Что входит в исковую работу

Обновлено: 27.04.2024

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 к деятельности по управлению многоквартирными домами отнесена претензионно-исковая работа с неплательщиками за ЖКУ. Рассказываем о том, как УО пыталась доказать, что ведёт такую работу надлежащим образом, и аргументах суда по этому делу.

УО получила предписание о ненадлежащем ведении работы с должниками

На обязанность вести претензионно-исковую работу с должниками указал одной из управляющих организаций Петропавловск-Камчатска контрольный орган МСУ после проверки.

Муниципальное ведомство установило, что на дату проверки задолженность собственников и пользователей помещениями в МКД перед управляющей организации за ЖКУ превысила 760 тысяч рублей. Причём 554 тысячи рублей долга приходилось всего на три квартиры в доме.

По результатам проверки муниципальный орган контроля составил акт и выдал УО предписание с требованием в течение двух месяцев обеспечить ведение надлежащим образом претензионно-исковой работы с должниками за ЖКУ. Управляющая организация с замечанием надзорного ведомства не согласилась и обратилась с иском в суд, приложив копии претензионных писем в адрес должников и исковых заявлений.

ПП РФ № 416 обязывает УО вести работу с должниками

Прежде чем перейти к разбору спора по существу, судья напомнил сторонам о требованиях жилищного законодательства к деятельности по управлению многоквартирными домами.

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, обязана за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в таком доме, предоставлять коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Правила работы по управлению многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. В п. 2 ПП РФ № 416 говорится о том, что деятельность по управлению МКД – это соблюдение стандартов для выполнения требований ст. 161 ЖК РФ и реализации решений общего собрания собственников помещений в доме.

Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги

УО не представила доказательств ведения претензионно-исковой работы

  1. Согласно составленному акту проверки УО, у жителей трёх квартир в многоквартирном доме имеется значительная задолженность за ЖКУ.
  2. Управляющая организация не оспорила в суде факт наличия задолженности у указанных собственников в сумме 554 тысячи рублей.
  3. УО также не представила суду сведений о полученных в результате претензионно-исковой работы денежных средствах, о наличии исполнительных производств по взысканию задолженности.
  4. Представленные истцом в суде предупреждения неплательщиков о задолженности по оплате ЖКУ не приняты в качестве доказательств, поскольку УО не смогла ничем подтвердить факт их вручения или направления по адресу проживания должников.
  5. Нет доказательств тому, что представленные истцом исковые заявления о взыскании задолженности были направлены в суд, и отсутствуют сведения о судебных актах, принятых после рассмотрения заявлений.
  6. Управляющая организация смогла подтвердить направление в суд только тех исковых заявлений, которые формировались и передавались для рассмотрения после проведения контрольным органом проверки и получения истцом предписания.
  7. Сведения, указанные в исковых заявлениях, подтверждают, что период, за который сформировалась задолженность жителей трёх квартир МКД, составляет от двух до трёх лет.

В решении суд также указал, что надзорный орган имел полномочия проводить проверку УО и выдавать предписание. Проверка была проведена без грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Порядок ведения претензионно-исковой работы с должниками за ЖКУ

Рассмотренное судебное решение еще раз подтвердило, что ведение постоянной претензионно-исковой работы с неплательщиками – обязанность управляющих организаций согласно законодательству.

К такой деятельности относятся:

1. Досудебная претензионная работа с должниками.

Проводить мероприятия по взысканию долга УО может с первого дня после окончания срока внесения платы за ЖКУ, установленного в ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Но обычно претензионная работа начинается спустя 2-3 месяца после образования задолженности, когда исполнитель КУ уже имеет право ввести ограничение подачи ресурса (раздел XI ПП РФ № 354).

Направление неплательщику досудебной претензии – это право УО, но не обязанность (абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62). Претензионный порядок даёт возможность управляющим организациям избежать ненужных судебных споров.

В претензии указываются размер долга, основания для взыскания, срок оплаты и последствия при неоплате задолженности. На оплату предоставляется 30 календарных дней. Документ вручается неплательщику лично в руки под подпись либо направляется заказным письмом с уведомлением.

2. Взыскание суммы долга и начисленных пени в судебном порядке.

УО имеет право подать в суд исковое заявление без предварительной претензионной работы или в случае, если потребитель не оплатил долг в срок, указанный в претензии. Взыскать через суд долг, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей, можно по упрощённой процедуре – получить судебный приказ (ч. 1 ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).

В таком случае УО должна обратиться с заявлением на получение судебного приказа в мировой суд по месту жительства должника. При этом следует учитывать, что срок исковой давности для взыскания долга за услуги ЖКХ составляет три года (ч. 1 ст. 196 ГК РФ).

Запомнить

УО, ведя претензионно-исковую работу, должна хранить копии всех документов, в том числе удостоверяющих вручение должникам уведомлений и претензий, отправку заявлений в суд, судебных приказов. Также действия в рамках этой деятельности и их результаты должны фиксироваться в соответствующих журналах регистрации управляющей организации.

Это необходимо не только для доказательства исполнения своей обязанности по ведению претензионно-исковой работы. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 и приказу Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, управляющие организации обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ информацию об этой работе в отношении должников.

Если при заполнении данного вида отчётности у вас возникают трудности, позвоните нам: 8 800-500-65-61. Мы поможем!

Читайте также: