Что такое зона оптимального выбора профессии

Обновлено: 28.06.2024

Вопрос: Представители каких профессий
изображены на слайде?
Значит о чем пойдет речь на нашем
занятии?
Действительно, сегодня мы с вами на
занятии познакомимся с системой
профессионального образования РФ.

4. Цель занятия:

Формирование первоначальных знаний о
роли профессии в жизни человека и о
возможностях получения
профессионального образования различных
уровней.

Вы выбираете профессию на
всю жизнь, и чтобы потом
многие годы каждое утро
хотелось идти на работу, уже
сейчас нужно…

Система профессиональной
подготовки кадров в России
Уровень
подготовки
Образовательная организация
Профессиональные лицеи, учебноНачальный
курсовые комбинаты
Средний
Техникумы, колледжи, училища
Высший
Государственные и частные вузы
(институты, академии и
университеты)

7. ВИДЫ ПРОФИЛЕЙ

Социально-экономический
профиль
• Профильные предметы:
экономика, право, философия,
социология, политология,
география.

Гуманитарный профиль
• Профильные предметы: русский
язык, литература, иностранный
язык, история, философия,
искусство.

Художественный профиль
• Профильные предметы: русский
язык, литература, иностранный
язык, история, философия,
искусство.

Самоопределение личности – это
осознание своего отношения к миру,
утверждение своей позиции в нем.
Профессиональное самоопределение
- это процесс и результат
самостоятельного и сознательного
выбора профессии.
Профессия - это род трудовой
деятельности человека, требующий
специальных знаний и опыта и
обеспечивающий условия
существования.

17. Зона оптимального выбора профессии

Условия, которые влияют на выбор профессии
Хочу
Могу
Интересы.
Способности.
Склонности.
Состояние здоровья.
Интерес – это стремление к
изучению какого-либо
предмета или явления.
Способности –
индивидуальные способности
человека, которые помогают
успешно выполнять какуюлибо деятельность.
Склонности – это стремление
заниматься какой-либо
определённой деятельностью.
Не всегда интересы и
склонности совпадают.
Надо

19. Ведущую роль в выборе профессии играет активность личности

Профессия
Профессия – это род трудовой
деятельности, требующий специальной
Что такое?
подготовки, знаний и опыта и
являющийся обычно источником
существования.
!

Специальность
Специальность – более узкая область
Что такое?
приложения физических и духовных сил человека в
рамках той или иной профессии.
!

24. 40 тысяч профессий

25. Ориентироваться в мире профессий позволяет их классификация

• Классификация профессий – это
объединение сходных профессий в
различные группы по каким-либо
признакам.

26. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики

• Промышленность
• Строительство
• Сельское хозяйство
• Лесное хозяйство
• Транспорт
• Связь, доставка и сбыт
• Здравоохранение
• Наука, образование,
искусство, культура
• Юриспруденция
• Торговля
• ЖКХ
• Органы управления
• Система массовых
коммуникаций

Наиболее удачную классификацию
предложил академик Е. А. Климов.
Основными признаками этой классификации
являются:
- предмет труда (когда человек работает, его внимание
направлено не на отрасль, а на предмет);
-цель труда (с предметом надо что-то сделать);
- орудия труда (в любом труде есть орудия);
- условия труда (человеку важно в каких условиях
протекает его работа).

В зависимости от предмета труда все
профессии подразделяются на пять типов
Человек-природа
Человек-человек
Человек-техника
Человек-знаковая система
Человекхудожественный образ

29. В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:

1. гностические цель – распознать, различить,
оценить, проверить(контролер, следователь, врач,
сборщик часов, эксперт,и др.)
2. преобразующие цель – обработать, упорядочить,
организовать, собрать (слесарь, портной,
водитель, преподаватель, паркетчик);
3. изыскательские цель – изобрести, придумать,
найти новый вариант, сконструировать (модельер,
программист, писатель, ученый, художник,
конструктор и др.)

Классы профессий подразделяются на отделы в
зависимости от орудия труда
Ручного труда
столяр, хирург
монтажник,
ювелир,
музыкант
Автоматизированные
и автоматические
системы, аппараты
Сталевар,
печатник,
программист,
оператор
Машинно-ручного труда
токарь, водитель,
машинист,
оператор
использование
функциональных
средств организма)
преподаватель,
актер, дирижер,
режиссер

31. Специалисты разных профессий работают в различных условиях. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий.

• Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
(секретарь, бухгалтер, экономист, сборщик часов и
др.);
• Труд с пребыванием на открытом воздухе (агроном,
пастух, геолог, лесник и др.);
• Труд в необычных условиях (летчик, водолаз, артист
цирка, каскадер, шахтер и др.);
• Труд с повышенной моральной ответственностью
за здоровье, жизнь, психическое, умственное,
нравственное развитие людей (врач, писатель,
юрист, адвокат, учитель и др.)

32. Домашнее задание

35. Пример профессиограммы

36. Практическая работа

Выбор профессии
Деятельность
Информированность
Уровень притязаний на
общественное признание
Способности
Позиция старших
членов семьи
Позиция сверстников
Позиция учителей,
классного руководителя
Личные профессиональные
планы

38. Создание и форматирование таблиц

Возможный вариант таблицы:
Фактор воздействия
Родители
Родственники
Учителя
Друзья
Литературные
персонажи, герои
кинофильмов, теле- и
радиопередач
Кто-то еще
Влияние на
выбор
профессии
Профессиональный идеал

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии – это элемент смысла жизни человека, потому что труд – есть значимая человеческая ценность и именно он – интересный, любимый и творческий – делает жизнь человека осмысленной и счастливой. Зачастую выбор дела по душе – процесс длительный, и делать скоропалительные выводы конечно вовсе не обязательно.

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Условия выбора профессии:

Что ещё следует учесть при выборе профессии?

В общем виде профессиональный выбор может быть представлен как некий небольшой сектор на пересечении трёх кругов: хочу, могу, надо.

hello_html_67f63753.jpg

Итак, при выборе профессии нужно:

знать как можно больше профессий;

определиться в своих интересах;

знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом

неумение оценить свои возможности;

отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

отсутствие интереса, к какой бы то ни было деятельности

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

Увлечение только внешней стороной профессии.

Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Психологическая классификация профессий по типам личности:

Дж. Холланд выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности:

1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.

2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.

3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.

4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.

5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.

6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель . Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

1. НЕ бойтесь перемен!

С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся, сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

2. НЕ думайте только о престижности профессии.

Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии.

4. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье.

Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

5. НЕ бойтесь никакого своего решения.

У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся для изучения профессиональной направленности учащихся (приложение 1).

Оборудование:

Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-12 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.

Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.

План занятия:

Ход занятия

1. Вводная часть.

Участники сидят в кругу.

Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.

Во время этого занятия вы сможете:

  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • показать и расширить свои знания о профессиях;
  • Проявить себя при решении профессиональных ситуаций.

Цель: сплочение группы.

Ведущий: Накануне мы с вами провели анкету по профессиональному выбору. Данные этой анкеты позволили мне многое о вас узнать. По результатам анкеты у нас были выделены следующие группы участников(…..) Эти данные вы можете увидеть на экране:

  • Медицина:
  • Юриспруденция и менеджмент:
  • Люди делающие нашу жизнь лучше:

В зависимости от выделенных групп мы с вами разделимся.

Теперь вам необходимо представить свои профессии в командах в виде визитной карточки. На подготовку дается 3 минуты. Визитная карточка должна быть на 2 минуты. Свои визитные карточки участники изображают на листах бумаги или в устной форме, а затем представляют.

Каждая команда должна дать экспертную оценку работе другой команды (инструкции на столе) (приложение 2)

– Молодцы! Все хорошо поработали, достаточно грамотно представили свои профессии.

Мотивирующая беседа.

Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.

Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)

Теперь давайте обобщим сказанное вами.

На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.

  • Зона оптимального выбора профессии:
  • Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.

2. Основная часть.

Правила выбора профессии.

Ведущий: Мы с вами определили, что необходимо учитывать при выборе будущей профессии. А теперь нам с вами предстоит ответственный момент определения правил выбора профессии. Для этого мы с вами разделимся на 3 команды и вы займете места за столами с соответствующими номерами.

У вас на столах имеются листы с правилами выбора профессии (приложение 3). Вам необходимо в течении 3 минут определить какие правила вы считаете необходимыми и обвести их номер в кружок. Затем каждая команда зачитывает свои правила (время для представления 2 минуты). Время пошло.

Ведущий: При выборе профессии выпускники часто совершают ряд типичных ошибок.

  1. Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
  2. Предрассудок, что некоторые профессии считают недостойными.
  3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
  4. Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней стороной профессии.
  6. Неумение разобраться в своих личных качествах.
  7. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Цель: Дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуации.

Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении профессиональной ситуации.

А сейчас по очереди каждой команде я буду зачитывать профессиограмму, которая закодирована определенным растением.

В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы поднимете сигнальную карточку или руку тогда, когда уверены в ответе.

Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов; на второй – 4 балла, на третий – 3 балла и т.д.

Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь.

На доске вывешен список профессий, который поможет вам в определении профессии, зашифрованной в профессиограмме (приложение 4)

Ведущий: Все команды хорошо справились с заданием, получали соответствующее количество баллов. А теперь у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки. Каждая команда получает профессиональную ситуацию, которую она должна решить. На решение ситуации дается 3-5 минут. После чего каждая команда должна представить свое решение. (приложение 5)

(Команды представляют свои ситуации).

Ведущий корректирует ответы, дополняет их.

Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. Каждая команда могла заработать 15 баллов. Анализируя вашу работу в течение занятия, я бы сделала вывод, что команда … более свободно ориентируется в мире профессий. У … команды оказалось на … очков больше. Поздравляем ее! Но та команда, которая набрала меньше очков пусть не переживает, ведь это только игра и у вас есть возможность больше узнать о профессиях, которые вызвали у вас затруднения.

3. Заключительная часть.

Заключительная беседа.

Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.

Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.

Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Рефлексия.

Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

  • Sample Data-Articles Кол-во материалов: 38
    • Joomla! Кол-во материалов: 9
      • Extensions

      The Joomla! content management system lets you create webpages of various types using extensions. There are 5 basic types of extensions: components, modules, templates, languages, and plugins. Your website includes the extensions you need to create a basic website in English, but thousands of additional extensions of all types are available. The Joomla! Extensions Directory is the largest directory of Joomla extensions.

      Components are larger extensions that produce the major content for your site. Each component has one or more "views" that control how content is displayed. In the Joomla administrator there are additional extensions such as Menus, Redirection, and the extension managers.

      Modules are small blocks of content that can be displayed in positions on a web page. The menus on this site are displayed in modules. The core of Joomla! includes 24 separate modules ranging from login to search to random images. Each module has a name that starts mod_ but when it displays it has a title. In the descriptions in this section, the titles are the same as the names.

      Content modules display article and other information from the content component.

      User modules interact with the user system, allowing users to login, show who is logged-in, and showing the most recently registered users.

      These modules display information from components other than content and user. These include weblinks, news feeds and the media manager.

      Utility modules provide useful functionality such as search, syndication and statistics.

      Navigation modules help your visitors move through your site and find what they need.

      Menus provide your site with structure and help your visitors navigate your site. Although they are all based on the same menu module, the variety of ways menus are used in the sample data show how flexible this module is.

      A menu can range from extremely simple (for example the top menu or the menu for the Australian Parks sample site) to extremely complex (for example the About Joomla! menu with its many levels). They can also be used for other types of presentation such as the site map linked from the "This Site" menu.

      Breadcrumbs provide users with information about where they are in a site.

      Templates give your site its look and feel. They determine layout, colours, typefaces, graphics and other aspects of design that make your site unique. Your installation of Joomla comes prepackaged with three front end templates and two backend templates. Help

      Plugins are small task oriented extensions that enhance the Joomla! framework. Some are associated with particular extensions and others, such as editors, are used across all of Joomla. Most beginning users do not need to change any of the plugins that install with Joomla. Help

      Here is where I will blog all about the parks of Australia.

      You can make a blog on your website by creating a category to write your blog posts in (this one is called Park Blog). Each blog post will be an article in that category. If you make a category blog menu link with 1 column it will look like this page, if you display the category description then this part is displayed.

      To enhance your blog you may want to add extensions for comments, interacting with social network sites, tagging, and keeping in contact with your readers. You can also enable the syndication that is included in Joomla (in the Integration Options set Show Feed Link to Show and make sure to display the syndication module on the page).

      These are my photos from parks I have visited (I didn't take them, they are all from Wikimedia Commons).

      This shows you how to make a simple image gallery using articles in com_content.

      In each article put a thumbnail image before a "readmore" and the full size image after it. Set the article to Show Intro Text: Hide.

      • Animals Кол-во материалов: 4
      • Scenery Кол-во материалов: 4

      We search the whole countryside for the best fruit growers.

      You can let each supplier have a page that he or she can edit. To see this in action you will need to create a user who is in the suppliers group.

      Create one page in the growers category for that user and make that supplier the author of the page. That user will be able to edit his or her page.

      This illustrates the use of the Edit Own permission.

      • Психолог Кол-во материалов: 3
      • Родителям Кол-во материалов: 6
      • Студенту Кол-во материалов: 9
      • Выпускникам Кол-во материалов: 5
      • "О разном, но всегда полезном" Кол-во материалов: 1
      • Научно-методическая работа Кол-во материалов: 21
        • Аттестация Кол-во материалов: 19
          • Курсы повышения квалификации Кол-во материалов: 17
          • Публикации наших коллег Кол-во материалов: 1
          • Методические разработки педагогов Кол-во материалов: 8
          • Участие педагогов в методических объединениях города Кол-во материалов: 2
          • Участие педагогов в научно-практических конференциях города, края, региона, страны Кол-во материалов: 23
          • Нормативно-правовая документация ФГОС СПО Кол-во материалов: 6
          • Методические рекомендации Кол-во материалов: 9
          • Планы, приказы о введении ФГОС Кол-во материалов: 1
          • Студенческие объединения Кол-во материалов: 1
          • Профилактика правонарушений Кол-во материалов: 7
          • Студенческое самоуправление Кол-во материалов: 1
          • Наши достижения Кол-во материалов: 4
          • Волонтерское движение Кол-во материалов: 3
          • Мероприятия Кол-во материалов: 45
          • Профессиональная подготовка Кол-во материалов: 1
          • Рекомендации по охране труда Кол-во материалов: 4
          • Мастерские - населению Кол-во материалов: 1
          • Публичный отчет Кол-во материалов: 1

          08.02.07 "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции"

          08.02.11"Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома"

          • 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования Кол-во материалов: 1
          • 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Кол-во материалов: 1
          • 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов Кол-во материалов: 1
          • 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Кол-во материалов: 1
          • 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома Кол-во материалов: 1
          • 09.02.07 - Информационные системы и программирование Кол-во материалов: 1
          • 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Кол-во материалов: 1
          • 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения Кол-во материалов: 1
          • 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Кол-во материалов: 1
          • 38.01.03 Контролер банка Кол-во материалов: 1
          • 21.01.08 Машинист на открытых горных работах Кол-во материалов: 1

          В соответствии с лицензией колледж осуществляет образовательную деятельность по следующим специальностям:

          Читайте также: