Что за профессия машинист дорожных и строительных машин

Обновлено: 12.06.2024

. Говорят в автодорожном:

После выпуска, возможно,

Нам доверят трассу к солнцу проложить!

Значит, надо нам, ребята,

Быть готовым, как солдатам,

Даже в юной жизни что-то совершить.

Современный мир – это мир машин, и люди, управляющие машинами, по сути, управляют миром. Это особенно актуально, когда речь идет о специалистах по управлению дорожными и строительными машинами, ведь эти механизмы создают основу любой инфраструктуры. Без дорог, зданий, коммуникаций жизнь человека превратилась бы в сплошные мучения! А значит, человек с профессией машинист дорожно-строительных машин просто не имеет шансов на безработицу и бедность.

История этой профессии неразрывно связана с историей производства самой спецтехники. Еще в годы первой пятилетки в Советском Союзе впервые было начато производство строительных и дорожных машин. В 1930 году появился специальный трест дорожного машиностроения, в который вошли шесть заводов: Онежский, Одесский, Краснодарский, Кременчугский, Рыбинский и Николаевский. Однако дорожных машин все равно не хватало, так как объемы строительства дорог и промышленных объектов в годы индустриализации росли невероятным темпом. Поэтому в 1928 – 1930 годах Советский Союз закупал за границей (в США, Франции, Германии, Англии) экскаваторы, катки, бетоно- и асфальтосмесители, автомобильные и прицепные гудронаторы и другие машины. Во время Великой Отечественной войны производство мирных машин было фактически остановлено. Однако в послевоенные годы объемы их производства начали резко возрастать. Работа шла не только над количеством, но и над качеством – модернизировались системы управления, начали широко применять пневматику и гидравлику, а позже и гидростатический привод. Сегодня Россия успешно производит собственную спецтехнику, а также активно закупает за рубежом – в Германии, США, Китае, Южной Корее.

Современные машины – это роскошные механизмы со сложной электроникой. Изменились не только машины, поменялись технологии строительно-монтажных работ, повысились темпы возведения объектов, появились новые методы ведения работ, а также выросли требования к производительности труда. Поэтому сегодня машинист ДСМ – это человек ценной профессии, в которой важны профессиональная инициатива, самостоятельность мышления и высокая степень ответственности.

Итак, чем же занимается машинист ДСМ? Это квалифицированный рабочий, который выполняет строительные, земляные, дорожные работы с помощью бульдозеров, экскаваторов одноковшовых и роторных, скреперов, самоходных катков с гладкими вальцами, уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин, трубоукладчиков. Кроме того он ведет слесарные работы по ремонту различных дорожно-строительных машин и тракторов.

Характер и условия труда этих специалистов меняются год от года. В первую очередь перемены касаются качества техники. На смену допотопным экскаваторам, бульдозерам и каткам пришли новые машины, в которых помимо улучшенных характеристик и расширенного функционала много внимания уделяется условиям труда машиниста. Усилена шумоизоляция кабины, есть системы очистки и охлаждения воздуха, снижена вибрация, да и сама система управления стала удобнее – в современных машинах не нужно дергать рычаги, все манипуляции производятся с помощью кнопок и джойстиков. Даже специалисты со стажем приходят в восторг от современной техники, говорят, что любой мальчишка, который любил в детстве играть в машинки, влюбится в эту профессию раз и навсегда.

Востребованность специалистов подтверждают и те данные, которыми располагает ведущий инспектор отдела анализа рынка труда ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Дмитрий Зиновьев. По его словам, машинисты дорожных и строительных машин – общее наименование востребованных рабочих профессий на рынке труда города. В них на данный момент нуждаются 22 организации. В частности, в базе данных имеется 11 вакансий для машиниста бульдозера, 35 вакансий для машиниста автогрейдера, 39 вакансий для машиниста экскаватора, и этот список можно продолжить. Требования к опыту работы предъявляют 80% работодателей, к профессиональному образованию – больше половины.

Кстати, заработать деньги эта профессия поможет в любой стране. Представьте себе, в Германии и США машинисты ДСМ сегодня также нужны, как и у нас. Так что востребованность в любой точке мира машинистам ДСМ гарантирована, что важно сегодня для мобильных молодых людей, которые мечтают посмотреть мир! Ну, а успешность зависит от способности человека изучить все нюансы этой профессии и стремления шагать в ногу с прогрессом. Ни одна отрасль не отличается столь бурным развитием, как мировое машиностроение. Современная мощная компьютеризированная техника может делать абсолютно все, но, конечно, при условии, что управляют ею настоящие профессионалы.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

3.1. Сроки получения СПО по профессии 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)

Машинист экскаватора одноковшового. Машинист катка самоходного с гладкими вальцами. Машинист компрессора передвижного с двигателем внутреннего сгорания. Машинист трубоукладчика. Тракторист.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обслуживание и управление дорожными и строительными машинами при выполнении дорожно-строительных работ (по видам).

4.3. Обучающийся по профессии 190629.01 Машинист дорожных и строительных машин готовится к следующим видам деятельности:

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.

физическая культура; учебная практика; производственная практика; промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

технологию выполнения ремонтных работ, устройство и требования безопасного пользования ручным и механизированным инструментом;

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.


Первые машины появились еще в античные времена, а вместе с ними и профессия, связанная с их управлением. Однако изначально машинисты управляли только простыми механизмами, например рычагами. Современный специалист работает с самой разнообразной по применению и сложности техникой.

Машинист — это человек, чья профессиональная деятельность заключается в управлении машинами, различающихся по типу и назначению: локомотивы, краны, погрузчики, экскаваторы. Если водить автомобиль может любой желающий, то управление машинами общественного или производственного типа требует особых навыков и знаний. Представители профессии машинист — это квалифицированные специалисты.

Описание

Машинист — это обобщенное понятие, которое обозначает специалистов, работающих на разного вида и назначения технике. В России машинистом чаще всего называют того, кто управляет железнодорожным транспортом. Эта работа предполагает длительные физические и психологические нагрузки, потому зачастую у машинистов, ездящих на дальние дистанции, есть помощник. Обычно помощниками машиниста становятся молодые специалисты, которым нужно наработать опыт в этой сфере.

Специализации

Специализаций у профессии машинист огромное количество — около четырехсот. Часто их разделяют по виду техники, с которой работает специалист. Например, машинист локомотива работает на железной дороге: управляет поездом и осуществляет безопасную перевозку грузов или пассажиров по намеченному маршруту. Машинист электропоезда управляет составом в метро, машинист-крановщик работает на кране, машинист-погрузчик — на погрузчике.

Работа машиниста может быть не связанной с транспортом. Так, машинист погрузочных линий и конвейера контролирует элеваторные и рабочие транспортировочные системы.

Плюсы

Говоря о плюсах профессии машинист, стоит отметить ее значимость для общества. Без машинистов невозможно строительство, перемещение грузов или пассажирские перевозки. Это делает профессию востребованной.

Еще одно преимущество — доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист сразу после окончания учебного заведения может работать по специальности.

Хотя профессия машинист является рабочей, она хорошо оплачивается. В зависимости от квалификации, уровень заработной платы может быть выше среднего.


Минусы

У профессии машинист есть несколько основных недостатков: тяжелые условия труда, длительная физическая нагрузка и многочасовые рабочие смены. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным — со временем это вызывает сильное эмоциональное напряжение.

Вместе с тем машинист сталкивается с огромными рисками: любая оплошность при работе с механизмами чревата травмами. А если транспорт пассажирский, на машиниста ложится ответственность за жизнь и здоровье людей.

Где получить образование

Чтобы работать машинистом, нужно получить среднее специальное образование. Однако обучение в этой области не заканчивается дипломом: техника постоянно обновляется, и специалисту необходимо проходить курсы по повышению квалификации, чтобы работать с ней. Кроме того, для ряда специализаций после учебы необходимо пройти стажировку, прежде чем приступать к работе. Например, машинист электропоезда должен стажироваться на позиции помощника машиниста не менее трех лет, а также пройти дополнительные курсы.

Хоть многие современные абитуриенты не рассматривают всерьез рабочие профессии, обществу всегда будут нужны специалисты, благодаря которым работают промышленные предприятия, строительные компании и объекты городского хозяйства

Учебные заведения

Выбор учебного заведения зависит от будущей специализации. Так, на машиниста локомотива учат в железнодорожных колледжах, а на тракториста — в сельскохозяйственных. Популярными учебными заведениями считаются следующие.

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Его особенность состоит в том, что абитуриенту предлагают большой выбор специализаций по профессии машиниста.

Тульский технический колледж имени С. И. Мосина предлагает много специализаций по различным отраслям и видам транспорта.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ Приложение 1 Презентация Старт в профессию МДСМ.pptx

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТАРТ В ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТ ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ Историю человечества можно считать историей развития строительных технологий и приспособлений, а их совершенство – одним из показателей уровня технического развития человеческой цивилизации.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ Появление двигателя внутреннего сгорания, легкого, компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобиля.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В годы первой пятилетки в СССР впервые было начато специализирован-ное производство строительных и особенно дорожных машин. В 1930 году был создан трест дорожного машиностроения.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В 1956-1960 годах отечественное машиностроение сделало серьезный шаг вперед по конструированию новых машин, большинство из которых было создано уже советскими конструкторами и инженерами с учетом накопленного опыта.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ В составе современных машинных парков дорожно-строительных и ремонтно-эксплуатационных предприятий чаще всего можно встретить бульдозеры, скреперы, экскаваторы, катки, планировочно-уплотняющие машины, компрессоры, трубоукладчики.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ Современные дорожно-строительные машины обеспечивают выполнение требований интенсивной технологии механизированного производства работ, рост производительности труда рабочих.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ Современная техника требует высокой квалификации машиниста, возрастает значение его профессиональной инициативы, самостоятельности и ответственности. Машинист дорожных и строительных машин работает на строительстве автомобильных и железных дорог, водных каналов, земляных дамб, траншей для подземных коммуникаций в сельском и гражданском строительстве.

ПРОФЕССИОГРАММА МДСМ Направление подготовки: Транспортные средства Назначение профессии: Выполнение земляных, дорожных и строительных работ с помощью бульдозера, экскаваторов, разравнивание и уплотнение дороги с помощью специализированных машин. Выполнение слесарных работ по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

МДСМ должен знать - слесарное дело, назначение, принцип работы, эксплуатационные и технические характеристики машин, систему технического обслуживания и ремонта строительных машин, правила дорожного движения, требования к качеству земляных работ и методы оценки качества; - технологию выполнения работ, устройство и требования безопасного пользования ручными и механизированными инструментами

МДСМ должен уметь - выполнять работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов; - применять ручной и механизированный инструмент; - выполнять основные операции технического осмотра; - выполнять работы по планировке и перемещению грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог и других аналогичных по сложности сооружений

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА - физическая сила и выносливость; - высокая острота слуха и зрения; - высокая скорость и точность сенсомоторных реакций; - развитый глазомер; - умение распределять и быстро переключать внимание; - хорошая зрительная память; - склонность к работе с техникой

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Ruknigi: шпаргалки по строительным машинам, электронные книги. ruknigi.net›query/124379-shpargalki-po-… Строительное материаловедение, устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин, технология строительного производства. Строительная техника roadmachinery.report.ru›_5FolderID_221_.html Информационный сайт Строительная техника"полностью посвящен дорожно-строительной технике и всему, что с ней связано. Сайт ДОРТверь (ВСЕ для дорожников) http://dortver.ru/sitemap.html "Призвание" сайта собрать всё самое интересное и полезное для строителей, проектировщиков дорог, чтобы каждый, зайдя на сайт, нашёл что искал! Всё для дорожников-программы,книги,форум

ПОЛОСИН МИТРОФАН ДМИТРИЕВИЧ Учёная степень: кандидат технических наук. Литературный стаж: более 40 лет. Публикации: более 100 печатных работ в области механизации строительства, подъемно-транспортной, строительной и дорожно-строительной техники, в т.ч. учебники, пособия и справочники.

ЭКСПРЕСС-РЕФЛЕКСИЯ 1. Интересна ли для Вас была тема занятия? да, нет, другое________________________________________ 2. Какие формы работы показались Вам наиболее интересными (нужное подчеркните): лекция по истории ДСМ, изучение профессиограммы МДСМ, просмотр видеосюжетов, знакомство с Интернет-ресурсами, обзор учебной литературы. 3. Что не понравилось ____________________________________________________ 4. Ваши пожелания (какие темы и формы внеурочной работы интересны)___________________________________________

Выбранный для просмотра документ Приложение 10 Лист экспресс-рефлексии.docx

Экспресс-рефлексия

Интересна ли для Вас была тема занятия?

да, нет, другое_____________________________________________

Какие формы работы показались Вам наиболее интересными

лекция по истории ДСМ,

изучение профессиограммы МДСМ,

знакомство с Интернет-ресурсами,

обзор учебной литературы.

Что не понравилось ______________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши пожелания (какие темы и формы внеурочной работы интересны)

Выбранный для просмотра документ Приложение 5 Интернет-ресурсы.docx

Интернет-ресурсы

Сайт ДОРТверь (ВСЕ для дорожников)

"Призвание" сайта собрать всё самое интересное и полезное для строителей, проектировщиков дорог, чтобы каждый, зайдя на сайт, нашёл что искал!

Карта сайта:

Строительное материаловедение, устройство и эксплуатация дорожно - строительных машин, технология строительного производства.


3. Строительная техника

Информационный сайт "Строительная техника " полностью посвящен дорожно -строительной технике и всему, что с ней связано.

Выбранный для просмотра документ Приложение 6 Книжная выставка.docx

Список книг для книжной выставки

КНИГИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ПРОФЕССИИ

Беркман И.Л., Раннев А.В., Рейш А.К. Одноковшовые строительные экскаваторы: Учеб. для средних ПТУ — 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш.школа, 1986. - 272 с.: ил. - (Профтехобразование)

Беркман И.Л., Раннев А.В., Рейш А.К. Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы: Учебник для проф. - техн. Училищ. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1981. - 304 с., с ил.

Бульдозеры и рыхлители/ Б.З. Захарчук, В.Д. Телушкин, Г.А. Шлойдо, А.А. Яркин. - М.: Машиностроение, 1987. - 240 с.: ил.

Войнич Л.К., Прикащиков Р.Г. Справочник молодого машиниста бульдозера, срепера, грейдера. - 2-е изд., перераб. и доп. - м.: высш. Школа, 1979. - 199 с., ил. - (Профтехобразование. Строит. Машины.)

Гологорский Е.Г., Колесниченко В.В. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин: Учеб. пособие для ПТУ. - М.: Высш. шк., 1991. - 287 с .: ил.

Забегалов Г.В., Ронинсон Э.Г. Бульдозеры, скреперы, грейдеры: Учеб. Для ПТУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1991. - 334 с.: ил.

Колесниченко В.В. Справочник молодого машиниста бульдозера, скрепера, грейдера. - М.: Высш. шк., 1988. -224 с.: ил.

Раннев А.В. Одноковшовые гидравлические экскаваторы ЭО-5123 и ЭО-6122А: Учеб. пособие для СПТУ. - М.: Высш. школа, 1988. - 143 с.

Раннев А.В. Одноковшовые строительные экскаваторы: Учеб. - М.: Высш. шк., 1991. - 304 с.: ил.

Ронинсон Э.Г. Автогрейдеры: Учебник для проф.-тех. Училищ. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш. Школа, 1982. - 192 с ., - (Профтехобразование).

Справочное пособие по строительным машинам. В 12-ти вып. Вып. 2. Машины для земляных. Под ред. С.П. Епифанова, В.М. Казаринова и И.А. Онуфриева. М. Стройиздат, 1974.

Выбранный для просмотра документ Приложение 7 Профессиограмма МДСМ.docx

Профессиограмма

"Машинист дорожных и строительных машин"

Назначение профессии:
Выполнение земляных, дорожных и строительных работ с помощью бульдозера, экскаваторов, разравнивание и уплотнение дороги с помощью специализированных машин. Выполнение слесарных работ по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Должен знать:
- слесарное дело, назначение, принцип работы, эксплуатационные и технические характеристики машин, систему технического обслуживания и ремонта строительных машин, правила дорожного движения, требования к качеству земляных работ и методы оценки качества;
- технологию выполнения работ, устройство и требования безопасного пользования ручными и механизированными инструментами.

Должен уметь:
- выполнять работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;
- применять ручной и механизированный инструмент;
- выполнять основные операции технического осмотра;
- выполнять работы по планировке и перемещению грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог и других аналогичных по сложности сооружений.

Профессионально важные качества:

- физическая сила и выносливость;
- высокая острота слуха и зрения;
- высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;
- развитый глазомер (линейный ,плоскостной, объемный);
- умение распределять и быстро переключать внимание;
- хорошая зрительная память;
- склонность к работе с техникой.

- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- органов дыхания;
- опорно-двигательного аппарата;
- пониженные показатели зрения и слуха;
- аллергия.

Выбранный для просмотра документ Приложение 9 Лекция История МДСМ.docx

История дорожно-строительных машин

История строительства дорог уходит в далекое прошлое. А вот специальная техника для строительства дорог появилась сравнительно недавно. Появление такой техники стало возможно и особенно необходимо вместе с развитием автомобильной промышленности.

В послевоенное время началось интенсивное освоение новых машин и наращивание объема их производства. В это время также были модернизированы системы управления, в которых начали широко применять пневматику и гидравлику. В 1956-1960 годах производители сделали еще один шаг вперед по конструированию новых машин, большинство из которых было создано уже советскими конструкторами и инженерами с учетом накопленного опыта. Было изготовлено 12 213 дорожных катков, среди которых созданы первые вибрационные самоходные, а также прицепные катки. На Рыбинском заводе в 1957 году был изготовлен вибрационный каток Д-422, потом появились Д-484 и Д-317Б. А затем завод перешел к выпуску катка Д-613, стоящего на уровне лучших зарубежных образцов. Уже в 1961-1965 годах на серийное производство было поставлено 470 новых дорожно-строительных машин. В это же время впервые был применен гидростатический привод.

В составе современных машинных парков дорожно-строительных и ремонтно-эксплуатационных предприятий чаще всего можно встретить бульдозеры, скреперы, экскаваторы, катки, планировочно-уплотняющие машины, компрессоры, трубоукладчики. Наибольшее распространение при производстве общестроительных земляных работ имеют дорожно-строительные машины мощностью до 150кВт.

Обращают на себя внимание заметные изменения в технологии производства строительства строительно-монтажных работ, выполняемых дорожно-строительными машинами. Повысились темпы возведения и реконструкции объектов. Появились новые методы выполнения работ и технологических операций. Применение современных образцов дорожно-строительных машин обеспечивает выполнение требований интенсивной технологии механизированного производства работ, рост производительности труда рабочих.

В свою очередь это требует высокой квалификации машиниста, возрастает значение его профессиональной инициативы, самостоятельности и ответственности. Поэтому мастера дорожного строительства, квалифицированные машинисты дорожно-строительной техники постоянно находятся в почете среди механизаторов, имеют работу и хороший заработок. Машинист дорожных и строительных машин работает на строительстве автомобильных и железных дорог, водных каналов, земляных дамб, траншей для подземных коммуникаций в сельском и гражданском строительстве.

Читайте также: