Что позволяет сотруднику овд производить позитивное первое впечатление на граждан

Обновлено: 05.05.2024

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ запись закреплена

Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с представителями средств массовой информации.

При взаимодействии с представителями СМИ сотрудники органов внутренних дел должны учитывать не только основные законные права и обязанности журналистов, но также и иные существенные факторы, обусловленные их служебным и правовым статусом. В связи с этим Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России разработаны методические рекомендации, в которых разъясняются правовые основы и алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел при взаимодействии с представителями СМИ.

1. Общие положения

На протяжении ряда лет Министерство в информационной работе следует принципам максимальной открытости и доступности для представителей СМИ. Это продиктовано требованиями времени и уровнем развития медиасреды. Сегодняшние технологии позволяют любому человеку распространять информацию о резонансных событиях за считанные минуты, а иногда и секунды, с фото- и видеоматериалами. Даже незначительное промедление в реагировании на то или иное событие неизбежно приводит к упущению информационной инициативы, что отрицательно сказывается на репутации ведомства. А искусственная закрытость ОВД для СМИ приводит к тому, что граждане зачастую получают искаженную или неполную информацию о деятельности полиции, и это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на репутации того или иного подразделения.

В соответствии с Положением об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России, утвержденным приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 683, Управление выполняет функцию головного подразделения МВД России, обеспечивающего нормативно-правовое регулирование вопросов взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, координирует реализацию единой информационной политики МВД России в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть ­Интернет).

Приложением № 1 к приказу МВД России от 19 июня 2018 г. № 385 определен исчерпывающий перечень должностных лиц МВД России, уполномоченных доводить до СМИ официальную позицию ведомства. В этой связи иные сотрудники ОВД (полиции), кроме перечисленных в этом приказе, не вправе освещать в СМИ и сети Интернет официальную позицию МВД России.

Однако это не означает полного запрета на общение с представителями СМИ сотрудникам полиции, выполняющим функции по обеспечению общественного порядка. Ситуации, когда полицейский (а особенно руководитель) отказывается ответить на самый простой вопрос журналиста или пытается скрыться, увидев видеокамеру, не только не способствуют укреплению авторитета полиции, но более того – показывают наших коллег в неприглядном свете, как ограниченных людей, не способных связать двух слов.

Сотрудник ОВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей, вправе проинформировать журналиста по некоторым вопросам общего порядка. Например: где располагается ближайшее отделение полиции, распорядок его работы, как добраться до места проживания (гостиницы) или места проведения культурного/спортивного мероприятия, куда обратиться за получением квалифицированной по­мощи и другим.

2. О правовом статусе СМИ и их представителей

При взаимодействии с представителями СМИ следует учитывать основные законные права и обязанности журналистов, а также иные существенные обстоятельства.

Профессиональным статусом журналиста на территории Российской Федерации обладают:

- штатные сотрудники редакций российских СМИ (при наличии редакционного удостоверения);

- внештатные авторы и корреспонденты при выполнении ими поручений редакции (при наличии удостоверения внештатного корреспондента и редакционного задания);

- штатные сотрудники редакций иностранных СМИ (при наличии аккредитационного удостоверения МИД России).

Редакционные удостоверения подтверждают личность и полномочия журналиста, однако не являются документами, удостоверяющими личность гражданина.

Блогеры, согласно законодательству Российской Федерации, не являются журналистами и не обладают таким статусом. Данная категория лиц вправе на общих основаниях свободно получать и распространять информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В практике оперативно-служебной деятельности ОВД нередко возникают ситуации, когда удостоверениями журналиста или внештатного корреспондента, как правило, поддельными, пользуются люди, не имеющие отношения к СМИ. При возникновении сомнений в подлинности документов (например, при обнаружении орфографических ошибок, неразборчивой подписи руководителя или печати), личности журналиста, наличии у внештатного корреспондента редакционного задания необходимо в срочном порядке извещать ОИиОС, пресс-службу для уточнения информации и принятия дальнейших решений. Сотрудники этого подразделения оперативно сделают запрос в редакцию СМИ для подтверждения принадлежности к нему проверяемого лица.

Так, журналист обязан:

- проверять достоверность сообщаемой им ­информации;

- при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

- предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Злоупотребление свободой массовой информации, равно как и несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской ­Федерации.

3. Общие правила взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с представителями СМИ

В соответствии с требованиями статьи 5 Закона о полиции, при обращении к представителю СМИ (как и к любому гражданину) сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае обращения представителя СМИ сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

При встрече с сотрудником полиции первое, на что обращают внимание граждане, включая журналистов, – это его внешний вид. Аккуратный и подтянутый полицейский всегда вызывает у людей большее доверие. Затем фиксируются детали, которые могут остаться незамеченными обычным человеком. Например, наличие нагрудного знака на форменной одежде, позволяющего идентифицировать сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах.

В беседе с корреспондентом сотруднику ОВД следует придерживаться следующих принципов:

- не комментировать того, о чем не имеется четкого представления, вести разговор только в пределах тем, относящихся к служебным обязанностям;

- не говорить неправду, поскольку любая ложь рано или поздно будет раскрыта;

- не позволять втягивать себя в длительные дискуссии, особенно на политические темы;

- не комментировать слухи, если нет прямого указания руководства эти слухи опровергать;

- не критиковать решения вышестоящих ­руководителей.

При взаимодействии с журналистами нельзя:

- поддаваться на провокации;

- в общении использовать грубые и нецензурные выражения;

- применять физическую силу и специальные средства, за исключением случаев, предусмотренных Законом о полиции;

- самовольно принимать решение о запрете допуска журналиста в места, посещение которых не запрещено законодательством Российской Федерации;

- доставлять представителей СМИ в подразделения ОВД без проверки документов на месте и (или) задерживать их без достаточных на то оснований;

- препятствовать фото-, видеосъемке (в том числе силовыми методами), если это не запрещено законодательством Российской Федерации; изымать средства фото- и видеосъемки, аудио­записи, фото-, видео- и аудионосители.

В случаях, когда журналист выходит за пределы своих прав либо нарушает установленные нормы, целесообразно предупредить его об этом и сообщить, в чем конкретно состоит его нарушение. При пресечении продолжающихся незаконных действий со стороны журналиста рекомендуется максимально соблюдать корректность и сдержанность в высказываниях и действиях. Необходимо помнить, что любое незаконное действие в отношении журналиста со стороны сотрудников полиции может стать предметом критического обсуждения и негативных комментариев в СМИ в адрес ОВД. Также не нужно забывать, что некоторые журналисты могут сознательно провоцировать полицейских, производя при этом фото- и видеосъемку и оставляя при их публикации только негативную реакцию.

В связи с этим о каждой конфликтной ситуации с участием сотрудников полиции и представителей СМИ следует незамедлительно информировать своего непосредственного руководителя и ОИиОС, пресс-службу территориального органа МВД ­России.

4. Об осуществлении гражданами, в том числе представителями СМИ, фото- и видеосъемки сотрудников полиции

В соответствии с принципами публичности и открытости, установленными статьей 8 Закона о полиции, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений ­ и организаций.

Читайте также: