Что такое профессиограмма профессии педагога

Обновлено: 19.05.2024

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. умственные;
  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);
  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
  4. организаторские качества;
  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
  6. коммуникативные;
  7. тактичность;
  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
  11. оптимистическое прогнозирование;
  12. креативность [1] .

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:

  1. социально обусловленных качеств личности;
  2. уровня ее подготовленности (опыт личности);
  3. особенностей ее отдельных психических процессов;
  4. биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

  1. требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
  2. требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
  3. требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
  4. требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.

А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

  1. мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
  2. свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  3. интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:

  • направленность;
  • знания;
  • способности;
  • умения.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Л. Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах [5] .

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

  1. выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2. формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  3. формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
  4. становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда [7] .

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.

Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

  1. научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
  2. психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
  3. методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу) [8] .

Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

Н. В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень) [14] .

Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

  1. личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
  2. дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
  3. организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:

  • умения понимать ученика;
  • доступное изложение материала;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
  • способность проектировать качества своих учеников и др.

А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • педагогический такт;
  • распределение внимания;
  • требовательность.

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

  • умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
  • овладевать и управлять их вниманием;
  • выбирать оптимальный темп обучения;
  • управлять проявлением своих чувств;
  • убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

Педагогическая техника включает две группы умений:

  1. умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
  2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на:

  • проектирование;
  • конструирование учебного процесса и его осуществление.

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):

гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

— -организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

— -коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).

Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Список литературы:

[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.

[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.

[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.

[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.

[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.

[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.

[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.

[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.

[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.

[10] Там же, с. 51 — 52.

[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.

[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.

[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.

[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.

[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.

[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.

[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15

[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.

[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.


1. Презентация профессии
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничения профессии: значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на ноги.

4. Условия труда
Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.
При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:

  • учебные программы по своему предмету (предметам);
  • педагогику, возрастную и педагогическую психологию;
  • дидактику и методику преподавания;
  • основы законодательства в области образования в стране;
  • нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.
  • увлечь, заинтересовать учебным материалом, повести за собой;
  • организовать процесс обучения в группе учащихся, обеспечить дисциплину на уроке;
  • доходчиво, четко, ясно и убедительно объяснять учащимся материал по своему предмету;
  • иметь навыки общения и взаимодействия с разными людьми;
  • противостоять воздействию стрессогенных факторов, контролировать ситуацию в учебной группе, проявляя психическую и эмоциональную уравновешенность;
  • уверенно пользоваться современными техническими устройствами (персональным компьютером, интерактивными досками и т. п.);
  • распределять свое внимание по ходу урока, одновременно фиксируя в сознании логику изложения материала, а также все, что в это время происходит в классе;
  • проявлять эмпатию к эмоциональному состоянию учащихся.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию;
  • артистизм;
  • требовательность к себе и к другим;
  • организованность;
  • наблюдательность и эмпатичность;
  • ведущая склонность к работе в сфере общения;
  • выраженная склонность к работе с информацией;
  • отлично развитая способность к концентрации внимания;
  • развитые лексические способности;
  • логические способности;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство;
  • выраженные дефекты речи;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • расстройство памяти;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования.
Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования.
Порой в преподавание приходят взрослые люди, уже имеющие за плечами определенный наработанный жизненный опыт в специальной области (художники, менеджеры, спортсмены и т.д.). Так, бывшие спортсмены выбирают профессию тренера-преподавателя по спорту.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:

  • школы;
  • учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • детские сады;
  • детские дома, интернаты;
  • приюты, детские приемники-распределители;
  • колонии для малолетних нарушителей;
  • детские центры творчества и досуга;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры.

11. Родственные профессии
Преподаватель в ВУЗе, воспитатель.

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАММА / ОБРАЗ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / PROFESSIOGRAPHIC METHOD OF PERSONALITY STUDY / PROFESSIOGRAM / IMAGE OF A TEACHER / PROFESSIONAL REFLECTION / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Марина Викторовна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Марина Викторовна

Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров

В процессе организации самостоятельной проектной деятельности студентов для нас было важным придать смысл проектированию, сделать эту деятельность социально и личностно значимой, выделить в ней аксиологическое начало. Наличие смысла и ценностного отношения к проектной деятельности способствует формированию проектной культуры личности студентов, ведет к развитию творческого потенциала, активизирует личностные свойства. Обнаруживая проявление общечеловеческих ценностей в проблематике того или иного проекта, выделяя аксиологическое ядро проектной деятельности, мы стремились к тому, чтобы через группу студентов, участвующих в формирующем этапе педагогического эксперимента, стимулировать активность других студентов, вовлекать их во все виды и направления социального проектирования, в участие в конкурсах социальных проектов различного уровня.

1. Вербицкий АА., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М. : МГОПУ, 2006.

2. Запесоцкая Н.А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы : автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2007.

3. Ильин Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка // Школьные технологии. 2007. № 4. С.56-59.

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

6. Свечников К.Л. Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2009.

7. Филимонюк ЛА. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. . д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.

Conception of organization of higher school students’ project activity

There are covered the issues of modelling of systems and processes of innovative contents of specialists’ training. The conception of organization of the process of social projecting at a higher school, developed by the author, correlates the objectives of specialist training, which meets the demands of today. The sphere of realization of the conception is the system of the higher professional education.

Key words: social projecting, project culture of students.

М.В. ЩЕРБАКОВА, В.В. КОВАЛЕВ (Воронеж)

профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога

Ключевые слова: профессиографический метод изучения личности, профессиограмма, образ педагога, профессиональная рефлексия, профессиональное самовоспитание.

Студенческий возраст как своеобразный этап завершения процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений является, на наш взгляд, сензитивным периодом для профессионального самовоспитания. Именно в вузе закладываются основы тех качеств, с которыми подготовленный специа-

© Щербакова М.В., Ковалев В.В., 2011

лист вступит в новую для него атмосферу профессиональной деятельности.

Анализ исследований проблем воспитания на современном этапе развития педагогической науки (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борыт-ко, И.А. Колесникова, В.Г. Рындак, Е.М. Сафронова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.) дает основание определить профессиональное воспитание как процесс идентификации человека в профессиональной культуре через принятие им нравственных образцов - своеобразных культурных символов (качеств личности, морально-нравственных норм и принципов), регулирующих его поведение в обществе, в частности профессиональном сообществе. Профессиональное самовоспитание предполагает активное отношение личности к будущей профессиональной деятельности, понимание своей жизненной перспективы, определение профессиональных намерений, целевых установок и планов, осознание путей, средств и способов их осуществления.

Выбирая педагогическую деятельность в качестве профессиональной, человек принимает на себя ряд обязательств. Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Во-вторых, педагог выступает образцом, которому сознательно, а чаще неосознанно следуют ученики. Следовательно, от-рефлексированный образ Я студента - начинающего педагога требует постоянного личностного и профессионального тренинга. Организуя процесс профессионального воспитания будущего педагога, необходимо уточнить, какие стороны профессии и личности он должен отражать, какие структурные компоненты будет включать образ учителя в качестве интегральной цели педагогического образования [1].

1) личностные качества, т.е. систему установок, мотивов, ценностных ориентаций и других свойств, выражающую личностную

и профессиональную жизненную позицию педагога, его отношение к педагогической профессии;

2) индивидуально-типологические свойства и характеристики человека, т.е. такие особенности, которые обусловливают стиль общения, эмоциональность и ее динамику, способность к импровизации, внешнеповеденческие показатели и т.д., без которых невозможно реализовать авторскую природу педагогической деятельности;

3) профессионально-предметные навыки и умения, необходимые для организации лич-ностно ориентированного педагогического процесса в различных ситуациях профессиональной деятельности;

4) систему знаний, адекватно представляющую целостную научную картину профессионально-педагогической деятельности.

Перечисленные компоненты личности современного учителя находят отражение в про-фессиограмме учителя, представляющей собой перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психологофизиологическим возможностям. Так, учитель должен 1) обладать хорошим здоровьем;

2) постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать себя в форме; 3) иметь развитые умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности в сотрудничестве, достижениях, творчестве, самопознании, в эмоциональных контактах.

Профессиограмма представляет собой модель деятельности и личности учителя, отражающую его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессиональноличностные качества. Следовательно, про-фессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в вузе и самостоятельной педагогической деятельности.

Профессиограмму можно использовать как инструмент диагностики готовности к профессиональной деятельности. Это позволяет нам говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента профессионально-личностных качеств и компетенций с теми, которые соответствуют идеальному образу педагога, представленному в профессиограмме.

Другими словами, последняя выступает как средство мониторинга качества профессиональной подготовки студента к будущей профессионально-педагогической деятельно-

сти. Профессиографический метод позволяет не только проектировать профессиональноличностный рост будущего педагога, но и использовать этот рост в качестве одной из методик профессионального самовоспитания.

Психологические черты личности учителя - сильный уравновешенный тип нервной системы, тенденция к лидерству, уверенность в себе, требовательность, добросердечность и отзывчивость.

Межличностные отношения - преобладание авторитарно-демократического стиля общения с коллегами и обучаемыми, конфликты только на конструктивной основе по принципиальным вопросам, стремление к сотрудничеству с коллегами, адекватная самооценка своих личностных качеств и результатов труда.

Профессиональные черты личности учителя - широкая эрудиция и свободное изложение материала, умения диагностировать и учитывать психологические и возрастные особенности обучаемых, четко формулировать конкретные цели занятий, организовывать учебную работу сразу всех обучаемых, мгновенная реакция на ситуацию в ходе занятий, находчивость.

Эффективность профессиональной деятельности - эффективность учебных занятий - 85% и выше, фактический уровень обученности учащихся - 64 -100%.

Однако одним из главных качеств педагога, по мнению большинства опрошенных студентов, является умение организовать взаимодействие с учащимися, общаться с ними и руководить их деятельностью, ибо именно межличностные взаимоотношения с учащимся во многом движут процесс обучения и воспитания. В этом убеждают также исследования Ю.П. Азарова, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

Пол: мужчина - 38%; женщина - 38 % ; не имеет значения - 24 %.

Возраст: 25 - 30 лет - 52 %; 30 - 40 лет -34 %; 50 - 60 лет - 14 %.

Характер: открытый и веселый - 74%; сдержанный и строгий - 26%.

Профессиональные качества: глубокое

знание предмета - 62 %; широкая эрудиция -18 %; умение научить каждого - 20 %.

Личностные качества: доброта - 60%; порядочность - 22 %; умение прощать - 18 %.

Какую же характеристику дают себе реальные, т.е. практикующие школьные педагоги? Соответствуют ли их профессиональные и личностные качества тем требованиям, которые представлены в профессиограмме учителя? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пред-

ской деятельности, совершенствованию методических и психолого-педагогических навыков, которые помогут выпускникам адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам профессиональной деятельности. Содержание спецкурса создает условия для перехода учебно-профессиональной деятельности студентов в профессиональную с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целевых установок, действий, средств и результата.

Специфика предлагаемого спецкурса состоит в том, что наряду с базовыми профессионально-педагогическими умениями, традиционно выделяемыми в отечественных исследованиях, внимание отводится формированию у студентов самосознания, профессиональной педагогической рефлексии, позволяющих обеспечить самостоятельное профессиональное развитие, выстраивание индивидуального стиля деятельности, потребность в профессиональной самореализации в различных областях педагогического труда.

В процессе освоения спецкурса начинающим преподавателям иностранного языка (с использованием профессиографического метода диагностики личности педагога) необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что во мне есть хорошего, что позволяет мне остаться в этой профессии?

- Чего нет во мне, что делало бы невозможным мою работу педагогом?

- Что мне надо узнать и чему научиться, чтобы стать хорошим учителем иностранного языка?

1. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2004.

3. Щербакова М.В. Самоопределение в профессии учителя: программа и метод. реком. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2006.

Professiogram as the means of professional self-education of a future teacher

There is researched the issue of professional selfeducation of a future foreign language teacher; specified the structural components of a professiogram, which reflects the aspects of the profession and personality of a foreign language teacher; the teacher’s image is regarded as the "integral goal" ofprofessional training of a foreign language teacher at language faculties of a higher school.

Key words: professiographic method of personality study, professiogram, image of a teacher, professional reflection, professional self-education.

(Михайловка Волгоградской области)

формирование у Будущих учителей готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения

Рассматриваются сущность и ситуация диалогического педагогического общения как единицы педагогического процесса в гуманитарной модели образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, связанной с формированием у будущих учителей готовности к созданию подобных ситуаций.

Ключевые слова: педагогическое общение, образовательная ситуация, ситуация диалогического педагогического общения, готовность будущих учителей к созданию ситуаций диалогического педагогического общения.

Общение, как известно, всегда играло большую роль в развитии человека. Сегодня, в условиях социальных потрясений и тотальной информатизации, его ценность возраста-

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения коммуникативные умения названы в числе базовых учебных действий. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Такие умения формируются не путем заучивания речевых конструкций, а в условиях подлинного диалога, когда говорящий и понимающий сходятся, по выражению М.М. Бахтина, в третьем мире общения.

В рамках исследования мы провели диагностику отношения детей и педагогов к проблемам общения и их готовности к диалогу. Как показал опрос учащихся шести школ Волгограда и Волгоградской области (420 чел.),

Воспитатель ДОО организует виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. Поддерживает спонтанную игру детей, обогащает ее, обеспечивает игровое время и пространство. Оценивает индивидуальное развитие детей. Организует ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д., обеспечивает развитие детей. Организует совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими

различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Развивает коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. Развивает умения детей работать в группе сверстников. Участвует в построении вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Планирует, реализует и анализирует образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС). Планирует и корректирует образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7:00 до 14:15, другой с 13:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро - вечер).

Знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Планирует и реализует образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста. Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Реализует педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями. Формирует психологическую готовности к школьному обучению.

Создает позитивно психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеет ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель не должен быть лишен права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не должен иметь судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; не должен быть признан недееспособными в установленном федеральным законом порядке; не должен иметь заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Воспитатель имеет знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знает методики обучения и развития детей, умеет организовывать их познавательную деятельность.

Воспитатель детского сада обладает творческим и абстрактно-логическое мышлением; образной и оперативной памятью; эмоционально устойчив; выдержан; добр; чуток; наблюдателен; может распределять и переключать внимание; имеет зрительное и слуховое восприятие; терпелив; имеет самоконтроль; искренен; внимателен; ответственный.

Воспитатель умеет сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Педагог дошкольного образования умеет строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель показывает своим воспитанникам безукоризненное поведение. Воспитатель старается наладить партнёрские отношения с родителями, умеет предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относится к коллегам, обменивается опытом, воспринимает критику. Пользуется авторитетом у детей, родителей и коллег. Способен бороться за свой авторитет, дорожит им. Воспитатель дошкольного образования владеет новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладает широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Необходимые качества личности воспитателя - добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержка. Воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки.

Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. Обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Имеет возможности для карьерного роста: повышение уровня образования, накопление стажа работы, повышение по карьерной лестнице.

1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просвещение, 2006.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Голос — богатство педагога Голос - богатство педагога. Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит.

Портфолио педагога Раздел 1. Общие сведения о педагоге Общие сведения Повышение квалификации 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Название структуры.

Общение педагога с родителями ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ. Солодская Оксана Сергеевна, ст. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Тренинг для молодого педагога Тренинг для молодого педагога. Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Эффективность работы педагога ДОУ Карта эффективности работы педагога ДОУ. (Ф. И. О. педагога) За___ 20___г. Показатели эффективности: 1. Подготовка.

Читайте также: