Что такое психологическая готовность к выбору профессии

Обновлено: 28.04.2024

Выбор будущей профессии является сложным и длительным процессом. Он подвержен влиянию большого количества факторов и затрагивает все стороны прошлой, настоящей и будущей жизни учащегося. Выбор будущей профессии является процессом профессионального самоопределения личности.

Профессиональное самоопределение – это процесс осознанного принятия решения в отношении своей будущей профессии и трудовой деятельности с целью подготовки к ней и освоения профессионального мастерства.

Профессиональное самоопределение нацелено на развитие у учащегося внутренней готовности к трудовой деятельности, которую он будет реализовывать самостоятельно, применяя для этого свои знания, навыки, прилагая определенные усилия.

  1. Готовность является устойчивым состоянием личности, при котором ее интересы совпадают с ее склонностями и талантами, имеется практический опыт деятельности в выбранном направлении и полноценные знания об особенностях и сложностях своего профессионального пути.
  2. Осознанный выбор своего профессионального пути. Учащийся знает свои индивидуальные особенности развития, свои возможности, а также требования к личности, предъявляемыми каждой профессией. Выбор профессии осуществляется на основе сопоставления этих данных.
  3. Наличие внутреннего убеждения в правильности выбранного пути. Учащийся знаком с рынком труда и его требованиями, особенностями профессии и желает попытать свои силы в освоении данного профессионального мастерства.

Профессиональное самоопределение является решением личности, которое ориентируется на его дальнейшее развитие, ближайшую перспективу. Выбор профессии отвечает потребностям и интересам личности и ее видению своего жизненного пути, картины своей профессиональной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональное самоопределение осуществляется на основе понимания личностью своих возможностей, склонностей, стремления к выполнению конкретных профессиональных функций и операций. Данное самоопределение является сложным и многофакторным процессом. Чтобы оно было успешным и способствовало самореализации и самоутверждению личности, необходимо создание определенных условий подготовки личности к выбору своей будущей профессии.

Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся

Подготовка к профессиональному самоопределению должна осуществляться в течение всей жизнедеятельности учащегося. Нельзя подготовиться к выбору профессии моментально. Сделать это за краткий временной период – период обучения в старшей школе, также достаточно сложно. Поэтому, требуется создание в учебном учреждении специальных организационных условий, которые помогут в формировании осознанного выбора учащимися своей будущей профессии. Такими условиями являются:

Воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, развитие таких качеств, как трудолюбие и уважение всех видов труда;

Подготовка учащихся всех уровней обучения к предстоящему профессиональному выбору путем ознакомления с различными видами профессий, их особенностями;

Рисунок 1. Профориентация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование навыков деятельности, завоевания симпатии работодателей на трудовом рынке;

Развитие у учащихся системы академических и профессионально-технических знаний;

Проведение внеклассных часов, на которых осуществляется проектирование учащимися планов своего жизненного пути, прогнозирование итогов достижения, имеющихся целей и задач;

Организация системы взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда, в частности, руководством предприятий, сферой услуг, с целью организации экскурсий для ознакомления учащихся с их деятельностью, прохождения практики в ходе среднего профессионального и высшего образования;

Создание условий обучения, отвечающих принципам преемственности образовательных программ школы, училищ и техникумов, вузов с профессиональными направлениями деятельности. Это означает, что изучаемая теория не должна отклоняться от реальной практики.

Формы профориентационной работы с учащимися

Профориентационная работа – это система мероприятий, направленных на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению, выбору будущей профессии, видению перспектив своего профессионального развития.

Профориентационная работа осуществляется для ознакомления учащихся с рынком труда, его законами, профессиями и их особенностями, физиологическими и психологическими требованиями профессий к личности учащегося, диагностирования профессиональных склонностей и способностей, психологическую подготовку и формирование навыков стратегического планирования своего профессионального развития.

В ходе профориентационной подготовки осуществляется ознакомление учащихся с ценностями профессиональной сферы, а также ценностями личности, которыми она должна обладать для достижения успеха в том или ином направлении профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация реализуется в ходе образовательной и воспитательной деятельности. Она включается в учебный процесс и внеклассную работу.

Основными формами профориентационной работы являются:

  1. Профессиональное просвещение. Оно связано с ознакомлением учащихся с трудовой деятельностью, ее основами, рынком труда, профессиями. Это реализуется через уроки технологии, классные часы на различные темы профессиональной направленности, организацию кружков в школе;
  2. Профессиональная информация. Она подразумевает предоставление учащимся информации о текущем развитии рынка труда, востребованности конкретных профессий, характером трудовой деятельности по определенным специальностям и профессиям, с вузами, готовящими к той или иной профессии и т.д.;
  3. Профессиональная консультация. Она связана с оказанием учащемуся помощи и поддержки в выборе своего профессионального пути. Для этого осуществляется диагностика уровня интеллектуального развития учащегося, выявляются его склонности, таланты, желания и стремления.

Рисунок 2. Готовность старшеклассников к выбору профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Галина Резапкина: "О психологической готовности школьников к выбору профессии. "


Москва. 6февраля. ИНТЕРФАКС -О психологической готовности школьников к выбору профессии и о критериях оценки эффективности профориентационной работы среди старшеклассников рассказывает научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС Галина Резапкина.

Директора школ и чиновники разного уровня часто задают профконсультантам вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Когда говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите, – директора и чиновники подозревают, что их водят за нос, вспоминая Ходжу Насреддина, который обещал падишаху за двадцать лет научить осла говорить в надежде, что кто-то из троих столько не протянет.

Косвенным образом эффективность профориентационной работы можно оценить по числу выпускников школы, сориентированных на получение профессии, по которой они планируют работать. Если рассматривать школьную профориентацию как подготовку школьников к выбору профессии, то важно уточнить критерии этой готовности. Однако монографии и рефераты диссертаций дают широкий разброс мнений по этим вопросам:

Мы видим, что за критерии выдаются условия, причины, следствия, даже мечты.

Не найдя внятного ответа на вопрос о критериях эффективности профориентационной работы в книгах и в интернете, рискну предложить свои критерии, основанные на личном опыте и понимании задачи подготовки подростков к выбору профессии.

Можно знать все перечисленное (предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т.д.), но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности–интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора – еще один критерий.
Например, подросток хочет стать ученым, но результаты интеллектуальных тестов невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление –не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.

Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методик. Если подросток еще не выбрал профессию, ее можно смоделировать на основе выбора объектов и видов деятельности, целей, содержания, средств и условий труда.

Ниже приводится фрагмент аналитического отчета по апробации программы оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогнозу профессиональной успешности педагога-психолога МБОУ СОШ No 5г.о. Королев Московской области Т.С. Туз.


Из 19 человек выбрали профессию только 13, т.е. две трети опрошенных.



Недостаточная информированность учащихся о предмете, содержании, условиях труда, профессионально важных качествах будущей профессии и путях ее получения, а также о спросе профессии на рынке труда может быть причиной нереалистичного выбора профессии, что косвенным образом подтверждает рейтинг выбираемых профессий.

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (Г.В. Резапкина)

I.МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

1. Моя будущая профессия (если еще не выбрали, переходите к разделуII)

2. Какое образование считаете необходимым и достаточным для этой профессии?

1) обучение на рабочем месте

2) краткосрочные курсы

3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей)

4) высшее профессиональное образование (институт, университет)

5) обучение не требуется

3. Что повлияло на ваш выбор (не более 3-х вариантов):

1) высокая зарплата

2) престиж профессии

3) будет легко найти работу

4) посоветовали родители и друзья

5) мне это интересно

4. Что вы знаете о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) медицинские противопоказания

II.СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

5. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-2 варианта):

2)Информация (тексты, формулы, схемы,иностранные языки, языки программирования)

3)Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4)Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

5)Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6)Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7)Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)

8)Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)

6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-3 варианта):

1)Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2)Обслуживание (оказание различных услуг)

3)Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4)Производство и добыча (изготовление продукции и получение сырья)

5)Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6)Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7)Защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8)Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

7. Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-6 вариантов):

6)Голос, мимика, жесты

7)Физические возможности организма (сила, выносливость, координация)

8)Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус)

8.Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4варианта):

1)Обычное помещение (кабинет, класс, аудитория)

2)Помещение с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы, аэропорт и т.д.)

3)Разъезды и командировки

5)Экстремальные условия (в воздухе, под землей, под водой, угроза для жизни)

6)Работа на дому

7)Специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная)

8)Вахтовый метод или сезонная работа (несколько недель напряженно работать без выходных, зато потом столько же времени отдыхать)

III. ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ И ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

9. Выберите 3-5привлекательных для вас учебных предмета

13)Основы безопасности жизнедеятельности

14)Мировая художественная культура

10.Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения

2)Естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),

10) Оборонно-спортивный профиль

11. Отметьтеинтересующие вас отрасли экономики (1-4 варианта)

1)Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2)Разведка недр и добыча полезных ископаемых

7)Строительство и архитектура

8)Торговля и общественное питание

12)Операции с недвижимым имуществом

14)Обеспечение правопорядка и безопасности

15)Социальное обеспечение и здравоохранение

16)Образование и наука

17) IT-технологии, связь и телекоммуникации

19)Искусство, культура и СМИ

20)Физическая культура, спорт и туризм

12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии.

В статье рассматривается структура готовности личности к профессиональному самоопределению, определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности личности к профессиональному самоопределению.

ВложениеРазмер
rovesnik_struktura_gotovnosti_k_professionalnomu_samoopredeleniyu.doc 42 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Структура готовности личности к профессиональному самоопределению

В.П. Воробьева, педагог-психолог

Знание структуры личности необходимо для того, чтобы регулировать процесс профессионального самоопределения, создания необходимых психолого-педагогических условий формирования, контроля, коррекции и развития личности учащегося.

Личность проявляется в направленности, чертах характера, особенностях воли, способностях (когнитивных, коммуникативных и др.) человека. По мнению таких психологов как Л.И.Божович, А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, структура личности состоит из взаимосвязанных подструктур.

Первая подструктура – это направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и к самому себе. Сюда входят обусловленные общественной жизнью потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения, мотивы, идеалы, т.е. ценностные ориентации человека.

Вторая подструктура – индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, умений, навыков, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека).

Третья подструктура – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции).

Четвертая подструктура – это свойства темперамента, или психологические основы высшей нервной деятельности человека.

Итак, проведенный теоретический анализ позволил выделить в структуре готовности личности к профессиональному самоопределению четыре компонента: когнитивный, регулятивный, коммуникативный и темпераментальный .

Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией когнитивного компонента является познание, активное целенаправленное приобретение знаний. Функция регулятивного компонента состоит в обеспечении регуляции деятельности и поведения, их произвольности. Функция коммуникативного компонента проявляется в процессе общения человека с другими людьми, которое является необходимой составляющей жизни общества. Темпераментальный компонент является фоном, на котором протекает любая деятельность человека (например, учебная или будущая профессиональная), он обусловливает качество и специфику протекания этой деятельности.

Изучение целостных свойств личности, в числе которых и готовность к профессиональному самоопределению, нельзя осуществить путем разложения этой личности на отдельные компоненты и функции. Использование этого метода в данном случае приводит к тому, что готовность к профессиональному самоопределению оказывается набором характеристик, совокупность которых не в состоянии раскрыть целое.

По вполне понятным причинам учесть весь спектр свойств, необходимых выпускнику образовательного учреждения для успешного овладения и реализации профессиональной деятельности, не представляется возможным, поэтому мы вынуждены ограничиться важнейшими компонентами.

Итак, в выделенных в ходе теоретического анализа структурных компонентах готовности личности к профессиональному самоопределению определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности к профессиональному самоопределению:

а) Когнитивный компонент :

1. Показатели интеллектуальной сферы:

- способность к решению словесных головоломок

- способность к решению математических головоломок

- способность к нахождению логических связей

- способность классифицировать понятия

- способность к обобщению

2. Обобщенный показатель интеллектуального потенциала

б) Регулятивный компонент :

  1. Мотивация достижения и избежания неудач
  2. Ценностные ориентации
  3. Самооценка
  4. Внутренняя и внешняя поддержка (уровень субъективного контроля)
  5. Направленность личности:
  • на себя,
  • на взаимодействие,
  • на задачу

в) Коммуникативный компонент :

Показатели коммуникативного взаимодействия:

  • авторитарный стиль взаимодействия,
  • демократический стиль взаимодействия,
  • альтруистический стиль взаимодействия,
  • конформный стиль взаимодействия,
  • игнорирующий стиль взаимодействия,
  • манипулятивный стиль взаимодействия.

г) Темпераментальный компонент :

2. Ригидность – лабильность

3. Эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность

5. Быстрый - медленный темп реакции

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство - показатель высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИЗ АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В сегодняшних геополитических условиях Арктическая зона играет важную роль. Арктические улусы (районы) - это административная территория, которая находится севернее Полярного круга, и отличается от других территорий своим суровым климатом и географическим положением. В Арктических улусах проживают следующие малочисленные народы: эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы. Малочисленные народы переживают сложное время в связи с изменением привычного традиционного образа и уклада жизни, утратой верований, обычаев, традиций, культуры, родного языка. В периоды экономических кризисов основная проблема малочисленных народов — это постепенная утрата свои трудовых навыков, национальной культуры, обычаев. По всему комплексу жизненных условий северные территории и их население отстают от центральных и южных регионов, что является следствием официальной политики, которая превратила районы Арктики лишь в сырьевой придаток государства. В результате традиционные отрасли хозяйства — охотничий промысел, оленеводство и рыболовство — оказались в критическом состоянии. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники Арктических улусов испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Несформированность психологической готовности школьников юношеского возраста ведет к неадекватному выбору будущей профессии. К тому же, молодежь в настоящее время является наиболее не защищенной группой населения нашей страны, наиболее подтвержденной безработице. В последнее время можно наблюдать тревожную тенденцию, что из Арктических улусов уезжают высококвалифицированные специалисты культуры, здравоохранения, просвещения, связи, торговли, что, конечно, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Арктических улусов и на благосостоянии коренного населения.

Для дальнейшего развития и возрождения малочисленных народов, проживающих на территории Арктических улусов, необходимо добиваться их социального и культурного развития, защиты экологической среды обитания, права на собственность, социальной защиты многодетных семей, обеспечения бесплатными лекарствами или установления льгот для лечения детей.

Сегодня арктическая школа переживает сложный этап эволюции. Кардинальные изменения социальных и экономических условий жизни коренного населения северного улуса порождают множество проблем, которые не могут быть решены без участия школы. Процесс формирования жизненных перспектив молодежи в заполярном крае проходит в условиях обостренной социальной неопределенности, необходимости постоянного решения задач самовыживания. Учащиеся общеобразовательных школ в местах компактного проживания народов Арктических улусов не получают определенного знания по государственному стандарту и в результате не имеют возможности получить высшее и среднее профессиональное образование. Выпускник школы имеет ограниченные возможности трудоустроиться на селе. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка – важное направление работы.

Обеспечение занятости коренного населения мало способствует и сложившаяся образовательная система. Главным тормозом в настоящее время становится насаждение платного обучения и отсутствие заинтересованности, отраслевых предприятий и ведомств в подготовке кадров из числа коренного населения республики. Основной причиной высокого уровня безработицы в Арктических улусах является узость сферы приложения труда, из-за чего высока нагрузка на одну заявленную вакансию.

Психологическая готовность к выбору профессии - это многосложный процесс, включающий физиологические, психофизиологические, психологические, социальные аспекты. Выбор профессии в старшем школьном возрасте становится, пожалуй, самым важным, неотложным и трудным делом. Перед старшеклассниками стоит нелегкий выбор будущей профессии при выборе дальнейшего специального профессионального обучения после школы. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. В возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться.

Проблема профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Чистякова, С.Н. Чистяковой. Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

Целью нашейработы является изучение психологической готовности к выбору профессии старшеклассников, проживающих в Арктических улусах. Актуальность проблемы, таким образом, обусловлена необходимостью оказать старшеклассникам действенную помощь в выборе будущей профессии в свете новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации.

Таблица 1.Показатели инструментальных ценностей старшеклассников Арктического улуса и г. Якутска

Читайте также: