Что за профессия автоматизированные электроприводы

Обновлено: 19.05.2024

Структурная схема и принцип работы автоматизированного электропривода

Автоматизированный электропривод — это состоящее из управляющего, преобразовательного, передаточного устройств, а также электрического двигателя электромеханическое устройство, которое используется для приведения в движение рабочего органа производственной машины и управления ее технологическим процессом.

Преобразовательное устройство, располагающееся между электрическим двигателем и питающей сетью, предназначено для преобразования неизменных параметров электрической энергии питающей сети в переменные, согласно управлению регулируемого электрического привода. Управляющее устройство электропривода применяется с целью обеспечения оптимального управления по установленным критериям.

В подавляющем большинстве современных автоматизированных электрических приводов используются полупроводниковые преобразовательные устройства (тиристорные или транзисторные), преобразующие трехфазное напряжение переменного тока в трехфазное напряжение переменного тока, обладающее другой частотой, а также в постоянное напряжение. В настоящее время автоматизированный электропривод может представлять собой совокупность электрических машин, аппаратов и систем управления. Процесс управления электрическим приводом состоит из:

  • Пуска.
  • Реверса.
  • Торможения.
  • Регулирования скорости в соответствии с требованиями производственного процесса.

Регулирование скорости представляет собой ее целенаправленное изменение посредством действий оператора, также приборов и устройств автоматики, в соответствии технологическими требованиями и правилами эксплуатации. Применяются в основном электрические способы изменения скорости автоматизированного электропривода, осуществляющиеся посредством воздействий на параметры источников питания или параметры электрической цепи двигателя. Самые совершенные системы управления скоростью автоматизированного электропривода основаны на применении замкнутых систем управления. Структурная схема автоматизированного электропривода изображена на рисунке ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Структурная схема автоматизированного электропривода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здесь: ЭС — электрическая сеть; 2 — преобразовательное устройство; 3 — силовая часть преобразовательного устройства; 3 — информационная часть преобразовательного устройства; 4 — электрический двигатель; 5 — электромеханический преобразователь; 6 — ротор двигателя; 7 — механическая часть; 8 — передаточный механизм; 9 — рабочая машина.

Рабочая машина — это совокупность механизмов, которые осуществляют необходимые движения для выполнения определенной работы.

Электрическая мощность, которая потребляется электроприводом от сети, преобразуется в регулируемую по показателям электрической мощности в силовой части преобразовательного устройства, а затем подводится к обмотке электродвигателя. На представленной схеме электрический двигатель состоит из двух частей — электромеханического преобразователя, который преобразует электрическую мощность в механическую, и массы ротора, на которую действует вращающий момент двигателя. Механическая мощность передается от ротора передаточному устройству, где она преобразуется (меняться могут вид движения, угловая скорость, момент) и передается исполнительному органу рабочей машины. Преобразовательное устройство состоит из силовой части и системы управления (информационная часть). Система управления получает сигналы и данные о состоянии электропривода от задающего устройства, а также информацию о состоянии технологического процесса от датчиков обратной связи. На основе полученных данных и в соответствии с установленным алгоритмом вырабатываются необходимые воздействия на силовую часть преобразовательного устройства, а от него на электромеханический преобразователь двигателя.

Классификация и применение автоматизированных электроприводов

Автоматизированные электроприводы можно разделить на:

  1. Групповые. В данных электроприводах управление механическими передачами и обеспечение распределения энергии осуществляется несколькими техническими единицами. Заметным недостатков таких приводов является невозможность регулирования скоростей.
  2. Многодвигательные. В данных электроприводах обеспечение двигательных процессов осуществляется несколькими приборами и устройствами.
  3. Индивидуальные. В данных электроприводах каждый агрегат имеет двигатель и является полноценным участником всей системы. Индивидуальный электрический привод способен улучшать производительность и условия работы всей системы.

Автоматизированные электроприводы нашли широкое применение в самых разнообразных отраслях. Они обладают существенным диапазоном мощностей и возможностью быстрого и автоматического управления. К главным особенностям развития автоматизированных электроприводов можно отнести расширение функционала, высокие требования к динамическим показателям и широту использования.

БЫСТРО и УДОБНО освойте с куратором новую специальность по электроприводу и автоматике промышленных установок и технологических комплексов и получите диплом с присвоением квалификации и бессрочным правом ведения профессиональной деятельности.

О программе


Преподаватели

Бовтрикова Елена Владиславовна

Бовтрикова Елена Владиславовна

Кандидат технических наук

Геллер Юлия Александровна

Геллер Юлия Александровна

Кандидат технических наук

Морозов Сергей Александрович

Морозов Сергей Александрович

Данная программа повышения квалификации включает в себя как блок дисциплин, посвященных работе с технической и эксплуатационной документацией, так и материалы по созданию и эксплуатации систем автоматизированного электропривода, силовой энергетике и моделированию в технике.

После обучения на курсе можно работать на должностях:
1. Инженер

Документы, требуемые для зачисления:
Документ о среднем профессиональном/ высшем образовании
Документ об окончании интернатуры/ординатуры
Документ о профессиональной переподготовке и повышении квалификации (при наличии);
Паспорт;
Трудовая книжка;
Свидетельство о браке/разводе при наличии факта смены фамилии

Срок обучения:
526 часов

Режим обучения:
1. 20 часов в неделю
2. 40 часов в неделю

Дисциплины:
Создание и эксплуатация систем автоматизированного электропривода
Теория автоматического управления
Теория электропривода
Силовая электроника
Компьютерная и микропроцессорная техника в управлении электроприводами
Автоматизированные системы
Проектирование электротехнических устройств
Системы управления электроприводов
Основы моделирования в технике
Дискретные системы автоматического управления
Современные технологии и электропривод
Стандартизация и сертификация. Ведение технической документации
Квалиметрия. Управление качеством
Работа с отчётной и эксплуатационной документацией
Охрана труда и техника безопасности
ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

Выдаваемые документы

Порядок поступления и обучения


1.

Вы оставляете заявку и с Вами связывается специалист приемной комиссии института, отвечает на вопросы, консультирует. Далее Вам на почту приходит письмо с перечнем документов для поступления.


2.

Вы присылаете по электронной почте скан или фото необходимых документов. Специалист приемной комиссии высылает Вам договор и счёт на оплату. Вы подписываете документы и производите оплату по квитанции через любой банк или "через наш сайт."


3.

Куратор высылает Вам доступ к "Вашему личному кабинету", консультирует вас. Вы изучаете материалы, при необходимости задаёте вопросы.


4.

Выбираете одну тему из предложенного нами перечня и пишете аттестационную работу, при поддержке куратора. Защищаете её по электронной почте, скайпу или лично в нашем Институте.


5.

Подготавливаем диплом о профессиональной переподготовке и отправляем Вам его Почтой России с трек-номером для отслеживания посылки.

Преимущества профессиональной переподготовки

Индивидуальные скидки и условия оплаты (спрашивайте у менеджеров по телефону на сайте или оставляйте заявку).

Вы платите только за обучение и получаете удостоверение или диплом, установленные Министерством образования и науки РФ;

Уже 8000+ человек из 200+ городов России и СНГ оценили все преимущества получения профобразования и повышения квалификации в ИПО и оставили свои отзывы в интернете.


Каждый специалист рассчитывает получить качественное образование, ведь ошибка с выбором института приведет: не только к поверхностным и неприменимым на практике знаниям, но и потери времени. Некоторые специалисты ошибочно оценивают институт профессиональной переподготовки только по 2м критериям: учебная программа и стоимость. Если вы легко готовы рискнуть своими деньгами и временем, не нажимайте Далее

Нужна другая программа обучения? Нужна помощь или скидка?

Заказать обратный звонок

Наши клиенты

Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО

Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО

Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО

Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО

Клиенты ИПО
Клиенты ИПО
Клиенты ИПО

Откроем 2 секрета, как выбрать институт

Чтобы уберечь Вас, мы поделимся 2мя ключевыми секретами при выборе института:

Если вы выбрали для себя дистанционную форму обучения, ищите институты, которые специализируются СТРОГО на ней. Институт, получающий основную прибыль с очной формы обучения, экономически не будет уделять столько же внимания качеству дистанционного образования. Ключевая деятельность бизнеса забирает на себя ключевые ресурсы и внимание - факт!

При выборе института ищите баланс между количеством реальных часов, которые Вам уделят и их прибыльности для института. Вы же не ждете от смартфона за 3 т.р. топовую начинку. Оценить качество образрования через себестоимость курса можно всего за 3 шага.

Шаг 1. вычитаем минимум 50% на прибыль и накладные расходы, остается 5 т.р. на себестоимость, большая часть из которой пойдет на зарплату преподавателям, проводящим вебинары!

Шаг 2. Выясняем у менеджера по продажам, сколько будет вебинаров и какова их продолжительность. Допустим за 6 месяцев будет 12 вебинаров по 1 часу. Итого институт потратит на Вас 12*1=12 часов! из, например, 512ч. программы.

Шаг 3.1. Сравните курсы в разных институтах по отношению реальных часов вебинаров к общим часам программы. Т.е. 12*1/512. Там, где это отношение больше, там лично Вашему обучению уделят больше внимания!

Шаг 3.2. Сравните прибыльность часа вебинара исходя из того, что на нем в среднем присутствует 10 слушателей. 5 т.р.*10 чел./12 часов = 4,2 т.р. в час заработает преподаватель. Среднерыночная стоимость часа к.т.н. в Москве составляет около 1500 руб., но никак не в 3 раза больше (4,2 т.р.).



Современный автоматизированный электропривод присутствует почти во всех сферах жизни и деятельности человека: производство (автоматические линии, роботы, станки), транспорт (метро, электровозы, троллейбусы, электромобили), строительство (подъемные краны, бетономешалки, электроинструмент), быт (лифты, кондиционеры, стиральные машины, холодильники, пылесосы, компьютеры, миксеры, блендеры, соковыжималки и т. д.).

СПодготовка специалистов направлена на глубокое изучение информатики, компьютерных систем, электро-технических материалов, электрических машин, силовой преобразовательной техники, теории автоматического управления, автоматизированного электропривода, микропроцессорной техники.

Основная профессиональная деятельность связана с проектированием, изготовлением, испытаниями, исследованием, монтажом, наладкой, ремонтом, модернизацией элементов автоматизированных электроприводов, электромеханических систем в различных областях промышленности, строительства, сельского хозяйства. Специалисты востребованы в отделах энергетики, конструкторских бюро, лабораториях ремонта различной техники, отделах автоматизации технологических процессов.

После окончания учебы выпускники работают в организациях, в сферу деятельности которых входит проектирование, монтаж, наладка и обслуживание электроприводов, электрооборудования и автоматики.

Занимаемые должности: инженер-электрик, инженер-проектировщик, инженер по обслуживанию и ремонт электроустановок.

Цель специальности – приведение в движение и согласование работы механизмов и агрегатов технологического комплекса в соответствии с поставленной задачей управления.

Специалист должен уметь грамотно выбрать электрический двигатель, силовой преобразователь, разработать для них систему управления и реализовать ее с помощью программно-аппаратных средств современной автоматики. Поэтому специалист должен владеть глубокими знаниями в области электрических машин, силовой электроники, микропроцессорной техники, а также программирования.

Кем работают выпускники?

  • Инженер-проектировщик систем комплексной автоматизации
  • Инженер в области наладки автоматизированного электропривода
  • Программист систем промышленной автоматики всех уровней
  • Менеджер в области поставок электрооборудования и средств автоматизации
  • Инженер в области эксплуатации и обслуживания электрооборудования
  • Специалист в области автоматизации зданий и сооружений
  • И выше по карьерной лестнице…

Где работают выпускники?

Кафедра поддерживает дружеские отношения со специализированными в области автоматизации предприятиями-партнерами:

Что будем изучать?

Основными дисциплинами специальности являются:

  • Теория автоматического управления
  • Теория электропривода и системы управления электроприводами
  • Преобразовательная техника
  • Микропроцессорная техника
  • Основы программирования
  • Автоматизация производства

Также в рамках профиля изучаются:

  • Электропривод в металлургии
  • Электропривод в машиностроении
  • Электрооборудование и автоматизация зданий
  • Электроприводы нефтегазового комплекса

Чему можно научиться?

В результате обучения специалист приобретает навыки проектирования, наладки, ввода в эксплуатацию и обслуживания систем автоматизированного электропривода и промышленной автоматики и робототехники.

Благодаря современной и пополняемой лабораторной базе кафедры специалист знает особенности оборудования различных ведущих производителей ( Siemens , ABB , Schneider Electric, Rockwell Automation‎, Omron и др.).

Специалист владеет навыками проектирования и разработки технической документации в специализированных программных пакетах (Компас, EPLAN ).

Свободно работает с программируемыми логическими контроллерами и другими средствами автоматизации. Имеет опыт работы со SCADA системами. Разбирается в сетевых информационных технологиях. Имеет навыки работы с системами числового программного управления (ЧПУ).

Специалисты получают опыт макетирования устройств автоматики и программирования микроконтроллеров.

Выпускники по данным специальностям работают в области производства, распределения и потребления электрической энергии для добычи, доставки и переработки нефти и газа. Они также работают на предприятиях легкой и пищевой промышленности, в проектных, научно-исследовательских институтах, электромонтажных и пуско-наладочных организациях, в сервисе, строительстве, в муниципальном хозяйстве.

Компании-партнеры

Основные дисциплины

Энергосберегающий электропривод добычи нефти и газа;

Электропривод в энергоэффективных технологиях;

Автоматизированные системы проектирования и обработки данных экспериментальных исследований электромеханических преобразователей;

Электромеханические преобразователи типовых производственных механизмов и технологических комплексов;

Оптимизация режимов работы электротехнических и электромагнитных преобразователей;

Экспертные системы при создании и эксплуатации электротехнических и электромеханических преобразователей;

Модели и методы расчетов электротехнических комплексов и электротехнологических установок;

Алгоритмизация и автоматизация электротехнологических процессов;

Новые технологии управления электромеханическими преобразователями на базе силовой полупроводниковой техники.

Возможные сферы деятельности выпускников

Электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование; электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии; электромагнитные системы и устройства механизмов, технологических установок и электротехнических изделий, первичных преобразователей систем измерений, контроля и управления производственными процессами; электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции кабелей, электрических конденсаторов; электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства; электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева; различные виды электрического транспорта и средства обеспечения оптимального функционирования транспортных систем; элементы и системы электрического оборудования автомобилей и тракторов; судовые автоматизированные электроэнергетические системы, преобразовательные устройства, электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их систем автоматизации, контроля и диагностики; электроэнергетические системы, преобразовательные устройства и электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их системы автоматизации, контроля и диагностики на летательных аппаратах; электрическое хозяйство промышленных предприятий, все заводское электрооборудование низкого и высокого напряжения, электротехнические установки, сети предприятий, организаций и учреждений; проекты в электротехнике; персонал.

Автоматизированный электропривод — это состоящее из управляющего, преобразовательного, передаточного устройств, а также электрического двигателя электромеханическое устройство, которое используется для приведения в движение рабочего органа производственной машины и управления ее технологическим процессом.

Преобразовательное устройство, располагающееся между электрическим двигателем и питающей сетью, предназначено для преобразования неизменных параметров электрической энергии питающей сети в переменные, согласно управлению регулируемого электрического привода. Управляющее устройство электропривода применяется с целью обеспечения оптимального управления по установленным критериям.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Автоматизированный электропривод 400 руб.
  • Реферат Автоматизированный электропривод 260 руб.
  • Контрольная работа Автоматизированный электропривод 210 руб.

В подавляющем большинстве современных автоматизированных электрических приводов используются полупроводниковые преобразовательные устройства (тиристорные или транзисторные), преобразующие трехфазное напряжение переменного тока в трехфазное напряжение переменного тока, обладающее другой частотой, а также в постоянное напряжение. В настоящее время автоматизированный электропривод может представлять собой совокупность электрических машин, аппаратов и систем управления. Процесс управления электрическим приводом состоит из:

  • Пуска.
  • Реверса.
  • Торможения.
  • Регулирования скорости в соответствии с требованиями производственного процесса.

Регулирование скорости представляет собой ее целенаправленное изменение посредством действий оператора, также приборов и устройств автоматики, в соответствии технологическими требованиями и правилами эксплуатации. Применяются в основном электрические способы изменения скорости автоматизированного электропривода, осуществляющиеся посредством воздействий на параметры источников питания или параметры электрической цепи двигателя. Самые совершенные системы управления скоростью автоматизированного электропривода основаны на применении замкнутых систем управления. Структурная схема автоматизированного электропривода изображена на рисунке ниже.

Рисунок 1. Структурная схема автоматизированного электропривода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здесь: ЭС — электрическая сеть; 2 — преобразовательное устройство; 3 — силовая часть преобразовательного устройства; 3 — информационная часть преобразовательного устройства; 4 — электрический двигатель; 5 — электромеханический преобразователь; 6 — ротор двигателя; 7 — механическая часть; 8 — передаточный механизм; 9 — рабочая машина.

Рабочая машина — это совокупность механизмов, которые осуществляют необходимые движения для выполнения определенной работы.

Электрическая мощность, которая потребляется электроприводом от сети, преобразуется в регулируемую по показателям электрической мощности в силовой части преобразовательного устройства, а затем подводится к обмотке электродвигателя. На представленной схеме электрический двигатель состоит из двух частей — электромеханического преобразователя, который преобразует электрическую мощность в механическую, и массы ротора, на которую действует вращающий момент двигателя. Механическая мощность передается от ротора передаточному устройству, где она преобразуется (меняться могут вид движения, угловая скорость, момент) и передается исполнительному органу рабочей машины. Преобразовательное устройство состоит из силовой части и системы управления (информационная часть). Система управления получает сигналы и данные о состоянии электропривода от задающего устройства, а также информацию о состоянии технологического процесса от датчиков обратной связи. На основе полученных данных и в соответствии с установленным алгоритмом вырабатываются необходимые воздействия на силовую часть преобразовательного устройства, а от него на электромеханический преобразователь двигателя.

Классификация и применение автоматизированных электроприводов

Автоматизированные электроприводы можно разделить на:

  1. Групповые. В данных электроприводах управление механическими передачами и обеспечение распределения энергии осуществляется несколькими техническими единицами. Заметным недостатков таких приводов является невозможность регулирования скоростей.
  2. Многодвигательные. В данных электроприводах обеспечение двигательных процессов осуществляется несколькими приборами и устройствами.
  3. Индивидуальные. В данных электроприводах каждый агрегат имеет двигатель и является полноценным участником всей системы. Индивидуальный электрический привод способен улучшать производительность и условия работы всей системы.

Автоматизированные электроприводы нашли широкое применение в самых разнообразных отраслях. Они обладают существенным диапазоном мощностей и возможностью быстрого и автоматического управления. К главным особенностям развития автоматизированных электроприводов можно отнести расширение функционала, высокие требования к динамическим показателям и широту использования.

Автоматизированный электропривод

Диагностика автоматизированного электропривода

Наибольшего внимания на сегодняшний день заслуживают две тенденции:

  1. Стремительное развитие технологий, которые связаны с компьютерами. Если взглянуть на эту ситуацию более детально, тогда можно понять, что человек уже давно стал заложником компьютерных технологий.
  2. Рост стоимости энергоносителей. За 10 последних лет значительно подорожали все типы энергоресурсов.

Все эти моменты имеют прямое отношение к автоматизированному электроприводу. На сегодняшний день многие специалисты утверждают, что экономически рационально будет делать любой электропривод автоматизированным. Самым главным моментом является сделать электропривод таким образом, чтобы в дальнейшем он мог экономить электроэнергию.

Преимущества автоматизированного электропривода

Автоматизированный электропривод обладает следующими достоинствами:

  • улучшает потребительские качества;
  • регулирует скорость, интенсивность разгонов и задает оптимальные режимы для большинства механики;
  • при необходимости электропривод можно интегрировать в сеть с сервером сбора анализа данных с возможностью удаленного доступа.

У многих на сегодняшний день существует ошибочное мнение, что электропривод выполняет определенную работу, но на самом деле это совершенно не так. В систему электропривода входит не только электродвигатель, но и редуктор, система управления и разнообразные реле. Эта система является не электрической, а электромеханической. Также она может быть регулируемой или нерегулированной.

Разновидности электроприводов

Не автоматизированный электропривод

При работе подобного устройства все действия по регулировке определенных координат будут выполняться только вручную. Соответственно для работы подобных устройств необходим оператор, который будет следить за работой. Одним из таких устройств является крановый электропривод. Все действия, которые он осуществляет выполняются только оператором.

Автоматизированный электропривод

В автоматизированных приводах присутствуют сигналы обратной связи по координатам или параметрам. Ниже вашему вниманию представлено фото структурной схемы, с помощью которого вы более детально ознакомитесь со всеми процессами.

Структурная схема автоматизированного электропривода

Схема автоматизированного электропривода

Вот обозначения всех элементов, которые присутствуют на этой схеме:

  • ЗА – защитная аппаратура;
  • ПЭЭ – преобразователь электрической энергии;
  • ДТ – токовый датчик;
  • ДН – датчик напряжения;
  • СУ ПЭЭ – это система управления преобразователем;
  • ПУ – пульт управления;
  • ПМ – передаточный механизм;
  • РО – рабочий орган;
  • ЭД – электродвигатель.

Благодаря такой структуре СУ ПЭЭ управляет не только преобразователем, но и всей системой одновременно. Датчики обратной связи при таком управлении также позволяют обеспечить контроль за параметрами и дают сигналы об этом оператору. Некоторые операции подобная система способна выполнять в автоматическом режиме. Однако все же потребуется присутствие оператора, который осуществит контроль за всеми процессами.

Например, оператор может потребоваться в том случае, если вы решили пуск много конвейерной линии, где конвейеры будут запускаться по очереди. Остановка также должна осуществляться оператором. Как видите, все сигналы обратной связи будут поступать на пульт оператора, который наблюдает за технологическим процессом. Часть из них будет приходить на СУ ПЭЭ для осуществления основных защит и отработки некоторых изменений. Если интересно, тогда можете прочесть про тротуарную плитку, которая генерирует электроэнергию.

Автоматический электропривод

За автоматическим электроприводом не нужно наблюдать оператору, так как он работает полностью в автоматическом режиме. Ниже вы можете увидеть схему, по которой будет осуществляться работа этого устройства.

Структурная схема системы автоматического управления электроприводом

Схема автоматического электропривода

Важно знать! АСУ ТП – это автоматическая система управления технологическими процессами.

Исходя из структурной схемы можно сделать вывод о том, что в АСУ ТП приходят все датчики обратной связи. В дальнейшем с помощью этой системы будет происходить обработка сигналов от датчиков и выдача управляющих сигналов для подсистем. Эта структура управления на сегодняшний день является достаточно удобной. Она не требует постоянного внимания оператора и все технологические процессы осуществляются в автоматическом режиме. Например, полностью в автоматическом режиме могут работать модернизированные шахтные подъемные машины.

Выводы

В современном мире регулярно внедряют различные АСУ ТП. Специалисты внедряют их не только для электроприводов. Системы с ручным управлением на сегодняшний день встречаются крайне редко. Большинство из них является автоматизированными или полностью автоматическими.

Как видите, жизнь никогда не стоит на месте и производственные технологии стремительно развиваются. Каждый человек должен четко осознавать, что краеугольным камнем в подобных процессах является автоматизированный электропривод. Перспективы развития автоматизированного электропривода внушительны и по данным многих специалистов его популярность будет постоянно увеличиваться.

Инженер по автоматизации: чем занимается и в чём специфика работы

сергей рылов

к.т.н, эксперт по автоматизации производства,

Школа Fine Start

Инженер по автоматизации или, как его ещё называют, инженер АСУ ТП - наиболее всеобъемлющая профессия в автоматизации производства. Такой специалист должен быть быть буквально мастером на все руки. Поэтому у новичков часто возникает вопрос, чем именно занимается инженер по автоматизации и чем он отличается от других профессий. В этой статье отвечаем на эти вопросы.


Начнём с того, что функции инженера по автоматизации сильно завияст от того, на каком этапе жизненного цикла и в каком состоянии находится АСУ ТП на предприятии. И в целом от предприятия к предприятию функционал может немного отличаться.

Если на промышленном предприятии происходит внедрение или модернизация АСУ ТП, то инженер по автоматизации принимает непосредственное участие в этом процессе:

  • готовит техническое задание (ТЗ) на систему АСУ ТП или на ее модернизацию
  • участвует в разработке проекта системы АСУ ТП на основе ТЗ с подробным описанием всех тонкостей
  • собирет и монтирует шкафы автоматизации
  • программирует ПЛК и SCADА
  • разрабатывает структуру БД (если необходимо)
  • закупает и администрирует серверы
  • закупает и проводит пуско-наладку сетевого оборудования, а также администрирует сети АСУ ТП


Все эти работы могут выполняться непосредственно инженером АСУ ТП или же он может только выступать в роли заказчика и приемщика тех или иных частей системы при сборке, испытаниях и вводе в эксплуатацию системы в целом. В таком случае эти работы выполняет сторонний подрядчик (инжиниринговая компания) в рамках ТЗ и проекта на систему АСУ ТП.

Теперь расскажем о том, чем занимается инженер по автоматизации на ежедневной основе после ввода АСУ ТП в эксплуатацию или в случае, если на предприятии не происходит внедрения и модернизации АСУ ТП:


  • регулярно анализирует качество работы аппаратных и программных средств АСУ ТП
  • организует проведение измерений, необходимых для правильной настройки закрепленного за ним оборудования
  • обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и надежную работу оборудования АСУ ТП
  • ведёт техническую документацию
  • сопровождает/проводит работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования АСУ ТП, кабельных связей и вторичных цепей АСУ ТП
  • участвует в установке, наладке и приёмке в эксплуатацию новых аппаратных и программных средств АСУ ТП

Кроме этого, инженер по автоматизации проводит обучение для оперативного персонала по обслуживанию оборудования АСУ ТП, участвует в расследовании технологических нарушений, связанных с оборудованием АСУ ТП.

Инженер по автоматизации работает на “среднем уровне АСУ ТП” (ПЛК, SCADA, и др.). Зона ответственности таких специалистов начинается от шкафа автоматизации АСУ ТП, включая компоненты этого шкафа, такие как ПЛК, HMI панели, частотные преобразователи.

Но стоит отметить, что за электрическую составляющую шкафа ответственность несёт уже главный энергетик предприятия и его подчиненные. Однако инженер АСУ ТП должен разбираться в электрических схемах и при необходимости произвести необходимую диагностику и ремонт шкафа автоматизации.

Зона ответственности инженера по автоматизации заканчивается на верхнем уровне АСУ ТП. Под “верхним уровнем” АСУ ТП обычно понимают SCADA системы.

В зону ответственности входят также все системы, которые непосредственно связаны с системой АСУ ТП на данном конкретном объекте, например, серверы БД, в которых хранятся архивы технологических параметров.

Местом работы инженера по автоматизации (инжнера АСУ ТП), в основном, является непосредственно производственный объект (завод, электростанция и т.д.).

Однако возможны случаи, когда инженер АСУ ТП находится непосредственно в офисе компании и лишь по необходимости появляется на производстве, когда персонал на объекте не может решить ту или иную задачу или проблему, например:

  • необходимость добавления или изменения кода программы в ПЛК
  • добавление или изменения функционала SCADA системы
  • поломка ПЛК
  • в случаях, когда другой персонал не может идентифицировать проблему, по которой система АСУ ТП работает не в полном объеме.

В остальных случаях не специфические проблемы в отсутствие инженера АСУ ТП зачастую могут решить другие специалисты, например, Инженер КИП или IT служба или даже электрики.

В итоге можно сказать, что Инженер АСУТП - это специалист в различных инженерных областях, так сказать, мастер на все руки!

Ну и в заключение несколько утверждений:

Каждый Инженер АСУ ТП знает основы построения сетей, но не каждый Системный Администратор знает основы АСУ ТП!

Каждый Инженер АСУ ТП знает основы программирования на нескольких языках, но не каждый программист высокого уровня знает основы АСУ ТП!

Каждый Инженер АСУ ТП знает основы электрики и имеет допуск электробезопасности, но не каждый электрик сможет запрограммировать ПЛК или создать SCADA систему!

Читайте также: