Что входит в методическую работу руководителя кружка

Обновлено: 03.05.2024

Какова норме часов работы за ставку заработной платы руководителя кружка в учреждении культуры?

Ответ на вопрос:

Специального документа, регулирующего продолжительность рабочего времени работников учреждения культуры, не существует.

Поэтому следует руководствоваться ст. 91 Трудового кодекса РФ (нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю). При этом следует учитывать положения ст. 92 Трудового кодекса РФ, устанавливающие для некоторых категорий работников сокращенную продолжительность рабочего времени.

Важную информацию о эффективном контракте в культуре вы найдете в материале здесь.

Подробнее в материалах Системы:

1. Правовая база:

В Министерство культуры Российской Федерации поступают запросы педагогических и руководящих работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в связи с требованиями некоторых местных органов управления учреждениями культуры об изменении наименований должностей преподавателей указанных школ и наименовании впредь работников, занимающих педагогические должности, педагогами дополнительного образования.

Министерство разъясняет, что детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические, театральные и другие школы искусств системы Министерства культуры Российской Федерации являются образовательными учреждениями школьного типа, и педагогические работники в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Приказом Минобразования России от 11.11.92 N 406 по согласованию с Минтрудом РФ (Постановление Минтруда России от 11.11.92 N 33), именуются: преподаватель; концертмейстер.

В соответствии с указанным порядком педагогами дополнительного образования являются руководители кружков, секций, студий и других аналогичных учреждений.

Разъясняем также, что установление порядка наименования должностей (переименования должностей) не входит в компетенцию местных органов управления.

Предназначение клубных формирований

В качестве клубного формирования выступает объединение группы людей, основанное на общих интересах и потребностях в совместной творческой деятельности. Его основное предназначение заключается в следующем:

  • способствовании развитию творческого потенциала каждого участника;
  • создании условий для освоения и создания участниками культурных ценностей;
  • обеспечении овладения ими полезными навыками в организации досуга, в области здорового образа жизни и культуры быта и так далее.

К числу клубных формирований относятся творческие лаборатории, клубы по интересам, различные кружки, коллективы художественного творчества, курсы прикладных знаний и прочее. В рамках своей деятельности они могут заниматься организацией систематических занятий, которые проводятся в виде репетиций, уроков, мастер-классов или тренировок.

Особое значение имеет их участие в городских, региональных и общероссийских программах и культурно-массовых акциях. Также в их компетенции ведение организационно-методической работы. Свои творческие отчеты о результатах деятельности клубные формирования представляют в форме различных выставок, творческих лабораторий, концертов.

Сравнительная характеристика клубных формирований:


Создание и организация работы клубных формирований

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Как правило, клубные формирования в учреждениях культуры делятся на два вида:

  • коллективы самодеятельного творчества;
  • самодеятельные объединения досугового общения.


Решение о создании клубного формирования, его реорганизации или ликвидации принимается руководителем учреждения культуры.

В своей работе большинство формирований руководствуются такими документами, как:

  • Положение о клубном формировании;
  • план работы на календарный год;
  • график занятий;
  • журнал учета работы.

Их деятельность осуществляется на принципах частичной или полной самоокупаемости. Если клубное формирование финансируется из средств бюджета учреждения культуры, то нормативы его наполняемости устанавливает учредитель. В случае полной самоокупаемости количество участников определяется руководителем учреждения, в котором оно организовано. При этом учитывается несколько факторов:

  • источник финансирования;
  • возрастная категория участников;
  • формат (кружок, группа или коллектив)


В законодательных документах федерального уровня не установлено нормативное количество клубных формирований, действующих в учреждении культуры.

Эти показатели могут зависеть от таких факторов, как материально-техническая база организации, объемы финансирования, число посетителей, проводимые мероприятия и так далее. Даже в учреждениях, принадлежащих одному и тому же ведомству, может действовать разное количество кружков, студий, клубов за интересами.

Не означена в нормативно-правовых документах и продолжительность занятий в кружках или других формированиях. Как правило, ее устанавливают в зависимости от того, к какой возрастной категории относятся участники.

К примеру, специалисты рекомендуют устанавливать следующую продолжительность:

  • если участниками кружка являются дети дошкольного и младшего школьного возраста, то занятия стоит проводить не более двух раз в неделю от 30 до 45 минут;
  • если участники – учащиеся средних и старших классов, то периодичность занятий может составлять два-три раза в неделю по полтора часа с десятиминутным перерывом;
  • если же участниками являются взрослые, то периодичность и протяжность занятий может быть такой же, как и в участников второй категории

Разработка Положения о клубном формировании в учреждении культуры

  • Как заполнить заявку на грант от Минкультуры
  • Как платить надбавки — пошаговый алгоритм и размеры от Минкультуры
  • Скачайте 11 готовых инструкций по охране труда в культуре, чтобы избежать ответственности

Положение о клубном формировании является локальным документом организации культуры, которое служит основанием для осуществления деятельности студии, секции, кружка и так далее. Его разработкой занимается руководитель формирования.

Рекомендуется включить в Положение не менее трех разделов: общие положения, организация деятельности, руководство и контроль за деятельностью формирования. Конечно же, каждый руководитель может выделить и большее количество разделов или дать им другие названия. Но главное, чтобы при этом отражалась вся необходимая информация.

Что же необходимо указать в каждом из разделов? К примеру, в общих положениях стоит указать, какие вопросы и правила будут рассмотрены в Положении. То есть, как создается формирование, из каких источников оно будет финансироваться и так далее.

  • бюджетные средства;
  • средства учредителя;
  • спецсредства, в качестве которых выступают гранты или финансы, выделенные по целевой программе и другие.

В разделе об организации деятельности формирования необходимо раскрыть вопросы, касающиеся периодичности и продолжительности занятий, оказания платных услуг, видов и форм занятий и мероприятий. Каждый их пунктов следует конкретизировать.

В Положение также нужно внести раздел, в котором будут перечислены обязанности директора учреждения культуры и руководителя клубного формирования. В этом же разделе следует закрепить критерии оценки деятельности творческого коллектива.

После разработки Положение должно быть утверждено руководителем учреждении культуры. После чего он обязан издать приказ о создании клубного формирования.

КЛУБНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Основными задачами деятельности Учреждения являются:

* решение вопросов местного значения в области сохранения

нематериального культурного наследия;

* организация разнообразных форм культурно – досуговой

деятельности для различных слоёв населения;

* сохранение, возрождение и развитие русских народных

традиций и обычаев;

* поиск и внедрение новых форм организации досуговой

· поддержка и пропаганда любительского искусства.

Для достижения указанных задач в Учреждении осуществляются следующие виды деятельности:

· создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского, художественного, прикладного творчества, народных коллективов, любительских объединений и других клубных формирований;

· организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

· проведение спектаклей, концертов, других театрально – зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов и исполнителей, демонстрация кинофильмов и видеопоказов;

· проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными местными обычаями и традициями;

· организация досуга различных групп населения, в том числе вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодёжных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно – развлекательных программ;

· осуществление других видов культурно – творческой, культурно – познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям Учреждения;

· организационное обеспечение местных проектов в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социально – культурной интеграции и патриотического воспитания;

· творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социально – культурной деятельности и патриотического воспитания;

· повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности Учреждения, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер – классов, семинаров;

· разработка и издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности Учреждения, в т.ч. методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры;

· разработка критериев и положений о поселенческих конкурсах, праздниках и фестивалях.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Предметные кружки в школе: научно-образовательные кружки, организуемые с целью расширения и углубления знаний учится по различным предметам школьной программы и развития у них интереса к соответствующим отраслям науки, художественной литературы и искусству.

Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Занятия в п.к. способствуют развитию у учащихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Содержание и формы работы предметных кружков зависят от специфики учебного предмета, уровня знаний и возраста учащихся (обычно в предметные кружки входят учащиеся одной параллели, иногда разных, но примерно с одинаковой подготовкой). Программа работы предметных кружков включает в качестве основных вопросы, дополняющие и углубляющие, но не дублирующие школьный курс.

Формы занятий в предметных кружках разнообразные беседы, доклады, диспуты, постановка опытов, лабораторные работы, экскурсии, туристские походы и другие.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также

внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.




Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.
Возможности и особенности внеурочных форм организации познавательной деятельности учащихся

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желания учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой знаний по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии по формированию у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.

Таким образом, внеклассная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходимо целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально- творческого потенциала юного человека, как одного из основных условий подготовки личности к успешному социально – значимому функционированию в современном обществе.

Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание, как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа школьных кружков строится обычно из расчета 1 ч. в неделю в 1 – 4-м классах и 2 ч. в 5-11-м классах.В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно – тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, что бы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью. На основе календарно – тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы. Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.

Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года, и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляется выставкой их творческих работ.

Запись в кружок проводит руководитель в определенные часы в помещении, где в дальнейшем будут проходить занятия. Если кружок работает уже не первый год, то на период проведения записи рекомендуется организовывать небольшую выставку моделей, учебно–наглядных пособий, изделий, сделанных кружковцами и отражающих характер его работы.

Участники кружка должны быть близки по возрасту, разница в возрасте может быть не более 1-2 лет. Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия. Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек. Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организацию работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям в форме знакомство со способами разрешения технических противоречий: объединение – разъединение, ускорение – замедление, уменьшение – увеличение и др., методов поиска решений творческих технических задач: "мозговой штурм", синектика, морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Педагогическая эффективность самостоятельной работы кружковцев во многом зависит от качества руководства ею со стороны педагога. Руководитель кружка предусматривает порядок выполнения технического задания на каждом этапе, обучает ребят рациональным приемам труда, инструктирует, наблюдает за ходом работы, своевременно оказывает помощь в преодолении возникших трудностей, в исправлении допущенных ошибок.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе. Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

Принципа последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

В подростковом возрасте развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Ребенок должен иметь возможность практиковать авторское действие – замысел, анализ условий реализаций, получение продукта.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается деятельность любительских объединений и клубов по интересам?

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. –доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность - природная одаренность, талантливость.

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способность к их развитию.

Наблюдая за детьми на занятиях, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми,размышляла над вопросами: как развить индивидуальные способности, и как им руководить? Как развить творческое воображение дошкольников в рисовании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному развитию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного рисования.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

• Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.

• Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного рисования.

• Формировать у детей знания, умения и навыки изодеятельности.

• Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в изобразительной деятельности.

В своей работе использую следующие формы организации обучения по изодеятельности, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л. А. Парамоновой).

В работес воспитанниками пользуюсь различными материалами:

На занятиях использую нетрадиционные техники изображения, которые развивают ориентировочно-исследовательскую деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином)дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Важным аспектом системы развивающей работы для детей с признаками одаренности является изучение результатов диагностики личностных особенностей детей их эмоционально-волевой сферы, результатов экспертнойй оценки и самооценки.

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.

5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

7. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён.

Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя) Одной из особенностей развития ребёнка дошкольного возраста является естественная потребность в движении, так как в период от 3 до 7 лет.

Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) Традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения. Центральное место в формировании личности ребенка занимает.

1. Утвердить Методические рекомендации по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Малакова.

Врио Министра Н.А. Малаков

Приложение
к приказу Министерства культуры РФ
от 30 декабря 2015 г. № 3453

Методические рекомендации
по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики

I. Общие положения

Методические рекомендации предназначены для применения в государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждениях: домах (дворцах) культуры; клубах, клубных объединениях, клубных системах, автоклубах; дворцах молодежи; культурных центрах, социально-культурных центрах, национально (этно)-культурных центрах, центрах досуга, центрах культуры и спорта, плавучих культцентрах; домах (центрах) ремесел, домах (центрах) народного творчества, домах фольклора; парках (садах) культуры и отдыха; кинотеатрах и других организациях культурно-досугового типа (далее - Учреждение).

2. В целях формирования штатной численности работников Учреждений в Методических рекомендациях приняты следующие определения и понятия:

нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда*;

типовая (отраслевая) норма времени - затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги в сфере культуры одним или группой работников соответствующей квалификации учреждений культуры;

типовая (отраслевая) норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций или объемов работ в учреждениях культуры;

типовая (отраслевая) норма обслуживания (выработки) - количество объектов**, которые работник или группа работников соответствующей квалификации учреждений культуры обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени;

административно-управленческий персонал государственного (муниципального) учреждения культуры - работники учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ) в сфере культуры, а также работники учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности государственного (муниципального) учреждения.

вспомогательный персонал государственного (муниципального) учреждения культуры - работники учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ) в сфере культуры, направленных на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.

основной персонал государственного (муниципального) учреждения культуры - работники, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы) в сфере культуры, направленные на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности учреждения, а также их непосредственные руководители.

3. При организации труда работников в Учреждениях рекомендуется применять следующие нормы наполняемости коллективов (таблица 1):

Нормы наполняемости участниками коллективов (рекомендационные)

Наполняемость коллектива, действующего на платной основе, определяется руководителем Учреждения.

4. Организация деятельности клубных формирований, творческих коллективов, студий, кружков, секций, любительских объединений по типам, а также объемы работ по организации и проведению культурно-массовых мероприятий различных направлений и тематик (в том числе платных) определяются государственным (муниципальным) заданием.

6. Продолжительность рабочего времени работников определяется согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, нормативным правовым актам, Уставом и трудовым распорядком Учреждений.

7. Ответственность за разработку и пересмотр нормирования труда в учреждении несет работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

8. При расчете норм труда и штатной численности Учреждениях:

используются типовые отраслевые нормы труда;

типовые нормы труда;

регламенты выполнения работ по типам учреждений.

При этом рекомендуется учитывать все понятия и факторы, влияющие на величину затрат труда и условия выполнения работ:

технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции, услуг;

организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;

санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);

психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);

социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров);

правовые - предусмотренные нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени, формы организации труда;

структурные, экономические и другие факторы;

II. Формирование штатной численности государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики

9. Порядок определения штатной численности Учреждений осуществляется на основе типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа, утверждаемых приказом Минкультуры России.

10. Формирование штатной численности Учреждения рекомендуется проводить применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения по следующим категориям персонала: административно-управленческий, основной и вспомогательный.

11. При расчете численности персонала рекомендуется определять трудозатраты по видам норм, которые представлены в типовых, отраслевых, межотраслевых и иных сборниках норм труда.

12. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда, Учреждения самостоятельно вносят изменения в показатели норм труда, исходя из целей и задач.

13. При отсутствии показателей норм труда на работы, которые выполняются в Учреждении, в типовых сборниках по ним разрабатываются локальные (местные) нормы труда.

14. Штатная численность работников, относимых к основному персоналу Учреждений, рассчитывается на основе норм по труду с учетом плановых невыходов, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета:

где - штатная численность персонала Учреждения;

- нормативная численность (на основе государственного задания);

- плановый коэффициент невыходов (отпуска, временная нетрудоспособность), определяемый как .

где: - нормативная численность сотрудников учреждения;

- общие трудозатраты на объем работ планируемого периода, чел.-час;

- фонд рабочего времени на планируемый период, час.

16. Для руководителей коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, кружков трудоемкость определяется по направлениям искусства (музыкального, хореографического, изобразительного и декоративно-прикладного, театрального).

С учетом требований пункта 3 (таблица 1) Методических рекомендаций общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов планируемого периода (на неделю) составляют:

где: N - количество занятий в коллективах любительского художественного творчества;

m - продолжительность одного занятия в количестве учебных часов с учетом времени на отдых по 15 минут на занятие.

Сезон культурно-досуговых учреждений рассматривается период с сентября текущего года по май следующего года.

17. Формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала производится на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

18. При наличии в государственном задании выполнение работ, осуществляемых другими видами и типами учреждений культуры или учреждениями других отраслей, при формировании штатной численности рекомендуется использовать соответствующие типовые отраслевые нормы.

Приказами Минкультуры России утверждены следующие типовые нормы труда:

Также разработаны и утверждены приказом Минкультуры России от 30.12.2014 № 2479 Методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики.

III. Пересмотр и внесение изменений в типовые нормы труда работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа

19. Пересмотр типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемых в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа на уровне Учреждений рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения и введения в действие, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

20. Внесение изменений в типовые нормы труда работников культурно-досуговых учреждений осуществляется при следующих условиях:

отличие организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда;

отсутствие показателей норм труда на работы, которые выполняются в учреждении.

21. В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

22. Порядок работ в Учреждении рекомендуется осуществлять по следующему плану***:

определение работ, по которым условия выполнения, отличаются от типовых;

выбор рабочих мест для проведения исследований;

проведение исследований на выбранных рабочих местах;

обработка результатов исследований;

расчет показателей норм труда по результатам исследований;

внесение изменений в типовые нормы труда по результатам расчета.

23. Формирование штатной численности учреждений по результатам изменений типовых норм труда рекомендуется проводить применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения по следующим категориям персонала: административно-управленческий, основной и вспомогательный.

* статьи 160, 161 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878)

** число пользователей, посетителей, посещений, экспонатов (музейных предметов), библиографических изданий, публикаций и записей, нотных изданий, видов (подвидов) животных и т.п.

*** Приказ Минтруда России от 31.05.2013 № 235.

Обзор документа

Подготовлены методические рекомендации по формированию штатной численности работников организаций культурно-досугового типа (в т. ч. государственных (муниципальных) учреждений) с учетом отраслевой специфики.

В частности, речь идет о домах (дворцах) культуры, клубах, кинотеатрах и т. д.

Приведены нормы наполняемости участниками коллективов (рекомендационные).

В коллективах, которым присвоены почетные звания "Народный", "Образцовый", нормы численности соответствующих творческих работников могут быть увеличены в 2 раза. Наполняемость коллектива, действующего на платной основе, определяется руководителем организации.

Ответственность за разработку и пересмотр нормирования труда в организации несет работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Штатная численность административно-управленческого и вспомогательного персонала формируется на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также: