Что такое общее собрание работников

Обновлено: 02.07.2024

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 410 TК РФ

1. Процесс объявления забастовки регламентирован законом, нарушение требований которого может привести к признанию судом забастовки незаконной (см. комментарий к ст. 414 ТК).

2. В числе таких требований - правомочность собрания (конференции) представителей работников принимать решение о проведении забастовки (содержание которого определяется законом), заблаговременное предупреждение работодателя и соответствующего государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров о предстоящей забастовке, соблюдение сроков, определенных для ее начала, и др.

3. При проведении часовой предупредительной забастовки должно быть обеспечено соблюдение минимума необходимых работ (услуг) - см. комментарий к ст. 412 ТК.

4. Если забастовка не была начата в срок, указанный в решении об объявлении забастовки, то проведение ее будет незаконным, поэтому стороны должны осуществлять дальнейшее разрешение коллективного трудового спора с использованием примирительных процедур, установленных ст. 401 ТК (см. комментарий к данной статье).

Судебная практика по статье 410 TК РФ

Согласно Трудовому кодексу РФ требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю (ст. 399 ТК РФ). Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ст. 410 ТК РФ).

Учитывая данные обстоятельства, основываясь на предписаниях ст. ст. 398, 399, 410 Трудового кодекса РФ, суд пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае коллективного характера спора применительно к требованиям трудового законодательства.
Обязательным признаком, характеризующим коллективный трудовой спор, как указывалось выше, является его предмет: условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем.

Доводы кассационной жалобы о том, что трудовой коллектив в нарушение ст. 410 Трудового кодекса РФ об окончании забастовки работодателя письменно не предупредил, являются необоснованными и не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Обязанности работников предупреждать работодателя в письменной форме об окончании забастовки данная норма не содержит. В соответствии с ее ч. 8 в решении об объявлении забастовки указывается лишь предполагаемая продолжительность забастовки.

Согласно части 1 статьи 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом, утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. В силу части 2 статьи 410 ТК РФ собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

Вывод суда о том, что забастовка была объявлена и проведена с нарушением установленных сроков предупреждения работодателя о начале предстоящей забастовки, подтверждается материалами дела и является правильным, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 410 Трудового кодекса РФ о начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Соблюдение указанного срока является обязательным условием при объявлении и проведении забастовки, поскольку в этот срок должен быть согласован необходимый минимум работ. В данном случае требование закона о соблюдении срока предупреждения работодателя о предстоящей забастовке было нарушено. Как правильно установлено судом и не оспаривалось ответчиками, о забастовке работодатель был извещен в день ее проведения, что лишило возможности работодателя согласовать необходимый минимум работ, в результате чего произошла задержка вылетов рейсов и предприятию причинены убытки.

Обращается внимание на то, что нарушены предписания статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку предупреждение об объявлении предупредительной забастовки было получено работодателем позднее трех рабочих дней до ее начала.
Решением Рязанского областного суда от 10 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены, предупредительная забастовка, проведенная 21 мая 2007 года в период с 9 до 10 часов по решению конференции работников ОАО "Михайловцемент" от 15 мая 2007 года, признана незаконной.

Истец по отношению к трудовому коллективу АФ ГУДП "ЗСА" является работодателем, и все решения по поводу предстоящей забастовки, проводимой его работниками, по смыслу статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации, в первую очередь затрагивают интересы работодателя. Поэтому все требования, предусмотренные как названным Федеральным законом, так и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", должны были быть соблюдены при принятии оспариваемого решения.

Статьей 410 ТК РФ предусмотрено, что решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Буквальное толкование слов и выражений, содержащихся в данной норме, позволяет сделать заключение о том, что законодатель предусмотрел именно общее, совместное присутствие работников на собрании (либо их представителей на конференции) для решения вопроса об объявлении забастовки, что исключает поэтапное (посменное) принятие такого решения.

Представители Горно-металлургического профсоюза России, привлеченного по делу в качестве третьего лица на стороне ответчиков, в судебном заседании пояснили, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в трудовом коллективе ОАО "СУБР" не было обсуждения вопроса об объявлении забастовки, отсутствует организационное единство работников, принимавших участие в акции. В данном случае в силу требований ст. ст. 398, 399, 410 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют коллективный характер трудового спора и забастовка, поскольку коллективный трудовой спор характеризуется коллективным характером, когда одной стороной выступает коллектив, и особым предметом разногласий.

Порядок объявления забастовки определен в ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября и 30 декабря 2001 года) и ст. 410 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

Согласно статье 410 Трудового кодекса РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.


1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом образовательной организации (далее – ОО) и регламентирует деятельность Общего собрания работников ОО, являющегося одним из коллегиальных органов управления ОО.

1.2. В своей деятельности Общее собрание работников ОО (далее – Общее собрание) руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным, региональным местным законодательством, актами органов местного самоуправления в области образования и социальной защиты, Уставом ОО и настоящим положением.

1.3. Целью деятельности Общего собрания является общее руководство организацией в соответствии с учредительными, программными документами и локальными актами.

1.4. Общее собрание работает в тесном контакте с администрацией и иными органами самоуправления ОО, в соответствии с действующим законодательством, подзаконными нормативными актами и Уставом ОО.

2. Задачи Общего собрания

Деятельность Общего собрания направлена на решение следующих задач:

- определение перспективных направлений функционирования и развития ОО;

- привлечение общественности к решению вопросов развития ОО;

- создание оптимальных условий для осуществления образовательного процесса, развивающей и досуговой деятельности;

- решение вопросов, связанных с развитием образовательной среды ОО;

- решение вопросов о необходимости регламентации локальными актами отдельных аспектов деятельности ОО;

- помощь администрации в разработке локальных актов ОО;

- разрешение проблемных (конфликтных) ситуаций с участниками образовательного процесса в пределах своей компетенции;

- внесение предложений по вопросам охраны и безопасности условий образовательного процесса и трудовой деятельности, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников ОО;

- принятие мер по защите чести, достоинства и профессиональной репутации работников ОО, предупреждение противоправного вмешательства в их трудовую деятельность;

- внесение предложений по формированию фонда оплаты труда, порядка стимулирования труда работников ОО;

- внесение предложений по порядку и условиям предоставления социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам в пределах компетенции ОО;

- внесение предложений о поощрении работников ОО;

- направление ходатайств, писем в различные административные органы, общественные организации и др. по вопросам, относящимся к оптимизации деятельности ОО и повышения качества оказываемых образовательных услуг.

3. Компетенция Общего собрания

В компетенцию Общего собрания входит:

– внесение предложений в план развития Образовательной организации, в т. ч. о направлениях образовательной деятельности и иных видах деятельности Образовательной организации;

– внесение предложений об изменении и дополнении Устава Образовательной организации;

– утверждение Правил внутреннего трудового распорядка Образовательной организации, Положения об оплате труда работников, Правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных актов в соответствии с установленной компетенцией по представлению Директора Образовательной организации;

– принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;

– избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам;

– поручение представления интересов работников профсоюзной организации либо иному представителю;

– утверждение требований в ходе коллективного трудового спора, выдвинутых работниками Образовательной организации или их представителями;

– создание необходимых условий, обеспечивающих безопасность обучения, воспитания обучающихся;

– создание условий, необходимых для охраны и укрепление здоровья, организации питания обучающихся и работников Образовательной организации;

– ходатайство о награждении работников Образовательной организации;

– заслушивание отчета Директора Образовательной организации о проделанной работе.

4. Организация деятельности Общего собрания

4.1. В состав Общего собрания входят все работники ОО.

4.2. На заседания Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашенные на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.

4.3. Руководство Общим собранием осуществляет Председатель, которым по должности является руководитель организации. Ведение протоколов Общего собрания осуществляется секретарем, который избирается на первом заседании Общего собрания сроком на один календарный год. Председатель и секретарь Общего собрания выполняют свои обязанности на общественных началах.

4.4. Председатель Общего собрания:

- организует деятельность Общего собрания;

- информирует членов общего собрания о предстоящем заседании не менее чем за 5 дней

- организует подготовку и проведение заседания дней до его проведения

- определяет повестку дня;

- контролирует выполнение решений.

4.5. Общее собрание ОО собирается его Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

4.5. Деятельность Общего собрания ОО осуществляется по принятому на учебный год плану.

4.6. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% членов трудового коллектива ОО.

4.7. Решения Общего собрания принимаются открытым голосованием.

4.8. Решения Общего собрания:

- считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 присутствующих;

- являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 членов совета;

- после принятия носят рекомендательный характер, а после утверждения руководителем учреждения становятся обязательными для исполнения;

- доводятся до всего трудового коллектива учреждения не позднее, чем в течение 5 (пяти) дней после прошедшего заседания.

5. Ответственность Общего собрания

5.1. Общее собрание несет ответственность:

- за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач;

- соответствие принимаемых решений законодательству Российской Федерации, подзаконным нормативным правовым актам, Уставу ОО.

- за компетентность принимаемых решений.

6.1.Заседания Общего собрания оформляются протоколом.

6.2.В книге протоколов фиксируются:

- количественное присутствие (отсутствие) членов трудового коллектива;

- приглашенные (ФИО, должность);

- ход обсуждения вопросов;

- предложения, рекомендации и замечания членов трудового коллектива и приглашенных лиц;

6.3.Протоколы подписываются председателем и секретарем Общего собрания.

6.4.Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

6.5.Книга протоколов Общего собрания нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью ОО.

6.6.Книга протоколов Общего собрания хранится в делах ОО и передается по акту (при смене руководителя, передаче в архив).

7.1.Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Общим собранием и принимаются на его заседании.

7.2.Положение действует до принятия нового положения, утвержденного на Общем собрании трудового коллектива в установленном порядке.

Читайте также: