Что такое кружковая работа в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

Две девочки раскрашивают красками общий рисунок

Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Дети рисуют красками, воспитатель стоит рядом

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3-4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Две девочки занимаются лепкой

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Мальчик сидит за фортепиано, воспитатель и трое детей стоят рядом

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование:
    • магнитофон,
    • фотоаппарат,
    • видеокамера.
    • книги,
    • брошюры,
    • картинки,
    • ноты.

    Познавательная деятельность

    Физическое развитие

    Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

    Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

    Отчёт о работе кружка в ДОУ

    Были поставлены следующие задачи:

    • Развитие творческого мышления у детей.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Развитие навыков работы с различными материалами.
    • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

    Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25-30 минут.

    Использовались разные формы проведения занятий:

    • беседа,
    • рассказ преподавателя,
    • подготовка к работе,
    • изготовление произведений,
    • выставка работ,
    • дарение.

    В конце года дошкольники научились:

    • работать с бумагой;
    • работать с ножницами и клеем;
    • планировать работу, озвучивать свои идеи;
    • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
    • реализовывать творческие задумки.

    В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.

    (7 голосов, среднее: 3.7 из 5)

    Гость, специально для Вас мы открыли на 3 дня самые популярные документы.

    Какие кружки можно организовать в детском саду в соответствии с ФГОС? На что обратить внимание воспитателям, какой вид кружка выбрать, на какие особенности возрастной группы ориентироваться, а также по какому алгоритму организовать работу, читайте в статье.

    Кружки в детском саду: виды

    Большинство детей посещают хотя бы один кружок в детском саду. Часто их бывает и больше — в этом вопросе родителям предоставляется обширный выбор. Ведение преподавателем ДОУ разнонаправленных тематических кружков обусловлено требованиями ФГОСа, связанными с подходом к воспитательным процессам в детских садах. В стандарте образования говорится о значимости как основного, так и дополнительного образования для развития ребенка. В результате кружковая работа в разных возрастных группах стала вариативным разделом образовательной программы, которую формируют участники процесса образования. Вне зависимости от направления, к которому относится кружок, его организация и функционирование обладают общими принципами, которым необходимо следовать.

    Несмотря на большое разнообразие в части названий кружков в детском саду, в целом всю работу в этом направлении можно разделить на четыре основных вида:

    • познавательное развитие — имеет следствием утоление интересов детей, их стремления выпытать и узнать что-либо новое;
    • развитие в художественной и эстетической области — позволяет детям осуществлять свои способности к творчеству;
    • физическое развитие — дает возможность понять основы и начать следовать здоровому образу жизни, получить навыки двигательной активности;
    • развитие в социальной и личностной областях — реализует навыки адаптации в обществе, помогает тренировать навык коммуникации.

    Цели кружков в детском саду

    Кружковая работа в ДОУ должна соответствовать ФГОС. При этом цели работы могут разниться в зависимости от специфики контингента и учреждения. Это может быть:

    • увеличение количества и качества первичных знаний, которое позволит ребенку сделать опережающий скачок в уровне своего развития, а также компенсирующее обучение детей, которые по каким-либо причинам имеют задержку в развитии по сравнению со сверстниками;
    • работа с одаренными детьми с целью предоставления им возможности получить знания, умения и навыки, отсутствующие в стандартной программе, утвержденной государством;
    • приобретение знаний, умений, развитие навыков в таких областях как межличностные коммуникации, самопознание, саморегуляция, саморазвитие.

    Из названных целей вытекает также функционал кружков:

    Организация работы студий и кружков для детей

    Кружок должен объединять детей творчески и неформально, ориентируясь на общность их интересов. Следовательно, организация работы студий и кружков для детей в части ФГОС должна в полной мере отвечать двум моментам:

    Приоритет — интересы детей и их родителей. Выяснить пожелания родителей можно в частной беседе, на родительском собрании, при проведении личных консультаций;

    Материал, являющийся основой для выстраивания кружковой работы, выходит за рамки государственного стандарта ДО, соответственно, эта деятельность является дополнительным детским образованием.

    Чтобы разобраться, какие нормативно-правовые документы будут регулировать кружок, составьте представление об:

    • Уставе
    • Образовательной программе
    • Положении о кружке
    • Программе кружка
    • Годовом плане его работы
    • Списке детей в группе
    • Расписании занятий
    • Материалах результативности работы кружка (диагностических картах).

    Образец Положения об организации дополнительного образования

    Образец договора об оказании платных образовательных услуг

    Дополнительное образование в ДОУ

    Если вы педагог, вам нужно создать кружок и организовать его работу, сделайте следующее:

    • Изучите нормативно-правовую базу;
    • Установите потребности в дополнительных услугах, которые есть у самого учреждения, детей и родителей;
    • Проанализируйте, насколько результативно у детей идет усвоение госпрограммы ДО;
    • Разработайте самостоятельно или подберите по аналогии программу кружка;
    • Разработайте годовой план работы;
    • Утвердите у заведующего ДОУ готовые программу и план;
    • Реализуйте запланированное на практике;
    • Проанализируйте, какие результаты принесла ваша деятельность;
    • Представьте эти результаты родителям и коллегам.

    Не забывайте также, что участие детей в кружках — дело сугубо добровольное. Педагог ни в коем случае не должен применять любые формы принуждения и манипулирования, чтобы склонить ребенка включиться в работу. Также следует обратить внимание на следующие сопутствующие факторы:

    • Рабочее пространство требуется организовать должным образом, обстановка должна быть комфортной и способствующей стремлению к творчеству;
    • Дети должны иметь свободу выбора заниматься в кружке тем, что им нравится и по силам, в том числе это касается детских особенностей в зависимости от возраста и опыта участия в аналогичных занятиях;
    • Воспитательные и образовательные задачи, реализуемые в процессе проведения кружка, не должны входить в конфликт с основной программой детского сада;
    • Основным видом деятельности должна быть игра. На ее основе требуется выстраивать наполнение дополнительного образования;
    • Следует обязательно принять во внимание нормы, регламентирующие нагрузку на ребенка.

    Примите в штат педагогов допобразования или делегируйте эту обязанность штатным специалистам. Воспитатели ДОУ могут работать в качестве педагогов допобразования, если им позволяет квалификация. В этом случае внесите изменения в их должностные инструкции.

    Дополнительное образование в ДОУ

    Какие кружки можно организовать в детском саду

    Выбор кружков достаточно обширен, чтобы найти то направление, которое привлекает вас больше всего. Какие кружки можно организовать в детском саду:

    К смежной области изобразительного искусства также относится работа с разными материалами — бумажными, природными, материалами для лепки. Такого рода направления предназначаются для детей средних возрастных групп, и могут включать в себя аппликации, оригами, лепку из воска, пластилина, теста, создание макетов.

    Со старшими детьми могут использоваться все вышеперечисленные виды деятельности, здесь следует подумать лишь об усложнении используемых техник и заданий.

    Дополнительное образование в ДОУ

    Кружки для воспитателей детского сада

    Кружки для воспитателей детского сада — работа, которая проводится с зафиксированной регулярностью на протяжении всех девяти месяцев учебного года. Первый месяц является подготовительным, дальнейший курс занятий рассчитывается на восемь месяцев, с началом в октябре и завершением в мае. Занятия проходят еженедельно во второй половине дня, то есть с периодичностью четыре раза в месяц. Для занятий используется то помещение, которое наиболее полно отвечает требованиям образовательных задач — это может быть помещение группы, музыкальный либо физкультурный зал, бассейн и прочее.

    Педагог-руководитель кружка по окончании учебного года отчитывается о результатах деятельности на итоговом педсовете.

    Не забывайте, что главная задача преподавателя — найти к детям подход и настроить общение на правильную волну, чтобы оно было спокойным, непринужденным и доставляло взаимное удовольствие всем участникам. Организовать деятельность можно в разном виде:

    • Проводить с детьми групповые занятия;
    • Ездить на совместные экскурсии;
    • Устраивать тематические прогулки, развлечения, досуг;
    • Участвовать во всевозможных конкурсах.

    При этом с коллегами можно делиться опытом посредством консультаций, мастер-классов, открытых уроков и семинаров. Для родителей также следует проводить консультации, мастер-классы, открытые уроки, помимо этого выступать на родительском собрании и своевременно предоставлять информацию с помощью современных средств коммуникации — например, через сайт или электронную почту.

    Кружковая работа в детском саду

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В разработке представлено планирование кружковой работы в ДОУ.

    «Планирование и организация кружковой работы

    Казанцева Светлана Александровна, старший воспитатель

    Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.


    Кружки (секции, студии) как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

    Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

    Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

    3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

    Деятельность любого кружка (секции, студии) регулируется нормативно-правовыми документами: - Уставом ДОУ, - Образовательной программой ДОУ, - Положением о кружке (студии, секции), - программой кружка (студии, секции), - планом работы кружка (студии, секции) на год, - списком детей (на каждую группу отдельно), - расписанием занятий, - материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (студии, секции).

    Изучение нормативно-правовой базы.

    Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

    Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

    Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции).

    Разработка плана кружка на учебный год.

    Утверждение программы, плана работы кружка (студии, секции) на педсовете (Совете педагогов).

    Реализация плана работы кружка (студии, секции) на практике.

    Анализ результативности работы кружка (студии, секции).

    Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью.


    Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

    Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

    Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.

    Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях: музыкальный зал, физкультурный зал.

    Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

    Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 20-25 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

    Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

    – организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.;

    – возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог предлагает или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

    – игровой характер подачи любого материала;

    Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

    - Фронтальные занятия (групповые)

    - Участие в различного уровня конкурсах

    - Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения

    - Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, информация на сайте Учреждения для родителей /их законных представителей/.

    Кружки физкультурно-оздоровительного направления: тематика разнообразна

    - профилактика плоскостопия и нарушения осанки;

    - степ-аэробика и т.д.;

    превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.

    При организации деятельности кружков детские сады должны учитывать:

    - интересы детей и добровольность выбора ими кружка (секций, студий);

    - возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

    - необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

    - понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

    - необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

    - нормы нагрузки на ребенка.

    Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Данные программы усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

    Документация:

    Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

    Примерная схема написания перспективно-тематического плана.

    Название темы

    Количество часов

    Форма проведения занятия, ведущие методы

    Необходимые материалы

    Схема разработки программы кружка (секции, студии).

    Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.)

    Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

    Диагностический инструментарий (механизм оценки получаемых результатов)

    Введение, пояснительная записка

    Обоснование необходимости разработки программы данного вида работы;

    цели и задачи, возраст детей, кол-во занятий в год; принципы построения работы; ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа; ключевые понятия, законы, которыми оперирует программа

    Сколько часов выделено на каждую тему по годам обучения

    перечень тем, последовательность тем, количество часов на каждую тему, соотношение теоретических и практических часов

    Какой объем учебного материала на каждую тему

    краткое изложение тем с указание форм, методов организации учебного занятия; указание межпредметных связей; перечень необходимых материалов по темам; перечень рекомендованной литературы по темам; контрольные срезы

    Знания и умения детей

    Что дети должны знать, уметь по окончанию обучения

    Требования к знаниям, умениям детей, которые они приобретают в процессе обучения; контрольные задания; диагностические карты

    Механизм оценки получаемых результатов

    Как оценить знания и умения детей

    Методы проведения диагностики, контрольных срезов, особенности фиксации результатов, особенности обсчета результатов


    Конструируем играючи

    игра с конструктором

    Польза от игры с конструктором

    В данном случае я могу назвать, как минимум 7 полезных навыков, которые ребенок получает, играя с конструктором:

    Окружающий мир

    Это понятие весьма обширное, я бы сказала безграничное. Темы кружковой работы могут быть о природе, животном мире, предметах домашнего быта, городских строениях – да обо всем, чем угодно, что окружает ребенка. Он познает эту неизведанную тему с самого рождения, когда еще не умеет ходить или ползать. Ведь вы замечали, как новорожденный малыш порой внимательно рассматривает свою кроватку и принадлежности, идущие к ней.

    окр. мир

    Во время прогулки он сосредоточенно изучает окружающие звуки и сменяемые виды из окошка своей коляски. По мере подрастания ребенка мамы и папы, а также воспитатели в ДОУ начинают вкладывать другую информацию в подсознание дошкольника и чем тщательней мы это делаем, тем соответственно, эрудированей растет ребенок. Что, между прочим, очень сильно проявляется во время обучения в школе.

    Развиваем творческие навыки

    Рисование, лепка или аппликации всегда вызывают интерес у малышей в первой мл.гр, даже самых неусидчивых. Именно поэтому упражнения с творческим уклоном можно включать в любую из тем развивающих занятий в детском саду. Изучая животный мир, детям можно предложить вылепить из пластилина слона и после этого они точно будут знать, что он большой, ходит на четырех ногах, имеет серую окраску и длинный нос – хобот.

    Изучая навыки рисования карандашом или красками, параллельно дети всегда могут запоминать времена года, если рисуют осень или зиму, весну или лето. Ведь нарисовать можно все, что угодно, все, что нас окружает. А тем самым у ребенка во 2 младшей группе формируется образное мышление, разрабатываются ручки – готовятся к предстоящему письму, развивается фантазия, память и между прочим логика.

    рисование

    В помощь педагогам в ДОУ также пригодится книга о художественно-эстетическом развитие детей 5-7 лет, то есть в подготовительной группе, включающая программы, планирование, а также интегрированные занятия . Данное пособие предлагает не просто привычные темы для творческих упражнений, но и нестандартные подходы к изобразительному искусству, а также отвечает на вопрос, как настроить своих воспитанников позитивно, улучшая тем самым психологическое и физическое здоровье.

    Готовимся к школе

    Конечно же, еще одной из главных задач педагога, подготовить дошкольников к предстоящему обучению: выучить цифры, буквы, развить речь малыша. Но подобная задача усложняется, если у ребенка подготовительной группы присутствуют тяжелые нарушения речи и в этом случае без помощи специалистов воспитателю не обойтись.

    подготовка к школе

    Ну и не стоит забывать, что помимо полезной литературы с готовыми занятиями, развивающими наших воспитанников в детском саду, педагогам и самим порой не помешает подучиться чему-то новому. И в этом случае я всегда предлагаю своим коллегам всевозможные тренинги и курсы по повышению квалификации .

    На этом я, Татьяна Сухих, завершаю свою публикацию и надеюсь, что она обязательно придется моим читателям в помощь. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать сюда своих друзей. До новых встреч и новых тем!

    1.3. Организация работы кружков является дополнительной услугой для детей посещающих Учреждение.

    1.4. Кружковая работа в ДОУ может осуществляться по направлениям: физкультурно-оздоровительное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально – коммуникативное.

    1.5. Содержание кружковой работы осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования или по дополнительным образовательным программам.

    1.6. Занятия строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    1.7. Направления деятельности кружков, их количество может дополняться (изменяться) в соответствии с запросом детей и родителей (законных представителей). Возможно привлечение учреждений дополнительного образования для расширения образовательного пространства.

    1.8. Кружковая работа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность.

    1.9. Срок действия данного Положения неограничен. Положение действует до принятия нового.

    2. Цели и задачи

    2.1. Цель дополнительного образования - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности.

    Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их интересов и потребностей.

    Занятия в кружках способствуют решению конкретных воспитательных задач:

    • Расширять и углублять умения и навыки, предусмотренные образовательными программами;
    • Создать условия для развития личности;
    • Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
    • Способствовать созданию эмоционального благополучия;
    • Приобщать к общечеловеческим ценностям;
    • Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
    • Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей.

    3. Организация работы

    3.1. Запись в кружки осуществляется с 01 по 15 сентября.

    3.2. Учебный год в кружковых объединениях начинается с 15 сентября и заканчивается к 25 мая.

    3.3. Период до 15 сентября предоставляется руководителям кружковых объединений для комплектования кружков воспитанниками, уточнения расписания занятий, утверждения программы работы кружковых объединений.

    3.4. Расписание кружков составляется с учетом занятости педагогов и воспитанников.

    3.5. Основанием для организации работы кружка являются:

    • запрос родителей на образовательную услугу по определённому направлению;
    • проблемы, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ;
    • наличие специалистов, педагогов ДОУ творчески и углублённо работающих по направлению кружка.

    3.6. Основанием для зачисления воспитанников в кружок является:

    • желание ребёнка;
    • согласие родителей;
    • рекомендации специалиста (врача, педагога-психолога) о целесообразности проведения дополнительной работы с ребёнком.

    3.7. Кружковая работа проводится по желанию педагога в зависимости от направлений деятельности ДОУ, при этом используется различные формы и виды деятельности.

    3.8. Содержание занятий кружка не должно дублировать образовательную программу ДОУ.

    3.9. В кружках занимаются дети с 3 до 7 лет, независимо от способностей.

    3.10. Воспитатель имеет право проводить занятие кружка по подгруппам (не более 12 детей).

    3.11.Занятия кружка проводятся 1 – 2 раза в неделю во второй половине дня, в промежутке с 15.30 до 16.00 часов, длительность занятий 15 – 30 минут в зависимости от возраста детей.

    4.Права и обязанности

    4.1. Руководитель кружка обязан:

    • Разрабатывать программу кружка, осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом вести документацию о работе кружка;
    • Предъявлять отчет о работе кружковой деятельности один раз в два месяца;
    • Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями ДОУ.
    • Соблюдать требования по охране труда и технике безопасности при организации и проведении занятий с воспитанниками.
    • Обеспечивать дидактическим необходимым материалом участников занятия.
    • Учитывать достижения каждого ребенка.
    • Вносить коррективы в план работы кружка.
    • Рассматривать опыт работы в СМИ.

    5. Программы работы кружковых объединений

    5.1. Виды реализуемых программ:

    • типовые, рекомендованные Министерством образования;
    • типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы ДОУ;
    • собственные (авторские), разработанные руководителями кружковых объединений.

    6.Документация

    6.1. В документацию педагогов ОУ, осуществляющих кружковую работу входит:

    • тетрадь учета посещаемости кружка;
    • программа работы кружкового объединения с календарно-тематическим планированием;
    • документация по участию в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.
    • заявления родителей (законных представителей) воспитанников о зачислении ребёнка в кружок.

    7. Итоги работы кружковых объединений.

    7.1. Итогом работы кружковых объединений является:

    • Творческий отчет кружковых объединений художественно-эстетического цикла (участие в районных смотрах, конкурсах по профилю работы, подготовка и проведение отчетных выставок, концертов и т.п.);
    • Участие воспитанников кружковых объединений в конкурсах, выставках и т.п.;

    7.2.Руководитель кружка знакомит родителей и педагогов с результатами работы (отчёты на итоговом педагогическом совете, выставки, концерты, ярмарки, фотоотчёты и т.д.).

    7.3.Каждому руководителю кружка к 25 мая необходимо представить отчёт о работе кружкового объединения в письменной форме.

    8. Контроль

    8.1. Осуществляется администрацией ДОУ.

    Заведующий ДОУ, зам. заведующий по УВиМР имеют право:

    • Посещать занятия кружков с заблаговременной информацией об этом руководителя кружка;
    • Изменить расписание занятий кружковой работы по производственной необходимости;
    • Привлекать руководителей кружков и их воспитанников к деятельности, сопряженной с деятельностью кружка.

    8.2. Анализ кружкой работы осуществляется на педагогических часах, педсоветах.

    Кружки и секции в наше время очень популярны. Многие родители уделяют большое внимание дополнительному образованию детей. Но посещать кружок дети могут и в детском саду. Кружки самых различных направленностей — одна из популярных и удобных для родителей форм дополнительного образования, существующая в каждом дошкольном учреждении.

    Кружковая работа в старшей группе детского сада: цели и принципы организации

    Кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – форма дополнительного образования, главной целью которой является развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развивающий кружок — это объединение детей по желанию и интересам для получения более глубоких, расширенных знаний в одной из образовательной областей. Существуют также коррекционные кружки, которые призваны облегчить восприятие программного материала детьми с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья (логопедические, для детей с нарушением осанки, зрения, слуха и т. д.). Организация кружков в детском саду соответствует всем принципам дошкольного образования, закреплённым в Федеральном государственном стандарте (ФГОС):

    • поддержки разнообразия детства,
    • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека,полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития,
    • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
    • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром,
    • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,
    • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
    • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

    Кроме того, организуя кружок, необходимо учитывать:

    Чрезмерная загруженность дошкольника кружками приводит к развитию усталости и стресса, снижению настроения и работоспособности

    Занятия кружка проводят в часы, предназначенные для самостоятельной деятельности детей в группе, их недопустимо организовывать во время прогулок, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности.

    Кружку хореографии, театрализации не обойтись без костюмов и декораций

    • социально-личностные (краеведческие, патриотические, по правилам ПДД),
    • познавательно-речевого развития (по формированию математических представлений, экологические, обучение чтению по методике Зайцева или Глена Домана),
    • художественно-эстетические (изодеятельности, оригами, народного прикладного творчества, литературный, ручного труда). Их работа ведётся в свободное от занятий время на бесплатной основе.
    • Идя навстречу пожеланиям родителей воспитанников, руководство детского сада организовывает платные кружки (иностранных языков, восточной борьбы), вести которые приглашают специалистов, не работающих в ДОУ.

    Задачи кружковой работы

    Задачи кружков общего развития, в первую очередь, зависят от выбранной педагогом образовательной области и вида деятельности. Цели и задачи кружковой работы указываются в программе кружка: общие — в целевой части, частные — в плане работы к каждому занятию отдельно.

    • Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.
    • знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками — иллюстраторами.
    • обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
    • способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
    • воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
    • Выразительное чтение вслух.
    • Беседа о прочитанном.
    • Рисование и лепка любимого героя.
    • Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.

    Организация кружковой работы в старшей группе ДОУ

    Как и вся деятельность в ДОУ, работа кружка имеет под собой нормативно-правовую базу и требует от педагога-руководителя чёткого ведения документации.

    Документация кружка в старшей группе

    Организация кружковой работы предполагает изучение таких нормативных документов:

    • устав и образовательная программа ДОУ,
    • положение о дополнительной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

    Основываясь на потребностях детей и результате усвоения детьми общей образовательной программы, воспитатель составляет программу и план работы кружка на год. Обязательные разделы рабочей программы кружка:

    • Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность дополнительного образования в выбранной области.
    • Цели и задачи кружка.
    • Методы и приёмы работы.
    • Ожидаемые результаты работы с детьми.
    • Способы и методы диагностики.
    • Список использованной методической литературы.

    Планирование работы кружка включает в себя:

    • тематику занятий на год,
    • задачи каждого занятия,
    • краткое описание приёмов работы (дидактическая игра, беседа, опыт и прочее), техники выполнения работ (для изодеятельности и ручного труда),
    • даты проведения занятий.

    Помимо этого, руководитель кружка ведёт журнал посещения занятий. В начале и конце учебного года он также заполняет диагностические карты на каждого ребёнка, посещающего кружок, чтобы видеть динамику развития воспитанников в выбранной образовательной области.

    Формы организации кружковой работы

    Наиболее интересными и позволяющими осуществить программные задачи кружка являются такие формы организации работы с детьми:

    • Фронтальное (со всей группой) занятие в помещении. Обычно на нём дети получают новые знания и осваивают новые навыки.
    • Занятия, вынесенные на участок ДОУ. Это может быть поисковая и исследовательская деятельность в цветнике, на огороде, экологической тропе (для кружка природоведческой направленности). Занятия спортивной секции тоже могут проводиться на свежем воздухе, что принесёт дополнительную пользу здоровью воспитанников.
    • Развлечения, досуги, конкурсы и викторины, которые могут быть в музыкальном или спортивном зале, с приглашением родителей или детей других групп в качестве зрителей.
    • Занятия, вынесенные за пределы ДОУ (экскурсии, тематические прогулки). Их используют для закрепления полученных знаний, обогащения опыта детей новыми впечатлениями от объектов, явлений, которые невозможно отобразить в условиях детского сада (библиотека, краеведческий музей, парк, памятники культуры).

    дети разыгрывают сказку

    Если ребятам нравится участвовать в кружке, они поностью раскрывают свои таланты

    Работа с коллегами по дошкольному учреждению осуществляется в форме мастер-классов, консультаций, круглых столов, на которых каждый педагог может как высказать своё мнение, так и спросить совета у коллег.

    Не следует забывать и о работе с родителями воспитанников. Показать результаты текущей деятельности руководитель кружка может, организовав выставку детских работ, выступление на родительском собрании, фотовыставку по результатам экскурсии, посещения памятных мест города, сфотографировав малышей за работой во время занятия кружка.

    дети делают поделку из бумаги

    Большой интерес родителей вызовет фотоотчёт о деятельности кружка

    Структура и временной план занятия кружка

    Занятия кружка проводятся в старшей группе раз в неделю во вторую половину дня, их длительность не должна быть больше длительности организованной образовательной деятельности для данного возраста по СанПиН (20–25 мин). Детей делят на подгруппы не более 12–15 человек.

    Структура занятия кружка не отличается от традиционной структуры НОД:

    При организации занятия кружка не следует забывать и другие санитарно-гигиенические требования (смена деятельности, проведение физкультурных пауз, минуток психологической разгрузки, недопустимость использования опасного оборудования и материалов). Поскольку на занятиях кружка дети зачастую получают информацию, выходящую за рамки программы, более расширенную и углублённую, особенно актуальными становятся игровые приёмы, которые помогают снять переутомление и доступно поясняют малышам сложные вещи.

    дети вышивают

    Работа детей с небезопасными предметами (иголка, ножницы) должна проводиться под строгим контролем педагога

    Таблица: примеры мотивационного этапа на занятиях кружковой работой с детьми старшего дошкольного возраста

    • Уронило солнце
      Лучик золотой.
      Вырос одуванчик,
      Первый, молодой.
      У него чудесный
      Золотистый цвет.
      Он большого солнца
      Маленький портрет.
    • Материк лежит большой.
      Самый жаркий и сухой,
      Там и лето круглый год.
      Кто его мне назовёт?
      (Африка).
    • Учить строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.
    • Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности.
    • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
    • Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения.
    • Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала.
    • Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
    • Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
    • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться и действовать сообща.
    • Здравствуй небо!
      (Руки поднять вверх).
      Здравствуй, Солнце!
      (Руками над головой описать большой круг).
      Здравствуй, Земля!
      (Плавно опустить руки на ковёр).
      Здравствуй, наша большая семья!
      (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
      Собрались все дети вкруг,
      Я — твой друг и ты мой друг.
      Вместе за руки возьмёмся
      И друг другу улыбнёмся!
      (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

    Воспитатель:
    — Ребята у нас сегодня необычное, волшебное занятие, а вы знаете кто такие артисты? (Ответы детей). Мы сегодня постараемся с вами стать настоящими артистами. Многие из вас мечтают ими стать и любят выступать, и сегодня мы с вами выясним, что нужно уметь, чтобы стать артистами. Присаживайтесь поудобнее. (дети садятся).

    • Расчёска, парик (гримёр).
      Краски, кисти (художник –декоратор).
      Иголка, ножницы (костюмер).
      Ноты, дирижёрская палочка (дирижёр)
      Билет (билетёр).

    Задание 2. Воспитатель читает.

    • Сказки любите читать?
      Артистами хотите читать?
      Тогда покажите мне, друзья,
      Как можно изменить себя?
      Чтоб быть похожим на лису?
      Или на волка, или на козу,
      Или на принца, на Ягу,
      Иль на лягушку, что в пруду?

    Показать героя придётся , используя, жесты и движения.
    Этюды:

    • Собирайся , детвора! Дети:Ра! Ра!
      Начинается игра! Ра! Ра!
      Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
      Бей В ладоши не веселей! Лей! Лей!
      Сколько времени сейчас! Час! Час!
      Сколько будет через час! Час! Час!
      И неправда: будет два! Два! Два!
      Думай, думай голова! Ва! Ва!
      Как поёт в селе петух! Ух! Ух!
      Да не филин, а петух! Ух! Ух!
      Вы уверены , что так? Так! Так!
      А на самом деле как? Как! Как!

    Отчёт о работе кружка

    Руководитель кружка отчитывается о проделанной работе раз в квартал или полугодие (в зависимости от требований программы ДОУ). Кроме письменного отчёта, используются такие наглядные формы:

    • выставка детских поделок, рисунков,
    • фотовыставка моментов занятий, экскурсий, соревнований, театрализаций и т. д.

    выставка поделок

    Отчёт о работе кружка может быть оформлен и в виде выставки поделок воспитанников

    Отчёт о работе кружка может быть и творческим, с участием детей:

    • концерт,
    • театрализованная постановка,
    • спортивный праздник,
    • развлечение по теме кружка (экологическое, математическое, литературное).

    При подготовке итогового отчётного мероприятия недопустимы длительные однообразные репетиции, увеличение нагрузок на детей (заучивание больших текстов, форсированное повторение и закрепление материала, увеличение его объёма).

    Отчётное мероприятие должно доставить радость в первую очередь самим участникам кружка, создать ситуацию успеха, показать детям, что они трудились не напрасно, достигли хороших результатов. Выступления маленьких артистов из хореографического, театрализованной деятельности, спортивного кружка являются отличной пропагандой кружковой работы среди младших воспитанников.

    Организация кружка в старшей группе детского удовлетворяет возрастающую потребность детей в самовыражении, творчестве и познании нового. Правильно организованная кружковая работа и творческая инициатива педагога-руководителя кружка позволяет разнообразить деятельность воспитанников, насыщает жизнь малышей в детском саду интересными и оригинальными формами работы, а самое важное — позволяет раскрыться талантам каждого ребёнка, раскрыть лучшие качества его личности.

    Читайте также: