Что подрывает репутацию медицинской профессии

Обновлено: 27.04.2024

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

Основы практической медицины, упускаемые при подготовке и функционировании современного врача

Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что медики должны знать полный современный объём теоретических и практических знаний, в пределах своей специальности, а также в отдельных смежных вопросах. Дать такие надежные знания задача преподавателей высших и средних учебных заведений. Эту безусловно злободневную проблему, нередко затрагивают СМИ, мы её касаться не будем.

Начнем с таких основ врачебной профессии, как милосердие, медицинская этика, деонтология, медицинская психология, которые уже пару десятков лет стали предметом нашего внимания. Ведь задача образовательных медицинских учреждений, независимо от медицинской специальности, состоит в профессиональном воспитании, (что упускается далеко не всегда опытными преподавателями, владеющими практикой врачевания), а не только в профессиональных знаниях. Однако, наряду с качественными знаниями, настоящий врач должен обладать системой понятий и представлений, основанных на моральных принципах, что, может помочь ему в практическом использовании освоенных знаний. Следует отметить, что у истоков медицины всегда были взгляды, наставлявшие врача быть добрым и сострадательным, терпеливым и мужественным.

Определенную роль в утрате человеколюбия и милосердия имело изгнание веры из душ людей и осквернение церкви. Прославленный хирург и ученый Н.И. Пирогов, человек глубоко верующий, во времена зарождающегося на Руси безверия, считал, что любовь к Христу приводит к милосердию, направленного к больным.

Более того, помимо общеврачебной деонтологии существуют свои особенности норм поведения врача в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Не может быть одинаковым поведение и тактика врача по отношению к взрослому человеку и больному ребенку, к женщине, страдающей гинекологическим заболеванием, или к юноше, получившему спортивную травму, к пациенту с легким, требующим амбулаторного наблюдения заболеванием, или к безнадежному, умирающему больному.

Более расширенная и обязательная часть медицинской этики возникла на её основе позже, в виде прикладной науки о должном профессиональном поведении медицинских работников – медицинская деонтология (от греческого слова deon – долг). Деонтология учит, как для каждого больного выбрать наиболее эффективный психологический подход с целью достижения конечного результата излечения. Таким образом, в отличие от медицинской этики, врачебная деонтология включает должностные обязанности, определяющие нравственное поведение медицинского работника, соблюдение регламентированных требований. Из всего изложенного ясно, что работа врача, как и других медицинских работников, особенная. Она требует от него такого комплекса личных качеств, такой специфики профессиональных действий, которые отличают его должностные поступки от поведения других специалистов, создавая предпосылки для выделения врачевателей в отдельную отрасль специальностей.

С самого начала, избегая фамиллярности, придерживаться дружеского тона;

– Проявлять уважение к мнению своего собеседника;

– Дать высказаться своему собеседнику;

– Не говорить ему прямо, что он неправ;

– Относиться сочувственно к его мыслям и желаниям;

– Подавать свои рекомендации уверенно и эффектно.

Наряду с медицинской этикой и врачебной деонтологией основой медицинской профессии является медицинская психология, своеобразная врачебная дипломатия, которая составляет основу отдельной специальности –психотерапии. Однако основами её применения должен владеть любой специалист. Сама психология в нашей стране раньше не признавалась, хотя ею давно и широко пользуются в западных странах, как в государственных учреждениях, так и в частном порядке. Только в 2004 г. в вузах появилась такая специальность, открылись факультеты, а приказом МЗиСР № 541 от 23.07. 2010 г., утвержденным Единым квалификационным справочником должностей работников здравоохранения введена такая специальность.. Готовят психологов в гуманитарных вузах, их деятельность направлена на взаимодействие с человеком - здоровым и больным, его проблемах, на повышение психических ресурсов и адаптационных процессов людей, восстановление и профилактику болезней. Клинические психологи связаны с медициной и проходят подготовку в медицинских вузах. Имеется несколько разделов медицинской психологии и отраслей психотерапии. В России как психология, так клиническая психология, не получила заслуженного авторитета и распространения. И это, несмотря на то, что ведутся научные исследования, издаются специальные журналы.

Казалось бы, при чем тут дипломатия? Ведь это наука о взаимоотношениях государств. Но мы вправе, перенести этот термин и на взаимоотношения людей, особенно клинических медиков, каждый из которых должен быть в какой-то степени дипломатом, чтобы сохранить их нормальный уровень. Недаром В.И. Даль, раскрывая значение этого слова, приводит эпитеты: тонкий, скрытный, изворотливый. При этом надо учесть, что своеобразие характеров пациентов, различных по возрасту, полу, образованию, воспитанию, социальному положению, помноженное на особенности болезни, её этапа и тяжести течения, а также последствия болезни –приводит к сложному многообразию отношений, которые должны регулироваться поведением и словом врача.

Искусство выбрать модель информации – показатель врачебного мастерства. У нас по-прежнему чаще используется распространенная в советское время патерналистская (отцовская) модель больного, когда врач, определив состояние больного, устанавливает приемлемое лечение, убеждает его и добивается согласия. Но она приемлема лишь в критических ситуациях, например, когда речь идет о жизни и смерти. Предпочтительнее пользоваться совещательной моделью, когда согласие достигается при совместном обсуждении: врач, вовлекает больного в диалог и, в зависимости от его компетенции, разъясняет альтернативные варианты лечения и выбор оптимального. По-видимому, в зависимости от ситуации, выбор модели информации может быть различным. Главное – не отказывать больному в информации, ибо это противоречит правам пациента.

Несмотря на сохранение основных принципов врачебной морали, время меняет облик врача, как и медицину в целом, хотя основные принципы остаются с древних веков. Впрочем, изменяется не только современный врач, но и сегодняшний пациент. Профессор Н.В. Эльштейн выделял следующие особенности современного больного.

1) Множественность болезней. У больных старше 60 лет при обследовании в поликлинике выявлено не менее трех заболеваний.

2) Высокая частота неврозов. По данным ВОЗ, в развитых странах ими страдает 10% населения.

3) Высокая частота аллергозов. В среднем десятая часть населения страдает различными проявлениями аллергии.

4) Ожирение. Оно вызывает беспокойство, так как увеличивает вероятность заболеваний сахарным диабетом в 4 раза и в 11 раз чаще приводит к инфарктам миокарда.

5) Частота хронических инфекций, нередко встречающихся при болезнях зубов, небных миндалин, после гинекологических или других заболеваний.

6) Атипичность и стертость клинических проявлений болезней, чему способствуют самолечение и применение множества разных лекарств.

В наше время приходится отмечать, что больной нередко находится в неблагоприятных условиях и не всегда его окружают профессиональные и добросовестные медицинские работники. Вероятно, нелегко оставаться спокойным в такой обстановке. Но надо помнить, что критические замечания врачу, как и жалобы на него, должны быть обоснованы и тактичны, ибо не все зависит от медиков.

Недоверие и обиду больного вызывает торопливость врача, который подчас нетактично прерывает важные, по мнению больного, высказывания, торопится с выводами и назначениями. При этом он, пациент, должен знать, что врач основывается на приказе МЗиСО о выделении ему до 15 минут на первичного больного и 70% от этого времени на последующих, как в поликлинике, так и на дому, с учетом оформления документации. Причем это касается как врача общего профиля, так и специалиста, врач учитывает это в зависимости от сложности случая примерно.

Правильно считают, что настоящим врачом может быть человек, имеющий призвание. Значит, надо бы суметь отобрать таких среди абитуриентов, при поступлении в медицинское образовательное учреждение. Однако, несмотря на многочисленные льготы при поступлении – призвание не значится. Неоднократно участвуя в приёмных комиссиях в медуниверситете, я понял, что такие попытки бесполезны, да и нет таких правовых основ. Призвание может быть учтено у бывших младших и средних медработников, с учетом их отношения к пациентам в процессе работы. Значит, вся надежда на воспитание в медицинском вузе или колледже.

Падение уровня милосердия, доброты, чуткости, я постоянно наблюдал у будущих врачей уже в течение 45 лет преподавания в медуниверситете. Вот один из примеров. Ежегодно читая лекции студентам выпускного курса о профессиональных правонарушениях медицинских работников и останавливаясь на вопросе об уголовной ответственности за неоказание медицинской помощи, я несколько лет привожу одну и ту же судебно-медицинскую экспертизу в производстве, в которой я участвовал.

Читать лекцию дальше уже не было желания. Долго после этого меня преследовали мысли о бесполезности знаний, если у будущих врачей отсутствует элементарное чувство милосердия, чуткости и доброты. Пугала реакция студенческой аудитории, оправдывающей преступное поведение врача и делавшей это без стеснения, открыто. Это значит, что тяжкий урок, преподанный правосудием, для других врачей прошел даром, и все может повториться.

Прошедшие после этого годы еще более ухудшили ситуацию, и я вижу во многом оправданное отрицательное отношение к врачам, многие из которых не заслуживают его, на фоне худшей подготовки медиков без акцентирования внимания на милосердие к больному и медицинской деонтологии. Ибо уровень врачевания зависит, во-первых, от личных качеств, которые надо суметь заметить у абитуриента при отборе в образовательное учреждение или суметь воспитать нужные качества, а не довольствоваться только знанием и умением. Кстати, при выпускном государственном экзамене врачи также оцениваются только по качеству знаний, без учеты итогов профессионального воспитания врачей.

Среди других требований к врачу следует указать на отмеченное академиком А.Ф.Билибиным творческое начало: воображение, вдохновение, интуицию, импровизацию. Хороший врач - всегда исследователь у постели больного.

Наконец, врач или медсестра обязаны учиться всю жизнь, это требование – единственное за века дополнение в клятве Гиппократа. Современный врач обязан повышать свой профессиональный уровень каждые 5 лет (Приказ Минздрава России №66н п.4 от 03.12.2012) с получением сертификата. На смену сертификации, согласно Приказу от 21.12.2018 г. придет аккредитация.

Почему мы имеем такие низкие услуги в области здравоохранения? И в платной, и в бесплатной клинике сложно решить проблему. Смертность очень высокая, очереди, врачей мало, а кто работает, порой слабо образован… Как это произошло?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, давайте вспомним, какая зарплата у врачей в нашей стране. Позвольте мне не брать Москву. Хотя и там зарплата у врача такая: минус оплата жилья, продукты, проезд=0. В регионах врачи в платных клиниках получает где-то 800 рублей за смену. Столько же получают уборщицы. На скорой помощи пару лет назад за 24 часа работы с жизнями, в стрессе врачи получали 900 рублей. Дай бог мне ошибиться в два раза. Пусть в комментариях пишут возмущенные глав врачи и кричат, что у них врачи за смену получаю 1600 рублей. Но, увы, это неправда. Такой зарплаты практически нет. А врач должен быть сытым! Это первый принцип качественного лечения.

То что сейчас получают доктора в нашей стране - это не зарплата. Это компенсация питания, проезда, жилья и минимальных затрат на одежду, которые собственно необходимы, чтобы человек мог выйти их дома до работы. Им дают на заплатки.

Зарплату врачам отменил Ленин. В чьем мозгу жили трепонемы. Сифилитик провозгласил, что хорошего врача народ кормит. Зарплату убрали, а все подношения от народа стали называть ВЗЯТКАМИ. Обратите внимание, что в нашей стране яростно борются со взятками именно в среде врачей и учителей. Среди самых ценных профессий для граждан.

Наша медицина загибалась 70 лет. За это время мы не делали никаких медицинских прорывов, искали способ купить высокотехнологичные лекарства из под полов стран из вражеского НАТО. А Ленин распылял сифилитические идеи на умы людей и дальше. Привет всем, кто выступает за его "хранение" среди живых. Привет всем, кто его целовал.

Странная позиция людей, что врачи давали что-то там Гиппократу, и поэтому они должны работать бесплатно - это следствие, с моей точки зрения, именно воздействия трепонемы на головной мозг. То есть странная логика - больная логика зараженного мозга.

Доктор должен не спать, учиться каждые пять лет, слушать рассказы бабушек о том, как они лечатся уриной, слушать хамство начальства, отвечать за некачественные российские аналоги по льготе. Врач должен описать на 5 листах болезнь, заполнить кучу форм и параллельно посмотреть пациента за. 10-12 минут. Иначе он медленно работает, иначе он создает очереди.

А как же подумать о сложном случае? А как же посоветоваться о необычной клинической картине с коллегами? А как же дополнительно поговорить об образе жизни? Это врач не хочет делать? Или это странная система здравоохранения, призванная сделать так, чтобы последние грамотные доктора увольнялись? Система, когда на врача может настучать неграмотный дурак, который про печень знает только из-за постоянной боли в подреберье. Жалобы на врачей - это же любимая тема в СМИ, в интернете.

Это все должен ВЫНОСИТЬ врач, но работать при этом бесплатно! Если вы так думаете, то пройдите обследование у инфекциониста. Сегодня сифилис можно победить. А вот во времена Ленина - ему пришлось пожертвовать головным мозгом. Он у него разложился еще при жизни.

Во всем мире принцип сытости врачей, юристов и политиков, дает прекрасные результаты. Причем врач получает больше и первых, и вторых. Потому что купить его почти невозможно. Чтобы его "купить", то есть уговорить быть лояльным к той или иной фармацевтической компании, ему нужно предложить взятку в количестве миллионов долларов. Да, ради чего? Если врач получает прекрасную зарплату и пользуется уважением в обществе? Если он может быть беспристрастным и реально помогать людям? Если он вхож в самые знаменитые дома, может позвонить политику по нужному вопросу, может представиться как "доктор", вместо имени. Вот когда работает принцип не "навреди" от Гиппократа.

В нашей стране все, даже нищие бабушки, которые ловят "просрок" у мусорки возле пятерочки и этим питаются, все с радостью оплачивают зарплату в полмиллиона рублей чиновникам. "Они же не будут взятки брать, а если голодные будут - взятничать начнут. ". Тот же принцип должен работать и с врачами, если вы хотите получать адекватную медицину. Врач должен закончить вуз и за 5 -10 лет работы купить роскошный дом, прекрасную машину, завести большую семью, где второй супруг не работает, а воспитывает деток. Врач должен иметь возможность записаться в дорогой загородный клуб, отдыхать в лучших отелях, ходить в оперу. Сильно отличается от наших 900 рублей за сутки? А?

Как выживают врачи в России сегодня? В платных клиниках у врачей есть план назначения допуслуг. То есть врачей обязуют раскручивать пациентов на дорогостоящие обследования. Часто не нужные. Часто - второстепенные. Врач нужен клинике не для лечения. Не потому что он обладает знаниями и навыками помощи, а потому что он - продавец, которому поверят. А если он не хочет? Его увольняют за невыполнения планов продаж. Как консультанта в магазине телевизора.

Работать в бесплатных клиниках - это ужасно. Потому что именно туда приходят странные люди, зараженные сифилитическими идеями Ленина. Им должны, потому что есть такая категория рабов: врачи. И еще там есть странные указы сверху: эти анализы только тем, кто знает перечень бесплатных услуг. И никому другому анализы необходимые и важные не назначат. А ведь вы платите 5% от своей зарплаты на бесплатную медицину. И все что вам предлагают часто - это древняя флюроография, не способная показать даже начало болезни легких.

Как еще спасаются врачи? Они рады "постмаркетинговым" исследованиям. Это когда вам назначают торговое название конкретной фирмы. И фраза "не заменять". А лекарство, например, есть только в одной аптеке и вам нужно ехать туда через весь город. При этом аналог качественней и дешевле лежит в соседней аптеке. Но если вы не купите это лекарство, то врач не получит 100 рублей. И совсем сникнет. Это сумму и взяткой не назовешь, верно? Скорее способ доехать домой на транспорте, а не идти пешком после 25 вызовов.

Как можно понять, что врач вам назначает лекарство по договоренности с представителем фармкомпании? Ну, если вы знаете его аналоги, в курсе к какой степени доказательности относятся исследования этой фирмы, вы в курсе цен на разные фирмы, и у вас в голове есть инструкции, как у меня, у провизора, то пара вопросов с пристрастием, и вы все поймете. Я всегда буду на стороне врача. И если я приду в лабораторию и меня попросят имя того, кто мне посоветовал их, я назову имя терапевта. Но если мне предлагают лажу, как, например, российские иммуномодуляторы за 7 тысяч без доказательной базы, то простите. Здесь я просто уйду и не вернусь к нему.

Я провизор, в семье медиков. Среди друзей докторов и фармацевтом. Я разберусь в ситуации договоренности между врачом и фармкомпанией легко. Но если вы не в теме, то шансов понять есть ли подвох или нет - отсутствует. Потому что не все врачи, даже сегодня, идут на этот сговор. Бывает такое, что врач вам пишет единственный работающий препарат, а все остальные - это фуфломицин. И он это знает. Но понять вы это не сможете. Мы с вами, наши родители, деды и бабки, создали систему, где настоящего врача невозможно почти отличить от лицемера. Да и можно ли упрекать в таком отношению к здоровью лицемеров, при такой зарплате? Может быть правильно некоторые врачи у нас относятся в здоровью также как и уборщицы к полу? Ведь мы их труд оцениваем одинаково. Значит и свое здоровье мы ценим как потресканый кафель на полу. Сейчас мы тоже не можем скопировать современные сложные препараты. У нас нет аналогов лекарств, которые сегодня уже помогают людям в Европе и Америке.

Когда людям с образованием токаря приходится штудировать информацию о своем заболевании и учить терминологию. Когда народ устраивает, что врачи, работающие с их жизнями, садятся в тюрьму за неправильно выписанный рецепт. А с ваших налогов средства идут на раздутый депутатский состав, а не тем, кто спасает ваши жизни здесь и сейчас, приезжая на скорой помощи. Вот тогда мы и говорим о том, что профессии врача в нашей стране больше нет. Есть самородки. Но искать их приходится долго. Осторожно. И беречь, беречь, беречь.

К сожалению, сегодня многие пациенты просто забывают, что спасти жизнь человека без хирургического вмешательства порой просто невозможно, и что хирург дарит людям вторую жизнь. По этой причине в наши дни уголовных дел по статье "Причинение вреда здоровью или смерти по неосторожности" возбуждается чуть ли не каждый день, несмотря на то, что перед проведением операций каждый пациент подписывает согласие на хирургическое вмешательство, а также на то, что он берет на себя ответственность за возможные осложнения после операции.

Хирург

За агрессию по отношению врачей пациентов сейчас наказывают реже, чем хирургов за врачебные ошибки. Согласно закону "О защите прав потребителей", каждый пациент или его родственник могут обратиться сначала с жалобой в медучреждение, а затем если их претензия не удовлетворена в суд. При этом пострадавшая сторона имеет право взыскать с ответчика не только материальный, но и моральный ущерб, если вина врача будет доказана.

Если сам пациент оплачивал лекарства, расходные материалы и проведение операции, чтобы получить компенсацию материального вреда достаточно написать гражданский иск в медицинское учреждение, где лечился больной и передать его руководителю клиники. На практике чтобы возместить материальный и моральный ущерб чаще всего люди обращаются в суд и предъявляют его не к учреждению, а непосредственно к хирургу, который проводил операцию.

Хирург, призванный судом виновным в причинении вреда здоровью пациента по неосторожности или даже смерти, может всю жизнь работать за бесплатно, выплачивая определенную судом сумму из зарплаты пациенту, которого он пытался спасти от инвалидности или смерти, но не смог. Ведь зарплаты хирургов в государственных медицинских учреждениях невысокие, а сумма возмещения материального и морального вреда в десятки раз выше их годового дохода.

Например, недавно завели уголовное дело против пластического хирурга. Он сделал 29-летней пациентке операцию по исправлению носовой перегородки, но во время проведения манипуляций что-то пошло не так, и произошел оскольчатый перелом решетчатой кости черепа с повреждением головного мозга женщины. В результате пациентка скончалась из-за осложнений после операции, и теперь ее родственники требуют самого сурового наказания хирургу.

Хирург

Действительно, в этом случае врач допустил ошибку, при коррекции перегородки он сделал надрез вглубь черепа и не учел физиологические аномалии строения лицевого скелета пациентки. Безусловно, он должен нести наказание за подобные ошибки, но как жаль его родителей, благодаря советам которых он, скорее всего, выбрал эту профессию. "Не хотел, но так получилось" - мог бы он сказать в свое оправдание, если бы работал директором, начальником цеха, программистом или технологом. И его бы за это просто уволили или простили, а хирургу дорого обходятся любые ошибки.

Если действия врача будут квалифицированы ч. 2 ст. 109 УК РФ как причинение смерти пациенту по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, самым строгим наказанием за данное преступление является лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права заниматься медицинской деятельностью на тот же срок или без него. При этом если после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия потерпевший предъявит гражданский иск с требованием возместить материальный и моральный вред, то компенсации согласно ст. 44 УПК РФ хирургу придется возмещать возможно до конца своей жизни.

В пункте Y60.0 Международной классификации болезней, введенной в России приказом Минздрава, говорится: "К случайным нанесениям вреда при выполнении терапевтических и хирургических вмешательств относятся порез, укол, кровотечение или перфорация при проведении операции". Все медучреждения и судебные эксперты обязаны выполнять ее требования при рассмотрении дела и вынесении приговора медицинскому работнику. Это важно знать пациенту и его родственникам, так как документально надо доказать, что нанесен вред здоровью и жизни.

Не торопитесь обвинять хирургов, пока у вас нет для этого достаточных оснований. Если вы недовольны результатом работы хирурга для начала напишите заявление в страховую компанию, где был застрахован пострадавший, с требованием провести медицинскую экспертизу и выдать акт, который станет основанием для подачи гражданского иска в суд.

Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений. В качестве респондентов были выбраны практикующие врачи Алтайского краевого госпиталя для ветеранов войн и студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета. В исследовании использовалось полуформализованное интервью. Независимо от возраста и сферы деятельности (студент или практикующий специалист) респонденты характеризовали врача как трудолюбивого, ответственного человека, обладающего, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям. Благодаря своему опыту лечащие врачи имеют реальные представления о профессии, понимание всей сложности системы здравоохранения, в то время как студенты больше идеализируют врачебную практику, связывая ее только с лечением пациентов. Основные различия между группами респондентов, выявленные в ходе исследования, касаются мотивов выбора профессии врача – альтруистический характер выбора практикующих врачей постепенно сменяется прагматичным, но менее осознанным выбором профессии студентами-медиками. Необходимо отметить, что респондентов трех групп объединяет осознание важности и значимости выбранной специальности, а также желание оказывать помощь людям.


1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 11–15.

6. Махкамова З.Р., Голубова Т.Н., Баснаева А., Баснаев У. Оценка уровня эмоционального выгорания у врачей в Республике Крым // Инновации в науке: материалы LXIV международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 28 декабря 2016 г.). Новосибирск: СибАК, 2016. № 12–1 (61). С. 52–58.

Выбор профессии – важный шаг в жизни любого человека, который зависит от множества факторов и жизненных ситуаций. Следует отметить, что врачебная деятельность занимает особое место в ряду других профессий, поскольку может еще и формировать мировоззрение человека, который решает связать свою жизнь с помощью другим людям [1].

Для молодежи приоритетными являются не знания о профессии, профессиональных обязанностях и компетенциях, способах трудоустройства по полученному направлению подготовки, а внешние атрибуты профессии, престиж и возможность утвердиться в обществе, высокий уровень материальной обеспеченности и социальный статус [2, с. 12]. Профессия же врача требует длительного обучения, большого погружения в образовательный процесс и масштабного накопления практического опыта, т.е. значительных инвестиций в человеческий капитал будущего специалиста, при этом не давая быстрой отдачи в виде высоких доходов и престижа в обществе. С этих позиций она все в меньшей степени соответствует запросам современных молодых работников, которые предъявляются ими к рынку труда.

Для увеличения мотивации выбора профессии врача в современном обществе разрабатываются государственные программы, способствующие привлечению молодых профессионалов в сферу медицинского обслуживания. Они направлены на улучшение условий труда, рост заработной платы, обеспечение стабильного трудоустройства с получением дополнительных социальных выплат, создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи населению и повышение ее доступности 3.

Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений.

Материал и методы исследования. Сформированная нами выборочная совокупность состояла из трех групп респондентов. В первую группу вошли практикующие врачи, представители женского и мужского пола в возрасте 30–50 лет, работающие в должности врача-хирурга, невролога, уролога, анестезиолога-реаниматолога и терапевта в Алтайском краевом госпитале для ветеранов войн. Вторую и третью группы составили студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета.

В нашем исследовании использовалось полуформализованное интервью. Данный метод позволяет вести беседу в рамках созданного гайда, внося некоторые корректировки и уточнения по ходу опроса. Таким образом мы можем выявить реальные мотивы и побуждения выбора профессии за счет отступлений в рассказе, которые позволяет себе респондент.


Рис. 1. Структурная схема объекта исследования

На основе проведенного анализа интервью мы можем говорить о том, что независимо от возраста и сферы деятельности респондента (студент или практикующий специалист) образ врача в понимании людей, связанных с медициной, примерно совпадает. Это человек, спасающий жизни людей, трудолюбивый, ответственный, обладающий, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям.

Студенты-медики, как и практикующие специалисты уверены в том, что врач должен не только обладать теоретическими знаниями, но еще и уметь их применять на практике, быть компетентным как в своей специальности, так и во всех смежных областях для того, чтобы предвидеть и не допускать возможность осложнения заболевания и возникновения чрезвычайных ситуаций; постоянно развиваться, учиться и изучать научную литературу, находиться в непрерывном поиске нового опыта. По мере увеличения стажа работы у клиницистов приходило и понимание того, что работа в медицине – это не только лечение пациента, но и работа с множеством бумаг и преодоление других бюрократических сложностей. На момент выбора профессии они были мало посвящены в проблемы взаимоотношений между государством (в лице различных министерств и ведомств) и врачами, между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями и, безусловно, не могли предвидеть изменения отношения общества к врачам и к медицинской помощи, в которой врач уподобился обслуживающему персоналу и утратил отношение к нему со стороны общества как к профессионалу с большой буквы. По их мнению, сложная как в эмоциональном, так и физическом плане работа забирает все силы без остатка, поэтому она должна быть высокооплачиваемой.

Выявлена обратная связь с высокой степенью достоверности между временем обучения респондентов и количеством разочарованных в собственном выборе: чем старше курс, тем больше студентов, считающих профессию врача своим призванием, и меньше уровень идеализации условий работы медицинского персонала [6]. В нашем исследовании практикующие врачи на основе своего опыта общения со студентами-медиками также отмечали некоторую идеализацию взглядов молодежи относительно лечебной практики, связывающих ее только с работой у постели больного. Данное заблуждение чревато тем, что при встрече с реальными трудностями носитель этой идеальной картины может прийти к отторжению реальности и, как следствие, к потере интереса к профессии. Подобное несовпадение идеальных образов и реалий зачастую завершается уходом из медицины в другую область или в парамедицинские отрасли. При этом в литературе активно обсуждаются проблемы дисфункций врачебной деятельности, когда ради оказания помощи другим врачу нередко приходится жертвовать своим здоровьем. Рабочие условия оказывают прямое влияние на психическое и физическое здоровье человека. Хронический стресс, наслаивающийся на напряженную работу врача, может подвергаться соматизации и вызывать ухудшение физического состояния субъекта. Кроме того, в современном мире наблюдаются негативные тенденции, характеризующиеся обесцениванием труда медицинского персонала, что является дополнительным стрессовым фактором у работников данной сферы. Все вышеперечисленное в сочетании с разочарованием, возникшим вследствие изначального идеалистического отношения к профессии врача у ряда студентов, может спровоцировать возникновение синдрома эмоционального выгорания [7].


Рис. 2. Мотивы профессионального выбора у практикующих врачей и студентов-медиков (%)

Возможно, объяснение мотивов выбора профессии в основном альтруистическими побуждениями у взрослых людей связано с особенностями человеческой памяти (несознательное искажение прошлых событий – аберрация памяти), приписывающей давним поступкам новые значения. Студенты же, которые хорошо помнят свои недавние действия, не стесняются говорить, что при выборе вуза для обучения либо опирались на мнение родственников и знакомых, либо принимали спонтанные решения в рамках сложившихся обстоятельств.

Заключение. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Практикующие врачи имеют реальные представления о лечебной деятельности, понимание всей сложности системы здравоохранения и не считают профессию достаточно престижной. Студентам свойственны идеализация лечебной деятельности, недостаток знаний об ответственности и обязанностях, характерных профессии врача, а сама профессия, по их мнению, является престижной, востребованной.

2. Мотивы выбора профессии у практических врачей носят альтруистический оттенок, а сам выбор – самостоятельный и осознанный характер. Выбор студентов в большинстве случаев имеет спонтанный характер или опирается на авторитетное мнение взрослых и обусловлен, в первую очередь, востребованностью профессии на рынке труда, а также пристрастиями в изучении профильных предметов.

Читайте также: