, ее категории, а также от продолжительности смены. При восьмичасовой рабочей неделе перерывы составляют 15 минут через два часа после начала работы и через два часа после перерыва на обед для сотрудников, чья деятельность связана со считыванием информации с экрана.

Для предупреждения преждевременной утомляемости у работающих с ПЭВМ, зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работы с ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ПЭВМ.

В случае, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ПЭВМ (набор текстов, ввод данных и т. п.) и связан с напряжением внимания и сосредоточенностью, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 минут через каждые 45 – 60 минут работы.

К сведению:

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений. Кроме того, работающим с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

Женщины со времени установления беременности должны переводиться на работу, не связанную с использованием ПЭВМ, или для них должно ограничиваться время работы на компьютере (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных СанПиН 2.2.2/2.4-1340-03.

Должны ли офисные работники проходить медосмотры? Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и п. 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных факторов[2] излучение от компьютера, если работник проводит за ним более 50 % рабочего времени, является вредным фактором условий труда. Таким образом, поскольку на офисных рабочих местах присутствуют факторы, по уровню своего воздействия отнесенные к вредным, офисные работники, проводящие за компьютером более половины рабочего времени, должны проходить обязательные медосмотры. При этом обязательность прохождения медосмотров работниками, которые подвергаются воздействию вредного фактора (в виде излучения от компьютера более 50 % рабочего времени), не ставится в зависимость от результатов специальной оценки условий труда. Даже если условия труда по результатам спецоценки признаны допустимыми, таких работников все равно нужно направлять на обязательные медосмотры, поскольку они подвергаются воздействию вредного фактора.

К сведению:

Офисным работникам необходимо проходить как обязательный медосмотр при устройстве на работу, так и периодические медосмотры (Письмо Минтруда РФ от 21.03.2014 № 15-2/ООГ-242).

В соответствии с Порядком проведения медосмотров[3] периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне вредных и опасных факторов и Перечне вредных работ[4]. Для офисных работников периодические медицинские осмотры проводятся не реже одного раза в два года (п. 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных факторов). При этом работники в возрасте до 21 года проходят периодические медосмотры ежегодно.

Работодатель может избежать проведения обязательных медосмотров офисных работников, чьи рабочие места оборудованы компьютерами, если докажет, что сотрудники используют компьютеры менее половины рабочего дня. Для этого нужно закрепить правила и режим работы сотрудника за компьютером в приказе или должностной инструкции. Из них же должно следовать, чем работник занимается в остальное рабочее время (например, работа с бумагами, клиентами, корреспонденцией и т. д.).

[1] Подробный перечень СанПиН, СН и ГН приведен в разд. VII Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях РФ, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, утв. ФМБА РФ 30.08.2018.

[2] Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

[3] Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.

[4] Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.

II. Требования охраны труда, предъявляемые к производственной территории организации, к производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям (производственным площадкам) и организации рабочих мест


II. Требования охраны труда,
предъявляемые к производственной территории организации,
к производственным зданиям и сооружениям, производственным
помещениям (производственным площадкам)
и организации рабочих мест

16. Производственная территория организации (далее - территория) должна содержаться в чистоте, а в темное время суток должна быть освещена.

Территория должна иметь ровный спланированный профиль по направлениям внутренних дорог для движения транспортных средств.

17. Работодателем должна быть разработана и доведена до работников схема маршрутов движения транспортных средств и пешеходов по территории.

18. Производственные помещения должны быть оборудованы естественной и (или) принудительной приточно-вытяжной общеобменной вентиляцией, обеспечивающей оптимальные или допустимые параметры воздуха рабочей зоны.

19. В производственных помещениях, в которые возможно внезапное поступление в воздух рабочей зоны вредных веществ в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации, должна предусматриваться аварийная вентиляция.

20. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается администрацией в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и не должна превышать 10 км/ч по территории, 5 км/ч в производственных и других помещениях. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

21. Ограждения опасных мест должны окрашиваться в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст (Стандартинформ, 2016).

В темное время суток ограждения опасных мест должны освещаться.

22. Технологическое оборудование, обслуживание которого требует нахождения работника на высоте 0,5 м и выше от уровня пола, должно иметь стационарные площадки с нескользким настилом, оборудованные лестницами для подъема на них.

Площадки для обслуживания технологического оборудования, расположенные на высоте 0,5 м и выше от уровня пола, должны иметь ограждения (перила) высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой по низу (бортиком) высотой не менее 0,10 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила площадки.

Ширина площадок должна быть не менее 0,5 м.

Высота от настила площадок до конструктивных элементов производственного помещения должна быть не менее 2,0 м. В галереях, тоннелях и на эстакадах допускается уменьшение указанной высоты до 1,8 м.

Требования данного пункта распространяются также на расположенные в производственных помещениях открытые галереи, мостики и площадки, предназначенные для перехода через технологическое оборудование или коммуникации.

23. Лестницы к площадкам для обслуживания технологического оборудования должны иметь перила высотой не менее 1,1 м и угол наклона:

1) постоянно эксплуатируемые - не более 45°;

2) используемые периодически (1 - 2 раза в смену) - не более 60°.

Ширина лестниц должна быть не менее 0,5 м.

24. Производственные помещения, в которых происходит выделение пыли, должны регулярно очищаться от пыли в сроки, определяемые работодателем или иным уполномоченным работодателем должностным лицом, с использованием систем централизованной пылеуборки или передвижных пылеуборочных машин, а также другими способами, исключающими вторичное пылеобразование.

Расстояние от рабочих мест, расположенных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, до бытовых помещений не должно превышать 500 м, а в северной строительно-климатической зоне - 300 м. При доставке работающих от бытовых помещений к рабочим местам и обратно транспортными средствами указанные расстояния не нормируются.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы или укрытия для защиты от атмосферных осадков.

При температуре воздуха на рабочих местах ниже 10 °C работающие на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях должны быть обеспечены помещениями для обогрева.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

В ст. 223 ТК РФ указано: "работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи".
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.

ОТВЕТ

Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.

Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.

Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).

Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

ОБОСНОВАНИЕ

В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V "Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям" даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.

Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. "Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.

Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).

Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: