Допускается ли предоставление второго отдыха за поездку при работе без помощника

Обновлено: 05.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 21 сентября 2006 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
и безопасности перевозок организованных групп детей
автомобильным транспортом

Руководитель
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав
потребителей и
благополучия человека,
главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
21 сентября 2006 года

Главный государственный
инспектор безопасности
дорожного движения
Российской Федерации
В.Н.Кирьянов


Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и осуществления перевозок детей, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку детей к местам отдыха и обратно, по разовому заказу или туристско-экскурсионному маршруту. Данные рекомендации разработаны для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозках организованных детских коллективов.

2. Главной задачей настоящих Методических рекомендаций является: обобщение требований по обеспечению безопасности перевозки организованных групп детей в одном документе; предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом; создание документа, который используется при разработке стандартов и рабочих инструкций юридическими и физическими лицами, занимающихся организацией и осуществлением перевозок детских коллективов.

3. Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей.

4. В настоящих методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Заказчик - организация, юридическое и физическое лицо, являющееся потребителем транспортной услуги по перевозке детей.

Исполнитель - организация, юридическое и физическое лицо, выполняющее услугу по перевозке детей по заявке Заказчика.

Функции Заказчика и Исполнителя могут быть исполнены одной организацией либо юридическим лицом, которые обладают одновременно потребностью и возможностью осуществления услуги.

5. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" Заказчик транспортной услуги имеет право получить информацию от Исполнителя о качестве и полноте подготовки транспортных средств и водителей к перевозке детей.

6. Массовые перевозки детей автомобильной колонной (3 и более автобусов) осуществляются только при наличии у Заказчика уведомления ГИБДД о выделении автомобильной колонне специального автомобиля сопровождения. Уведомление ГИБДД предъявляется Заказчиком вместе с заявкой на перевозку детей автомобильной колонной Исполнителю.

7. Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам продолжительностью до 12 часов с одним водителем и до 16 часов с двумя водителями.

Туристические поездки организуются с более длительной продолжительностью с обязательным использованием двух водителей, в данном случае при организации поездки предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и т.п.) водителей и пассажиров не менее 8 часов после 16 часов движения.

Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23 часов до 7 часов не разрешается.

Туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста не рекомендуются.

В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.

Осуществлять перевозки детей автомобильным транспортом (кроме экскурсионных и туристических) при нахождении в пути не более 4 часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.

Основные требования по организации перевозок детей

1. Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.

Передача лицензии или лицензионной карточки другому перевозчику запрещена.

2. Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный(е) автобус(ы), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок.

В случае отсутствия таких возможностей автобус должен базироваться и обслуживаться у Исполнителя, который имеет возможность обеспечивать выполнение всех необходимых требований по обеспечению безопасности перевозок.

3. К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории "Д" и не имеющие на протяжении последних 3 лет нарушений действующих Правил дорожного движения.

4. Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении на весь период поездки на каждое транспортное средство взрослого сопровождающего, а если число перевозимых детей более двадцати - двух сопровождающих. Перед поездкой сопровождающие проходят специальный инструктаж совместно с водителем, проводимый полномочным представителем Исполнителя, либо, как исключение, руководителем Заказчика на основе настоящих методических рекомендаций.

Заказчик несет ответственность за безопасность перевозки детей в части, его касающейся.

5. Автомобильная колонна с детьми до пункта назначения сопровождается машиной "скорой помощи". При количестве автобусов менее 3 необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе.

6. Техническое состояние автобусов Исполнителя должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Водитель обязан иметь при себе действующий талон о прохождении государственного технического осмотра автобуса.

7. Автобус должен быть оборудован:

- двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один - в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне автобуса);

- квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата не менее 250 мм, ширина каймы - 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 "ДЕТИ", которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;

- двумя аптечками первой помощи (автомобильными);

- двумя противооткатными упорами;

- знаком аварийной остановки;

- при следовании в колонне - информационной табличкой, с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения;

- автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01.01.98 и используемые на туристических поездках, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. В этом случае владелец транспортного средства обязан выполнять требования Правил использования тахографов, утверждаемых приказом Минтранса РФ N 86 от 07.07.98.

8. Класс автобуса должен соответствовать виду осуществляемой перевозки детей. Каждый автобус перед выездом на линию должен пройти проверку технического состояния и соответствия экипировки требованиям, установленным Правилами дорожного движения.

9. При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние экипировки автобуса.

10. Автомобильная колонна с детьми сопровождается специальным автомобилем ГИБДД, двигающимся впереди колонны. Если количество автобусов в колонне составляет более 10 единиц, ГИБДД дополнительно выделяет автомобиль, замыкающий колонну.

При осуществлении перевозки групп детей одним или двумя автобусами сопровождение специальным автомобилем ГИБДД не обязательно.

Сопровождение колонны автобусов при автомобильной перевозке групп детей осуществляется от места формирования до конечного пункта назначения.

11. При массовой перевозке детей руководителем Исполнителя назначаются: из числа допущенных к перевозке детей водителей - старший водитель; из числа специалистов работников Исполнителя - старший автомобильной колонны.

Старший водитель, как правило, управляет последним автобусом колонны.

12. Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов Исполнитель совместно с Заказчиком, не позднее 3 суток до назначенного срока начала перевозки, представляет в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление о планируемой перевозке, с указанием: даты и маршрута движения; графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, места остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства; схему трассы движения и маневрирования с обозначением на них опасных участков, постов ГИБДД, пунктов медицинской помощи, больниц и др.; подтверждение выделения медицинского сопровождения; марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилии водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования.

13. Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более 3 часов, наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима, в соответствии с действующим санитарным законодательством.

14. Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути, продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. При направлении в рейс 2 водителей на один автобус, они меняются не реже, чем через 3 часа.

15. Перед началом массовых перевозок детей в оздоровительные лагеря приказом руководителя Исполнителя назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог, определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.

16. При организации регулярных перевозок детей, связанных с учебно-воспитательным процессом (например, в школу и обратно), необходимо согласование трасс маршрутов и графиков движения автобусов с органами ГИБДД.

Требования по выполнению перевозок

1. Водители автобуса, допущенные к перевозке детей, должны иметь продолжительность междусменного отдыха перед поездкой не менее 12 часов, а также пройти инструктаж.

Уполномоченное лицо Исполнителя вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального инструктажа.

2. Водитель, осуществляющий перевозки, должен выполнять указания Старшего, в случае, если они не противоречат Правилам перевозки пассажиров, Правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута движения автобуса.

3. Автомобильная перевозка групп детей автобусами в период с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до 05.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места отдыха (ночлега).

4. Перевозка детей автобусом осуществляется только с включенным ближним светом фар. Перевозка детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки.

5. Скорость движения автобуса выбирается водителем в зависимости от дорожных метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60-70 км/час.

6. Перед отправлением автобуса в рейс водитель (при движении колонной - старший колонны) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих, количеству посадочных мест для сидения, в отсутствии вещей и инвентаря в проходах, на накопительных площадках, в включении ближнего света фар. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты. На верхних полках могут находиться легкие личные вещи.

7. В пути следования остановку автобуса(ов) можно производить только на специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

8. При вынужденной остановке автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности - выставить позади автобуса знак аварийной остановки, на расстояние не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне населенного пункта. Первым из автобуса выходит Старший и, располагаясь у передней части автобуса, руководит высадкой детей.

9. В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр., водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу), для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

10. Водителю автобуса при перевозке детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ: следовать со скоростью более 60 км/час; изменять маршрут следования; перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей; оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети; при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса; выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей; осуществлять движение автобуса задним ходом; покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

11. В пути следования водитель обязан строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места, выдерживать дистанцию между впереди идущим автотранспортным средством, без необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей обстановке.

12. По прибытии к пункту высадки детей из автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.

13. При наличии каких-либо замечаний (недостатков) по организации дорожного движения, в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру Исполнителя.

Перечень нормативных правовых актов, использованных при составлении методических рекомендаций:

Работаю в муниципальном государственном предприятии в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Каждый второй отпуск - льготный. Сказали, что мне не оплатят проезд к месту отпуска, если я в промежуточном пункте пробуду более трех дней. Насколько это законно? Например: Нефтеюганск - Москва (промежуточный пункт) - Липецк (конечный пункт).

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в муниципальных учреждениях, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

По мнению Конституционного Суда РФ, выраженном в его постановлении от 09.02.2012 № 2-П, такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, вместе с тем, оно не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Также согласно данному постановлению Конституционного Суда РФ гарантия, установленная в ч. 8 ст. 325 ТК РФ, - поскольку законодатель связал ее предоставление исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, - должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости, означающие, помимо прочего, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Анализ приведенных выше норм ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ и постановления Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что работодатель обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику, в том числе работнику муниципального предприятия, и не имеет право уклоняться от оплаты. Уклонение в оплате расходов на проезд к месту проведения отпуска может выражаться в непринятии работодателем порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно либо установления ограничений в таком порядке по сравнению с работниками бюджетной сферы.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

В п. 9 Правил установлено, что в случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными в п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

Вышеуказанные Правила и Трудовой кодекс РФ не содержит положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования к месту использования отпуска или обратно.

В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных (см. разъяснения, содержащиеся в письме Федерального казначейства от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965 и письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.02.2009 № 194-13).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель не имеет право отказывать в оплате проезда к месту отпуска и обратно, так как это противоречит ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ, постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П. По сути, работодатель ограничивает своих работников по сравнению с работниками бюджетной сферы, устанавливая в виде препятствия к оплате нахождение работника более трех дней в пункте остановки по пути следования к месту проведения отпуска.

Министерство социального развития и труда Камчатского края в связи с часто возникающими вопросами по предоставлению компенсации расходов, связанных с проездом к месту использования отпуска и обратно работников и членов их семей, разъясняет следующее.

1. Определение двухлетнего периода, необходимого для предоставления оплаты проезда в отпуск.

Положением установлен механизм определения двухлетнего периода, необходимого для предоставления оплаты проезда в отпуск работникам.

Так, право на оплату проезда возникает у работника организации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по истечении первых шести месяцев работы.

Право на оплату проезда за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.

В дальнейшем у работника организации возникает право на оплату проезда за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д. То есть, работодатель обязан предоставлять работнику компенсацию расходов с периодичностью один раз в два года, с учетом двухлетних периодов индивидуального трудового стажа работника.

2. Оплата проезда в случае отклонения от маршрута прямого следования.

В соответствии с частью 11 Порядка, если работник организации проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника организации), а также стоимость обратного проезда от того же места.

В случае отклонения от маршрута прямого следования компенсация осуществляется в соответствии с частью 8 Положения, то есть на основании справки транспортной организации или иной уполномоченной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда, но не более фактически произведенных расходов.

3. Оплата проезда к месту использования отпуска работника, в случае выезда до момента фактического начала ежегодного оплачиваемого отпуска и возвращение после его окончания.

Законодательство связывает оплату стоимости проезда с самим фактом предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска и не устанавливает ограничения в части обязательного возвращения работника в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

В этой связи выезд к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска до момента его фактического начала и возвращение после его окончания, в том числе в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, не лишает работника права на получение компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

4. Оплата проезда к месту отдыха и обратно работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 15 Положения работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком и имеющий право на компенсацию расходов за предыдущий период, может воспользоваться правом при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, предоставление указанной компенсации напрямую связано с институтом ежегодного оплачиваемого отпуска.

Данная норма согласуется с позицией Минздравсоцразвития России, изложенной в письме от 15.02.2010 № 217-13.

5. Оплата проезда к месту использования отпуска неработающими членами семьи.

Работодатели оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи независимо от времени использования отпуска.

Право на оплату проезда у неработающих членов семьи работника возникает одновременно с возникновением такого права у работника, при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него).

Исходя из вышеизложенных норм следует, что для получения членами семьи льготы по оплате стоимости проезда в отпуск и обратно юридическое значение имеют такие факты, как:

- выезд к месту использования отпуска работника (то есть в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению);

- возвращение из этого населенного пункта (причем как вместе с работником, так и отдельно от него).

Аналогичная позиция находит свое отражение в судебной практике, в частности, в Решении Верховного суда РФ от 18.03.2009 № ГКПИ09-92.

6. Оплата проезда к месту отдыха за пределы Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единообразный подход к определению стоимости воздушной перевозки по территории Российской Федерации работника в тех случаях, когда перевозка осуществлялась без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту, а транспортная организация не выделяет из общей стоимости такой перевозки стоимость по территории РФ и не предоставляет соответствующую справку.

В этой связи Министерство полагает, что при компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту отдыха и обратно принимать за основу расчет стоимости перевозки до границы РФ, подготовленный с применением значений ортодромических расстояний, который выдается транспортной организацией в произвольной форме.

Кроме того, если по объективным причинам невозможно получить указанную справку от фактического перевозчика, для реализации своего права работник вправе представить справку иной транспортной организации с указанием минимального тарифа на перелет в салоне экономического класса по соответствующему направлению.

7. Как оплачивается проезд к месту использования отпуска и обратно, в случае если в продаже нет билетов по тарифам класса Эконом?

Поэтому в дальнейшем необходимость подтверждать работнику перелет в салоне экономического класса отпадает. То есть, билет класса Эконом любой тарифной группы по умолчанию является билетом в салоне экономического класса.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, ОБЯЗАН ли работодатель предоставлять отпуск без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска работнику, работающему в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера?

Вопрос относится к городу Сургут

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Предоставление отпуска в обязательном порядке

Работники, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения зарплаты, перечислены в части 2 статьи 128 ТК РФ, это:

участники Великой Отечественной войны;

родители и жены (мужья) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы;

работники в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников.

Трудовой кодекс, другие федеральные законы либо коллективный договор могут предусматривать и иные случаи, когда работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Например, в части 2 статьи 173 ТК РФ перечислены категории сотрудников, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы в связи с поступлением в образовательные учреждения высшего профессионального образования и обучением в них, это:

работники, допущенные к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования;

работники — слушатели подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

работники, обучающиеся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающие учебу с работой.

В части 2 статьи 174 ТК РФ перечислены сотрудники, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы в связи с поступлением в образовательные учреждения среднего профессионального образования и обучением в них, это:

работники, допущенные к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования;

работники, обучающиеся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающие учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации.

В части 2 статьи 286 ТК РФ определено, что если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

Действующим законодательством не определены основания для отказа названным категориям работников в предоставлении отпуска без сохранения содержания.

Т.о. в Вашем случае у работодателя не возникает обязанности в предоставлении такого отпуска.

Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - на время, необходимое для проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (ч. 3 ст. 322 ТК РФ). - то есть обязан!

Порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы установлен ст. 128 ТК РФ.

В части второй этой статьи перечислены случаи, при которых работодатель обязан по заявлению работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в данном перечне не указаны.

Однако этот перечень не является исчерпывающим.

Работодатель согласно части второй ст. 128 ТК РФ обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, либо коллективным договором.

Один из таких случаев указан в части третьей ст. 322 ТК РФ, согласно которой при определении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае полного или частичного соединения нескольких отпусков, учитывается, в том числе, и отпуск без сохранения заработной платы, необходимый для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Порядок предоставления "северянам" отпуска без сохранения заработной платы, необходимого для проезда к месту ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, предусмотрен "Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2

И согласно п. 38 Инструкции работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы на время, необходимое для проезда к месту ежегодного отпуска и обратно. Время такого отпуска определяется по тому виду транспорта, которым работник воспользовался. Указанное время включается в стаж работы, дающий право на отпуск и получение "северных" льгот.

В п. 38 повторяется норма части третей ст. 322 ТК РФ: при соединении отпусков общая продолжительность отпуска, не должна превышать шести месяцев, включая время, необходимое на проезд к месту использования отпуска и обратно.

Тот факт, что ст. 15 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" была признана утратившей силу не имеет значения, поскольку нормы Трудового кодекса РФ имеют приоритет перед иными законами (ст. 5 ТК РФ).

Таким образом, работодатель обязан предоставить по заявлению работника - лица, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - отпуск без сохранения заработной платы на время, необходимое ему для проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно.

Читайте также: