Что такое трудовое воспитание

Обновлено: 20.05.2024

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
— воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
— формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
— развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
— содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

I. Цели и задачи трудового воспитания
Цели:
– воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
– содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
– прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
– содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Задачи трудового воспитания:
– формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
– вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

II. Содержание трудового воспитания
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Выделяют три функции трудового воспитания:

– обучающая – овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
– развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
– воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

III. Организация трудового воспитания
В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):

– организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
– создание и поддержание трудовых традиций в школе;
– индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
– проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
– проведение профессиональных проб.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

Механизмы организации трудового воспитания:
– включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
– реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
– совершенствование учебно-методического обеспечения;
– обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
– создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания – подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
– создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
– формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
1. 1 – 4 классы (пропедевтический этап) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

Возрастные задачи:
– воспитание положительного отношения к труду и к его результатам,
– освоение навыков организации труда,
– развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы работы:
– организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов;
– организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места;
– организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации;
– просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии в предметные кабинеты школы;
– занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях;
– беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
– проектно-исследовательская деятельность;
– организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование навыка самостоятельной деятельности;
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– развитие осознания добросовестного и творческого труда;
– формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
– развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
– общая ориентация в мире профессий.

2. Этап предпрофильной подготовки:
– 5 – 7 классы (ориентировочный этап) – формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность.
– 8 – 9 классы (поисково-зондирующий этап) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

Возрастные задачи:
– осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
– воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
– опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
– осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Формы работы:
– справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда);
– индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры;
– уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия;
– просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования;
– активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.);
– проектная и исследовательская деятельность;
– участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.);
– профессиональные пробы;

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;
осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
реалистичная самооценка;
– развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
– знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
– способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

3. 10 – 11 классы (этап развития профессионального самосознания) – уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности, этап профильной подготовки.

Возрастные задачи:
– уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
– развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
– коррекция образовательных и профессиональных планов.
Формы работы:
– справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.);
– индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры);
– элективные курсы;
– проектная и исследовательская деятельность;
– организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.);
– методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков;
– экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования;
– организация бесед и мастер-классов со специалистами – представителями различных профессий;
– организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
– сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
– осознание своих возможностей и ограничений;
– информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
– способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
– трудовая мотивация;
– профессиональная подготовка по профессии.

На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

IV. Планируемые результаты трудового воспитания
– Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
– Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
– Самоорганизация.
– Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
– Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
– Осознание своих возможностей и ограничений.
– Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
– Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
– Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
– Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:

Трудовое воспитание это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей. Содержание трудового воспитания детей является: формирование общетрудовых знаний, навыков, умений, воспитание положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ориентация в сфере труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое просвещение в сфере труда. Фактически трудовое воспитание есть система постепенного введения человека в сферу труда. Трудовое воспитание в системе образования на Руси всегда опиралось на трудовой характер жизни в семье, на производстве, на образ жизни идеального трудолюбивого человека.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Трудовое воспитание" в других словарях:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к… … Профессиональное образование. Словарь

трудовое воспитание — darbinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienas socialinio dorovinio auklėjimo uždavinių, kurio tikslas – ugdyti teigiamą asmenybės santykį su darbu, dirbančiais žmonėmis ir jų protinės bei fizinės veiklos rezultatais. Darbinio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения к труду как косновной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… … Большая советская энциклопедия

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — Совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально экономических отношений об ва.… … Словарь по этике

ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, воспитания, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком нибудь отношении.… … Толковый словарь Ушакова

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — уч. предмет в ср. общеобразоват. школе Рос. Федерации (до 1985/86 уч. г. трудовое обучение); один из осн. элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их проф. самоопределения. Осн. задача Т. и п. о. приобретение учащимися… … Российская педагогическая энциклопедия

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… … Педагогический терминологический словарь

воспитание — , ия, ср. * Коммунистическое воспитание. Планомерное воздействие на развитие человека с целью формирования у него марксистско ленинского мировоззрения. ◘ Я верю в могучую силу коммунистического воспитания. Юность, 1971, № 8, 94. Партия и… … Толковый словарь языка Совдепии

Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике


СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Рассматривая школьный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к воспитанию и образованию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания учеником мира через интересующие его виды деятельности.

Трудовое воспитание детей играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей – осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. И если в этом возрасте у обучающихся не заложены основы трудолюбия, то их дальнейшая учебно-познавательная деятельность в средней и старшей школе становится проблематичной. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на процессы социальной адаптации и самостоятельной трудовой деятельности детей [1].

О значении труда в жизни ребенка написаны труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Вопросами трудового воспитания занимались представители современной школы педагогики и психологии Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, Я.Н. Коломинский, Л.В. Русскова, Д.В. Сергеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин.

Труд играет огромную роль в развитии человека и человеческого общества. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека –воспитанного, культурного, интеллектуально развитого.

Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще. Все материальные и духовные ценности создаются человеческим трудом. Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса человека и общества.

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Результат деятельности, работы, произведение (синонимы: произведение, работа, вещь).

Таки образом под понятием труд будем понимать деятельность человека направленную на достижение какой-либо цели.

Социально-трудовые отношения, как и труд, весьма многогранны, их можно классифицировать по следующим составляющим:

– по содержанию деятельности (производственно-функциональные, профессионально-квалификационные, социально-психологические, гражданско-организационные);

– содержанию общения (безличностные, опосредованные, межличностные);

– объему властных полномочий (отношения по горизонтали и вертикали);

– характеру разделения доходов (соответственно трудовому вложению или несоответственно ему);

– уровню регламентированнности (формальные, официально оформленные и неформальные, то есть официально неоформленные).

Вся совокупность социально-трудовых отношений – это и есть практически вся социальная жизнь в трудовых коллективах и частично в ученических, в которых определяются место человека в трудовой среде, его отношение к труду, мотивы труда, удовлетворение им, престиж и привлекательность профессии, динамика взаимоотношений с группами рабочих по поводу владения собственностью на условия и средства труда, динамика трудового поведения.

Труд в контексте образования следует рассматривать как сочетание физических, интеллектуальных и умственных усилий, в котором личность выражается и обогащается за счет сознательного создания социально значимых ценностей [4]. Труд – это первая жизненная потребность, поэтому в общеобразовательных школах большое значение должно придаваться тщательной подготовке школьников к выполнению доступных видов профессиональной деятельности. На современном этапе развития школьного образования разработана система трудового воспитания учащихся. Данная система содержит следующие важнейшие компоненты:

2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин;

3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда;

4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников;

5) трудовое воспитание детей в семье.

Труд воспитывает личность во всех отношениях, если он используется воспитателями в комплексе с другими педагогическими средствами: словом, примером, традициями и т. д. Тогда различные виды деятельности будут формировать целостную личность. Одновременно важно использовать возможности для объединения родственных элементов каждого вида деятельности, а также расчленение деятельности и целенаправленное использование ее компонентов при формировании составляющих целостной личности. Потребность в труде связана с другими потребностями, значит, необходима разнообразная деятельность для удовлетворения ведущих потребностей, чтобы тем самым усилить и ускорить формирование потребностей в труде. В конечном счете разнообразие деятельности выступает как строительный материал, из которого личность сама создает себя, удовлетворяя потребность в развитии и саморазвитии своего духовного мира. Человек в той мере биолого-социальное существо, в какой он связан с обществом через разные виды деятельности [5].

Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как каждого человека в отдельности, так и общества в целом. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие подрастающего поколения в общественно полезном, производительном труде являются действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее психофизического развития [6].

Современный этап социально-экономического развития предъявляет высокие требования к личности человека: отношение к труду как важнейшей общественной обязанности; добросовестное отношение к работе, движение к работе и ее результатам; проявлять инициативу, активный, творческий подход к работе; внутренняя потребность максимально использовать свои умственные и физические силы; отношение к работе как осознанной необходимости и основной потребности человека в жизни.

В моем понимание трудовое воспитание – это организация трудовой деятельности обучающихся, направленный на приобретение знаний, умений и навыков обучающихся в процессе обучения.

Сущность трудового воспитания учащихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.

Важным моментом при постановке задач трудового обучения является положение о том, что работа дает возможность наиболее полно и ярко выявлять природные задатки и наклонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что работа дает ученику лично. У каждого ребенка есть какие-то способности. Эти тенденции подобны пороху: для воспламенения требуется искра. С учетом изложенного отношения основными задачами трудового воспитания являются формирование сознательного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшего человеческого долга [9].

Для решения задач трудового воспитания используют следующие разнообразные приемы и средства: – организацию совместного труда воспитателя и воспитанника; – объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества; – материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества; – знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны; – организацию работы в кружках по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии); – упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла); – творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценку их качества; – временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах; – систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности; – контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами; – учет и оценку результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличия творческого подхода); – специальную профессиональную подготовку к трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в педагогическом процессе выполняет следующие функции: – воспитательную – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность; – развивающую – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие и становление; – обучающую – овладение учащимися знаниями, практическими умениями и навыками в сфере разнообразной трудовой деятельности [11].

Успешному формированию личности в современном обществе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной деятельности с обучением и практической трудовой деятельностью.

Список литературы:

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. – М. : Новая школа, 1998. – 208 с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

5. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах : пособие / М. В. Емельянова, И. В. Журлова, Л. В. Исмайлова. – 2-е изд., доп. – Мозырь : Мозыр. гос. пед. ун-т, 2003. – 122 с.

6. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся : курс лекций / И.В. Журлова.– Мозырь : Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина, 2008. – 215 с.

7. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания школьников : пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Минск : Полымя, 2000. – 208 с.

8. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова ; под. ред. Н. Л. Селивановой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

9. Кеннеди, Мишель. Полное руководство по воспитанию детей : пер. с англ. / Мишель Кеннеди. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 479 с.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.

11. Попович, А.П. Трудовое воспитание как основа гармоничного развития личности / А.П. Попович, Э.В. Гарин // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 216-220.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
— воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
— формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
— развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
— содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

I. Цели и задачи трудового воспитания
Цели:
– воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
– содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
– прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
– содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Задачи трудового воспитания:
– формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
– вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

II. Содержание трудового воспитания
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Выделяют три функции трудового воспитания:

– обучающая – овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
– развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
– воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

III. Организация трудового воспитания
В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):

– организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
– создание и поддержание трудовых традиций в школе;
– индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
– проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
– проведение профессиональных проб.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

Механизмы организации трудового воспитания:
– включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
– реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
– совершенствование учебно-методического обеспечения;
– обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
– создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания – подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
– создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
– формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
1. 1 – 4 классы (пропедевтический этап) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

Возрастные задачи:
– воспитание положительного отношения к труду и к его результатам,
– освоение навыков организации труда,
– развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы работы:
– организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов;
– организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места;
– организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации;
– просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии в предметные кабинеты школы;
– занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях;
– беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
– проектно-исследовательская деятельность;
– организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование навыка самостоятельной деятельности;
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– развитие осознания добросовестного и творческого труда;
– формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
– развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
– общая ориентация в мире профессий.

2. Этап предпрофильной подготовки:
– 5 – 7 классы (ориентировочный этап) – формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность.
– 8 – 9 классы (поисково-зондирующий этап) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

Возрастные задачи:
– осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
– воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
– опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
– осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Формы работы:
– справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда);
– индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры;
– уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия;
– просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования;
– активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.);
– проектная и исследовательская деятельность;
– участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.);
– профессиональные пробы;

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;
осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
реалистичная самооценка;
– развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
– знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
– способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

3. 10 – 11 классы (этап развития профессионального самосознания) – уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности, этап профильной подготовки.

Возрастные задачи:
– уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
– развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
– коррекция образовательных и профессиональных планов.
Формы работы:
– справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.);
– индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры);
– элективные курсы;
– проектная и исследовательская деятельность;
– организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.);
– методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков;
– экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования;
– организация бесед и мастер-классов со специалистами – представителями различных профессий;
– организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
– сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
– осознание своих возможностей и ограничений;
– информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
– способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
– трудовая мотивация;
– профессиональная подготовка по профессии.

На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

IV. Планируемые результаты трудового воспитания
– Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
– Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
– Самоорганизация.
– Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
– Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
– Осознание своих возможностей и ограничений.
– Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
– Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
– Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
– Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:

Читайте также: