Что такое методическая работа в детском саду

Обновлено: 05.05.2024

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей. Качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

  • обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • координация деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  • координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
  • анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы основаны на:

  • системно – деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
  • личностно – ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на развитие;
  • профессиональных и личностных качеств педагогов;
  • дифференцированном подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в детском саду;
  • подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
  • мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
  • коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Направления методической работы

Центром всей методической работы в детском саду является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому главная задача заместителя заведующей сделать накопленный опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

Модель методического кабинета

Банк внешней информации Банк внутренней информации
Нормативно – правовые документы РФ Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность детского сада
Организация методической работы в детском саду Планирование деятельности детского сада
Развитие ребёнка в образовательном пространстве детского сада Организация и руководство образовательной деятельности детского сада
Организация взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и школой Контроль и регулирование образовательной деятельности детского сада
Информация периодических изданий дошкольного образования

Структура, формы и методы методической работы

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллективы форм и методов, администрация детского сада руководствуется:

  • целями и задачами ДОУ;
  • количественным и качественным составом коллектива;
  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • особенностями образовательного процесса;
  • материальными, морально –психологическими условиями в коллективе;
  • реальными возможностями;
  • передовым опытом и научными рекомендациями.

Формами организации методической работы в нашем детском саду являются:

Планирование методических часов для педагогов в 2016/2017 учебном году (PDF).

Семинары и консультации

Методическая служба в детском саду – это комплексная и творческая работа, которая заключает в себе не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но и повышение уровня знаний новейших методик, изучение педагогики, детской психологии, анатомии.

Старший воспитатель, как руководитель методической службой, оказывает непосредственную помощь воспитателям и специалистам в самообразовании. Постоянное обновление содержания методической работы взаимосвязано с деятельностью педагогов, что обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа направлена на опережение и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми государственными стандартами.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как целостная система может быть спроектирована в структуре:

Деятельностный аспект расставляет другие акценты:

Старшим воспитателем намечается методическая работа с кадрами.

Логично будет выстроить три направления:

1. По отношению к общей системе образования

Это направление включает ознакомление и проработку нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Планомерно расписывается система повышения квалификации педагогов (самообразование, саморазвитие и все формы методической работы).

2. По отношению к конкретному педагогу

Здесь главной задачей является формирование личностной, авторской, эффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Методическая работа нацелена на расширение, обновление знаний педагога, развитие творческой деятельности.

3. По отношению к педагогическому коллективу детского сада

Методическая работа ставит целью формирование дружного коллектива единомышленников, особых традиций, личностных ориентиров, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса; выявление, изучение и обобщение, распространение значимого передового опыта.

По результатам контроля состояния воспитательно-образовательного процесса проводится педагогический анализ как сущность формирования и регулирования педагогического процесса:

  • сбор информации о состоянии;
  • анализ собранной информации;
  • выдача информации к реализации.

Педагогический анализ это не выявление недостатков, главное в его проведении - поиск качества работы, педагогических особенностей каждого педагога и всех в целом. Сложность заключается в том, что объектом анализа является человек, следовательно, проводить его надо с высокой управленческой культурой, тактом и доброжелательностью. Привлекая педагога к самоанализу своей деятельности, обучая умению оценить для себя трудности работы, методическая служба тем самым повышает педагогическую активность, а значит, растет профессиональное мастерство.

Трудность анализа заключается в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей практической деятельности, чаще дают заниженные самооценки, кто-то– завышенные. Поэтому можно практиковать взаимопроверки, которые способствуют созданию самоуважения и самозначимости.

При подготовке и проведении педагогического анализа можно пользоваться памятками к просмотру и анализу режимных моментов и занятий. Составляя памятку, необходимо осветить важные вопросы, четко расположить их в определенной последовательности, определить их соответствие целям наблюдений. Памятки должны быть очень конкретными и небольшими по объему. Педагогический анализ требует интеллектуального подхода к личности, умелого аналитического мышления.

Сама беседа с воспитателем должна основываться на доброжелательности, уважении, быть тактичной, опираться на положительные моменты. Планируя беседу, важно учитывать индивидуальные особенности человека: характер, тип нервной деятельности, стаж, степень педагогического мастерства, общий кругозор, эрудицию.

Все формы методической работы можно разбить на две взаимосвязанные группы:

Групповые формы – взаимопосещения, консультации, семинары и практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, выставки и, конечно же, педсоветы.

Индивидуальные формы – стажировка, собеседование, самообразование, наставничество.

Педагогический Совет

Планируя педагогический совет, надо помнить, что это постоянно действующий и именно коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он рассматривает:

  • Вопросы оптимизации воспитательно-образовательного процесса;
  • Утверждает и корректирует планы, рабочие программы, творческие проекты, личные планы самообразования;
  • Выносит коллегиальные решения;
  • Повышает профессиональную квалификацию педагогов;
  • Определяет пути, формы обновления дошкольного образования в конкретном учреждении;
  • Дает анализ качества знаний, умений, навыков воспитанников, уровня работы педагогов, развития самого детского сада, повышения его рейтинга в районе;
  • Подводит итоги деятельности дошкольного учреждения, достижения поставленных коллективом целей.

Педагогический совет в современное время стал полифункциональным. Его функции:

  • планово-прогностическая;
  • мотивационно-целевая;
  • информационно-аналитическая;
  • диагностическая;
  • коммуникационная;
  • методическая.

Ценность этих функций определяется в зависимости от нацеленности каждого конкретного педагогического совета.

Новая социально-экономическая ситуация, новые законодательные документы ставят во главу и новые требования. Поскольку педсовет это орган коллегиального управления, он призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Освоение нового предполагает и взаимосвязь, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержат в себе традиционные подходы.

Думающий Совет педагогов обязательно находит выход из сложившихся ситуаций и противоречий. Он принимает рациональные решения, ведущие к лучшему педагогическому результату, мыслит позитивно, нестандартно и самостоятельно.

Установочный педагогический совет берет на себя сложнейшую миссию:

  • создание условий для переоценки педагогических ценностей. Воспитание и обучение эффективнее там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность ребенка – первостепенна и основной объект его заботы. Меняются дети – меняются ценности.
  • Изменение мнений, взглядов, суждений, представлений о ребенке, о своем профессиональном предназначении.
  • Пробуждение желаний научиться учить и воспитывать по-новому.
  1. Анализ результатов: что не удовлетворяет в итогах? Какова степень нестыковок между тем, что есть и тем, что должно быть?
  2. Анализ учебно-воспитательного процесса, т.е. какие недостатки порождают несоответствие между тем, что есть и тем, что должно быть?
  3. Анализ условий, т.е. недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательного процесса?

Такой анализ позволяет убирать несущественные для конечного результата проблемы и оставлять в зоне зрения только наиболее значимые. Для того, чтобы выводы и итоги анализа были достаточно надежными и справедливыми, необходимо выявлять, знать, учитывать мнение каждого педагога.

Тематика педсоветов определяется годовым планом дошкольного учреждения. Однако подготовка к проведению заседания может иметь в виду расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. Чтобы педсовет действительно был органом управления, а его решения были действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому совещанию предшествует всесторонняя подготовка.

К педсовету готовится каждый его участник. Это значит, необходимо критически, всесторонне дать самоанализ своей деятельности по теме педсовета. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по данной тематике, опыт работы ведущих педагогов сада или города, пособия, конспекты. Предлагаются советы, задания, которые помогут подготовиться к самому заседанию.

Важный момент в работе педсовета – заключительное слово. Оно должно быть кратким, конкретным, нести в себе конкретные предложения.

Консультирование

Каждая консультация (индивидуальная, групповая, по основным направлениям работы, по актуальным вопросам, по заявкам педагогов и др.) требует подготовки к ее проведению.

Основные консультации планируются в годовом плане работы детского сада, некоторые консультации проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультаций, ставится задача не только передачи знаний, но и формирования у педагогов отношения к деятельности, развитие творческих способностей.

Чтобы акцентировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут осмыслить собственный опыт под углом зрения науки, высказать свои соображения, мнения. В зависимости от уровня квалификации педагогов определяется, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться объяснением. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу как молодого специалиста, так и опытного педагога.

В ходе консультации можно использовать метод дискуссии. Дискуссия — эффективная форма коллективного обсуждения вопросов, позволяющая выяснить возникшие противоречия между распространенными бытовыми представлениями и научными принципами. В дискуссии становятся явными глубокие знания одних и поверхностные знания других.

Дискуссия станет продуктивной, если продумать такие условия:

  • вести ее следует по важным вопросам темы, а не по второстепенным, и тем более случайным (не увлекаться, не уводить в сторону от поставленных задач);
  • ей должна предшествовать подготовительная работа по выносимой на обсуждение теме для того, чтобы педагоги имели представления;
  • завершить дискуссию необходимо логическим подведением к итогу, определяющему цель, содержание, ход и результат занятия;
  • дискуссия должна ограничиваться временными рамками.

Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в разговоре, улавливать ход мыслей и настрой участников, создавая атмосферу доверия и доброжелательности. Заключительное слово должно кратко обобщить выступления и определить решение принципиальных вопросов.

Творческие микрогруппы

Это весьма эффективная форма методической работы. Создаются они на добровольной основе из числа заинтересованных педагогов, когда необходимо освоить новый передовой опыт, новую методику, разработать идею, приемы работы, методические пособия.

При планировании общей деятельности надо учитывать, что в группу объединяются несколько человек на основе единого интереса, взаимной симпатии, психологической совместимости. Каждый сначала самостоятельно изучает проблему или материал, затем все обмениваются мнениями, предлагают свои решения, выводы. Педагоги посещают друг у друга режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Совместное творческое освоение нового идет гораздо быстрее. Множество мнений или находок дает ценный результат в итоге.

Как только поставленная цель достигнута – группа расформировывается. Главное внимание уделяется поисковой, эмпирической деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь педагогический коллектив.

Круглый стол

Это иная форма общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников можно планировать круговые формы размещения участников, что позволяет поставить всех в равное положение, обеспечивает взаимовыгодное взаимодействие. Организатору круглого стола необходимо продумать и подготовить вопросы к обсуждению, учитывая нацеленность на достижение определенной цели.

Методические посиделки

Способности ведущего направлены на то, что он в непринужденной обстановке вызывает участников на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подводит их к определенным выводам, решениям.

Литературная газета или журнал

Это интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Ее цель: показать развитие творческих возможностей коллектива, их мир увлечений, жизненный уклад и ценности. Можно создать и странички для детей и родителей. Воспитатели могут писать очерки, статьи, были и небылицы, сочинять стихи, оценивать личностные качества своих коллег, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми.

Педагогический Клуб

Это форма методической работы, которая способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков. Формируются команды, количество которых зависит от численности коллектива или поставленных задач, назначается жюри. Команды предварительно знакомятся с темой заседания Клуба, получают домашние задания. Можно подготовить взаимные шутливые приветствия, девизы или речевки. Руководитель готовит занимательные, требующие нестандартных решений задания непосредственно по избранной теме. Важно регламентировать этапы игры, продумать необходимую атрибутику.

Педагогические чтения

Организуются по разным вопросам обучения и воспитания:

  • тематические чтения;
  • итоговые по результатам методических объединений за год;
  • как итог работы воспитателей по темам самообразования.

В течение года педагоги изучают теоретические и практические подходы к реализации избранной темы. В конце учебного года возможны просмотры открытых занятий по данной проблеме.

Такая планомерная, увлекательная работа способствует профессиональному росту. Определяется стандарт знаний. Закрепление и применение знаний предоставляет педагогу широкую возможность активизировать познавательную активность детей, приобщить к особенностям программы отдельных детей или их группы.

Содержание курса включает пять разделов: теоретические основы организации методической работы воспитателя ДОУ, создание в группе предметно-развивающей среды, систематизация и оценивание педагогического опыта в области дошкольного образования, оформление педагогических разработок, основы исследовательской деятельности в области дошкольного образования.

В первой части учебного пособия освещены аспекты теоретических основ организации методической работы воспитателя ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Тема 1. Организация методической работы в ДОУ

1.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ

1.2 Система методической работы в ДОУ

1.3 Методический кабинет в ДОУ

1.4 Содержание методической работы

старшего воспитателя

1.5 Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Тема 2. Основы методической работы воспитателя ДОУ

2.1 Современные требования к воспитателю ДОУ

2.2 Самообразование воспитателя ДОУ

2.3 Технология исследовательской деятельности в ДОУ

2.4 Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

2.5 Методическая компетентность воспитателя ДОУ

Тема 3. Планирование и организация воспитателем собственной деятельности

Тема 4. Документы, регламентирующие деятельность воспитателя ДОУ

4.1 Нормативно-правовая база работы ДОУ

4.2 Концепция дошкольного воспитания

4.3 Порядок организации и осуществления

образовательной деятельности в ДОУ

4.4 Новый стандарт дошкольного образования

Тема 5. Анализ нормативной и учебно-методической документации

5.1 Образовательная программа ДОУ

5.2 Учебный план ДОУ

5.3 Рабочая программа воспитателя ДОУ

Тема 6. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса

6.1 Как разработать методические рекомендации, методическое пособие

6.2 Как разработать учебно-методический комплекс в ДОУ

Тема 7. Планирование обучения и воспитания дошкольников

Тема 8. Ведение дошкольной документации

Список используемой литературы

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Тема 1. Организация методической работы в ДОУ

1.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.

К.Ю. Белая считает, что методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства каждого воспитателя.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Участниками образовательного процесса (согласно Закону ²Об образовании РФ², Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

  1. дети,
  2. педагогический коллектив,
  3. родители.

Основные задачи методической работы:

  1. выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  2. включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

  1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
  4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  5. Организация работы по изучению нормативных документов.
  6. Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категорийности).
  7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

  1. системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы;
  2. дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
  3. этапность – критерий эффективности методической работы, указываюший на необходимость процессуальности и прохождения последовательно определенных этапов в методической работе.

1.2 Система методической работы в ДОУ

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.

Задача заведующей и старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:

  1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.

Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании опытной работы были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.

Ситуации методической работы

Виды ситуации

Их методические функции

Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции

Усвоение различных вариантов опыта

Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

Критическая переоценка собственного опыта

  1. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:

В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.

Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

  1. Этапность – третий критерий эффективности методической работы.

Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения

3 уровень – воспитатели, кухонные и прачечные работники, дворники и др.

Методическая работа — это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).

Методическая работа - это целостная, системная деятельность педагогов ДОУ, основанная на достижениях науки и передовой практики, направленная на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая).

Цель методической работы - это повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и повышение профессиональной квалификации каждого педагога.

Задачи методической работы:

по отношению к конкретному педагогу:

1. Повышение уровня теоретической и психологической подготовленности педагогов, профессионального мастерства;

2. Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;

3. Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства;

4.Формирование готовности к профессиональному самообразованию.

по отношению к педагогическому коллективу:

1. Сплочение педагогического коллектива;

2. Выработка общих педагогических ценностей, традиций;

3. Анализ воспитательно-образовательного процесса и его результатов;

4. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;

5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

6. Приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

по отношению к общей системе дошкольного образования:

1.Осмысление нормативно-правовых документов;

2. Внедрение достижений науки и передовой практики.

Проблему организации методической работы в ДОУ, изучали следующие ученые:

Л. В. Поздняк, Л. М. Валабуева, К Ю. Белая, А. Н. Морозова, О. В. Никифорова, М. М. Поташник, Е. П. Милашевич и др.

Функции методической работы (К. Ю.Белая):

1. Информационная (сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных).

2. Аналитическая (изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов);

3. Планово-прогностическая (выбор целей, разработка программ их достижения);

4. Организационно-координационная (на основе данных проблемно-ориентированного анализа учет конкретной ситуации);

5. Обучающая (повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции);

6. Контрольно-диагностическая (контроль и диагностика проведенной работы, объективная оценка полученных результатов);

7. Проектировочная (разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ).

Содержание методической работы (основные направления):

1.Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы;

2. Подготовка научно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений науки и практики;

4.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;

5.Оказание поддержки в инновационной деятельности педагогам;

6. Координация деятельности ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью для реализации задач развития воспитанников и ДОУ.

7. Анализ качества учебно-воспитательной работы.

Билет № 5. Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Билет № 8. Основные формы методической работы в ДОУ: коллективные и индивидуальные

Коллективные традиционные формы методической работы:

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

• Педагогический совет - это законодательная форма собрания педагогов; все решения, принятые на педсовете. Обязательны для всех работников ДОУ.

• Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

• Семинары могут быть теоретическими и практическими.

• Практический семинар – форма повышения практических умений и навыков воспитателей.

• Теоретический семинар направлен на повышение теоретических знаний педагогов в ДОУ.

• Семинары могут быть длительными и кратковременными.

• Консультация – это коллективная форма работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства, преподнесение новой информации в виде монолога по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса.

• Консультации могут быть индивидуальные и групповые (коллективные), по заявкам воспитателей, по основным направлениям работы всего коллектива и др.

Индивидуальные формы методической работы:

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Билет № 9. Индивидуальные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Билет № 10. Коллективные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется

Читайте также: