Что за профессия диверсант

Обновлено: 16.05.2024

Во время Гражданской войны Илья Старинов принимал участие в боях против Деникина и Врангеля, в 1919 году он попадает в плен, но ему удается бежать и вновь вернуться в строй. После завершения Гражданской войны Старинов с отличием оканчивает Воронежскую школу военно-железнодорожных техников. После этого его отправляют в Киев в 4-й Краснознаменный Коростенский железнодорожный полк, в полку Старинов становится начальником подрывной команды. Уже в те годы молодой советский командир начинает задумываться над разработкой портативной мины, которую можно было бы использовать для подрыва воинских эшелонов. Как практик, он отлично понимал, что такая мина должна быть удобной, простой, надежной, а взрыватель к ней безотказным.

Тогда по всей стране вблизи городов и сел можно было найти большое количество неразорвавшихся снарядов, и Старинов, пользуясь случаем, исследовал устройство их взрывателей. Тогда же он получил положительный опыт выплавления взрывчатки из бомб и снарядов. В 1923-1924 годах Старинова привлекали как эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах страны. А летом 1924 года комроты Илья Старинов принимал участие в строительстве железной дороги Орша-Лепель, сочетая в себе умение не только взрывать, но и строить железные дороги.

Старинов Илья Григорьевич – диверсант столетия

В начале 1930-х годов оборона СССР на его западных рубежах во многом строилась на развитой сети партизанских формирований. Предполагалось, что армии противника, перейдя государственную границу и углубившись в советскую территорию до сотни километров, подойдут к укрепрайонам и увязнут в позиционной войне. В это время в тылу противника должны были начать свое действие партизаны. Через определенное время, лишившись налаженного подвоза боеприпасов, свежего пополнения, а также продовольствия, армии противника вынуждены были бы отступить. Вместе с неприятелем отошли бы и партизанские формирования, который продолжили бы осуществление диверсии уже на территории противника. В случае необходимости им разрешался переход госграницы.

Это была достаточно хорошо продуманная система, которая была рассчитана как на оборону, так и на атаку. Партизанские базы разрабатывались и вне территории СССР. Велась подготовка маневренных партизанских формирований, которые были способны действовать на территории неприятеля. Однако вся данная система в 1937 году по решению политического руководства страны была уничтожена. Факт уничтожения разработанной партизанско-диверсионной системы имел для СССР самые негативные последствия. В годы Великой Отечественной войны создавать ее пришлось заново. Позднее Илья Старинов называл свертывание подготовки к партизанской войне одной из величайших ошибок высшего руководства СССР. Старинов утверждал, что немецкую армию удалось бы разбить минимум на 1 год раньше и с меньшими потерями, если бы партизанское движение было организовано по всем правилам и заранее.



После этого Старинов успел принять участие в Финской войне, а во время Великой Отечественной его знания и умения пригодились стране. Он многое сделал для восстановления партизанско-диверсионной базы, подготовки специалистов и организации диверсионных операций. Во время большой войны он чувствовал себя, как рыба в воде.

Подводя итоги своей деятельности в первой половине XX века, Старинов в своей автобиографии перечислил свои важнейшие достижения. По словам Старинова, обученные им инструкторы только в предвоенные годы смогли подготовить порядка 1000 квалифицированных партизан. В годы ВОВ подготовленные им инструкторы в специальных школах подготовили порядка 5 тысяч партизан-диверсантов. Только в Оперативно-учебном центре Западного фронта прошли обучение 1600 человек.

К наиболее важным операциям в своей жизни, которые были осуществлены под его непосредственным руководством, Илья Старинов относил:

В Испании:
- ликвидация штаба итальянской авиадивизии;
- организацию крушения поезда с марокканцами, крушение воинского эшелона в туннеле, которое надолго прервало важную вражескую коммуникацию;
- вывод из строя коммуникации между Мадридским и Южным фронтами противника на 7 дней.


За 4 года Великой Отечественной войны Илья Старинов организовал подрыв 256 средних и малых мостов, разработанные им мины пустили под откос более 12 000 военных эшелонов противника. Особенно широко в СССР использовались поездные мины Старинов (ПМС) мгновенного и замедленного действия и автомобильные мины Старинова (АС).


За свою долгую жизнь (Илья Григорьевич Старинов прожил 100 лет) он никогда не курил и, по его собственным словам, напивался лишь 2 раза. При этом секрет своего долголетия он видел в другом – в постоянном труде на благо Родины.

Читайте также: