Что такое образ профессии

Обновлено: 08.05.2024

Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор. Одним из необходимых условий выбора профессии и становление профессионала является осознанное выделение реальных связей характеристик профессиональной деятельности, формирования образа профессии как регулирующего компонента освоения профессии.

Значение субъективного образа профессии и труда, как целесообразной регуляции и саморегуляции трудовой деятельности отмечал Е.А. Климов.

С.В. Зиброва исследует образ профессии, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой стороны.

Образ профессии содержит в себе мотивирующий, индивидуальный и субъективный компонент образа себя и фрагментов мира.

Одними из интегральных компонентов образа профессии, по нашему мнению, являются стили человека.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что образ профессии строится на основании когнитивных стилей, стилей мышления, общения, деятельности, как интегральных показателей требований профессии и личностных особенностей.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали методику репертуарных решеток Келли. Выбор профессии для оценки осуществлялся индивидуально. Респонденты выбирали несколько профессий, которые им нравятся и несколько профессий, которые им не нравятся. Выделение конструктов производилось методом триад. В эксперименте участвовали 35 студентов юридической, психологической и морской специальностей. Студенты выбрали свои специальности и дополнительно профессии бухгалтера, экономиста, дизайнера, актера, военного, математика, программиста, химика. Использовалась оценочная решетка. Проводился факторный анализ общей матрицы оценок с последующим варимакс вращением факторов.

Заключение

Таким образом, нами были изучены особенности системной организации метафоры профессии в процессе ее становления, и выявлены статистические и качественные различия в восприятии студентов своей будущей профессии в зависимости от этапа обучения.

Список литературы

1. Леонтьев Д.А. (2008) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, 2-е изд. – М.: Смысл

2. Петренко В.Ф. (2008) Методология экспериментальной психосематнтики // Вопросы психологии, №2.

3. Петренко В.Ф. (2005) Основы психосемантики. – СПб.: Питер.

4. Петренко В.Ф, Митина О.В. (2007) Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ

5. Шмелев Г.А. (2002) Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных // Вопросы психологии, №5.

6. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 2008.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 2006.

9. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. – М., 2008.

10. Холодная М..А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Будущие психологи должны формировать профессионально-ролевые представления с опорой внутреннее восприятие профессии, адекватную модель профессии и профессиональной деятельности.

Нестерова И.А. Формирование образа профессии психолога // Энциклопедия Нестеровых

Образ профессии

Образ профессии

Понятие "образ профессии" является содержательным, так, по мнению А.Н. Леонтьева, путь решения проблемы исследования любого образа идет от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу [1]. В психологической науке образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ профессии представляет собой субъективное восприятие человеком объект труда (профессиональную деятельность) и его субъект (профессионала). Образ профессии строится на принципе комплексного изучения конкретной профессии с социальной, психологической, физиологической, экономической и производственно-технической сторон.

В процессе вузовского обучения у будущих психологов формируется образ профессии. Он базируется на Я – реальное и Я – идеальное в будущей профессиональной деятельности. В процессе вузовского обучения возможны деформация представлений о будущей профессии. Она происходит по причине разочарования в психологии. Как следствие снижается интерес к учебе. Происходит изменения в сфере профессионально-ролевых представлений будущих психологов.

Все эти изменения связанные с формированием образа профессии состоят из следующих важных компонентов:

  • когнитивный – содержит знания о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале;
  • эмоциональный – предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своей профессиональной деятельности.

Исследование образа профессии ведется по различным направлениям, чаще всего, изучается образ в той или иной профессии, условия и факторы его формирования.

Образ профессии изучается достаточно давно. Прежде всего, следует рассмотреть саму трактовка данного термина в психологической литературе.

Данный термин привлекал внимание таких авторов как Е.А. Климов, А.М. Сосновская, С.В. Зиброва и др. Так Е.А. Климов рассматривает образ профессии как наличие адекватной системы субъективно интерпретированных ценностных представлений специалиста на основе собственно профессиональных знаний. С.В. Зиброва под образом профессии понимает внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса, с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности – с другой. А.М. Сосновская в своем исследовании образ профессии определяет как представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [2].

Изучив подходы к трактовке образа профессии, следует резюмировать следующее: образ профессии – это представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.

Эволюцию образа профессии

Эволюцию образа профессии у будущих психологов изучала Н.В. Курбет. По её мнению существуют три стадии формирования образа профессии. Они отражены на рисунке ниже.

Стадии формирования образа профессии

Стадии формирования образа профессии

Н.В. Курбет считает, что развитие образа профессии зависит от следующих акмеологических условий:

  • организационных (создание профессиональнопедагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития совершенного уровня образа профессии у студентов);
  • социально-психологических (востребованность обществом специалистов, обладающих способностью к саморазвитию, воспитание готовности у студентов к личностно-профессиональному развитию);
  • технологических (диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека, формирование системы профессиональных ЗУН) [3].

Также наличие определенных условий в процессе формирования образа профессии показано в работе Е.Ф. Платаш. Автор указывает, что для формирования образа профессии экономических специальностей необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

  1. установочно-целевых
  2. логико-структурных
  3. инструментально-технологических
  4. диагностико-результативных.

Следовательно, правильное соблюдение перечисленных условий способствует формированию и развитию образу профессии у студентов.

Изучая особенности образа профессии у будущих психологов, формирование образа профессии можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности.

А.И Донцов считает, что, говоря о профессии психолога, следует учитывать тот факт, что сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы.

А.И Донцов утверждает, что формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов, имеет черты внутренней противоречивости, эклектизма, "стереотипизированности".

Г.Ю. Любимова указывает на то, что имеющийся образ профессиональной деятельности у студентов часто диффузен, неструктурирован и во многом нереалистичен. Значительную роль здесь играет неясное представление студентов о характере и содержании деятельности психолога, а также мифологизированное представление о психологии и психологах, существующее в обществе.

Для многих студентов психология – это, прежде всего, прикладная наука. Проблемы, относимые к предмету психологии личности, социальной и клинической психологии, воспринимаются студентами-психологами как более доступные, близкие и личностно значимые. В качестве главного качества личности психолога выступает коммуникативная компетентность. Интеллект психолога упоминается студентами намного реже, не говоря уже о таких профессионально значимых личностных качествах, как развитое самосознание и хорошая рефлексия.

Чаще всего упоминаются следующие качества личности психолога: талантливый, душевный, активный, сильный, открытый, доступный, включенный, демократичный, радостный, оптимист. Эти данные свидетельствуют о том, что облик психолога в глазах самих будущих психлогов вполне соответствует обыденным преставлениям о нем, отражает стереотипы массового сознания, в соответствии с которыми наиболее важными качествами психолога выступают умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность добиваться поставленной цели, эмоциональная стабильность [4]

Для изучения формирование образа профессии у будущих психологов используют не одну, несколько методик. Ниже приведены самые актуальные методики:

Методики формирования навыков

Методики изучения формирования профессиональных навыков

Cформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной сфере деятельности, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза. Итак, теперь можно следующие выводы:

  • образ профессии – это представления человека о своей работе, профессиональной деятельности и о себе как профессионале;
  • проблема формирования образа профессии изучена недостаточно, это выражается в отсутствии единого подхода к процессу формирования образа профессии у студентов;
  • формирование образа профессии психолога предполагает процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Образ профессии психолога в процессе обучения в вузе начинает активно формироваться, развиваться и совершенствоваться. Необходимо отметить, что на начальном этапе обучения, образ профессии сформирован не достаточно, для того, чтобы студенты успешно освоили выбранную ими профессию.

В статье рассматриваются особенности педагогического сопровождения формирования положительного отношения к профессиям как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Ведущим понятием является образ профессии и аффективное восприятие образа профессии, выражающееся в отношении. В основе анализа лежит положение о том, что профессия и все, что с ней связано, представлены в сознании в виде субъективных и эмоционально окрашенных образов. Предварительный количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы (изменение отношения старшеклассников к профессиям, изменение расстояния между профессиями в субъективном семантическом пространстве) показывают социальную актуальность реализуемого исследования. Кратко представлен методический комплекс опытно-экспериментальной работы соответствующий задачам исследования.


2. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С. 251-261.

4. Похилько В.И., Федотова Е.О./Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности.//Вопросы психологии. - 1984.- №3. - С. 151-157.

6. Серкин В.П. Алгоритм разработки и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала // Психологическая диагностика. № 5, 2007. – С. 11 – 29.

7. Серкин В.П. Методы психосемантики: Учебное пособие для студентов вузов / В.П. Серкин. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 207 с.

9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96 с.

11. Kelly, G. A. A theory of personality: The psychology of personal constructs 1963. New York: W.W. Norton & Company, pp: 190.

Сложность профессионального самоопределения обусловливается действием многих разноплановых факторов, которые можно свести в три группы: факторы общественного воздействия, факторы личного характера (склонности, способности, интересы и психофизиологические качества) факторы, связанные с потребностями социума в профессиях (кадрах).

Профориентацию следует рассматривать как систему психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения. В современной профориентации доминируют две идеи. Первая - идея дифференциации, согласно которой профориентационная работа организована в соответствии с возможностями и планами старшеклассников. Дифференциация позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно [1], [11].

Другая идея состоит в том, что выбор профессии обусловлен не столько ориентацией на конкретную профессию, но и выбором желаемого для себя социального положения в обществе, стиля жизни, планами в других сферах жизни — как старшеклассник собирается распределять время между работой, семьей, друзьями, увлечениями; какой уровень дохода хочет иметь; насколько спокойной или рискованной должна быть работа и т. д. В рамках этой идеи, избираемая профессия становится средством достижения всех этих планов. Идея дифференциации является более разработанной, чем идея о выборе профессии как выборе желаемого для себя образа жизни [9].

Рассматривая выбор профессии, как выбор будущего стиля жизни, важно учитывать, что и сама профессия и все, что с ней связано, представлены в сознании в виде образов. Следовательно, выбирая профессию, человек выбирает образ будущей профессии. Под образом профессии в системе самоопределения понимается совокупность представлений о будущей профессии, интегрированных в некий целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание [2], [8].

Цель нашего исследования - выявление особенностей педагогического сопровождения процесса формирования положительного отношения к профессиям как фактора профессионального самоопределения старшеклассников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 10-х классах образовательных организаций Ульяновской области.

Для использования на основном этапе опытно-экспериментальной работы, возникла необходимость определения вербальных выражений (слов, словосочетаний), связанных в сознании старшеклассников с образом профессии. В качестве таких выражений нами были определены конструкты, полученные путем применения техники репертуарных решеток.

Для составления репертуарной решетки, элементами которой и будут являться профессии, использовался итоговый список профессий. Использование техники репертуарных решеток [6], [11] позволяет выявить слова и фразы, с помощью которых старшеклассники выражают свое отношение к различным профессиям.

Техника репертуарных решеток предполагает поэтапную работу.

Первый этап состоит в выявлении конструктов, необходимых для составления РР. Один из способов выявления конструктов - метод триад, при котором старшеклассника предлагалось три элемента (профессии) и необходимо было определить, чем две из трех профессий сходны между собой и тем самым отличны от третьей.

С применением техники репертуарных решеток связан ряд проблем: человек может не быть склонным обсуждать с исследователем свои базовые конструкты; в процессе исследования возможно обнаружение противоречивых базовых конструктов, которые могут оказать определенное травматическое воздействие на сознание испытуемого; рекомендуется по возможности избегать выявления базовых конструктов; различия в однозначности понимания и употребления разными людьми (в том числе испытуемого и исследователя) одних и тех же слов; люди могут иметь сходные конструкты почти на всех уровнях иерархии и все-таки конструировать совершенно различные результаты; конструкты не всегда можно адекватно вербализировать; невозможность полноценного использования техники репертуарных решеток при массовых опросах.

После определения конструктов старшеклассники определяли, отмечая в бланке все другие элементы (профессии), обладающие указанной выше характеристикой (полюс конструкта). Аналогично заполняются оставшиеся строки решетки.

РР представляет из себя матрицу столбцы которой – элементы (профессии), а строки – конструкты (слово или короткая фраза). Биполярность конструкта обязательно отражается при составлении РР.

Всего было выявлено 218 конструктов. При анализе конструктов, были исключены конструкты, не имеющие повторений и некорректно сформулированные (жаргонизмы) конструкты. В результате был определен список, включающий 41 конструкт. После этого старшеклассники определяли, отмечая в бланке все другие элементы (профессии), обладающие соответствующей характеристикой (полюс конструкта). Аналогично заполнялись оставшиеся строки решетки. Таким образом, были получены индивидуальные репертуарные решетки. Дальнейшая работа заключалась в сведения индивидуальных РР в единый вариант. Количественный анализ позволил выявить конструкты, имеющие максимальное количество повторений по каждому элементу (профессии).

На основном этапе опытно-экспериментальной работы (формирующий эксперимент) были определены экспериментальная группа и контрольная группа, близкие по значимым признакам индивидуальных различий старшеклассников, поскольку очевидно, что корректность выводов и достоверность результатов исследования во многом определяется характеристиками экспериментальной и контрольной групп.

В качестве основной формы экспериментальной работы со старшеклассниками выбрано занятия внеурочной деятельности.

Важно отметить, что в заключении каждого из перечисленных занятий предусматривалась рефлексия.

Составление мини-рассказов (сочинений) проводилось в определенной последовательности. Дословные высказывания-конструкты, полученные при проведении пилотного этапа опытно-экспериментальной работы, послужили ключевыми словами для написания старшеклассниками мини-рассказов.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Включение дискуссии в процесс формирования положительного образа профессии связано с тем, что эта форма взаимодействия стимулирует инициативность обучающихся, развивает рефлексивное мышление. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссия это обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. В ходе дискуссии обучающие формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом дискуссии может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

В процессе организации дискуссии нами отслеживались основные признаки дискуссии:

- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;

- соответствующая организация места и времени работы;

- процесс общения протекает как взаимодействие участников;

- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

- направленность на достижение поставленных целей.

Взаимодействие в дискуссии строилось не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении старшеклассников друг к другу и к ведущему для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждало участников искать различные способы для выражения своей мысли, повышало восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализовывались на обсуждаемой в группах информации.

После того как старшеклассники разделились на две команды, одна команда готовила аргументы, говорящие о привлекательности профессии, другая – о возможных отрицательных моментах. Обязательное условие: все высказывания должны быть аргументированы. Важная роль в организации дискуссии принадлежит ведущему (педагогу). В ходе дискуссии не раз возникали эмоциональные вспышки, требующие своевременного сглаживания адекватной репликой или примером.

Ролевые пробы предполагают включение поведенческого компонента.

В ходе ролевых проб старшеклассники:

- моделируют основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

- моделируют образ жизни представителя профессии;

- выражают свое отношение к профессии вербальными и невербальными средствами.

Пресс-конференции обычно используются для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Главное отличие, и это важно, состоит в том, что в нашем исследовании не проводилось подготовительной работы. Т.е. старшеклассники не имели возможности заранее подготовить выступление или вопросы для пресс-конференции.

Во время пресс-конференций отмечалась различная активность и включенность участников, но в среднем она была выше, чем во время дискуссии и значительно выше, чем во время беседы.

Для анализа результатов опытно-экспериментальной работы по формированию положительного образа профессии у старшеклассников использовался метод семантического дифференциала [3], [6], [7] и номинальное шкалирование.

В нашем исследовании, метод семантического дифференциала применялся в начале и в конце формирующего эксперимента. Полученные результаты трех факторов задали семантическое пространство, в котором размещен, упорядочен и описано субъективное отношение испытуемых (старшеклассников) к профессиям. При этом индивидуальные различия испытуемых, при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.

Для определения результатов формирующего эксперимента также был применен метод номинального шкалирования.

По остальным профессиям изменение евклидова расстояния имеет положительное значение, т.е. можно говорить об, хоть и незначительном, но увеличении расстояния относительно профессии экономист в семантическом пространстве и, следовательно, о снижении привлекательности этих профессий для старшеклассников экспериментальной группы. Это, возможно, объясняется тем, что при реализации программы формирующего эксперимента не использовались положительные профессии (экономист, актер, дизайнер, военный), другие профессии (водитель, повар, программист) не использовались старшеклассниками. Максимальный сдвиг по профессии учитель, на наш взгляд, связан с тем, что эта профессия единственная в обязательном порядке присутствовала на каждом этапе формирующего эксперимента.

В контрольной группе также произошло как уменьшение, так и увеличение евклидова расстояния, но в большинстве случаев незначительное.

Для статистического подтверждения предварительных выводов был применен метод парного t-критерия Стьюдента. Безусловно, полученные результаты нельзя расценивать как связанные исключительно с программой экспериментального исследования. Необходимо принимать во внимание комплексное воздействие разных факторов, включая процессы саморазвития и самообразования. Вместе с тем, установленная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе может являться основанием для общего вывода об эффективности разработанной нами теоретико-экспериментальной модели формирования положительного образа профессии у старшеклассников.

Казакова Т.В. 1 Басалаева Н.В. 1 Лобанова О.Б. 1 Захарова Т.В. 1 Яковлева Е.Н. 1 Фирер Н.Д. 1 Лукин Ю.Л. 1


2. Дорохова Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. – 2014. — № 1. – С. 119–122.

4. Клочко В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 30–44.

5. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. – Изд-во БГПУ, 1998.

6. Краснорядцева О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 140–150.

7. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. – 1998. — № 7. – С. 25–29.

8. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1979. — № 2. – С. 3–13.

9. Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дисс. к.пед.н. — Барнаул, 1999.

10. Оборина Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: дисс. к.психол.н. — М., 1999.

11. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н., Шкунов В.Г. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2009. — № 4. – С. 192–196.

12. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. — № 4. – С. 78–90.

13. Тонкошкурова И.В. Становление профессиональной ментальности инженера в образовательной среде вуза: дисс. к. пед.н. – Абакан, 2013.

Так, И.Б. Ханина, опираясь на представления А.Н. Леонтьева, считает необходимым рассматривать профессиональную деятельность человека через его видение окружающего мира, особую категоризацию действительности, особое отношение к ряду объектов, а иногда и особые свойства перцепции. Автор выделяет профессиональный инвариант образа мира как структурный компонент в индивидуальном образе мира, назвав его профессиональным видением мира. Определяя профессиональное видение мира как систему отношений специалиста-профессионала с объектами мира, И.Б. Ханина обозначила следующие образующие:

1) профессиональная семантика;

2) особенности профессионального отражения ситуаций;

3) особенности профессионального межличностного восприятия;

4) профессиональные аспекты общения [14].

Мы разделяем точку зрения автора, утверждавшего, что многомерность образа мира во многом определяется и самой деятельностью, когда мир воспринимается через призму профессии, тем более что в ходе проведения экспериментальных исследований автором было доказано наличие профессионально обусловленных деформаций в аффективной и когнитивной сферах, а также выявлены различия внутри одной профессиональной деятельности, что проявляется в содержательном наполнении образующих профессионального видения мира.

Одним из первых о специфике образа мира у разнотипных профессионалов начал говорить Е.А. Климов, считавший, что внутренние (имплицитные) модели реального целостного мира существенно различаются в связи с типами профессий, с которой имеет дело человек как субъект деятельности. Ученый сформулировал тезис о том, что специфические особенности профессиональной деятельности детерминируют и некую специфику образа мира, в этом случае профессиональная деятельность выступает одним из факторов типизации индивидуальных образов мира. Описывая профессии в их предметной отнесенности, Е.А. Климов выделил следующие положения:

1) образы окрестного мира у представителей разнотипных профессий существенно различаются;

2) социум квантуется на различные объекты по-разному в описаниях профессий разного типа;

3) существуют специфические различия в картине предметной отнесенности гнозиса разнотипных профессионалов;

4) разные профессионалы живут в разных субъективных мирах.

Наиболее весомый вклад в развитие современных представлений о сущности профессионального образа мира был сделан В.П. Серкиным и его учениками - В.А. Склейнисом, О.А. Гараниной, Н.В. Бондарчук, С.В. Шуньковой, в работах которых впервые была использована целостная трехслойная модель образа мира, в которой выделяются ядерный, семантический и перцептивный слои. Учеными доказано не только наличие профессиональной специфичности семантического и перцептивного слоев образа мира, но и особенности оценивания профессионально значимых и профессионально нейтральных стимулов разными профессиональными группами. Более того, В.П. Серкин отмечает, что существует специфика порождающих механизмов оценивания и трансформации, обусловленная не только спецификой всего образа мира, но и профессиональной деятельностью и процессом профессионализации (статья).

- принадлежность к некоей профессиональной группе;

- наличие собственного видения мира, характера поведенческих действий и эмоционально-волевых установок;

- опора, с одной стороны, на национальный, общественный менталитет, а с другой - на особенности индивидуального ментального опыта;

- репрезентация в профессиональной деятельности [2].

И.В. Тонкошкуровой показано, что профессиональная ментальность не только является интегральной качественной характеристикой профессиональной группы, определяющей особенности ее мировосприятия, мироощущения, мышления, систему ценностей, духовное творчество, деятельности (социально-профессиональный контекст). Вместе с тем профессиональная ментальность - это качественная идентификационная характеристика субъекта профессиональной деятельности, определяющая особенности его профессионально-личностного становления, профессионального сознания, ценностных ориентаций, выступающих в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего деятельность специалиста как в профессиональной области, так и в социокультурной сфере. Это личностно-профессиональный уровень (личностно-профессиональный контекст) профессиональной ментальности [12].

О.Л. Медведкова, рассматривая профессиональную ментальность в структуре школьного управления, отмечает, что в ней скрывается особая реальность, которая проявляется в особенностях профессионального образа мира учителей, структуре их терминальных ценностей, мотивационной готовности к включению в инновационные процессы, типологических особенностях профессионально-педагогических установок. Ментальность, по мнению автора, выражается в виде различной степени осознанности профессиональных установок как готовности реализовать имеющиеся знания, умения и навыки. При этом установки могут иметь как позитивный (например, обеспечивая устойчивость и направленность педагогической деятельности), так и негативный смысл - в виде профессиональных деформаций [9].

В исследованиях О.М. Краснорядцевой и ее учеников показано, что категория ментальности может быть сведена к четырем инвариантам: образ мира, система ценностей, мотивационная готовность к реализации в деятельности системы ценностей и установки, которые объективируются в реальной жизнедеятельности [6], включающей в себя составляющие жизни конкретного человека - быт, работу, систему жизненных отношений, смыслов, ценностей. По мнению автора, каждое событие индивидуальной жизни может быть понято через выявление детерминирующих его факторов. В этом случае именно мышление отвечает за решение жизненных задач и проявляется во включенности в конкретный момент бытия человека как одного из возможных способов реализации образа жизни. Реальная жизнедеятельность представляет собой систему деятельностей, каждая из которых может быть наиболее значимой в образе жизни человека и потому определяет его образ мира. Такой может быть и профессиональная деятельность, которая превращается в профессиональный образ жизни, а мировосприятие преломляется через профессиональный образ мира [5].

В конечном счете анализ приведенных определений позволяет зафиксировать какую-либо из сторон профессионального образа мира, в частности восприятие субъектом профессиональной деятельности себя, своей профессии и окружающего пространства.

Изучение ряда работ по психологии и педагогике (О.М. Краснорядцевой, И.В. Молочковой, Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловской и др.) показывает, что в педагогической профессии в большей степени рефлексируются свойства человека и его личности (Климов. Специфика образа мира).

В целом, характеризуя профессиональный образ мира педагога, можно говорить о создании личностной социокультурной ситуации, состоящей из значений, смыслов и ценностей и отвечающей за решение профессиональных педагогических задач.

Все вышеизложенное позволяет говорить о следующем: профессиональный образ мира - это целостная система представлений педагога о педагогическом процессе, о себе и других его непосредственных участниках, включающая предметную, смысловую и ценностную составляющие. Профессиональный образ мира реализуется в профессиональных установках, мотивационной готовности к решению профессиональных задач, особенностях профессионального мышления.

Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Если работа потеряла смысл, не приносит удовлетворения, а вы чувствуете застой — займитесь профессиональным самоопределением. Рассказываем, как определиться с профессией в сознательном возрасте и не потерять в зарплате

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

Отрывок из вступительной речи американского психолога Ричарда Райана на конференции по теории самодетерминации 2013 года

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Читайте также: