Что такое 23 зарплата

Обновлено: 17.05.2024

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

На какие документы опираться?

Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.

На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат - диапазон в кратности от 1 до 8, а органы-учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).

В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы-учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).

На предельные соотношения, заданные органом-учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.

Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично-правового образования. А кто-то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.

Вот еще несколько примеров.

соотношение зарплат

предельное соотношение зарплат

* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно-педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Пример.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо - это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 - 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).

Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Что грозит за превышение порога?

За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).

Какую информацию публиковать?

После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа-учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.

В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами-учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454-7) внесен в Госдуму.

[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).

[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Почти три четверти россиян получают официальную зарплату ниже средней по стране, следует из результатов исследования Росстата. Почему Россия — страна низких зарплат и в каких регионах больше всего работающих бедных, разбирался РБК

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Росстат представил результаты масштабного обследования заработных плат россиян. Оно проводится раз в два года и учитывает крупные и средние предприятия всех видов экономической деятельности и форм собственности, где работают 27,1 млн человек.

В 2019 году выборочное исследование охватило 101,4 тыс. крупных и средних предприятий (28,1% всех предприятий, включенных в основу выборки), выбранных методом случайного отбора. Малые и микропредприятия не учитывались. Росстат определял распределение численности работников по размерам зарплаты за апрель, вознаграждения по итогам работы за год и любые единовременные выплаты не учитывались.

Страна с низкой зарплатой

Зарплату ниже средней по стране получают 71,2% россиян, занятых на крупных и средних предприятиях, свидетельствуют данные Росстата.


Низкие зарплаты сегодня в экономике России — это расплата за тот выбор, которые сделали российские власти еще в 1990-е годы, чтобы избежать социального взрыва, объяснила РБК директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Тогда между высокой безработицей и низкими зарплатами с высокой занятостью был сделан выбор в пользу последнего, и эта модель по сей день определяет российский рынок труда, пояснила она. Это ярко видно во время кризиса в экономике: безработица не растет, зато падает цена труда, покупательная способность зарплат снижается, отметила экономист. Сейчас уровень безработицы в России не превышает 5% экономически активного населения (в апреле — 4,7%).

Минэкономразвития ожидает, что рост ВВП по итогам первого полугодия составит 0,7%. Ситуация в экономике свидетельствует о низком уровне совокупного спроса, констатирует ведомство (.pdf).

Неравенство в зарплатах внутри регионов

Российские регионы отличаются друг от друга как уровнем зарплат, так и их распределением между работниками. В числе антилидеров по доле сотрудников, получающих зарплату ниже средней (по региону), — Астраханская, Костромская и Магаданская области, Ингушетия, Дагестан и Москва.


В Дагестане (примерно так же в Ингушетии) две трети населения получают зарплату ниже средней по региону (см. инфографику). Большая доля работников (40,3 тыс. человек, или 15%) получают зарплату ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 11 280 руб.

Распределение работников по размерам зарплаты в Москве демонстрирует обратную ситуацию. Более 27% столичных работников зарабатывают выше средней зарплаты по региону, которая в апреле составила 96 тыс. руб. Похожее распределение и в Магаданской области.

В Астраханской области треть работников (около 32%) получают зарплату как минимум в два раза ниже средней по региону (34,6 тыс. руб.). Близкая ситуация и в Костромской области.

Лидеры по доле работающих бедных

Работающие бедные — это граждане, чья зарплата ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (.pdf). С 2019 года федеральный МРОТ ежегодно устанавливается в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года.


Лидером по доле работников, получающих зарплату ниже МРОТ, стал Дагестан. В республике почти 15% жителей являются работающими бедными, то есть их зарплата ниже регионального МРОТ (равен федеральному, 11 280 руб.). На втором месте — Ингушетия, где почти 13% работников зарабатывают ниже МРОТ. В Курганской области региональный зарплатный минимум равен 12 972 руб., и 12,4% населения получают зарплату ниже этой величины. В Чечне доля работающих бедных составляет почти 12% жителей региона, в Северной Осетии — 11,7%.

Численность рабочей силы составляет 75 млн человек (по состоянию на конец мая 2019 года). Росстат представил статистику номинальных зарплат только 27,1 млн работников, то есть 36% от всего экономически активного населения России. Еще около 14 млн человек работает на малых и микропредприятиях, оценивала РБК завлабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ им. Г.В.Плеханова Елена Егорова.

Государственная статистика не учитывает и зарплаты россиян, занятых в теневом секторе экономики. Сам Росстат оценивает долю россиян, работающих в неформальном секторе, в 13,8 млн человек, или 19,3% от общей численности рабочей силы (данные за первый квартал 2019 года). По расчетам Всемирного банка, от 10,9 млн до 15 млн россиян (15,1–21,2% рабочей силы) трудятся в теневом секторе (.pdf).

Разрыв между средней и медианной зарплатой


Одновременно есть прямая зависимость: чем сильнее средняя зарплата отличается от медианы, тем сильнее неравенство в оплате труда и выше доля людей с низкой зарплатой, объяснил Гимпельсон. Высокооплачиваемые работники тянут вверх значение средней зарплаты и практически не влияют на медианное значение, говорил он. Отклонение медианы от средней зарплаты в 2019 году составило 27,9%. Разрыв между медианным и средним значением зарплаты различается по регионам и колеблется от 13 до 31%.

Неравенство по отраслям

Расчетный листок по заработной плате

Что такое расчетный листок по зарплате

Это документ, в котором приводится полная расшифровка начислений в пользу работника и удержаний из заработной платы. Правовым основанием для составления и выдачи расчетного листка является статья 136 ТК РФ. Она гласит, что при выплате зарплаты работодатель должен известить сотрудника: о ее составных частях; о размерах иных начисленных сумм (в т.ч. компенсации за нарушение сроков выплат сумм, причитающихся работнику); об удержаниях и об общей сумме, подлежащей выплате. А ниже в статье 136 ТК РФ сказано, что форма расчетного листка утверждается работодателем.

Таким образом, извещать работников о начислениях и удержаниях нужно с помощью расчетного листка.

Ведите табель и рассчитывайте зарплату в веб‑сервисе Попробовать бесплатно

Для кого нужно сделать расчетный лист

Кто составляет расчетный лист

В Трудовом кодексе и других нормативных актах не сказано, кто именно составляет и выдает расчетные листки от имени работодателя. Соответственно, компания вправе самостоятельно назначить ответственных лиц. Это могут быть как сотрудники бухгалтерии, так и работники кадровой или иной службы. При этом допустимо разделение функций. Так, составлять зарплатные квитки может одно подразделение (например, бухгалтерия), а выдавать или рассылать — другие подразделения или лица (ИТ-служба, кассир, непосредственный руководитель и проч.).

Законодательство не требует заверять расчетные листки подписью лица, ответственного за их выдачу, либо руководителя организации, а также ставить на них печать. В то же время работодатель вправе утвердить форму листка, которая содержит такие обязательные реквизиты, как подпись и (или) печать. Это не является нарушением.

Составляйте кадровые документы в веб‑сервисе по готовым шаблонам Составить бесплатно

Образец расчетного листка по зарплате

Как уже упоминалось, форму зарплатного квитка утверждает работодатель (ст. 136 ТК РФ). Для этого нужно издать приказ или распоряжение. Применение неутвержденной формы является нарушением трудового законодательства. Работодатель, допустивший такое нарушение, может быть оштрафован на основании части 1 статьи 5.27 КоАП РФ (см. постановление Верховного суда РФ от 23.12.10 № 75-АД10-3).

Образец расчетного листка

Структурное подразделение, должность _________________________________

Работник ____________________ Табельный номер __________

Период начисления __________________(указывается месяц)

Всего начислено: _________________ руб.

в том числе (по видам выплат):

в том числе (по видам удержаний):

Общая сумма, подлежащая выплате за (указывается месяц): ____________________руб.

Всего выплачено ____________________ руб.,

по расчетной ведомости

от _________ № __

по расчетной ведомости

от _________ № __

в натуральной форме

Правила формирования расчетного листка

Согласно части 1 статьи 136 ТК РФ, в расчетном листке указывается следующая информация:

  • о составных частях заработной платы работника за соответствующий период;
  • о размерах иных начисленных сумм. К ним, в частности, относится денежная компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и др.;
  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Даже если зарплата всегда выдается вовремя, расчетный листок должен содержать реквизит, поле или место для указания информации о сумме начисленной компенсации за нарушение работодателем срока выплаты. Ведь эта информация включается в листок в силу прямого указания статьи 136 ТК РФ. Если в утвержденной форме расчетного листка нет такого реквизита (поля, места), это обстоятельство может стать основанием для применения штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП (постановление Верховного суда от 03.08.17 № 73-АД17-2).

Как передать расчетный лист работнику

Срок выдачи зарплатных квитков

Однако Минтруд в письме от 24.05.18 № 14-1/ООГ-4375 разъяснил следующее: при применении систем оплаты труда, в которых работникам устанавливаются оклады или месячные тарифные ставки, допустимо оформлять расчетные листки с указанием начисленной месячной заработной платы. Другими словами, таким работникам квиток с расшифровкой начислений и удержаний можно выдавать один раз в месяц. Аналогичный вывод содержится в письме Роструда от 17.09.21 № ПГ/26944-6-1.

А вот при выплате отпускных составлять расчетные листки не нужно. Это связано с тем, что отпуск оплачиваются исходя из среднего заработка. А значит, такая оплата не является выплатой зарплаты. Поэтому нет и оснований выдавать квитки с расшифровкой зарплаты при перечислении отпускных (письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1).

Подтверждение выдачи расчетных листков

Как уже говорилось, Трудовой кодекс не регулирует порядок передачи работникам листков с расшифровкой зарплаты. В том числе, не регламентирован вопрос о необходимости подтверждения факта выдачи этого документа. Но поскольку за его невыдачу установлена ответственность, все же целесообразно иметь такое подтверждение.

Понятно, что если зарплатные квитки направляются работникам в электронной форме, то соответствующий факт будет зафиксирован самой системой рассылки (в электронной почте, логах корпоративного портала).

Если нет подтверждающих документов, факт выдачи зарплатных листков можно подтвердить свидетельскими показаниями работников (решение Интинского городского суда Республики Коми от 10.04.18 № 2-166/2018).

Ответственность работодателя

Невыдача расчетных листков может стать поводом для привлечения виновных к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. На основании части 1 статьи 5.27 КоАП РФ штраф на юрлиц составит от 30 000 до 50 000 руб., на ИП и должностных лиц компании — от 1 000 до 5 000 руб.

Вместо штрафа малому или среднему предприятию могут вынести предупреждение. Эта льгота действует, если нарушение совершено впервые и отсутствует имущественный ущерб (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

При повторном нарушении штрафы вырастут и составят: для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.; для ИП и должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Вместо штрафа руководителя компании, допустившего повторное нарушение, могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет.


Суды посчитали, что при начислении зарплаты нет нарушений со стороны работодателя

Женщина обратилась в суд с иском к работодателю о взыскании недоначисленной и невыплаченной зарплаты. В обоснование исковых требований она указала, что работодатель должен выплачивать работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, зарплату не ниже МРОТ без включения в нее компенсационных и стимулирующих выплат. Соответственно, оклад работника не может быть ниже вышеуказанного показателя, а все иные выплаты должны начисляться на оклад. По словам истца, в ее случае работодатель осуществляет начисление зарплаты следующим образом: на оклад начисляется надбавка за работу в сельской местности, затем надбавка за стаж работы и премия, после чего производится доплата до минимального размера оплаты труда, а полученная сумма увеличивается на районный коэффициент.

Три инстанции отказали в удовлетворении иска, признав правильными действия ответчика по начислению зарплаты, при этом они осуществляли сравнение зарплаты заявительницы с МРОТ пропорционально выплачиваемой ей доле ставки. Верховный Суд также отказался рассматривать кассационную жалобу заявительницы

В жалобе в Конституционный Суд Нина Конради указала, что оспариваемое ею законоположение неконституционно, поскольку в контексте правоприменительной практики позволяет работодателю устанавливать работнику зарплату, размер которой с учетом включения в ее состав всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда (кроме районного коэффициента), не превышает МРОТ. В то же время, подчеркнула она, вознаграждение за труд не может быть ниже данного показателя.

КС не увидел нарушения Конституции, но заметил, что проблема должна решаться на законодательном уровне

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд напомнил, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего законодательства является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на установленном законом уровне. Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, поэтому определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

С 1 января 2021 г., как отметил КС, размер МРОТ составляет 12 792 руб. в месяц. С этой даты критерием для определения данного показателя является не только величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, но и величина медианной зарплаты, это направлено на обеспечение роста размера минимальной оплаты труда в соотношении с зарплатой большинства россиян, работающих по трудовому договору.

В связи с этим КС счел, что оспариваемая заявительницей норма не может расцениваться как нарушающая ее права. Суд добавил, что женщина фактически ставит перед ним вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже МРОТ. Между тем разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя, который правомочен при совершенствовании трудового законодательства учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.

Екатерина Казакова добавила, что такой позиции придерживался и Верховный Суд РФ до 2016 г., после чего она была радикально изменена: в определениях от 8 августа 2016 г. № 72-КГ16-4 и от 19 сентября 2016 г. № 51-КГ16-10 ВС указал, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда.

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

Читайте также: