Что такое автономная система экстренного оповещения работников

Обновлено: 04.07.2024

При создании доступной среды для людей с ограниченными физическими, ментальными или сенсорными возможностями важным моментом была и остается правильная организация систем оповещения и эвакуации, позволяющая поставить в известность абсолютно всех находящихся в здании людей о бедствии или пожаре. Особенно актуальны подобные средства для различных медицинских учреждений, где плотность инвалидов намного выше, чем в любых других общественных или жилых комплексах. Также не менее важно обеспечить обратную связь от инвалида, которая обычно представляет собой кнопку экстренного вызова. Установка подобной меры безопасности может не раз спасти жизнь человеку, ограниченному в передвижении. Кроме того, следует помнить, что слабослышащий человек может просто не услышать сигнал тревоги или пожарную сигнализацию, если в здании не установлена индукционная система для слабослышащих, нивелирующая этот физический недостаток. Еще одним немаловажным моментом является установка в здании специальных поручней, которые помогут комфортно передвигаться, а в случае опасности своевременно и быстро эвакуироваться людям, физически ограниченным в передвижении без посторонней помощи.

2. Применение систем оповещения

Звуковой маяк

В настоящее время звуковые маяки являются неотъемлемыми устройствами для акустической маркировки путей движения маломобильных групп населения, особенно эффективно используются такие устройства лицами с ограничениями здоровья по зрению - слепыми или слабовидящими.

Но данный способ маркировки путей для МГН обладает одним недостатком, незрячий человек может получить звуковую информацию только тогда, когда подойдет непосредственно близко к маяку (попадет в зону действия датчика движения), что существенно снижает эффективность использования таких устройств при перемещении даже в знакомом пространстве так, как прежде чем получить информацию необходимо еще и дойти до этой точки.

Чтобы незрячему человеку было легче получать информацию вне зависимости от расположения маяка существуют также звуковые радио маяки. Это устройство выгодно отличается тем, что имеет речевой информатор со встроенным радио модулем, в задачи которого входит прием радио сигналов местных радиостанций, прием линейного сигнала трансляции по проводным линиям либо воспроизведение заранее записанной трансляции на внутреннюю память (флеш-карту).

Результатом применения такого радио-звукового маяка является расширение эффективной зоны его использования, как вспомогательного средства ориентирования для незрячих и слабовидящих людей.

Радио-звуковые маяки помогают сориентироваться, например, в холле помещения и информируют входящих посетителей с ограничениями по зрению о назначении помещения, о возможных опасностях на пути движения и пр. Особенно удобно применять такие устройства в ключевых точках на маршруте движения незрячего, где необходимо принимать решения о смене направления движения. Очень часто радио-звуковые маяки вешаются над входной дверью для правильной ориентации незрячего. Также современные производители предлагают вариант радио-звукового маяка, который можно использовать в общественном транспорте. То есть о приближающемся к остановке общественном транспорте устройство сообщает и номер автобуса, и маршрут движения. Незрячий человек совершенно самостоятельно принимает для себя решение, подходит ему автобус или нет.

Также существуют звуковые маяки для лифтовой системы. В большинстве случаев лифты старого и нового образца не адаптированы звуковым оповещением. За одну поездку кабина лифта останавливается несколько раз, чтобы забрать или высадить пассажиров, незрячий человек просто теряется в пространстве. Именно для этого необходимо звуковое сопровождение остановок на этажах.

Индукционная петля

Для людей с проблемами по слуху системами оповещения также являются индукционные петли. Индукционная петля – это система, способная передавать голосовые сигналы без звуковых помех окружающего мира прямо на слуховой аппарат слабослышащего человека. Она может передавать человеческий голос, музыку и т.д. Виды данных систем различаются в зависимости от расстояния передачи сигнала.

Индукционные петли стационарного вида различаются по дальности радиуса действия индукционных волн. Также некоторые модели могут принимать сигналы систем безопасности, таких как, например, пожарная сигнализация или система охраны. Существуют модели с функцией фантомного питания, также петли могут иметь различия по количеству независимых аудиовходов с индивидуальной настройкой уровня мощности.

Световой маяк

Бегущая строка и светодиодное табло

Существуют такие средства как бегущие строки и светодиодные табло. Они представляют собой панели со светодиодным LED экраном, на котором может отображаться различная текстовая или графическая информация. Благодаря крупному яркому отображению светодиодные табло привлекают внимание посетителей. Данный тип оборудования позволяет инвалидам по слуху получать информацию о работе здания, о предназначении помещений, а также узнавать о сигналах тревоги и пр. Слабослышащие люди считывают информацию с табло и с комфортом ориентируются в здании. Размещение бегущих строк и светодиодных табло регламентируется СП 59.13330.2016 пунктами 6.5.1, 6.5.2, 6.5.7.

Визуально-акустическая система

Еще одним видом систем оповещения для людей с инвалидностью по зрению являются визуально-звуковые устройства, например, визуально-акустические системы. Одной из таких систем является адаптивная система оповещения Сурдоцентр. Она включает в состав несколько связанных внутри помещения визуально-акустических светодиодных табло, которые с помощью коммутатора подключаются к единому пульту управления оператора. Применяется для информирования посетителей с нарушениями функции зрения и слуха в больницах, реабилитационных центрах, объектах социального обслуживания инвалидов и других значимых объектах.

3.Применение системы вызова

Система вызова помощи - это оборудование, которое позволяет инвалидам, пожилым людям и другим представителям МГН сообщать сотрудникам учреждения, о необходимости получить помощь. Чаще всего кнопки вызова помощи устанавливают на входной группе возле лестниц и пандусов и в санитарных комнатах. Оказавшись в затруднительной ситуации, посетитель активирует кнопку. Ответственный сотрудник приходит к месту вызова для того, чтобы оказать помощь. Системы вызова персонала помогают в адаптации для инвалидов любого учреждения.

Системы вызова персонала являются простым и эффективным средством, позволяющим инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, и прочим МГН, во вторую очередь, запросить и соответственно получить гарантированную оперативную помощь персонала объекта при возникших затруднениях.

В общем случае система вызова персонала включает в себя кнопку вызова, беспроводной приемник сигналов вызова и усилитель мощности сигналов.

Кнопки вызова персонала предназначены для установки в различных зонах объекта на наиболее вероятных путях следования людей, использующих для передвижения кресла-коляски.

В зависимости от условий их установки и функционирования кнопки выпускаются в трех основных модификациях, предназначенных для работы снаружи здания (на улице), внутри здания в помещениях массового пребывания людей и внутри здания в помещениях санитарных узлов.

Кнопки вызова, предназначенные для наружной установки, должны иметь герметичное, антивандальное исполнение, сохранять работоспособность во всем возможном температурном диапазоне. Такие кнопки должны иметь крупные размеры, позволяющие нажимать их людям с нарушением функций верхних конечностей: протезом, культей, опорной тростью, локтем. Они должны устанавливаться, как правило, на стене перед дверью, предназначенной для входа инвалидов на коляске, на высоте от 0,8 до 1,1 м, со стороны дверной ручки, а в случае раздвижных дверей с правой стороны от них. В случае, если не обеспечивается возможность гарантированного самостоятельного подъезда инвалида на коляске к входу в здание (например, при отсутствии штатного пандуса), кнопка вызова должна размещаться в доступном для инвалидов на коляске месте на высоте от 0,8 до 1,1м со стороны подхода от мест парковки (стоянки) автотранспорта инвалидов.

Кнопки вызова, предназначенные для установки в туалетах и в душевых кабинах должны иметь влагостойкое исполнение, при этом, целесообразно применять кнопки, в которых для активации вызова помощи достаточно дотронуться до центра кнопки без приложения каких-либо усилий.

Кнопки вызова, предназначенные для установки в помещениях массового пребывания людей должны иметь антивандальное исполнение. Они могут устанавливаться на стене или вертикальном информационном стенде на высоте от 0,8 до 1,1 м, могут размещаться в едином конструктиве вместе с тактильной схемой.

Не допускается использования бытовых дверных звонков в качестве систем вызова помощи ввиду их функциональной невозможности определять конкретную точку помощи, а также не высокого эксплуатационного периода. Каждая кнопка вызова помощи должна быть обозначена тактильным и визуальным способом при помощи специальных пиктограмм.

Очень важно правильно адаптировать туалетную комнату для людей с инвалидностью. Именно в туалете необходимо устанавливать кнопку вызова помощи персонала, имеющую шнур. Не всегда до кнопки есть возможность дотянуться, а шнурок может выручить человека с инвалидностью в трудной ситуации.

Адаптивные системы вызова пациента

Системы вызова пациента на основе визуально акустических табло, ориентированные на все категории инвалидов, является немаловажной деталью при формировании доступной среды в поликлинике или больнице. Такие системы делают комфортной не только работу медицинского персонала, но и пациентов, ожидающих в очереди, особенно если они имеют ограничения в восприятии информации.

Удобство для инвалида по зрению: для незрячего звуковая информация имеет не только информационное значение, это еще важный ориентир при движении к двери кабинета.

4. Применение информационных тактильно - сенсорных терминалов, доступных для инвалидов

На территории объектов с массовым посещением людей должен быть установлен, как минимум, один информационный тактильно-сенсорный терминал, доступный для всех категорий инвалидов, позволяющий получить необходимую информацию о работе объекта и оказываемых на нем услугах, а также устанавливать связь со службами оказания экстренной помощи.

Информационный терминал представляет собой изделие, содержащее корпус, сенсорный экран с фронтальной поверхностью, выполненной с возможностью пропускания светового потока, формирующего изображение, который является источником визуальной информации. Каналы передачи данных, а также блок управления (компьютер) и блок питания сенсорный экран, источник визуальной информации размещены внутри металлического корпуса. Сенсорный экран снабжён управляющей зоной и/или управляющими зонами, и/или информационными зонами, с тактильной информацией (тактильной панелью управления) предназначенной для управления терминалом тотально слепым человеком. Совокупность такого конструктива и специального программного обеспечения создает возможность работы с терминалом инвалидов различных категорий, получать им необходимую информацию или сообщать информацию о чрезвычайных ситуациях в доступной для них форме.

Доступность терминала для инвалидов по зрению обеспечивается за счет наличия тактильно-сенсорного экрана или специальной тактильной панели управления, которая позволяет управлять терминалом тотально слепому человеку. Яркая контрастная маркировка габаритов, программная установка функции увеличения изображения, изменение контрастности и цвета фона делают терминал доступным для слабовидящих.

Терминал должен содержать в пользовательской части программного обеспечения и/или интерфейса программного обеспечения специальную выделенную зону (вертикальную или горизонтальную полосы) с сенсорными кнопками – пиктограммами доступности для инвалидов по слуху, по зрению, для инвалидов-колясочников, отличающейся по цвету от остального информационного поля. Сенсорные кнопки включают или отключают режимы отображения информации в виде, адаптированном для разных категорий инвалидности.

-возможность управления и восприятия информации тотально незрячему человеку реализована с применением тактильно-сенсорной панели управления.

Терминал должен обеспечивать возможность удаленного администрирования и наполнения контента программного обеспечения через сеть Интернет.

5. Применение централизованных систем визуально-звукового оповещения

Информативность и безопасность объекта для всех категорий инвалидов являются важнейшими характеристиками, определяющими уровень безбарьерности объекта.

ЕДИНАЯ ФОРМУЛА ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Наличие доступной, объективной, и непрерывной информации и сигнализации при нахождении на объекте и перемещении по нему не только помогает людям с ограничениями по здоровью получать качественные услуги, но и существенно повышает уровень их безопасности и защищенности в чрезвычайных ситуациях.

Применение комплексных визуально-акустических систем оповещения на объектах с массовым посещением людей дает возможность передавать не только информацию различного содержания для всех посетителей, например, о начале работы или закрытии, о правилах и особенностях предоставления услуг, о действиях в экстремальных ситуациях, но и сигналы о чрезвычайных ситуациях в формате, доступном для инвалидов различных нозологий.

Передаваемая информация и сигналы должны восприниматься всеми людьми, включая такие категории инвалидов, как тотально незрячие и тотально глухие. С применением универсальных блоков систем визуально-звукового оповещения стало возможным легко адаптировать любой объект, обеспечив при этом информационную доступность для любых посетителей в любом месте, в том числе в экстремальных ситуациях.

Визуально-звуковые устройства – средства, которые просто незаменимы при адаптации как объектов общественного назначения, так и прилегающих к ним территорий. Ведь формирование доступности какого-либо оборудования или услуги для всех пользователей, без исключения, является важным аспектом создания доступного пространства. Визуально-акустические устройства позволяют оповещать все категории маломобильного населения одновременно, благодаря синхронизации визуальной и акустической информации.

10 марта МЧС России сообщило, что планирует завершить работы по проектированию элементов комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) в первом квартале текущего года. TJ узнал, какие технологии оповещения населения о чрезвычайных ситуациях применяются в разных странах мира.

Россия

Единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций в России на данный момент отсутствует. Эта проблема получила особую актуальность после трагедии в кубанском городе Крымске, где в июле 2012 года в результате разрушительного наводнения погибло около 170 человек, а общее число пострадавших составило более 34 тысяч. Позднее Следственный комитет выяснил, что в Крымске система оповещения практически отсутствовала, её услышали лишь полсотни человек — и то, когда было уже слишком поздно.


Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, ещё раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов.

Владимир Путин

Кроме того, в некоторых регионах используются оповещения о ЧС посредством мобильной связи и интернета.



Для оповещения по мобильной сети МЧС России прибегает к двум способам: Cell Broadcast (CBC) и SMS-рассылка. В обоих случаях система автоматически выбирает всех абонентов, находящихся в сети в пределах указанного радиуса.


Для работы EAS используется радиосвязь с диапазонами частот AM и FM и цифровое радио, а также эфирное, кабельное, цифровое и спутниковое телевидение.

Система может быть использована в случае террористических атак, техногенных катастроф или же начала войны. Также EAS призвана предупреждать население о возможных возникновениях локальных стихийных бедствий вроде смерчей или паводков.

Тем не менее во время терактов 11 сентября 2001 года система так и не была активирована ни в масштабах всей страны, ни локально в Вашингтоне и Нью-Йорке. Позднее это объяснили тем, что местные и национальные СМИ сработали очень оперативно и оповестили население быстрее, чем информация о случившемся дошла до президента США.


С 2012 года наравне с EAS действует система Wireless Emergency Alerts (Беспроводные экстренные оповещения), предупреждающая население США посредством мобильных устройств.

Существует три вида беспроводных экстренных оповещений:

  1. Президентские оповещения — оповещения, изданные президентом или назначенным им лицом;
  2. Оповещения о непосредственной угрозе — оповещения, включающие в себя серьезные техногенные или природные бедствия, угрозы жизни и собственности;
  3. Оповещения от министерства юстиции США в случае похищения ребёнка.


Пример оповещения о похищении ребёнка. Источник: Алексей Шелестенко

Во время взрывов на Бостонском марафоне массачусетское агентство по чрезвычайным ситуациям при помощи беспроводных экстренных оповещений разослало жителям окрестностей просьбу на некоторое время воздержаться от посещения улиц.

Европа

После того, как в 2002 году вода вышла из берегов Эльбы и Дуная и привела к затоплениям во многих европейских странах, Еврокомиссия инициировала разработку и тестирование европейской системы оповещения о наводнениях (EFAS). Её главная цель — раннее оповещение и дополнение существующих национальных систем. Она способна предупреждать о стихийном бедствии за три-шесть дней до наводнения.

Система EFAS дважды в день получает около 70 различных цифровых прогнозов погоды из европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, от немецкой службы погоды и метеорологического консорциума, а также результаты наблюдений за погодой и стоком рек, проводимых несколькими европейскими организациями. Данные вводятся в систему гидрологического моделирования, которая формирует 70 прогнозов наводнений.


В настоящее время EFAS охватывает Европу до 30 градусов восточной долготы, включая Финляндию, государства Балтии и Республику Молдову.

Япония

С октября 2007 года в Японии действует система раннего оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, охватывающая все районы страны и автоматически распространяющая сигнал по телевидению, радио, на мобильные телефоны и даже автомобильные сирены.

По всей территории Японии установлены несколько тысяч сейсмических датчиков, фиксирующих первоначальные слабые колебания земной коры, на основании которых прогнозируется сила дальнейших толчков. Если предполагаемая магнитуда около пяти баллов по шкале Рихтера, то система оповещения автоматически включается в соответствующем районе.


С 2013 года в стране действует новая система оповещения о цунами, которая, по заверениям специалистов, производит первое общенациональное оповещение о приближающемся цунами уже через три минуты после мощного землетрясения: 300 высокочувствительных сейсмографов размещены на суше, восемь — в море.


Германия


Великобритания

В Великобритании система оповещения состоит из около 1200 сирен, которые остались от системы предупреждения населения о воздушных налетах во время Второй мировой войны, когда сирены были в каждом населенном пункте. В настоящее время сирены используются для предупреждения о наводнениях, а также для предупреждения населения, проживающего вблизи газовых или атомных электростанций, баз атомных подводных лодок, нефтеперерабатывающих и химических заводов. Они проверяются один раз в год в период между августом и сентябрём.

Китай

В Китае большинство населённых пунктов, особенно расположенных вблизи спорных территорий, оборудованы системой оповещения. Они должны использоваться при объявлении чрезвычайного положения из-за военной атаки, вторжения или очень высокого риска военного конфликта. Вся система сирен находится под полным контролем Народно-освободительной армии Китая.

Швейцария

Швейцария имеет сеть из 8,5 тысяч мобильных и стационарных сирен гражданской обороны, которая может предупредить 99% населения. Есть также система из 700 сирен, расположенных вблизи плотин.

Сирены Швейцарии проходят испытания каждый год. Во время учебных оповещений включаются системы общего предупреждения, а также сирены, расположенные возле плотин. Список тонов сирен публикуется на последней странице всех телефонных книг, а также в интернете.

В случае войны не забудьте снять наушники,
Александр Щепилов,
TJ


Пример реального беспроводного оповещения о чрезвычайной ситуации на смартфоне Android, указывающего на предупреждение о торнадо в крытой зоне.

СОДЕРЖАНИЕ

Через эту систему правительство выдает три типа предупреждений:

  • Оповещения, выпущенные президентом США.
  • Оповещения о неминуемых угрозах безопасности жизни, выпущенные по двум различным категориям: экстремальные угрозы и серьезные угрозы. . [1]

При получении оповещения раздается звук, если звонок включен. Почти на всех устройствах сигнал внимания радио / телевидения системы экстренного оповещения звучит по заранее заданной схеме. [5]

FCC также требует, чтобы общественные телевизионные станции действовали в качестве системы распространения предупреждений CMAS. В течение 18 месяцев после получения финансирования от Министерства торговли все государственные телевизионные станции должны иметь возможность получать предупреждения CMAS от FEMA и передавать их участвующим поставщикам беспроводных услуг. [1]

6 апреля 2017 года канадский регуляторный орган в сфере телекоммуникаций, CRTC , постановил, что все операторы беспроводной связи LTE в Канаде должны начать ретрансляцию публичных оповещений с апреля 2018 года. Эта система основана на руководствах по стилю и поведении, продиктованных эквивалентной системой Alert Ready , используемой для радио и телевизионное оповещение. [9] [10]

Коммерческая мобильная система оповещения (CMAS), интерфейс для службы оповещения о чрезвычайных ситуациях в беспроводной сети (WEA), была запущена в апреле 2012 года. [20] NWS начала доставлять свои оповещения о чрезвычайной ситуации в беспроводной сети 28 июня 2012 года. [21] [22]

Типы предупреждений, отправляемых через CMAS, включают предупреждения о торнадо , внезапном наводнении , пыльной буре , урагане , тайфуне , сильном ветре и цунами ; Предупреждения о сильной грозе не включены из-за того, что они часто встречаются во многих районах США. Кроме того, до ноября 2013 г. в CMAS также включались предупреждения о метелях и ледяных бурях ; они были прекращены на основании отзывов клиентов [23] из-за таких предупреждений, которые обычно выпускаются задолго до приближения зимних штормов, они не представляют непосредственной опасности. В то время как предупреждения о метелях и ледяных бурях больше не отправляются на телефоны Национальной метеорологической службой, некоторые местные власти продолжают отправлять предупреждения, связанные с зимней погодой, по своему усмотрению; например, в Нью-Йорке во время снежной бури в Северной Америке в январе 2015 года на мобильные телефоны людей отправлялись оповещения, чтобы предупредить пользователей о запрете на поездки по улицам Нью-Йорка. [24]

Начиная с осени 2019 года, NWS планирует значительно сократить количество предупреждений о внезапных наводнениях, которые выдаются через WEA только тем, у кого есть значительная или катастрофическая угроза ущерба. Было отмечено, что NWS чрезмерно предупреждает FFW о WEA, а Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) отметило большое количество общественных жалоб на WEA в ночное время для FFW с предполагаемым незначительным воздействием. [25]

Snow Шквал Предупреждение представляет собой новый тип экспериментального предупреждения , что начнет работу из 7 офисов NWS , начиная с серединой января 2018. В отличии от компании Blizzard и Ice штормовых предупреждений , которые выпускаются заранее, снег шквалы Предупреждение будет выдаваться , когда угрожающие жизни снега происходят шквалы, которые вызовут сильный ветер и плохую видимость. Они будут выдаваться как предупреждающие многоугольники на основе штормов, например предупреждения о сильной грозе и торнадо. Это рассматривается в рамках общенациональной программы WEA, поскольку это событие требует немедленных действий, в отличие от предупреждений Blizzard или Ice Storm. В дополнение к предлагаемому изменению, предупреждение о пыльной буребудет основан на многоугольнике и активирует WEA. Предварительно выдаваемое предупреждение о пыльной буре для каждой зоны будет заменено новым предупреждением о вылете пыли, которое не активирует WEA. Общенациональное внедрение этих новых мероприятий запланировано на конец 2018 года. [27]

На конференции MobiSys 2019 в Южной Корее исследователи из Университета Колорадо в Боулдере продемонстрировали, что с помощью программного обеспечения с открытым исходным кодом и коммерчески доступных программно-определяемых радиостанций можно легко подделать оповещения о чрезвычайных ситуациях по беспроводной сети в ограниченном пространстве . Они рекомендовали предпринять шаги, чтобы гарантировать, что предупреждения могут быть проверены как поступающие из доверенной сети или с использованием криптографии с открытым ключом при получении. [42]

Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ДДС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, ДДС организаций (объектов). Анализ состояния действующих систем оповещения населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:

- отсутствие местных автоматизированных систем оповещения в сельских местностях;

- изношенность технических средств оповещения (региональные системы оповещения создавались в период с 60-х годов до начала 90-х годов прошлого века);

- недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по оповещению населения в установленные сроки;

- неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность их перехвата в автоматизированном режиме системами оповещения, созданными в начале 70-х годов на базе аппаратуры оповещения 5Ф-88 (19% субъектов Российской Федерации);

- снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств, выработавших три и более установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы на современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям;

- отсутствие автоматизированных систем оповещения населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Забайкальском крае, республиках Чечня, Дагестан и Ингушетия;

- отсутствие резерва мобильных средств оповещения в субъектах Российской Федерации;

- превышение к 2014 году установленных сроков эксплуатации комплексов технических средств оповещения федеральной и части межрегиональных систем оповещения;

- отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и других;

- крайне недостаточное финансирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по реконструкции систем оповещения и поддержанию их в готовности к применению.

Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для решения указанных проблем необходим комплексный подход к выполнению задачи оповещения и информирования населения Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций с применением всех имеющихся технических средств, включая средства связи и вещания, которые должны дополнять друг друга.

Назначение, задачи, структура и порядок задействования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

- КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяются в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

- КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач: своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной cитуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях; оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности; передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информациии сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;

- возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно-техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;

- возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально опасных объектов,природных и техногенных ЧС; использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

- своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;

- управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;

- передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);

- защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.Непосредственное оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении

ЧС природного и техногенного характера находится в ведении органов исполнительной властисоответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов экономики. Порядок использования систем оповещения в настоящее время регламентируется "Положением о системах оповещения населения", утвержденным совместным Приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи России, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля 2006 г. N 422/90/376, в котором конкретизированы требования федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных документов в данной области.

При наводнении в Крымске на Кубани в июле 2012 года пострадало более 55000 человек, в том числе 171 погиб, которые небыли предупреждены о надвигающейся стихии. Система оповещения об угрозе наводнения в Крымске не сработала должным образом.

Решения по построению систем оповещения могут быть разными, но должны соответствовать Методическим рекомендациям по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, разработанных в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Общая схема построения КСЭОН разработана и утверждена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2013 году:


Предлагаемые нами решения для ГО и ЧС позволяют создавать, реконструировать и модернизировать имеющиеся региональные, местные и локальные системы оповещения и включать их в состав утвержденной КСЭОН. Мы предлагаем услуги по разработке, модернизации и монтажу систем внешней, внутренней радиофикации и систем оповещения, внедряем системы сопряжения местного и объектового оповещения с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения, собранные по нашим схемам на производственных предприятиях по выпуску оборудования – наших партнерах. Такой проект реализован нами в городе Люберцы Московской области.


Так же мы предлагаем:

Предлагаем услуги по модернизации, реконструкции и монтажу систем оповещения. Модернизация – обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Комплексную модернизацию системы подачи программ, управления и контроля существующих сетей 3-х программного проводного вещания. Например, при мощности узла до 4 кВт всё оборудование размещается в одной 19” стойке. Полная автоматизация управления и углубленной диагностики, функции ГО и ЧС, уличной звукофикации, подъездного и этажного оповещения.

Предлагаемые нами решения имеют возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе возможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-160, П-164, П-166) региональных систем оповещения с системами КСИОН, в том числе возможность перехвата сигналов ГО и ЧС в автоматизированном режиме системами оповещения.

Предлагаем услуги по радиофикации.

Решение по радиофикации для новостроек и реконструкции существующих систем проводного радиовещания с применением оптоволоконного кабеля с функцией подключения системы оповещения к КСЭОН с перехватом сигнала ГО и ЧС и без по желанию заказчиков.

В настоящее время радиотрансляционные сети переходят на цифровой формат вещания, в связи с этим операторы предлагают организовать систему радиофикации объектов с использованием систем широкополосного доступа по оптико-волоконным системам. При помощи оптико-волоконной линии и одного оператора связи можно сразу решить вопросы подключения: радиофикации, оповещения ГО и ЧС, телефонизации, интернета и телевидения, на вашем объекте.

Наша компания осуществляет полный комплекс работ по внутренней и внешней радиофикации объектов всей типов, как по оптико-волоконным системам, так и по классическому (аналоговому) проводному вещанию.

Внешние сети включают в себя линии радио связи от существующей радиотрансляционной сети до здания или сооружения, а также при необходимости уличные громкоговорители и узлы связи.

Внутренние сети включают в себя абонентские линии и трансформаторы, оконечные многофункциональные устройства.

Полный комплекс работ включает в себя, получение технических условий от операторов связи, разработка и согласование проектной документации, выносу линейно-абонентских сооружений, проектирование, при необходимости прохождение экспертизы на разработанные нами части проекта, выполнение технических условий - комплекса строительно-монтажных работ, присоединение объектов строительства (реконструкции) к радиотрансляционной сети, сдача их Заказчику и оператору связи. Получение справки о радиофикации, телефонизации объекта.

Так же мы готовы установить индивидуальную систему оповещения, в том числе подъездную, с подключением её к муниципальным и региональным системам оповещения ГО и ЧС при организации по оптико-волоконным системам связи присоединения объектов строительства (реконструкции) к радиотрансляционной сети.

У нас индивидуальный подход к каждому Заказчику и их требованиям.

Благодаря системе оповещения в годы Великой Отечественной войны были спасены тысячи жизней.

Читайте также: