Что такое проблема исследования в исследовательской работе

Обновлено: 15.05.2024

Для начала определимся, что такое исследование на соискание ученой степени. Исследовательская научная работа, которая позволяет претендовать на получение ученой степени, является диссертационной. К ученым относятся следующие степени:

  • степень магистра;
  • кандидатская;
  • докторская.

Каждое учебное заведение имеет возможность материально поддержать ученых и исследователей.

Что такое объект и предмет исследования

Объект исследования диссертации

Зачастую, для всего исследуемого явления или объекта, точные параметры не представляется возможным выделить. В этом случае в эксперименте можно выделить только некоторую часть от предмета или явления исследуемой сущности, эта часть подвергается теоретическому или практическому изучению. Будем считать эту часть объектом, понятие может часто пересекаться с основной темой работы. Однако не должно копировать ее.

Предмет исследования диссертации

Каждый объект исследования имеет конкретную проблему, которую исследователь и должен считать главным предметом. При проведении экспериментов следует выделять некоторый объем факторов, свойственных предмету исследования, и производить с ними дальнейшую работу.

В качестве примера можно привести такие предметы исследования, как:

  • закономерности;
  • явления и их протекание (различные сферы);
  • виды и способы взаимодействия людей;
  • различные факты.

“Примечание. Чтобы определить предмет или объект исследования, можно посоветовать определить границы изучаемой области. Затем исследователю стоит сформулировать главные цели научной работы и подробно рассмотреть те аспекты проблемы, которые были выделены в рамках работы”

Виды методов научного исследования в диссертации

В научной работе одним из главных компонентов является научный метод. Он являет собой комплекс способов, благодаря которым можно получить знания об объекте или явлении. Практически все современные отрасли могли бы решать возникающие проблемы с помощью новых знаний и возможностей, которые были получены при использовании научного метода.

Все научные методы имеют следующие цели:

  • систематизация уже имеющейся информации (новой и старой);
  • корректировка знаний;
  • выбор разновидностей исследования.

Эмпирический

Возникающую проблему возможно исследовать, используя практические способы взаимодействия с действительностью, в данном случае научный метод будет эмпирическим.

Любой эмпирический метод имеет следующие составляющие:

  1. Теоретические сведения о предмете научного исследования, их сбор и подготовка. Работа с литературными источниками для сбора и систематизации информации. Данные из открытых источников онлайн рекомендуется проверять на точность и достоверность.
  2. Проверка актуальности найденной информации, анализ логичности и выявление неточностей.
  3. Фаза наблюдения. На данном этапе рекомендуется составить предварительный план работы, уточнить возможные нюансы и особенности в заданные временные рамки, вносить данные в табличном виде.
  4. Выполнить экспериментальную часть работы.

Теоретический

По результатам проведения исследования появляется набор информации, который требуется обрабатывать. Необходимо систематизировать и обобщить данные. Чем и занимается теоретический метод. В последующем работа с данными будет зависеть от темы научной работы.

Количественный

Анализ происходящих явлений и процессов в рассматриваемом объекте исследования осуществляется с помощью такой методологической группы как: количественный анализ. Данный тип анализа включает такие составляющие как:

  • Библиографические составляющие. Их задача заключается в изучении различных аспектов взаимодействия, связей, тенденций развития и структуры явлений или процессов в разных аспектах научного исследования (как пример можно привести анализ содержания, количества научных публикаций, определение объема цитирования и т.д.).
  • Статистические составляющие. Этот метод, чаще всего, используется при рассматривании явлений большого масштаба. Получение и сбор всех необходимых данных осуществляется для выявления случайных отклонений, которые не относятся к основной тематике или закономерностям научной работы.

Качественный

В маркетинговых и социологических исследованиях, часто, успешно применяется практика определения “природы” рассматриваемых механизмов. Для этого необходимо выделить одноименные характеристики и обрабатывать их в рамках выбранного явления. Это и является количественным методом.

Социологический

Чтобы определить взаимосвязь эмпирического и теоретического методов, необходимо использовать социологический метод. В качестве примера можно выделить такую работу, как сбор и анализ информации, анкетирование и другие.

Психологический

Данный метод является совокупностью общенаучных эмпирических и теоретических данных. Какой метод выбрать, наблюдение или эксперимент, зависит от темы и специфики научной работы.

Как сформулировать проблему исследования в диссертации?

Проблема научной работы на соискание ученой степени является одной из главных в научной работе. Чтобы ее сформулировать, рекомендуется использовать подход, в котором систематизируется вся исходная информация. Многое зависит от отрасли науки, в которой находится рассматриваемое явление. Для технических дисциплин важным является тщательный анализ доступной теоретической и практической информации. Необходимо определить и разграничить основополагающие и второстепенные данные.

При постановке проблемы выделяется несколько основных этапов:

  • сбор и изучение необходимых данных;
  • определение степени значимости научного исследования;
  • определение актуальности и новизны проводимых экспериментов;
  • выделение границы;
  • расширение границ (если это потребуется).

Для формулирования проблемы рекомендуется:

  • вам поможет разделение основных и дополнительных вопросов;
  • систематизируйте данные;
  • последовательно находите ответы на небольшие вопросы, которыми можно описать главную проблему;
  • в рассматриваемом вопросе выделите части по степени изученности и неизученности.

“Важно! Необходимо проанализировать перспективность будущего исследования, определить все известные и неизвестные факты, а также исследовать решения аналогичных задач, которые были реализованы учеными в прошлом. Только после всего этого возможно правильное определение объема предстоящих работ.

Для формулирования основной проблематики, полезным является участие в научной работе, а также различных конференциях. В случае, когда при подготовке научной статьи выявление актуальности и перспективности исследования не представляет труда, то автор вправе использовать данный материал для подготовки диссертации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Марина Михайловна

Статья посвящена вопросам постановки проблемы и выбора темы перед началом исследовательской работы. В статье также проанализированы сложности определения темы исследования в соответствии с требованиями и условиями проблемы, поясняется важность формулировки проблемной ситуации, приведены общепринятые требования к выбору темы исследования на сегодняшний день.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Марина Михайловна

Метапредметная образовательная программа: проект целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития культуры исследовательской деятельности учащихся

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР ТЕМЫ КАК НАЧАЛО

ИССЛЕДОВАНИЯ Лукина М.М.

Аннотация: статья посвящена вопросам постановки проблемы и выбора темы перед началом исследовательской работы. В статье также проанализированы сложности определения темы исследования в соответствии с требованиями и условиями проблемы, поясняется важность формулировки проблемной ситуации, приведены общепринятые требования к выбору темы исследования на сегодняшний день.

Ключевые слова: проблема исследования, тема исследования, исследовательская деятельность, исследование, формулировка.

На сегодняшний день перед каждым преподавателем стоит вопрос о том, как более логично и ненавязчиво заинтересовать ребенка наукой, приобщить его в мир открытий. Стоит отметить, что деятельность учителя должна состоять в том, чтобы через знания и умения организовать исследовательскую деятельность учащихся, научить их приемам исследовательской работы, привить вкус к научному труду. Ведь так важно вовлечь школьников в научное познание мира уже на ранних стадиях обучения, как и не менее важно научить ребенка к умению учиться и самостоятельно добывать знания, делать открытия.

Что же мы будем понимать под исследовательской деятельностью?

Обычно под исследовательской деятельностью понимается деятельность, которая предполагает решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Здесь будут присутствовать основные этапы, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Подобную структуру должно иметь любое исследование в любой области, будь то естественные или гуманитарные науки.

Определить проблему - значит установить расхождение между желаемым и действительным. Проблема всегда появляется в тот момент, когда есть потребность в чём-то, а также проблема - это противоречие и несоответствие между нашими возможностями (наличием тех или иных средств) и тем, что мы хотели бы на самом деле. Соответственно, любая проблема состоит из условий и из требований проблемы.

Требования проблемы - это желаемая, возможная, идеальная ситуация, а условия проблемы - это существующая, реальная ситуация, которая есть у нас в наличии. И эта разница между желаемой и реально существующей ситуациями, т.е. несоответствие между предполагаемым и действительным считается проблемой.

Формулировка проблемы исследования - это крайне важный этап, так как именно верная формулировка позволит учащимся более четко рассмотреть возможные пути решения той самой выдвинутой проблемы.

Формулировка проблемы появляется после осознания проблемной ситуации, а ядром этой ситуации является противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения. То есть человек не знает, как преодолеть трудности в достижении цели, не знает, как удовлетворить возникшие потребности. Это происходит после осмысления проблемной ситуации, приходит понимание, что всё это из-за ограниченности опыта субъекта. Получается, что проблемная ситуация демонстрирует совокупность целей субъекта, но и также реально существующее состояние субъекта, объекта и внешней среды.

Стоит отметить, что, рассматривая одну проблемную ситуацию, можно выдвинуть и сформулировать совершенно разные проблемы. Пути и методы разрешения исходной проблемной ситуации будут также разнообразны, не тождественны. Формулировка проблемы должна фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы ее решения.

Итак, проблема - это не просто трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя если буквально переводить это слово с греческого языка, то это действительно так. Проблема - это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы, а необходимыми условиями разрешения любой проблемной ситуации являются продуманность, глубокий анализ и корректность формулировок. Если мы сможем сформулировать проблему очень точно и чётко, значит мы недалеки от ее решения.

Известно, что сформулировать правильно проблему часто бывает труднее и куда важнее, чем решить ее. Так считал великий физик Альберт Эйнштейн. Более того, он утверждал, что как только проблема определена и сформулирована, то творческая часть работы исчерпана, и решение этой проблемы уже несет в себе чисто техническую задачу. Скорее всего, это, конечно преувеличение, но некая доля правды в этом утверждении имеется [2; с. 8].

Теперь хотелось бы поговорить о теме исследования, т.к. это тоже немаловажный этап пути.

Очень часто говорят, что выбор темы - это залог успеха, и это действительно так, ведь, что является ракурсом, в котором проблема рассматривается? Это, конечно же, тема исследования. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Сначала по неопытности может показаться, что выбрать тему крайне легко и просто, но на самом деле, это весьма трудный и, главное, ответственный шаг. На сегодняшний день есть общепринятые требования к выбору темы исследования:

Важно, чтобы тема бьиа интересна для исследователя-учащегося не только на данный момент, но и будет востребована в будущем, когда учащийся на практике сумеет реализовать полученные знания в выбранной отрасли человеческой деятельности. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.

Тема должна быть актуальной, т.е. она должна отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Естественно, когда это начало пути в мир науки, для младших школьников может быть подобрана более простая тема и даже, возможно, уже глубоко исследованная, но зато она станет открытием для юного исследователя. В остальных случаях крайне важно обращать внимание на актуальность темы.

Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться очень сложной и непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. То есть одно название будет являться формально-логическим, и будет содержать теоретически сконструированный текст, а второе название будет образным, то есть будет содержать образы, которые ярко и эмоционально отражают и представляют проект.

Конечно, было бы неплохо, если бы тема была интересна не только учащемуся, но и научному руководителю, консультанту, потому что в этом случае сложатся отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта или исследования.

Формулировка темы важна уже на первом этапе работы, так как это визитная карточка любого проекта и исследования. Естественно тема будет неоднократно корректироваться в процессе работы, но внимание корректной формулировке следует уделить с самого начала, ведь тема исследования в проблемной форме также отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить [2; с. 14].

Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев предлагает ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:

углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования.

этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы.

• «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных

Профессор Александр Ильич Савенков все темы условно объединяет в три группы:

1. Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

2. Экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

3. Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. [2; с. 17].

2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель / Предисл. В.А. Бадил. 5-е изд., перераб. и доп. М.: 5 за знания, 2011. 216 с.

Проблема исследования - это важная и ответственная задача. Именно от того, насколько правильно она выбрана, зависит конечный итог всей работы. Рассмотрим подробнее вопрос, касающийся ее выбора, приведем несколько конкретных проектов и исследовательских работ.

проблема исследования это

Гипотеза

Казалось бы, как связана научная проблема исследования с гипотезой? На практике между ними существует прямая зависимость. Прежде чем приступать к работе над проектом, необходимо выяснить, что именно вы будете анализировать на протяжении своего исследования. Гипотеза - это предположение, которое выдвигается в начале научного проекта или экспериментального исследования. По мере изучения объекта или определенного явления она может быть подтверждена либо опровергнута.

Поиск проблемы

Учитывая, что проблема исследования - это конкретная задача, которую и предстоит решить исследователю после завершения эксперимента, важно отнестись серьезно к подбору темы работы или проекта.

Как это сделать правильно? Если идет речь о школьных исследовательских работах или проектах, то подбор темы осуществляется в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

научная проблема исследования

Примеры выбора тем

В зависимости от научной сферы, выбираемой для экспериментов, тема может быть как объемной, так и конкретной. Например, если планируется изучение истории одной фотографии, то в качестве исследований данной проблемы можно рассматривать поиск родственников, мест, связанным со снимком. Например, в качестве варианта подобного проекта, можно рассмотреть старую школьную фотографию выпускного класса. Ребята могут выяснить в ходе своего проекта, как сложилась судьба каждого из ребят, узнать об их отношении к учебе в школе.

 методы исследования проблем

Методы работы

Помимо тематики, важно подобрать подходящие методы исследования проблем. В противном случае сложно будет говорить об актуальности и достоверности получаемых результатов. Например, если исследование проводится в области химии или экологии, целесообразно применение экспериментального метода.

Во время проведения серии опытов, можно выявить средний показатель, на основании полученных результатов делать выводы. Решили провести исследование в гуманитарной сфере? В таком случае можно применить социологический опрос.

Например, для подросткового возраста актуальным является выбор будущей профессии. Можно проанализировать, используя собственные методики, как темперамент влияет на профориентацию подрастающего поколения.

Как провести подобное исследование? Анализ проблемы предполагает выбор теоретического материала, то есть проведение литературного обзора. Для начала придется выяснить, какие существуют виды темпераментов, поискать методики, позволяющие их выявлять у подростков.

Далее можно подобрать группу добровольцев, для которых будут предложены выбранные тесты. Подведя итоги проведенных исследований, можно в качестве рекомендаций предложить ребятам те профессии, которые в ходе теста были определены как оптимальные.

исследование анализ проблемы

Цели и задачи

Задачи исследования проблемы должны быть конкретными, определенными, реалистичными. После выбора темы нужно определить цель проекта. На ее основе можно выделять задачи, которые исследователь будет решать по мере работы над проектом. Допустим, что целью эксперимента является количественное вычисление содержания аскорбиновой кислоты в ягодах рябины. В качестве тех задач, которые должны быть при этом поставлены, выделим:

  • изучение научной литературы, касающейся вопроса исследования;
  • выделение из множества методик той, которая будет оптимальной и реалистичной в данном случае;
  • сбор материала для проведения эксперимента;
  • эксперименты;
  • выводы и рекомендации по проблеме исследования.

В качестве дополнения к эксперименту можно отметить приложения, в которых будут указаны табличные показатели содержания витамина С в исследуемых образцах.

Юный ученый может провести сравнение полученных и табличных значений, сделать выводы.

проблемы современных исследований

Объект исследования

Как решают проблемы современных исследований школьники? В качестве объекта исследования ребята выбирают витамины, жиры, углеводы, когда идет речь о проектах в сфере химии и экологии. Например, в качестве объекта исследования, можно выбрать побережье Белого моря. Учитывая тот факт, что в 2002 году в Онежском заливе был серьезный выброс нефти с танкера, можно проанализировать, как та ситуация отразилась на флоре и фауне данного моря.

Предмет исследования

Проблема исследования является важным аспектом для формирования логического мышления в подрастающем поколении. От выбора предмета исследования зависит направление всей проектной деятельности.

В рамках внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов нового поколения, повышается актуальность и востребованность проведения ученических исследований.

Для каждого ребенка должна быть выстроена собственная образовательная траектория развития, предполагающая проведение и проектной деятельности. Министерством образования перед педагогами поставлена задача формирования гармонически развитой личности, способной саморазвиваться, успешно социализироваться в современном обществе. Для выполнения этого задания учителя активно применяют в своей педагогической деятельности именно проектную методику.

исследований данной проблемы

Новизна и значимость

Особенность исследования, решения проблемы в рамках школьного проекта заключается в том, чтобы получаемые результаты были актуальными и значимыми. Для того чтобы правильно выбрать тематику исследования, нужно учесть несколько важных аспектов. Если проблема исследования - это запускной механизм для любого проекта, то его сущностью является научная новизна, а также практическая значимость.

Например, даже при выборе для работы классической методики проведения опытов, можно найти элемент новизны. Если работа лишена этого, она теряет всякий смысл. Проблема исследования - это самый важный момент, на который обращает внимание своего подопечного научный руководитель исследовательской либо проектной работы. До ее выдвижения необходимо внимательно изучить научную литературу, существующие практики по вопросу исследования.

Критерии проблемы

Существуют определенные нормы, которым должна соответствовать проблема исследования:

  • объективность вопроса;
  • практическая значимость.

Актуальность предполагает важность данного вопроса в определенный момент времени. Выявляя в своем проекте или исследовании актуальность, можно подчеркнуть связь между современным состоянием вопроса и ближайшим будущем.

Пример школьного проекта

Предлагаем в качестве примера оформления школьного проекта работу, касающуюся количественного определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в чае. Во введении анализируется значимость темы, приводятся исторические факты применения объекта исследования.

Ещё на Руси использовали настой из иван-чая в качестве напитка и лекарства от разных болезней. Подтверждение уникальных свойств этого чая можно найти в работах русского исследователя Петра Александровича Бадмаева. Он прожил больше ста лет, во многом благодаря употреблению настоя этого удивительного растения.

Сложная экономическая ситуация, усложнение отношений с европейскими странами, сделали вопрос возрождения традиций классического русского чаепития, связанного с использованием иван-чая, важным с экономической и политической точки зрения.

Учитывая актуальность данного вопроса, в своей исследовательской работе мы решили провести сравнительный анализ органолептических и химических свойств иван-чая и классического индийского чая, выявить их сходные и отличительные параметры.

Цель работы: определить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исходных образцах чая.

  • изучить органолептические показатели взятых образцов путем дегустации;
  • провести количественный анализ содержания витамина С в образцах методом титрования.

Предмет исследования: количественное содержание витамина С в исходных образцах чая.

Объект исследования: иван-чай и классический индийский чай.

  • литературный обзор;
  • йодометрия (титриметрический анализ);
  • статистическая обработка результатов.

Гипотеза: по количественному содержанию аскорбиновой кислоты и органолептическим показателям классический индийский чай существенно уступает иван-чаю.

Далее идет характеристика важности аскорбиновой кислоты, выбирается методика для проведения эксперимента.

После завершения исследования формируются выводы о значимости и целесообразности применения иван-чая в качестве альтернативы классическому черному чаю.

проблема исследования является

Заключение

Проектные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Они применяются не только на старшей ступени обучения, но и в дошкольных учреждениях.

Для того чтобы у каждого российского школьника была возможность продемонстрировать свои творческие способности, получать новые умения и навыки, они должны вовлекаться в проектную и исследовательскую деятельность. Какого бы вида проект ими ни создавался, в любом случае должна быть правильно подобрана его тематика, поставлена цель исследования, определены задачи, выдвинута гипотеза. Даже в том случае, когда в процессе работы она будет опровергнута или подтверждена частично, это не уменьшает актуальности и значимости созданного проекта. В ближайшее время введут профессиональный стандарт для российских педагогов. Одним из пунктов в нем будет проведение с учащимися исследований, а также вовлечение подрастающего поколения в проектную деятельность.

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.

Пример 2

Цель исследования: выявить особенности решения диагностических задач практическим психологом.

Пример 3

Цель исследования заключалась в анализе психологических особенностей и структуры настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Помогу с целью, проблемой, объектом и предметом исследования ОНЛАЙН ЗДЕСЬ


Проблема

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.

Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Пример 4

Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке.

Пример 5

Проблема восприятия субъектом пространственного мира может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы. Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе. Проблема описания единиц и способов регуляции пространственного восприятия.

Пример 6

Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов.

Предмет и объект

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример 7

Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении.

Пример 8

Объект исследования: настойчивость как системное свойство личности.

Пример 9

Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные: а) в анонимной серии, сформулированные под влиянием мнения взрослых и сверстников в естественных условиях их жизни и деятельности; б) в условиях психологического "давления" противоположного мнения взрослых и сверстников.

Предмет исследования: психологическая структура, количественные и качественные особенности настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического "давления" взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость).

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет - через то, что у них изучается.

Пример 10

Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.
Объект исследования. Объектом данного исследования являются учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области".

Пример 11

Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.

Объект исследования: 74 здоровых ребенка 5-10 лет и 124 ребенка того же возраста с диагнозами: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутистические особенности.

Пример 12

Объект исследования. В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых: 1) студенты-медики второго курса Российского государственного медицинского университета (РГМУ), 38 человек; 2) студенты-медики пятого курса РГМУ, 55 человек; 3) врачи-профессионалы (хирурги, офтальмологи, ортопеды, акушеры-гинекологи, терапевты), имеющие высокие показатели квалификации, 69 человек; 4) студенты второго курса спецотделения факультета психологии МГУ (получающие второе высшее образование), BIB человека; 5) управленцы, 15 человек.

Данная группа представлена испытуемыми, которые сменили первую профессию, а сейчас успешно работают руководителями крупных, средних и малых предприятий. Всего в исследовании приняли участие 280 человек.

Предметом исследования являлись психологические особенности сознательной смены профессии.

Читайте также: