Что такое конвертация трудовой книжки

Обновлено: 04.05.2024

Решение о введении электронных трудовых книжек принято окончательно и бесповоротно. Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся три законопроекта (на момент передачи журнала в типографию законопроекты приняты в первом чтении):

Рассмотрим, что нас ожидает в связи со скорым принятием этих законов.

В переходный период (2020 год) уже будет немало изменений в нашей практической деятельности. Рассмотрим основные восемь.

1. ВВОДИТСЯ ПОНЯТИЕ СВЕДЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральным законом об изменениях в персучете вводится понятие сведений о трудовой деятельности (далее — СТД), под которыми понимается информация о трудовой деятельности и трудовом стаже граждан, включающая сведения об их приеме на работу, переводе на другую работу и об увольнении.

Аналогичное, но несколько расширенное определение будет в ч. 1 новой ст. 66.1, которая вносится Федеральным законом об изменении ТК РФ: СТД — это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), которая представляется работодателем в информационную систему Пенсионного фонда РФ.

2. НАЧИНАЯ С 2020 ГОДА НУЖНО БУДЕТ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ В ПФР СТД О РАБОТНИКАХ

Федеральным законом о персучете предусмотрено, что каждый работодатель будет обязан не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, направлять в Пенсионный фонд СТД о каждом своем работнике[2].

Федеральный закон об изменении ТК РФ предписывает Пенсионному фонду разработать, согласовать с Минтрудом РФ и утвердить форму представления СТД в информационную систему ПФР.

СТД включают в себя следующую информацию:

1) место работы. Здесь указываются:

• наименование страхователя и сведения о его переименованиях (основания переименований и реквизиты документов о переименованиях);


• регистрационный номер страхователя;

2) выполняемая работа и периоды работы:

• сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя;

• наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации);

• сведения о переводах на другую работу;

• сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора;

• реквизиты соответствующих приказов.

3. С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ОТПРАВЛЯТЬ В ПФР КАК ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СВОДНЫЕ СТД, ТАК И СТД О КАЖДОМ ПРИНЯТОМ И УВОЛЕННОМ РАБОТНИКЕ

Начиная с 1 января 2021 года работодатели будут обязаны:

1) продолжать формировать и направлять в ПФР ежемесячные сводные СТД;

2) не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа направлять СТД о приеме на работу и увольнении каждого работника.

СТД будут передаваться в ПФР:

• работодателями, имеющими 25 и более работников, — обязательно в электронной форме;

• работодателями, имеющими менее 25 работников, — в электронной или бумажной форме по своему усмотрению.

Все электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП).

Пенсионный фонд и организации, поставляющие работодателям программное обеспечение, будут обязаны разработать соответствующие дополнения и интегрировать их в используемое работодателями программное обеспечение. Можно надеяться, что для отправки в ПФР любых СТД будет достаточно двух-трех кликов мышкой.

4. В 2020 ГОДУ РАБОТОДАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НЕМАЛО

Федеральным законом об изменении ТК РФ работодателю предписывается в течение 2020 года выполнить следующее:


1) при необходимости подготовить, принять или внести изменения в локальные нормативные акты с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

2) также при необходимости внести изменения в коллективные договоры, если они имеются;


3) обеспечить техническую готовность к передаче СТД в электронном виде в информационную систему ПФР;

4) уведомить работников в письменной форме:

• об изменениях трудового законодательства, связанных с формированием и ведением СТД в электронном виде;

• о праве работников на ведение работодателем трудовой книжки на бумажном носителе при условии подачи работниками письменного заявления не позднее 31 декабря 2020 года;

• о том, что в случае непредставления такого заявления до 1 января 2021 года ведение трудовой книжки на бумажном носителе прекращается и она будет выдана работникам на руки.

[2] Поскольку какие-либо оговорки либо исключения в законопроекте отсутствуют, СТД следует сдавать как на работников, принятых на основную работу, так и на работников-совместителей.

Чтобы подтвердить стаж сотрудника с электронной трудовой книжкой, работодатели выдают справку СТД-Р. Расскажем, кому, когда и как оформлять этот документ, а так же как правильно его заполнить, чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией.

Кому и для чего выдают справку СТД-Р

С бумажными трудовыми все просто: если нужно предоставить информацию о трудовой деятельности при устройстве на работу, то достаточно передать оригинал документа. В случае с электронной книжкой все сведения хранятся в базах данных ПФР: получить их можно по запросу, либо у работодателя — в виде справки СТД-Р.

В обязательном порядке СТД-Р выдают сотрудникам, у которых нет бумажной трудовой:

если работник написал заявление о переходе на электронные трудовые книжки и, соответственно, забрали бумажный вариант документа из отдела кадров (ст. 66.1 ТК РФ);

если работник впервые устроился на работу с 1 января 2021 года – с этого времени ведение электронных трудовых книг стало обязательным.

Если сотрудник в заявлении указал, что предпочитает бумажный вариант трудовой, то работодатель может не выдавать СТД-Р: эту информацию работник может получить самостоятельно в ПФР, МФЦ или через Госуслуги.

В каких ситуациях выдают СТД-Р

Работодатель должен оформить СТД-Р в течение трех рабочих дней, если сотрудник запросил этот документ в заявлении. Само заявление пишут в свободной форме, обязательно указывают, в каком виде нужна справка – в электронном или бумажном.

Кроме этого, справку обязательно выдают при увольнении – в этом случае работник никаких дополнительных заявлений писать не должен. При увольнении СТД-Р выдают в последний рабочий день: если работник сначала уходит в отпуск, а потом увольняется, то справку выдают в последний день перед отпуском (ч. 5 ст. 80 ТК РФ).

Если сотрудник не забрал СТД-Р, отправьте ему справку заказным письмом с уведомлением – так вы снимете с себя возможную ответственность за несвоевременную выдачу справки.

Кто и как выдает СТД-Р

Назначьте ответственного сотрудника для выдачи СТД-Р: чаще всего этим занимается кадровик, который ведет электронные трудовые и отчитывается перед ПФР по форме СЗВ-ТД.

Справку выдавайте в том виде, который выбрал сотрудник. Если пожелания не указаны в заявлении, работодатель сам выбирает в бумажном или электронном формате оформлять справку. В любом случае документ нужно правильно заверить:

бумажная справка – подпись руководителя (доверенного лица) и печать организации (при наличии);

Как правильно заполнить СТД-Р

В справке СТД-Р можно выделить три группы сведений, которые обязательно указывают при заполнении: о работнике, работодателе и трудовой деятельности сотрудника. Рассмотрим подробнее каждый блок.

Сведения о работнике

Сведения о работодателе

Далее заполняются остальные поля:

ИНН – берется из свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, если после заполнения номера в конце остались пустые знаки, в них нужно поставить прочерки;

КПП – указывается в соответствии с уведомлением о постановке на учет по месту нахождения подразделения;


Сведения о трудовой деятельности

В табличном разделе нужно указать все кадровые мероприятия с момента устройства сотрудника и до момента его увольнения (либо до момента оформления справки). Всего в таблице 10 граф.

Графа 1. Порядковый номер кадрового мероприятия. Заполняется в хронологическом порядке: от самых ранних к самым последним.

Графа 2. Дата кадрового мероприятия — информацию берем из соответствующего приказа.

Графа 3. Вид кадрового мероприятия. Возможны пять вариантов:

ПРИЕМ – прием сотрудника на работу или службу;

ПЕРЕВОД – перевод на другую работу;

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ – изменение наименования страхователя;

УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ) – при получении новой профессии, квалификации, обязательно прописываются разряды, классы, категории и пр.;

УВОЛЬНЕНИЕ – при увольнении с работы.

Графа 4. Указываем название специальности, профессии, либо вид работы и название подразделения. Информацию следует брать из штатного расписания. Название подразделения указывается только в том случае, если это прописано в трудовом договоре.

Если работник имеет право на льготы, либо есть ограничения, связанные с работой или должностью, то при заполнении графы нужно руководствоваться квалификационным справочникам или отдельным положениям профессиональных стандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ).

В случае если причиной увольнения стало решение суда (например, работника лишили права занимать определенную должность), то в графе нужно указать эту информацию: что запретили, на каком основании и на какой срок.

первые пять символов – это код наименования вида профессиональной деятельности в соответствии с первым разделом профстандарта;

если в документе нет точной формулировки трудовой функции, её можно подобрать по профессии, должности, специальности (раздел III профстандарта);

шестой символ – буквенное обозначение кода трудовой функции;

седьмой символ – цифровой знак уровня квалификации.

Графа 6. Статья Трудового кодекса, на основании которой работник увольняется.

Графы с 7 по 9. Сюда вносят реквизиты приказа об увольнении.

Графа 10. Отводится для исправления ранее поданных сведений.


Если событие вписано по ошибке, то есть, его не было, то в СТД-Р вносят лишь одну запись с отметкой в 10 графе.



Что грозит работодателю за отказ в выдаче справки?

Нарушение сроков выдачи СТД-Р, либо отказ от оформления документа влечет за собой административную ответственность по ст. 5.27 КоАП:

за первое нарушение ИП оштрафуют на сумму от 1 до 5 тыс. руб., юридическое лицо – от 30 до 50 тыс. руб.;

за повторное нарушение ИП грозит штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб., а юридическому лицу – от 50 до 70 тыс. руб.

Если сотрудник докажет в суде, что из-за проволочек с выдачей СТД-Р не смог устроиться на работу, работодателю придется выплатить бывшему работнику денежную компенсацию. Её размер определяет суд.

В 2021 году в РФ в полном объеме заработала система электронных трудовых книжек. Рассмотрим, что это такое и как переход на новый формат повлияет на права и обязанности работников и работодателей.

Раньше были только бумажные трудовые книжки. Работники при трудоустройстве отдавали их работодателю, а те хранили их у себя и вносили в них записи о приеме, увольнении, переводе и т. п. Если нужны были сведения из книжки, работник запрашивал у работодателя копию. А при увольнении работодатель отдавал трудовую в течение определенного срока. Никакой специальной отчетности в ПФР по кадровым операциям не было.

Как стало теперь: с 1 января 2020 года вступила в силу статья 66.1 ТК РФ, и начался переход на электронные трудовые книжки. Все сведения о трудоустройстве хранятся в Пенсионном фонде (ПФР). Работодатель отправляет туда отчет в виде электронного отчета по кадровым операциям по каждому работнику. Сотрудник тоже получает электронные выписки: при увольнении и по запросу.

То есть все сведения о приеме, увольнении и других операциях, которые раньше были в бумажном виде, теперь будут храниться в электронном.

Но бумажные трудовые книжки никуда не исчезли. Работники по своему желанию могут использовать их как в 2021 году, так и позднее.

С начала 2020 года работодатели обязаны сдавать в ПФР отчеты по форме СЗВ-ТД (постановление ПФР от 25.12.2019 № 730п). На их основе Пенсионный фонд ведет свою базу сведений о трудовой деятельности.

Если у работодателя до 25 сотрудников, он может сдать СЗВ-ТД в бумажном виде. Если больше, то отчет обязательно надо сдавать в электронном формате.

Форма СЗВ-ТД содержит:

  • сведения об организации: наименование, ИНН, КПП, регистрационный номер в ПФР;
  • персональные данные работника: ФИО, СНИЛС;
  • информацию о кадровом мероприятии: дату, вид мероприятия, должность, номер приказа, статью ТК РФ.

Кадровое мероприятие — это прием на работу, перевод, увольнение или подача работником одного из видов заявлений, которые указаны ниже в п. 2.

Срок сдачи СЗВ-ТД зависит от вида кадрового мероприятия (п. 2.5 ст. 11 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Форму нужно сдать не позднее следующего рабочего дня:

  • когда принимаете сотрудника на работу;
  • когда увольняете сотрудника.

Форму нужно сдать до 15-го числа следующего месяца:

  • когда переводите сотрудника на другую постоянную работу;
  • когда работник подает заявление о том, чтобы работодатель продолжал вести бумажную трудовую книжку;
  • когда работник запрашивает сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р (подробнее об этом расскажем ниже).

Кроме того, до 15 февраля 2021 года работодатели должны были сдать особый отчет СЗВ-ТД. Он касается сотрудников, принятых на работу в 2019 году или ранее, у которых в течение 2020 года и января 2021 года не было никаких кадровых мероприятий.

Получается, что по таким сотрудникам не было оснований для сдачи СЗВ-ТД в 2020 и январе 2021 года и сведения о них вообще не попали в электронную базу ПФР. Чтобы закрыть пробелы в базе Пенсионного фонда, работодатели должны были до 15 февраля 2021 года сдать отчет СЗВ-ТД со сведениями об этих сотрудниках по состоянию на 1 января 2020.

За нарушение сроков предоставления формы СЗВ-ТД или сдачу недостоверных сведений для ответственных должностных лиц предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Если вы уже пропустили срок, все равно сдайте отчет как можно скорее.

Если работник выберет для себя электронную трудовую книжку, то с этого момента все сведения о его трудовой деятельности будут формироваться в базе ПФР. Но сотрудник также может получить подтверждение своего стажа и профессионального опыта в бумажном виде.

Согласно ст. 66.1 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять сотрудникам сведения об их трудовой деятельности по форме СТД-Р, утвержденной приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н, в следующем порядке:

  • при увольнении — в день увольнения;
  • по запросу сотрудника — в течение трех рабочих дней после запроса.

Форма СТД-Р содержит практически те же данные, что и СЗВ-ТД: сведения о предприятии, работнике и кадровом мероприятии. Отличается только период, за который собраны данные.

СЗВ-ТД нужно сдавать или сразу после кадрового мероприятия, если это прием или увольнение, или по итогам месяца в иных случаях. Поэтому в СЗВ-ТД будет или одно последнее кадровое мероприятие, или информация за истекший месяц. А в форму СТД-Р нужно включить информацию обо всех кадровых мероприятиях, связанных с работой у данного работодателя.

Работодатели обязаны выдавать форму СТД-Р только тем сотрудникам, которые перешли на электронные трудовые книжки. Те, кто пока не перешел на новый формат, будут, как и раньше, подтверждать свой стаж и опыт записями в бумажной трудовой книжке.

Какие права имеют сотрудники, которые перешли на электронную трудовую книжку или сохранили бумажный формат

В 2020 году работники могли сделать выбор: перейти на электронные трудовые книжки или оставить себе бумажные. Если работник не подал работодателю никаких заявлений до конца 2020 года, то по умолчанию считается, что он решил оставить себе бумажную книжку (п. 2 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Если работник сохранил бумажную трудовую книжку, он может в любой момент перейти на электронную как в 2021 году, так и позднее. Для этого нужно подать заявление своему нынешнему работодателю (п. 5 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Сотрудники, у которых есть стаж в 2020 году и ранее, но которые по состоянию на 31 декабря 2020 были без работы, могут выбрать любой формат трудовой книжки. Это право сохраняется за ними бессрочно. То есть, когда они выйдут на работу в 2021 году или позднее, они смогут продолжать пользоваться бумажной трудовой без ограничения срока и в любой момент перейти на электронную. Но после этого вернуться к бумажной будет нельзя.

Если работник решит перейти на электронную трудовую книжку, то работодатель должен выдать ему бумажную в течение трех рабочих дней после заявления (письмо Минтруда РФ от 13.03.2020 № 14-2/В-260).

Сотрудники, которые впервые выйдут на рынок труда в 2021 году или позднее, выбирать уже не смогут. С 1 января 2021 новые бумажные трудовые книжки не заводят, поэтому для таких сотрудников останется только электронный формат (п. 8 ст. 2 закона 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Работник, который перешел на электронную трудовую книжку, может в любой момент запросить у работодателя сведения о своей трудовой деятельности по форме СТД-Р. Также работодатель по умолчанию обязан выдать СТД-Р в день увольнения.

Еще работник может получить сведения о своей трудовой деятельности в Пенсионном фонде. Там ему выдадут выписку по форме СТД-ПФР. Она утверждена приказом Минтруда № 23н и содержит ту же информацию о трудовой деятельности, что и форма СТД-Р.

В отчете СТД-Р будут только сведения о трудовой деятельности у одного работодателя, а в форму СТД-ПФР войдет вся информация, которая есть по этому работнику в базе Пенсионного фонда.

Форму СТД-ПФР работник может получить в отделении ПФР, в личном кабинете на сайте фонда или через портал Госуслуги.

Если сотрудник перешел на электронную трудовую книжку и устраивается на работу в 2021 году или позднее, он должен предъявить работодателю (ст. 65 ТК РФ):

  • бумажную трудовую книжку, чтобы подтвердить профессиональный опыт и стаж до перехода на электронный формат;
  • выписку СТД-Р или СТД-ПФР, которые содержат информацию о его трудовой деятельности после перехода на электронную трудовую книжку.

Сотрудник, который сохранил бумажную трудовую книжку, как и прежде предъявляет для подтверждения трудового опыта только ее. Никаких дополнительных справок в этом случае не требуется.

Как работник должен подтверждать сведения о трудовой деятельности в зависимости от формата его трудовой книжки

Переход на электронные трудовые книжки в 2021 году осуществляется по строгому алгоритму:

  1. Работники пишут заявление о выборе ЭТК.
  2. Отдел кадров сдает новый ежемесячный отчет в ПФР — СЗВ-ТД.
  3. Бумажный документ о стаже с соответствующей записью выдают сотруднику.

В электронные ТК включили полные сведения о стаже из бумажных

Желающих применять электронные трудовые книжки работников всего 30%. Это следует из уведомлений о желающих заменить бумажную на электронную и данных опросов. Большинство россиян намерены продолжить ведение бумажного документа о стаже.

Законодательные нормы

Новая статья 66.1 ТК РФ регламентирует перевод сведений о деятельности работников в цифровую форму. Электронная трудовая книжка — это сведения о работе гражданина, зафиксированные на цифровом носителе в электронной базе данных ПФР. Для работодателя вводится обязательный отчет в ПФР о кадровых изменениях. В КоАП РФ закреплена ответственность за сроки и полноту данных о работе и стаже сотрудников.

Пенсионный фонд РФ издал подробную инструкцию на своем сайте.

Чем ЭТК отличается от бумажной версии

Состав информации в ЭТК не меняется. Но вот увидеть, как выглядит электронная трудовая книжка в 2021 году, нельзя — у нее нет физического носителя. Просмотр данных доступен в личном кабинете ПФР через кабинет страхователя или возможно получить их в виде выписки от работодателя (СТД-Р) или от Пенсионного фонда (СТД-ПФР).

Обязателен ли переход на цифровой формат

Переход на новую версию добровольный. Если человек захочет сохранить старый формат, на бумаге, он имеет на это право. В любом случае, согласен работник на переход или хочет оставить все по-старому, ему надо написать заявление. Тем, кто откажется от бумажного варианта и напишет заявление о переходе на электронную трудовую книжку, бумажный документ выдадут на руки в течение 3 дней. Тем, кто устраивается на работу впервые в 2021 году, оформят только ЭТК.

Что-то не получается?

Разобраться в правилах перехода и работы с электронными трудкнижками поможет видеосеминар от эксперта КонсультантПлюс. Используйте бесплатный доступ, чтобы посмотреть.


Пошаговый алгоритм перехода на ЭТК

В 2020 году работодателей обязали уведомить сотрудников о переходе на новую форму учета до 01.01.2021. Работники до конца декабря определились с видом учета и написали соответствующее заявление. Но некоторые решили подумать подольше — они вправе изменить первоначальное мнение и выбрать ЭТК в любое время. Разберем переход на электронные трудовые книжки пошагово в 2021 году, если один или несколько работников заявили о таком желании.

Шаг 1. Написание работниками заявлений

Заявить о желании перейти на ЭТК разрешено в произвольной форме. Документ составляют от имени работника на имя руководителя организации. В нем указывают дату, с которой прекращается применение бумажного документа.

заявление отказ от ТК

В 1С и других программах для учета уже внедрены формы заявлений, программа для ведения электронных трудовых книжек и отчетность в ПФР.

Бесплатно используйте образцы от КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить все документы для перехода.

Шаг 2. Проверка бумажных бланков

Законодатель рекомендует проверить заполнение бумажных документов, чтобы между рукописным и цифровым вариантами не было расхождений. Иначе в отчет СЗВ-ТД попадут неверные сведения. Обратите внимание, как заполнить электронную трудовую книжку, — сведения направляются только о работе в организации, остальные данные внесет ПФР.

Шаг 3. Сдача отчетности в ПФР

В 2021 г. отчет подается до 15-го числа месяца, следующего за кадровыми изменениями, но после приема или увольнения сотрудника его направляют не позже следующего за произошедшим событием дня.

Шаг 4. Изменение внутренних кадровых документов

Локальные акты надо откорректировать в соответствии с изменением ТК .

Тем сотрудникам, которые отказались от ведения бумажных книжек в 2020 г., в них делают запись так, как рассказал Минтруд в письме от 12.02.2020 № 14-2/В-150.


Шаг 5. Выдача работникам бумажных трудовых книжек

Если сделан выбор в пользу электронной версии, возврат к бумажному носителю невозможен.

Работникам, отказавшимся от бумажных книжек, наниматель обязан выдать их в течение 3 дней после получения соответствующего заявления.

Есть еще один пункт из алгоритма, как перейти на электронные трудовые книжки в соответствии с действующими инструкциями, — в книге учета движения ТК делается запись:

Выдана на руки на основании письменного заявления Синюковой Киры Александровны о предоставлении ей работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

Как гражданин получит сведения о стаже

Сведения о стаже работы доступны в аккаунте ПФ, на Госуслугах. В виде выписки их предоставляют:

  • в отделе кадров;
  • в ПФР;
  • в местном МФЦ.

Обратите внимание, что увидеть образец электронной трудовой книжки невозможно, так как в полном объеме информация доступна только Пенсионному фонду и другим уполномоченным органам. Работодатели получают сведения из реестра в виде выписок по конкретным работникам.

Плюсы и минусы нового формата

Минус у новой системы только один — дополнительные хлопоты у работодателя и кадровиков. Но это только в переходное время. Своевременная отправка отчета заменит хранение, ведение бумажных документов, покупку бланков. В остальном ЭТК намного удобнее бумажных:

Читайте также: