Что такое счастье для сотрудников

Обновлено: 07.07.2024

"Счастье сотрудников — интегральная величина. На нее влияют рабочие условия, мотивированность работой и проблемы личного характера", — рассуждает Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства "Идеи&Решения". Многообразие влияющих прямо и косвенно факторов сильно затрудняет вычисление индекса счастья в компании. "Думаю, его можно условно приравнять к NPS (Net Promoter Score) — популярному показателю лояльности анкетируемого, — размышляет Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing. — Человека могут устраивать или не устраивать какие–то нюансы, но в сущности важно только одно: пришел бы он наниматься к вам еще раз?"

Изучение степени "счастливости" работников важно для работодателя. Как писал "ДП", согласно данным Gallup, оптимистично настроенные сотрудники опережают пессимистов по объему продаж на 37%, прибыльность компаний, где отмечена высокая вовлеченность сотрудников, на 27% выше, чем у компаний, не уделяющих должного внимания работникам.

Несмотря на то что для расчета уровня счастья придумано много разных методик, выяснить, счастливы или нет сотрудники в компании, можно и с помощью одного вопроса, считает Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж". "Вопрос звучит так: "Готовы ли вы рекомендовать своего работодателя друзьям, коллегам и родственникам?" Ответы нужно оценить по 10–балльной шкале, где 1 — гори в аду, а 10 — я рекомендую", — объясняет Виталий Новиков.

Намного более ресурсозатратный и, соответственно, более глубокий способ изучения — общение начальника с подчиненными с целью выяснить их настроения. "Самый верный способ — спросить у сотрудника, счастлив он или нет, напрямую. Но на месте руководителя я доверил бы это делать психологам и специалистам по HR", — уточняет бизнес–тренер и психотерапевт Дмитрий Ломоть. Тем не менее у начальника обязательно должно быть не менее 30 минут общения с подчиненными в неделю. С коллегой согласен Владимир Маринович, основатель бизнес–школы "Вверх", акционер Get Taxi. "Я общаюсь, спрашиваю, как дела, и уже по взгляду и ответам понимаю, что люди чувствуют. У руководителя должна быть развита эмпатия — только так можно увидеть и понять настроения людей. Важно понимать: если выслушаешь негатив и ответишь критикой, больше никогда не услышишь правды", — говорит Владимир Маринович.

Как измерять

Один из инструментов оценки "индекса счастья" называется engagement survey, что дословно переводится как "опрос приверженности сотрудников", напоминает Ольга Гуляева, руководитель отдела персонала кадровой компании ManpowerGroup. В рамках опроса сотрудник анонимно может выразить свое мнение о ценности компании и стратегии руководства, рассказать, почему он их разделяет или нет, и объяснить, доверяет ли он компании и своему непосредственному руководителю.

"ManpowerGroup этому инструменту оценки "уровня счастья" уделяет большое значение. Такой опрос мы проводим ежегодно и после получения результатов проводим сессии во всех департаментах, обсуждаем наши сильные стороны и зоны развития, устраиваем брейнсторминг и собираем идеи и предложения по улучшениям", — рассказывает Ольга Гуляева. Она объясняет, что, судя по итогам опросов, счастливым сотрудником считает себя тот, кто работает в дружной команде, участвует в интересных, развивающих его проектах, понимает линию развития компании, имеет открытый диалог с руководителями и ясно видит свое профессиональное будущее в рамках фирмы.

Некоторые компании не ограничиваются ежегодными замерами счастья и вводят в штат специального сотрудника, задача которого пристально следить за колебаниями счастья в коллективе. Так, в мюнхенском офисе JetBrains есть должность happiness manager, то есть "менеджер по счастью". "Одна из моих основных задач, — говорит "менеджер по счастью" JetBrains в Мюнхене Ольга Дикая, — это прислушиваться к нуждам и идеям сотрудников и пытаться достичь общей гармонии. В прошлом году мы проводили целенаправленный опрос о счастье на рабочем месте и выяснили, что сотрудникам не хватает позитивного фидбэка от коллег и руководителей. Для решения этой проблемы мы создали так называемый Thank you service, который позволяет анонимно поблагодарить за хорошую работу или просто за что угодно своего коллегу. Сервисом активно пользуются".

Что может сделать начальник

Индекс счастья стоит измерять ради сугубо практических задач, уточняют эксперты. Так, по словам Виталия Новикова, высокий индекс счастья сотрудников прямо влияет на успешность бизнеса. "Если мы хотим, чтобы были счастливы клиенты, то и сотрудники должны быть счастливы", — уверен он.

"Стоит это делать хотя бы из–за финансовой составляющей: во–первых, привлечение нового сотрудника дороже, чем работа по увеличению счастья старого сотрудника. Кроме того, состояние счастья или несчастья напрямую влияет на работоспособность", — отмечает Дмитрий Ломоть.

Ощущение счастья, по словам Виталия Новикова, зависит от нескольких факторов: от комфорта в офисе, вдохновляющих целей и задач, от материальной и нематериальной мотивации. А вот зарплата сама по себе на счастье точно не влияет, отмечает психотерапевт Дмитрий Ломоть. "Немаловажный фактор — принятие. Должен быть командный дух, хорошие межличностные отношения, комфорт. Иными словами, признание. Одно то ощущение, что человек нужен своей команде, очень сильно влияет на его ощущение себя счастливым", — говорит Виталий Новиков.

На счастье сотрудников также влияют персонализированные стратегии карьерного развития — стремление руководства привести в максимальное соответствие интересы сотрудника и предлагаемые ему задачи, считает директор по персоналу ГК "Аэроклуб" Анастасия Шкинина.

"Чаще всего перед тем, как начать делать для своих сотрудников что–то хорошее, нужно просто перестать делать им плохо, — говорит Кирилл Краснов, генеральный директор бизнес–клуба R2, в прошлом HR, бизнес–партнер Tetra Pak. — Это парадоксально, но проблемы, которые снижают удовлетворенность коллектива компанией, обычно очень легко и недорого решить", Например, если в вашей компании много курящих сотрудников, оборудуйте для них на зиму отапливаемое помещение на улице, говорит он и обещает, что результаты следующих опросов покажут, что индекс счастья таких сотрудников значительно увеличился.

Получив результаты опроса, руководитель должен помнить, что они, как правило, рассматривают счастье сотрудника в тесной связке с его вовлеченностью в работу, удовлетворенностью и лояльностью. Поэтому так важно корректировать кадровую политику сразу по всем фронтам.

"Что может сделать начальник, чтобы повлиять на уровень счастья? К сожалению, здесь кроется ловушка для всех, кто проводит опросы: кажется, что достаточно установить пару новых кофейных аппаратов и заменить кондиционер, — рассуждает Сергей Тиунов. — Но на деле исследования счастья, как правило, вскрывают и более глубокие, системные проблемы, которые не решаются с лету. Например, люди хотят обучения или сотрудники разных подразделений мало общаются друг с другом, что приводит к ошибкам на производстве".

Здесь, продолжает эксперт, требуется длительная коллективная работа, иногда на уровне топ–менеджмента. "Рассказывать об этом не так увлекательно, как об установке новых диванов и создании комнат отдыха. Но именно решение этих проблем дает мощный толчок бизнесу", — говорит Сергей Тиунов. У каждого человека свое понимание счастья, напоминают психологи. Универсальных решений для всего коллектива нет, но общий знаменатель помогут найти опросники в стиле "что нужно еще сделать, чтобы поднять уровень счастья?".

В Google целое подразделение занимается вопросами счастья сотрудников. Зачем? Потому что это повышает продуктивность. Так же поступают Netflix, Amazon, Adobe, LinkedIn и другие известные компании. Насколько достижимо счастье на работе для тех, кто трудится на российских работодателей? Главный редактор БКС Экспресс Анна Козлова посмотрела вебинар Александра Ляхова, автора собственной системы менеджмента счастья, и задала несколько вопросов.

Александр Ляхов, бизнес-тренер корпоративного университета компании БКС

— Вы изучили множество исследований и можете поделиться интересными фактами. Расскажите, например, отличаются ли по уровню счастья женский, мужской, смешанный коллективы?

— Смешанные коллективы более счастливы и работают более продуктивно, чем гомогенные. Кстати, это касается и пола, и возраста.

— На самом деле, 12–13% — это самые скромные цифры. Некоторые исследования показывают, что счастливые люди до 50% более эффективны в своей работе. Измеряется просто: опрашиваем людей, насколько они счастливы, и сравниваем производительность.

— Подождите. Так получается, нужно просто брать на работу более позитивно настроенных людей? И затраты на повышение счастья сотрудников будут меньше, и производительность больше.

Так же в компании South West Airlines: их директор по персоналу рассказывала в интервью, что между двумя пилотами гражданской авиации — более опытным, но несчастным, и счастливым, но с меньшим опытом — отдает предпочтение второму. При этом South West Airlines за 42 года своего существования всего 2 года была в операционном убытке — ни одна авиакомпании в мире с такой же длительной историей не может похвастаться такими же бизнес-показателями.

— Итак, если ты несчастен — у тебя еще и меньше шансов найти работу.

— Но компаниям тоже нужно обеспечить сотрудникам условия для счастья? HR-психологи говорят, что установки людей разных поколений отличаются. Поколение Х работает за деньги, поколение Y выше денег ценит свободное время и соответствие работы убеждениям и т.д. Тема счастья актуальна именно для привлечения молодых сотрудников?

В Google существует целое подразделение, которое занимается счастьем работников, а в офисах есть все для отдыха — от капсул для сна до массажистов. В Netflix сотрудник сам определяет, сколько будет длиться его отпуск. Компания Microsoft на территории кампуса построила дома на деревьях — чтобы обеспечить более творческую атмосферу для работы. Facebook в период пандемии предоставил сотрудникам право уходить в оплачиваемый 30-дневный отпуск для заботы о родственниках. Это лишь несколько примеров.

Чем человек старше — тем он счастливее. Пенсионеры более счастливы, чем молодежь. Но уровень счастья растет до 65 лет, затем входит в фазу плато до 75 лет, а после начинает снижаться.

— Вы говорили, что для ощущения счастья на работе важны дружеские отношения с коллегами и проявления доброты. Расскажите про это на примерах.

— Наличие лучшего друга на работе способствует тому, что человек работает более эффективно, более вовлечен в работу, менее склонен к увольнению и прогулам. Когда растет количество друзей, растет уровень счастья — но потом, начиная с определенного количества друзей, имеет значение качество этих связей. В общем, не нужно гнаться за количеством друзей, даже если работаешь в крупной компании. Лучше найти одного хорошего друга, чем пять абы каких.

Упражнение для счастья на работе

Проявите доброту: совершите 5 добрых дел за один рабочий день. Неважно, будут они большими или маленькими. Важно, чтобы они были разными и по отношению к разным людям. Придумайте свои варианты или воспользуйтесь шпаргалкой:

- Помогите коллеге в ситуации дедлайна
- Задержите лифт или придержите входную дверь для коллеги
- Предложите подвезти коллегу домой после работы
- Помогите новичку обустроиться на новом месте
- Похвалите сотрудника за прекрасную работу
- Купите пирожные или фрукты коллегам
- Пообщайтесь с тем, с кем вы обычно не пересекаетесь
- Отправьте открытку тому, кто сидит на больничном
- Поделитесь новым навыком или информацией с коллегой
- Оставьте небольшой подарок на столе сотрудника (например, снек)
- Пожелайте счастливого пути коллеге, который уезжает в командировку

— Расскажите, что такое система менеджмента счастья.

— Система менеджмента счастья, или СМС — это название, которое я придумал. В свое время я внедрял систему менеджмента качества, и сейчас, когда стал изучать вопросы счастья, решил подойти к теме максимально прагматично. Те или иные аспекты счастья мы можем измерить, оценить и принять решения, какие показатели нужно повышать — это управленческая работа. Управленец создает видение будущего и строит путь из точки А в точку в Б: каким я хочу видеть свой отдел, своих сотрудников, и как этого достичь. Это и есть менеджмент счастья.

Новость номер два: дальнейший рост доходов не делает людей счастливее. Уровень счастья тех, кто зарабатывает эту сумму и тех, кто зарабатывает более $10 млн в год, примерно одинаков. Так вот, возможно, 20% ваших читателей не слукавили, а просто достигли этого уровня.

БКС Мир инвестиций

Нефтяники уже в плюсе

Инвестиции 2022: что купить. Полное руководство с прогнозами

Рынок США. Акции Sony и Beyond Meat дорожают

Сбербанк. Пошли вниз после выхода ко второй цели отскока

Заметные и влиятельные на фондовом рынке. Персоны года 2021

Максимальная дивидендная доходность! 5 американских бумаг по итогам 2021

Акции в евро: самые доходные по итогам года, лидеры прогнозов на 2022 г.

Ключевые риски 2022


photo5dceb77d581ed.jpg

Счастье — крайне субъективное переживание. Оно зависит не столько от внешних факторов, сколько от внутренних установок и способности заботиться о себе.

Ранее мы уже писали, почему в Дании самые счастливые сотрудники в мире. Теперь расскажем о 10 простых приемах, которые помогут получать больше удовольствия от рабочих будней.

По материалам статьи из Positive Psychology.

Радость или удовольствие от признания коллегами и руководством, приятных событий и хорошо выполненной задачи могут быть кратковременными.

Счастье — более сложный конструкт. Оно зависит от того, как мы день за днем управляем собственными мыслями, действиями и реакциями.

Итак, что делает нас счастливыми?

Не ждите похвалы. Если вы знаете, что отлично справились с задачей, сделайте для себя что-то приятное. Такие небольшие вознаграждения самому себе повышают уровень вовлеченности в работу, заряжают энергией, придают сил и формируют чувство гордости.

Счастливый сотрудник не боится брать на себя ответственность за собственные действия и стремится развивать профессиональные навыки.

В то же время он хорошо понимает, где проходит граница его ответственности, не пытаясь изменить окружающих.

Удовлетворенность работой (job satisfaction) часто отождествляют со счастьем на рабочем месте (workplace happiness), однако это два разных понятия.

Удовлетворенность работой — это ментальное состояние, включающее в себя как когнитивную (рациональную), так и аффективную (эмоциональную) составляющую. Счастье на рабочем месте — исключительно эмоциональное состояние.

иконка 1

Чувство удовлетворенности способствует формированию ощущения счастья, но его одного недостаточно.

Поток возникает, когда мы осознанно фокусируемся на задачах, которые выполняем в настоящий момент. Люди, обладающие таким навыком, описывают его как эйфорию и ощущение глубокого удовольствия от процесса.

иконка 1

Как стать счастливым на работе

Счастье на рабочем месте не всегда напрямую связано с самой работой. Оно зависит от характера человека, межличностных связей, умения справляться со стрессом и других факторов.

Вот 10 простых приемов, которые помогут сделать рабочие будни счастливыми.

Люди всю неделю ждут пятницу, весь год — лето, и всю жизнь — счастье.

Исследования Harvard Medical School и Bender Institute of Neuroimaging показали, что люди, которые практикуют осознанность и медитируют, отмечают бОльшую вовлеченность и эмоциональную устойчивость во время работы.

Ежедневные физические упражнения в течение 15 минут заряжают тело энергией и выводят токсины, вызывающие усталость.

Подойдет любая активность — прогулки и пробежки, поездки на велосипеде, плавание, йога. Все это повышает продуктивность и дает ощущение наполненности в течение дня.

Арлетт Бенцен — Chief Happiness Officer датской компании Wohoo Inc, занимающейся вопросами счастья на работе. В своем TED Talk она показывает, как физическая активность влияет на уровень энергии.

Арлетт пригласила аудиторию активно потанцевать, чтобы взбодриться, а затем рассказала и о других способах зарядиться энергией и получать удовольствие от работы.

Сотрудники, чьи руководители дают регулярный оперативный фидбек и признают их достижения, более счастливы на работе.

Исследования Стэнфордского университета показывают, что выполнение задач в режиме мультитаскинга требует больше времени. В результате сотрудники и руководители не чувствуют себя счастливыми.

Перескакивая с одной задачи на другую, мы отвлекаемся и не можем уделить достаточно внимания всем деталям, что влияет на качество работы.

Поэтому важно расставлять приоритеты в списках дел и фокусироваться на наиболее важных задачах в первую очередь. В этом помогут приложения AnyDo, Wunderlist, Evernote и другие.

Заряд ощущения счастья, который мы получаем от помощи другим, превосходит все остальные. Мы испытываем гордость, формируется чувство собственной силы, мудрости и более тесной связи с компанией.

Добрые дела, выражение благодарности и предложение помощи коллегам, когда они в ней нуждаются, повышают самооценку и делают нас счастливее.

— Ральф Уолдо Эмерсон

Из-за стресса на работе многие забывают о собственной ценности. Небольшое напоминание о своей значимости и прошлых достижениях может творить чудеса и делать нас более счастливыми на рабочем месте.

Время от времени берите паузу, чтобы заполнить небольшой чек-лист.

Каждое утро у вас должно быть время, чтобы собраться с мыслями и спланировать день. Пройдитесь, выпейте кофе и сформулируйте цели. День, который приятно начался, имеет все шансы стать продуктивным.

Счастливые люди умеют выстраивать гибкий график и следовать ему.

Переработки и отсутствие перерывов в течение рабочего дня негативно влияют на мозговую активность, снижают продуктивность и превращают будни в мучение.

Еще несколько секретов счастья — в выступлении Кристин Картер, социолога и эксперта по продуктивности научного центра UC Berkeley's Greater Good Science Center, США.


Кадр из сериала "Офис"

Недавно в обеих компаниях, в которых мы работаем, проводились семинары по мотивации. На обоих мероприятиях спикеры буквально пели оды счастью. Один из спикеров объяснил, что счастье делает вас более здоровым, добрым, продуктивным и даже повышает шансы на продвижение по службе. Другой семинар включал в себя обязательные танцы — к слову, довольно дикие. Ожидалось, что так наши тела наполнятся радостью. Одному из наших коллег даже пришлось ретироваться в ближайший туалет.

Фирмы тратят деньги на коучей счастья, тимбилдинг, игры, консультантов веселья и директоров счастья (да, вы найдете человека с такой должностью в Google). Эти занятия и должности могут показаться забавными или даже странными, но компании относятся к ним крайне серьезно. Но должны ли?

Да, научно доказано, что счастливые сотрудники реже увольняются, чаще радуют клиентов, отличаются более крепким здоровьем и с большей вероятностью выйдут за рамки своих служебных обязанностей. Но мы сделали и другие открытия, согласно которым некоторые преимущества счастья на рабочем месте, которые принимаются как должное, — не более чем миф.

Счастье может быть изнурительным. Погоня за ним может не увенчаться успехом. Но ведь это не страшно, правда? Страшно. С XVIII века люди отмечали, что желание стать счастливым становилось тяжелой ношей, обязательством, которое невозможно выполнить. Зацикленность на счастье делает нас менее счастливыми. Недавний психологический эксперимент подтвердил это. Исследователи попросили участников посмотреть фильм, который обычно вызывал чувство счастья: по сюжету фигурист выигрывал медаль на соревнованиях. Но перед просмотром половину участников попросили прочитать вслух высказывание о важности счастья в жизни. Исследователи с удивлением обнаружили, что эти люди ощущали себя менее счастливыми после окончания фильма. По сути, когда счастье становится обязанностью, люди могут почувствовать себя хуже, если им не удалось выполнить ее.

Если вы работали в службе клиентского обслуживания, например в колцентре или на кассе популярного кафе, вы знаете, что жизнерадостность на работе — одна из должностных обязанностей. Каким бы утомительным это ни было, такой подход имеет смысл, когда вы напрямую работаете с клиентами. Но сегодня многих сотрудников, которые не взаимодействуют с клиентами непосредственно, тоже заставляют излучать счастье. Это может привести к неожиданным последствиям. По результатам одного исследования, люди в хорошем настроении хуже выявляли обман, чем недовольные участники экперимента. Другое исследование показало, что люди, которые чувствовали себя раздраженными во время переговоров, достигали лучших результатов, чем счастливые. Это подтверждает, что счастье не всегда хорошо сказывается на всех аспектах нашей работы или видах деятельности, для которых необходимы определенные способности. В некоторых случаях оно может и ухудшить результаты.

Счастье может превратить такое событие, как потеря работы, в настоящую трагедию. Когда мы видим в работе источник счастья и смысл жизни, мы начинаем от нее зависеть. В своем исследовании профессор социологии Ричард Сеннетт отметил, что люди, которые считали работу важным источником своей состоятельности, испытывали наибольшее потрясение после увольнения. Они теряли не только работу и доход, но и обещание счастья. Таким образом, когда мы относимся к работе как к значимому способу получить счастье, мы становимся эмоционально уязвимыми в периоды перемен.

Счастье также может сделать вас самолюбивым. Или обычно оно нас совершенствует, верно? Не совсем, как показывают результаты интересного исследования. Участникам раздали лотерейные билеты и спросили, сколько они хотели бы отдать другим, а сколько — оставить себе. Люди в хорошем настроении больше билетов забрали себе. Это говорит о том, что по крайней мере в некоторых условиях счастье не всегда означает щедрость.

Наконец, счастье может сделать вас одиноким. В одном эксперименте психологи попросили людей вести подробный дневник на протяжении двух недель. В конце исследования ученые поняли, что люди, которые высоко ценили счастье, чувствовали себя более одинокими, чем люди, которые придавали ему меньше значения. Очевидно, упорная погоня за счастьем заставляет нас чувствовать свою обособленность.

С учетом этих потенциальных проблем мы полагаем, что необходимо переосмыслить убеждение в том, что работа должна всегда делать нас счастливыми. В реальности работа, как и остальные аспекты жизни, вызывает огромный спектр чувств. Конечно, счастье — потрясающее чувство, но его нельзя получить по взмаху волшебной палочки. Возможно, чем меньше мы бежим за счастьем в своей работе, тем выше вероятность, что мы его обретем — спонтанное и приятное, а не вымученное и искусственное. И самое главное — мы будем лучше подготовлены к серьезной работе. Мы увидим ее такой, какая она есть, а не такой, какой мы — руководители, сотрудники или танцующие лекторы семинаров по мотивации — пытаемся ее увидеть.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


24 декабря 2019 МИФ


Управление благополучием, или благосостоянием сотрудников — это часть корпоративной культуры, без которой сложно представить себе современную конкурентоспособную компанию.

Что это: мода или реальная необходимость? Неужели люди не могут быть счастливы без помощи от организации, в которой работают? Об интересных практиках well-being и почему они делают компанию более привлекательной в глазах соискателей и работников, расскажем в этой статье.

Исследователи выделили 5 составляющих благополучия человека:

  1. Карьера
  2. Здоровье
  3. Финансы
  4. Социальные связи
  5. Общественные связи

Если коротко, то Джеймс Хартер и Том Рат определили благополучие как внутреннее ощущение, которое проявляется в сочетании любви к тому, чем человек занимается каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости за вклад в жизнь общества.

На основе этой концепции доктор Мартин Селигман, президент Американской психологической ассоциации, основатель позитивной психологии, в 2011 году разработал свою модель – PERMA. Она и сейчас часто используется как основа для корпоративных программ благосостояния. По Селигману в основе well-being лежат:

Positive Emotions — позитивные эмоции, хорошие впечатления
Engagement — вовлеченность в то, что делаешь каждый день
Relationships — отношения с окружающими
Meaning — цель и насыщенность существования
Accomplishment — достижения

То есть, внедряя концепцию well-being, компании специально создают среду, в которой сотрудник будет чувствовать себя хорошо, сможет заботиться о здоровье и раскрывать свой потенциал на благо себя и своей организации. И это целый набор инструментов и действий, а не просто открытие спортзала или кабинета психологической помощи в офисе. Но неужели сотрудники не могут быть “счастливы” самостоятельно? Зачем компаниям заниматься благополучием сотрудников?

Отчет 2020 года от CIPD показал, что людям сложно находить компромисс между работой и жизнью, а это в результате отрицательно влияет на здоровье и состояние в целом. За последние годы стали популярны новые понятия:

Абсентеизм – вынужденное отсутствие на рабочем месте из-за стресса и выгорания. Gallup заявляет, что по меньшей мере 7 из 10 миллениалов когда-либо испытывали выгорание на работе. (Знаем, тут многие вздохнут: “Ох, уж эти миллениалы…”)
Презентеизм – задержки на рабочем месте даже после окончания рабочего времени, переработки, при этом часто без эффективного выполнения задач, присутствие на рабочем месте во время болезни.

2020-2021 привнесли еще больше “сюрпризов” в повседневную жизнь и рабочий распорядок. Страх заболеть COVID-19, закрытые границы, работа из дома и жизнь в онлайне почти 100% времени сильно повлияли на состояние людей: исследователи отмечают рост беспокойства, расстройства сна и депрессивные симптомы во всех группах населения. По новому отчету CIPD (апрель 2021) сложности, с которыми люди столкнулись, работая удаленно, в частности, поддержание work-life balance в домашних условиях, входят в ТОП-3 причин стресса в 2020-2021. Неудивительно, что лидеры компаний активно проявляют повышенный интерес к well-being-программам.

В этих обстоятельствах уже недостаточно просто провести разовый тренинг по управлению стрессом или оплатить сотрудникам тренера по йоге.


Для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно и успешно справлялись с рабочими задачами, компании переходят на следующий уровень управления благополучием сотрудников — “Wellbeing 3.0”. Это уже целые эко-системы wellbeing, то есть комплексные всесторонние программы, сформированные с учетом исследований и HR-стратегии, и объединяющие все 5 основных элементов благополучия. Например, прежде чем внедрить программу “Благополучие работников”, Росатом провел опрос для 9 своих организаций в Москве общей численностью более 3000 человек. На основании результатов опроса выстроилась система приоритетных мероприятий по 5 элементам благополучия. По итогам исследования каждый работник получил подробный персональный отчет с рекомендациями по всем пяти направлениям.

Источник: журнал “Льготы и бенефиты” №9, 2020


Василина Соколова, CEO HRBOX делится своими советами, как сделать жизнь людей в компании наиболее счастливой на Happy Work Forum, Москва 2021г.

Еще один тренд в well-being — забота не только о сотруднике, но и о его ближайшем окружении. Во многих компаниях программами благосостояния могут пользоваться члены семьи работника. Это случаи, когда, например ДМС распространяется на ближайших родственников. Подходы к этому могут быть разные: корпоративные скидки, которые действуют и на членов семьи, оплата части программы ДМС от компании и т.д


Для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно и успешно справлялись с рабочими задачами, компании переходят на следующий уровень управления благополучием сотрудников — “Well-being 3.0”. Это уже целые эко-системы well-being, то есть комплексные всесторонние программы, сформированные с учетом исследований и HR-стратегии, и объединяющие все 5 основных элементов благополучия. Например, прежде чем внедрить программу “Благополучие работников”, Росатом провел опрос для 9 своих организаций в Москве общей численностью более 3000 человек. На основании результатов опроса выстроилась система приоритетных мероприятий по 5 элементам благополучия. По итогам исследования каждый работник получил подробный персональный отчет с рекомендациями по всем пяти направлениям.

Итак, мода или реальная необходимость? Может быть, раньше и мода на теннисные столы или рекреационные зоны в офисе. Но сейчас, во время пандемии COVID-19, well-being программы — настоящее подспорье для сотрудников, которым важно ощущать опору заботу компании, а также быть в контакте с коллегами не только по рабочим вопросам.

Читайте также: