Что такое трудовые ресурсы в географии

Обновлено: 23.05.2024

Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал , представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.

Трудовые ресурсы региона –это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.

Фактически к трудовым ресурсам относятся:

  • население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны IиIIгрупп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
  • население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:

  • образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
  • профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;
  • половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
  • социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).

Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:

а) общая численность трудовых ресурсов;

б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;

в) уровень занятости населения;

г) состав работающих по полу и возрасту;

д) отраслевая структура занятости населения;

е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.

Государственное регулирование трудового потенциала региона– неотъемлемая составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл – формирование, распределение и использование. Необходимо отметить, что рыночный механизм принципиально не способен решить проблемы занятости (безработицы), поэтому рыночные силы и государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала объективно призваны дополнять друг друга. Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:

  • обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;
  • достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;
  • обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;
  • рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения.

Система государственного регулирования трудового потенциала основывается на учете и использовании политических, социальных, экономических и правовых факторов. Она предполагает использование прямых(административных) икосвенных(экономических) методов управления. Кпрямым методам регулированияотносятся такие воздействия на трудовой потенциал регионов, которые непосредственно определяют его состояние через деятельность специальных фондов и разработку программ содействия занятости, создание соответствующих нормативных актов, тарифно-квалификационных систем, систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирования заработной платы.Косвенные(экономические)методыизменяют мотивацию (заинтересованность) хозяйствующих субъектов в развитии трудовых ресурсов региона и реализуются посредством налоговой, кредитной системы, индикативного планирования.

В свою очередь всю совокупность мер государственного воздействия на уровень занятости (безработицы) можно разделить на две группы: активныеипассивные.Активные мерынепосредственно направлены на разрешение проблемы безработицы и повышение уровня занятости (создание рабочих мест, субсидирование, льготное налогообложение, организация общественных работ, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантированный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.п.). Наряду с вышеперечисленными мерами, неправлеными на увеличение спроса на рабочую силу, активные меры государственного регулирования трудового потенциала включают в себя воздействия, нацеленные на сокращение предложения рабочей силы (увеличение продолжительности обучения в школе, отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и т.п.). Кпассивным методамгосударственного регулирования рынка труда относятся ассигнования на выплату пособий по безработице и частичному возмещению, безработным их потерь в доходах.

Трудовыми ресурсами являются люди, достигшие определенного возраста и обладающие необходимым физическим развитием, умственными способностями, дающими возможность принимать участие в общественно полезном труде.

К трудоспособному возрасту относят также работающих подростков до 16 лет и работающих пенсионеров.

Не все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, принимают непосредственное участие в производственном процессе.

Та часть людей, которая в производственном процессе принимает непосредственное участие, получила название экономически активного населения.

К экономически активному населению не будут относиться люди, занятые домашним хозяйством, студенты, школьники, достигшие трудоспособного возраста.

Рисунок 1. Экономически активное население. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Численность трудовых ресурсов больше численности экономически активного населения. Оба понятия широко используются в международной статистике и являются важными для развития как национальных, так и мировой экономики.

В 1990 г. трудовые ресурсы мира составляли 61% тогдашнего населения планеты или 3,2 млрд. человек, причем среди мужского населения – 62%, среди женского – 60%.

В этом же году на долю экономически активного населения приходилось 45% мирового населения или 2360 млн. человек. При этом мужчины составляли 57%, женщины – 33%.

Готовые работы на аналогичную тему

В 2000 г. экономически активное население превысило 3 млрд. человек. Специалисты объясняют этот рост демографическим взрывом в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Надо сказать и о том, что нужно учитывать число полностью безработных в это время, которое приблизилось к 100 млн. человек. Частично безработных было 300 млн. человек.

Международная организация труда к безработным относит лиц старше 15 лет, не имевших работы в рассматриваемый период, но занимавшихся её поиском и готовых к ней приступить.

В промышленно развитых странах уровень безработицы составлял:

  • 4,5% в США,
  • 4,3% в Японии,
  • 6,2% в Великобритании,
  • 10,9% в Германии,
  • 11,8% во Франции,
  • 12,0% в Италии,
  • 18,8% в Испании.

Трудовые ресурсы разных стран имеют различия, и зависят от воспроизводства населения и экономического развития страны. Исходя из этого, различия могут быть очень большими, и это относится, прежде всего, к абсолютным показателям занятости.

Лидерами в этом отношении были Китай – 750 млн. человек, Индия – около 400 млн. человек, Индонезия – 90 млн. человек, Бразилия – 70 млн. человек, Бангладеш – 60 млн. человек.

По абсолютным показателям занятости из развитых в экономическом плане стран в первую пятерку входили:

  • США – боле 140 млн. человек,
  • Япония – 85 млн. человек,
  • Россия – 67 млн. человек,
  • Германия – 38 млн. человек,
  • Великобритания – 27 млн. человек.

Относительные показатели тоже имеют свое значение.

Среди стран выделяется общая закономерность, которая заключается в том, что доля лиц экономически активного населения в развивающихся странах меньше по сравнению с развитыми странами, что объясняется меньшей занятостью женщин особенно для арабо-мусульманских стран.

Наибольшая активность женщин в общественном производстве в развитых странах приходится на возрастную группу 20-24 года. Затем их доля постепенно начинает уменьшаться, в виду того, что у женщин появляются семейные обязанности по воспитанию детей.

Структура занятости населения мира

В отраслевой и профессиональной структуре занятости происходит снижение доли занятых в сельском, лесном хозяйстве, в рыболовстве, а доля занятых в сфере услуг быстро увеличивается.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в развитых странах мира.

Рисунок 2. Занятость населения по отраслям хозяйства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Доля занятых в промышленном производстве по разным странам колеблется – от 13 до 25% в развитых странах, в новых индустриальных странах доля занятых составляет 20%, в развивающихся странах она несколько ниже, а в самых бедных странах эта доля не превышает 10%.

Что касается профессиональной занятости, то в развитых странах растет доля людей, обладающих знанием современных технологий и, прежде всего, информационных, растет доля менеджеров.

Существенное отличие по странам имеет качество трудовых ресурсов и интенсивность их использования. Промышленно развитые страны, начиная с середины XX века, начали переход к постиндустриальному обществу, который сопровождался структурными изменениями в занятости и качестве трудовых ресурсов.

В производственной сфере происходило высвобождение значительного количества трудовых ресурсов, которые пополняли третичный сектор. Сегодня в развитых странах мира 2/3 экономически активного населения заняты различного рода услугами – торговлей, банковским и страховым делом, государственным управлением, и др.

Сфера услуг требует от человека высокого образовательного и профессионального уровня. Путь периферийных стран – догоняющее развитие, т.е. они, находятся на стадии перехода от аграрной стадии к индустриальной.

На стадии перехода растет доля занятых в промышленном секторе экономики. Китай, например, превратился в мастерскую мира, в Индии идет интенсивная индустриализация.

Целый ряд аграрных государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в конце XX века превратились в центры индустриального развития. Это новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Таиланд, Малайзия и др.

Надо сказать, что качество трудовых ресурсов в большинстве развивающихся стран определяется просто уровнем грамотности, а не наличием специалистов с высшим образованием.

Международная трудовая миграция

Проявлением глобализации мирового хозяйства стала международная трудовая миграция.

Причины этой миграции имеют экономический характер, неравномерное развитие экономики стран мира, разная оплата труда.

Потоки трудовых мигрантов направлены в развитые страны мира, среди них США, Канада, Австралия, страны Западной Европы и Израиль, которые являются традиционными центрами миграций.

Самое большое количество трудовых мигрантов, по данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2010 г. приняли США – 42,8 млн. человек, Россия – 12,3 млн. человек, Германия – 10,8 млн. человек, Саудовская Аравия – 7,3 млн. и Канада – 7,2 млн. человек.

Самое большое количество эмигрантов дает Китай, Индия, Филиппины, соответственно 35 млн., 20 млн., 7 млн. человек.

За счет иммиграции развитые страны решают проблемы дефицита трудовых ресурсов, а ряд отраслей промышленности Западной Европы не может функционировать без привлечения иностранцев.

Во Франции 70% иммигрантов заняты в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии в добывающей промышленности работают 50% иммигрантов, а в Швейцарии 40% занято в строительстве.

Привлекая иностранных специалистов высокой квалификации, развитые страны не только омолаживают трудовые ресурсы, но и экономят на их обучении.

В наше время привлечение иностранных работников характерно и для развивающихся стран – это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Саудовской Аравии на нефтепромыслах трудится 40% иностранцев, в Кувейте – 58%, а в Объединенных Арабских Эмиратах их доля составляет 74%.

Россия в миграционных процессах принимает участие и как страна донор, и как страна, принимающая рабочую силу. Россия после США находится на втором месте по числу иммигрантов.

Странами поставщиками мигрантов в Россию являются Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан – это не квалифицированная рабочая сила и часто не владеющая русским языком.

Российские эмигранты – дипломированные и опытные специалисты выбывают в развитые страны мира. Количество трудовых ресурсов, таким образом, увеличивается, а вот качество трудового потенциала страны ухудшается.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

2. Выберите верный ответ. Населением в трудоспособном возрасте считаются: а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет; б) мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет; в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

3. Что такое экономически активное население?

Экономически активное население – группа людей, способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг.

4. Какое из утверждений является верным? а) Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения. б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы. в) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

5. Какие требования предъявляются к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами удовлетворяете этим требованиям? Какие качества будут способствовать, а какие препятствовать вашему трудоустройству? Какие качества вы бы хотели развить у себя?

В современных условиях рынок труда предъявляет рад следующих требований:

- Высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности, отражающий соответствие спектра знаний, профессиональных умений и навыков потенциальных работников стандартам и нормативам, принятым в профессиональном сообществе;

- Высокий уровень образования;

- Узкая либо, напротив, универсальная специализация;

- Необходим работник, эффективно решающий конкретную текущую задачу, поставленную перед ним работодателем, обладающий знаниями по решению данных задач, а также опытом их успешного применения в прошлом;

- Аккуратный, исполнительный, педантичный, не нарушающий инструкций сотрудник, который вписывается в систему.

Я частично удовлетворяю этим требованиям, поскольку мне требуется получение дополнительного уровня образования, в частности получение профессии, а затем квалификации. Многие личностные качества, к примеру, такие как опыт решения профессиональных задач или исполнительность приходят со временем и рабочим стажем. Такие личностные качества как обязательность, ответственность и педантичность, позволят быть более успешным на рынке труда, в то время как недостаточная мобильность и отсутствие гибкости будут этому препятствовать. Недостающие качества, я буду пытаться у себя развивать.

На диаграмме представлено соотношение трудовых ресурсов в 2012 году. Из диаграммы видно, что к трудовым ресурсам относят население в возрастной категории от 16 до 59 (и 54) лет (90 млн. чел.), к ним же относят ряд пенсионеров (7 млн. чел.) и исключают инвалидов (3 млн. чел.). Общая численность трудовых ресурсов составляет 94 млн. чел. из 143. Численность возрастной категории от 0 до 15 лет составляет 24 млн. чел., а группы от 60 (55) лет составляет 32 млн. чел.

7. Проведите рейтинг десяти наиболее ценных, на ваш взгляд, профессий. Проанализируйте их по значимости: а) для вас лично; б) для общества. Обсудите полученные результаты.

Анализируя сайты для поиска работы, можно выделить наиболее популярные профессии (вакансии) в России: менеджер по продажам, бухгалтер, секретарь, врач, программист, инженер, юрист, геолог, логист, администратор. На мой взгляд, профессии связанные с социальной поддержкой населения (врач, учитель, социальный работник, пожарный и др.), актуальны и важны, как для меня, так и для общества.

8. Представьте, что вы занимаетесь проблемами занятости в вашей местности. Обоснуй те ваши действия по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.

Можно предложить следующий ряд мер по борьбе с безработицей:

В первую очередь:

- Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества;

- Стимулирование большого и малого бизнеса позволяет относительно быстро создать новые рабочие места;

- Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития (поддержка не популярных профессий);

- Меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией;

- Социальная поддержка безработных (выплата пособий);

- Обязать ВУЗы трудоустраивать выпускников.

9. Выявите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие профессии наиболее вое требованы в настоящее время? Есть ли среди них наиболее престижные? Что это за профессии? Какие профессии, по вашему мнению, будут преобладать в ближайшие 10 лет? Какие из них, на ваш взгляд, станут особо престижными?

На рынке труда в Челябинской области выделяют следующие наиболее востребованные профессии: менеджер по продажам, ИТ-специалист, бухгалтер, электромонтер и электромонтажник в разных сферах, повар, монтажник, штукатур, кондитер, санитарка, слесарь-ремонтник, плотник, каменщик, токарь, кухонный рабочий. К наиболее престижным профессиям (критерием может быть уровень ежемесячной зарплаты) в регионе относят: Менеджер по технологии бережливого производства, Менеджер строительных проектов, Разработчик мобильных приложений для iOS и Android, Методолог по бухгалтерскому/управленческому учёту, Специалист по CRM (Client Relationship Management – менеджер по работе с клиентами) в секторе электронной коммерции. Таким образом, на рынке труда по-прежнему востребованы менеджеры, при этом, чем уже специализация менеджера, тем более престижной будет профессия. На мой взгляд, наиболее перспективными и востребованными профессиями через 10 лет будут: PR-менеджер, аналитик компьютерных систем, авиаконструктор, генный инженер, баллистик космических аппаратов и др.

Читайте также: