Что входит в обучение работника

Обновлено: 01.05.2024

Разбираемся, кого учить и как разработать программу обучения

Конкурентная среда рынка постоянно требует все новых и новых компетенций персонала. Текущих навыков любого специалиста может не хватить для выполнения поставленных задач. Потому успех бизнеса зависит от постоянного развития сотрудников. Open Academy рассказывает, как грамотно организовать процесс обучения сотрудников.

Организация корпоративного обучения персонала предполагает несколько основных этапов.

Выявите необходимость обучения

Для начала определите, насколько реальная ситуация соответствует желаемому результату. Создайте профиль для каждой должности с учётом существующих компетенций. Опишите, что именно знают и умеют ваши сотрудники на текущий момент.

Возможно, что для оценки навыков потребуется проведение аттестации персонала, глубокое изучение личных дел сотрудников и анализ деятельности в период работы в вашей компании.

Затем создайте профили должностей, исходя из желаемых компетенций. Подумайте, каких знаний и навыков не хватает вашим сотрудникам для улучшения профессиональных результатов.

На этом этапе вы поймете, чему нужно обучать персонал.

Установите желаемые цели

Сформулируйте цели обучения по SMART. То есть цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени. Нужно четко определить:

  • чему научатся сотрудники;
  • какой результат действий считать хорошим;
  • насколько реально научить сотрудников;
  • какое значение будет иметь достижение целей для вашей компании;
  • сколько времени потребуется на обучение.

Чтобы можно было оценить качество обучения, нужно установить учебные цели так, чтобы результаты были выражены в действиях участников. Например: после обучения сотрудник научится пользоваться определенными инструментами или вырастет производительность труда.

Определите методы обучения

Обучать сотрудников можно по-разному. Например, возможны такие варианты:

  • Обучение в процессе работы. Такой формат подойдет, если в компании есть высококвалифицированные сотрудники, способные стать наставниками. Привлекать к обучению сотрудников собственных специалистов можно, если подобные обязанности прописаны в должностной инструкции и/или они оплачиваются отдельно. Также можно рассмотреть возможность стажировки отдельных сотрудников в других компаниях (к примеру, у заграничных партнёров).
  • Готовые системы дистанционного обучения. Этот метод целесообразен, если нужно изучить определенное направление. К примеру, программисту нужно освоить новый язык или бухгалтеру необходимо освоить возможности конкретного ПО.
  • Специально организованные учебные мероприятия. В этом случае вы можете самостоятельно разработать программу обучения, включив в неё только реально полезные навыки, которых не хватает вашим специалистам.

При выборе наставничества или стажировки вы можете лишь косвенно влиять на процесс обучения. В частности, от вас потребуется постановка целей для наставника или стажёра. Выбирать готовые программы стоит только в том случае, если они соответствуют вашим целям. При разработке собственной системы обучения вы вправе самостоятельно решать, чему и как обучать.

Выберите преподавателей

При выборе преподавателя обратите внимание на следующие критерии:

  • Практический опыт в сфере обучения. В частности, является ли преподаватель теоретиком или практиком, добившимся определённого успеха.
  • Методическая подготовка. Преподаватель должен разбираться в особенностях обучения взрослых людей, иметь навыки подготовки учебных материалов.
  • Навыки преподавательской деятельности. Выясните, умеет ли преподаватель понятно излагать важную информацию, давать качественную обратную связь и управлять групповым обучением.
  • Коммуникабельность. Любому хорошему преподавателю нужно уметь общаться с аудиторией и разговаривать с ней на одном языке.

Подготовьте сотрудников

После того как вы выбрали специалистов, которых следует обучать, нужно убедиться, что сотрудники:

  • согласны пройти обучение и имеют такую возможность;
  • понимают, что от них требуется не только получение знаний, но и последующее использование их на практике;
  • в точности знают и понимают поставленные цели обучения;
  • готовы к проверке полученных знаний и навыков после обучения;
  • знают, по каким параметрам будут оцениваться результаты обучения.

Определите содержание процесса обучения

Качественное обучение должно строиться на принципах естественного получения опыта. Схема обучающего мероприятия может выглядеть следующим образом:

  1. Передача информации.
  2. Практическое задание.
  3. Контроль знаний.
  4. Обратная связь.

То есть после изучения темы участник должен на практике показать, что он понял и чему научился. Далее преподаватель проверяет готовую работу и дает рекомендации и/или разбирает ошибки.

Что касается подачи информации, то выбор методов зависит только от ваших возможностей и предпочтений.

  • организовать офлайн-лекции;
  • показывать вебинары в записи;
  • вести онлайн-обучение в режиме реального времени;
  • осуществлять смешанное обучение (офлайн + онлайн).

Разработайте критерии оценки эффективности обучения

Один из самых известных способов оценки эффективности обучения — модель Дональда Киркпатрика. Согласно этой модели, нужно разделить процесс обучения на четыре уровня, которые и нужно оценивать:

  1. Реакция. Проверяем, понравилось ли обучение участникам и как они планируют применять знания. Способы оценки — опросные листы, интервью, фокус-группы.
  2. Обучение. Оцениваем качество полученных знаний. Инструменты оценки — тесты, практические задания, опросники.
  3. Поведение. Определяем изменения в поведении участников. В частности, используют ли сотрудники новые знания в рабочей деятельности. Способы оценки — обзор поведения и результатов работы, изучение рабочих планов, опросы участников.
  4. Результаты. На данном этапе оценивают экономическую эффективность обучения. Для этого нужно до начала обучения замерить определенные бизнес-показатели и после внедрения полученных знаний вновь замерить эти же показатели. Например, можно оценивать уровень продаж, повышение производительности, качество сервиса.

Обучение сотрудников жизненно необходимо компаниям, которые хотят соответствовать рыночным требованиям. Частая ошибка многих руководителей состоит в том, что они пытаются обновить штат при необходимости повышения уровня сотрудников. Это не лучший способ, поскольку знания и новых сотрудников со временем устаревают. Гораздо эффективнее обучать персонал самостоятельно по мере необходимости. Но важно правильно сформулировать цели обучения и чётко обозначить желаемые результаты.

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Любая компания вынуждена вести деятельность в напряжённой внешнеполитической и экономической обстановке. В контексте продолжающейся пандемии проблема сохранения в организации устойчивости, конкурентной позиции и прибыльности обуславливает особую актуальность. В борьбе за выживание обычно лидируют фирмы, которые изначально уделяли особое внимание обучению, развитию и поддержке персонала. Руководители многих крупных корпораций подчёркивают важность инвестирования в повышение квалификации собственных сотрудников. Оно помогает создать дружную и сплочённую команду профессионалов. Потому что сотрудники – это главный актив фирмы, от которых зависит 90 % успешности бизнеса в целом.

Организация обучения персонала в компаниях

Систематическое обучение и развитие персонала помогает руководителю выработать деловые качества у каждого отдельного работника. А это в свою очередь позволяет легче и эффективнее решать ежедневные бизнес-задачи компании.

Выделяют два вида обучения: узкоспециальное и корпоративное.

Также обучение можно разделить иначе:

  • профессиональная переподготовка работников;
  • повышение квалификации опытных сотрудников;
  • развитие качеств личности (например, лидерство, командообразование, стрессоустойчивость и др.).

Независимо от видов и форм, учебный процесс организуют разными способами. Одни компании приглашают сторонних преподавателей, тренеров, бизнес-коучей, другие привлекают собственных менеджеров по обучению. Средние и малые фирмы часто используют в своей практике смешанные виды обучения, крупные предприятия предпочитают вкладываться в создание собственных учебных центров или корпоративных университетов.

Одним из самых актуальных и перспективных направлений давно стало дистанционное обучение, когда сотрудники слушают лекции в удалённом режиме, участвуют в онлайн-семинарах, решают задания и сдают экзамены при помощи электронных средств обучения. По окончании учебы они обычно получают официальный документ о переподготовке или повышении квалификации.

Методы обучения сотрудников


В российскую практику активно внедряются западные методы, к которым относятся дистанционное и модульное обучение, деловая игра, рабочие группы, обучение действием и пр.

  • универсальностью;
  • удобством применения;
  • ускорением процесса получения знаний и навыков;
  • ориентированностью на разный уровень подготовки персонала;
  • поддержанием постоянной обратной связи с наставником.

Поэтому современные методы постепенно вытесняют такие отечественные традиционные формы, как лекция в аудитории, семинары с преподавателем, самостоятельное решение заданий.

Классификация методов обучения

Методы по степени активности делятся на:

  • активные, которые требуют от участников максимального присутствия и отдачу (например, деловая игра, мозговой штурм, сторителлинг);
  • пассивные, использование которых на занятии подразумевает усвоение информации с помощью слушания, наблюдения, размышления (например, методы Shadowing, Secondment).

Обучающие методы могут применяться не только на отдельном занятии в учебном центре, но и внутри рабочего процесса, в ходе выполнения текущих обязанностей.

Сравнивать методы между собой и пытаться определить, какой из них более эффективный, а какой менее, некорректно. Каждый приём и технология ставят перед собой задачу решить проблему, которая ухудшает положение дел в организации. Поэтому ещё на этапе проектирования программы методист или преподаватель обязаны тщательно изучить назначение используемого ими метода.

Современные формы и методы обучения персонала


Видеообучение представляет собой набор систематизированных уроков, снятых с помощью видеокамеры или специализированной программы, записывающей ход занятия с экрана монитора. Видеообучение часто используется для самообразования.

У большинства людей зрительное восприятие развито сильнее, чем слуховое. Поэтому видеозапись помогает наглядно и продуктивно обучаться различным дисциплинам. В сочетании с другими методами, например с обсуждением, решением практических кейсов, видеообучение позволяет быстро и успешно усвоить большой объём информации даже без отрыва от производства.

Модуль – это отдельный блок или тема в составе большой системы, представляющий собой полноценный и функционально завершённый продукт. Он обеспечивает реализацию каких-либо целевых функций самостоятельно либо в составе других модулей. Направлен на развитие конкретных знаний, умений и навыков. При разработке модулей программы методисты и преподаватели определяют отдельные цели и задачи для каждого из них.

Преимущество метода заключается в том, что он обладает гибкостью, то есть возможностью менять местами последовательность применения и подстраиваться под запросы обучающихся.

Кейсовый метод представляет собой ситуационный анализ деятельности. Данный инструмент обучения предназначен для разбора реальных практических бизнес-процессов на предприятии. Перед слушателями ставят цель разобраться и описать сущность конкретной проблемы, разработать всевозможные способы решения.

Главное отличие кейсов от других методов – это практикоориентированный подход.

Деловая игра – это метод моделирования (копирования) деловой проблемной ситуации, где руководители и специалисты вынуждены принимать решение для её устранения. Она осуществляется по заранее определённым правилам и в режиме активного диалога между участниками игры. Сюжетом деловых игр часто становятся конфликтные ситуации на рабочем месте, информационная неопределённость и др.

После проведения игры, как правило, следует подробный разбор с разъяснениями преподавателя. Для более наглядного усвоения материала часто используют видеозаписи.

Метод мозгового штурма предполагает активное решение задач участниками группы. За определённый промежуток времени они должны выдвинуть максимальное количество идей и способов разрешения поставленной перед ними проблемы. Затем из всех вариантов выбрать наиболее успешный и реалистичный.

Данный метод также пришёл к нам из-за рубежа и более известен как аction learning. Обучение в рабочих группах проводится чаще всего без отрыва от производства. Метод обучения действием предполагает передачу знаний, умений и навыков непосредственно при выполнении задания. В основе этого метода лежит практическая тренировка с опорой на знания опытного наставника.

Преимущество данного подхода заключается в том, что индивид или целая группа обучается конкретной деятельности через собственный опыт.

Баскет-метод подразумевает создание для обучающихся ситуации, максимально приближённой к реальности. Ученик или целая группа должны взять на себя повседневные полномочия определённого сотрудника организации (это может быть и стороння компания) и разобрать все его текущие дела: телефонные звонки, переговоры, встречи, приведение в порядок деловых бумаг.

Метод развивает способность систематизировать, анализировать и отбирать информацию с учётом сроков и важности, а также решать различные проблемные ситуации.

Полный перечень методик обучения насчитывает несколько десятков, и у каждой из них существует определённая направленность на решение конкретных рабочих задач.


Мы обучаем самым актуальным направлениям: бухгалтерский и кадровый учёт, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, государственные закупки, менеджмент организации. Наши программы отвечают современным запросам, которые предъявляют руководители передовых компаний потенциальным претендентам. Мы учитываем требования стандартов РФ к отдельным видам должностей.

Цель обучения

Обучение персонала на наших курсах и других мероприятиях – это оптимальный способ быстро и качественно обучить, развить и сплотить свою команду, укрепить рыночные позиции, повысить конкурентоспособность, избежать расходы на поиск новых кадров. Вклад в обучение работников позволяет предотвратить производственные риски и штрафы от контролирующих органов.

Особенности обучения у нас

  • Применяем современные методы обучения

Проектируя программы по каждому отельному направлению обучения, мы ставим перед собой задачу максимально развить потенциал каждого отдельного работника. Для этого используем новейшие и проверенные методы работы, позволяющие достичь поставленных задач в максимально короткое время.

  • У нас занятия полностью практические

На наших занятиях нет скучных и монотонных лекций с непонятной терминологией. Обучающиеся решают практические задания, разбирают реальные ситуации, происходящие в организациях. После прохождения обучения любой работник может использовать полученную информацию в качестве шпаргалок и уже на следующий день применить их в работе.

Чтобы получить знания в определённой сфере, необходимо переработать большой объём учебной информации. Часто это становится трудоёмким и неэффективным занятием, отрывает от работы и вообще занимает много времени. Мы специально подобрали и систематизировали для вас все необходимые знания, а наши преподаватели проводят на их основе интересные и познавательные занятия.

Все обучающиеся у нас сотрудники получают дополнительный эффект от обучения – повышение своей мотивации. Она способствует в дальнейшем командному сплочению, принятию целей и ценностей организации. После прохождения курса мы часто отмечаем повышение лояльности работников и рост ответственности за результат своей работы.

Как записаться на обучение

Оператор подробно расскажет об обучении и проконсультирует по дальнейшим действиям.

Обучение по охране труда

Когда я только начинала свою карьеру в охране труда, у меня была масса вопросов о том, как правильно выстроить порядок обучения по охране труда работников на предприятии, кого нужно обучать и с какой периодичностью.

Так вот, чтобы вам миновать трудности и упростить ваши будни, рассмотрим обучение по охране труда в организации пошагово с образцами оформленных документов, примерами из личного опыта и ссылками на законы.

Если у вас есть что добавить или может просто хотите рассказать, как не допустить ошибок из личного опыта, приглашаю в комментарии – это будет полезно для всех.

Порядок обучения по охране труда работников на предприятии

Хочу сразу сделать акцент, что обучение проходит на предприятии и за ним следует проверка знаний требований охраны труда. Проверяют знания члены комиссии, созданной на предприятии из числа ответственных специалистов, прошедших специальную подготовку по охране труда в учебном центре.

И не пройдя обучение безопасности труда и охране труда, и проверку знаний, ни один работник организации не может быть допущен к самостоятельной работе, таковы правила, прописанные в Постановление № 1/29 и Трудовом Кодексе.

Поэтому предлагаю сначала посмотреть видео, в котором рассказала об основных ошибках организации обучения по охране труда, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Зачем нужно учиться по охране труда

В абз.2 ч.7 ст.212 ТК РФ говорится, что одной из обязанностей работодателя является обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Само собой, за счет его же средств.

А работник непросто должен, а обязан проходить это обучение (ст. 214 ТК РФ). Чувствуется разница, правда? Естественно, на обучение и сдачу экзамена законодательством дается время. С момента приема на работу – это один месяц и данный интервал необходимо строго соблюдать.

Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда

Вопрос о том, кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда и какой промежуток времени действует удостоверение по охране труда, всегда имеют свою актуальность и пройти мимо него нельзя, особенно если вы только-только осваиваете все тонкости и нюансы охраны труда на предприятии. Итак, проходить обучение и проверку знаний должны следующие категории работников:

  1. Сотрудники рабочих профессий. Периодичность обучения по охране труда для данной категории определяется работодателем (п.2.2.3 Постановления 1/29). Как правило - это один год.
  2. ИТР, специалисты и руководящий состав. Периодичность обучения уже не такая частая, один раз в три года (п.2.3.1 Постановление 1/29).
  3. Работники, принятые по срочным трудовым договорам. На них распространяются те же самые требования. Даже если работать они у данного работодателя будут два месяца.
  4. Совместители.
  5. Переведенные на другую должность.

Есть и исключения из правил. В течение года с момента трудоустройства можно обучить следующих сотрудников:

  • специалистов по охране труда, если стаж не прерывался в течение пяти лет;
  • специалистов или инженеров по безопасности технологических процессов и производств;
  • педагогический состав, преподающий охрану труда;
  • инспекторов Госнадзора и контроля в области охраны труда.

Можно заключить ученический договор на обучение по охране труда

Столкнулась я однажды с очень спорной ситуацией в плане обучения по охране труда и компенсации затраченных денежных средств работником работодателю.

У меня поменялся начальник отдела, где я у него была замом, и он в приказном порядке требовал составлять с работниками, прошедшими обучение по охране труда ученический договор.

Долго спорили по этому счету, помогла только банальщина – нормативка.

  1. Во-первых, работодатель обязан проводить обучение по охране труда и не допускать к работе, если такого обучения нет (ст. 212 Трудового кодекса РФ). И все расходы лежат по ТК РФ на плечах работодателя. То есть требовать возмещение за обучение по охране труда, если работник уволился не правомерно. Ведь на другом предприятии это удостоверение уже будет не действительно, обучение нужно проходить с нуля!
  2. Во-вторых, ученический договор заключается в случае профессионального обучения, например, по конкретной профессии, специальности или квалификации (ст. 198, 199 ТК РФ).

Работодатель обязан создавать безопасные условия труда и охрану труда, и соответственно платить за это, как бы грустно это ни звучало.

Обучение внутри организации по охране труда

Для того чтобы реально создать безопасные условия труда работников, вы должны знать, что ключевую роль в этом играет обучение по охране труда в организации и сейчас будем разбирать все пошагово. Если вы изначально сделаете акцент на важности охраны труда в рабочее время, то и работники будут с уважением относиться к обеспечению собственной безопасности и своих коллег.

Реально научив сотрудников безопасно работать, вы снизите травматизм, сохраните здоровье, а, возможно, и жизни людей, количество штрафов, уменьшите себе объем работы. :) Шучу, мало работы у специалиста по охране труда не бывает, но можно сделать так, чтобы она была в радость, а для этого работайте с персоналом, учите и рассказывайте. А для того чтобы они не делали скучные лица и не вздыхали, организуйте процесс интересно, включив в обучающую программу видеолекции, примеры, случаи из жизни.

Но грамотно подготовленные документы не менее важны, потому как за их отсутствие несет ответственность работодатель, чьи интересы вы представляете в рабочее время. Итак, начнем разбирать пошагово.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Положение об обучении на предприятии

И руководствоваться этим документом в процессе работы, а не поставить его на полку пылиться. И для того, чтобы у вас был реально работающее Положение обучения по охране труда (делюсь своими наработками), которые были продуманы и прочувствованно в свое время всем предприятием :) Можете скачать его, перейдя по ссылке.

Примерная программа обучения по охране труда работников организаций

Для того чтобы правильно построить процесс обучения требованиям охраны труда, еще должны быть разработаны учебный план и программа обучения по охране труда для каждой из рабочих специальностей, отдельную для руководителей и специалистов. Это обязанность руководителей структурных подразделений, специалист по охране труда всего лишь должен оказывать методическую помощь.

  1. Пояснительную записку.
  2. Характеристику работ рабочей специальности.
  3. Учебный план с продолжительностью каждой темы.
  4. Далее, более подробно о каждой из тем.
  5. Рекомендуемая литература для самостоятельной подготовки.
  6. Билеты с вопросами.

Учебный план программы обучения по ОТ

Образец учебного плана программы обучения

Минтрудом России разработана примерная программа обучения по охране труда работников организаций (утв. Минтрудом рф 17 мая 2004 г), в которую вы можете добавить недостающие моменты для каждой из рабочих профессий и скорректировать с учетом особенностей вашего предприятия.

Продолжительность обучения по охране труда регламентирована Приказом Минтруда № 153, в котором сказано, что продолжительность обучения по охране труда не может быть менее 40 часов. Минимальное количество часов обучения по 273-ФЗ "Об образовании" составляет 16 часов. Потому как правило, количество часов обучения по охране труда рабочих составляет 20 часов, а руководителей и специалистов – 40.

Возможно, у вас возникнет вопрос “Кем в организации утверждаются программы обучения по охране труда?” Ее утверждает руководитель организации, и если у вас есть профсоюз, то необходимо учесть и его мнение (ст. 372 ТК РФ) и оформить согласование в соответствии с порядком. После того как программы обучения по охране труда будут готовы, необходимо ввести их в действие приказом.

Образец Приказ об утверждении и вводе программ обучения по охране труда

Образец приказа об утверждении и вводе программ обучения и экзаменационных билетов по охране труда

Обучение, должно быть, организовано в виде лекций, видеоуроков, семинаров и так далее. Срок действия программы обучения не регламентирован, но в случае изменения локальных актов или введения новых, она должна быть пересмотрена.

Для удобства работы с кучей программ обучения логично составить перечень, всегда можно открыть и проверить наличие для необходимой должности, не истекает ли срок действия. Да и инспектор обязательно его попросит, либо если ваша организация является подрядчиком у какого-либо крупного холдинга, то проверяющий вас сотрудник, 100% будет смотреть их наличие.

Список программ обучения по охране труда

Образец перечня программ обучения

Образец перечня программ обучения по охране труда с экзаменационными билетами можно скачать здесь.

Ответственность работодателя

Потому как сразу ясно – обучение фиктивное. Следовательно, штраф будет не мал (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • руководителя организации на сумму от 15000 до 25000 руб.;
  • предпринимателя — от 15000 до 25000 руб.;
  • организацию — от 110000 до 130000 руб.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда

Для того чтобы выполнить требование Трудового Кодекса в части обучения по охране труда необязательно всех работников отправлять в учебный центр и тратить кучу денег работодателя. Законом не запрещено экономить.

Для этого создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Председателем должен быть руководитель организации или его заместитель. В состав членов комиссии имеете полное право включить специалиста по охране труда, ИТРовцев, например, главный инженер, технолог, механик, энергетик и так далее.

А также если на предприятии есть профсоюз, то участие в работе комиссии может принимать представитель профсоюза или представитель интересов работников от вашей организации.

Все члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в учебном центре по охране труда. В противном случае протокол будет считаться недействительным.

Важный момент при подготовке приказа это количество членов составе. Три работника — это минимальное количество. Об этом вы можете прочесть в абз. 1 п. 3.4 Порядка обучения 1/29. Но хочу обратить ваше внимание на немаловажное расхождение. В абз. 1 п. 10.7 ГОСТ 12.0.004-2015 в составе комиссии должно быть не менее пяти человек, трое из которых обязательно присутствуют на проверке знаний. Так как же на самом деле?

Но я в своей практике всегда включаю в состав комиссии не менее пяти человек, потому как возможны больничные, командировки и другие причины, по которым члены могут отсутствовать, а проверку знаний провести надо. Трое из пяти наверняка будут и этого достаточно. По началу даже сама сомневалась, а считать ли председателя или только членов комиссии?

Часто задают вопрос, а надо ли индивидуальному предпринимателю проводить проверку знаний своих работников? Конечно, да! Это требование распространяется абсолютно на всех работодателей. И если специалист по охране труда не предусмотрен из-за малой численности персонала, то комиссия может состоять только из трех работников. И ими будут председатель, его заместитель и секретарь.

Образец приказа о создании комиссии по охране труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда можно скачать, перейдя по ссылке.

Как оформить результаты проверки знаний

Вроде что сложного заполнить форму? Но очень часто допускаются ошибки и если инспектор принципиальный, то может счесть протокол недействительным и, мало того, выписать штраф за нарушение Порядка обучения. Поэтому оформляем все корректно и не допускаем ошибок. Перечислю типичные и те, с которыми сталкивалась на практике:

Протокол проверки знаний по охране труда

Образец заполнения протокола проверки знаний требований охраны труда

Образец протокола проверки знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда

Кроме протокола, членами комиссии готовится удостоверение об успешной проверке требований охраны труда. Оно считается действительным, если в нем есть подпись председателя комиссии и печать. Кроме того, не допущены аналогичные ошибки, указанные мной выше. Форма удостоверения обязательная и редактированию не подлежит.

Удостоверение по охране труда

Образец заполнения удостоверения по охране труда

Образец удостоверения о проверке знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Что делать, если работник не прошел проверку знаний

В таком случае неудовлетворительный результат фиксируется в протоколе и несдавший сотрудник в нем ставит подпись. Членами комиссии готовится приказ на отстранение от работы до положительной сдачи экзамена, но на срок не более одного месяца (п. 3.8 Порядка обучения и ст. 76 ТК РФ).

Более подробно об отстранении работника в следующих статьях.

Основные выводы

То есть работник в первую очередь заинтересован в успешном прохождении обучения по охране труда, так как оно необходимо для обеспечения его же безопасности.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Читайте, комментируйте, возможно, вам есть что добавить. Если же появились вопросы, обращайтесь, обсудим.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте также: